Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перестройка управления таможнями

Поиск

К концу XVII в. в России сложилась таможенная система, хотя ее структура еще не была стабильной. Работой таможни руководило не­сколько государственных органов. Сбор таможенных доходов поступал в Приказ Большой казны. На местах таможни подчинялись воеводам без права вмешиваться в финансовую деятельность. О количестве таможен и таможенных застав в России в это время нет точных данных, но если учи­тывать, что таможни создавались в каждом городе и местечке, то их должно было бы быть около 200.

Главное, к чему стремилось правительство, — это централизация тамо­женных доходов, а дворянство — под влиянием рыночных отношений — к изменениям во внутренней таможенной системе. У купечества были свои за­боты. Оно намеревалось повлиять на появление указа 1714 г. об отмене «но­воуравнительной» пошлины, взимаемой с местных оптовых покупателей.

Иностранное купечество также пыталось при проведении таможенной реформы реализовать свои интересы. Швеция настаивала на пересмотре таможенной политики России, выступая за отмену таможенных пошлин и ликвидацию внутренних таможен. Это противоречило внутренней полити­ке Русского государства, которое было заинтересовано в сохранении та­моженных доходов. Подобному предложению иностранных купцов вос­противилась казна. «Ежели по оному предложению збирать пошлину в Российском государстве, — говорил Д. Соловьев, — и от того может учи-нитца во всех таможнях великий недобор и убыток»1. Поэтом}' правитель^ ство не поддержало предложение иностранцев по перестройке сложив­шейся таможенной системы.

В 1715 г. была создана Коммерц-коллегия2. О ее структуре и задачах можно судить по записке управляющего коллегией П. М. Апраксина, в

1 Государственные учреждения России XVII —XVIII вв. М., 1991. С 137 — 167. Д. Со­
ловьев — обер-комнссар, которому Сенат в 1712 г. поручил сформировать Коллегиум
(Коммерц-коллегию).

2 См.: Козлова Н. В. Коммерц-коллегия в 20—50-х годах XVIII в. //Государствен­
ные учреждения России XVII—XVIII вв. С. 137 — 167.


История таможенного дела и таможенной политики России

 

Апраксин Петр Матвеевич! которой 6 пунктов из 15 посвящены тамо-
(1659-1728) — граф, сподвиж-| ясенной политике и увеличению пошлин. В
ник 1 етра. -• гг. записке четко прослеживается ориентация

одержал несколько побед над! r r

шведскими войсками. Заключил нового учреждения на развитие внешней
договор 1708 г. с калмыцким! торговли. Филиалы коллегии (конторы) па­
ханом Аюкою, который обязал-j мечалось открыть в Ревеле, Риге, Пскове,
ся быть в вечном подданстве! Архангельске и Астрахани.

:Р0ССИИ. \. Г.

с учреждением Петром Be- Коллегия была укомплектована за счет

Ьшким в 1716 г. Коммерц-колле-J представителей русского дворянства,

|гии управление таможнями, по-s таможенных служащих и иностранцев,

лучаемыми в них доходами и. Например в 1719г. Коммерц-коллегия рас-
всеми делами по таможеннон ча-| х

ещ, поступало в ведение этой порядилась откомандировать в ее распоря-коллегии. Первым президентом! жение трех подьячих из Московской

этой коллегии стал П. М. Ап­раксин. В 1722 г. Апраксин был назначен президентом Юстш^ коллегам.

большой таможни, Нижнего Новгорода и Вологды. 31 января 1724 г. была утвержде­на инструкция, в которой изложены функ­ции коллегии. Наряду с вопросами органи­зации торговли в ней предусматривался порядок таможенных сборов и уч­реждение института таможенных служителей. По регламенту Коммерц-коллегии 1719 г. ее ведению подлежали судебные дела купцов, касающи­еся таможен (выгрузка и погрузка товаров, их хранение, утайка от досмо­тра и т. д.), и прочие дела, относящиеся к деятельности купечества. Рег­ламент определял штаты таможен и круг должностей. Во главе таможен стояли директора из дворян. Из этого же сословия назначались вице-ди­ректора, комиссары таможен, обер-цолнеры и другие должностные лица. В таможнях имелись инспекторы, амбарные контролеры, стемпельмейсте-ры, вагмейстеры, досмотрщики, они комплектовались представителями купечества, подьячих детей и даже крестьян. Примером может служить Петербургская портовая таможня. В 1736 г. в таможне служили предста­вители следующих сословий: дворяне — 1 человек, купцы — 54, канце­ляристы и подьячие дети — 11, дети священно-и церковнослужителей — 11, дворцовые служители и отставные солдаты — 6, иноземцы — 11', сол­даты — 16, матросы — 56, крестьяне — 2, другие — 21 человек1. Ана­лиз представленного состава таможни показывает, что более 30 % в та­можнях составляли купцы. Значительная доля падает на солдат и матро­сов, т. е. неподготовленных в коммерческом деле людей. Их наличие сви­детельствует, что широкое привлечение этой категории людей для работы в таможню диктовалось, с одной стороны, трудностью укомплектования таможен, с другой — стремлением сэкономить расходы на ее содержание.

1 См.: Государственные учреждения России XVII—XVIII вв. С. 160.


Раздел VIII. Таможенная и т а рифная систем а в ХУШ в. ______________ 147

В портовых таможнях должности директоров и обер-инспекторов за­нимали дворяне.

Наряду с обычным приемом на работу в таможню объявлялись и конкурсы. Это позволяло отобрать наиболее грамотных людей, имеющих опыт работы в торговле. Так, по конкурсу, объявленному в начале 1725 г. Коммерц-коллегией, поступило более 200 заявлений. Среди них большин­ство было от жителей Москвы — 66, Петербурга — 21, Новгорода — 16, Вологды — 12. 180 человек, подавших заявления, были посадскими людьми, имеющими опыт собственных торгов, а также таможенной дея­тельности в качестве выборных служителей.

В первой половине XVIII в. в России служителями во внутренних та­можнях оставались выборные посадские люди, а пограничные и портовые таможни комплектовались оплачиваемыми работниками. Жалованье вы­плачивалось из собранных средств «по примеру портовому с платежного рубля по 4 копейки со всех пошлин ефимочных и внутренних». С 1731 г. в ведение Коммерц-коллегии был передан сбор пошлин как в портовых и пограничных, так и во внутренних таможнях. Преяшим порядком соби­рали пошлины в Архангельской, Севской, Брянской, Курской, Смолен­ской, Торопецкой таможнях, где оставались ларешные целовальники.

Во второй половине XVIII в. управление таможнями совершенствова­лось. В портах Темерникском (в последующем г. Ростов-на-Дону), в Та­ганроге и Азове развернулась торговля с Константинополем, а также с го­сударствами Средиземного моря. Соответственно выросло число таможен на юге и востоке страны. В 1749 г. в устье реки Темерник при крепости Дмитрия Ростовского была открыта таможня. Центром торговли хлебом на юге России стал Таганрог, куда и переместилась таможня. Только в 1776 г. порт посетило 29 иностранных судов. Создавался и российский торговый флот.

После заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора (1774) между Россией и Турцией встала проблема расширения внешней торгов­ли. В устье Дуная по инициативе А. С. Суворова начали строиться порт Одесса и одновременно таможенные сооружения, рассчитанные на две таможни — Одесскую портовую для досмотра заграничных судов и Одесскую, обеспечивающую потребности в таможенном оформлении и охране границы по реке Днестр1. 5 сентября 1795 г. открылась Одесская портовая таможня. Директором ее был назначен М. Кирьяков. Штат та­можни состоял из 32 человек: помощника таможенного надзирателя (по­мощника директора), контролера, 2 смотрителей, весового надзирателя, землемера, писца, 11 досмотрщиков, 9 гребцов. Объем таможенных опе­раций не был стабильным. В 1797 г. Одесский порт посетило всего 72 ко-

1 См.: Сакович П. М. Действия Суворова в Турции в 1773 г. СПб., 1853. С. 9.


148 История таможенного дела и таможенной политики России

рабля. Главным продуктом вывоза был хлеб, для которого «занаряжа-лось» 50 кораблей.

Особое место в торговой и таможенной политике государств занимал Крымский полуостров. После присоединения к России в 1794 г. Крым стал играть важную роль во внешнеэкономических связях. Уже 22 фев­раля 1784 г. вышел указ Екатерины II «Попечение о распространении тор­говли подданных наших и других с ними народов», который распростра­нил все законодательные акты России на черноморскую торговлю. Этот указ и послужил основанием для формирования таможенных учреждений в Крыму1 и серьезной реорганизации таможенной службы в этом регио­не. До присоединения Крыма к России, когда он принадлежал еще Крым­скому ханству, границей между последним и Россией были Перекоп и Азовское море. Но с изменением границ Перекопская и Арабатская та­можни утратили свое значение, так как превратились во внутренние и ос­тались практически без работы. Вопрос реорганизации таможенной служ­бы в Крыму послужил основанием для всеподданнейшего доклада прези­дента Коммерц-коллегии князя Гагарина императору. В этом документе содержится интересный материал по штатам восстановленных на Таври­ческом полуострове таможен и таможенных застав. Как и прежде, там су­ществовали три таможни: Козловская (г. Евпатория), Ахтиярская (г. Се­вастополь), Кафийская (г. Феодосия) и две заставы: Керченская и Ени-калинская (вблизи г. Керчи). Кроме того, в документе содержится обос­нование изменений в структуре таможенной службы юга России. В связи с увеличением территории намечалось назначить в Новороссийскую гу­бернию двух таможенных инспекторов. К инспекции одного принадлежа­ли бы Дубоссарская, Одесская и Очаковская таможни, Овидиопольская, Херсонская и Николаевская таможенные заставы. Второй инспектор должен был ведать всеми таможнями и таможенными заставами с тамо­женным просмотром на Таврическом полуострове и по берегам Азовского моря. К документу прилагалось штатное расписание таможням, заставам и таможенному присмотру: Козловская таможня — 46 человек, Ахтияр­ская — 46, Кафийская — 46, Керченская застава — 8, Еникалинская — 8. Таможенный присмотр надзирателей — 3 человека, объездчиков — 65, таможенный инспектор — 1, при нем писец — I2. Как следует из матери­алов Таврической казенной палаты, кроме названных таможенных застав, имелись также Кагалницкая, Балаклавская и Кинбурнская таможни3.

Расширялась торговля с народами Сибири, где к началу XVIII в. от­крыли таможни в Якутске, Иркутске и других городах. Таможня в Ир-

1 См.: Крымский областной госархив (КОГА), ф. 369, оп. 1, д. 1.

2 См. там же, л. 16.

3 См. там же, д. 89, л. 20.


Раздел VIII. Таможенная и тарифная система в ХУШ в. 149

кутске начала функционировать в 1682 г., хотя таможенные оформления осуществлялись с начала 60-х годов XVII в.

С развитием таможенного дела в Сибири совершенствовались и тамо­женные процедуры, унифицировались таможенные пошлины, кодифици­ровалось таможенное законодательство. Потребность в совершенствова­нии таможенного дела диктовалась развитием торговли, возникновением торговых путей из Москвы на Тобольск через Ярославль, Устюг, Усть-Сысольск, из Китая через Нерчинск в Москву. Из Монголии ввозились шелковые ткани. Из Иркутска, Туруханска через Иркутск в Китай и Москву шла пушнина.

С развитием торговли в Сибири Иркутская таможня выходит на пер­вый план. Это объясняется тем, что с 1768 г. в Иркутске дважды в год (с 15 марта по 1 мая и с 15 ноября по 1 января) проходили ярмарки, В 1784г. на Иркутской ярмарке было представлено 348 видов товаров.

С развитием кяхтинской торговли в конце XVIII в. резко вырос им­порт чая, расширяется торговля с Китаем. В связи с этим возросло зна­чение Кяхтинской таможни.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что на структуру и уп­равление таможнями оказывали влияние расширение территории Рос­сии, установление новых торговых путей, потребности в совершенст­вовании таможенно-тарифного регулирования, связанные с ростом объ­ема торговых операций.

2. Завершение таможенной реформы. Введение новых таможенных правил.

Вторая половина XVIII в. знаменовала собой завершение таможенной реформы и переход к осуществлению таможенных формальностей на ос­нове опыта европейских государств и особенностей российской экономики.

Устав таможенный 1755 г. положил начало цивилизованному подходу к решению задач таможенного дела и формированию таможенной полити­ки. Издание этого документа было прогрессивным шагом в законодатель­ной системе России и имело экономическое, финансовое и политической значение. Принятые в нем постановления открыли возможности свобод­ного перемещения товаров по территории Российской империи, способст­вовали укреплению всероссийского рынка и развитию внутренней и внеш­ней торговли.

Принятие этого устава отменяло действие всех ранее изданных доку­ментов, связанных с правилами торговли и уплатой пошлин. В уставе рассматривается порядок внутренней торговли и обязанности таможни. В нем говорилось, что он издан в интересах народа и для облегчения его жизни. Согласно уставу, в России были ликвидированы все внутренние


150 История таможенного дел а и тамож енной политики России

таможни и отменялись связанные с ними 17 пошлин: «...все Российские товары на внутренний расход Российским купцам продавать, покупать и внутрь России торговать беспошлинно»1. Чтобы сохранить прежние до­ходы в портовых и пограничных таможнях, на товары вводится допол­нительная пошлина.

«При всех Нашего Государства портах и портовых и на Государствен­ной границе в учрежденных пограничных Таможнях, коим в окончании се­го Устава приложен реестр, с привозных из-за границ Немецких и отпуск­ных Российских товаров брать пошлины сверх тарифной ефимочной по 13, а у города Архангельского с привозных в тот город из других Российских городов товаров с прибавлением производящихся у города и в уезде оного дву и того по 15 копеек, да с той внутренней пошлины с отпускаемых в чу­жие края товаров акциденции, с каждого платежного рубля по копейке, да на содержание Ладожского канала по копейке ж с рубля, а с отпуску меди и железа, сверх вышеписанного, брать вместо доменного десятинного сбо­ру с железа по две, а с меди по 30 копеек с пуда, которые отсылать из Ком-мерц-в Берг-Коллегию на содерлоние той Коллегии и на прочие расходы; а привозимые к Рижскому и к другим Отзейским портам из соседственных к ним земель таможняго их продукта, всякие вещи. и товары, оставить на прежнем основании; что же касается ко взятию тех пошлин до таможенных досмотров отвесов и отмерев, також и до клеймения товаров, в том тамо­женном правителям поступать каждому по своей хшструкции непременно»2.

Для русских и иностранных купцов вводились разные правила торгов­ли и перемещения товара. Иностранные купцы, торгующие в портах и в пограничных городах, были обязаны продавать свои товары русским куп­цам оптом и по специальным тарифам. Перед таможней ставилась задача осуществления контроля, чтобы иноземцы между собой не торговали и то­варом не обменивались.

Устав разъяснял порядок взимания пошлин в связи с отменой внутрен­них таможен. С российских товаров, следующих из центра в Сибирь че­рез Верхотурье и на грашщы, пошлины не брались, и они продавались беспошлинно. Если же они перемещались через границу, то на погранич­ных таможнях с них бралась пошлина с каждого рубля по 13 коп., а вме­сто тарифной пошлины — по 5 коп. с рубля, итого 18 коп.

Глава «О доносах про утайку от пошлин товаров и как с оными посту­пать» содержала правила по борьбе с контрабандой. Таможенные правила запрещали лавочникам тайно или явно торговать контрабандными товара­ми. Тех, кто нарушал эти правила, били кнутом «без всякия пощады». Ли­цо, сообщившее точные сведения об утаенных товарах, получало 50 % от

1 ПСЗРИ. Т. XIV. Собр. № 10. 486. С. 463.

2 Там же. С. 464.


Раздел VIII. Таможенная и тарифная система в XVIII в. 151

стоимости товаров, за вычетом пошлины при условии, что эти товары за­держат. Далее в главе говорилось, что если же проверяющим будет оказа­но сопротивление, то лицу, причастному к такому действию, будет учине­на смертная казнь, а если сами проверяющие, посаженные на выемки, бу­дут озорничать, то «тех бить кнутом». О контрабанде и последствиях ее задержания таможенные органы сообщали в Коммерц-коллегию.

Указом на ярмарках для разбора купеческих споров вводится суд, который должен был разбирать дело по справедливости и защищать купцов от обид и притеснений. Суд состоял из двух выборных членов от купечества и двух представителей от магистратских и ратушских членов. Для охраны торговых людей на ярмарках из губернских или ближе сто­ящих полков выделялись команды.

Купцам запрещалось держать неклейменые весы: «Товары купецким людям продавать правдиво ж, не чиня никакого обмана и не мешая доб­рые с худыми, и того всего за ними смотреть и наблюдать от Магистра­тов, Ратуш, Таможен; и если кто в том пойман и изобличен будет, оных наказывать плетьми»1.

Новым явилось введение паспортной системы для торговых людей. Для всех российских купцов, имеющих заграничные торги и перемещаю­щих свои товары через сухопутные и морские границы, вводились пас­порта, выдаваемые магистратами. Кроме того, на купцов, приказчиков и работников выдавались аттестаты об их добром нраве и о том, что они за границей не останутся, а возвратятся в свою страну. Аттестаты хранились в таможнях, а купцы и их люди выезжали за границу по паспортам. Ес­ли купцы, приказчики и работники возвращались через другую таможню, то об этом сообщалось письменно на таможню, с которой они выезжали за границу. Строго, под страхом Адмиралтейского регламента, спрашива­лось с тех, кто оставлял своих работников за границей.

Иностранные купцы, записавшиеся в российское купечество и в вечное подданство, пользовались правами граждан России, если же они захотят возвратиться в свое подданство, то были обязаны внести в го­сударственную казну из своего капитала десятую часть, подтверждая свое состояние конторскими книгами и присягой.

Подробно излагался порядок торговли России с персидскими и армян­скими подданными и подданными «азиатских наций» людьми. Без взима­ния пошлин разрешалось пропускать посланцев калмыцкого хана Аюки, если стоимость их товаров не превышала 3 тыс. руб.

За товары, привозимые из Китая и других стран, бралась пошли­на 10 коп. и сверх того 13, всего 23 коп. На товары внутреннего произ­водства, в том числе меха, направляемые в центр России для личного пользования и для продажи, пошлина составляла 10 % с рубля.

1 ПСЗРИ. Т. XIV. С. 464.


 
 


152 История таможенного дела и таможенной политики

 

 

Щ

V ujpw6'<L*S3x ^ст£**Жих тЬ<*лА^ч£«л*<1и Йна*^и^**54

Проезжая грамота от 17 марта 1748 г.

' iofV. *Н~^ ■чЗ*А "t^AotCCt^^si^u. "гт^лаАГ^^^Ы- "'rt.eT^tvaxi*^ 'I


Разде луШ. Т аможенная и тарифная система в XVIII в. 153

Подробно расписывался порядок сбора пошлин при вывозе товаров в другие страны.

Пошлины рекомендовалось брать ефимками, «а за неимением ефимков с одних Российских купцов Российскими деньгами — 125 копеек; а кото­рые Российские купцы Немецкие товары для отпуска в Персию вывозить будут на Российских кораблях, с тех — по 90 копеек за ефимок, да сверх того внутренней пошлины, как с Российских, так и с Азиатских купцов, по 13 копеек с рубля, и по заплате (оплате) с тех товаров надлежащих по-! шлин отпускать оные от Астраханского порта в Персию без пошлин»1.

Правилами запрещалось вывозить за границу золото, серебро, золотые и серебряные монеты. Ограничивался вывоз национальной валюты для «всех, кроме лиц купеческого сословия. Для партикулярных людей был разрешен вывоз не более 100 червонных, а также золотых и серебряных часов, табакерок, шпаг, пряжек и других необходимых вещей для своего употребления. Провоз этих предметов разрешался беспошлинно.

В Уставе таможенном был изложен реестр почтовых, пограничных та­можен и застав. Кроме того, приложены формы кредитных писем, реестр товаров, какими можно торговать в селах и деревнях.

Принятие Устава таможенного 1755 г. упорядочивало таможенную
службу и таможенный контроль, а также создавало правовую основу
для таможенного дела. жом

В рассматриваемый период в вопросах таможенного дела видны как общие черты, характерные для феодальной структуры хозяйства, так и новые, связанные с таможенно-тарифной политикой. Но самое главное — осуществлялся процесс дальнейшего совершенствования управления таможенным делом, произошло законодательное закрепление порядка таможенного оформления, были введены необходимые защитные меры для обеспечения конкурентоспособности российских товаров. Россий­ский предприниматель появился на рынке как продавец и как покупатель, купечество начало оформляться в отдельное сословие, занимавшееся тор­говлей и финансами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 775; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.183.21 (0.01 с.)