Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Площади, улицы и жилые кварталыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Городская площадь, как самостоятельная архитектурная тема в русском градостроительстве XVIII в., приобрела большое композиционное значение в плане города. Площади показывались на всех почти генеральных планах Петербурга. Интерес к архитектуре городских площадей пробудил имевший международное значение конкурс на проект Дворцовой площади в Петербурге. Составлением проекта Дворцовой площади был как бы дан сигнал к проектированию и строительству площадей во всей России. Комиссия Бецкого предложила несколько площадей в Петербурге; в Твери была сооружена Фонтанная площадь; спроектированы площади для Ярославля, Костромы, Бэгородицка, Калуги и других больших и малых городов. Однако широкое строительство площадей началось только в александровское время, в период господства стиля ампир. Из практики строительства площадей к началу XIX в. вырабатывались общие теоретические правила, суть которых сводится к следующему: 1) классифицировать площади по их назначению; 2) определять размеры и расположение площадей на городской территории сообразно с назначением площадей; 3) застраивать площади однородными зданиями, сосредоточивая на главных площадях здания общественного назначения, и 4) трактовать пространство площади, ее застройку, а также и улицы, примыкающие к ней, как единое художественное целое, как ансамбль. Во всех без исключения русских городах этого времени проектировались главные площади. На них сосредоточивались здания государственного и общественного назначения (дворцы и министерства в столицах, губернские и уездные учреждения в провинции). Главная площадь использовалась для обнародования государственных актов, происходили на ней и военные парады, хотя значительно чаще для этой цели служили специально создававшиеся плацпарады близ казарм. Наряду с главными (почти всегда гражданскими) площадями сооружались соборные площади, торговые площади, площади у застав, у приходских церквей и вообще в тех пунктах, где усиленное городское движение или выгодность места с архитектурной точки зрения подсказывала устройство площадей. Концентрация на площадях зданий однородного назначения в ряде случаев облегчала задачу создания ансамбля. Имея в своем распоряжении сооружения более или менее равных размеров и родственной или идентичной тематики, архитектор мог выдержать силуэт застройки на задуманных уровнях, мог соблюсти общий для всей площади архитектурный масштаб, ввести нужное единообразие в пластическую обработку стея и окраску фасадов. Многие рыночные площади оформлялись только единообразными аркадами торговых рядов и тем не менее производили хорошее впечатление. Размеры площадей конца XVIII в. и начала XIX в. почти всегда были очень велики. Площади в 2—3 га встречаются даже в небольших городах и очень часто производят впечатление пустынных. Однако гигантские площади с высокоэтажной застройкой в столицах вполне оправдали себя. Сооружая их, великие мастера классицизма и ампира не нарушали предельного соотношения высоты здания и соответствующей глубины площади. И если для площади, обстроенной со всех сторон и обладающей свободной серединой, предельное соотношение составляло 1: 6, то это был абсолютный максимум. Площадь перед Александрийским театром в Петербурге, Театральная площадь в Москве и ряд других площадей построены именно на данном отношении. Усиленное строительство площадей развернулось в Петербурге, Москве и провинции в эпоху ампира, и резко бросаются в глаза принципиальные художественные отличия ампирной площади от площадей предшествующего периода, периода барокко. В композициях барокко всегда господствовало то или иное здание, перед которым (или вокруг которого) разворачивалась площадь (например Дворцовая площадь). Но мастера русского ампира рассматривали площадь как господствующее пространство и подчиняли ему все то, что окружало площадь. Поэтому фасад здания в их трактовке не был принадлежностью отдельного здания; наоборот, он служил монументальной рамой пространства площади. Та же Дворцовая площадь, законченная архитектором К. Росси в стиле ампир, является ярким примером таких композиции. Улицы и кварталы в петровскую эпоху пережили переломный период. В первые же годы строительства Петербурга Петр I запретил усадебный способ застройки кварталов и предписал дома возводить вдоль улицы, а все служебные постройки размещать за домом, в глубине квартала. Неукоснительное проведение в жизнь этого строительного закона в корне изменило архитектурный облик улиц русских городов. Широкие и прямолинейные улицы с большим количеством зелени были окопаны канавами, а разрывы между домами огораживались чугунными и каменными оградами. Сочетание регулярной застройки с зеленью деревьев и со шпилями церквей и башен, замыкавших уличную перспективу, придавало улицам петровского Петербурга большую живописность. В послепетровское время, вместе со сменой стилей и ростом этажности, неоднократно изменялся характер улицы, но основные принципы, установленные Петром, оставались незыблемыми. К их числу относятся: 1) прямолинейность уличной трассы, 2) регулярность застройки, выровненной в смысле этажности и поставленной строго по красным линиям улицы, и 3) устремление перспективы улицы к башням и другим выдающимся зданиям, замыкающим уличный пролет. В 30-х годах XVIII в. в практике русского градостроительства были установлены красные линии для высоты застройки. Тем самым был сделан сознательный шаг к упорядочению силуэта зглицы. Через 30 лет после этого, а именно в 60-х годах XVIII в., по докладу комиссии Бецкого Екатерина II предписала строить впредь дома вдоль Невы высотою в 10 сажен (21 л*). Эта высота была распространена на застройку Невского проспекта и других улиц Петербурга и в конечном счете обеспечила столице строгую горизонтальность в высотах, нарушаемую отдельными мощными башнями и куполами. В екатерининское время в целях ограничения безмерного территориального роста Петербурга была предписана сплошная периметральная застройка (без разрывов между домами), после чего улица в полной мере превратилась в коридор, ограниченный каменными фасадами. Стиль ампир не изменил коридорного типа улицы, но внес в ее архитектуру жизнерадостное сочетание цветов: белого (колонны, карнизы, русты нижних цокольных этажей) и желтого, покрывавшего поле стены. Примером прекраснейшей ампирной улицы, полностью сохранившейся до наших дней, является Театральная улица (ныне улица зодчего Росси) в Ленинграде. Строительство улицы, трактовавшейся мастерами ампир в виде протяженного и постепенно воспринимаемого ансамбля, потребовало решения ее поперечного сечения в смысле соотношения высоты застройки к ширине улицы. Проектируя Театральную улицу, Росси принял для нее классическое отношение 1:1; разрез Миллионной улицы в Твери строится на соотношении 1: 2 (при высоте зданий в 13 л* и ширине улицы в 26 л*); Невский проспект, не имеющий постоянной ширины, дает несколько соотношений: от 1: 1 у здания Главного штаба и до 1 : 2 у Гостиного двора. Работая над застройкой улиц, архитекторы старались сделать улицу архитектурно целостной на всем ее протяжении и организовать ее фасады с таким расчетом, чтобы возбудить интерес зрителя к движению по улице и к постепенному восприятию ее ансамблей. Градостроительство периода становления капитализма. Градообразующие факторы. План реконструкции Парижа. Промышленный переворот в конце 18— 19 вв. вызвал интенсивное развитие капитализма и быстрый рост городов во многих странах мира. Но прогресс строительной техники и городского благоустройства сопровождался упадком Градостроительство В условиях интенсивного роста городов частная собственность на землю и недвижимое имущество породила чрезмерную плотность застройки и массовую спекуляцию земельными участками. Это усугубило стихийность застройки и привело к хаотическому размещению в городе жилья и загрязняющих воздух, реки и почву заводов, фабрик, ж.-д. линий и сооружений, портов, складов. Транспорт, заполнивший улицы и площади городов, усилил шум и опасность для передвижения пешеходов. Издание ряда законодательных и муниципальных актов, регламентирующих застройку, отдельные градостроительные работы (например, реконструкция центра Парижа по плану префекта Ж. Османа в 1853—96) не могли изменить общего стихийного характера застройки капиталистических городов. Кризис капиталистического Градостроительство стимулировал развитие градостроительных теорий, выдвигавших новые системы расселения. К концу 1920-х гг. окончательно сформировались такие теоретические направления Градостроительство, как дезурбанизм (связанный с конца 19 в. с идеей города-сада) и урбанизм (широкую известность получили проекты лидера этого направления архитектора Ле Корбюзье). Градообразующие факторы Возникновение и рост населенных мест происходит вследствие развития производительных сил страны. создающих пункты приложения труда и объединяющих в населенных местах большое количество людей. По народнохозяйственному плану в нашей стране идет широкое освоение природных богатств обширных районов Сибири. Севера. Средней Азии, Дальнего Востока и др. Крупные комплексные программы предусматривают целесообразное размещение сил внутри страны в районах, богатых сырьем и топливом. Там разме-щаются промышленные предприятия по производству металла, топлива, энергии, химической продукции, строительных материалов, перерабатывающие производства. В непосредственной близости от источников энергии и залежей полезных ископаемых располагаются целые территориально-производственные комплексы, обеспечивающие освоение и переработку богатств земных недр. В местах размещения этих производств возникают новые города и увеличиваются существующие. За последнее время возникло на вновь осваиваемых территориях бо-лее 400 городов, таких, например, Иным, Нефтеюганск. Нижневартовск. Сургут, Братск, Усть-Илимск и др. К настоящему времени новые города составили более 60% городов страны. Однако кроме городов промышленных центров имеются города административные центры, которые осуществляют руководство целыми районами страны; города научные центры, включающие высшие учебные и научно-исследовательские учреждения. опытные производства; города - курорты и туристические центры, где сочетание особо благоприятных климатических н рельефных условий, естественные минеральные истопники используют для лечебных и туристических пелен. Те факторы, которые являются основными в создании того или иного города и непосредственно влияют на рост. Соответственно те предприятия, которые явились причиной возникновения города н значение которых выходит за его пределы, называют градообраэующими предприятиями (заводы, фабрики, электростанции, крупные транспортные узлы, аэро и морские порты, правительственные учреждения республиканского и общесоюзного значения, научно-исследовательские учреждения, музеи, библиотеки, театры, санатории, дома отдыха и др.). В любом городе возникают учреждения и предприятия, осуществляющие культурно-бытовое обслуживание людей, работающих на градообразующей группе предприятий. Такие учреждения и предприятия называют обслуживающими. Их значение не распространяется за пределы данного населенного пункта. Это могут быть местные административные и партийные учреждении, музеи, магазины, предприятия местной легкой промышленности, школы, средние учебные заведения и т. д. План реконструкции парижа реконструкция парижа в 19 в. была связана с планом комиссии художников. В 40-х годах XIX в. в Париже появились железные дороги, превратившие столицу Франции в крупнейший транспортный узел северо-западной Европы, в связи с этим возникла неотложная задача прокладки магистралей, соединяющих между собой железнодорожные вокзалы и обеспечивающих связь с загородными дорогами. К появлению железных дорог Париж, как и большинство других городов, оказался совсем не подготовленным — напряженные транспортные потоки, направлявшиеся от железнодорожных вокзалов к центру, где беспорядочная сетка средневековых узких и криволинейных улиц совершенно не соответствовала требованиям городского движения. Прокладкой этих магистралей, как и всей планировочной реконструкцией Парижа, занялась большая группа специалистов-планировщиков, возглавлявшаяся префектом департамента Сены Ж.Э. Оссманом. Грандиозная по своим масштабам и количеству затраченных средств перепланировочная операция сформировала облик новейшего Парижа в его центральной части, придав ей планировочную структуру, которая сохранилась до сегодняшних дней. Градостроительная идея Оссмана заключалась, с одной стороны, в прокладке диаметров, пересекающих город по направлениям север-юг и восток-запад, и, с другой стороны, в организации обходных кольцевых магистралей, разгружающих городской центр. Кроме того, Оссману принадлежат новые концепции устройства площадей - узлов пересечения нескольких улиц, создание крупных зеленых массивов, формирование новых профилей и габаритов улиц и бульваров, продолжение и завершение старых ансамблей в центре города, улучшение санитарно-гигиенического режима города. В начале XIX в. планировочная концепция Оссмана по ряду позиций предвосхитила концепции XX столетия. Сами масштабы работ, не имевшие до того времени прецедента в практике реконструкции городов, потребовали разработки целого ряда новых приемов планировочной техники. Таким образом, процесс перепланировки Парижа в "оссмановский период" представляет не только исторический, но и определенный практический интерес. 11. Градостроительство нач. 20 в. Промышленность и рост городов. Транспортный кризис нач. 20 в. Жилищная проблема. Городские общественные центры. Эволюция планировки и застройки жилого квартала. Под влиянием борьбы рабочего класса за свои права буржуазия вынуждена была решать отдельные вопросы Градостроительства. С конца 19 в. и особенно с начала 1920-х гг., главным образом в Европе, строились рабочие посёлки и жилые комплексы «дешёвых» жилищ для средне- и низкооплачиваемых категорий трудящихся. В этом строительстве вырабатывались прогрессивные приёмы Градостроительства: функциональная планировочная схема комплекса в целом, наиболее выгодная ориентация зданий, устройство озеленённых участков для отдыха и площадок для игр детей, плановое строительство некоторых общественных зданий и предприятий бытового обслуживания. Эти тенденции получили дальнейшее развитие после 2-й мировой войны 1939—45. Учитывая опыт и прогрессивные идеи сов. Градостроительство, передовые архитекторы Запада разрабатывают крупные градостроительные проекты (восстановление и реконструкция Гавра, 1947—56, проект архитектора О. Перре). Архитектор Л. П. Аберкромби создал план реконструкции и развития Большого Лондона (1944). В целях ограничения роста населения английской столицы в послевоенные годы началось строительство 8 городов-спутников. Однако строительство спутников не сопровождалось ограничением роста города, а их сравнительно небольшие размеры и медленные темпы строительства не соответствовали масштабам естественного прироста населения Лондона. В результате это градостроительное мероприятие не достигло цели. Опыт современного Градостроительство используется при строительстве многих новых городов в развивающихся странах Азии и Латинской Америки (Чандигарх в Индии, 1951—56, архитектор Ле Корбюзье и др.; г. Бразилия в Бразилии, архитектор Л. Коста). Различный уровень комфорта в новых жилых массивах обычно закрепляет социальное и имущественное неравенство жителей, т. к. высокая квартирная плата за хорошие квартиры делает их недоступными для многих категорий трудящихся. В начале 1920-х гг. возникает новая область Градостроительство — территориальное планирование, или районная планировка (например, проект планировки угольного района вокруг г. Донкастера в Англии, 1921—22, архитектор Л. П. Аберкромби и Т. Джонсон). Однако в капиталистических государствах проекты районной планировки могут иметь лишь некоторое регулирующее значение.
К середине 20 в. быстрый стихийный рост городов в сочетании с бурным развитием автомобильного движения вызвал новый кризис Градостроительство капиталистических стран. Поиски преодоления этого кризиса привели к созданию новых теорий т. н. динамического Градостроительство, авторы которых видят причины кризиса не в социально-экономической природе капитализма, а в том, что планировочная структура городов статична и не учитывает динамики стремительного роста населённых мест. В 1950—60-х гг. появилась теория «экистики» (греческий архитектор К. А. Доксиадис и др.). Авторы этой теории пытаются обосновать неограниченный рост городов в виде непрерывных линейных городских полос, протянувшихся вдоль транспортных путей по всей территории земного шара; они считают колоссальную агломерацию населённых пунктов на восточном побережье США и в районе Великих озёр положительным прообразом будущего человеческого расселения. В 1960-х гг. получили распространение японские теории метаболизма (архитектор К. Тангэ и др.) и европейские — мобильного строительства и пространственного (трёхмерного) развития городов (французский архитектор Э. Альбер, И. Фридман и многие др.). Несмотря на различия предложенных решений, градостроителей этого направления объединяет стремление покончить с традиционной распластанностью городов на земной поверхности и перенести Градостроительство в пространство путём создания искусственных ярусов над старыми городами, строительства постоянно растущих вверх гигантских сооружений древовидного характера или в виде конусов, а также городов над морскими заливами, плавающих в океане, и т. д. Однако эти теории во многом нереальны, а проведение отдельных градостроительных мероприятий не меняет сущности капиталистического Градостроительство в целом и имеет ограниченный и непоследовательный характер. Октябрьская социалистическая революция открыла новый этап развития градостроительства. В первые годы Советской власти началась разработка новых приёмов планировки и застройки городов, жилых кварталов и улиц, а также новых типов жилых и общественных зданий. Уже в середине 20-х гг. начались преобразования рабочих окраин Москвы, Ленинграда, Баку и др. крупных промышленных центров, ликвидация громадной разницы в качестве застройки и уровне благоустройства центральных (бывших буржуазно-аристократических) районов и неблагоустроенных пролетарских окраин. Так, например, была реконструирована бывшая Нарвская застава (ныне в Кировском районе) в Ленинграде (1925—27, архитекторы А. И. Гегелло, Г. А. Симонов, А. С. Никольский и др.). Застроенная до Октябрьской революции убогими деревянными домами и рабочими казармами, она стала красивой и благоустроенной частью социалистического города; на Тракторной улице были построены новые кварталы, удобные для жизни трудящихся; были также сооружены школы, дошкольные детские учреждения, Дворец культуры им. А. М. Горького и др. Строились рабочие посёлки при Каширской ГРЭС, Волховской ГЭС и др. Индустриализация страны вызвала необходимость строительства новых городов (Запорожье, Комсомольск-на-Амуре, Магнитогорск и многие др.). Развитие градостроительства в свою очередь вызвало подъём теоретической мысли. Н. А. Ладовский в конце 1920-х гг. разработал принципиально новую схему «развивающегося» города: парабола с растущим по её оси общественным центром, который последовательно огибают жилая, промышленная и зелёная зоны. Н. А. Милютин выдвинул предложение (1930) о параллельном развитии промышленных и жилых городских зон (т. н. поточно-функциональная схема), которое было использовано, в частности, при строительстве района Харьковского тракторного завода. Была закончена разработка и началось успешное осуществление генерального плана реконструкции Москвы (утвержден в 1935; архитекторы В. Н. Семенов, С. Е. Чернышев и др.). В постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10 июля 1935 были определены конкретные мероприятия по коренному переустройству старой Москвы в Москву социалистическую и изложены принципы сов. градостроительства, положенные в основу переустройства др. советских городов. Одновременно были начаты разработка и осуществление генеральных планов Ленинграда, Харькова, Баку, Горького, Еревана, Новосибирска, Тбилиси, Хабаровска, Челябинска, Ярославля и многих др. городов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.237.82 (0.01 с.) |