Пошлинные и таможенные отношения великих и удельных князей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пошлинные и таможенные отношения великих и удельных князей



Феодальная раздробленность Киевской Руси явилась следствием соци­ально-экономического развития отдельных русских земель. Развитие фе­одальных отношений привело к укреплению власти великих князей. Они стали носителями государственности, права удельных владельцев земель были усечены. Сельское население зависело от местных феодалов. Оно было вынуждено следовать установленному феодалом порядку. Зарожда­лось земельное право. Феодал, который имел больше земли, чем другие, имел больше прав. Поэтому власть находилась в его руках. На первый план выступило право-привилегия.

1 См.: Таможенная служба Санкт-Петербурга. 1703-2003. СПб., 2003. С. 21-23.


Княжеское хозяйство влияло на экономическое развитие страны в це­лом и торговлю в частности. В отдельных случаях права князей ограни­чивались боярами, а в Новгородской республике — вечевым органом.

Местное управление характеризовалось разделением земель на более мелкие административные единицы — уделы во главе с городами, — ко­торые играли важное политическое и экономическое значение и являлись центрами торговли. Городское население участвовало в формировании то­варно-денежных отношений.

Среди многих торгово-экономических и политических вопросов, которые были в центре взаимоотношений великих и удель­ных князей, важное место отводилось пош­линным отношениям, которые строились на основе взаимной договоренности и отли­чались нестабильностью и разнообразием.

Духовная грамота Ивана Калиты

Так, в договорной грамоте Новгорода с великим князем Тверским Ярославом Яро-славичем 1265 г. говорилось: «А что, Кня-же, мы по твоей земле, и по иной волости, и.по всей Суждальской земле; а то Княже, имати по векше от лодье, и от воза, и от лну, и от хмел на короба. А дворяном тво­им по селом у купцов повозов не имати, разве ратной вести. Тако, Княже Господи­не, пошло от Дед и от Отец, и от твоих, и от наших, и от твоего Отчя Ярослава»1.

Нормы, изложенные в договорной грамоте, свидетельствуют, что мыт­ные (пошлинные) обрядности уже являлись обязательным условием тор­говых отношений.и сложились в конце XII - начале XIII в.

Представляет интерес духовная грамота 1339 г. великого князя Ивана Даниловича Калиты, в которой он в связи с отъездом в Орду завещает своему сыну Москву. Сбор тамги в волостях Калита поручает сьюовьям: «...тако же мыты, которые в котором оуезде». Княгине своей князь отпи--. сал осмничее2, т. е. пошлину, которая была известна еще до X в.

1 Духовные и договорные грамоты князей великих и удельных. М., 1909. С. 11 — 12. 2 См. там же. С. 7—8.

Из грамоты великого князя Дмитрия Ивановича Донского великому князю Михаилу Александровичу (1375) следует, что Дмитрий Иванович предоставляет право гостям и торговцам Великого Новгорода и Торжка с пригородами чистый, беспошлинный проезд в Тверь и в Тверскую волость. «А мытов ти новых и пошлины по старине оу новгородцев и оу Новоторж-


102 История таможенного дела и таможенной политики России

цев»1. В своем завещании в 1389 г. он составил подробную роспись имуще­ства, оставляемого им жене и сыновьям, завещал жене и детям села и день­ги и указал, где собирать пошлины.

Пошлинные правила, регулирующие торговые отношения, изложены в грамоте великого князя Василия Дмитриевича великому князю тверскому Михаилу Александровичу. Из содержания документа следует, что князья отстаивают прежний порядок мытных сборов. «А на старых ти мытех имати (взимать) с воза по мортке обеоушной (мортка, или мордка — древняя единица в русских куньих ценностях), а костки (пошлина) с че­ловека мортка. А поедет на Верее с торговлею, ино (тогда от мыта), ина с воза промыты (контрабанда) по шестидесят, а заповеди (запрет, наказ к исполнению) шестьдесят одна, колько бы возов не было. А промыта то где объедет мыт. А проедет мыт, мытника оу завора (заставы) не боудет, мыта и промыта нет. А стижет (настигнет) его мытник, ин возмет свои мыт, а промыты и заповеди нет»2.

В документе изложены нормы сбора пошлин: «...с лодьи по два алты­на, а со строуга алтын всех пошлин, а тамгы и осминичего от рубля ал­тын. Тамгу и осминичее брали за право торговли, а если купец проезжал мимо, то платил только мыт....А меж нас людем нашим и гостем путь чист без рубежа. А кто оучинит рубеж или вывод, рубежчика и вьшедщи-ка выдати по исправе»^. Анализ содержания грамот начала XV в. свиде­тельствует, что в торговых отношениях появляется слово «тамга», но это еще не было таможенным делом. Описанные в грамотах нормы раскры­вают комплекс торговых, проезжих и штрафных пошлин.

В документах периода феодальной раздробленности просматриваются таможенные отношения между государем и монастырями. Из жалованной грамоты великого князя Ивана Васильевича Троицкому Сергиеву монас­тырю 1465 г. следует, что монастырь был освобожден от пошлин на мо­настырские товары и съестные припасы, провозимые через Московское княжество. В грамоте говорилось, что четыре монастырские повозки, пе­ревозившие соль, рыбу и другие товары, освобождаются во всех городах и волостях от уплаты «мыта, тамги, восьминничьего, весчего, ни явлен­ного, ни побережного, ни дело ратное; ни контарное, ни детиное, ни иные им некоторые пошлины ненадобе, окричь церковных пошлин», а также с монастырских купчин «и с их наймытов ненадобно некоторая пошлина; а мои наместницы городские, и волостели, и их тиуны, и таможеницы, и гостиницы, и все пошлинницы, чтобы с тех четырех повозков не имали никоторая пошлина, нигде с товару монастырского и с их наймытов»4. А

1 Духовные и договорные грамоты князей великих и удельных. С. 25 — 27.

2 Таможенное дело России. Т. 1. С. 41.

3 Там же.

4 Акты Арх. эксп. Т. 1. СПб., 1836. С. 55-57.


Раздел У. Пошли ны в период ф еодальной раздробленности Vy^^^mv^^tj№

если кто-то не выполнит это княжье распоряжение, то «быти ему от меня от Великого Князя в Казни». Так под страхом смерти выполнялись рас­поряжения великого князя.

Торгово-пошлинные отношения в период феодальной раздробленности продолжали развиваться. Великие и удельные князья устанавливали свои нормы сбора пошлин не только по их названиям, но и прежде всего по ставкам. Такое положение не способствовало развитию внутренней и внешней торговле, тормозило экономическое развитие страны.

4. Структура таможенных органов. Принципы их комплектования

По мере становления Русского централизованного государства и раз­вития его экономики укреплялись таможни, таможенные заставы, основ­ной задачей которых являлись сбор пошлин и пополнение государствен­ной казны. В XVII в. таможни были открыты в городах и ряде других населенных пунктов, через которые перемещались товары. В больших городах таможен было несколько. Так, например, в Москве имелись Большая таможня, Померная изба, в которой взимались пошлины с хлебных товаров, Мытная изба, в которой платились пошлины с леса, дров и скота.

Таможенные пошлины собирались также и на сельских торжках и яр­марках. Для этого туда направлялись целовальники из таможен уездных городов.

В конце XVI — начале XVII в. в России сложилось два способа укомплектования таможен и соответственно сбора пошлин. Первый — так называемый «верный», когда к выполнению таможенных обязанностей привлекались лица, знакомые с торговлей, посадские люди и уездные крестьяне. Они, по сути дела, отбывали повинность. Служба эта была безвозмездной, «на веру», в связи с чем должностные лица таможен принимали присягу: «Аз (имя) целую сей святый и животворящий крест Господень, — Государю своему, Царю и Великому князю Алексию Ми­хайловичу всеа Руси на том, что быти мне у его Государева, Царева и Ве­ликого князя Алексия Михайловича, всеа Руси дела (место), в кабацкий головах... Целую крест, что поступать буду по уставной грамоте, а кабац­ким сбором самим нам не корыстоваться, и с кабака Государева питья да­ром и малою ценою в наклад себе не имать... и на свои расходы и на тор­говлю Государевых денег себе не имать и никому не давать" и мне (имя) ни на каких людей липших денег не сбирать и Государевыми кабацкими деньгами будучи у таможенного сбору не торговать и тем не корыстовать­ся, и за своими промыслы и за торгом не ходить, и быть без престани у таможенного сбору. Также мне (имя) голове над целовальники у тамо-


 

История таможенного дела и таможенной политики России

женного сбору, у продажи и у запасов у покупки быть без отлично с ра­дением и не пяны, и денег не крали, а клали б деньги за Головину печать в ящики»1.

Таможенный голова избирался на один год из числа торговых людей или зажиточных крестьян. На больших таможнях назначались товарищи, т. е. заместители головы. Крупные таможни возглавляли представители купечества. Назначение таможенного головы оформлялось царским ука­зом. Исходя из результатов работы таможни по итогам года, если пошли­ны значительно превышали ранее намеченную сумму, таможенный голо­ва поощрялся. Награды, а это были, как правило, ценные подарки, вру­чались в присутствии царя.

В 1636 г. Казанская таможня превысила сбор пошлин предыдущего года на 4271 руб., Астраханская — на 4462 руб. Таможенные головы П. Клипшн и Д. Протопопов получили по серебряному ковшу весом в три гривенника, по 10 аршин атласа, по одной штуке камки-куфтыря и по 40 соболей стоимостью 60 руб.2.

Примером значительных таможенных сборов может служить также ра­бота Московской Большой таможни. В 1640 г. ее прибыль составила 8314 руб. Наград были удостоены не только таможенные головы, но и некото­рые целовальники.

Второй способ укомплектования таможен и сбора пошлин — отдача таможен на «откуп». Суть этого способа состояла в том, что заинтере­сованное лицо вносило в государственную казну определенную сумму денег, не меньшую, чем средний сбор таможенной пошлины за прошед­ший год, и собирало пошлины в свою пользу.

В начале XVII в. многие таможни находились на откупе: в Курске, Белгороде, Путивле, Орле, Рязани, Пронске, Верее, Лебедяни, Данкове и др. На «вере» были таможни, расположенные в Мезени, Каргополе, Перми Великой, Вятке, Соли Камской, Твери. В Калуге и Торжке до 1614 г. таможни были на откупе, а в последующем на «вере», в Михай­лове и Зарайске до 1613г. таможни работали на «вере», ас 1614г. пере­шли на откуп. Откупы сохранялись не только в XVII, но и XVIII в. Их отменили высочайшим указом лишь в 1807 г.3.

В XVTI в. право взимания сбора таможенных пошлин было предо­ставлено некоторым монастырям. Но эта привилегия духовным лицам часто отменялась.

Организационная структура таможен отличалась простотой. Основу таможни составляли целовальники. Их численность колебалась от 10 до

1 Толстой Д. Указ. соч. С. 143, 144.

2 См.: Захаров В. Н. Таможенное учреждение в России в XVII в. //Государственное
учреждение России XVII-XVIII вв. М., 1991. С. 60.

3 См.: Толстой Д. Указ. соч. С. 74.


РазделУ. П ошлины в период феодальной раздр обленности Руси 105

20 человек. На эти должности привлекались служивые люди и черносош­ные крестьяне. Целовальников, так же как и таможенных голов, выбира­ли посадские люди и уездные крестьяне. При этом практиковалось избра­ние в таможни другой губернии. Затем составлялся документ — «Вы­бор», который подписывали все участвующие в этом мероприятии. Это повышало ответственность избранных и наделяло их правами действовать от имени той части населения, которая их выдвинула. Целовальники, так же как и головы, принимали присягу, но в присутствии воеводы, кото*, рый, получив соответствующую грамоту из Москвы, отдавал приказ об очередных выборах в таможню1. Воевода должен был предупредить по­садских людей, чтобы те выбирали на таможню людей «добрых и прожи­точных», «а не воров и бражников»2.

В обязанности целовальников входили оценка товаров и сбор пошлин. На таможне один из целовальников назначался стар­шим, он же по совместительству являлся ларечным (ларешным). Ларечный цело­вальник выполнял функции казначея. Име­лись «ходячие» и «караульные» цело­вальники. Первые, как правило, направля­лись для сбора пошлин в торговые места, а вторые охраняли таможенную избу. Цело­вальники менялись ежегодно.

Кроме целовальников на таможне были Печать Приказа

подьячие. Они вели таможенные книги, Большой казны,

оформляли различные документы и получа- Конец XVII в.

ли жалованье за счет сбора с «писчей день­ги». В штаты таможни входили также ис­топники, сторожа, рассыльные и др.

В России в XVII в. еще не было центра­лизованного органа управления таможнями. Он начал складываться лишь к концу столе­тия. В. Н. Захаров отмечает, что управле­ние таможнями распределялось между четвертями, Разрядным приказом, Прика­зом Большого прихода, Сибирским прика­зом и Приказом Казанского дворца. Важная роль в управлении таможнями принадлежала Большой казне. Эти органы

Печать Московской Большой таможни. Конец XVII в.

1 См.: Захаров В. Н. Указ. соч. С. 65.

2 Там же.



История таможенного дела и таможенной политики России


 


в соответствии с существующим законодательством издавали для подчи­ненных им городов приказы и распоряжения. В соответствующие прика­зы поступали таможенные сборы и отчеты о работе таможен.

В управлении таможнями участвовали и воеводы. На них возлагалась обязанность не только выбирать и назначать таможенников, но и,' глав­ное, осуществлять общий надзор за деятельностью таможни без права вмешательства в сбор пошлин. До середины XVII в. таможенные головы отчитывались перед воеводой. Управляя таможнями, воеводы подчас со­здавали свою «воеводскую приказную избу».

Во второй половине XVII в., особенно в последней его четверти, кон­трольные функции за деятельностью таможен постепенно переходят к та­моженным головам, избранным посадским миром. Документы того време­ни свидетельствуют, что воеводам было запрещено «ведать» таможенных голов и целовальников, а обязанность смотреть за действиями таможенни­ков возлагалась на посадских земских старост.

К началу XVIII в. таможенная система в Российском государстве от­вечала потребностям внешней торговли и решению задач налоговой поли­тики. Сложился централизованный орган — Приказ Большой казны, в который поступали таможенные сборы и другие доходы. В торговых го­родах существовали различные таможенные структуры. В Москве было несколько таможенных органов: Большая таможня (оформляла товары иностранных купцов), Мытная изба, в которой происходило таможенное оформление скота, сена и др. Торговля лошадьми была сосредоточена в Конюшенной избе, сделки на сельскохозяйственные товары оформлялись в Померной избе.

Особенность деятельности таможенных учреждений в этот период со­стояла в том, что таможни наряду с взиманием пошлин осуществляли сусленный, квасный и банный сборы. На них же возлагалось получе­ние питейной прибыли. Однако эти функции распространялись не на все таможни. Все зависело от местных условий и традиций.

Важной особенностью таможенной службы являлось выполнение фис­кальных задач. Все денежные средства поступали в Большую казну, в то время как в европейских странах таможенный доход частично оставался в местных самоуправлениях и использовался на развитие городов и тор­говых центров.

Процесс совершенствования таможенного дела в Московском государ­стве шел медленно, в рассматриваемый период едва наметились тенден­ции к более рациональной службе. Механизм регулирования внешней торговли в силу экономической отсталости страны, слабо развитой внеш­ней торговли, несовершенства денежной системы практически не работал. Существовал обычный налоговый сбор с едва заметными элементами та­моженного дела.


Раздел VI

ТАМОЖЕННЫЕ ОБРЯДНОСТИ

В МОСКОВСКОМ

ЦЕНТРАЛИЗОВАННОМ ГОСУДАРСТВЕ

1. Внешняя торговля и ее влияние на развитие таможенных обрядностей

Рост внешней и внутренней торговли способствовал товарообмену и развитию таможенных обрядностей. Во время вторжения на Русь монго-ло-татар (1237 — 1240) торговая и хозяйственная жизнь замерла. В после­дующие годы разоренная страна поднималась медленно, но все же ожи­вала. Появился новый политический и экономический центр — Москва. Возродилась торговля в городах: Нижний Новгород, Тверь, Кострома, Ярославль и др. Туда потянулись купцы из Германии, Польши, Литвы, Греции, Италии, Персии. На западе России самыми крупными торговы­ми городами стали Смоленск и Полоцк, на юге — Киев, притягивавший своим местоположением купцов из Польши, Австрии, Константинополя и Италии. Хлебная же торговля переместилась на берега Черного моря.

Возобновление торговых отношений привело к открытию новых тор­говых путей: от верховьев Дона до Азова и по Азовскому морю через Кер­ченский пролив до Феодосии. В начале XV в. существовал торговый путь по Северной Двине от Устюга до Холмогор.

Преодолевая последствия монголо-татарского нашествия, Россия в XVI в. успешно торговала с Англией, Голландией, а после завоевания Ка­зани и Астрахани - с Персией и Китаем.

Этому предшествовали события, связанные с проникновением англий­ских купцов на Русь, где они искали новые пути и страны для торговли. Англичане учредили «Общество купцов-искателей для открытия стран, зе­мель, островов, государств и доселе морским путем.не посещаемых». Для начала было снаряжено три корабля; командовал этой небольшой эскад­рой Хью Виллогби, а главным кормчим был назначен Ричард Ченслер.

11 мая 1553 г. корабли с командой в 116 человек вышли в дальнее пла­вание. Заветной целью англичан было найти северный морской путь в Индию и Китай. 14 июня эскадра подошла к острову Гельголанд, 2 авгу­ста была в виду Вардегуза, но ветры помешали войти в гавань. Налетев­шим шквалом корабли были рассеяны и потеряли друг друга из виду.^На­ходясь на корабле «Благое предприятие», Ченслер дождался спокойной погоды и вошел в гавань. Неделю он ждал остальные корабли, но они не



История таможенного дела и таможенной политики России


Раздел VI. Таможенные обрядности... Ю9


 


появились. Тогда Ченслер один продолжил путь и 24 августа пристал в устье Северной Двины.

О прибытии англичан сообщили в Москву, и в октябре английский ко­рабль вошел на зимовье в Унекую губу. Ченслер вместе с гостями выехал в Москву и был принят Иваном Грозным. Взяв на себя роль посла анг­лийского короля, Ченслер просил у царя разрешения пользоваться откры­тым ими «новым путем» для торговых сношений с Россией. В связи с этим событием в Двинской летописи записано: «Государь царь и великий князь королевского посла Рыцарта и гостей аглинские земли пожаловал в свое государство Российское, с торгом из-за моря на кораблях им велел ходить безопасно и дворы им покупать и строить невозбранно»1. Следу­ет отметить, что правители России со времен Ивана III понимали необхо­димость сближения с Европой, пытались устанавливать дипломатические отношения с иностранными государствами, заполучить мастеров из-за границы. Но эти попытки оканчивались в большинстве случаев неудачно, так как единственно известный в то время путь между Россией и Европой через Балтику ревниво оберегался соседями, поляками и шведами, стре­мившимися удерживать Россию в обособленности от остального мира.

Ченслер, прожив несколько месяцев в Москве, собрал сведения о стра­не. Он получил от Ивана Грозного заверения, что англичанам предоста­вят свободы и преимущества, если они будут вести правильную и честную торговлю с Россией. Иван IV по достоинству оценил важность торговли с англичанами.

Весной 1554 г. Ченслер прибыл в Лондон, где создал Московскую ком­панию английских купцов, ставшую, как пишет М. М. Шумилов, первой в истории Англии компанией коммандитного типа, организованной по принципу joint-stock. Ее члены являлись держателями акций и делили за­траты и прибыли сообща. При создании компания насчитывала 200 чело­век. В 1565 г. ее численность увеличилась до 400, но к концу столетия она уменьпшлась до 80 человек^.

В следующую зиму в Белом море нашли два корабля Виллогби. Лю­ди на них были мертвы, но товары полностью сохранились. Мореплава­тели погибли во льдах близ Святого Носа, где остановились на зимовку. Незнакомая местность, отсутствие теплой одежды, пищи, топлива обрек­ли их на гибель. Сам Виллогби держался из последних сил. Он делал ме­теорологические записи и вел дневник, из которого следовало, что англи­чане при снаряжении экспедиции ставили не только торговые, но и науч­ные цели, из 116 человек команды только 11 были купцами.

1 Любименко И. Я. История торговых сношений с Англией. Вып. 1. XVI век Юрь­
ев, 1912. С. 8.

2 См.: Шумилов М. М. Указ. соч. С. 257.


Узнав о гибели английских мореплавателей, Иван Грозный отдал рас­поряжение холмогорским людям переписать и запечатать все английские товары и вместе с корабельными пушками доставить в Холмогоры.

Трагедия, постигшая два корабля экспедиции, не остановила англи­чан. Впоследствии, на протяжении полу столетия, они ежегодно снаряжа­ли суда в Россию.

Карта Владимира-Суздальской земли

По велению Ивана IV английской компании были предоставлены при­вилегии в торговле. Глава конторы Московской компании находился в Москве в Китай-городе. Конторы также были открыты в Вологде, Яро­славле, Новгороде, Пскове, Казани, Астрахани, Костроме. В 1586 г. анг­личане были переселены в- Архангельск, где имелась таможенная изба, была поставлена «важня» и созданы условия для контроля за торговыми операциями русских и иностранных купцов.

В отличие от англичан, стремившихся к сбыту своих товаров в России и других странах, голландцы вели посредническую торговлю, пытаясь пе-


по

История таможенного дела и таможенной политики России

рехватить инициативу и стать главными поставщиками колониальных то­варов не только в Россию, но и в другие страны. Часть товаров они заку­пали, а сукно и холсты производили в своей стране.

Торговый капитал Голландии играл посредническую роль. И. М. Ку-лишер, отмечая эту особенность, пишет, что доставляемые в Россию на голландских судах товары были французскими, а русский экспорт на этих же судах направлялся во Францию.

Как пишет в своей книге И. И. Люби-менко, резидент голландский в 1618 г. сооб­щал о том, что англичане потеряли автори­тет в торговом деле, а голландцы пользуют­ся доверием. От них поступают значитель­ные суммы в таможню2. В начале XVII в. торговля Голландии с Россией набирала обороты. Уже в 1630 г. в Архангельск при­было 100 голландских кораблей и лишь несколько из Англии, а в 1658 г. из 80 иностранных судов только 4 были англий-скими^.

В XVII в. голландские торговые дворы были в Архангельске, Вологде, Холмогорах,

ттг _ I Москве, Ярославле, Новгороде и Пскове. В

Иван IV 1 розный

ряде случаев российское правительство пре­доставляло голландцам льготные условия, уплаты 50 % пошлины на това­ры, а также разрешало торговать в пограничных и внутренних городах и беспрепятственно выезжать из страны.

Исследуя торговые взаимоотношения между Голландией и Россией в XVII в., М. М. Шумилов считает, что потеснить англичан на рынке гол­ландцам помогло следующее: Голландия утвердилась в роли посредника русско-французской торговли, так как имела больше судов, чем Фран­ция; голландские матросы отличались хорошей выучкой; голландские купцы владели значительными капиталами и имели хорошую коммерчес­кую подготовку и природную склонность к торговле, они были хорошо осведомлены о состоянии дел и общественных настроениях в России; гол­ландские суда были застрахованы от нападения пиратов. В Амстердам­ском обществе морского страхования насчитывалось 60 военных кораб­лей, которые сопровождали голландские торговые суда. М. М. Шумилов, ссылаясь на М. Клинге, сделал вывод, что голландцы опережали другие

1 См.: Кулигиер И. М. История русской торговли до девятнадцатого века включитель­
но. Пг., 1923. С. 129.

2 См.: Любименко И. И. Указ. соч. С. 745.

3 См.: Шумилов М. М. Указ. соч. С. 291.


Ра здел VI. Таможенные о бр ядности... Ш

народы в области текстильного и сахарного производства, в деревообра­ботке и строительстве кораблей.

Кроме того, бежавшие из Франции гугеноты и изгнанные из Испании и других стран евреи вносили свой инновагщонный вклад в производство Голландии. «Это означало предпринимательство, усердие и инвестиции в расширение торговли»1.

Причину успеха голландцев в торговле с Россией И. И. Любименко видит в поддержке и покровительстве их торговли своим правительством. «Голландские купцы больше серебра тратили на подкуп должностных лиц и щедрее кредитовали русских купцов».

Несколько по-иному устанавливались торговые связи России со Шве­цией в начале XVII в. Это было связано с тем, что в период Смуты шве­ды захватили Карелию, все течение реки Невы, Новгород и удерживали эти районы с 1611 по 1617 г. В этот период им представлялись таможен­ные льготы. Торговля осуществлялась односторонне. В Россию ввозились в основном продукты питания.

После заключения Столбовского мира в 1617 г. шведам отошли мно­гие русские земли. На несколько десятилетий Россия оказалась отрезан­ной от Балтийского побережья. В результате торговля России со Швеци­ей значительно сократилась. Лишь с 1637 г., когда в Стокгольме был от­крыт «Русский торговый дом», торговые отношения оживились. Более ак­тивно торговала русская сторона, причем помимо этого под видом рус­ских купцов в Швецию нелегально ввозили товары прибалтийские немцы из Ревеля, Риги и Нарвы.

Стратегическая задача шведов состояла в том, чтобы сократить торгов­лю Англии и Голландии с Россией и, овладев балтийской торговлей, расширить торговлю с Россией через Архангельск, а также через Ревель, Нарву и Ниеншанц. Шведы намеревались превратить Ниеншанц в круп­ный центр экспортно-импортной торговли с Россией^. В 1638 г. в городе была создана таможня. Торговля со шведами до 1656 г. особого развития не получила, так как она, несмотря на некоторые уступки шведов русским торговым людям, была более выгодной для шведов. В период с 1656 по 1658 г. Россия находилась в состоянии войны со Швецией за возвраще­ние Ижорской земли.

После заключения Кардисского мира (1661) русско-шведские торго­вые отношения стали возобновляться. Однако русских купцов на швед­ской территории притесняли, им не предоставляли условий для торговли. Претензии предъявляла и шведская сторона.

Во второй половине XVII в. объективная потребность обмена товара­ми между Россией и Швецией продолжала прокладывать дорогу торгов-

1 Клинге М. Мир Балтики. С. 78.

2 См. подробно: Шумилов М. М. Указ. соч. С. 297.


112 История таможенного дела и таможенной политики России


Раздел VI. Таможенные обрядности...______________________ _____ ИЗ


 


ле. «К невскому устью ежегодно приходило свыше 100 купеческих судов, половина из которых были русскими. Торговлю продолжали держать в своих руках новгородские, тихвинские, ладожские, олонецкие торговые люди»1. Ведущие центры балтийской торговли в XVII в. Нарва, Рига и Ревель, ориентировавшиеся на русский рынок, оставались подвластны шведскому королю2.

В начале XVII в. оживилась торговля с южными странами. Товары в Астрахань поставляли персы, армяне, бухарцы, крымские и ногайские та­тары, индусы. Они привозили в Россию шелковые, хлопчатобумажные, золотые, серебряные парчовые ткани, ковры, шелк-сырец разных цветов, рубины, бирюзу, жемчуг, сабли, ревень. При ввозе товаров персидские купцы не платили пошлин. В 1667 г. Алексей Михайлович выдал жало­ванную грамоту Армянской торговой компании, которая находилась в Персии. По царскому указу 1673 г. Армянской компании разрешалось продавать шелк и ткани только русским купцам.

Торговля с Турцией проходила через Бессарабию. Основными товара­ми в русско-турецкой торговле были: из Турции — ткани и драгоценные камни, из России — кожи и меха, большой моржовый зуб и некоторые другие товары.

Во второй половине XVII в. получила развитие торговля с Китаем. Один из путей этой торговли проходил через Туркестан и Бухару; дру­гой — через Тобольск и Тару, далее вдоль Иртыша, затем через калмыц­кие и монгольские степи. Третий путь пролегал через Кяхту, монгольские степи и пустыню Гоби, четвертый — от Нерчинска до Пекина.

Освоение торговых путей сопровождалось созданием таможенных учреждений. Первая таможня была построена в Верхотурье в 1600 г. В 1603 г. открылись таможни в Тобольске, Тюмени, Сургуте, Березове, Мангазее^.

Таможня в Иркутске была построена в 1689 г.4. Иркутск был перекре­стком трех торговых направлений: из Центральной России на Восток на­правлялись русские промышленные изделия, пушнина, холст, продоволь­ствие; р Россию из Китая сначала через Нерчинск, а в начале XVIII в. че­рез Монголию шли шелковые и бумажные ткани; из Якутска, Туруханска через Иркутск шла пушнина на Русь и в Китай5.

0 торговом обороте и ассортименте торговых товаров можно судить из
следующих данных. В марте 1697 г. через Иркутск и Нерчинск было про-

1 Шумилов М. М. Указ. соч. С. 301, 302.

2 См.: Шасколъский И. П. Экономические отношения России и Шведского государ­
ства в XVII в. СПб., 1998.

3 См.: Марков Л. Я. Очерки истории таможенной службы. С. 122.

4 См.: Русское государство в XVII в. М., 1961. С. 29.

5 См.: Первое столетие Иркутска. СПб., 1902. С. 183.


везено 94 тыс. шкурок белок, 82 тыс. горностаев, 3342 соболя, 3240 кор­саков, 11 250 аршин холста, 810 арншн крашена (крашеного холста), 900 аршин сермяжного сукна, 130 топоров, 4 пуда уклада (стальных изде­лий), 25 фунтов перца, 25 фунтов сахара1.

Заключение с Китаем Нерчинского договора (1689) способствовало развитию торговых отношений и сделало возможным перемещение това­ров караванами. В дальнейшем торговля с Китаем регламентировалась также и другими договорами и односторонними правилами, которые вво­дились именными царскими указами.

Анализируя торговлю России с иностранными государствами Европы и Азии, можно сделать вывод о том, что развитие торговых отношений со­провождалось расширением российской территории, растущими потреб­ностями государства в товарообмене в интересах увеличения дохода. Тор­говая и таможенная политика являлась составной частью внешней поли­тики и регулировалась государством.

2. Система таможенных обрядностей

Торговые пошлины

В связи с завоеванием Руси монголо-татарами повсеместно установи­лась торговая пошлина — тамга. Это тюркское слово означало «клеймо», которым клеймили скот, а в последующем, спустя века, оно превратилось в тамгу — родовую печать, которая ставилась на ярлыки об уплате соответствующей пошлины. Таким образом, тамга, как уже было сказано ранее, имеет двойное значение, с одной стороны — печать, с другой — ставка пошлины. От слова «тамга» появилось слово «тамжить», а чело­век, который ставил печать, назывался таможником, позднее таможенни­ком, а место, где ставили печать, стало таможней.

Первыми исследователями торговых и других пошлин были Д. Тол­стой и К. И. Лодыженский.

ТАМГА была основной торговой пошлиной. Ее разновидностями явля­лись:

ЯВКА — пошлина за предъявленный в таможне товар, взималась как при провозе товаров на место торга, так и с его продажи. По прибытии в город торговый человек должен был явиться в таможню. Здесь в специ­альной книге записывались его имя, название и происхождение привезен­ного товара, размер взысканной пошлины — «явленного» или «явки». Пройти через таможню обязаны были все приезжающие, однако явка взи­малась только с тех, кто имел товар.

ЗАМЫТ — сбор, акциз; взыскивался с цены товара.

1 См.: Марков Л. Н. Очерки истории таможенной службы. С. 123.


114 История таможенного дела и таможенной политики России


Раздел VI. Таможенные обрядности,,,



 


ОСЬМНИЧЕЕ (оеьмичее, восьмничее, восьменичее) — фискальная пошлина, равная Vs стоимости товара; взималась, как и «померное», с «предметов меримых». От померного отличалось тем, что бралась с руб­ля, в то время как померное — с меры. «Поэтому и встречается в актах, что с одного и того же предмета берутся восьмничее и помер».

ГОСТИНОЕ — пошлина с привозных товаров; взималась «с оценки товаров, помещаемых в гостином дворе, на рубль или по штукам товара».

ПОРЯДНОЕ — фискальная пошлина с продажи и покупки некото­рых товаров, например меди, икры, рыбы, соли; взималась, как правило, с цены товара, реже — с меры. Размер порядного колебался от */2 день­ги до 2 денег с рубля.

ИСКУННОЕ — фискальная пошлина с продажи товаров.

ПЯТНО — сбор за клеймение лошадей при купле-продаже; взималась как с покупателя, так и с продавца за наложение таможенным чиновни­ком клейма на купленную или промененную лошадь.

УЗОЛЬЦОВОЕ (узловое, поузолыцина) — сбор за обвязку товара с. приложением таможенных печатей или за наложение таможенных знаков.

ГОЛОВЩИНА — взимавшаяся при продаже людей; взыскивалась с покупателя,

ВЕСЧЕЕ — взималась с продажи весчих товаров. Ее размер колебал­ся от j /6 деньги до 10 денег с рубля (обычно он составлял 2 деньги, из которых одна взыскивалась с" покупателя, а другая — с продавца, после 1653 г. взыскивалась только с покупателя).

ПОМЕРНОЕ — пошлина с продажи меримых товаров. Такими това­рами были пшеница, рожь, овес, солод, ячмень, конопля, греча, горох и т. п. Пошлина бралась с меры, а не с рубля. Размер померной пошлины составлял от V2 деньги до 2 денег. Ее взыскивали только с продавца; «с купца никогда помера не брали».

Проезжие пошлины

В Древнерусском государстве мыт был торговой и проезжей пошли­ной. С появлением тамги он стал только проезжей пошлиной. Среди раз­новидностей мыта следует выделить мыто сухое и мыто водяное. Эти ос­новные пошлины за провоз товара взимались, как правило, с судна, воза, саней, в которых перевозился товар, реже — с цены товара. До 1654 г. мытные пошлины взимались не только государством, но и частными ли­цами, хотя и с разрешения властей.

Существовали следующие разновидности проезжей пошлины:

ПОСАЖЕННОЕ — взималось с воза или судна, груженного товаром. Размер пошлины зависел от габаритов воза или судна.

ПОДУЖНОЕ — сбор за количество телег в обозе.

ПОЛОЗОВОЕ — сбор за количество саней в обозе.


ПОБЕРЕЖНОЕ -- сбор с судна, причалившего к берегу; уплачивал­ся деньгами или товарами, находившимися на судне. Размер пошлины за­висел от количества судов и их размеров.

ГОЛОВЩИНА — подать с души; плата за человека на возу, ладье или ином транспортном средстве. Поголовный сбор с лиц, сопровождаю­щих товар.

КОСТКИ -- налог с людей, сопровождающих товар.

ЗАДНИЕ КАЛАЧИ — разновидность головщины; взимались при воз­вращении купца со своими людьми после продажи товара.

МОСТОВЩИНА И ПЕРЕВОЗ - налог за проезд или проход по мосту или за пользование перевозом; взимался мостовщиками и перевоз­чиками.

ПРОЕЗЖЕЕ — плата за пользование благоустроенными дорогами.

ЯВКА — с товара, предоставленного таможеннику или другому долж­ностному лицу при его провозе на место торга; взималась также с людей (поголовно) при доставке товаров к месту тбрга.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 1265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.232.160 (0.112 с.)