Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перестройка управления таможнями↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
К концу XVII в. в России сложилась таможенная система, хотя ее структура еще не была стабильной. Работой таможни руководило несколько государственных органов. Сбор таможенных доходов поступал в Приказ Большой казны. На местах таможни подчинялись воеводам без права вмешиваться в финансовую деятельность. О количестве таможен и таможенных застав в России в это время нет точных данных, но если учитывать, что таможни создавались в каждом городе и местечке, то их должно было бы быть около 200. Главное, к чему стремилось правительство, — это централизация таможенных доходов, а дворянство — под влиянием рыночных отношений — к изменениям во внутренней таможенной системе. У купечества были свои заботы. Оно намеревалось повлиять на появление указа 1714 г. об отмене «новоуравнительной» пошлины, взимаемой с местных оптовых покупателей. Иностранное купечество также пыталось при проведении таможенной реформы реализовать свои интересы. Швеция настаивала на пересмотре таможенной политики России, выступая за отмену таможенных пошлин и ликвидацию внутренних таможен. Это противоречило внутренней политике Русского государства, которое было заинтересовано в сохранении таможенных доходов. Подобному предложению иностранных купцов воспротивилась казна. «Ежели по оному предложению збирать пошлину в Российском государстве, — говорил Д. Соловьев, — и от того может учи-нитца во всех таможнях великий недобор и убыток»1. Поэтом}' правитель^ ство не поддержало предложение иностранцев по перестройке сложившейся таможенной системы. В 1715 г. была создана Коммерц-коллегия2. О ее структуре и задачах можно судить по записке управляющего коллегией П. М. Апраксина, в 1 Государственные учреждения России XVII —XVIII вв. М., 1991. С 137 — 167. Д. Со 2 См.: Козлова Н. В. Коммерц-коллегия в 20—50-х годах XVIII в. //Государствен
Апраксин Петр Матвеевич! которой 6 пунктов из 15 посвящены тамо- одержал несколько побед над! r r шведскими войсками. Заключил нового учреждения на развитие внешней :Р0ССИИ. \. Г. с учреждением Петром Be- Коллегия была укомплектована за счет Ьшким в 1716 г. Коммерц-колле-J представителей русского дворянства, |гии управление таможнями, по-s таможенных служащих и иностранцев, лучаемыми в них доходами и. Например в 1719г. Коммерц-коллегия рас- ещ, поступало в ведение этой порядилась откомандировать в ее распоря-коллегии. Первым президентом! жение трех подьячих из Московской
большой таможни, Нижнего Новгорода и Вологды. 31 января 1724 г. была утверждена инструкция, в которой изложены функции коллегии. Наряду с вопросами организации торговли в ней предусматривался порядок таможенных сборов и учреждение института таможенных служителей. По регламенту Коммерц-коллегии 1719 г. ее ведению подлежали судебные дела купцов, касающиеся таможен (выгрузка и погрузка товаров, их хранение, утайка от досмотра и т. д.), и прочие дела, относящиеся к деятельности купечества. Регламент определял штаты таможен и круг должностей. Во главе таможен стояли директора из дворян. Из этого же сословия назначались вице-директора, комиссары таможен, обер-цолнеры и другие должностные лица. В таможнях имелись инспекторы, амбарные контролеры, стемпельмейсте-ры, вагмейстеры, досмотрщики, они комплектовались представителями купечества, подьячих детей и даже крестьян. Примером может служить Петербургская портовая таможня. В 1736 г. в таможне служили представители следующих сословий: дворяне — 1 человек, купцы — 54, канцеляристы и подьячие дети — 11, дети священно-и церковнослужителей — 11, дворцовые служители и отставные солдаты — 6, иноземцы — 11', солдаты — 16, матросы — 56, крестьяне — 2, другие — 21 человек1. Анализ представленного состава таможни показывает, что более 30 % в таможнях составляли купцы. Значительная доля падает на солдат и матросов, т. е. неподготовленных в коммерческом деле людей. Их наличие свидетельствует, что широкое привлечение этой категории людей для работы в таможню диктовалось, с одной стороны, трудностью укомплектования таможен, с другой — стремлением сэкономить расходы на ее содержание. 1 См.: Государственные учреждения России XVII—XVIII вв. С. 160. Раздел VIII. Таможенная и т а рифная систем а в ХУШ в. ______________ 147 В портовых таможнях должности директоров и обер-инспекторов занимали дворяне. Наряду с обычным приемом на работу в таможню объявлялись и конкурсы. Это позволяло отобрать наиболее грамотных людей, имеющих опыт работы в торговле. Так, по конкурсу, объявленному в начале 1725 г. Коммерц-коллегией, поступило более 200 заявлений. Среди них большинство было от жителей Москвы — 66, Петербурга — 21, Новгорода — 16, Вологды — 12. 180 человек, подавших заявления, были посадскими людьми, имеющими опыт собственных торгов, а также таможенной деятельности в качестве выборных служителей. В первой половине XVIII в. в России служителями во внутренних таможнях оставались выборные посадские люди, а пограничные и портовые таможни комплектовались оплачиваемыми работниками. Жалованье выплачивалось из собранных средств «по примеру портовому с платежного рубля по 4 копейки со всех пошлин ефимочных и внутренних». С 1731 г. в ведение Коммерц-коллегии был передан сбор пошлин как в портовых и пограничных, так и во внутренних таможнях. Преяшим порядком собирали пошлины в Архангельской, Севской, Брянской, Курской, Смоленской, Торопецкой таможнях, где оставались ларешные целовальники. Во второй половине XVIII в. управление таможнями совершенствовалось. В портах Темерникском (в последующем г. Ростов-на-Дону), в Таганроге и Азове развернулась торговля с Константинополем, а также с государствами Средиземного моря. Соответственно выросло число таможен на юге и востоке страны. В 1749 г. в устье реки Темерник при крепости Дмитрия Ростовского была открыта таможня. Центром торговли хлебом на юге России стал Таганрог, куда и переместилась таможня. Только в 1776 г. порт посетило 29 иностранных судов. Создавался и российский торговый флот. После заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора (1774) между Россией и Турцией встала проблема расширения внешней торговли. В устье Дуная по инициативе А. С. Суворова начали строиться порт Одесса и одновременно таможенные сооружения, рассчитанные на две таможни — Одесскую портовую для досмотра заграничных судов и Одесскую, обеспечивающую потребности в таможенном оформлении и охране границы по реке Днестр1. 5 сентября 1795 г. открылась Одесская портовая таможня. Директором ее был назначен М. Кирьяков. Штат таможни состоял из 32 человек: помощника таможенного надзирателя (помощника директора), контролера, 2 смотрителей, весового надзирателя, землемера, писца, 11 досмотрщиков, 9 гребцов. Объем таможенных операций не был стабильным. В 1797 г. Одесский порт посетило всего 72 ко- 1 См.: Сакович П. М. Действия Суворова в Турции в 1773 г. СПб., 1853. С. 9. 148 История таможенного дела и таможенной политики России рабля. Главным продуктом вывоза был хлеб, для которого «занаряжа-лось» 50 кораблей. Особое место в торговой и таможенной политике государств занимал Крымский полуостров. После присоединения к России в 1794 г. Крым стал играть важную роль во внешнеэкономических связях. Уже 22 февраля 1784 г. вышел указ Екатерины II «Попечение о распространении торговли подданных наших и других с ними народов», который распространил все законодательные акты России на черноморскую торговлю. Этот указ и послужил основанием для формирования таможенных учреждений в Крыму1 и серьезной реорганизации таможенной службы в этом регионе. До присоединения Крыма к России, когда он принадлежал еще Крымскому ханству, границей между последним и Россией были Перекоп и Азовское море. Но с изменением границ Перекопская и Арабатская таможни утратили свое значение, так как превратились во внутренние и остались практически без работы. Вопрос реорганизации таможенной службы в Крыму послужил основанием для всеподданнейшего доклада президента Коммерц-коллегии князя Гагарина императору. В этом документе содержится интересный материал по штатам восстановленных на Таврическом полуострове таможен и таможенных застав. Как и прежде, там существовали три таможни: Козловская (г. Евпатория), Ахтиярская (г. Севастополь), Кафийская (г. Феодосия) и две заставы: Керченская и Ени-калинская (вблизи г. Керчи). Кроме того, в документе содержится обоснование изменений в структуре таможенной службы юга России. В связи с увеличением территории намечалось назначить в Новороссийскую губернию двух таможенных инспекторов. К инспекции одного принадлежали бы Дубоссарская, Одесская и Очаковская таможни, Овидиопольская, Херсонская и Николаевская таможенные заставы. Второй инспектор должен был ведать всеми таможнями и таможенными заставами с таможенным просмотром на Таврическом полуострове и по берегам Азовского моря. К документу прилагалось штатное расписание таможням, заставам и таможенному присмотру: Козловская таможня — 46 человек, Ахтиярская — 46, Кафийская — 46, Керченская застава — 8, Еникалинская — 8. Таможенный присмотр надзирателей — 3 человека, объездчиков — 65, таможенный инспектор — 1, при нем писец — I2. Как следует из материалов Таврической казенной палаты, кроме названных таможенных застав, имелись также Кагалницкая, Балаклавская и Кинбурнская таможни3. Расширялась торговля с народами Сибири, где к началу XVIII в. открыли таможни в Якутске, Иркутске и других городах. Таможня в Ир- 1 См.: Крымский областной госархив (КОГА), ф. 369, оп. 1, д. 1. 2 См. там же, л. 16. 3 См. там же, д. 89, л. 20. Раздел VIII. Таможенная и тарифная система в ХУШ в. 149 кутске начала функционировать в 1682 г., хотя таможенные оформления осуществлялись с начала 60-х годов XVII в. С развитием таможенного дела в Сибири совершенствовались и таможенные процедуры, унифицировались таможенные пошлины, кодифицировалось таможенное законодательство. Потребность в совершенствовании таможенного дела диктовалась развитием торговли, возникновением торговых путей из Москвы на Тобольск через Ярославль, Устюг, Усть-Сысольск, из Китая через Нерчинск в Москву. Из Монголии ввозились шелковые ткани. Из Иркутска, Туруханска через Иркутск в Китай и Москву шла пушнина. С развитием торговли в Сибири Иркутская таможня выходит на первый план. Это объясняется тем, что с 1768 г. в Иркутске дважды в год (с 15 марта по 1 мая и с 15 ноября по 1 января) проходили ярмарки, В 1784г. на Иркутской ярмарке было представлено 348 видов товаров. С развитием кяхтинской торговли в конце XVIII в. резко вырос импорт чая, расширяется торговля с Китаем. В связи с этим возросло значение Кяхтинской таможни. Подводя итог сказанному, следует отметить, что на структуру и управление таможнями оказывали влияние расширение территории России, установление новых торговых путей, потребности в совершенствовании таможенно-тарифного регулирования, связанные с ростом объема торговых операций. 2. Завершение таможенной реформы. Введение новых таможенных правил. Вторая половина XVIII в. знаменовала собой завершение таможенной реформы и переход к осуществлению таможенных формальностей на основе опыта европейских государств и особенностей российской экономики. Устав таможенный 1755 г. положил начало цивилизованному подходу к решению задач таможенного дела и формированию таможенной политики. Издание этого документа было прогрессивным шагом в законодательной системе России и имело экономическое, финансовое и политической значение. Принятые в нем постановления открыли возможности свободного перемещения товаров по территории Российской империи, способствовали укреплению всероссийского рынка и развитию внутренней и внешней торговли. Принятие этого устава отменяло действие всех ранее изданных документов, связанных с правилами торговли и уплатой пошлин. В уставе рассматривается порядок внутренней торговли и обязанности таможни. В нем говорилось, что он издан в интересах народа и для облегчения его жизни. Согласно уставу, в России были ликвидированы все внутренние 150 История таможенного дел а и тамож енной политики России таможни и отменялись связанные с ними 17 пошлин: «...все Российские товары на внутренний расход Российским купцам продавать, покупать и внутрь России торговать беспошлинно»1. Чтобы сохранить прежние доходы в портовых и пограничных таможнях, на товары вводится дополнительная пошлина. «При всех Нашего Государства портах и портовых и на Государственной границе в учрежденных пограничных Таможнях, коим в окончании сего Устава приложен реестр, с привозных из-за границ Немецких и отпускных Российских товаров брать пошлины сверх тарифной ефимочной по 13, а у города Архангельского с привозных в тот город из других Российских городов товаров с прибавлением производящихся у города и в уезде оного дву и того по 15 копеек, да с той внутренней пошлины с отпускаемых в чужие края товаров акциденции, с каждого платежного рубля по копейке, да на содержание Ладожского канала по копейке ж с рубля, а с отпуску меди и железа, сверх вышеписанного, брать вместо доменного десятинного сбору с железа по две, а с меди по 30 копеек с пуда, которые отсылать из Ком-мерц-в Берг-Коллегию на содерлоние той Коллегии и на прочие расходы; а привозимые к Рижскому и к другим Отзейским портам из соседственных к ним земель таможняго их продукта, всякие вещи. и товары, оставить на прежнем основании; что же касается ко взятию тех пошлин до таможенных досмотров отвесов и отмерев, також и до клеймения товаров, в том таможенном правителям поступать каждому по своей хшструкции непременно»2. Для русских и иностранных купцов вводились разные правила торговли и перемещения товара. Иностранные купцы, торгующие в портах и в пограничных городах, были обязаны продавать свои товары русским купцам оптом и по специальным тарифам. Перед таможней ставилась задача осуществления контроля, чтобы иноземцы между собой не торговали и товаром не обменивались. Устав разъяснял порядок взимания пошлин в связи с отменой внутренних таможен. С российских товаров, следующих из центра в Сибирь через Верхотурье и на грашщы, пошлины не брались, и они продавались беспошлинно. Если же они перемещались через границу, то на пограничных таможнях с них бралась пошлина с каждого рубля по 13 коп., а вместо тарифной пошлины — по 5 коп. с рубля, итого 18 коп. Глава «О доносах про утайку от пошлин товаров и как с оными поступать» содержала правила по борьбе с контрабандой. Таможенные правила запрещали лавочникам тайно или явно торговать контрабандными товарами. Тех, кто нарушал эти правила, били кнутом «без всякия пощады». Лицо, сообщившее точные сведения об утаенных товарах, получало 50 % от 1 ПСЗРИ. Т. XIV. Собр. № 10. 486. С. 463. 2 Там же. С. 464. Раздел VIII. Таможенная и тарифная система в XVIII в. 151 стоимости товаров, за вычетом пошлины при условии, что эти товары задержат. Далее в главе говорилось, что если же проверяющим будет оказано сопротивление, то лицу, причастному к такому действию, будет учинена смертная казнь, а если сами проверяющие, посаженные на выемки, будут озорничать, то «тех бить кнутом». О контрабанде и последствиях ее задержания таможенные органы сообщали в Коммерц-коллегию. Указом на ярмарках для разбора купеческих споров вводится суд, который должен был разбирать дело по справедливости и защищать купцов от обид и притеснений. Суд состоял из двух выборных членов от купечества и двух представителей от магистратских и ратушских членов. Для охраны торговых людей на ярмарках из губернских или ближе стоящих полков выделялись команды. Купцам запрещалось держать неклейменые весы: «Товары купецким людям продавать правдиво ж, не чиня никакого обмана и не мешая добрые с худыми, и того всего за ними смотреть и наблюдать от Магистратов, Ратуш, Таможен; и если кто в том пойман и изобличен будет, оных наказывать плетьми»1. Новым явилось введение паспортной системы для торговых людей. Для всех российских купцов, имеющих заграничные торги и перемещающих свои товары через сухопутные и морские границы, вводились паспорта, выдаваемые магистратами. Кроме того, на купцов, приказчиков и работников выдавались аттестаты об их добром нраве и о том, что они за границей не останутся, а возвратятся в свою страну. Аттестаты хранились в таможнях, а купцы и их люди выезжали за границу по паспортам. Если купцы, приказчики и работники возвращались через другую таможню, то об этом сообщалось письменно на таможню, с которой они выезжали за границу. Строго, под страхом Адмиралтейского регламента, спрашивалось с тех, кто оставлял своих работников за границей. Иностранные купцы, записавшиеся в российское купечество и в вечное подданство, пользовались правами граждан России, если же они захотят возвратиться в свое подданство, то были обязаны внести в государственную казну из своего капитала десятую часть, подтверждая свое состояние конторскими книгами и присягой. Подробно излагался порядок торговли России с персидскими и армянскими подданными и подданными «азиатских наций» людьми. Без взимания пошлин разрешалось пропускать посланцев калмыцкого хана Аюки, если стоимость их товаров не превышала 3 тыс. руб. За товары, привозимые из Китая и других стран, бралась пошлина 10 коп. и сверх того 13, всего 23 коп. На товары внутреннего производства, в том числе меха, направляемые в центр России для личного пользования и для продажи, пошлина составляла 10 % с рубля. 1 ПСЗРИ. Т. XIV. С. 464. 152 История таможенного дела и таможенной политики
Щ V ujpw6'<L*S3x ^ст£**Жих тЬ<*лА^ч£«л*<1и Йна*^и^**54
' iofV. *Н~^ ■чЗ*А1Л "t^AotCCt^^si^u. "гт^лаАГ^^^Ы- "'rt.eT^tvaxi*^ 'I Разде луШ. Т аможенная и тарифная система в XVIII в. 153 Подробно расписывался порядок сбора пошлин при вывозе товаров в другие страны. Пошлины рекомендовалось брать ефимками, «а за неимением ефимков с одних Российских купцов Российскими деньгами — 125 копеек; а которые Российские купцы Немецкие товары для отпуска в Персию вывозить будут на Российских кораблях, с тех — по 90 копеек за ефимок, да сверх того внутренней пошлины, как с Российских, так и с Азиатских купцов, по 13 копеек с рубля, и по заплате (оплате) с тех товаров надлежащих по-! шлин отпускать оные от Астраханского порта в Персию без пошлин»1. Правилами запрещалось вывозить за границу золото, серебро, золотые и серебряные монеты. Ограничивался вывоз национальной валюты для «всех, кроме лиц купеческого сословия. Для партикулярных людей был разрешен вывоз не более 100 червонных, а также золотых и серебряных часов, табакерок, шпаг, пряжек и других необходимых вещей для своего употребления. Провоз этих предметов разрешался беспошлинно. В Уставе таможенном был изложен реестр почтовых, пограничных таможен и застав. Кроме того, приложены формы кредитных писем, реестр товаров, какими можно торговать в селах и деревнях. Принятие Устава таможенного 1755 г. упорядочивало таможенную В рассматриваемый период в вопросах таможенного дела видны как общие черты, характерные для феодальной структуры хозяйства, так и новые, связанные с таможенно-тарифной политикой. Но самое главное — осуществлялся процесс дальнейшего совершенствования управления таможенным делом, произошло законодательное закрепление порядка таможенного оформления, были введены необходимые защитные меры для обеспечения конкурентоспособности российских товаров. Российский предприниматель появился на рынке как продавец и как покупатель, купечество начало оформляться в отдельное сословие, занимавшееся торговлей и финансами.
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 775; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.183.21 (0.01 с.) |