Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Площади, улицы и жилые кварталы

Поиск

Городская площадь, как самостоятельная ар­хитектурная тема в русском градостроительстве XVIII в., приобрела большое композиционное значение в плане города. Площади показывались на всех почти генеральных планах Петербурга.

Интерес к архитектуре городских площадей пробудил имевший международное значение конкурс на проект Дворцовой площади в Петербур­ге.

Составлением проекта Дворцовой площади был как бы дан сигнал к проектированию и строи­тельству площадей во всей России. Комиссия Бецкого предложила несколько площадей в Пе­тербурге; в Твери была сооружена Фонтанная площадь; спроектированы площади для Ярослав­ля, Костромы, Бэгородицка, Калуги и других больших и малых городов. Однако широкое строи­тельство площадей началось только в алексан­дровское время, в период господства стиля ампир.

Из практики строительства площадей к нача­лу XIX в. вырабатывались общие теоретиче­ские правила, суть которых сводится к следую­щему: 1) классифицировать площади по их на­значению; 2) определять размеры и расположе­ние площадей на городской территории сообраз­но с назначением площадей; 3) застраивать площади однородными зданиями, сосредоточивая на главных площадях здания общественного на­значения, и 4) трактовать пространство площа­ди, ее застройку, а также и улицы, примыкаю­щие к ней, как единое художественное целое, как ансамбль.

Во всех без исключения русских городах этого времени проектировались главные площади. На них сосредоточивались здания государствен­ного и общественного назначения (дворцы и ми­нистерства в столицах, губернские и уездные уч­реждения в провинции). Главная площадь ис­пользовалась для обнародования государственных актов, происходили на ней и военные пара­ды, хотя значительно чаще для этой цели слу­жили специально создававшиеся плацпарады близ казарм. Наряду с главными (почти всегда граж­данскими) площадями сооружались соборные площади, торговые площади, площади у застав, у приходских церквей и вообще в тех пунктах, где усиленное городское движение или выгодность места с архитектурной точки зрения подсказыва­ла устройство площадей.

Концентрация на площадях зданий однород­ного назначения в ряде случаев облегчала задачу создания ансамбля. Имея в своем распоряжении сооружения более или менее равных размеров и родственной или идентичной тематики, архитектор мог выдержать силуэт застройки на задуман­ных уровнях, мог соблюсти общий для всей пло­щади архитектурный масштаб, ввести нужное единообразие в пластическую обработку стея и окраску фасадов. Многие рыночные площади оформлялись только единообразными аркадами торговых рядов и тем не менее производили хо­рошее впечатление.

Размеры площадей конца XVIII в. и начала XIX в. почти всегда были очень велики. Пло­щади в 2—3 га встречаются даже в небольших городах и очень часто производят впечатление пустынных. Однако гигантские площади с высокоэтажной застройкой в столицах вполне оправ­дали себя. Сооружая их, великие мастера класси­цизма и ампира не нарушали предельного соот­ношения высоты здания и соответствующей глу­бины площади. И если для площади, обстроенной со всех сторон и обладающей свободной серединой, предельное соотношение составляло 1: 6, то это был абсолютный максимум. Площадь пе­ред Александрийским театром в Петербурге, Те­атральная площадь в Москве и ряд других пло­щадей построены именно на данном отношении.

Усиленное строительство площадей разверну­лось в Петербурге, Москве и провинции в эпоху ампира, и резко бросаются в глаза принципи­альные художественные отличия ампирной площади от площадей предшествующего периода, периода барокко. В композициях барокко всегда господствовало то или иное здание, перед кото­рым (или вокруг которого) разворачивалась площадь (например Дворцовая площадь). Но мастера русского ампира рассматривали площадь как господствующее пространство и подчиняли ему все то, что окружало площадь. Поэтому фа­сад здания в их трактовке не был принадлеж­ностью отдельного здания; наоборот, он служил монументальной рамой пространства площади. Та же Дворцовая площадь, законченная архитекто­ром К. Росси в стиле ампир, является ярким примером таких композиции.

Улицы и кварталы в петровскую эпоху пере­жили переломный период. В первые же годы строительства Петербурга Петр I запретил уса­дебный способ застройки кварталов и предпи­сал дома возводить вдоль улицы, а все служеб­ные постройки размещать за домом, в глубине квартала. Неукоснительное проведение в жизнь этого строительного закона в корне изменило ар­хитектурный облик улиц русских городов. Широ­кие и прямолинейные улицы с большим количе­ством зелени были окопаны канавами, а разрывы между домами огораживались чугунными и каменными оградами. Сочетание регулярной за­стройки с зеленью деревьев и со шпилями церк­вей и башен, замыкавших уличную перспективу, придавало улицам петровского Петербурга боль­шую живописность. В послепетровское время, вместе со сменой стилей и ростом этажности, не­однократно изменялся характер улицы, но основ­ные принципы, установленные Петром, остава­лись незыблемыми. К их числу относятся: 1) пря­молинейность уличной трассы, 2) регулярность застройки, выровненной в смысле этажности и по­ставленной строго по красным линиям улицы, и 3) устремление перспективы улицы к башням и другим выдающимся зданиям, замыкающим уличный пролет.

В 30-х годах XVIII в. в практике русского градостроительства были установлены красные линии для высоты застройки. Тем самым был сделан сознательный шаг к упорядочению силуэ­та зглицы. Через 30 лет после этого, а именно в 60-х годах XVIII в., по докладу комиссии Бец­кого Екатерина II предписала строить впредь дома вдоль Невы высотою в 10 сажен (21 л*). Эта высота была распространена на застройку Невского проспекта и других улиц Петербурга и в конечном счете обеспечила столице строгую горизонтальность в высотах, нарушаемую от­дельными мощными башнями и куполами.

В екатерининское время в целях ограничения безмерного территориального роста Петербурга была предписана сплошная периметральная за­стройка (без разрывов между домами), после чего улица в полной мере превратилась в кори­дор, ограниченный каменными фасадами.

Стиль ампир не изменил коридорного типа улицы, но внес в ее архитектуру жизнерадостное сочетание цветов: белого (колонны, карнизы, ру­сты нижних цокольных этажей) и желтого, по­крывавшего поле стены. Примером прекрасней­шей ампирной улицы, полностью сохранившейся до наших дней, является Театральная улица (ныне улица зодчего Росси) в Ленинграде.

Строительство улицы, трактовавшейся масте­рами ампир в виде протяженного и постепенно воспринимаемого ансамбля, потребовало реше­ния ее поперечного сечения в смысле соотноше­ния высоты застройки к ширине улицы. Проек­тируя Театральную улицу, Росси принял для нее классическое отношение 1:1; разрез Миллионной улицы в Твери строится на соотношении 1: 2 (при высоте зданий в 13 л* и ширине улицы в 26 л*); Невский проспект, не имеющий посто­янной ширины, дает несколько соотношений: от 1: 1 у здания Главного штаба и до 1 : 2 у Го­стиного двора.

Работая над застройкой улиц, архитекторы старались сделать улицу архитектурно целост­ной на всем ее протяжении и организовать ее фасады с таким расчетом, чтобы возбудить интерес зрителя к движению по улице и к посте­пенному восприятию ее ансамблей.

Градостроительство периода становления капитализма. Градообразующие факторы. План реконструкции Парижа.

Промышленный переворот в конце 18— 19 вв. вызвал интенсивное развитие капитализма и быстрый рост городов во многих странах мира. Но прогресс строительной техники и городского благоустройства сопровождался упадком Градостроительство В условиях интенсивного роста городов частная собственность на землю и недвижимое имущество породила чрезмерную плотность застройки и массовую спекуляцию земельными участками. Это усугубило стихийность застройки и привело к хаотическому размещению в городе жилья и загрязняющих воздух, реки и почву заводов, фабрик, ж.-д. линий и сооружений, портов, складов. Транспорт, заполнивший улицы и площади городов, усилил шум и опасность для передвижения пешеходов. Издание ряда законодательных и муниципальных актов, регламентирующих застройку, отдельные градостроительные работы (например, реконструкция центра Парижа по плану префекта Ж. Османа в 1853—96) не могли изменить общего стихийного характера застройки капиталистических городов. Кризис капиталистического Градостроительство стимулировал развитие градостроительных теорий, выдвигавших новые системы расселения. К концу 1920-х гг. окончательно сформировались такие теоретические направления Градостроительство, как дезурбанизм (связанный с конца 19 в. с идеей города-сада) и урбанизм (широкую известность получили проекты лидера этого направления архитектора Ле Корбюзье).

Градообразующие факторы

Возникновение и рост населенных мест происходит вследствие развития производительных сил страны. создающих пункты приложения труда и объединяющих в населенных местах большое количество людей. По народнохозяйственному плану в нашей стране идет широкое освоение природных богатств обширных районов Сибири. Севера. Средней Азии, Дальнего Востока и др. Крупные комплексные программы предусматривают целесообразное размещение сил внутри страны в районах, богатых сырьем и топливом. Там разме-щаются промышленные предприятия по производству металла, топлива, энергии, химической продукции, строительных материалов, перерабатывающие производства.

В непосредственной близости от источников энергии и залежей полезных ископаемых располагаются целые территориально-производственные комплексы, обеспечивающие освоение и переработку богатств земных недр. В местах размещения этих производств возникают новые города и увеличиваются существующие. За последнее время возникло на вновь осваиваемых территориях бо-лее 400 городов, таких, например, Иным, Нефтеюганск. Нижневартовск. Сургут, Братск, Усть-Илимск и др. К настоящему времени новые города составили более 60% городов страны. Однако кроме городов промышленных центров имеются города административные центры, которые осуществляют руководство целыми районами страны; города научные центры, включающие высшие учебные и научно-исследовательские учреждения. опытные производства; города - курорты и туристические центры, где сочетание особо благоприятных климатических н рельефных условий, естественные минеральные истопники используют для лечебных и туристических пелен.

Те факторы, которые являются основными в создании того или иного города и непосредственно влияют на рост. Соответственно те предприятия, которые явились причиной возникновения города н значение которых выходит за его пределы, называют градообраэующими предприятиями (заводы, фабрики, электростанции, крупные транспортные узлы, аэро и морские порты, правительственные учреждения республиканского и общесоюзного значения, научно-исследовательские учреждения, музеи, библиотеки, театры, санатории, дома отдыха и др.).

В любом городе возникают учреждения и предприятия, осуществляющие культурно-бытовое обслуживание людей, работающих на градообразующей группе предприятий. Такие учреждения и предприятия называют обслуживающими. Их значение не распространяется за пределы данного населенного пункта. Это могут быть местные административные и партийные учреждении, музеи, магазины, предприятия местной легкой промышленности, школы, средние учебные заведения и т. д.

План реконструкции парижа

реконструкция парижа в 19 в. была связана с планом комиссии художников.

В 40-х годах XIX в. в Париже появились железные дороги, превратившие столицу Франции в крупнейший транспортный узел северо-западной Европы, в связи с этим возникла неотложная задача прокладки магистралей, соединяющих между собой железнодорожные вокзалы и обеспечивающих связь с загородными дорогами. К появлению железных дорог Париж, как и большинство других городов, оказался совсем не подготовленным — напряженные транспортные потоки, направлявшиеся от железнодорожных вокзалов к центру, где беспорядочная сетка средневековых узких и криволинейных улиц совершенно не соответствовала требованиям городского движения. Прокладкой этих магистралей, как и всей планировочной реконструкцией Парижа, занялась большая группа специалистов-планировщиков, возглавлявшаяся префектом департамента Сены Ж.Э. Оссманом.

Грандиозная по своим масштабам и количеству затраченных средств перепланировочная операция сформировала облик новейшего Парижа в его центральной части, придав ей планировочную структуру, которая сохранилась до сегодняшних дней.

Градостроительная идея Оссмана заключалась, с одной стороны, в прокладке диаметров, пересекающих город по направлениям север-юг и восток-запад, и, с другой стороны, в организации обходных кольцевых магистралей, разгружающих городской центр. Кроме того, Оссману принадлежат новые концепции устройства площадей - узлов пересечения нескольких улиц, создание крупных зеленых массивов, формирование новых профилей и габаритов улиц и бульваров, продолжение и завершение старых ансамблей в центре города, улучшение санитарно-гигиенического режима города.

В начале XIX в. планировочная концепция Оссмана по ряду позиций предвосхитила концепции XX столетия. Сами масштабы работ, не имевшие до того времени прецедента в практике реконструкции городов, потребовали разработки целого ряда новых приемов планировочной техники. Таким образом, процесс перепланировки Парижа в "оссмановский период" представляет не только исторический, но и определенный практический интерес.

11. Градостроительство нач. 20 в. Промышленность и рост городов. Транспортный кризис нач. 20 в. Жилищная проблема. Городские общественные центры. Эволюция планировки и застройки жилого квартала.

Под влиянием борьбы рабочего класса за свои права буржуазия вынуждена была решать отдельные вопросы Градостроительства. С конца 19 в. и особенно с начала 1920-х гг., главным образом в Европе, строились рабочие посёлки и жилые комплексы «дешёвых» жилищ для средне- и низкооплачиваемых категорий трудящихся. В этом строительстве вырабатывались прогрессивные приёмы Градостроительства: функциональная планировочная схема комплекса в целом, наиболее выгодная ориентация зданий, устройство озеленённых участков для отдыха и площадок для игр детей, плановое строительство некоторых общественных зданий и предприятий бытового обслуживания. Эти тенденции получили дальнейшее развитие после 2-й мировой войны 1939—45. Учитывая опыт и прогрессивные идеи сов. Градостроительство, передовые архитекторы Запада разрабатывают крупные градостроительные проекты (восстановление и реконструкция Гавра, 1947—56, проект архитектора О. Перре). Архитектор Л. П. Аберкромби создал план реконструкции и развития Большого Лондона (1944). В целях ограничения роста населения английской столицы в послевоенные годы началось строительство 8 городов-спутников. Однако строительство спутников не сопровождалось ограничением роста города, а их сравнительно небольшие размеры и медленные темпы строительства не соответствовали масштабам естественного прироста населения Лондона. В результате это градостроительное мероприятие не достигло цели. Опыт современного Градостроительство используется при строительстве многих новых городов в развивающихся странах Азии и Латинской Америки (Чандигарх в Индии, 1951—56, архитектор Ле Корбюзье и др.; г. Бразилия в Бразилии, архитектор Л. Коста). Различный уровень комфорта в новых жилых массивах обычно закрепляет социальное и имущественное неравенство жителей, т. к. высокая квартирная плата за хорошие квартиры делает их недоступными для многих категорий трудящихся. В начале 1920-х гг. возникает новая область Градостроительство — территориальное планирование, или районная планировка (например, проект планировки угольного района вокруг г. Донкастера в Англии, 1921—22, архитектор Л. П. Аберкромби и Т. Джонсон). Однако в капиталистических государствах проекты районной планировки могут иметь лишь некоторое регулирующее значение.

 

К середине 20 в. быстрый стихийный рост городов в сочетании с бурным развитием автомобильного движения вызвал новый кризис Градостроительство капиталистических стран. Поиски преодоления этого кризиса привели к созданию новых теорий т. н. динамического Градостроительство, авторы которых видят причины кризиса не в социально-экономической природе капитализма, а в том, что планировочная структура городов статична и не учитывает динамики стремительного роста населённых мест. В 1950—60-х гг. появилась теория «экистики» (греческий архитектор К. А. Доксиадис и др.). Авторы этой теории пытаются обосновать неограниченный рост городов в виде непрерывных линейных городских полос, протянувшихся вдоль транспортных путей по всей территории земного шара; они считают колоссальную агломерацию населённых пунктов на восточном побережье США и в районе Великих озёр положительным прообразом будущего человеческого расселения. В 1960-х гг. получили распространение японские теории метаболизма (архитектор К. Тангэ и др.) и европейские — мобильного строительства и пространственного (трёхмерного) развития городов (французский архитектор Э. Альбер, И. Фридман и многие др.). Несмотря на различия предложенных решений, градостроителей этого направления объединяет стремление покончить с традиционной распластанностью городов на земной поверхности и перенести Градостроительство в пространство путём создания искусственных ярусов над старыми городами, строительства постоянно растущих вверх гигантских сооружений древовидного характера или в виде конусов, а также городов над морскими заливами, плавающих в океане, и т. д. Однако эти теории во многом нереальны, а проведение отдельных градостроительных мероприятий не меняет сущности капиталистического Градостроительство в целом и имеет ограниченный и непоследовательный характер.

Октябрьская социалистическая революция открыла новый этап развития градостроительства. В первые годы Советской власти началась разработка новых приёмов планировки и застройки городов, жилых кварталов и улиц, а также новых типов жилых и общественных зданий. Уже в середине 20-х гг. начались преобразования рабочих окраин Москвы, Ленинграда, Баку и др. крупных промышленных центров, ликвидация громадной разницы в качестве застройки и уровне благоустройства центральных (бывших буржуазно-аристократических) районов и неблагоустроенных пролетарских окраин. Так, например, была реконструирована бывшая Нарвская застава (ныне в Кировском районе) в Ленинграде (1925—27, архитекторы А. И. Гегелло, Г. А. Симонов, А. С. Никольский и др.). Застроенная до Октябрьской революции убогими деревянными домами и рабочими казармами, она стала красивой и благоустроенной частью социалистического города; на Тракторной улице были построены новые кварталы, удобные для жизни трудящихся; были также сооружены школы, дошкольные детские учреждения, Дворец культуры им. А. М. Горького и др. Строились рабочие посёлки при Каширской ГРЭС, Волховской ГЭС и др. Индустриализация страны вызвала необходимость строительства новых городов (Запорожье, Комсомольск-на-Амуре, Магнитогорск и многие др.). Развитие градостроительства в свою очередь вызвало подъём теоретической мысли. Н. А. Ладовский в конце 1920-х гг. разработал принципиально новую схему «развивающегося» города: парабола с растущим по её оси общественным центром, который последовательно огибают жилая, промышленная и зелёная зоны. Н. А. Милютин выдвинул предложение (1930) о параллельном развитии промышленных и жилых городских зон (т. н. поточно-функциональная схема), которое было использовано, в частности, при строительстве района Харьковского тракторного завода. Была закончена разработка и началось успешное осуществление генерального плана реконструкции Москвы (утвержден в 1935; архитекторы В. Н. Семенов, С. Е. Чернышев и др.). В постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10 июля 1935 были определены конкретные мероприятия по коренному переустройству старой Москвы в Москву социалистическую и изложены принципы сов. градостроительства, положенные в основу переустройства др. советских городов. Одновременно были начаты разработка и осуществление генеральных планов Ленинграда, Харькова, Баку, Горького, Еревана, Новосибирска, Тбилиси, Хабаровска, Челябинска, Ярославля и многих др. городов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.134.165 (0.016 с.)