Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История зарождения торговли и пошлин на евразийском пространствеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В современных условиях изучение истории торговли и пошлин в государстве Российском продолжилось в целом ряде как общих, так и специальных работ. В 90-е годы XX в. отечественная историография пополнилась серьезными научными трудами. Это было вызвано повышенным интересом к многовековой истории России, потребностью в переоценке взглядов на ее исторический путь, более углубленному анализу зарождения государственности, развития торговли, мытного, в последующем таможенного дела^. История появления пошлин неразрывно связана. с возникновением торговых отношений в древних цивилизациях. Правила сбора пошлин нашли освещение в письменных документах шумерской цивилизации, в законах Хаммурапи, в Священном Писании и других древних источниках. Пошлинные сборы осуществлялись в торговых центрах во время перемещения товаров. Среди древнейших памятников, сохранившихся до наших дней, является Пальмирский пошлинный тариф 137 г. н. э., учрежденный сенатом г. Пальмира (Сирия). Тариф высечен на камне на двух 1 История Европы. Т. 2: Средневековая Европа. М, 1988—1994. С. 212. 2 См.: Блинов Н. М. Таможенная политика России X—XX вв.; Вернадский Г. В. Ис Раздел ГУ. Торговля и пошлины в Древнерусском государстве 65 языках: греческом и шумерском. Он является одним из ранних сводов пошлин. Цель документа состояла в том, чтобы предупредить возникающие споры о правомочности сбора пошлин между жрецами и властями города. Подробно об этом пишет С. В. Циммерман. Он исследовал развитие тарифа за несколько столетий до нашей эры на берегах Средиземного и Черного морей, в Бактрии и Самарканде, в Греции и на севере Африки, в Персии, Ассирии и Вавилоне. Значительное место ученый уделил Карфагену и Риму. Рассматривая пошлинные отношения между этими странами, автор включил в свою работу два трактата о торговле и правилах сбора пошлин. Представляют интерес правила сбора пошлин, введение откупа, порядок освобождения от оплаты пошлин и всех налогов простого народа взамен направления детей на военную службу. Бремя налогов возлагалось на богатых. Автор утверждает, что у римлян главным источником государственного налога был грабеж1. До наших дней дошли сведения о сборе пошлин в городах Центральной Азии, основанных Александром Македонским. ■ При рассмотрении истории зарождения торговли и пошлин на территории государств ближнего зарубежья в плане изучения выполнения пошлинных формальностей значительный интерес представляет исследование М. Абсеметова. Он пишет, что пошлины, символы и титулы практиковались в середине первого тысячелетия в Тюркском каганате, который при Аттиле распространил свое влияние на Запад. «От Тихого океана, от Алтая до Дуная звучала тюркская речь»2. Дань тюркам платили не только Европа, но и Китай и Персия. В тюркском государстве появилось слово «тамга». В древнетюркском эпосе «Огуз каган» говорится: Я стал великим каганом... Пусть тамга будет нашим гербом, Серый волк нашим боевым кличем... Солнце нашим знаменем...*' Уже в этот период у каждого тюркского племени грашщы территории обозначались камнями — Тамгалы-тас. Скот подлежал клеймению родо вьгм знаком — тамгой. При продаже он облагался таможенной пошлиной. Сборщик налогов и таможенных пошлин в тюркском каганате занимал высокое положение. Его называли тарханом. Тарханы — это высшие налоговые и таможенные чины Тюркского каганата. В их руках находилась главная казначейская печать государства — тамга. 1 См.: Циммерман С. В. Указ. соч. С. 36, 37. 2 Абсеметов М. Таможенное дело Казахстана (история, опыт, перспективы). Астана, 3 Пит. по: Абсеметов М. Указ. соч. С. 9. ж История таможенного дела и таможенной политики России Раздел ГУ. Торговля и пошлины в Древнерусском государстве 67
«Тамга в жизни древних тюрков выполняла важную функцию — ею скрепляли важные государственные документы, тамжили скот и товар, она также являлась геральдическим знаком или гербом государства. Тарханы осуществляли пограничные, дипломатические, таможенные, налоговые и торговые дела и пользовались особым статусом и привилегиями»'. Впоследствии Чингисхан и Тамерлан унаследовали у тюрков тамгу и тарханство. Быстрыми темпами развивались торговля и таможенное дело на Великом шелковом пути, который проложили за III—I тысячелетие до н. э. Основным товаром тюрков был шелк. Это следует из греко-тюркского дипломатического и таможенного договора 568 г. Главные торговые пути пролегали из Китая в Византию через центральноазиатские государства. Это подтверждают археологические находки на всем протяжении Великого шелкового пути от Великой Китайской стены до Нила. Караваны, достигающие численностью до десяти тысяч верблюдов, преодолевали тысячекилометровые расстояния, чтобы удовлетворить запросы граждан Рима, Византии, Персии и других государств. Но не только шелком торговали тюрки. Предметами торговли были лошади, верблюды, слоны, попугаи, виноград, персики, дыни, пряности и сахар. На торговом пути строились буддийские, христианские и мусульманские храмы, создавались новые города. Торговые караваны и религиозные миссии пользовались льготами. Им выдавали тарханные грамоты, обеспечивающие быстрое продвижение по всей территории империи тюрко-монголов. На Великом шелковом пути была создана система таможен — кеден (пограничная таможня) и бажыхана (внутренняя таможня), бекеты и караван-сараи (транзитные пункты). Таможенные пошлины назывались ба-жы, а налоги с продаваемого товара — салык. В караван-сараях помимо базара (рынка) и конакхана (пункта отдыха) находились склады временного хранения товаров — жукханы. Сопровождением и доставкой грузов занимался караван-баши. Связующую роль между Востоком и Западом выполняла Центральная Азия, по которой пролегал Великий шелковый путь. Международная торговля строилась по мусульманскому праву. Пошлины не превышали 10 % стоимости товара. На шелковом пути перемещаемые товары подвергались обязательному таможенному досмотру с целью пресечения контрабанды. По правилам Великого шелкового пути в случае войны торговля не прекращалась и никто не был вправе остановить ее. По сути дела, торговый путь служил своеобразной экономической зоной, где правила международной транзитной торговли регулировались нормами международных обычаев и соглашений2. Отлаженная система таможенных сборов и пошлин была в государстве Саманидов, находившемся на Большом шелковом пути. Источники 1 Абсеметов М. Указ. соч. С. 10. 2 См. там же. С. 21. подтверждают, что в IX —X вв. существовали таможенные границы, таможенные посты, вводились единые таможенные процедуры, функционировали таможенные конторы, которые занимались взиманием налогов и таможенных платежей. Кроме этого вводились преференции, был разработан механизм применения тарифных санкций и другие правила. Значительное вклад в исследование истории пошлин на территории древнего Казахстана внес А. И. Шалтыков. Заслуживает внимание его вывод о том, что таможенная пошлина всегда вела к росту цен на легально ввозимый товар, увеличению потока и удешевлению аналогичного контрабандного товара*. Автор рассматривает тамгу как налог с торговли и ремесел, а «бадж» как таможенную пошлину. Наиболее полными и удачными исследованиями этой проблемы являются также труды Н. П. Ионичева, С. Г. Курдюмова, Е. М. Некрасова, М. М. Шумилова и др. На фоне создания государства восточных славян в. них рассматриваются вопросы зарождения торговли и предпринимательства, появление налогов и пошлин. Исследуя формирование и эволюцию складывания российской государственности, они показывают становление и развитие основных этапов торговли, анализируют появление налогов и пошлин. Авторами, по сути дела, осуществляется переоценка взглядов, пересмотр многих концепций экономического развития, роли и места внешней торговли и торгово-пошлинных отношений. Опираясь на ранее изданные историко-экономические работы, а также опубликованные документы и архивные материалы, исследователи попытались рассмотреть истоки российской торговли и первые сведения о мытных сборах. При обращении к истории Российского государства невольно вспоминаются слова классика отечественной исторической науки В. О. Ключевского, который писал: «История учит даже тех, кто у нее не учился; она их проучивает за невежество и пренебрежение. Кто действует помимо ее или вопреки ей, тот всегда в конце концов жалеет о своем отношении к ней». Для нас важно восстановить события давно минувших дней, выяснить зарождение торговых отношений и корни пошлинных обрядностей, послуживших началу таможенного дела в России. Появление пошлин на территории России относится, к VI—VII вв. в период торговли Древней Греции с городами Северного Причерноморья: Херсонесом, Пантикапеем, Феодосией. Товары вывозились из этих городов после уплаты соответствующей пошлины. В то время существовали пошлины и на вывоз рабов2. 1 См.: Шалтыков А. И. Таможенная служба Казахстана: история и современность. 2 См. подробно: Вернадский Г. В. Указ. соч. С. 76—81; Марков Л. Н. Очерки по ис 68 История таможенного дела и таможенной политики России В развитии торговли восточных славян на пути «из варяг в греки» использовался опыт сбора пошлин на товары. Это описано в сохранившихся письменных источниках, раскрывающих организацию пошлинных отношений во второй половине I тысячелетия. Исследователь указанной проблемы Н. П. Ионичев пишет, что в VI— VII вв. между восточными славянами и Грецией через черноморский порт Оливия был налажен регулярный вывоз зерна. К этому времени появились первые торговцы-скутцики. Иоанн Эфесский писал о восточных славянах, что они «стали богаты», владели не только золотом, серебром и оружием, но и табунами лошадей. Скот, подобно соли и некоторым другим товарам, был предметом внешней торговли*. В этот период складываются и товарно-денежные отношения. В VII —IX вв. появляется серебряная арабская металлическая монета. По мнению В. О. Ключевского, следствием развития торговли восточных славян явилось укрепление и развитие ранее существовавших древнейших торговых городов: Киева, Перея-славля, Чернигова, Ростова, Полоцка2. Торговые связи со многими государствами, и в первую очередь с Византией, консолидация славянских народов способствовали развитию торгово-пошлин-ных обрядностей.
Этому предшествовало, как отмечалось ранее, экономическое развитие народов, населявших земли, прилегающие к Днепру, в Раздел IV. Торговля и пошлины в Д ревнерусском государстве69 средниками и сборщиками налогов за продажу и соблюдение установленного порядка были «мытчики», «мытники». По мнению В. О. Ключевского, экономическими последствиями расселения славян по Днепру и.его притокам были «...1) развитие внешней южной и восточной, черноморско-каспийской торговли славян и вызванных ею лесных промыслов, 2) возникновение древнейших городов на Руси с тянувшимися к ним торгово-промышленными округами. Оба эти факта можно отнести к VIII в.»'. Установлению торговых отношений Византии с Русью способствовали благоприятные географические условия — Днепр, который превратился в большой торговый путь, получивший название «из варяг в греки». Фактически, как утверждает Б. А. Рыбаков, основываясь на документальных материалах, прежде всего на исследовании А. А. Шахматова, речь шла о пути из Византии через Русь на север — путь «из грек в варяги». «Путь же «из варяг в греки», будто бы шедший из Балтики в Ладогу, из Ладоги, в Ильмень, а далее по Днепру в Черное море, является домыслом нор-маннистов, настолько убедивших всех ученых людей XIX и XX вв. в своей правоте, что описание его стало хрестоматийным»2. Б. А. Рыбаков делает вывод3, что путь «из варяг в греки» не имел никакого отношения к Руси и славянским народам. Он отражал реальные маршруты норманнов из Балтики и Северного моря к Риму*. По мере увеличения территории Киевской Руси расширялись торговые связи на Восток и Юго-Восток. С VIII в. завязались энергичные отношения с арабами, которые вошли в состав Арабского халифата5. М. М. Шумилов, подробно исследуя торговлю Руси на Востоке, приходит к выводу о том, что и днепровские славяне провозили свои товары по контролируемому хазарами волжскому пути, который проходил вдоль западного берега Каспийского моря, далее по Волге, а затем разделился на два направления: первое — по Волге, второе — через Переволоку к Дону. Второй путь в VIII — первой четверти IX в. был основным. Он вел по Дону и Северному Донцу, затем Сейму, Десне и Оке в Посожье, Верхнее Под-непровье и Западную Двину6. Посредниками в торговле днепровских славян с арабским Востоком f VIII в. были хазары. Восточная торговля славян способствовала созданию древнейших торговых городов на Руси. 1 Ключевский В. О. Соч. Т. 1. С. 141. 2 Шахматов А. А. Повесть временных лет. Пг., 1916. С. 6. 3 См.: Рыбаков Б. А. Указ. соч. С. 294. 4 Дискуссия по данной проблеме продолжается. Автор придерживается взглядов 5 См.: Греков Б. Д. Киевская Русь. Л., 1953. С. 439. 6 См. подробно: Шумилов М. М. История торговли и таможенного дела в России 70 История таможенного Дела и таможенной политики России С. Г. Курдюмов и Е. М. Некрасов, ссылаясь на «Баварский географ» и другие источники, приходят к выводу о том, что еще до прихода на Русь варягов на территории Восточной Европы унны-россы владели 148 городами, вели(ко)-россы — 180, северские россы — 212 и казары-россы — 2501. Следует отметить многосторонний характер торговли Руси в северном направлении со скандинавами. М. М. Шумилов отмечает прямые торговые контакты Скандинавии с Северной Русью в регионе Верхней Двины и озера Ильмень уже в первой половине IX в. В Скандинавию шли изделия ремесленников, а на Русь — холодное оружие. Но по взглядам исследователей этого вопроса, русско-скандинавские отношения не получили должного развития, они ограничились рамками связей Руси с Севером и Востоком2. Торговые отношения славян с западными народами сложились еще до образования Киевской Руси. Два торговых пути были проложены в'западном направлении: из Киева в Центральную Европу — Моравию, Чехию, Польшу, Южную Германию; из Новгорода и Полоцка через Балтийское море в Скандинавию и другие европейские государства. Анализ литературных источников показывает, что решающую роль в создании Киевской Руси сыграли экономические факторы и, естественно, факторы военные. Однако, не отрицая указанные причины, ряд историков (В. О. Ключевский и др.) склонен считать, что основным занятием населения Киевской Руси была торговля. Торговой теории придерживается и ряд зарубежных ученых3. Расцвет Киевской Руси был тесно связан с большим экономическим подъемом, в результате чего Киев превратился в крупный торговый центр, поддерживающий торговые связи с западными и восточными странами, с активной торговлей по днепровскому пути «из варяг в греки», в Византию и Скандинавию. Период формирования " Киевской Руси проходил в условиях развития ремесел, скотоводства и земледелия. Жители занимались звероловством, бортничеством. С принятием христианства распространялась грамотность, росла культура. Государство приобрело огромный международный авторитет, становясь крупнейшим государством в Европе. В первой половине XI в. оно насчитывало 180 городов, а в самом Киеве было 40 церквей и 8 торжищ4. Несколько своеобразно оценивал развитие Киевской Руси в рассматриваемый период Г. В. Вернадский. По его мнению, основы экономической системы Киевской Руси были заложены до X в., а сельское хозяйст- 1 См.: Курдюмов С. Г.,Некрасов Е. М. Указ. соч. С. 81. 2 См.: Шумилов М. М. Указ. соч. С. 38. 3 См. подробно: Ионичев Я. П. Указ. соч. С. 37. 4 Блинов Н. М. Таможенная политика России X—XX вв. М., 1997. С. 35. Разде л ГУ. Торговля и пошлины в Д ревнерусском г осударстве71 во достигло значительного прогресса на территории всей Руси на протяжении VIII и IX вв. Говоря о торговле, ученый склонен считать, что в IX в. более важным торговым центром был не Киев, а Тмутаракань: «...как с политической, так и со стратегической точки зрения Тмутаракань в IX в. была столь же важна, как и Киев»1. Этот вопрос спорный, тем более что аргументы в пользу этой точки зрения требуют дальнейшего исследования. В рассматриваемый период экономика Киевской Руси базировалась в основном на торговле, и. прежде всего внешней. Эту особенность отметил известный русский историк П. Н. Милюков. Он писал, что, «чем дальше мы углубляемся в историческое прошлое России, тем более внутренняя торговля отодвигается на второй план и тем заметнее преобладает над ней торговля внешняя»2. В ходе развития торговли формировался институт налогов и пошлин. М. М. Шумилов, ссылаясь на литературные источники и взгляды исследователей, пишет, что непосредственное отношение к сбору налогов имели данщики, осменики, мытники и другие пошлинники, которые одинаково вели имущественные дела князя как правителя, так и частного человека. Подробно проанализировав взгляды Г. В. Плеханова, Н. А. Рожно-ва, А. Е. Преснякова, Н. А. Маслова, И. М. Кулишера, автор соглашается с тем, что торговля имела определяющее значение прежде всего для господствующего класса, но при этом не отрицает концепции И. П. Козловского и Г. В. Вернадского о том, что кроме торговли важным элементом русской национальной экономики являлось сельское хозяйство3. Оживленную торговлю в Киевской Руси вели иностранные купцы. Однако с середины XI в. в связи с опустошением крестоносцами Византии Киевская Русь лишилась главного торгового партнера. В это время участились набеги половцев, а затем турок-сельджуков, которые перекрыли южные торговые пути для русских купцов. В начале XII в., когда усилилась внутриполитическая напряженность в Киеве, активизировалась борьба за власть и участились выделения удельных княжеств, торговля почти замерла. Нашествие монголо-татар в 1237 —1240 гг. завершило начавшийся распад ранее сильного государства. Еще раньше, словно предвидя приближение распада государства, многие представители восточных славян устремились на северо-восток, в верховье Волги, где и начал складываться новый центр Русского государства. Торговые связи переместились к северу варяжского пути — древнему Новгороду. Новгород, по образному выражению С. М. Соловьева, } Вернадский Г. В. Указ. соч. С. 371. 2 Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. 7-е изд. Ч. 1. М., 1918. С. 111. 3 См.: Шумилов М. М. Указ. соч. С. 18. История таможенного дела и таможенной политики России являясь «складкой товаров северных», стал перевалочной базой и регулятором рыночных связей между восточными и западными странами. Вплоть до XIII в. новгородцы играли роль посредников в торговле, что приносило им огромную прибыль. Это продолжалось до тех пор, пока Ганзейский союз не монополизировал посредническую торгов лю^. Следовательно, изучение истории зарождения торговли и пошлинных обрядностей во второй половине I тысячелетия и период Киевской Руси свидетельствует, что Древнерусское государство шло по цивилизованному пути и внесло свой вклад в мировую торговлю и в развитие системы торгово-пошлинных отношений. На основе изложенного можно предположить, что истоки таможенного дела на Руси зародились не менее полутора тысяч лет назад.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 698; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.235 (0.013 с.) |