Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Градостроительство Древнего Египта и Междуречья↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Архитектура. Одним из источников римской архитектуры являлось этрусское зодчество (Этрурия граничила с римскими владениями, расположенными севернее их). В дальнейшем исключительно большое влияние на ее развитие оказала архитектура греческих колоний Южной Италии и собственно греческая. Кроме того, в результате завоеваний римлянами многих стран они переняли часть архитектурных форм у порабощенных народов. Римляне создали несколько новых видов сооружений общественного и инженерного назначения: акведуки, мосты, дороги, форумы, термы, цирки, базилики. К архитектурным памятникам, имеющим связь с этрусским или греческим зодчеством, относятся жилища и храмы. Новыми сооружениями, в которых проявился гений римских зодчих, являются амфитеатры, триумфальные арки, термы, акведуки, укрепления. Жилища. Тип жилого дома римляне заимствовали от этрусков. Дом представлял собой группу жилых помещений, сгруппированных вокруг дворика (атриума).Жилые дома римлян периода II—IV в. н. э. совершенствовались по планировке и объемному построению. Преобладали одноэтажные дома, построенные из камня. Римляне впервые стали строить «типовые» города, прообразом которых явились римские военные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы — кардо и декуманум, на перекрестье которых возводили центр города. Городская планировка подчинялась строго продуманной схеме. 4. Градостроительство cредневековья (10-14 в.). Население, размеры, генпланы городов средневековой Европы. Городские улицы и площади. Обычный средневековый город Практически любой город окружен стенами. Причем, чем больше и богаче город, тем более мощные и высокие стены его ограждают. У самых маленьких и молодых городков защитой может служить просто земляная насыпь и деревянный частокол на ней, в городах побольше - каменные стены с башнями и бойницами. В работах по возведению и поддержанию городских укреплений должны были участвовать все горожане, впрочем практически везде "отработку" можно было заменить денежным взносом. Вокруг городских стен обычно простираются сады и огороды, принадлежащие горожанам. Нередко ближайшая сельская округа (на 3-5 миль вокруг города) считалась принадлежащей городу и входила в юрисдикцию городских властей. Ближе к центру города располагались богатые дома, дальше - дома и мастерские ремесленников, совсем на окраинах - трущобы. Недалеко от городских ворот располагались купеческие подворья, где останавливались проезжие купцы. Там же были склады товаров. Если город стоит на берегу судоходной реки или моря, то в стороне порта образовывался портовый (речной, морской, рыбацкий) квартал. Нечто наподобие централизованной городской системы канализации и дренажа начало появляться довольно поздно и в крупных городах. В мелких городишках открытые сточные канавы просуществовали аж до XVIII века. Городские площади Главным объектом градостроительства эпохи Возрождения были площади. Такое значение площадей объясняется прежде всего тем, что рынок в торговом городе был жизненным центром. А где появлялся рынок, там возникала и биржа, строились здания цеховых общий, церкви и ратуши. В XIV в. преобладающее значение имели торговые площади, на территории которых происходили широкие народные собрания, карнавалы и турниры. В XV в., и особенно в XVI в., наряду с торговыми площадями появляются площади общественного назначения. Эти площади становятся главными городскими площадями. Они мостятся, содержатся в чистоте, укрепляются фонтанами и скульптурой и служат местом для обнародования государственных актов. С конца XVI в. общественная функция площадей начинает отмирать *, и, кок следствие этого, появляется новый вид городской площади — декоративная площадь. Однако декоративные площади получили развитие только в эпоху барокко. Под влиянием античных образцов площади в эпоху Возрождения имели правильный план. Прямоугольник с отношением сторон 4:5; 2:3 или 1: 2 стал характерным планом площади. Наряду с прямоугольными площадями появились и трапециевидные площади, к числу которых относятся площадь Сан-Марко и Пьяцетта в Венеции. Правильный план площади всегда сочетался со спокойной застройкой по периметру. И лишь один фасад выделялся как главный; однако главное здание, несмотря на богатство убора, все же ие преобладало в той степени, как собор или ратуша на средневековых площадях. Поскольку площади в эпоху Возрождения выполняли те же функции, что и древние форумы, постольку нх середина оставалась свободной. Скульптура вплоть до конца XVI в. размещалась вне центра площади, дабы не мешать массовым шествиям и зрелищам. Примеры подобного размещения дают монументы Готтамелаты (Донателло) на площади Санто в Падуе, Коллео-ни (Вероккио) — на площади Сан-Джованни-е-Паоло в Венеции, «Давид» (Микель-Анджело) на площади Синьории во Флоренции и ряд других. Венеция Венеция расположена у северо-западного побережья Адриатического моря, среди лагуны, на низких песчаных островах Оливоло и Риальто. Возникновение Венеции относится к середине V в-н. з., когда, спасаясь от нашествия гуннов, венеты переселились на острова Венецианской лагуны \ Выгодное географическое положение Венеции, лежавшей на великом торговом пути с Востока в центральную Европу, предопределило ее развитие. В 466 г. город уже управлялся выборными трибунами, а в 697 г.— дожами 2. Общение Венеции с Востоком способствовало проникновению в Венецию византийского искусства, которое столкнулось там со встречным влиянием романского искусства и готики, принесенных из Центральной Европы. Формы византийской, и особенно готической, архитектуры настолько прочно утвердились в Венеции, что венецианский Ренессанс получил особое выражение, резко отличающееся от Ренессанса флорентийской или болонской школы. Островное положение Венеции понудило жителей ее прорыть многочисленные каналы. В самом деле, сообщение Венеции с материком и смежными островами могло происходить только на судах (гребных галерах, гондолах и парусных лодках). Венеция имела колоссальный по тому времени флот". Поэтому было целесообразно использовать суда и для городского движения. С другой стороны, строительство требовало поднятия грунта непосредственно под дома.ми. Землю нужно было добывать на месте. И вот, под влиянием двух этих условий созданы были каналы Венеции. За исключением единственного естественного водного потока — Большого канала, служившего главной городской магистралью, все каналы Венеции искусственного происхождения. Через 134 канала переброшено 395 мостов. Это обилие воды и мостов придает Венеции своеобразный вид. Венеция принадлежит к числу городов, имеющих отчетливо выраженный архитектурный центр,» которым всегда являлась площадь Сан-Марко, составляющая вместе с Пьяцеттой великолепный комплекс сооружений. Площадь возникла перед собором Сан-Марко и Дворцом Дожей, вероятно, еще в период основания города. Долгое время площадь служила местом торговли, но с ростом Венеции рынок переведен был в район Риальто, а площадь стали использовать Для народных собраний. Массовые театральные зрелища, карнавалы и шествия, обставлявшиеся в Венеции с особенной пышностью, всегда происходили на площади Сан-Марко, да иначе и не могло быть, так как она была единственной крупной площадью города. Площадь Сан-Марко (рис. 165—169) складывалась постепенно, на протяжении многих столетий. Вместе с ней многократно перестраивались и украшались собор и Дворец Дожей. К ^СУ в.. эти здания были закончены, после чего '«а'чаАась генеральная реконструкция самой площади. Конец XV в. и весь XVI в. были ознаменованы небывалым строительным расцветом Венеции. В это время сложилась венецианская; арзСитектур-ная школа, во главе которой стояли Пьетро Ломбарде и его ученики, так называемые «великие венецианцы»: Якопо Сансовино, Палладио, Ска-моцци и строитель мостов — "Антонио да-Понте. Реконструкцию площади начал Пьетро Ломбарде, который в 1496—1517 гг. построил здание Старых Прокураций'. В результате этого площадь получила единообразный, украшенный аркадами боковой фасад и одновременно сильно выросла в глубину. В 1536—53 гг. Якопо Сансовино соорудил Библиотеку на Пьяцетте. С постройкой Библиотеки колокольня освободилась от примыкающих к ней построек, а самая площадь расширилась. По замыслу Сансовино, двухъярусная галлерея Библиотеки должна была быть продолжена, чтобы оформить вторую боковую сторону площади Сан-Марко. Однако этот проект не получил осуществления вследствие смерти Сансовино. Сооружение бокового здания (так называемых Новых Прокураций) поручили Скамоцци, который в 1592 г. заложил здание, решив его высоту независимо от Библиотеки и противолежащего дворца. Если Пьетро Ломбардо, предвидевший расширение площади, определил высоту своего дворца в /4 от средней линии трапециевидного плана площади, то Скамоц-пи ориентировался уже на Уз той же средней линии трапеции. Новые Прокурации получили вследствие этого значительно большую высоту, и в точке соприкосновения с Библиотекой появился уступ. Современники резко осуждали Скамоц-ци за нарушение спокойного силуэта застройки, хотя и признавали высокие художественные достоинства самого дворца *. С XVII в. по XIX в. площадь Сан-Марко оставалась неизменной (если не считать устройства превосходного каменного паркета, подрывающего поверхность площади и находящего отклик в почти аналогичном паркете Пьяцетты). В начале XIX в., после завоевания Венеции Наполеоном I, была осуществлена последняя крупная постройка, закончившая формирование площади. Напротив лицевого фасада собора в это время была сломана небольшая старая церковь Сан-Джиминьяно и на ее месте построена соединительная галлерея между дворцами Старых и Новых Прокурации. Прорезанные в этом корпусе арки образовали второй парадный вход на площадь Сан-Марко. План площади Сан-Марко представляет собой трапецию — почти прямоугольник. Глубина площади 175 м, ширина у собора 90 м, основание трапеции 56 м. Территория, занимаемая площадью Сан-Марко, равняется 1,28 га. Ансамбль площади Сан-Марко принадлежит к числу наиболее замечательных в мире. Приземистому и сложному объему собора противопоставляется высокая и лаконичная вертикаль колокольни (высота 100 д«). Им обоим аккомпанирует простая и единообразная по высоте обстройка площади с галлереями, отвечающими входным галлереям собора. Простой объем.Дворца Дожей повторяет в плане ранее бывшую здесь цитадель и хорошо гармонирует с собором, отнюдь не споря с роскошью его форм и рас"ветки Вся система завершается Библиотекой Сан-Марко. Насыщенные пластикой формы Библиотеки, при простоте ее общего абриса, выгодно контрастируют с Дворцом Дожей, дополняя его в оформлении Пьяцетты. Библиотека и Дворец Дожей, вместе с двумя колоннами между ними, хорошо обрамляют выход пространства площади к набережной лагуны (рис. 170 и 171). ^^Напротив Пьяцетты среди лагуны лежит островок, носящий название Сан-Джорджо-Мад-жоре. На островке издавна стояла старая базилика. В 1556 г.~ Андреа Палладио перестроил базилику и_„ соорудил рядом с ней высокую колокольню. Базилика с ее колокольней и расположенная неподалеку от нее купольная церковь Санта-Мария-делла-Салюте дополняют собой архитектурную композицию городского центра Ве-яеции. Хотя по своему значению площадь Сан-Марко доминирует в Венеции, все же некоторые другие венецианские площади заслуживают внимательного изучения. Так, например, небольшая площадь перед монастырем Сан-Джованни-е-Паоло принадлежит к числу очаровательных средневековых площадей, получивших завершение в эпоху Ренессанса. На площади господствует собор, служивший усыпальницей венецианских дожей. Собор, возникший еще в XIII в., долго строился, но так и остался незаконченным. Рядом с собором высится многоцветный фасад Скуоло-ди-Сан-Марко, построенный Мартино Ломбарде и Моро Кодуччи. Контраст необлицованных, грубых стен собора и тонкой отделки соседнего здания производит хорошее впечатление. Но наиболее интересным элементом ансамбля является скульптура — бронзовый монумент кондотьера Коллео-ни, изваянный Вероккио *. Закованный в латы полководец гордо сидит на коне. Скульптура по-. ставлена на высоком пьедестале, что придает ей значительность; особенно интересна профильная перспектива монумента, когда скульптура несколько выступает вперед, отделяется от фасада собооа и рисуется на мраморной стене Скуоло-ди-Сан-Марко (рис. 172). Венеция, подобно Флоренции, имеет ясно выраженный архитектурный образ, но образ Венеции совсем иной. Венеция"—город каналов и лучезарного неба Веронезе, Венеция — город карнавалов и празднеств отобразилась в архитектуре своих дворцов и церквей. Достаточно побывать на площади СашМарко или проследовать по Большому каналу, чтобы понять апхитектурный образ Венеции. В нем характерной чертой является легкость мраморных тканей фасадов, их богатый убор и поразительный блеск красок.
Городские площади и улицы О площадях, так же как и об улицах, допетровских русских городов, мы знаем лишь очень «е-многое по причине абсолютной гибели деревянной застройки. Насколько позволяют судить сохранившиеся каменные здания в кремлях и монастырях, древнерусские площади имели неправильную форму и небольшие размеры. Столь крупные площади, как Красная площадь в Москве, являлись редчайшим исключением Ч В летописных источниках и строительных указах мы не встречаем упоминаний о строительстве площадей. Площади получались «сами по себе». И тем не менее дошедшие до нас соборные площади в кремлях чрезвычайно живописны. Интересно отметить одну характерную черту в постройке древнерусских площадей: они воспринимались постепенно, в результате обхода зданий. 1 ак, например, Соборная площадь в Московском Кремле не воспринимается от главного входа в Кремль (через Спасские ворота). В первый момент все внимание зрителя приковывает к себе колокольня Ивана Великого. Приблизившись к колокольне вплотную, посетитель невольно обращает внимание на Архангельский собор, затем в поле его зрения попадает Грановитая палата, и лишь в конце пути раскрывается Успенский собор. Отличительной чертой древнерусской городской застройки был усадебный способ застройки кварталов. Квартал делился на участки-усадьбы. Усадьба, сообразно с достатком владельца, имела большие «ли меньшие размеры, но обычно она состояла из большого двора, посреди которого находился жилой дом, а по периметру были расположены заборы и служебные постройки: поварни, конюшни, бани, сараи и т. д. Таким образом, улица оформлялась не теремами с их затейливыми крыльцами и баш-нями-повалушами и даже не избами, весьма интересными в северных городах, а второстепенными постройками и заборами. Конечно, улицы при такой застройке во многом проигрывали, но при обилии зелени, башен и церквей все же, вероятно, были достаточно живописными. Новгород Древнейшая столица северо-западной Новгородской русской земли «Господин Великий Новгород» стоял, как и Киев, на том же водном пути «из варяг в греки». Соседство с Прибалтикой и богатыми внутренними областями Руси 'способствовало развитию новгородской торговли и превратило Новгород в крупнейший торговый центр. Археологические находки на территории Новгорода дают основание утверждать, что город существовал уже в середине IX в. Однако расцвет Новгорода относится только к XII ь.. т. е. к тому периоду, когда.Киев, в результате междоусобных войн, стал клониться к упадку. Подобно тому, как в Западной Европе торговые города освобождались от власти феодалов, так и разбогатевший Великий Новгород освободился от власти новгородских князей. Вся власть фактически перешла к боярам, духовенству и купцам.. Новгород ' X—XI вв. состоял из Детинца (Кремля), стоявшего на высоком берегу реки Волхова, и Торговой стороны, расположенной на другом берегу реки. Первые сведения о новгородском Детинце относятся к 1044 г., под которым в летописи записано, что «Володимер заложи Новгород и сдела его». В 1116 г. Мстислав заложил Новгород, «болий первого»; наконец, в 1302— 31 гг. были расширены каменные стены Детинца, которые достигли 1227 м в длину. В 1490— 1500 гг., уже посАе присоединения Новгорода к Московскому государству, укрепления Кремля подверглись последней перестройке, результатом которой явились дошедшие до нас кремлевские стены и башни сурового облика (рис. 115). Не желая отстать от своих соперников — киевлян, новгородцы построили в Кремле большой собор, который посвятили Софии. Собор был заложен в 1045 г. и окончен в 1052 г. С постройкой собора Кремль выиграл в своем силуэте. Сооружение Софийского собора явилось крупнейшим строительным событием не только дли Новгорода, но и для всей новгородской, земли, ибо оно пробудило творческий дух народа и способствовало созданию новгородской архитектурной школы. Судить о первоначальных формах Софийского собора очень трудно ввиду пристроек и позже появившихся металлических куполов, но, вероятно, собор господствовал над городом и оправдывал старую новгородскую пословицу: «где София, там и Новгород». Близ Софийского собора стал формироваться главный ансамбль Новгорода (рис. 116). В 1439 г. у восточной стены Кремля была построена звонница, затем (в 1443 г.) высокая Евфи-миевская колокольня, рядом с которой в 1433 г. была сооружена Грановитая палата, а еще позже — покои новгородских епископов. Все эти потройки находились в северной половине Кремля, южная же, вероятно, была жилым районом, в котором строили свои дома привилегированные новгородцы. Наряду с Кремлем большое значение в Новгороде имела вечевая площадь или, как ее называли в древности, «торжище». Вечевая площадь располагалась на правом низком берегу реки Волхова и сообщалась с Софийской стороной при помощи деревянного моста. В районе вечевой площади размещались: восемь церквей, один монастырь, вечевая гридница с вечевым колоколом и обнесенные каменными заборами Псковский двор, Готский двор, а также Ярославово дворище, о котором в народе говорили, что здесь церкви «кустом стояли» (рис. 116). Новгород, как и другие русские города, рос постепенно, от Кремля к окраинам. За Кремлем на Софийской и Торговой стороне уже в XI в. существовали жилые районы, которые назывались «концами».' По летописным указаниям, в Новгороде было пять «концов»: Людин (или Гончарский), Загородный и Неревский — на Софийской стороне и Славенский и Плотницкий — на Торговой. Вероятно, «концы» долгое время были самостоятельными поселками и лишь впоследствии слились, образовав единый город с неправильным радиальным планом. Жилые районы Новгорода, как и других русских городов допетровского периода, были неравномерно заселены. Лучшие земли застраивались крупными усадьбами размерами от 0,5 до 1,0 га, а худшие отводились под мелкие участки, на которых селился неимущий люд — крестьяне и ремесленники. Размеры таких участков были от 10 X Ю л«до 12X18 м. Особо следует сказать о новгородских улицах, так как археологические исследования последних лет (1932—1938 гг.) дают для их характеристики немаловажный материал. Улицы Новгорода имели от 3,5 до 5,0 м ширины, а главные достигали 8 м. Улицы, находившиеся в центре города, всегда замащивались, о чем свидетельствуют 18 деревянных настилов, найденных в разных археологических слоях. Мостовые не только делались из тщательно подогнанных бревен, но и снабжались деревянными и каменными водостоками. Эти водостоки, обнаруженные в слоях, относящихся к XVII в., говорят о благоустройстве древнерусских городов. На фоне бледного северного неба, среди лугов, стояли кубические одноглавые церкви, а к югу у самого Волхова блестел золотыми куполами форпост Новгорода на Великом водном пути «из варяг в греки» — Юрьев монастырь. Эти немые свидетели прошлого говорят живым полнозвучным языком своих художественных форм о творческом гении русского народа. Москва Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 г. Вначале Москва была небольшой княжеской усадьбой, расположенной на холме между Москвой-рекой и Неглинкой (на месте современного Кремля). В 1156 г. суздальский князь Юрий Долгорукий обнес упомянутую усадьбу деревянными стенами, после чего она стала именоваться городом. Выгодное географическое положение Москвы, лежавшей на главных торговых путях из Смоленска и Полоцка в Муром, Ростов и на Волгу и из Киевской Руси в Суздальскую землю, предопределило быстрое развитие города. Несмотр ч на разрушение Москвы полчищами Батыя (1238 г.), город продолжал расти и крепнуть и в 1326 г. стал местопребыванием митрополитов, : а через два года — столицей небольшого Москов- I ского княжества. В 1339 г. князь Иван Калита расширяет Кремль и возводит вокруг него дубовые стены из огромных бревен до 15 л длиной. Одновременно с этим (на местах ныне существующих кремлевских соборов) строятся одноимениые.'од-ноглавые каменные церкви, а на месте колокольни Ивана Великого — церковь Ивана Лествяч-ника с высокой колокольней. В 1367 г. великий князь Дмитрий Донской качал постройку новых кремлевских стен и башен (так как стены Калиты сгорели в 1365 т.), причем на этот раз материалом для стен послужил камень. Территория Кремля была расширена почти до пределов современного его состояния, а кремлевские стены имели то-же количество башен, что и сейчас (кроме угловой Арсенальной). В период татарского ига Москва сформировалась и окрепла. Разбиты были цепи татарского ига и разрозненные княжеские уделы окончательно объединились под властью Московского государства (в царствование Ивана III). Этрт период знаменует начало архитектурного расцвета Москвы. К концу XV в. ощущалась настоятельная необходимость в перестройке кремлевских стен, так как изобретение огнестрельного оружия коренным образом изменило оборонительные устройства, а стены, построенные при Дмитрии Донском, совсем обветшали. С другой стороны, Иоанн III, став полноправным властителем Руси, желал украсить Москву, с тем чтобы она получила облик столицы могущественного государства и оправдала присвоенное ей название «Третьего Рима». С этой целью Иоанн III выписал из Италии прославленных зодчих, которые один за другим стали прибывать в Москву: Аристотель Фиоравенти, Пьетро Антонио Соларно, Марко Руффо и ряд других первоклассных мастеров Ренессанса. Строительство кремлевских стен было начато в 1485 г. с южной стороны Антоном Фрязиным, к которому присоединились затем Марко Руффо, Пьетро Антонно Соларио и Алевиз. После постройки южной (москворецкой) стены начали возведение стен одновременно с запада и востока, и к 1499 г. кремлевские стены получили полное завершение. В 1493 г. был издан указ о сносе всех строе-рий и очистке территории вокруг Кремля на один выстрел и начаты были инженерные работы по исправлению русла и укреплению берегов реки Неглинки. В 1508—1516 гг. под руководством Алевиза.вдоль кремлевской стены на Красной площади был вырыт ров и Москва-река получи? ла дополнительное соединение с рекой' Неглинкой. Для обводнения канала Неглинка была за пружена, после чего Кремль превратился в своеобразный замок на острове (рис. 117). Строительные работы в самом Кремле начались сооружением Успенского собора, который был построен болонским мастером Аристотелем Фио-равенти в 1475 — 1479 гг. Вслед за этим псковские зодчие построили Благовещенский собор (1484—1490 гг.), Руффо и Соларио в 1491 г. построили Грановитую палату, и, наконец, в 1505— 1509 гг. Алевиз соорудил Архангельский собор. Только строительство колокольни Ивана Вели-рого затянулось: ее заложили в 1505 г., а закончили в 1600 г., о чем гласит надпись под куполом. Стены и башни Московского Кремля в конце XV в. не имели еще того живописного силуэта, который присущ им теперь. Дело в том, -по итальянские мастера построили только стены и низ башен, т. е. их основной массив, до зубцов; вся же остальная надстройка (шатровые и ступенчатые дозорные вышки с высокими островерхими крышами), несравненно украсившая Кремль и сделавшая его великолепным национальным до-Стоянием русского искусства, осуществлена была русскими зодчими в более поздний период — в конце XVII в. Одна лишь Спасская башня была надстроена Галовеем в 1625 г. - Вслед за Кремлем началось строительство вто-оых и третьих городских стен. В 1535 г. Петрок Малый начал строить стены и башни Китай-города, на территории которого к этому времени сложился большой торговый посад. Работа над сооружением Китай-городских стен была закончена в 1538 г.,- и;с этого момента Кремль и Китай-город в стратегическом отношении образовали единое целое. В правление Ивана Грозного, после победоносного похода на Казань, явилась мысль о сооружении храма, который мог бы увековечить это выдающееся событие, ибо с падением Казанского царства был подведен итог трехсотлетней борьбы с татарами. И вот, на Красной площади, в самом центре Москвы, русские зодчие Барма и Посник сооружают невиданный храм-мону-меит — девятипрестольный Покровский собор. Собор был заложен в 1555 г. и закончен в 1560 г. (рис. 123) Покровский собор не имеет прямых прототипов, хотя шатровые церкви в то время уже существовали (храм Вознесения в Коломенском), а храм в Дьякове как будто бы подготовил почву для появления многостолпного храма. Тем не менее, Покровский собор был задуман как уникальное сооружение, приуроченное к данному месту и данному событию. В ^5-7-1 г.- Москва сильно'пострадала от нашествия крымского хана Давлят-Гирея. Чтобы пое-дохранить Москву от 'повторных нашествии, Борис Годунов предпринял постройку стен Белого города. В 1586—1593 гг. русский зодчий «градо-делец» Федор Конь возвел стены Белого города, которые в 1591 г. во время второго (и последнего) нашествия татар получили боевое крещение. Тотчас же после отступления татар Годунов приказывает строить новое оборонительное кольцо Москвы—деревянный город «Скородум». Деревянные стены тянулись на 14 верст и были укреплены огромными рублеными башнями, валом и рвом. Параллельно строительству городских стен шло укрепление подступов к Москве. Так постепенно, один за другим, на юге, юго-востоке и юго-западе выросли крупные монастыри-крепости — Новодевичий, Симонов и Донской. В начале XVII в. сгорели деревянные стены и башни Скородума и частично пострадали стены Белого города и Китай-города. При царе Михаиле Федоровиче начались работы по восстановлению городских стен. На месте стен Скородума была устроена земляная оборонительная ограда (1618 г.), после чего территория, примыкающая к ныне существующему кольцу Садовых улиц, стала называться Земляным городом. За Земляным городом в это время появились слободы, посады и села. Разросшийся город включил их впоследствии в свою территорию, оставив за ними старые названия (Дорогомиловская, Симоновская, Сущевская, Андроньевская слобода и др.). Зщ. слободами возникли загородные царские дворцы— Измайлово и Коломенское (рис. 120). Комплекс кремлевских соборов, во главе с колокольней Ивана Великого, кремлевские стены и башни, охватывающие этот комплекс, и, наконец, многостолпный Покровский собор (храм Василия Блаженного) — все вместе являлось мощным и исключительным по красоте архитектурным центром огромного для того времени города, каким была Москва. Торговый центр старой Москвы располагался на Красной площади и в Китай-городе. Вплоть до XVIII в. здесь собирались ярмарки и веласо торговля в постоянных лавках и лабазах. Вокруг Китайгородской стены, в свою очередь, образовался ряд торговых площадей. Относительно небольшая территория Кремля и Китай-города собирала в пучок радиальные дороги, тянувшиеся из Тверского, Новгородского и других княжеств. Эти дороги постепенно превратились в радиальные улицы. Москвы: Тверскую, Арбат, Лубянку и т. д.,— а иа месте срытых валов и стен возникли кольцевые улицы. Так образовался радиально-кольцевой план современной Москвы. Строительство Московского Кремля и Китай-города 'воспитало целую армию русских т«асте-ров-строителей, которые в первой половине.„XVI в. возводили каменные кремли и городские стены во многих русских городах. Так, в 1508— 1511 гг. был построен Нижегородский Кремль; в 1525—1533 г.—Кремль в Коломне; в 1531 г.— Зарайский Кремль; в 1556 г.—Кремль в Серпухове и т. д. При Иоанне Грозном был образован специальный «приказ каменных дел» и «пушкарский приказ», ведавший возведением укреплений. В то же время появились и специальные мастера: «градодельпы», «городские мастера», «городовые смышленники», «чертежники». Во второй половине XVI в. Московское государство, обезопасившее свои восточные границы, переносит внимание на укрепление западных границ, откуда грозила непосредственная опасность. В 1596 г. под руководством русского зодчего Федора Коня была начата постройка Смоленского Кремля, одного из интереснейших кремлей Московской Руси. Это грандиозное сооружение представляет в плане неправильный четырехугольник с протяжением стен более 5 км. Стены Кремля имели 38 башен; из них 6 располагались на воротах; высота стен колебалась от 8 до 15л, при 4—6 м толщины. Поскольку кремль был начальной стадией в развитии почти каждого русского города, постольку возведение новых кремлей было равносильно строительству новых городов. На Волге возникли Самара, Саратов, Царицын, на реке Белой — Уфа, на Оке — Орел и т. д. В южной России появились сторожевые форпосты Московского государства: Воронеж (1586 г.), Белгород, Новый Оскол. При завоевании Сибири заселение проводилось уже по следам закладки городов: Тобольска — в 1587 г., Нарыма — в 1595 г., Томска — в 1604 г. и т. д. Вместе с городами укреплялись и монастыри. Крупнейшие из них входили в единую систему крепостных сооружений государства. Московское великое княжество, превратившись в конце XV в. в Великорусское царство, территориально расширялось, особенно путем освоения северо-восточных окраин. Монастыри должны были оборонять его от внутренних и внешних врагов. К монастырям такого типа принадлежали: Соловецкий, Кирил-ло-Белозерский, Спасо-Прилуцкий и др. Огромные средства, постоянно притекавшие в монастырскую казну, давали возможность осуществлять крупное крепостное строительство. Так, Кирилло-Белозерский монастырь (рис. 126—128) построил две крепости — так называемый Старый город (XVI в.) и Новый город (XVII в.), дошедшие до нас без значительных изменений. Кирилловские укрепления были возведены по всем правилам тогдашней военной техники. В начале XVII в., в эпоху польско-шведской интервенции, этот монастырь успешно выдержал длительную осаду. Русские кремли и монастыри, помимо фортификационных достоинств, отличались высокой художественной содержательностью. До XVII в., их архитектура сочетала лаконичность с необыкновенной силой стен н башен, составляющих внешний пояс кремля. Стены и башни почти не имели декоративных украшений. Лишь скромный орнаментальный поясок или выкружка украшали суровую гладь стены. Таковы были стены и башни Коломны, Смоленска и Новгорода. Но совсем иначе выглядят Донской монастырь, Новодевичий и другие, созданные в эпоху отмирания кремлей, как городской крепости. Планировочная структура монастырей и кремлей свидетельствует о многообразии композиционных приемов, применявшихся русскими зодчими. В самом деле, рассматривая Новодевичий. Кирилло-Белозерский, Волоколамский или Симонов монастыри, нельзя не отметить, что центром композиции этих ансамблей в каждом случае был собор (рис. 129). Собор п
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.208.51 (0.017 с.) |