Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Древние источники по истории таможенного делаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Источников, освещающих развитие Киевской Руси, достаточно много, и они весьма разнообразны. Это древнерусские летописи и летописные своды, которые являются неоценимым юридическим источником и основой для изучения социальной структуры государства, былинные сказания, дающие объективную оценку событий, свидетельства иноземцев. В них нашли отражение и вопросы, связанные с историей рассматриваемого предмета и торговой политики. Обстоятельно работали с источниками Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов2. Десятки ученых России скрупулезно изучали летописные источники на протяжении трехсот лет от одного периода к другому. Среди них К. Н. Бестужев-Рюмин, С. А. Богуславский, В. И. Иконников, Н. И. Костолегров, В. М. Перевозчиков, М. П. Погодин, И. С. Срезневский, С. М. Соловьев, М. И. Сухомлинов, В. Н. Татищев и др. А. А. Шахматов систематизировал летописный фонд. Он оставил большое наследство в виде научных реконструкций исчезнувших летописей. Значительный вклад в работу над летописями, особенно над «Повестью временных лет», внесли М. Д. Приселков и Н. К. Никольский, а также Б. Д. Греков, М. Н. Тихомиров, Д. С. Лихачев, И. П. Еремин, Л. В. Черепнин. Анализу письменных источников, как русских, тате и Раздел ГУ. Торговл я и пош лины в Д ревнер усском госу дарств е 73 иностранных, посвящены труды М. Н. Тихомирова1, В. В. Мавродина, И. Е. Забелина, Б. А. Рыбакова2 и других ученых. Длительное время учеными не была востребована летопись о более чем тысячелетней предыстории Руси под названием «Велесова книга», в которой изложена история русов и прослеживается генезис Руси доисторической, от 179 г. до н. э. до середины IX в. Под таким названием известна теперь и частично опубликована одна из древнейших славянских книг, сохранившаяся на дощечках. Деревянные дощечки имели приблизительно один размер: в длину — 38 см, в ширину — 22 см, в толщину — 6—10 мм. Само название книге дано по содержанию дощечки, посвященной одному из древнейших языческих славянских богов — Волосу, Be лесу, В лесу. Он символизировал собой культ «скотьего бога», связанного с предками и с урожаем. По своему жанру «Велесова книга» — летопись. Ее содержание охватывает историю славянства в указанный период до основания Киева (430г.)3. Современные историки не исключают, что с содержанием древней летописи был знаком М. В. Ломоносов. Он утверждал, что русы произошли от сарматов, т. е. повторял то, о чем повествуется в летописи. О более раннем периоде информации не было, поэтому многие ученые исходили из посылки одного из столпов псевдонаучного норманнизма историка екатерининской эпохи А. Л. Шлецера (1735 — 1809), который пришел к следующему «умозаключению» о Руси VII в.: «Повсюду царствует ужасная пустота в средней и северной России. Нигде не видно ни малейшего следа городов, которые ныне украшают Россию. Нигде нет никакого достопамятного имени, которое бы духу историка представило превосходные картины прошедшего. Где теперь прекрасные поля восхищают око удивленного путешественника, там прежде были одни темные леса и топкие болота. Где теперь просвещенные люди соединились в мирные общества, там жили прежде всего дикие звери и полудикие люди»4. Опровергая это высказывание, крупный ученый, исследователь-историк Руси В. Н. Демин пишет, что уже к периоду правления византийского императора Юстиниана славяне достигли высокой щшилизации, он?' держали в страхе Восточную и Западную Римскую империю.
1 См.: Костомаров Н. И. Русская Республика. Северно-русские народоправства во 2 См.: Об источниках российской истории до XVII века // Карамзин Н. М. История 1 См.: Тихомиров М. Н. Источниковедение истории СССР, М., 1962; Советское ис 2 См.: Источники // Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII — ХШ вв. 3 См. подробно: Ляшевский С. Русь доисторическая: Историко-археологическое ис 4 Цит. по: Демин В. Н. Гиперборея. Исторические корни русского народа. М., 2003. История таможенного дела и таможенной политики России Раздел IV. Торговля и пошлины в Древнерусском государстве 75
Упомянутое высказывание А. Шлецера или какое-то другое стало первопричиной того, что отсчет русской истории начали исчислять с 862 г., когда новгородцы призвали на княжение Рюрика. В 1862 г. отмечалось тысячелетие России, а в Великом Новгороде был установлен памятник по проекту скульптора М. Микешина, ставший символом российской государственности. Ответ на вопрос о происхождении Руси был дан в 60-х годах XX столетия с использованием «Велесовой книги», которая была обнаружена в книгохранилищах. Появились работы, в первую очередь переводы, сделанные А. А. Куром, С. Я. Парамоновым, статьи Ю. П. Миролюбова, в которых сделана попытка изложить историю Руси, так как ее представлял русич до середины IX в. Используя летопись, С. Ляшевский подготовил историко-археологическое исследование «Очерки по предыстории России» (Балтимор, 1968). В книге на основе привлечения новооткрытой дохристианской летописи IX в. и использования исторических источников • автор изложил более чем тысячелетнюю историю русов до варяжского периода. Это историко-археологическое исследование позволило автору названного труда связать сведения из дохристианской летописи IX в. со сведениями античных авторов и изложить свое видение предыстории России и процесса формирования русской нации. Летописание доисторической Руси открывает перед исследователем более чем тысячелетний период развития Руси, от языческого периода до христианского, т. е. от II—I в. до н. э, по 878 г. н. Ш Среди исторических сведений, изложенных в летописи, важными представляются данные о том, что в IV в. русы и приднепровские славяне слились в один народ. К этому времени славяне, жившие в Приднепровье, уже были земледельцами. На дощечках описываются события переходного периода от племенного строя к княжескому правлению. Многое на этих, табличках перекликается со сведениями, содержащимися в трудах Б. А. Рыбакова. В частности, говорится, что в начале V столетия князь Кий основывает «стол ру-сек» '(Киев). В 430 г. Киев был обнесен стенами. С IV по VI в. строились «Змиевы валы» для укрепления города. Это свидетельствовало о начале Киевского государства. Кий правил 30 лет, Лебедян (Славерь) — 20, Верен с Велеграда — 20, Сережень щ 10 лет. Затем в Киеве, как следует из летописи, правили Мязеслав, Бору-славль, Комонебранец, Гореслав и другие, вплоть до предшественника Аскольда — Бровлика-младшего. Как говорится в дохристианской летописи, в Киевском государстве была развита письменность. В начале IX в. Евангелие и Псалтырь были написаны «роуськими» письменами. При Аскольде в 867 г. началось крещение Руси. Начиная с V в. активно развивалась торговля Древнерусского государства с Византией и Хазарским каганатом, а также в южном и западном направлениях. При обмене товарами, а затем и продаже применялась, как правило, десятинная пошлина, а в ряде случаев торговые сборы взимались по договоренности. Торговые отношения были тесно связаны с расширением и укреплением территории Киевской Руси. Кияне осуществляли походы в другие страны, о чем рассказывается в летописи. Сопоставляя это с данными, изложенными в исследованиях Б. А. Рыбакова и других историков, которые опирались прежде всего на сведения, почерпнутые из арабских и греческих источников, мы убеждаемся, что описание предыстории Руси до рюриковского периода на дощечках не только во многом совпадает с этими источниками, но даже и изложено более полно. Следовательно, в летописи записаны крупнейшие события тысячелетней предыстории Руси: зарождение нового города на р. Волхове, Киевское княжество, Сурожская Русь, остатки русов в донских степях и Поволжье, из которых зародились в последующем княжества Рязанское, Муромское и др. Введение сведений из летописи в научный оборот открывает ранее неизвестные страницы зарождения и развития Руси языческой и дает возможность проследить генезис Руси изначальной. Результатом работы над летописями явился коллективный научный труд «Библиография русского летописания» 1. Среди многочисленных летописных источников ведущее место занимают «Повесть временных лет» Нестора и другие летописи. В повести излагаются интересные сведения о славянах V—VII вв., о формировании мощных и устойчивых славянских «княжений», об основании Киева, описываются славянские походы в Византию в VI в. и многие другие события из жизни восточных славян. К историческим источникам относятся былины — народная эпическая поэзия Киевской Руси. По образному выражению Б. Д. Грекова, былины — это народный устный учебник истории2. В былинах описаны в основном события периода Киевской Руси. В этой связи небезынтере-
1 Не все исследователи, знакомые с происхождением и содержанием летописи, признают ее достоверность. Однако, ознакомившись с трудами С. Ляшевского и других ученых, можно прийти к выводу о'достоверности «Велесовой книги». 1 Библиография русского летописания. М.; Л., 1962. 2 См. подробно: О былинах //Рыбаков Б. А. Указ. соч. С. 142—172. Тштшшш 76 История таможенного дела и таможенной политики России Раздел W. Торговля и пошлины в Древнерусском государстве 77
сен труд И. Я. Фроянова и Ю. И. Юдина', которые не только рассматривают исторические реальности на основе былинной фантазии, но и предлагают также новое, отличающееся от взглядов Б. А. Рыбакова и Б. Д. Грекова прочтение истории Киевской Руси с точки зрения оценки ее социально-экономической характеристики и политической истории^. В «Слове о полку Игореве» повествуется о трагической судьбе славянского князя PV в. Буса, попавшего в плен. Сведения о славянах мы находим также в трудах арабских географов IX—XII вв. Они сообщают интересные данные о торговле русов в столице Багдадского халифата. Сборник документов, содержащих сведения о славянах и их торговых отношениях с ними, подготовил Б. Н. ЗаходерЗ. Общий обзор арабской географической литературы дал в своей книге «Славянский мир в глазах арабских писателей» Тадеуш Левшицкий в 1949 г. Значительный интерес представляет книга о международных связях, подготовленная А. П. Новосельцевым, В. Т. Пашуто, Л. В. Череп-ниным и другими, которые рассказывают о ранее неизвестных событиях Древнерусского государства4. Поставив вопрос о добросовестности указанных авторов при использовании арабских источников, Б. А. Рыбаков обращает внимание на труд Абу-Абдаллаха Мохамеда Ибн Мохамеда ал-Идриси «Услада путешествующих вокруг света» и его карту-*. Он пишет, что при написании своей работы Идриси опирался на многочисленные свидетельства восточных авторов IX—XI вв. К ним обращается и Б. А. Рыбаков. Это Ибн-Хордадбех, Ахмед ал-Якуби (891), Джейхани (ок. 900), Кодами ал-Басрия (ок. 902), Масуди (953), Ибн-Хаукаль (976) и др. Ученый, проанализировав их сочинения, пришел к выводу, что они" описали дорогу до Киева, на которой были оборудованы станции и конторы. На пути устраивались дневки, которые использовались как торговый день. События, описываемые Идриси, относятся к IX—X вв. Из его сведений можно сделать вывод, что если существовала торговля, то, естественно, существовали и пошлинные обрядности. Особо выделяется такой важный источник по торговле и мытным сборам в VII—X вв., как сочинение византийского императора Константина Багрянородного «О фемах» и «О народах»6. Его по праву можно назвать осно- 1 См.: Фроянов И. Я.,Юдин Ю. И. Былинная история. СПб., 1997. 2 См.: Фроянов И. Я. Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории. Л., 3 См.: Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Т. 1. М., 1962; 4 См.: Новосельцев А. П.,Пашуто В. Т.,Черепнин Л. В.,Шумарин В. П..Ща 5 См.: Jaubert Amedee. Georraphie d'Edrisi. T. I—II. Paris, 1836-1840. 6 Багрянородный К. «О фемах» и «О народах». М., 1899. воположником историографии X в. В сочинении «О руссах, отправляющихся на однодревках из Руси в Константинополь» Константин Багрянородный раскрывает перед читателем особенности пути в Византию и обратно. Важными источниками, полученными из греческих архивов, являются договоры Руси с Византией. Отечественной исторической науке известны четыре договора: устный — 907 г. и письменные — 911, 944 и 971 гг. Их содержание открывает порядок, регламентирующий торговые и пошлинные отношения, и убеждает в том, что договоры Руси с Византией не содержали территориальных притязаний русских к грекам, а только отражали стремление к мирным торговым отношениям. Это подтверждается текстами договоров того времени. В «Повести временных лет», общерусском летописном своде, составленном в Киеве во втором десятилетии XII в., Нестор рассказывает о походе Олега на Византию. Он пишет, что с Константинополем в 907 г. был заключен устный договор:
«I. Греки дают по 12 гривен на человека, сверх того уклады на города Киев, Чернигов, Переяславль, Полтеск, Ростов, Любечь и другие, где властвуют князья, Олеговы подданные.
78 История таможенного дела и таможенной политики России Раздел ГУ. Торговля и пошлины в Древнерусском государстве 79
И. Послы, отправляемые князем русским в Царьград, будут там всем довольствованы из казны императорской. Русским гостям, или торговым людям, которые приедут в Грецию, император обязан на шесть месяцев давать хлеба, вина, мяса, рыбы и плодов; они имеют также свободный вход в народные бани и получают на возвратный путь съестные припасы, якори, снасти, парусы и все нужное. Греки со своей стороны предложили такие условия: I. Руссы, которые будут в Константинополе не для торговли, не имеют права требовать месячного содержания. П. Да запретит князь послам своим делать жителям обиду в областях и селах греческих. III. Руссы могут жить только у св. Мамы и должны уведомлять о прибытии городское начальство, которое запишет их имена и выдаст им месячное содержание; киевским, черниговским, переяславским и другим гражданам. Они будут входить только в одни ворота городские с императорским приставом, безоружные и не более пятидесяти человек вдруг; могут торговать свободно в Константинополе и не платя никакой пошлины»1. Условия мира были скреплены клятвами. Император клялся Евангелием, а Олег с воинами — оружием и богами народа славянского Перуном и Белесом. В знак победы Олег повесил свой щит на вратах Константинополя. Историки сообщают, что, желая закрепить договор письменно с Византией, Олег направил в 911 г. в Царьград своих послов, которые заключили письменный договор Руси с Византией. Текст этого договора приведен ниже2. «Мы от роду русского, Карл Ингелот, Фарлов, Веремид, Рулав, Гуды, Руальд, Карн, Флелав, Рюар, Актутруян, Лидулфост, Стемид, посланные Олегом, великим князем русским, и всеми сущими под рукою его, светлыми боярами, к вам, Льву, Александру и Константину (брату и сыну первого), великим царям греческим, на удержание и на извещение от многих лет бывшие любви между христианами и Русью, по воле наших князей и всех сущих под рукою Олега, следующими главами уже не словесно, как прежде, но письменно утвердили сию любовь, и клялися в том по закону русскому своим оружием. I. Первым словом да умиримся с вами, греки! Да любим друг друга от всея души, и не дадим никому из сущих под рукою наших светлых князей обижать вас; но потщимся, сколь можем, всегда и непреложно соблюдать сию дружбу! Также и вы, греки, да храните всегда любовь непо- 1 Карамзин Н. М. Предания веков. М., 1989. С. 76. У С. М. Соловьева договор из 2 Учитывая, что договор 911 г. в подлиннике вошел лишь в редкие издания, мы вклю движную к нашим светлым князьям русским и всем сушим под рукою светлого Олега. В случае же преступления и вины да поступаем тако. II. Вина доказывается свидетельствами; а когда нет свидетелей, то не III. Русин ли убиет христианина или христианин русина, да умрет на месте злодеяния. Когда убийца домовит и скроется, то его имение отдать ближнему родственнику убитого; но жена убийцы не лишается своей законной части. Когда же преступник уйдет, не оставив имения, то считается под судом, доколе найдут его и казнят смертию. IV. Кто ударит другого мечом или каким сосудом, да заплатит пять литр серебра по закону русскому; неимовитый же да заплатит, что может; да снимет с себя и самую одежду, в которой ходит, и да клянется по вере своей, что ни ближние, ни друзья не хотят его выкупить из вины: тогда увольняется от дальнейшего взыскания. V. Когда русин украдет что-либо у христианина или христианин у русина и пойманный на воровстве захочет сопротивляться, то хозяин украденной вещи может убить его, не подвергаясь взысканию, и возьмет свое обратно; но должен только связать вора, который без сопротивления отдается ему в руки. Если русин или христианин, под видом обыска, войдет в чей дом и силою возьмет там чужое, вместо своего, да заплатит втрое. VI. Когда ветром выкинет греческую ладию на землю чуждую, где VII. Если найдутся в Греции между купленными невольниками росси VIII. Ежели невольник русский уйдет, будет украден или отнят под История таможенного дела и таможенной политики России Раздел IV. Торговля и пошлины в Древнерусском государстве 81
IX. Когда русин, служащий царю христианскому, умрет в Греции, не X. Ежели между купцами и другими людьми русскими в Греции бу Да поступают так и русские по отношению к грекам!
ловий между нами, Русью и греками, велели мы написать оные киноварью на двух хартиях. Царь греческий скрепил их своею рукою, клялся Святым Крестом. Нераздельною Животворящею Троицею единого Бога и дал хартию нашей светлости; а мы, послы русские, дали ему другую и клялися по закону своему, за себя и за всех русских, исполнять утвержденные главы мира и любви между нами, Русью и греками. Сентября во 2 неделю, в 15 лето (то есть индикта) от создания мира...»1 Из содержания договора можно сделать вывод о том, что между Древнерусским государством и Византией и ранее были развитые торговые отношения. Бесценным источником истории феодальных отношений в Киевской Руси является Русская Правда — свод юридических документов XI — XII вв. Русская Правда включает Древнейшую Правду или Правду Ярослава 1015 — 1016 гг.; Дополнение к Правде Ярослава: «Устав мостни-ком», «Покон вирный» («Положение о сборщиках судебных штрафов»); Правда Ярославичей (Правда русской земли), утверждена сыновьями Ярослава Мудрого — Изяславом, Святославом и Всеволодом около 1072 г.; Устав Владимира Мономаха 1113г.; Пространную русскую правду (примерно 1120 —ИЗО гг.). В этих древних документах подробно освещаются нормы договора займа, договоры по созданию купеческих товариществ и др.2. Ряд статей содержит нормы, регламентирующие взаимоотношения мытников с лицами, осуществляющими торговые сделки. В последующие годы содержание Русской Правды было положено в основу создания других правовых документов. Период феодальной раздробленности привел к тому, что к XII в. на Руси существовало уже двенадцать отдельных земель: Киевская, Черниговская, Переяславская, Новгород-Се-верская, Волынская, Галицкая, Смоленская, Полоцкая, Турово-Пинская, Новгородская, Ростово-Суздальская (Владимирская), Муромо-Рязанская. «Каждая из этих земель, — пишет С. В. Юшков, — продолжала в то время дробиться на так называемые уезды, т. е. части княжений» 1. В этот период действующие правовые документы, составленные в Киевской Руси, были признаны и использовались в других землях. Среди них Русская Правда, княжеские церковные уставы и др. Одновременно возникает необходимость в создании правовых сборников, которые бы регулировали отношения между великими и удельными князьями в политических, экономических и торговых отношениях, связанных в том числе с выполнением торгово-пошлинных обрядностей. Анализ правовых актов показывает, что в русских княжествах шел активный процесс нормотворчества. Так, на Галицкой земле была создана Ипатьевская летопись и ряд юридических сборников. Для изучения истории происхождения пошлин большое значение имеют документы XII —XIII вв. Смоленского княжества, которое сыграло важную роль во внутренней и внешней торговле, находясь на балтийском торговом пути. К таким памятникам можно отнести Уставную грамоту смоленского князя Ростислава 1150 г., договор смоленского князя Мстислава Давыдовича, заключенный с Ригою, Готландом и немецкими городами в 1229 г. Это был период расцвета торгового и политического значения Смоленской • земли. Согласно договору, немецким купцам разрешалась свободная купля товаров в Смоленске, а русским — на Готланде. «Немчичю же не надоба никакое мыто и со Смоленьска и до Ригы, а из Ригы до Смоленьска. Такоже и Русику не надобы мыто з Готьского берега и до Смоленьска». Многие статьи посвящены разъяснению соглашения Смоленска с Ри1 гою и Готским берегом. «А ряд мои с Немьци таков: Аже будут мои Смоляне в Ризе, вольное торгование им в Ризе. А же будут Смоляне на Готьском березе, вольное торгование им на Готьском березе.
1 Карамзин Н. М. Предания веков. С. 77—79. 2 Таможенное дело: Сб. документов и материалов. Т. 1. М., 1999. 907 — 1721. 1 Юшков С. В. Предисловие //Памятники русского права. Вып. 1. М, 1952. С. 9. История таможенного дела и таможенной политики России
Аж будуть Немьци в моемь Смоленьске, вольное им торгование в моем Смоленьске. А места на корабли вольная, како Немечичю, тако и Смолнянину». Статьи договора обеспечивали условия беспрепятственной торговли немецким купцам в Смоленске, а смолянам — в Риге и на Готском берегу. В договоре также содержались нормы, обеспечивающие беспрепятственный транзитный проезд немецких купцов через Смоленское княжество и русских купцов по территории Готланда. Активно развивались торгово-денежные и пошлинные отношения в Великом Новгороде. Памятником, содержащим правовые нормы взаимоотношений города с другими городами в торговых и финансовых делах, является «Новгородская судная грамота». Обширный сборник норм псковского права содержится в «Псковской судной грамоте». Возникшая на основных принципах Русской Правды «Псковская судная грамота» по своему уровню является крупным нормативным документом, в который вошли правовые нормы в области торговли и пошлин. Значительное место отводилось освещению вопросов регулирования взаимоотношений в области мены, займа и торговли. Из выше изложенного напрашивается вывод о том, что нормотворчес-кий процесс продолжался и после распада Киевской Руси. Развитие феодальных отношений сопровождалось юридическим закреплением правовых норм в области торговли и пошлинных отношений. Русская Правда и другие памятники права сыграли важную роль в общественно-экономическом развитии России, в становлении торгово-пошлинных отношений, являясь памятником официального законодательства. Раздел V ПОШЛИНЫ В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ РУСИ
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.34.75 (0.019 с.) |