Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История зарождения торговли и пошлин на евразийском пространстве

Поиск

В современных условиях изучение истории торговли и пошлин в госу­дарстве Российском продолжилось в целом ряде как общих, так и специ­альных работ. В 90-е годы XX в. отечественная историография пополни­лась серьезными научными трудами. Это было вызвано повышенным ин­тересом к многовековой истории России, потребностью в переоценке взглядов на ее исторический путь, более углубленному анализу зарожде­ния государственности, развития торговли, мытного, в последующем та­моженного дела^.

История появления пошлин неразрывно связана. с возникновением торговых отношений в древних цивилизациях. Правила сбора пошлин на­шли освещение в письменных документах шумерской цивилизации, в за­конах Хаммурапи, в Священном Писании и других древних источниках.

Пошлинные сборы осуществлялись в торговых центрах во время пере­мещения товаров. Среди древнейших памятников, сохранившихся до на­ших дней, является Пальмирский пошлинный тариф 137 г. н. э., учреж­денный сенатом г. Пальмира (Сирия). Тариф высечен на камне на двух

1 История Европы. Т. 2: Средневековая Европа. М, 1988—1994. С. 212.

2 См.: Блинов Н. М. Таможенная политика России X—XX вв.; Вернадский Г. В. Ис­
тория России. Древняя Русь; Галаган А. А. От купца до банкира. М., 1997; Древняя Русь:
опыт исследования истории социальной и политической борьбы. М.; СПб., 1995; Захаров
В. Н.
Западноевропейские купцы в эпоху Петра I. М., 1996; Ионичев Н. П. Внешние эко­
номические связи России (IX — начало XX в.): История экономики. М, 2000. С. 34; Кис­
ловский Ю. Г.
История таможни государства Российского. М., 1995; Клише М. Мир Бал­
тики. Кеуруу, 1995; Курдюмов С. Г., Некрасов Е. М. Таможенная хроника Юга Россий­
ского. Ростов н/Д, 2002; Налоги в России до XIX в. СПб., 1999; Рабство и данничество
восточных славян. СПб., 1996; Сущенко В. А. История российского предпринимательст­
ва. Ростов на/Д, 1997; Таможенное дело в России X — начало XX в.: (Исторический
очерк. Документы. Материалы). СПб., 1995; Фроянов И. Я. Мятежный Новгород: Очер­
ки истории государственности, социальной и политической борьбы. Конец IX — начало
XIII столетия. СПб., 1992; Шумилов М. М. История торговли и таможенного дела в Рос­
сии IX - XVII вв. СПб., 1999 и др. I


Раздел ГУ. Торговля и пошлины в Древнерусском государстве 65

языках: греческом и шумерском. Он является одним из ранних сводов по­шлин. Цель документа состояла в том, чтобы предупредить возникающие споры о правомочности сбора пошлин между жрецами и властями города.

Подробно об этом пишет С. В. Циммерман. Он исследовал развитие тарифа за несколько столетий до нашей эры на берегах Средиземного и Черного морей, в Бактрии и Самарканде, в Греции и на севере Африки, в Персии, Ассирии и Вавилоне. Значительное место ученый уделил Кар­фагену и Риму. Рассматривая пошлинные отношения между этими стра­нами, автор включил в свою работу два трактата о торговле и правилах сбора пошлин.

Представляют интерес правила сбора пошлин, введение откупа, поря­док освобождения от оплаты пошлин и всех налогов простого народа вза­мен направления детей на военную службу. Бремя налогов возлагалось на богатых.

Автор утверждает, что у римлян главным источником государственно­го налога был грабеж1.

До наших дней дошли сведения о сборе пошлин в городах Централь­ной Азии, основанных Александром Македонским.

■ При рассмотрении истории зарождения торговли и пошлин на терри­тории государств ближнего зарубежья в плане изучения выполнения по­шлинных формальностей значительный интерес представляет исследова­ние М. Абсеметова. Он пишет, что пошлины, символы и титулы практи­ковались в середине первого тысячелетия в Тюркском каганате, который при Аттиле распространил свое влияние на Запад. «От Тихого океана, от Алтая до Дуная звучала тюркская речь»2. Дань тюркам платили не толь­ко Европа, но и Китай и Персия. В тюркском государстве появилось сло­во «тамга». В древнетюркском эпосе «Огуз каган» говорится:

Я стал великим каганом... Пусть тамга будет нашим гербом, Серый волк нашим боевым кличем... Солнце нашим знаменем...*'

Уже в этот период у каждого тюркского племени грашщы территории обозначались камнями — Тамгалы-тас. Скот подлежал клеймению родо вьгм знаком — тамгой. При продаже он облагался таможенной пошлиной. Сборщик налогов и таможенных пошлин в тюркском каганате занимал высокое положение. Его называли тарханом. Тарханы — это высшие на­логовые и таможенные чины Тюркского каганата. В их руках находилась главная казначейская печать государства — тамга.

1 См.: Циммерман С. В. Указ. соч. С. 36, 37.

2 Абсеметов М. Таможенное дело Казахстана (история, опыт, перспективы). Астана,
2002. С. 4.

3 Пит. по: Абсеметов М. Указ. соч. С. 9.


ж



История таможенного дела и таможенной политики России


Раздел ГУ. Торговля и пошлины в Древнерусском государстве 67


 


«Тамга в жизни древних тюрков выполняла важную функцию — ею скрепляли важные государственные документы, тамжили скот и товар, она также являлась геральдическим знаком или гербом государства. Тарханы осуществляли пограничные, дипломатические, таможенные, налоговые и торговые дела и пользовались особым статусом и привилегиями»'. Впослед­ствии Чингисхан и Тамерлан унаследовали у тюрков тамгу и тарханство.

Быстрыми темпами развивались торговля и таможенное дело на Вели­ком шелковом пути, который проложили за III—I тысячелетие до н. э. Основным товаром тюрков был шелк. Это следует из греко-тюркского дипломатического и таможенного договора 568 г. Главные торговые пути пролегали из Китая в Византию через центральноазиатские государства. Это подтверждают археологические находки на всем протяжении Велико­го шелкового пути от Великой Китайской стены до Нила. Караваны, до­стигающие численностью до десяти тысяч верблюдов, преодолевали тыся­чекилометровые расстояния, чтобы удовлетворить запросы граждан Рима, Византии, Персии и других государств. Но не только шелком торговали тюрки. Предметами торговли были лошади, верблюды, слоны, попугаи, виноград, персики, дыни, пряности и сахар.

На торговом пути строились буддийские, христианские и мусульманские храмы, создавались новые города. Торговые караваны и религиозные мис­сии пользовались льготами. Им выдавали тарханные грамоты, обеспечива­ющие быстрое продвижение по всей территории империи тюрко-монголов.

На Великом шелковом пути была создана система таможен — кеден (пограничная таможня) и бажыхана (внутренняя таможня), бекеты и ка­раван-сараи (транзитные пункты). Таможенные пошлины назывались ба-жы, а налоги с продаваемого товара — салык. В караван-сараях помимо базара (рынка) и конакхана (пункта отдыха) находились склады времен­ного хранения товаров — жукханы. Сопровождением и доставкой грузов занимался караван-баши. Связующую роль между Востоком и Западом вы­полняла Центральная Азия, по которой пролегал Великий шелковый путь.

Международная торговля строилась по мусульманскому праву. Пош­лины не превышали 10 % стоимости товара. На шелковом пути перемеща­емые товары подвергались обязательному таможенному досмотру с целью пресечения контрабанды. По правилам Великого шелкового пути в слу­чае войны торговля не прекращалась и никто не был вправе остановить ее. По сути дела, торговый путь служил своеобразной экономической зо­ной, где правила международной транзитной торговли регулировались нормами международных обычаев и соглашений2.

Отлаженная система таможенных сборов и пошлин была в государст­ве Саманидов, находившемся на Большом шелковом пути. Источники

1 Абсеметов М. Указ. соч. С. 10.

2 См. там же. С. 21.


подтверждают, что в IX —X вв. существовали таможенные границы, тамо­женные посты, вводились единые таможенные процедуры, функциониро­вали таможенные конторы, которые занимались взиманием налогов и та­моженных платежей. Кроме этого вводились преференции, был разрабо­тан механизм применения тарифных санкций и другие правила.

Значительное вклад в исследование истории пошлин на территории древнего Казахстана внес А. И. Шалтыков. Заслуживает внимание его вывод о том, что таможенная пошлина всегда вела к росту цен на легаль­но ввозимый товар, увеличению потока и удешевлению аналогичного кон­трабандного товара*. Автор рассматривает тамгу как налог с торговли и ремесел, а «бадж» как таможенную пошлину.

Наиболее полными и удачными исследованиями этой проблемы явля­ются также труды Н. П. Ионичева, С. Г. Курдюмова, Е. М. Некрасова, М. М. Шумилова и др. На фоне создания государства восточных славян в. них рассматриваются вопросы зарождения торговли и предпринима­тельства, появление налогов и пошлин. Исследуя формирование и эволю­цию складывания российской государственности, они показывают станов­ление и развитие основных этапов торговли, анализируют появление на­логов и пошлин. Авторами, по сути дела, осуществляется переоценка взглядов, пересмотр многих концепций экономического развития, роли и места внешней торговли и торгово-пошлинных отношений. Опираясь на ранее изданные историко-экономические работы, а также опубликованные документы и архивные материалы, исследователи попытались рассмот­реть истоки российской торговли и первые сведения о мытных сборах.

При обращении к истории Российского государства невольно вспоми­наются слова классика отечественной исторической науки В. О. Ключев­ского, который писал: «История учит даже тех, кто у нее не учился; она их проучивает за невежество и пренебрежение. Кто действует по­мимо ее или вопреки ей, тот всегда в конце концов жалеет о своем от­ношении к ней».

Для нас важно восстановить события давно минувших дней, выяснить зарождение торговых отношений и корни пошлинных обрядностей, по­служивших началу таможенного дела в России. Появление пошлин на территории России относится, к VI—VII вв. в период торговли Древней Греции с городами Северного Причерноморья: Херсонесом, Пантикапеем, Феодосией. Товары вывозились из этих городов после уплаты соответст­вующей пошлины. В то время существовали пошлины и на вывоз рабов2.

1 См.: Шалтыков А. И. Таможенная служба Казахстана: история и современность.
Алма-Ата, 2001. СИ.

2 См. подробно: Вернадский Г. В. Указ. соч. С. 76—81; Марков Л. Н. Очерки по ис­
тории таможенной службы. С. 7; Циммерман С. В. Указ. соч. и др.


68 История таможенного дела и таможенной политики России

В развитии торговли восточных славян на пути «из варяг в греки» ис­пользовался опыт сбора пошлин на товары. Это описано в сохранивших­ся письменных источниках, раскрывающих организацию пошлинных от­ношений во второй половине I тысячелетия.

Исследователь указанной проблемы Н. П. Ионичев пишет, что в VI— VII вв. между восточными славянами и Грецией через черноморский порт Оливия был налажен регулярный вывоз зерна. К этому времени появи­лись первые торговцы-скутцики. Иоанн Эфесский писал о восточных сла­вянах, что они «стали богаты», владели не только золотом, сере­бром и оружием, но и табунами лошадей. Скот, подобно соли и некоторым другим товарам, был предметом внешней торговли*.

В этот период складываются и товарно-денежные отношения. В VII —IX вв. появляется сереб­ряная арабская металлическая монета. По мнению В. О. Клю­чевского, следствием развития торговли восточных славян яви­лось укрепление и развитие ра­нее существовавших древнейших торговых городов: Киева, Перея-славля, Чернигова, Ростова, По­лоцка2.

Торговые связи со многими государствами, и в первую оче­редь с Византией, консолидация славянских народов способство­вали развитию торгово-пошлин-ных обрядностей.

Путь «из варяг в греки»
основе которого лежала внутренняя и внепгняя торговля и образование на путях перемещения товаров мелких и крупных рынков, на которых по-
1 См.: Ионичев Н. П. Указ. соч. С. 34. 2 См.: Ключевский В. О. Соч. Т. 1. С. 140-142.

Этому предшествовало, как отмечалось ранее, экономическое развитие народов, населявших земли, прилегающие к Днепру, в


Раздел IV. Торговля и пошлины в Д ревнерусском государстве69

средниками и сборщиками налогов за продажу и соблюдение установлен­ного порядка были «мытчики», «мытники».

По мнению В. О. Ключевского, экономическими последствиями рассе­ления славян по Днепру и.его притокам были «...1) развитие внешней южной и восточной, черноморско-каспийской торговли славян и вызван­ных ею лесных промыслов, 2) возникновение древнейших городов на Ру­си с тянувшимися к ним торгово-промышленными округами. Оба эти фак­та можно отнести к VIII в.»'.

Установлению торговых отношений Византии с Русью способствовали благоприятные географические условия — Днепр, который превратился в большой торговый путь, получивший название «из варяг в греки». Фак­тически, как утверждает Б. А. Рыбаков, основываясь на документальных материалах, прежде всего на исследовании А. А. Шахматова, речь шла о пути из Византии через Русь на север — путь «из грек в варяги». «Путь же «из варяг в греки», будто бы шедший из Балтики в Ладогу, из Ладо­ги, в Ильмень, а далее по Днепру в Черное море, является домыслом нор-маннистов, настолько убедивших всех ученых людей XIX и XX вв. в сво­ей правоте, что описание его стало хрестоматийным»2.

Б. А. Рыбаков делает вывод3, что путь «из варяг в греки» не имел ни­какого отношения к Руси и славянским народам. Он отражал реальные маршруты норманнов из Балтики и Северного моря к Риму*.

По мере увеличения территории Киевской Руси расширялись торговые связи на Восток и Юго-Восток. С VIII в. завязались энергичные отноше­ния с арабами, которые вошли в состав Арабского халифата5. М. М. Шу­милов, подробно исследуя торговлю Руси на Востоке, приходит к выводу о том, что и днепровские славяне провозили свои товары по контролиру­емому хазарами волжскому пути, который проходил вдоль западного бе­рега Каспийского моря, далее по Волге, а затем разделился на два на­правления: первое — по Волге, второе — через Переволоку к Дону. Вто­рой путь в VIII — первой четверти IX в. был основным. Он вел по Дону и Северному Донцу, затем Сейму, Десне и Оке в Посожье, Верхнее Под-непровье и Западную Двину6.

Посредниками в торговле днепровских славян с арабским Востоком f VIII в. были хазары. Восточная торговля славян способствовала созданию древнейших торговых городов на Руси.

1 Ключевский В. О. Соч. Т. 1. С. 141.

2 Шахматов А. А. Повесть временных лет. Пг., 1916. С. 6.

3 См.: Рыбаков Б. А. Указ. соч. С. 294.

4 Дискуссия по данной проблеме продолжается. Автор придерживается взглядов
Б. А. Рыбакова и др.

5 См.: Греков Б. Д. Киевская Русь. Л., 1953. С. 439.

6 См. подробно: Шумилов М. М. История торговли и таможенного дела в России
IX-XVII вв. СПб., 1999. С. 41-44.


70 История таможенного Дела и таможенной политики России

С. Г. Курдюмов и Е. М. Некрасов, ссылаясь на «Баварский географ» и другие источники, приходят к выводу о том, что еще до прихода на Русь варягов на территории Восточной Европы унны-россы владели 148 горо­дами, вели(ко)-россы — 180, северские россы — 212 и казары-россы — 2501.

Следует отметить многосторонний характер торговли Руси в северном направлении со скандинавами. М. М. Шумилов отмечает прямые торго­вые контакты Скандинавии с Северной Русью в регионе Верхней Двины и озера Ильмень уже в первой половине IX в. В Скандинавию шли изде­лия ремесленников, а на Русь — холодное оружие. Но по взглядам ис­следователей этого вопроса, русско-скандинавские отношения не получи­ли должного развития, они ограничились рамками связей Руси с Севером и Востоком2.

Торговые отношения славян с западными народами сложились еще до образования Киевской Руси. Два торговых пути были проложены в'за­падном направлении: из Киева в Центральную Европу — Моравию, Че­хию, Польшу, Южную Германию; из Новгорода и Полоцка через Балтий­ское море в Скандинавию и другие европейские государства.

Анализ литературных источников показывает, что решающую роль в создании Киевской Руси сыграли экономические факторы и, естественно, факторы военные. Однако, не отрицая указанные причины, ряд истори­ков (В. О. Ключевский и др.) склонен считать, что основным занятием населения Киевской Руси была торговля.

Торговой теории придерживается и ряд зарубежных ученых3. Расцвет Киевской Руси был тесно связан с большим экономическим подъемом, в результате чего Киев превратился в крупный торговый центр, поддержи­вающий торговые связи с западными и восточными странами, с активной торговлей по днепровскому пути «из варяг в греки», в Византию и Скан­динавию. Период формирования " Киевской Руси проходил в условиях развития ремесел, скотоводства и земледелия. Жители занимались зверо­ловством, бортничеством. С принятием христианства распространялась грамотность, росла культура.

Государство приобрело огромный международный авторитет, стано­вясь крупнейшим государством в Европе. В первой половине XI в. оно насчитывало 180 городов, а в самом Киеве было 40 церквей и 8 торжищ4.

Несколько своеобразно оценивал развитие Киевской Руси в рассмат­риваемый период Г. В. Вернадский. По его мнению, основы экономичес­кой системы Киевской Руси были заложены до X в., а сельское хозяйст-

1 См.: Курдюмов С. Г.,Некрасов Е. М. Указ. соч. С. 81.

2 См.: Шумилов М. М. Указ. соч. С. 38.

3 См. подробно: Ионичев Я. П. Указ. соч. С. 37.

4 Блинов Н. М. Таможенная политика России X—XX вв. М., 1997. С. 35.


Разде л ГУ. Торговля и пошлины в Д ревнерусском г осударстве71

во достигло значительного прогресса на территории всей Руси на протя­жении VIII и IX вв.

Говоря о торговле, ученый склонен считать, что в IX в. более важным торговым центром был не Киев, а Тмутаракань: «...как с политической, так и со стратегической точки зрения Тмутаракань в IX в. была столь же важна, как и Киев»1. Этот вопрос спорный, тем более что аргументы в пользу этой точки зрения требуют дальнейшего исследования.

В рассматриваемый период экономика Киевской Руси базировалась в основном на торговле, и. прежде всего внешней. Эту особенность отметил известный русский историк П. Н. Милюков. Он писал, что, «чем дальше мы углубляемся в историческое прошлое России, тем более внутренняя торговля отодвигается на второй план и тем заметнее преобладает над ней торговля внешняя»2.

В ходе развития торговли формировался институт налогов и пошлин. М. М. Шумилов, ссылаясь на литературные источники и взгляды иссле­дователей, пишет, что непосредственное отношение к сбору налогов име­ли данщики, осменики, мытники и другие пошлинники, которые одина­ково вели имущественные дела князя как правителя, так и частного чело­века. Подробно проанализировав взгляды Г. В. Плеханова, Н. А. Рожно-ва, А. Е. Преснякова, Н. А. Маслова, И. М. Кулишера, автор соглаша­ется с тем, что торговля имела определяющее значение прежде всего для господствующего класса, но при этом не отрицает концепции И. П. Коз­ловского и Г. В. Вернадского о том, что кроме торговли важным элемен­том русской национальной экономики являлось сельское хозяйство3.

Оживленную торговлю в Киевской Руси вели иностранные купцы. Од­нако с середины XI в. в связи с опустошением крестоносцами Византии Киевская Русь лишилась главного торгового партнера. В это время учас­тились набеги половцев, а затем турок-сельджуков, которые перекрыли южные торговые пути для русских купцов.

В начале XII в., когда усилилась внутриполитическая напряженность в Киеве, активизировалась борьба за власть и участились выделения удельных княжеств, торговля почти замерла. Нашествие монголо-татар в 1237 —1240 гг. завершило начавшийся распад ранее сильного государства.

Еще раньше, словно предвидя приближение распада государства, мно­гие представители восточных славян устремились на северо-восток, в верховье Волги, где и начал складываться новый центр Русского государ­ства. Торговые связи переместились к северу варяжского пути — древне­му Новгороду. Новгород, по образному выражению С. М. Соловьева,

} Вернадский Г. В. Указ. соч. С. 371.

2 Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. 7-е изд. Ч. 1. М., 1918. С. 111.

3 См.: Шумилов М. М. Указ. соч. С. 18.


 

История таможенного дела и таможенной политики России

являясь «складкой товаров северных», стал перевалочной базой и регуля­тором рыночных связей между восточными и западными странами. Вплоть до XIII в. новгородцы играли роль посредников в торговле, что приносило им огромную прибыль. Это продолжалось до тех пор, пока Ганзейский союз не монополизировал посредническую торгов лю^.

Следовательно, изучение истории зарождения торговли и пошлинных обрядностей во второй половине I тысячелетия и период Киевской Руси свидетельствует, что Древнерусское государство шло по цивилизованно­му пути и внесло свой вклад в мировую торговлю и в развитие системы торгово-пошлинных отношений.

На основе изложенного можно предположить, что истоки таможенно­го дела на Руси зародились не менее полутора тысяч лет назад.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 698; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.167.11 (0.016 с.)