ТОП 10:

Древние источники по истории таможенного дела



Источников, освещающих развитие Киевской Руси, достаточно много, и они весьма разнообразны. Это древнерусские летописи и летописные своды, которые являются неоценимым юридическим источником и осно­вой для изучения социальной структуры государства, былинные сказа­ния, дающие объективную оценку событий, свидетельства иноземцев. В них нашли отражение и вопросы, связанные с историей рассматриваемо­го предмета и торговой политики.

Обстоятельно работали с источниками Н. М. Карамзин, В. О. Ключев­ский, С. Ф. Платонов2. Десятки ученых России скрупулезно изучали ле­тописные источники на протяжении трехсот лет от одного периода к дру­гому. Среди них К. Н. Бестужев-Рюмин, С. А. Богуславский, В. И. Икон­ников, Н. И. Костолегров, В. М. Перевозчиков, М. П. Погодин, И. С. Срезневский, С. М. Соловьев, М. И. Сухомлинов, В. Н. Татищев и др.

А. А. Шахматов систематизировал летописный фонд. Он оставил большое наследство в виде научных реконструкций исчезнувших лето­писей. Значительный вклад в работу над летописями, особенно над «По­вестью временных лет», внесли М. Д. Приселков и Н. К. Никольский, а также Б. Д. Греков, М. Н. Тихомиров, Д. С. Лихачев, И. П. Еремин, Л. В. Черепнин. Анализу письменных источников, как русских, тате и


Раздел ГУ. Торговля и пошлины в Древнерусском государстве 73

иностранных, посвящены труды М. Н. Тихомирова1, В. В. Мавродина, И. Е. Забелина, Б. А. Рыбакова2 и других ученых.

Длительное время учеными не была востребована летопись о более чем тысячелетней предыстории Руси под названием «Велесова книга», в кото­рой изложена история русов и прослеживается генезис Руси доисториче­ской, от 179 г. до н. э. до середины IX в.

Под таким названием известна теперь и частично опубликована одна из древнейших славянских книг, сохранившаяся на дощечках. Деревян­ные дощечки имели приблизительно один размер: в длину — 38 см, в ши­рину — 22 см, в толщину — 6—10 мм. Само название книге дано по со­держанию дощечки, посвященной одному из древнейших языческих сла­вянских богов — Волосу, Be лесу, В лесу. Он символизировал собой культ «скотьего бога», связанного с предками и с урожаем.

По своему жанру «Велесова книга» — летопись. Ее содержание охватывает историю славянства в указанный период до основания Киева (430г.)3.

Современные историки не исключают, что с содержанием древней ле­тописи был знаком М. В. Ломоносов. Он утверждал, что русы произош­ли от сарматов, т. е. повторял то, о чем повествуется в летописи.

О более раннем периоде информации не было, поэтому многие ученые исходили из посылки одного из столпов псевдонаучного норманнизма ис­торика екатерининской эпохи А. Л. Шлецера (1735 — 1809), который при­шел к следующему «умозаключению» о Руси VII в.: «Повсюду царствует ужасная пустота в средней и северной России. Нигде не видно ни малей­шего следа городов, которые ныне украшают Россию. Нигде нет никако­го достопамятного имени, которое бы духу историка представило превос­ходные картины прошедшего. Где теперь прекрасные поля восхищают око удивленного путешественника, там прежде были одни темные леса и топ­кие болота. Где теперь просвещенные люди соединились в мирные обще­ства, там жили прежде всего дикие звери и полудикие люди»4.

Опровергая это высказывание, крупный ученый, исследователь-исто­рик Руси В. Н. Демин пишет, что уже к периоду правления византийско­го императора Юстиниана славяне достигли высокой щшилизации, он?' держали в страхе Восточную и Западную Римскую империю.


 


1 См.: Костомаров Н. И. Русская Республика. Северно-русские народоправства во
времена удельного вечевого уклада: (История Новгорода, Пскова и Вятки). Смядынь,
1994. С. 371-420.

2 См.: Об источниках российской истории до XVII века // Карамзин Н. М. История
государства Российского. С. 27—28; Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. М.,
1993. С. 39; Ключевский В. О. Соч.: В 9 т. Т. 1: Курс истории. С. 90-128.


1 См.: Тихомиров М. Н. Источниковедение истории СССР, М., 1962; Советское ис­
точниковедение Киевской Руси / Под ред. В. В. Мавродина. Л., 1979.

2 См.: Источники // Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII — ХШ вв.
С. 109-234.

3 См. подробно: Ляшевский С. Русь доисторическая: Историко-археологическое ис­
следование. М., 2003.

4 Цит. по: Демин В. Н. Гиперборея. Исторические корни русского народа. М., 2003.
С. 578.



История таможенного дела и таможенной политики России


Раздел IV. Торговля и пошлины в Древнерусском государстве 75


 


Упомянутое высказывание А. Шлецера или какое-то другое стало пер­вопричиной того, что отсчет русской истории начали исчислять с 862 г., когда новгородцы призвали на княжение Рюрика.

В 1862 г. отмечалось тысячелетие России, а в Великом Новгороде был установлен памятник по проекту скульптора М. Микешина, ставший сим­волом российской государственности.

Ответ на вопрос о происхождении Руси был дан в 60-х годах XX сто­летия с использованием «Велесовой книги», которая была обнаружена в книгохранилищах. Появились работы, в первую очередь переводы, сде­ланные А. А. Куром, С. Я. Парамоновым, статьи Ю. П. Миролюбова, в которых сделана попытка изложить историю Руси, так как ее представ­лял русич до середины IX в.

Используя летопись, С. Ляшевский подготовил историко-археологиче­ское исследование «Очерки по предыстории России» (Балтимор, 1968). В книге на основе привлечения новооткрытой дохристианской летописи IX в. и использования исторических источников • автор изложил более чем тысячелетнюю историю русов до варяжского периода.

Это историко-археологическое исследование позволило автору назван­ного труда связать сведения из дохристианской летописи IX в. со сведе­ниями античных авторов и изложить свое видение предыстории России и процесса формирования русской нации.

Летописание доисторической Руси открывает перед исследователем бо­лее чем тысячелетний период развития Руси, от языческого периода до христианского, т. е. от II—I в. до н. э, по 878 г. н. Ш

Среди исторических сведений, изложенных в летописи, важными представляются данные о том, что в IV в. русы и приднепровские славя­не слились в один народ. К этому времени славяне, жившие в Придне­провье, уже были земледельцами.

На дощечках описываются события переходного периода от племенно­го строя к княжескому правлению. Многое на этих, табличках переклика­ется со сведениями, содержащимися в трудах Б. А. Рыбакова. В частно­сти, говорится, что в начале V столетия князь Кий основывает «стол ру-сек» '(Киев). В 430 г. Киев был обнесен стенами. С IV по VI в. строились «Змиевы валы» для укрепления города. Это свидетельствовало о начале Киевского государства.

Кий правил 30 лет, Лебедян (Славерь) — 20, Верен с Велеграда — 20, Сережень щ 10 лет.


Затем в Киеве, как следует из летописи, правили Мязеслав, Бору-славль, Комонебранец, Гореслав и другие, вплоть до предшественника Аскольда — Бровлика-младшего.

Как говорится в дохристианской летописи, в Киевском государстве была развита письменность. В начале IX в. Евангелие и Псалтырь были написаны «роуськими» письменами. При Аскольде в 867 г. началось кре­щение Руси.

Начиная с V в. активно развивалась торговля Древнерусского государ­ства с Византией и Хазарским каганатом, а также в южном и западном направлениях. При обмене товарами, а затем и продаже применялась, как правило, десятинная пошлина, а в ряде случаев торговые сборы взима­лись по договоренности.

Торговые отношения были тесно связаны с расширением и укреплени­ем территории Киевской Руси. Кияне осуществляли походы в другие страны, о чем рассказывается в летописи.

Сопоставляя это с данными, изложенными в исследованиях Б. А. Ры­бакова и других историков, которые опирались прежде всего на сведения, почерпнутые из арабских и греческих источников, мы убеждаемся, что описание предыстории Руси до рюриковского периода на дощечках не только во многом совпадает с этими источниками, но даже и изложено бо­лее полно.

Следовательно, в летописи записаны крупнейшие события тысячелетней предыстории Руси: зарождение нового города на р. Волхове, Киевское кня­жество, Сурожская Русь, остатки русов в донских степях и Поволжье, из которых зародились в последующем княжества Рязанское, Муромское и др.

Введение сведений из летописи в научный оборот открывает ранее не­известные страницы зарождения и развития Руси языческой и дает воз­можность проследить генезис Руси изначальной.

Результатом работы над летописями явился коллективный научный труд «Библиография русского летописания» 1. Среди многочисленных ле­тописных источников ведущее место занимают «Повесть временных лет» Нестора и другие летописи. В повести излагаются интересные сведения о славянах V—VII вв., о формировании мощных и устойчивых славянских «княжений», об основании Киева, описываются славянские походы в Ви­зантию в VI в. и многие другие события из жизни восточных славян.

К историческим источникам относятся былины — народная эпичес­кая поэзия Киевской Руси. По образному выражению Б. Д. Грекова, былины — это народный устный учебник истории2. В былинах описаны в основном события периода Киевской Руси. В этой связи небезынтере-


 


1 Не все исследователи, знакомые с происхождением и содержанием летописи, при­знают ее достоверность. Однако, ознакомившись с трудами С. Ляшевского и других уче­ных, можно прийти к выводу о'достоверности «Велесовой книги».


1 Библиография русского летописания. М.; Л., 1962.

2 См. подробно: О былинах //Рыбаков Б. А. Указ. соч. С. 142—172.


Тштшшш


76 История таможенного дела и таможенной политики России


Раздел W. Торговля и пошлины в Древнерусском государстве 77


 


сен труд И. Я. Фроянова и Ю. И. Юдина', которые не только рассма­тривают исторические реальности на основе былинной фантазии, но и предлагают также новое, отличающееся от взглядов Б. А. Рыбакова и Б. Д. Грекова прочтение истории Киевской Руси с точки зрения оценки ее социально-экономической характеристики и политической истории^.

В «Слове о полку Игореве» повествуется о трагической судьбе славян­ского князя PV в. Буса, попавшего в плен.

Сведения о славянах мы находим также в трудах арабских географов IX—XII вв. Они сообщают интересные данные о торговле русов в столи­це Багдадского халифата. Сборник документов, содержащих сведения о славянах и их торговых отношениях с ними, подготовил Б. Н. ЗаходерЗ.

Общий обзор арабской географической литературы дал в своей книге «Славянский мир в глазах арабских писателей» Тадеуш Левшицкий в 1949 г. Значительный интерес представляет книга о международных свя­зях, подготовленная А. П. Новосельцевым, В. Т. Пашуто, Л. В. Череп-ниным и другими, которые рассказывают о ранее неизвестных событиях Древнерусского государства4.

Поставив вопрос о добросовестности указанных авторов при использо­вании арабских источников, Б. А. Рыбаков обращает внимание на труд Абу-Абдаллаха Мохамеда Ибн Мохамеда ал-Идриси «Услада путешествующих вокруг света» и его карту-*. Он пишет, что при написании своей работы Идриси опирался на многочисленные свидетельства восточных авторов IX—XI вв. К ним обращается и Б. А. Рыбаков. Это Ибн-Хордадбех, Ахмед ал-Якуби (891), Джейхани (ок. 900), Кодами ал-Басрия (ок. 902), Масуди (953), Ибн-Хаукаль (976) и др. Ученый, проанализировав их сочинения, пришел к выводу, что они" описали дорогу до Киева, на которой были обо­рудованы станции и конторы. На пути устраивались дневки, которые ис­пользовались как торговый день. События, описываемые Идриси, относят­ся к IX—X вв. Из его сведений можно сделать вывод, что если существо­вала торговля, то, естественно, существовали и пошлинные обрядности.

Особо выделяется такой важный источник по торговле и мытным сборам в VII—X вв., как сочинение византийского императора Константина Багря­нородного «О фемах» и «О народах»6. Его по праву можно назвать осно-

1 См.: Фроянов И. Я.,Юдин Ю. И. Былинная история. СПб., 1997.

2 См.: Фроянов И. Я. Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории. Л.,
1974; Он же. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории. Л., 1980.

3 См.: Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Т. 1. М., 1962;
Т. 2. 1967.

4 См.: Новосельцев А. П.,Пашуто В. Т.,Черепнин Л. В.,Шумарин В. П..Ща­
пов В. Н.
Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965.

5 См.: Jaubert Amedee. Georraphie d'Edrisi. T. I—II. Paris, 1836-1840.

6 Багрянородный К. «О фемах» и «О народах». М., 1899.


воположником историографии X в. В сочинении «О руссах, отправляющих­ся на однодревках из Руси в Константинополь» Константин Багрянородный раскрывает перед читателем особенности пути в Византию и обратно.

Важными источниками, полученными из греческих архивов, являются договоры Руси с Византией. Отечественной исторической науке известны четыре договора: устный — 907 г. и письменные — 911, 944 и 971 гг. Их содержание открывает порядок, регламентирующий торговые и пошлинные отношения, и убеждает в том, что договоры Руси с Византи­ей не содержали территориальных притязаний русских к грекам, а толь­ко отражали стремление к мирным торговым отношениям. Это подтверж­дается текстами договоров того времени.

В «Повести временных лет», общерусском летописном своде, состав­ленном в Киеве во втором десятилетии XII в., Нестор рассказывает о по­ходе Олега на Византию. Он пишет, что с Константинополем в 907 г. был заключен устный договор:

ЕРШ!
Князь Олег

«I. Греки дают по 12 гривен на человека, сверх того уклады на горо­да Киев, Чернигов, Переяславль, Полтеск, Ростов, Любечь и другие, где властвуют князья, Олеговы подданные.

 


78 История таможенного дела и таможенной политики России


Раздел ГУ. Торговля и пошлины в Древнерусском государстве 79


 


И. Послы, отправляемые князем русским в Царьград, будут там всем довольствованы из казны императорской. Русским гостям, или торговым людям, которые приедут в Грецию, император обязан на шесть месяцев давать хлеба, вина, мяса, рыбы и плодов; они имеют также свободный вход в народные бани и получают на возвратный путь съестные припасы, якори, снасти, парусы и все нужное.

Греки со своей стороны предложили такие условия:

I. Руссы, которые будут в Константинополе не для торговли, не име­ют права требовать месячного содержания.

П. Да запретит князь послам своим делать жителям обиду в областях и селах греческих.

III. Руссы могут жить только у св. Мамы и должны уведомлять о при­бытии городское начальство, которое запишет их имена и выдаст им месяч­ное содержание; киевским,черниговским, переяславскими другим граж­данам.Они будут входить только в одни ворота городские с император­ским приставом, безоружные и не более пятидесяти человек вдруг; могут торговать свободно в Константинополе и не платя никакойпошлины»1.

Условия мира были скреплены клятвами. Император клялся Еванге­лием, а Олег с воинами — оружием и богами народа славянского Перу­ном и Белесом. В знак победы Олег повесил свой щит на вратах Констан­тинополя.

Историки сообщают, что, желая закрепить договор письменно с Византи­ей, Олег направил в 911 г. в Царьград своих послов, которые заключили письменный договор Руси с Византией. Текст этого договора приведен ниже2.

«Мы от роду русского, Карл Ингелот, Фарлов, Веремид, Рулав, Гу­ды, Руальд, Карн, Флелав, Рюар, Актутруян, Лидулфост, Стемид, по­сланные Олегом, великим князем русским, и всеми сущими под рукою его, светлыми боярами, к вам, Льву, Александру и Константину (брату и сыну первого), великим царям греческим, на удержание и на извещение от многих лет бывшие любви между христианами и Русью, по воле наших князей и всех сущих под рукою Олега, следующими главами уже не сло­весно, как прежде, но письменно утвердили сию любовь, и клялися в том по закону русскому своим оружием.

I. Первым словом да умиримся с вами, греки! Да любим друг друга от всея души, и не дадим никому из сущих под рукою наших светлых кня­зей обижать вас; но потщимся, сколь можем, всегда и непреложно соблю­дать сию дружбу! Также и вы, греки, да храните всегда любовь непо-

1 Карамзин Н. М. Предания веков. М., 1989. С. 76. У С. М. Соловьева договор из­
ложен на доступном русском языке, без точного воспроизведения (см.: Соловьев С. М.
История России с древнейших времен. Кн. 1. Т. II. Гл. V).

2 Учитывая, что договор 911 г. в подлиннике вошел лишь в редкие издания, мы вклю­
чили в этот раздел его полный текст.


движную к нашим светлым князьям русским и всем сушим под рукою светлого Олега. В случае же преступления и вины да поступаем тако.

II. Вина доказывается свидетельствами; а когда нет свидетелей, то не
истец, но ответчик присягает — и каждый да клянется по вере своей.
(Взаимные обиды и ссоры греков с россиянами в Константинополе заста­
вили, как надобно думать, императоров и князя Олега включить статьи
уголовных законов в мирный государственный договор.)

III. Русин ли убиет христианина или христианин русина, да умрет на месте злодеяния. Когда убийца домовит и скроется, то его имение отдать ближнему родственнику убитого; но жена убийцы не лишается своей за­конной части. Когда же преступник уйдет, не оставив имения, то счита­ется под судом, доколе найдут его и казнят смертию.

IV. Кто ударит другого мечом или каким сосудом, да заплатит пять литр серебра по закону русскому; неимовитый же да заплатит, что может; да снимет с себя и самую одежду, в которой ходит, и да клянется по ве­ре своей, что ни ближние, ни друзья не хотят его выкупить из вины: тог­да увольняется от дальнейшего взыскания.

V. Когда русин украдет что-либо у христианина или христианин у ру­сина и пойманный на воровстве захочет сопротивляться, то хозяин укра­денной вещи может убить его, не подвергаясь взысканию, и возьмет свое обратно; но должен только связать вора, который без сопротивления отда­ется ему в руки. Если русин или христианин, под видом обыска, войдет в чей дом и силою возьмет там чужое, вместо своего, да заплатит втрое.

VI. Когда ветром выкинет греческую ладию на землю чуждую, где
случимся мы, Русь, то будем охранять оную вместе с ее грузом, отправим
в землю греческую и проводим сквозь всякое страшное место до бесстраш­
ного. Когда же ей нельзя возвратиться в отечество за бурею или другими
препятствиями, то поможем гребцам и доведем ладию до ближней приста­
ни русской. Товары и все, что будет в спасенной нами ладии, да продает­
ся свободно: и когда пойдут в Грецию наши послы к царю или гости для
купли, они с честию приведут туда ладию и в целости отдадут, что выру­
чено за ее товары. Если же кто из русских убьет человека на сей ладии
или что-нибудь украдет, да примет виновный казнь вышеозначенную.

VII. Если найдутся в Греции между купленными невольниками росси­
яне или в Руси греки, то их освободить и взять за них, чего они купцам
стоили, или настоящую, известную цену невольников; пленные также да
будут возвращены в отечество и за каждого да внесется окупу 20 златых.
Но русские воины, которые из чести придут служить царю, могут, буде
захотят сами, остаться в земле греческой.

VIII. Ежели невольник русский уйдет, будет украден или отнят под
видом купли, то хозяин может везде искать и взять его; а кто противится
обыску, считается виновным.



История таможенного дела и таможенной политики России


Раздел IV. Торговля и пошлины в Древнерусском государстве 81


 


IX. Когда русин, служащий царю христианскому, умрет в Греции, не
распорядив своего наследства и родных с ним не будет, то прислать его
имение в Русь к милым ближним; а когда сделает распоряжение, то от­
дать имение наследнику, означенному в духовной.

X. Ежели между купцами и другими людьми русскими в Греции бу­
дут виновные и ежели потребуют их в отечество для наказания, то царь
христианский должен отправить сих преступников в Русь, хотя бы они и
не хотели туда возвратиться.

Да поступают так и русские по отношению к грекам!
р... .----- ~~*~------------------- !---- 1—|—« Для верного исполнения сих ус-

Великий князь Владимир Мономах

ловий между нами, Русью и грека­ми, велели мы написать оные кино­варью на двух хартиях. Царь грече­ский скрепил их своею рукою, клял­ся Святым Крестом. Нераздельною Животворящею Троицею единого Бога и дал хартию нашей светлости; а мы, послы русские, дали ему дру­гую и клялися по закону своему, за себя и за всех русских, исполнять утвержденные главы мира и любви между нами, Русью и греками. Сен­тября во 2 неделю, в 15 лето (то есть индикта) от создания мира...»1 Из содержания договора можно сделать вывод о том, что между Древнерусским государством и Византи­ей и ранее были развитые торговые отношения.

Бесценным источником истории феодальных отношений в Киевской Руси является Русская Правда — свод юридических документов XI — XII вв. Русская Правда включает Древнейшую Правду или Правду Яро­слава 1015 — 1016 гг.; Дополнение к Правде Ярослава: «Устав мостни-ком», «Покон вирный» («Положение о сборщиках судебных штра­фов»); Правда Ярославичей (Правда русской земли), утверждена сыно­вьями Ярослава Мудрого — Изяславом, Святославом и Всеволодом око­ло 1072 г.; Устав Владимира Мономаха 1113г.; Пространную русскую правду (примерно 1120 —ИЗО гг.). В этих древних документах подроб­но освещаются нормы договора займа, договоры по созданию купечес­ких товариществ и др.2.


Ряд статей содержит нормы, регламентирующие взаимоотношения мытников с лицами, осуществляющими торговые сделки.

В последующие годы содержание Русской Правды было положено в ос­нову создания других правовых документов. Период феодальной раздроб­ленности привел к тому, что к XII в. на Руси существовало уже двенадцать отдельных земель: Киевская, Черниговская, Переяславская, Новгород-Се-верская, Волынская, Галицкая, Смоленская, Полоцкая, Турово-Пинская, Новгородская, Ростово-Суздальская (Владимирская), Муромо-Рязанская. «Каждая из этих земель, — пишет С. В. Юшков, — продолжала в то вре­мя дробиться на так называемые уезды, т. е. части княжений» 1.

В этот период действующие правовые документы, составленные в Ки­евской Руси, были признаны и использовались в других землях. Среди них Русская Правда, княжеские церковные уставы и др.

Одновременно возникает необходимость в создании правовых сборни­ков, которые бы регулировали отношения между великими и удельными князьями в политических, экономических и торговых отношениях, свя­занных в том числе с выполнением торгово-пошлинных обрядностей.

Анализ правовых актов показывает, что в русских княжествах шел ак­тивный процесс нормотворчества.

Так, на Галицкой земле была создана Ипатьевская летопись и ряд юридических сборников.

Для изучения истории происхождения пошлин большое значение име­ют документы XII —XIII вв. Смоленского княжества, которое сыграло важную роль во внутренней и внешней торговле, находясь на балтийском торговом пути. К таким памятникам можно отнести Уставную грамоту смоленского князя Ростислава 1150 г., договор смоленского князя Мсти­слава Давыдовича, заключенный с Ригою, Готландом и немецкими горо­дами в 1229 г. Это был период расцвета торгового и политического значе­ния Смоленской • земли. Согласно договору, немецким купцам разреша­лась свободная купля товаров в Смоленске, а русским — на Готланде.

«Немчичю же не надоба никакое мыто и со Смоленьска и до Ригы, а из Ригы до Смоленьска. Такоже и Русику не надобы мыто з Готьского берега и до Смоленьска».

Многие статьи посвящены разъяснению соглашения Смоленска с Ри1 гою и Готским берегом.

«А ряд мои с Немьци таков: Аже будут мои Смоляне в Ризе, вольное торгование им в Ризе.

А же будут Смоляне на Готьском березе, вольное торгование им на Готьском березе.


 


1 Карамзин Н. М. Предания веков. С. 77—79.

2 Таможенное дело: Сб. документов и материалов. Т. 1. М., 1999. 907 — 1721.


1 Юшков С. В. Предисловие //Памятники русского права. Вып. 1. М, 1952. С. 9.



История таможенного дела и таможенной политики России


 


Аж будуть Немьци в моемь Смоленьске, вольное им торгование в мо­ем Смоленьске.

А места на корабли вольная, како Немечичю, тако и Смолнянину».

Статьи договора обеспечивали условия беспрепятственной торговли немецким купцам в Смоленске, а смолянам — в Риге и на Готском бере­гу. В договоре также содержались нормы, обеспечивающие беспрепятст­венный транзитный проезд немецких купцов через Смоленское княжест­во и русских купцов по территории Готланда.

Активно развивались торгово-денежные и пошлинные отношения в Ве­ликом Новгороде. Памятником, содержащим правовые нормы взаимоот­ношений города с другими городами в торговых и финансовых делах, яв­ляется «Новгородская судная грамота».

Обширный сборник норм псковского права содержится в «Псковской судной грамоте». Возникшая на основных принципах Русской Правды «Псковская судная грамота» по своему уровню является крупным норма­тивным документом, в который вошли правовые нормы в области торгов­ли и пошлин.

Значительное место отводилось освещению вопросов регулирования взаимоотношений в области мены, займа и торговли.

Из выше изложенного напрашивается вывод о том, что нормотворчес-кий процесс продолжался и после распада Киевской Руси. Развитие фео­дальных отношений сопровождалось юридическим закреплением право­вых норм в области торговли и пошлинных отношений.

Русская Правда и другие памятники права сыграли важную роль в об­щественно-экономическом развитии России, в становлении торгово-пошлинных отношений, являясь памятником официального законодатель­ства.


Раздел V

ПОШЛИНЫ В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

РУСИ







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.66.217 (0.017 с.)