ТОП 10:

Градостроительство Италии периода Возрождения



В XIII и XIV вв. в результате посред­нической торговли между Востоком и Центральной Европой быстро вырос­ли крупнейшие города Северной и Средней Италии во главе с Венеци­ей, Флоренцией, Генуей и Миланом.

Давая оценку культуре Возрождения. Энгельс говорит: «В спасенных при гибели Византии ру­кописях и вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал но­вый мир — греческая древность: перед светлыми образами ее исчезли призраки средневековья; в Италии достигло неслыханного расцвета искус­ство, которое явилось точно отблеском класси­ческой древности и которое в дальнейшем никог­да уже не поднималась до такой высоты».

В словах Энгельса дана очень краткая и име­ете с тем исчерпывающая характеристика той культуры, реалистической в своем существе, ко­торая сложилась в XV в. и которую принято на­зывать культурой Возрождения или Ренессанса. В Италии во множестве сохранились руины великолепных античных памятников, которые и яви­лись источниками для творческих поисков италь­янских художников эпохи Возрождения. Начиная с Брунеллески и кончая Микеланджело, все крупнейшие зодчие ревностно изучали античные памятники, раскапывая их и производя подроб­ные обмеры. Однако это изучение не привело к восстановлению древнеримской архитектуры

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАДО­СТРОИТЕЛЬСТВА ЭПОХИ РЕНЕССАНСА

К XV в., под влиянием быстро развивающей­ся торговли, городское население Италии сильно возросло. Можно полагать, что по сравнению со средними веками население городов удвоилось и достигало в среднем 10—20 тыс. жителей. До­шедшие до нас статистические данные по круп­нейшим городам Италии показывают, что Фло­ренция в XV в. имела 80 тыс. жителей, Генуя— 80 тыс. жителей, а Венеция — 190 тыс. жителей. Следует отметить, что сюда не вошли все вре­менные жители, а также и рабы, торговля кото­рыми особенно процветала в Венеции. Крупные города также значительно выросли по занимае­мой территории. Так, например Венеция, цели­ком освоившая свои острова к XV в., имела око­ло 4 км в длину. Флоренция — около 3 км. Если учесть, что этажность (и плотность застройки) в то время была чрезвычайно высокой, то приве­денные цифры городского населения следует счи­тать скорее преуменьшенными.

Композиция городского плана

Несмотря на то, что в эпоху Возрождения развернулось чрезвычайно интенсивное строи­тельство, все же новые города возникали исклю­чительно редко и градостроительная деятель­ность заключалась в реконструкции старых сред­невековых городов. Как правило, города пере­страивались по частям и медленно изменяли свой средневековый характер. Вот почему, изучая до­шедшие до нас города, трудно раскрыть в них те крупные планировочные замыслы, которые характерны для данной эпохи. Гораздо показа­тельнее в этом отношении идеальные города и трактаты теоретиков — Альберти, Вазари, Скамоцци и других мастеров.

Все без исключения теоретики Ренессанса по­нимают город, как стройное социально-экономи­ческое и архитектурное целое. Каждый из них начинает трактат с выбора места для города, при­чем рекомендуется строить город в климатиче­ски благоприятном районе — близ моря, озера или реки, несущей чистую воду. Особое внима­ние обращают они на военную оборону городов, так как введение огнестрельного оружия поста­вило перед градостроительством ряд очень слож­ных задач. В интересах обороны Альберти и Ска-моцци рекомендуют для плана города круглое или многоугольное внешнее очертание, с тем что­бы получить наиболее экономный периметр. С другой стороны, укрепления, окружающие город, должны, по их мнению, иметь выступающие впе­ред бастионы для обстрела противника с флан­гов. В проектах Лорини (рис. 151), Скамоцци и других мастеров внешний пояс оборонительных стен и валов становится настолько мощным, что превращается в фактор, влияющий на планироп-ку всего города. Действительно, ко всем бастио­нам подводятся улицы, и если внешнее очерта­ние Города — многоугольник или круг, то план города очень часто получает радиальную струк­туру. Таковы идеальные города Вазари, Лорини и осуществленный город-крепость Пальма-Ну-ова:

В качестве примера рассмотрим идеальный го­род Скамоцци (рис. 152). Город лежит иа рекр, делящей его территорию иа две части. Вдоль ре­ки тянется главная (торговая) улица, также пе­ресекающая город и соединяющая двое главных ворот. В самом центре города, перед дворцом князя и собором, расположенным напротив двор­ца, лежит главная площадь, предназначенная для народных собраний. На главной городской ма­гистрали, по обе стороны от главной площади, размещаются две квадратные рыночные площа­ди. Далее за дворцом лежит биржевая площадь и в заречной части города — площадь для про­дажи дров и фуража.

Уже из этого краткого описания ясно ощущает­ся торговый характер этого города, получивший особое развитие во всех городах Ренессанса. В проекте Скамоцци отведены места для жилых кварталов, приходских церквей, казарм, и общественных зданий различного назначения,— сло­вом, предусмотрено то зонирование городской территории, которое производится и теперь при.; планировке каждого города. Проект Скамоцци ин­тересен еще и тем, что в нем поставлена проблема архитектурной композиции целого города. В са­мом деле, центр города отчетливо выделен круп­нейшей площадью и закреплен крупнейшими зда­ниями; так же подчеркнута и главная улица — композиционная ось всего города. Если бы город Скамоцци получил предположенную застройку, то над крышами домов поднялось бы восемь церк­вей, оригинально решающих городской силуэт.

В своей практической градостроительной ра­боте мастера Ренессанса не могли столь четко ставить большие планировочные проблемы, од­нако во всех без исключения случаях города по­лучали подчеркнутый центр, главную улицу и по крайней мере одну или две площади, решенные всеми средствами архитектуры и пластики.

Центр города в эпоху Возрождения представ­лял собой крупный ансамбль, нередко состояв­ший из нескольких площадей, окруженных церк­вами, дворцами и лоджиями. Если центр разме­щался в середине городской территории, то его трактовали как некое статическое ядро. Так, на­пример, площадь Сан-Марко в Венеции не только спокойна в своих очертаниях, но еще примыкает к главному зданию города — собору Марка, решенному в виде статической композиции. Во всей Венеции лишь этот собор имеет пять купо­лов, что само по себе весьма знаменательно, ибо пятикуполье на кубическом основании церкви приближается к идеалу неподвижности — к пи­рамиде.

Городские площади

Главным объектом градостроительства эпохи Возрождения были площади. Такое значение площадей объясняется прежде всего тем, что ры­нок в торговом городе был жизненным центром. А где появлялся рынок, там возникала и биржа, строились здания цеховых общий, церк­ви и ратуши.

В XIV в. преобладающее значение имели торго­вые площади, на территории которых происхо­дили широкие народные собрания, карнавалы и турниры. В XV в., и особенно в XVI в., наряду с торговыми площадями появляются площади общественного назначения. Эти площади стано­вятся главными городскими площадями. Они мостятся, содержатся в чистоте, укрепляются фонтанами и скульптурой и служат местом для обнародования государственных актов. С конца XVI в. общественная функция площадей начи­нает отмирать *, и, кок следствие этого, появляет­ся новый вид городской площади декоратив­ная площадь. Однако декоративные площади получили развитие только в эпоху барокко.

Под влиянием античных образцов площади в эпоху Возрождения имели правильный план. Прямоугольник с отношением сторон 4:5; 2:3 или 1 : 2 стал характерным планом площади. На­ряду с прямоугольными площадями появились и трапециевидные площади, к числу которых от­носятся площадь Сан-Марко и Пьяцетта в Вене­ции. Правильный план площади всегда сочетал­ся со спокойной застройкой по периметру. И лишь один фасад выделялся как главный; одна­ко главное здание, несмотря на богатство убора, все же ие преобладало в той степени, как собор или ратуша на средневековых площадях.

Поскольку площади в эпоху Возрождения вы­полняли те же функции, что и древние форумы, постольку нх середина оставалась свободной. Скульптура вплоть до конца XVI в. размещалась вне центра площади, дабы не мешать мас­совым шествиям и зрелищам. Примеры подоб­ного размещения дают монументы Готтамелаты (Донателло) на площади Санто в Падуе, Коллео-ни (Вероккио) — на площади Сан-Джованни-е-Паоло в Венеции, «Давид» (Микель-Анджело) на площади Синьории во Флоренции и ряд дру­гих.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.30.155 (0.004 с.)