Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Градостроительство Италии периода ВозрожденияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В XIII и XIV вв. в результате посреднической торговли между Востоком и Центральной Европой быстро выросли крупнейшие города Северной и Средней Италии во главе с Венецией, Флоренцией, Генуей и Миланом. Давая оценку культуре Возрождения. Энгельс говорит: «В спасенных при гибели Византии рукописях и вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир — греческая древность: перед светлыми образами ее исчезли призраки средневековья; в Италии достигло неслыханного расцвета искусство, которое явилось точно отблеском классической древности и которое в дальнейшем никогда уже не поднималась до такой высоты». В словах Энгельса дана очень краткая и имеете с тем исчерпывающая характеристика той культуры, реалистической в своем существе, которая сложилась в XV в. и которую принято называть культурой Возрождения или Ренессанса. В Италии во множестве сохранились руины великолепных античных памятников, которые и явились источниками для творческих поисков итальянских художников эпохи Возрождения. Начиная с Брунеллески и кончая Микеланджело, все крупнейшие зодчие ревностно изучали античные памятники, раскапывая их и производя подробные обмеры. Однако это изучение не привело к восстановлению древнеримской архитектуры 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА ЭПОХИ РЕНЕССАНСА К XV в., под влиянием быстро развивающейся торговли, городское население Италии сильно возросло. Можно полагать, что по сравнению со средними веками население городов удвоилось и достигало в среднем 10—20 тыс. жителей. Дошедшие до нас статистические данные по крупнейшим городам Италии показывают, что Флоренция в XV в. имела 80 тыс. жителей, Генуя— 80 тыс. жителей, а Венеция — 190 тыс. жителей. Следует отметить, что сюда не вошли все временные жители, а также и рабы, торговля которыми особенно процветала в Венеции. Крупные города также значительно выросли по занимаемой территории. Так, например Венеция, целиком освоившая свои острова к XV в., имела около 4 км в длину. Флоренция — около 3 км. Если учесть, что этажность (и плотность застройки) в то время была чрезвычайно высокой, то приведенные цифры городского населения следует считать скорее преуменьшенными. Композиция городского плана Несмотря на то, что в эпоху Возрождения развернулось чрезвычайно интенсивное строительство, все же новые города возникали исключительно редко и градостроительная деятельность заключалась в реконструкции старых средневековых городов. Как правило, города перестраивались по частям и медленно изменяли свой средневековый характер. Вот почему, изучая дошедшие до нас города, трудно раскрыть в них те крупные планировочные замыслы, которые характерны для данной эпохи. Гораздо показательнее в этом отношении идеальные города и трактаты теоретиков — Альберти, Вазари, Скамоцци и других мастеров. Все без исключения теоретики Ренессанса понимают город, как стройное социально-экономическое и архитектурное целое. Каждый из них начинает трактат с выбора места для города, причем рекомендуется строить город в климатически благоприятном районе — близ моря, озера или реки, несущей чистую воду. Особое внимание обращают они на военную оборону городов, так как введение огнестрельного оружия поставило перед градостроительством ряд очень сложных задач. В интересах обороны Альберти и Ска-моцци рекомендуют для плана города круглое или многоугольное внешнее очертание, с тем чтобы получить наиболее экономный периметр. С другой стороны, укрепления, окружающие город, должны, по их мнению, иметь выступающие вперед бастионы для обстрела противника с флангов. В проектах Лорини (рис. 151), Скамоцци и других мастеров внешний пояс оборонительных стен и валов становится настолько мощным, что превращается в фактор, влияющий на планироп-ку всего города. Действительно, ко всем бастионам подводятся улицы, и если внешнее очертание Города — многоугольник или круг, то план города очень часто получает радиальную структуру. Таковы идеальные города Вазари, Лорини и осуществленный город-крепость Пальма-Ну-ова: В качестве примера рассмотрим идеальный город Скамоцци (рис. 152). Город лежит иа рекр, делящей его территорию иа две части. Вдоль реки тянется главная (торговая) улица, также пересекающая город и соединяющая двое главных ворот. В самом центре города, перед дворцом князя и собором, расположенным напротив дворца, лежит главная площадь, предназначенная для народных собраний. На главной городской магистрали, по обе стороны от главной площади, размещаются две квадратные рыночные площади. Далее за дворцом лежит биржевая площадь и в заречной части города — площадь для продажи дров и фуража. Уже из этого краткого описания ясно ощущается торговый характер этого города, получивший особое развитие во всех городах Ренессанса. В проекте Скамоцци отведены места для жилых кварталов, приходских церквей, казарм, и общественных зданий различного назначения,— словом, предусмотрено то зонирование городской территории, которое производится и теперь при.; планировке каждого города. Проект Скамоцци интересен еще и тем, что в нем поставлена проблема архитектурной композиции целого города. В самом деле, центр города отчетливо выделен крупнейшей площадью и закреплен крупнейшими зданиями; так же подчеркнута и главная улица — композиционная ось всего города. Если бы город Скамоцци получил предположенную застройку, то над крышами домов поднялось бы восемь церквей, оригинально решающих городской силуэт. В своей практической градостроительной работе мастера Ренессанса не могли столь четко ставить большие планировочные проблемы, однако во всех без исключения случаях города получали подчеркнутый центр, главную улицу и по крайней мере одну или две площади, решенные всеми средствами архитектуры и пластики. Центр города в эпоху Возрождения представлял собой крупный ансамбль, нередко состоявший из нескольких площадей, окруженных церквами, дворцами и лоджиями. Если центр размещался в середине городской территории, то его трактовали как некое статическое ядро. Так, например, площадь Сан-Марко в Венеции не только спокойна в своих очертаниях, но еще примыкает к главному зданию города — собору Марка, решенному в виде статической композиции. Во всей Венеции лишь этот собор имеет пять куполов, что само по себе весьма знаменательно, ибо пятикуполье на кубическом основании церкви приближается к идеалу неподвижности — к пирамиде. Городские площади Главным объектом градостроительства эпохи Возрождения были площади. Такое значение площадей объясняется прежде всего тем, что рынок в торговом городе был жизненным центром. А где появлялся рынок, там возникала и биржа, строились здания цеховых общий, церкви и ратуши. В XIV в. преобладающее значение имели торговые площади, на территории которых происходили широкие народные собрания, карнавалы и турниры. В XV в., и особенно в XVI в., наряду с торговыми площадями появляются площади общественного назначения. Эти площади становятся главными городскими площадями. Они мостятся, содержатся в чистоте, укрепляются фонтанами и скульптурой и служат местом для обнародования государственных актов. С конца XVI в. общественная функция площадей начинает отмирать *, и, кок следствие этого, появляется новый вид городской площади — декоративная площадь. Однако декоративные площади получили развитие только в эпоху барокко. Под влиянием античных образцов площади в эпоху Возрождения имели правильный план. Прямоугольник с отношением сторон 4:5; 2:3 или 1: 2 стал характерным планом площади. Наряду с прямоугольными площадями появились и трапециевидные площади, к числу которых относятся площадь Сан-Марко и Пьяцетта в Венеции. Правильный план площади всегда сочетался со спокойной застройкой по периметру. И лишь один фасад выделялся как главный; однако главное здание, несмотря на богатство убора, все же ие преобладало в той степени, как собор или ратуша на средневековых площадях. Поскольку площади в эпоху Возрождения выполняли те же функции, что и древние форумы, постольку нх середина оставалась свободной. Скульптура вплоть до конца XVI в. размещалась вне центра площади, дабы не мешать массовым шествиям и зрелищам. Примеры подобного размещения дают монументы Готтамелаты (Донателло) на площади Санто в Падуе, Коллео-ни (Вероккио) — на площади Сан-Джованни-е-Паоло в Венеции, «Давид» (Микель-Анджело) на площади Синьории во Флоренции и ряд других.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 835; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.114.8 (0.011 с.) |