ТОП 10:

ВЫДАЮЩИЕСЯ ГОРОДА ЭПОХИ РЕНЕССАНСА Флоренция



Первые мастера эпохи Возрождения — Бру-неллеско, Делла-Роббиа, Мазаччо и Гиберти — были флорентинцами, почти непрерывно рабо­тавшими во Флоренции; поэтому родиной искус­ства Возрождения считается Флоренция.

Флоренция расположена по обоим берегам небольшой, но некогда судоходной реки Арно, в среднем ее течении. Город лежит в долине, окаймленной с юга и севера довольно высокими холмами. Античная Флоренция занимала цент­ральный район современного города, где и теперь еще ощущается правильная планировка типа рим­ского лагеря. Однако от этого древнего перио­да архитектурные памятники в сохранном виде до нас не дошли.

Городской план Флоренции (рис. 153) в ос­новном 'сформировался в средние века. В силу беспорядочности, застройки в первую очередь изменился и усложнился план античной Флорен­ции: здесь появились характерные для средне­вековых городов узкие изломанные переулки и тупики. Но территориальное расширение Фло­ренции (как в средние века, так и в эпоху Воз­рождения) происходило концентрически — во­круг старого центра. К XIII в. город ие только достиг реки, но и занял всю удобную для за­стройки прибрежную полосу между левым бере­гом Арно и подножием холма Сан-Миньято. Столь же интенсивно развивалась и правобереж­ная часть Флоренции, распространявшаяся к се­веру, западу и востоку от античных кварталов. Вместе с ростом. города улицы приняли непра­вильное веерообразное направление, а в XIII — XIV вв. стали появляться и новые площади.

Решающим периодом в. формировании архи­тектурного облика Флоренции явился конец XIII в., когда под влиянием быстро развивав­шейся торговли были предприняты большие строительные работы. В 1294 г. флорентийское бюргерство издало знаменитый строительный декрет, во исполнение которого архитектор Ар-нольфо дя-Камбио заложил собор Санта-Мария-дель-Фьоре *. Одновременно с этим он построил аббатство (так называемое Бадиа), монастырь Санта-Кроче и палаццо Веккио (дворец Синьо­рии), увенчанный громадной башней. Эти соору­жения наложили отпечаток на все последующее строительство Флоренции и придали городу су­ровый и мужественный колорит.

В эпоху Возрождения планировочная структура Флоренции не претерпела радикальных из­менений. Флорентийские улицы этого периода не обладали ии правильностью, ни единством об­щего- архитектурного замысла. Жилые дома и дворцы имели разную длину и ширину, разни­лись по высоте и по богатству форм и отделоч­ных материалов. Но сильные выносы деревян­ных или каменных карнизов, а также родствен­ность форм и пропорций окон и дверей созда­вали общность архитектоники и стиля.

Только в 1560—1574 гг. ученик Микель-Анджело Джордже Вазари осуществил единст­венную во Флоренции регулярную улицу—улицу Уффиций (рис. 154—156). Эта улица имеет око­ло 130 м длины и 18 м ширины; вместе с тротуа­рами ее ширина достигает 31 м, превосходя в три-четыре раза среднюю ширину улиц Флорен­ции. Улица Уффиций была проложена между ре­кой и палаццо Веккио, служившим у флорентий­ских герцогов местом официальных приемов.

Воздвигнутое по обеим сторонам улицы' боль­шое здание Уффиций (т. е. государственных кан­целярий) дало возможность оформить эту улицу в едином ордере и в одно время. Западное крыло Уффиций упирается верхними этажами в лод­жию деи-Ланци. другое же крыло выходит к переулку у палаццо Веккио. Концы крыльев у набережной реки 'Арно весьма удачно связаны крытым переходом, опертым на три пролета с полуциркульной аркой в середине. Этим было решено композиционное завершение улицы, если смотреть на нее от палаццо Веккио. При рассмо­трении улицы в обратном направлении в конце ее выступают угол палаццо Веккио и его гранди­озная башня (высота 95 м.) С верхнего этажа гэллереи Уффиций можно видеть башню палац­цо Веккио и целиком весь купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Купол и башня с ее зубчатым верхом создают богатую и контрастную игру архитектурных форм.

Почти все флорентинские площади возникли в период господства романского и готического стилей: площадь Синьории. Соборная площадь, площадь Санта-Мария-Новелла и ряд других, менее значительных площадей. В эпоху Возрож­дения все эти площади достраивались или укра­шались скульптурой, причем вполне законченной и характерной площадью Ренессанса можно счи­тать только одну — площадь перед церковью Сантиссима-Аннунциата.

Площадь Синьории была местом широких на­родных собраний Флоренции. Именно поэтому она разместилась перед дворцом городского уп­равления (палаццо Синьории или Веккио) и лод­жией деи-Ланци, служившей своеобразной ло­жей для патрициата (рис. 157). Площадь обра­зовалась в результате сломки двух обособленных кварталов, примыкавших к палаццо Веккио, ко­торый был заложен Арнольфо ди-Камбио в 1298 г. Сломка кварталов была произведена поч­ти одновременно с постройкой палаццо. Площадь охватывает палаццо с западной и северной сто­рон, а с юга близ палаццо располагается трех-арочная лоджия деи-Ланци, построенная Ор-канья и Таленти в 1356 —1382 гг. Площадь име­ет (неправильную форму. Глубина ее против лице­вого фасада дворца 68 м, ширина вдоль того же фасада 84 м.

Палаццо Веккио (рис. 158) доминирует в ансамбле площади; он сложен из грубо отесанных каменных блоков; редкие окна прорезают тол­щу стены, зубчатое завершение и высокие баш­ни придают дворцу суровый, еще средневековый характер. С глухим объемом дворца хорошо кон­трастирует открытое пространство лоджии деи-Ланци, которая придает входящему главному углу площади особую выразительность.

План площади Синьории с XIV в. почти не изменялся, л в эпоху Возрождения площадь была украшена скульптурой. Перед фасадом палаццо Веккио были поставлены: «Давид» Микель-Анджело, «Геркулес» Баччо Бандииелли, «Марцок-ко» (лев) Донателло и «Фонтан Нептуна» рабо­ты Бартоломео Амманати. Мрамор и бронза скульптур вырисовываются отчетливыми силуэ­тами то на фоне серо-коричневых стен дворца, то в просвете улицы Уффиций.

В то время как площадь Синьории являлась местом для гражданских собраний, расположен­ная близ нее Соборная площадь была религи­озным центром Флоренции. Обе площади соеди­нялись широкой улицей Кальцайоли. В празд­ничные дни народ заполнял эту улицу и обе площади, которые декорировались и освещались фонарями и факелами, а во время инквизиции по улице Кальцайоли проходили процессии, сопро­вождавшие осужденного на костер 1.

Как и площадь Синьории, флорентийская Со­борная площадь принадлежит к числу характер­ных средневековых площадей. Всю ее середину заполняет громадный собор с неизменным спут­ником кафедральных церквей — баптистерием (т. е. крещальней). Площадь не имеет правиль­ных очертаний, ио эта неправильность не ощу­щается, так как внимание зрителя целиком при­влекают к себе здания, стоящие в середине пло­щади.

Древний Баптистерий Сан-Джованни был за­ложен еще в 1128 г. В 1293 г. его перестраивал Арнольфо ди-Камбио, а окончание постройки от­носится к XV в., когда Гиберти отлил из брон­зы две прославленные двери Баптистерия — се­верную и восточную '.

Прямо против восточной двери Баптистерия стоит гигантский трёхнефный собор Санта-Ма-рия-дель-Фьоре. Продольная ось собора совпа­дает с главной осью Баптистерия и служит орга­низующей осью всей площади. Флорентийский собор строился в течение 600 лет. В XIV в. после Арнольфо ди-Камбио над ним работали Франческо Таленти и Джотто, построившие колоколь­ню. Купол сооружался Брунеллеско в 1420 — 34 гг., а главный (западный) фасад получил су­ществующую облицовку только в самом конце XIX в. Но, несмотря на то, что собор был за­кончен значительно позже Баптистерия, в архи­тектуре обоих зданий есть много родственных черт. Баптистерий представляет собой крупно расчлененный компактный объем, и собор, в свою очередь, состоит из больших архитектурных объемов. Граненые абсиды и купол обладают той же убедительностью и мощью, какой и компози­ция Баптистерия. Лишь в отделке фасадов собора оЩУЩается измельченность, однако она находит себе известное оправдание, если учесть, что со­бор расположен в стесненном пространстве и ви­ден почти в-упор (рис. 159).

К западу от Соборной площади у границы древнего римского лагеря находится площадь Санта-Мария-Новелла (рис. 160). Эта площадь получила своеобразную многоугольную форму вследствие того, что ее ограничивают косо идущие улицы. Единственный прямой входящий угол придает очертаниям площади геометрическую за­кономерность.

По форме и расположению главного здания площадь Санта-Мария-Новелла принадлежит к средневековым композициям. Церковь 1 стоит в углу площади и, несмотря на плоскостную трак­товку фасада, воспринимается с угла как объем­ная форма (этому способствует еще и боковое по­ложение колокольни). В XVII в. явилась мысль усилить фронтальную точку зрения. Для этого были поставлены обелиски, удачно выделившие полосу против фасада церкви и объединившие церковь с расположенной против нее лоджией ди-Сан-Паоло.

Площадь Аннунциаты (рис. 161 и 162) сложи­лась на территории, освоенной в средние века, к северо-востоку от собора. Здания, оформляющие площадь, были построены в разное время. В 1419 г. Брунеллеско заложил лоджию Воспита­тельного дома (закончена в 1445 г.). В 1518 г. Антонио да-Сангалло (старший) и Баччо д'Аньо-ло построили лоджию, расположенную напротив первой, а позже, в тех же пропорциях и в том же ордере, был построен фасад церкви Сантиссима Аииунциата, автором которого был Джованни Качини. Площадь Аннунциаты имеет правильную че­тырехугольную форму1 с отношением сторон 4 : 5. Ансамбль подчинен продольной оси, про­ходящей через церковный вход, причем главный фасад площади лишь слегка преобладает над бо­ковыми. Подобно древнегреческим агорам, пло­щадь Аннунциаты имеет почти равные по зна­чению фасады. Только вместо античных колон­над ее оформляют легкие и совершенные по фор­мам аркады. В начале XVII в. барочный мастер Пьетро Такка поставил по сторонам площади два живописных фонтана, которые вместе с мо­нументом Фердинанду I усилили ее продольную ось.

Флоренция интересна как город в целом: пре­красные художественные частности сливаются в величественный гармонический ансамбль. Образ города, воплощенный в архитектуре суровых па­лаццо эпохи Данте ощущается повсюду. Но осо­бенно замечательна панорама Флоренции, види­мая с южных холмов (рис. 163). В центре города возвышается колоссальный купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (высота до креста 115 м, внешний диаметр 53 м). Этот купол господствует в силуэте города, с ним конкурирует по высоте только башня палаццо Веккио. а все остальные вертикали, как-то: башня палаццо Барджелло, Бадиа, Санта-Кроче и др., группируются вокруг него и всецело подчиняются ему.

Над черепичными крышами жилых домов Фло­ренции, помимо башен, возвышаются кубические объемы дворцов Ренессанса: палаццо Строцци, палаццо Фарнезе, палаццо Ручеллаи и др. Фло­ренция лишена зелени; лишь у подножия южных холмов, примыкая к палаццо Питти, расстилает­ся обширный регулярный сад флорентийских герцогов, так называемый Джардино Боболи. Зубчатая линия домов на берегах реки контра­стирует дворцам и башням. Ясно выделяется в застройке набережных вход на улицу Уффиций с реки Арно; столь же отчетлив и единственный застроенный мост Флоренции — Понте Веккио. Силуэт Флоренции сформировался в средние ве­ка и в эпоху Возрождения и после этого уже не изменялся. Таков он и в наши дни.

Венеция

Венеция расположена у северо-западного побе­режья Адриатического моря, среди лагуны, на низких песчаных островах Оливоло и Риальто. Возникновение Венеции относится к середине V в-н. з., когда, спасаясь от нашествия гуннов, вене­ты переселились на острова Венецианской лагу­ны \ Выгодное географическое положение Вене­ции, лежавшей на великом торговом пути с Во­стока в центральную Европу, предопределило ее развитие. В 466 г. город уже управлялся выбор­ными трибунами, а в 697 г.— дожами 2.

Общение Венеции с Востоком способствовало проникновению в Венецию византийского искус­ства, которое столкнулось там со встречным влия­нием романского искусства и готики, принесен­ных из Центральной Европы. Формы византий­ской, и особенно готической, архитектуры на­столько прочно утвердились в Венеции, что вене­цианский Ренессанс получил особое выражение, резко отличающееся от Ренессанса флорентийской или болонской школы.

Островное положение Венеции понудило жи­телей ее прорыть многочисленные каналы. В са­мом деле, сообщение Венеции с материком и смежными островами могло происходить только на судах (гребных галерах, гондолах и парусных лодках). Венеция имела колоссальный по тому времени флот". Поэтому было целесообразно ис­пользовать суда и для городского движения. С другой стороны, строительство требовало подня­тия грунта непосредственно под дома.ми. Землю нужно было добывать на месте. И вот, под влия­нием двух этих условий созданы были каналы Венеции. За исключением единственного есте­ственного водного потока — Большого канала, служившего главной городской магистралью, все каналы Венеции искусственного происхождения. Через 134 канала переброшено 395 мостов. Это обилие воды и мостов придает Венеции своеоб­разный вид.

Венеция принадлежит к числу городов, имею­щих отчетливо выраженный архитектурный центр, » которым всегда являлась площадь Сан-Марко, составляющая вместе с Пьяцеттой ве­ликолепный комплекс сооружений. Площадь возникла перед собором Сан-Марко и Дворцом До­жей, вероятно, еще в период основания города. Долгое время площадь служила местом торговли, но с ростом Венеции рынок переведен был в рай­он Риальто, а площадь стали использовать Для народных собраний. Массовые театральные зре­лища, карнавалы и шествия, обставлявшиеся в Венеции с особенной пышностью, всегда проис­ходили на площади Сан-Марко, да иначе и не могло быть, так как она была единственной круп­ной площадью города.

Площадь Сан-Марко (рис. 165—169) скла­дывалась постепенно, на протяжении многих сто­летий. Вместе с ней многократно перестраивались и украшались собор и Дворец Дожей. К ^СУ в. . эти здания были закончены, после чего '«а'чаАась генеральная реконструкция самой площади. Ко­нец XV в. и весь XVI в. были ознаменованы небывалым строительным расцветом Венеции. В это время сложилась венецианская; арзСитектур-ная школа, во главе которой стояли Пьетро Лом­барде и его ученики, так называемые «великие венецианцы»: Якопо Сансовино, Палладио, Ска-моцци и строитель мостов — "Антонио да-Понте. Реконструкцию площади начал Пьетро Лом­барде, который в 1496—1517 гг. построил зда­ние Старых Прокураций'. В результате этого площадь получила единообразный, украшенный аркадами боковой фасад и одновременно сильно выросла в глубину. В 1536—53 гг. Якопо Сансо­вино соорудил Библиотеку на Пьяцетте. С по­стройкой Библиотеки колокольня освободилась от примыкающих к ней построек, а самая пло­щадь расширилась. По замыслу Сансовино, двухъярусная галлерея Библиотеки должна была быть продолжена, чтобы оформить вторую бо­ковую сторону площади Сан-Марко. Однако этот проект не получил осуществления вследствие смерти Сансовино. Сооружение бокового здания (так называемых Новых Прокураций) поручили Скамоцци, который в 1592 г. заложил здание, решив его высоту независимо от Библиотеки и противолежащего дворца. Если Пьетро Ломбардо, предвидевший расширение площади, опре­делил высоту своего дворца в /4 от средней ли­нии трапециевидного плана площади, то Скамоц-пи ориентировался уже на Уз той же средней ли­нии трапеции. Новые Прокурации получили вследствие этого значительно большую высоту, и в точке соприкосновения с Библиотекой появил­ся уступ. Современники резко осуждали Скамоц-ци за нарушение спокойного силуэта застройки, хотя и признавали высокие художественные до­стоинства самого дворца *.

С XVII в. по XIX в. площадь Сан-Марко оставалась неизменной (если не считать устрой­ства превосходного каменного паркета, подрыва­ющего поверхность площади и находящего от­клик в почти аналогичном паркете Пьяцетты). В начале XIX в., после завоевания Венеции Напо­леоном I, была осуществлена последняя крупная постройка, закончившая формирование площади. Напротив лицевого фасада собора в это время была сломана небольшая старая церковь Сан-Джиминьяно и на ее месте построена соедини­тельная галлерея между дворцами Старых и Но­вых Прокурации. Прорезанные в этом корпусе арки образовали второй парадный вход на пло­щадь Сан-Марко.

План площади Сан-Марко представляет собой трапецию — почти прямоугольник. Глубина пло­щади 175 м, ширина у собора 90 м, основание трапеции 56 м. Территория, занимаемая пло­щадью Сан-Марко, равняется 1,28 га.

Ансамбль площади Сан-Марко принадлежит к числу наиболее замечательных в мире. Приземи­стому и сложному объему собора противопостав­ляется высокая и лаконичная вертикаль коло­кольни (высота 100 д«).Им обоим аккомпаниру­ет простая и единообразная по высоте обстройка площади с галлереями, отвечающими входным галлереям собора. Простой объем .Дворца До­жей повторяет в плане ранее бывшую здесь ци­тадель и хорошо гармонирует с собором, отнюдь не споря с роскошью его форм и рас"ветки Вся система завершается Библиотекой Сан-Марко. Насыщенные пластикой формы Библиотеки, при простоте ее общего абриса, выгодно контрасти­руют с Дворцом Дожей, дополняя его в оформле­нии Пьяцетты. Библиотека и Дворец Дожей, вме­сте с двумя колоннами между ними, хорошо об­рамляют выход пространства площади к набереж­ной лагуны (рис. 170 и 171).

^^Напротив Пьяцетты среди лагуны лежит островок, носящий название Сан-Джорджо-Мад-жоре. На островке издавна стояла старая бази­лика. В 1556 г.~ Андреа Палладио перестроил ба­зилику и_„ соорудил рядом с ней высокую коло­кольню. Базилика с ее колокольней и располо­женная неподалеку от нее купольная церковь Санта-Мария-делла-Салюте дополняют собой ар­хитектурную композицию городского центра Ве-яеции.

Хотя по своему значению площадь Сан-Марко доминирует в Венеции, все же некоторые другие венецианские площади заслуживают вниматель­ного изучения. Так, например, небольшая пло­щадь перед монастырем Сан-Джованни-е-Паоло принадлежит к числу очаровательных средневе­ковых площадей, получивших завершение в эпо­ху Ренессанса. На площади господствует собор, служивший усыпальницей венецианских дожей. Собор, возникший еще в XIII в., долго строился, но так и остался незаконченным. Рядом с собором высится многоцветный фасад Скуоло-ди-Сан-Марко, построенный Мартино Ломбарде и Моро Кодуччи. Контраст необлицованных, грубых стен собора и тонкой отделки соседнего здания про­изводит хорошее впечатление. Но наиболее ин­тересным элементом ансамбля является скульп­тура — бронзовый монумент кондотьера Коллео-ни, изваянный Вероккио *. Закованный в латы полководец гордо сидит на коне. Скульптура по-. ставлена на высоком пьедестале, что придает ей значительность; особенно интересна профильная перспектива монумента, когда скульптура не­сколько выступает вперед, отделяется от фасада собооа и рисуется на мраморной стене Скуоло-ди-Сан-Марко (рис. 172).

Венеция, подобно Флоренции, имеет ясно вы­раженный архитектурный образ, но образ Вене­ции совсем иной. Венеция"—город каналов и лу­чезарного неба Веронезе, Венеция — город кар­навалов и празднеств отобразилась в архитекту­ре своих дворцов и церквей. Достаточно побывать на площади СашМарко или проследовать по Большому каналу, чтобы понять апхитектурный образ Венеции. В нем характерной чертой яв­ляется легкость мраморных тканей фасадов, их богатый убор и поразительный блеск красок.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.75.196 (0.01 с.)