ТОП 10:

Города-сады, пригороды-сады.



Впервые идея города-сада была описана в книге «Города-сады будущего», написанной английским социологом-утопистом Эбенизером Говардом (книга была впервые опубликована в 1898 году).

Говард считал, что современный (на момент написания книги) город изжил себя. Критике подвергался хаотичный, ничем не ограниченный, рост промышленного города, его антисанитария, и, в более общем смысле, антигуманность.

В качестве альтернативы Говардом были предложены небольшие города, сочетающие лучшие свойства города и деревни.

Каждый из городов-садов, по Говарду, должен иметь расчетную численность населения 32 тысячи человек, но они могут образовывать также целые ассоциации с единым центром, обслуживающим несколько таких поселений с общей численностью населения до 250 тысяч человек. По мысли Говарда, вокруг Лондона должно было быть создано более двух десятков городов-садов. Говард не был архитектором-градостроителем, поэтому он представил свой город-сад в виде жесткой геометрической схемы. Застройка располагалась кольцом в радиусе примерно до одного километра. По периферии кольца размещались фабрики, мастерские и сельскохозяйственные угодья. Внутри кольца обширный городской парк, который служил своеобразным зеленым центром. Сама жилая застройка – малоэтажная, в основном коттеджная, с небольшими приусадебными участками.

Итак – город, потому что имеется в виду компактное и достаточно большое по численности населенное место, где большая часть людей занимается несельским трудом. И в то же время – сад, потому что труд, быт, отдых – вся жизнь населяющих город людей протекает не в каменном мешке, а в культивированном природном ландшафте. На фоне совершенно реальных ужасов крупного капиталистического города предложение Говарда давало хоть и призрачную, но все же надежду на избавление.

В 1903 году Говарду удалось основать компанию инициаторов городов-садов, которая приступила к практической реализации идеи. Место для первого города-сада было выбрано в 50 километрах к северу от Лондона, в местечке Лечворт. Генеральный план города-сада Лечворта был разработан Б. Паркером и Р. Энвином уже в 1904 году в полном соответствии с основной идеей и схемами Э. Говарда. Проектировщикам удалось удачно разместить в ландшафте и центральное озелененное пространство, насыщенное разнообразными общественными зданиями, и внешнее кольцо промышленных предприятий. Небольшие жилые дома были изящно сгруппированы вокруг транспортных проездов, зеленых полян, небольших рощиц и групп деревьев. Свободная от унылого схематизма квартальной городской застройки просторная планировка Лечворда создавала ощущение уюта, человечности, близости к природе. По сути дела, Паркер и Энвин, опираясь на идеи Говарда, создали нечто большее, чем планировку еще одного населенного места – своим опытом в Лечворте они сформировали совершенно новый эталон городской – подчеркиваем это, именно городской – застройки. Они предложили городскую застройку, так сказать, сельского типа.

 

Несмотря на широкую известность, которую сразу же получили идеи Говарда, несмотря на высокие архитектурно-планировочные достоинства Лечворта, которые были очевидны для современников, заселялся первый город-сад гораздо медленнее, чем предполагали его создатели. К 1908 году в Лечворте жило немногим более 5 тысяч жителей, а к концу двадцатых годов его население едва достигало 14 тысяч. Не лучше сложилась судьба и второго города-сада, основанного Говардом,– Вельвина, к тому же времени он дорос всего до 7 тысяч человек. Где уж тут говорить о градостроительном эффекте “разуплотнения” многомиллионного Лондона!

Почему же оказалась нежизненной такая привлекательная и правильная с первого взгляда идея создания городов-садов? Многие градостроители пытались анализировать этот вопрос, и ответов на него накопилось немало. Ну, например, сравнительно высокая стоимость строительства малоэтажной застройки, да еще на значительном удалении от города-центра. Попросту говоря, дорогое жилье не слишком многим оказалось по карману, что сыграло свою роль в судьбе первых городов-садов. Но не только это.

Главное, не удалось преодолеть издержки, связанные с отрывом от большого города. Очень трудно оказалось вывести из города и разместить на значительном удалении от него промышленные предприятия, пускай даже небольшие. Слишком тесно они связаны с крупным городом, и как с потенциальным рынком сбыта, и как с управленческим центром, и как с источником рабочей силы. Да и население с трудом отрывается от крупного города – слишком велик разрыв в уровне общения и тех возможностей, которые он предоставляет в области образования, культуры, общественного обслуживания. Одним словом, несомненные преимущества “жизни на природе” все же не перевешивают (во всяком случае, так было на рубеже веков) тех выгод, которые несет жителю крупного промышленного города его развитая социальная инфраструктура.

Однако, несмотря на очевидную неудачу первых попыток реализации, идея Говарда оказалась живучей, особенно на Британских островах. Последовательно и упорно английские градостроители искали ее более жизненное продолжение. Может быть, города-сады просто слишком малы по размеру, чтобы противостоять большому городу? Может быть, они слишком сельские и должны стать несколько более городскими, чтобы выполнить свою роль “третьего магната”, как об этом мечтал Говард, то есть промежуточного звена между городом и деревней? Может быть, наконец, они слишком удалены от крупного города и потому не позволяют своим жителям с необходимым комфортом воспользоваться преимуществами города-центра?

Воплощение

Великобритания

Говарду удалось организовать ассоциацию по строительству городов-садов. В первом десятилетии XX века эта ассоциация построила в Англии два новых города-сада — Лечворт и Вельвин.

Однако эти первые города-сады не пользовались особой популярностью. Так, к концу 20-х годов в Лечворте жило всего 14 тысяч человек, а в Вельвине — 7 тысяч.

Однако Великобритания не отказалась от идеи города-сада. Многие градостроители и архитекторы продолжали работать над концепцией.

После Второй мировой войны в Великобритании была принята программа строительства городов-спутников вокруг Лондона. Руководителем проекта был архитектор-планировщик Патрик Аберкромби.

Аберкромби многое позаимствовал из идей Говарда. Но были и существенные различия. Население новых городов должно было составлять 60-100 тыс. человек (а не 30 тыс. человек, как у Говарда).

В соответствии с планом Аберкромби вокруг Лондона должны были быть построены 18 новых городов с общим населением в примерно миллион жителей. При этом планировалось, что примерно половину жителей новых городов должны были составлять жители Лондона. Таким образом одной из целей новых городов было разуплотнение Лондона.

Хотя план частично был выполнен, его итоги значительно уступали ожиданиям. Так к 1963 году в новые города-спутники Лондона переселилось всего 263 тыс. человек.

Другие страны

В первой половине XX века идея города-сада пользовалась популярностью во многих странах, хотя нигде её воплощение не достигло такого размаха, как в Великобритании.

Примеры городов-садов:

Россия: Город-сад в Барнауле

Бельгия: район-сад Ле Ложи (Le Logis) в брюссельской коммуне Ватермаль-Буатфор

Германия: районы-сады во многих городах, например Гамбурге (Wandsbek-Gartenstadt), Эссене (Essen-Margarethenhöhe), Кёнигсберге (Ратсхоф и Амалиенау, ныне часть Калининграда)

Испания: Парк Гуэля по проекту Гауди в Барселоне. Парк первоначально создавался как район-сад, но желающих строить там жильё не нашлось.

Наследие концепции

Ко второй половине XX века классическая концепция города-сада потеряла популярность. Успехи и популярность городов-садов оказалась ниже ожидаемой. Многие пригородные районы-сады превратились в спальные районы.

Однако многие идеи, заложенные в концепции города-сада, теперь используются современными градостроительными концепциями, например движением нового урбанизма.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.244.18 (0.007 с.)