Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Градостроительство Древней Греции. Архитектура акрополей и агорСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Наследие древнегреческой архитектуры лежит в основе всего последующего развития мирового зодчества и связанного с ним монументального искусства. Причины такого устойчивого воздействия греческой архитектуры заключаются в объективных ее качествах: простоте, правдивости, ясности композиций, гармоничности и пропорциональности общих форм и всех частей, в пластичности органичной связи архитектуры и скульптуры, в тесном единстве архитектурно-эстетических и конструктивно-тектонических элементов сооружений. Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, составлявших единое целое. Основная конструкция — каменные блоки, из которых выкладывались стены. Колонны, антаблемент (лежащее на опоре-колонне перекрытие) обрабатывались различными профилями, приобретали декоративные детали, обогащались скульптурой. Греки доводили обработку архитектурных сооружений и всех без исключения деталей декора до высочайшей степени совершенства и отточенности. Эти сооружения можно назвать гигантскими произведениями ювелирного искусства, в которых для мастера не было ничего второстепенного. Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (15-13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7-6 вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате(560-527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады. В 447 по инициативе Периклана Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика. Священная дорога, по которой от агорык храму богини-покровительницы двигалась во время главного праздника Великих панафинейпроцессия афинян, ведет к Пропилеям, имеющим 5 проходов и в древности фланкированным двумя конными статуями Диоскуров. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине), в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей. Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, освященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы; 443-420, архитектор Калликрат). \ Акрополь - (греч. akropolis, от akros – верхний и polis – город), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, крепость, убежище на случай войны. На Акрополе обычно строили храмы в честь божеств-покровителей данного города. Наиболее знаменит Акрополь в Афинах. Его постройки изысканны по пропорциям и гармонично связаны с пейзажем. Этот ансамбль, созданный под общим руководством Фидия, состоит из парадного входа Пропилей (437–432 до н.э., архитектор Мнесикл), храма Афины Нике (449–420 до н.э., архитектор Калликрат), главного храм Акрополя и Афин Парфенона (447–438 до н.э., архитекторы Иктин и Калликрат), храма Эрехтейон (421–406 до н.э.). АКРОПОЛЬ в Афинах, укрепленная часть древних Афин, где находились главные святыни города, знаменит своими культовыми постройками классического периода. Афинский Акрополь, представляющий собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (15-13 вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В 7-6 вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560-527) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480 во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады. В 447 по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который, видимо, и явился автором художественной программы, легшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика. Акрополь возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. В древности святилище было известно не только как знаменитый культовый центр, но и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин как “школы Эллады” и самого прекрасного города. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства. В 5 в. Парфенон стал церковью Богоматери, статуя Афины Парфенос была перевезена в Константинополь. После завоевания Греции турками (в 15 в.) храм превратили в мечеть, к которой пристроили минареты, затем в арсенал; Эрехтейон стал гаремом турецкого паши, храм Ники Аптерос был разобран, из его блоков сложена стена бастиона. В 1687 после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале 19 в. англичанин лорд Элгин выломал ряд метоп, десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду из портика Эрехтейона. После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в кон. 19 в.) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. п. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями. Архитектура Древней Греции составляет область материальной культуры, но в то же время – это вид искусства. Архитектура Эллады входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. Историческое развитие общества во все времена определяет функции и типы сооружений, технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений. Архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и полисов, регулирование систем населения выделились в Древней Греции в особую область – градостроительство. В архитектуре Древней Греции взаимосвязаны функциональное, техническое, эстетическое начала «польза, прочность, красота». Назначение, функции архитектурных сооружений Эллады определяют их план и объемно-пространственную структуру. Образно-эстетическое начало архитектуры Древней Греции связано с ее социальной функцией и проявляется в формировании объемно-пространственной и конструктивной структуры сооружений архитектуры. Выразительные средства архитектуры Древней Греции (Эллады) – композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов создали неповторимый синтез искусств, отличающий архитектуру Древней Греции от иных архитектурных стилей. АГОРА (от гр. «агиро» – складываю) – рыночная площадь античного города, центр общественной, экономической, судебной, политической жизни. Традиционное месторасположение – центр города под открытым небом, была окружена зданиями святилищ города, торговыми рядами. Самой знаменитой является Агора Афин, расположенная недалеко от Акрополя. С юга она граничит со скалой Ареопага, с запада – с холмом Агоры и храмом Гефеста. Ее называют древней или греческой Агорой, восточнее расположена римская Агора. Греческая Агора – прямоугольная площадь (40 га). В центральной части Агоры находился храм Леокория, жертвенник Двенадцати Богов, храм и алтарь Ареса. Здесь же располагался сооруженный Агриппой (конец 1 в. до н.э.) Одеон, который сначала использовался для театральных представлений, а потом стал местом проведения дискуссий и лекций. В западной части Агоры были построены административные сооружения. Круглое в плане здание Пританей (470 до н.э.) использовалось для заседаний пританов, руководивших повседневной жизнью города. Недалеко был храм Матери богов, Метроон (нач. 2 в. до н.э.), в котором хранился государственный архив. Галерея Зевса Элевфериу (5 в. до н.э), использовавшаяся для политических и философских бесед, была украшена по фасаду дорической колоннадой, а внутри – ионической. Рядом были возведены Храм Аполлона Патрооса (Отчего) (4 в. до н.э), Храм Зевса Фратрия и Афины Фратрии. Недалеко располагался Булевтерий (конец 5 в. до н.э.) – городской совет, построенный на месте старого здания (6 в. до н.э.). Булевтерий – прямоугольный зал с расположенными амфитеатром местами, имел крышу и портик, где были установлены высеченные на камне законы государства. Разрушен в 267. В восточной части Агоры находился Юго-восточный Портик и библиотека. Крупным сооружением была стоя Аттала (галерея), названная в честь царя Пергама Аттала II (159–138 до н.э.). Стоя Аттала представляла собой двухэтажное здание (ширина 19,5 м). Первый этаж был двухнефным, второй – однонефным. Имела двойную колоннаду: по фасаду шли дорические колонны, внутри – ионические. В южной части Агоры находились Средняя стоя (2 в. до н.э.), здание Гелиеи (от имени бога Гелиоса) – народного суда (4 в. до н.э.), т.н. юго-западный фонтан. Храм бога Гефеста – наиболее сохранившееся сооружение Агоры (440–430 до н.э.). Долгое время его отождествляли с храмом Тесея, поэтому имеет двойное название: Тесейон или Гефестейон. Монументальный дорический периптер (6 × 13 колонн), построенный из пентелийского мрамора (длина – 31,77 м, ширина – 13,72 м, высота колонн – 5,88 м). На восточном фронтоне изображался апофеоз Геракла, на метопах – подвиги Геракла и Тесея. Внутри храм разделен дорическими колоннами на три нефа, в глубине стояли бронзовые статуи Гефеста и Афины Эрганы (Работницы) (421–415 до н.э.). В 5 в. храм был преобразован в церковь св. Георгия. В 1 в. до н.э восточнее греческой Агоры была построена римская Агора. Центральный прямоугольный двор (112 м × 96 м) был окружен мраморной ионической колоннадой. В портиках располагались лавки, в центре южной колоннады – фонтан. На западе Агоры находились Пропилеи, оформленные 4 дорическими колоннами и фронтоном. При императоре Адриане в восточной части Агоры были построены Пропилеи с ионическими колоннами. Башня ветров на римской Агоре была построена сирийским торговцем и астрономом Андроником из Кирры (сер. 1 в. до н.э.). Восьмиугольная мраморная башня использовалась как метеорологическая станция и часы: солнечные и водные (клепсидра). Высота здания 12,1 м, имеет мраморную крышу в виде пирамиды, на вершине которой был флюгер в виде медной фигуры Тритона. Грани башни ориентированы по сторонам света. Фриз башни декорирован изображениями восьми ветров. Среди известных агор Древнего мира можно упомянуть Агору в Ассосе, расположенную на террасе трапециевидной формы. Площадь с продольных сторон была оформлена портиками, двумя стоями (двухнефная и трехнефная). Узкая, западная часть площади была украшена зданием Булевтерия и Пропилей. В восточной части Агоры находился архаический простильный храм. Агора в Коринфе – огромная площадь (255 × 127 м), застроенная (4–3 вв. до н.э) комплексом зданий. По продольным сторонам стояли портики дорического и ионического ордера. Над всей площадью господствовало здание архаического храма Аполлона, рядом с которым находились Пропилеи.
3. Градостроительство Древнего Рима. Генеральные планы военных лагерей и городов. Городские центры и улицы. Начиная с III в. до н. э. центр политической и экономической жизни из Древней Греции переместился в Древний Рим. В Пунических войнах римляне завоевали экономически развитые греческие колонии — торговые города в Сицилии. С потерей колоний Грецияутратила политическое и экономическое значение. Рим стал преемником культуры Греции. Коренная архитектурная перестройка Рима началась в I в. до н.э. и велась до IV в. н. э., однако градостроительная система стихийно возникающего города в известной мере сохранилась. Каструмы представляли собой типовые военные лагеря, размещавшиеся на стратегически важных дорогах империи. Во II и III столетиях н. э. такие лагеря размещались на землях всей империи в виде цепи опорных пунктов. Территория Римской империи охватывала тогда всю Западную Европу, в том числе большую часть Англии и многие североафриканские и малоазиатские области. Архитектура. Одним из источников римской архитектуры являлось этрусское зодчество (Этрурия граничила с римскими владениями, расположенными севернее их). В дальнейшем исключительно большое влияние на ее развитие оказала архитектура греческих колоний Южной Италии и собственно греческая. Кроме того, в результате завоеваний римлянами многих стран они переняли часть архитектурных форм у порабощенных народов. Римляне создали несколько новых видов сооружений общественного и инженерного назначения: акведуки, мосты, дороги, форумы, термы, цирки, базилики. К архитектурным памятникам, имеющим связь с этрусским или греческим зодчеством, относятся жилища и храмы. Новыми сооружениями, в которых проявился гений римских зодчих, являются амфитеатры, триумфальные арки, термы, акведуки, укрепления. Жилища. Тип жилого дома римляне заимствовали от этрусков. Дом представлял собой группу жилых помещений, сгруппированных вокруг дворика (атриума).Жилые дома римлян периода II—IV в. н. э. совершенствовались по планировке и объемному построению. Преобладали одноэтажные дома, построенные из камня. Римляне впервые стали строить «типовые» города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы — кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме. 4. Градостроительство cредневековья (10-14 в.). Население, размеры, генпланы городов средневековой Европы. Городские улицы и площади. Обычный средневековый город Практически любой город окружен стенами. Причем, чем больше и богаче город, тем более мощные и высокие стены его ограждают. У самых маленьких и молодых городков защитой может служить просто земляная насыпь и деревянный частокол на ней, в городах побольше - каменные стены с башнями и бойницами. В работах по возведению и поддержанию городских укреплений должны были участвовать все горожане, впрочем практически везде "отработку" можно было заменить денежным взносом. Вокруг городских стен обычно простираются сады и огороды, принадлежащие горожанам. Нередко ближайшая сельская округа (на 3-5 миль вокруг города) считалась принадлежащей городу и входила в юрисдикцию городских властей. Ближе к центру города располагались богатые дома, дальше - дома и мастерские ремесленников, совсем на окраинах - трущобы. Недалеко от городских ворот располагались купеческие подворья, где останавливались проезжие купцы. Там же были склады товаров. Если город стоит на берегу судоходной реки или моря, то в стороне порта образовывался портовый (речной, морской, рыбацкий) квартал. Нечто наподобие централизованной городской системы канализации и дренажа начало появляться довольно поздно и в крупных городах. В мелких городишках открытые сточные канавы просуществовали аж до XVIII века.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.253.56 (0.013 с.) |