Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выдающиеся города эпохи ренессанса флоренцияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Первые мастера эпохи Возрождения — Бру-неллеско, Делла-Роббиа, Мазаччо и Гиберти — были флорентинцами, почти непрерывно работавшими во Флоренции; поэтому родиной искусства Возрождения считается Флоренция. Флоренция расположена по обоим берегам небольшой, но некогда судоходной реки Арно, в среднем ее течении. Город лежит в долине, окаймленной с юга и севера довольно высокими холмами. Античная Флоренция занимала центральный район современного города, где и теперь еще ощущается правильная планировка типа римского лагеря. Однако от этого древнего периода архитектурные памятники в сохранном виде до нас не дошли. Городской план Флоренции (рис. 153) в основном 'сформировался в средние века. В силу беспорядочности, застройки в первую очередь изменился и усложнился план античной Флоренции: здесь появились характерные для средневековых городов узкие изломанные переулки и тупики. Но территориальное расширение Флоренции (как в средние века, так и в эпоху Возрождения) происходило концентрически — вокруг старого центра. К XIII в. город ие только достиг реки, но и занял всю удобную для застройки прибрежную полосу между левым берегом Арно и подножием холма Сан-Миньято. Столь же интенсивно развивалась и правобережная часть Флоренции, распространявшаяся к северу, западу и востоку от античных кварталов. Вместе с ростом. города улицы приняли неправильное веерообразное направление, а в XIII — XIV вв. стали появляться и новые площади. Решающим периодом в. формировании архитектурного облика Флоренции явился конец XIII в., когда под влиянием быстро развивавшейся торговли были предприняты большие строительные работы. В 1294 г. флорентийское бюргерство издало знаменитый строительный декрет, во исполнение которого архитектор Ар-нольфо дя-Камбио заложил собор Санта-Мария-дель-Фьоре *. Одновременно с этим он построил аббатство (так называемое Бадиа), монастырь Санта-Кроче и палаццо Веккио (дворец Синьории), увенчанный громадной башней. Эти сооружения наложили отпечаток на все последующее строительство Флоренции и придали городу суровый и мужественный колорит. В эпоху Возрождения планировочная структура Флоренции не претерпела радикальных изменений. Флорентийские улицы этого периода не обладали ии правильностью, ни единством общего- архитектурного замысла. Жилые дома и дворцы имели разную длину и ширину, разнились по высоте и по богатству форм и отделочных материалов. Но сильные выносы деревянных или каменных карнизов, а также родственность форм и пропорций окон и дверей создавали общность архитектоники и стиля. Только в 1560—1574 гг. ученик Микель-Анджело Джордже Вазари осуществил единственную во Флоренции регулярную улицу— улицу Уффиций (рис. 154—156). Эта улица имеет около 130 м длины и 18 м ширины; вместе с тротуарами ее ширина достигает 31 м, превосходя в три-четыре раза среднюю ширину улиц Флоренции. Улица Уффиций была проложена между рекой и палаццо Веккио, служившим у флорентийских герцогов местом официальных приемов. Воздвигнутое по обеим сторонам улицы' большое здание Уффиций (т. е. государственных канцелярий) дало возможность оформить эту улицу в едином ордере и в одно время. Западное крыло Уффиций упирается верхними этажами в лоджию деи-Ланци. другое же крыло выходит к переулку у палаццо Веккио. Концы крыльев у набережной реки 'Арно весьма удачно связаны крытым переходом, опертым на три пролета с полуциркульной аркой в середине. Этим было решено композиционное завершение улицы, если смотреть на нее от палаццо Веккио. При рассмотрении улицы в обратном направлении в конце ее выступают угол палаццо Веккио и его грандиозная башня (высота 95 м.) С верхнего этажа гэллереи Уффиций можно видеть башню палаццо Веккио и целиком весь купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Купол и башня с ее зубчатым верхом создают богатую и контрастную игру архитектурных форм. Почти все флорентинские площади возникли в период господства романского и готического стилей: площадь Синьории. Соборная площадь, площадь Санта-Мария-Новелла и ряд других, менее значительных площадей. В эпоху Возрождения все эти площади достраивались или украшались скульптурой, причем вполне законченной и характерной площадью Ренессанса можно считать только одну — площадь перед церковью Сантиссима-Аннунциата. Площадь Синьории была местом широких народных собраний Флоренции. Именно поэтому она разместилась перед дворцом городского управления (палаццо Синьории или Веккио) и лоджией деи-Ланци, служившей своеобразной ложей для патрициата (рис. 157). Площадь образовалась в результате сломки двух обособленных кварталов, примыкавших к палаццо Веккио, который был заложен Арнольфо ди-Камбио в 1298 г. Сломка кварталов была произведена почти одновременно с постройкой палаццо. Площадь охватывает палаццо с западной и северной сторон, а с юга близ палаццо располагается трех-арочная лоджия деи-Ланци, построенная Ор-канья и Таленти в 1356 —1382 гг. Площадь имеет (неправильную форму. Глубина ее против лицевого фасада дворца 68 м, ширина вдоль того же фасада 84 м. Палаццо Веккио (рис. 158) доминирует в ансамбле площади; он сложен из грубо отесанных каменных блоков; редкие окна прорезают толщу стены, зубчатое завершение и высокие башни придают дворцу суровый, еще средневековый характер. С глухим объемом дворца хорошо контрастирует открытое пространство лоджии деи-Ланци, которая придает входящему главному углу площади особую выразительность. План площади Синьории с XIV в. почти не изменялся, л в эпоху Возрождения площадь была украшена скульптурой. Перед фасадом палаццо Веккио были поставлены: «Давид» Микель-Анджело, «Геркулес» Баччо Бандииелли, «Марцок-ко» (лев) Донателло и «Фонтан Нептуна» работы Бартоломео Амманати. Мрамор и бронза скульптур вырисовываются отчетливыми силуэтами то на фоне серо-коричневых стен дворца, то в просвете улицы Уффиций. В то время как площадь Синьории являлась местом для гражданских собраний, расположенная близ нее Соборная площадь была религиозным центром Флоренции. Обе площади соединялись широкой улицей Кальцайоли. В праздничные дни народ заполнял эту улицу и обе площади, которые декорировались и освещались фонарями и факелами, а во время инквизиции по улице Кальцайоли проходили процессии, сопровождавшие осужденного на костер 1. Как и площадь Синьории, флорентийская Соборная площадь принадлежит к числу характерных средневековых площадей. Всю ее середину заполняет громадный собор с неизменным спутником кафедральных церквей — баптистерием (т. е. крещальней). Площадь не имеет правильных очертаний, ио эта неправильность не ощущается, так как внимание зрителя целиком привлекают к себе здания, стоящие в середине площади. Древний Баптистерий Сан-Джованни был заложен еще в 1128 г. В 1 293 г. его перестраивал Арнольфо ди-Камбио, а окончание постройки относится к XV в., когда Гиберти отлил из бронзы две прославленные двери Баптистерия — северную и восточную '. Прямо против восточной двери Баптистерия стоит гигантский трёхнефный собор Санта-Ма-рия-дель-Фьоре. Продольная ось собора совпадает с главной осью Баптистерия и служит организующей осью всей площади. Флорентийский собор строился в течение 600 лет. В XIV в. после Арнольфо ди-Камбио над ним работали Франческо Таленти и Джотто, построившие колокольню. Купол сооружался Брунеллеско в 1420 — 34 гг., а главный (западный) фасад получил существующую облицовку только в самом конце XIX в. Но, несмотря на то, что собор был закончен значительно позже Баптистерия, в архитектуре обоих зданий есть много родственных черт. Баптистерий представляет собой крупно расчлененный компактный объем, и собор, в свою очередь, состоит из больших архитектурных объемов. Граненые абсиды и купол обладают той же убедительностью и мощью, какой и композиция Баптистерия. Лишь в отделке фасадов собора оЩУЩается измельченность, однако она находит себе известное оправдание, если учесть, что собор расположен в стесненном пространстве и виден почти в-упор (рис. 159). К западу от Соборной площади у границы древнего римского лагеря находится площадь Санта-Мария-Новелла (рис. 160). Эта площадь получила своеобразную многоугольную форму вследствие того, что ее ограничивают косо идущие улицы. Единственный прямой входящий угол придает очертаниям площади геометрическую закономерность. По форме и расположению главного здания площадь Санта-Мария-Новелла принадлежит к средневековым композициям. Церковь 1 стоит в углу площади и, несмотря на плоскостную трактовку фасада, воспринимается с угла как объемная форма (этому способствует еще и боковое положение колокольни). В XVII в. явилась мысль усилить фронтальную точку зрения. Для этого были поставлены обелиски, удачно выделившие полосу против фасада церкви и объединившие церковь с расположенной против нее лоджией ди-Сан-Паоло. Площадь Аннунциаты (рис. 161 и 162) сложилась на территории, освоенной в средние века, к северо-востоку от собора. Здания, оформляющие площадь, были построены в разное время. В 1419 г. Брунеллеско заложил лоджию Воспитательного дома (закончена в 1445 г.). В 1518 г. Антонио да-Сангалло (старший) и Баччо д'Аньо-ло построили лоджию, расположенную напротив первой, а позже, в тех же пропорциях и в том же ордере, был построен фасад церкви Сантиссима Аииунциата, автором которого был Джованни Качини. Площадь Аннунциаты имеет правильную четырехугольную форму1 с отношением сторон 4: 5. Ансамбль подчинен продольной оси, проходящей через церковный вход, причем главный фасад площади лишь слегка преобладает над боковыми. Подобно древнегреческим агорам, площадь Аннунциаты имеет почти равные по значению фасады. Только вместо античных колоннад ее оформляют легкие и совершенные по формам аркады. В начале XVII в. барочный мастер Пьетро Такка поставил по сторонам площади два живописных фонтана, которые вместе с монументом Фердинанду I усилили ее продольную ось. Флоренция интересна как город в целом: прекрасные художественные частности сливаются в величественный гармонический ансамбль. Образ города, воплощенный в архитектуре суровых палаццо эпохи Данте ощущается повсюду. Но особенно замечательна панорама Флоренции, видимая с южных холмов (рис. 163). В центре города возвышается колоссальный купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (высота до креста 115 м, внешний диаметр 53 м). Этот купол господствует в силуэте города, с ним конкурирует по высоте только башня палаццо Веккио. а все остальные вертикали, как-то: башня палаццо Барджелло, Бадиа, Санта-Кроче и др., группируются вокруг него и всецело подчиняются ему. Над черепичными крышами жилых домов Флоренции, помимо башен, возвышаются кубические объемы дворцов Ренессанса: палаццо Строцци, палаццо Фарнезе, палаццо Ручеллаи и др. Флоренция лишена зелени; лишь у подножия южных холмов, примыкая к палаццо Питти, расстилается обширный регулярный сад флорентийских герцогов, так называемый Джардино Боболи. Зубчатая линия домов на берегах реки контрастирует дворцам и башням. Ясно выделяется в застройке набережных вход на улицу Уффиций с реки Арно; столь же отчетлив и единственный застроенный мост Флоренции — Понте Веккио. Силуэт Флоренции сформировался в средние века и в эпоху Возрождения и после этого уже не изменялся. Таков он и в наши дни. Венеция Венеция расположена у северо-западного побережья Адриатического моря, среди лагуны, на низких песчаных островах Оливоло и Риальто. Возникновение Венеции относится к середине V в-н. з., когда, спасаясь от нашествия гуннов, венеты переселились на острова Венецианской лагуны \ Выгодное географическое положение Венеции, лежавшей на великом торговом пути с Востока в центральную Европу, предопределило ее развитие. В 466 г. город уже управлялся выборными трибунами, а в 697 г.— дожами 2. Общение Венеции с Востоком способствовало проникновению в Венецию византийского искусства, которое столкнулось там со встречным влиянием романского искусства и готики, принесенных из Центральной Европы. Формы византийской, и особенно готической, архитектуры настолько прочно утвердились в Венеции, что венецианский Ренессанс получил особое выражение, резко отличающееся от Ренессанса флорентийской или болонской школы. Островное положение Венеции понудило жителей ее прорыть многочисленные каналы. В самом деле, сообщение Венеции с материком и смежными островами могло происходить только на судах (гребных галерах, гондолах и парусных лодках). Венеция имела колоссальный по тому времени флот". Поэтому было целесообразно использовать суда и для городского движения. С другой стороны, строительство требовало поднятия грунта непосредственно под дома.ми. Землю нужно было добывать на месте. И вот, под влиянием двух этих условий созданы были каналы Венеции. За исключением единственного естественного водного потока — Большого канала, служившего главной городской магистралью, все каналы Венеции искусственного происхождения. Через 134 канала переброшено 395 мостов. Это обилие воды и мостов придает Венеции своеобразный вид. Венеция принадлежит к числу городов, имеющих отчетливо выраженный архитектурный центр,» которым всегда являлась площадь Сан-Марко, составляющая вместе с Пьяцеттой великолепный комплекс сооружений. Площадь возникла перед собором Сан-Марко и Дворцом Дожей, вероятно, еще в период основания города. Долгое время площадь служила местом торговли, но с ростом Венеции рынок переведен был в район Риальто, а площадь стали использовать Для народных собраний. Массовые театральные зрелища, карнавалы и шествия, обставлявшиеся в Венеции с особенной пышностью, всегда происходили на площади Сан-Марко, да иначе и не могло быть, так как она была единственной крупной площадью города. Площадь Сан-Марко (рис. 165—169) складывалась постепенно, на протяжении многих столетий. Вместе с ней многократно перестраивались и украшались собор и Дворец Дожей. К ^СУ в.. эти здания были закончены, после чего '«а'чаАась генеральная реконструкция самой площади. Конец XV в. и весь XVI в. были ознаменованы небывалым строительным расцветом Венеции. В это время сложилась венецианская; арзСитектур-ная школа, во главе которой стояли Пьетро Ломбарде и его ученики, так называемые «великие венецианцы»: Якопо Сансовино, Палладио, Ска-моцци и строитель мостов — "Антонио да-Понте. Реконструкцию площади начал Пьетро Ломбарде, который в 1496—1517 гг. построил здание Старых Прокураций'. В результате этого площадь получила единообразный, украшенный аркадами боковой фасад и одновременно сильно выросла в глубину. В 1536—53 гг. Якопо Сансовино соорудил Библиотеку на Пьяцетте. С постройкой Библиотеки колокольня освободилась от примыкающих к ней построек, а самая площадь расширилась. По замыслу Сансовино, двухъярусная галлерея Библиотеки должна была быть продолжена, чтобы оформить вторую боковую сторону площади Сан-Марко. Однако этот проект не получил осуществления вследствие смерти Сансовино. Сооружение бокового здания (так называемых Новых Прокураций) поручили Скамоцци, который в 1592 г. заложил здание, решив его высоту независимо от Библиотеки и противолежащего дворца. Если Пьетро Ломбардо, предвидевший расширение площади, определил высоту своего дворца в /4 от средней линии трапециевидного плана площади, то Скамоц-пи ориентировался уже на Уз той же средней линии трапеции. Новые Прокурации получили вследствие этого значительно большую высоту, и в точке соприкосновения с Библиотекой появился уступ. Современники резко осуждали Скамоц-ци за нарушение спокойного силуэта застройки, хотя и признавали высокие художественные достоинства самого дворца *. С XVII в. по XIX в. площадь Сан-Марко оставалась неизменной (если не считать устройства превосходного каменного паркета, подрывающего поверхность площади и находящего отклик в почти аналогичном паркете Пьяцетты). В начале XIX в., после завоевания Венеции Наполеоном I, была осуществлена последняя крупная постройка, закончившая формирование площади. Напротив лицевого фасада собора в это время была сломана небольшая старая церковь Сан-Джиминьяно и на ее месте построена соединительная галлерея между дворцами Старых и Новых Прокурации. Прорезанные в этом корпусе арки образовали второй парадный вход на площадь Сан-Марко. План площади Сан-Марко представляет собой трапецию — почти прямоугольник. Глубина площади 175 м, ширина у собора 90 м, основание трапеции 56 м. Территория, занимаемая площадью Сан-Марко, равняется 1,28 га. Ансамбль площади Сан-Марко принадлежит к числу наиболее замечательных в мире. Приземистому и сложному объему собора противопоставляется высокая и лаконичная вертикаль колокольни (высота 100 д«). Им обоим аккомпанирует простая и единообразная по высоте обстройка площади с галлереями, отвечающими входным галлереям собора. Простой объем.Дворца Дожей повторяет в плане ранее бывшую здесь цитадель и хорошо гармонирует с собором, отнюдь не споря с роскошью его форм и рас"ветки Вся система завершается Библиотекой Сан-Марко. Насыщенные пластикой формы Библиотеки, при простоте ее общего абриса, выгодно контрастируют с Дворцом Дожей, дополняя его в оформлении Пьяцетты. Библиотека и Дворец Дожей, вместе с двумя колоннами между ними, хорошо обрамляют выход пространства площади к набережной лагуны (рис. 170 и 171). ^^Напротив Пьяцетты среди лагуны лежит островок, носящий название Сан-Джорджо-Мад-жоре. На островке издавна стояла старая базилика. В 1556 г.~ Андреа Палладио перестроил базилику и_„ соорудил рядом с ней высокую колокольню. Базилика с ее колокольней и расположенная неподалеку от нее купольная церковь Санта-Мария-делла-Салюте дополняют собой архитектурную композицию городского центра Ве-яеции. Хотя по своему значению площадь Сан-Марко доминирует в Венеции, все же некоторые другие венецианские площади заслуживают внимательного изучения. Так, например, небольшая площадь перед монастырем Сан-Джованни-е-Паоло принадлежит к числу очаровательных средневековых площадей, получивших завершение в эпоху Ренессанса. На площади господствует собор, служивший усыпальницей венецианских дожей. Собор, возникший еще в XIII в., долго строился, но так и остался незаконченным. Рядом с собором высится многоцветный фасад Скуоло-ди-Сан-Марко, построенный Мартино Ломбарде и Моро Кодуччи. Контраст необлицованных, грубых стен собора и тонкой отделки соседнего здания производит хорошее впечатление. Но наиболее интересным элементом ансамбля является скульптура — бронзовый монумент кондотьера Коллео-ни, изваянный Вероккио *. Закованный в латы полководец гордо сидит на коне. Скульптура по-. ставлена на высоком пьедестале, что придает ей значительность; особенно интересна профильная перспектива монумента, когда скульптура несколько выступает вперед, отделяется от фасада собооа и рисуется на мраморной стене Скуоло-ди-Сан-Марко (рис. 172). Венеция, подобно Флоренции, имеет ясно выраженный архитектурный образ, но образ Венеции совсем иной. Венеция"—город каналов и лучезарного неба Веронезе, Венеция — город карнавалов и празднеств отобразилась в архитектуре своих дворцов и церквей. Достаточно побывать на площади СашМарко или проследовать по Большому каналу, чтобы понять апхитектурный образ Венеции. В нем характерной чертой является легкость мраморных тканей фасадов, их богатый убор и поразительный блеск красок.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 723; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.49 (0.012 с.) |