Роль кремлевского зодчества в организации построения городских пространств и силуэта города. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль кремлевского зодчества в организации построения городских пространств и силуэта города.



Роль кремлевского зодчества в организации построения городских пространств и силуэта города.

Центрами русских городов 15-17 века являлись кремли и монастыри. Сравнивая кремль с западноевропейской городской цитаделью («бургом»), можно заметить существенную разницу м\д ними. «Бург» служил только резиденцией государственной власти в лице короля или менее значительного феодала, тогда как кремль, помимо княжеских и или царских теремов, вмещал в себя церкви, административные здания, склады, арсеналы, а также площади общественного назначения и большое число жилых домов разной соц принадлежности. Из этого понятно, что кремль имел более демократический характер, чем городские замки западноевропейских городов. Также кремли отличаются размерами, планировкой и архитектурным убранством. Кремль во время осад служил убежищем для всего городского населения, отсюда и вытекали большие размеры кремлей. Русский кремль всегда являлся укрепленным «внутреннем городом». Кремли и монастыри имели весьма разнообразные размеры и формы, которые зависели от участка застройки (ландшафта) и условия обороны. Так как впадение речки Неглиной в Москву-реку образует острый угол, то Московский Кремль на всех этапах его развития получал треугольную форму. Неправильные овальные очертания Новгородского кремлевского холма предопределили овальную форму кремлевских укреплений. По такому же принципу были построены: пятиугольной формы Соловецкие оборонительные стены, не правильная многоугольная форма Кириллова- Белозерского монастыря и кольцеобразные очертания кремля в Свияжске. Однако если кремль возникал на равнине, то планировщики получали свободу в выборе форм. Именно поэтому Донский монастырь, Зарайский и Тульский кремли получили геометрически правильные очертания. Историю развития русских монастырей и кремлей 15-17вв можно разделить на 2 периода: 1.Ранний, кремль имел оборонительное значение, 2. более поздний, кремль превращался в общественный центр и становился украшением города. Все ранние кремли имели простые и суровые формы. Прямоугольные или круглые башни с невысокими шатровыми крышами едва поднимались над зубчатыми стенами кремлей.У кремлей не было орнаментации, так как кремль считался оборонительным сооружением. Но с укреплением Русского гос-ва потребность в таких кремлях постепенно снижалось. В первую очередь стали отмирать кремлёвские укрепления в центральных городах, но так как кремль всегда заключал в себе лучшие здания города, постольку естественно было желание украшать его, выделяя на фоне города выразительным силуэтом. И вот в 17 столетии происходит короткий по времени, но пышный расцвет кремлёвского зодчества.

Общая характеристика градостроительства эпохи Возрождения на территории Италии (Рима, Флоренции, Венеции).

Ранний ренессанс 1420-1500гг.Флорентийская школа(Ф. Брунсллески). Высокий ренессанс 1500-1540гг.(Дж. Браманте). Поздний ренессанс 1540- 1580гг.(Миксланджело, Паладио, Виньола). К 15 в., под влиянием быстро развивающейся торговли городское население Италии сильно возрастало. Главным объектом градостроительства были площади. Такое значение площадей объясняется прежде веет тем,что рынок в торговом городе был жизненным центром. В 14 в. Преобладающее значение имели торговые площади, на территории которых происходили широкие народные собрания, карнавалы и турниры. Под влиянием античных образцов площади в эпоху Возрождения имели правильный план. Прямоугольник с отношением сторон 4:5; 2:3 или 1:2 стал характерным планом площади. Флоренция. Она представляет собой почти монохромный каменный город суровой и мужественной архитектуры. Город, за исключением южных окраин, почти лишен зеленых массивов. Площади и улицы Флоренции тесны, а грандиозные дворцы-крепости делают незаметными те свежие формы, Которые вложил в этот город Брунеллески. Античная Флоренция занимала центральный район современного города, где и теперь ощущается правильная планировка типа римского лагеря. Городско план Флоренции в основном сформировался в средние века. Территориальное расширение города происходило концентрически –вокруг старого города. Вместе с ростом города улицы приняли неправильное веерообразное направление, а в 13-14 вв. Стали появляться и новые площади. Только в 1560-1574 гг. Д.Вазари осуществил единственную во Флоренции регулярную улицу Уффиций. Почти все флорентийские площади возникли в период господства романского и готического стилей: площадь синьории. Соборная площадь, площадь Санта-Мария-Новелла и ряд других. В эпоху Возрождения все эти площади достраивались или украшались скульптурой. Венеция. Формы византийской, и особенно готической, настолько прочно утвердились в Венеции, что Венецианский Ренессанс получил особое выражение. Островное положение Венеции принудило жителей ее прорыть многочисленные каналы. Венеция принадлежит к числу городов, имеющих отчетливо выраженный архитектурный центр, которым всегда являлась площадь Сан-Марко, составляющая вместе с Пьяиеттой великолепный комплекс сооружений. Площадь возникла перед собором Сан-Марко и Дворцом Дожей. Долгое время площадь служила местом торговли, но в дальнейшем стали использовать для народных собраний. Конец 15в. и весь 16в. были ознаменованы небывалым строительным расцветом Венеции. Реконструкцию площади начал Пьетро Ломбардо в 1496-1517 гг. Построил здание Старых Прокураций. В результате этого площадь получила единообразный, украшенный аркадами боковой фасад и одновременно сильно выросла в глубину. В 1536-53 ГГ. Якопо Сансовино соорудил Библиотеку на Пьяцетте. Рим. Известно, что в начале Рим размещался только на семи холмах и планировка его была похожа на планы крупных деревень. Коренная архитектурная перестройка Рима началась в I в. до н.э. и велась до IV в. н. э. На территориях бывших жилых кварталов возводились пышные сооружения — императорские форумы. Широко развилось строительство вилл для знати. В период империи в Риме сооружались 3—4-этажные наемные дома — инсулы — с ограниченной законом высотой (20,7 м). Инсулы — жилища римского плебса: бедняков и рабов. Лишенные удобств, эти невыразительные объемы походили на склады. В истории развития градостроительства в эпоху Римской империи немаловажное место занимает каструм — римский лагерь. В римском градостроительстве преобладала строгость, четкость и ясная организация пространства.

Образование церковного и светского центров города зрелого Возрождения XV-XV1 вв. (ратушные и соборные плошали, дворцы городской знати- Венеция. Флоренция. Сиена).

Центр города в эпоху Возрождения представлял собой крупный ансамбль, нередко состоящий из нескольких площадей, окруженных церквями, дворцами и лоджиями. Если центр размещался в середине городской терр, то его трактовали как некое статическое ядро. Например, площадь Сан –Марко в Венеции не только спокойна в своих очертаниях, но еще примыкает к главному зд города – собора Марка, решенному в виде статической композиции. Во всей Венеции лишь этот собор имеет 5 куполов. Главным объектом градостроительства эпохи возрождения были площади. В 15в. и особенно в 16в, наряду с торговыми площадями появляются площади общественного назначения. С конца 16в. общественная функция площадей начинать отмирать, и появляется новый вид городской площади – декоративная площадь. Однако декоративная площадь получила развитие в эпоху барокко. Под влиянием античных образцов площади в эпоху Возрождения имели правильный план. Прямоугольник с отношением сторон 4:5, 2:3 или 1:2 стал характерным планом площади. Наряду с прямоугольными площадями появились и трапециевидные площади, к числу которых относятся площадь Сан – Марко и Пьяцетта в Венеции. Правильный план площади всегда сочетался со спокойной застройкой по периметру. Скульптура вплоть до конца 16в. размещалась вне центра площади, дабы не мешать массовым шествиям и зрелищам. Почти все флорентийские площади возникли в период господство романского и готического стилей: Синьории, Соборная площадь, Санта – Мария –Новелла и ряд др, менее значительных. В эпоху Возрождения все эти площади достраивались или украшались скульптурой, вполне законченной можно считать площадь Ренессанса – площадь перед церковью Сантиссима –Аннунциата. Площадь Синьории была местом народных собраний Флоренции, поэтому она разместилась пере дворцом городского управления и лоджией – Ланци. Площадь образовалась в результате сломки 2 –х обособленных кварталов, примыкавших к палаццо Веккио. Площадь имеет неправильную площадь. Палаццо Веккио доминирует в ансамбле площади; он сложен из грубо отесанных каменных блоков; редкие окна прорезают толщу стены, зубчатое завершение и высокие башни придают дворцу суровый, еще средневековый характер. План площади Синьории с 14в. почти не изменился, а в эпоху Возрождения была крашена скульптурой. Мрамор и бронза скульптур вырисовываются отчетливыми силуэтами то на фоне серо-коричневых стен дворца, то в просвете улицы Уффиций. Возле площади Синьории располагалась Соборная площадь, была религиозным центром. Обе площади соединялись широкой улицей Кальцайоли. Эта площадь принадлежит к числу характерных средневековых площадей. Всю ее середину заполняет громадный собор с неизменным спутником кафедральных церквей – баптистерием (крещальней). Площадь не имеет правильных очертаний. Прямо против восточной двери Баптистерия стоит трехнефный собор Санта –Мария- дель – Фьоре. Продольная ось собора совпадает с главной осью Баптистерия и служит организующей осью всей площади. К западу от Соборной площади у границы древнего римского лагеря находится площадь Санта –Мария –Новелла. Эта площадь получила своеобразную многоугольную форму вследствие того, что ее ограничивают косо идущие улицы. Единственный прямой угол придает очертаниям площади геометрическую закономерность. По форме и расположению главного зд, площадь принадлежит к средневековым композициям. Церковь стоит в углу площади и, несмотря на плоскую трактовку фасада, воспринимается с угла как объемная форма.

13. 0собенности градостроительства Европы периода барокко XV1-XVII нв. Основные планировочные схемы улиц и площадей. Организация систем взаимосвязанных пространств/Рима, Версаля, Парижа/

Барокко— искусство чувственное, искусств увлечения, мгновенного творческого порыва. Мастера барокко также оперируют классическим ордером, но у них он только набор архитектурных деталей, которые можно располагать так. как этого требует замысел. Барокко не признает классического спокойствия. Композиции барокко — телесны, массивны, скульптурны. В барочных композициях играет роль не линия, а масса стены, контрастно сочетающаяся с дверными и оконными проемами. Отсюда — пренебрежение про­порциями и влечение к живописности, к эффектам игры света и теней. Население городов из года в год сокращалось. Бледнели празднества, блестящие патрицианские фамилии замыкались в своих палаццо или выезжали за город на живописные виллы, которыми так богаты окрестности Виченцы. Венеция. Флоренция и другие центры культуры кватроченто и чинквеченто медленно умирали, но на их фоне возвышался папский Рим, экономическая основа которого не подверглась столь тяжелым потрясениям. В отличие от Ренессанса барокко явился периодом широкого строительства улиц. Стремление к осевым композициям и к целеустремленным перспективам (столь характерное для барокко) приводит к идее направлять прямолинейную улицу на выдающееся здание или ставить в конце улицы тот или иной монумент. Еще одним не менее важным нововведением явилось применение системы двух или трех лучевых улиц, точка схода которых закреплялась обелиском, колокольней или фасадом собора. Таким образом, в период барокко появилась та лучевая планировочная композиция, которая легла в основу Версаля. В XVII в. площади создавались не столько для практических целей, сколько для украшения города. Этому способствовало, что города приостановились в своем развитии. На примере, можно наблюдать, миниатюрной площади Санта-Мария-делла-Паче в Риме, где полукруглая паперть церкви настолько выдастся вперед, что за­полняет всю середину площади. Еще чаще посреди площади ставились монументы. Многочисленные повторения этого приема в последующие эпохи, и особенно в XIX в., сделали его шаблонным. В противоположность площадям эпохи Возрождения барочные площади имели сложный, а иногда и вычурный план. Живописная кривая, трапеция или сложное сочетание этих форм очень часто применялись для плана площади. Рим. В правление папы Сикста V (1585—1890 гг.) началось широкое восстановление и реконструкция города. В первую очередь была произведена перестройка Яиикульскою моста и постройка водопровода Аква Вирджина. Затем последовали другие строительные работы. Наиболее плотная застройка средневекового Рима располагалась на Марсовом поле; его пересекала улица Корсо, начинавшаяся у северных (Фламнниевых) ворот города. Этот массив был настолько велик (около 3 км в поперечнике), что потребовалась прокладка новых транзитных улиц. В конце XVI в. здесь возникла площадь, а впоследствии была сооружена великолепная барочная лестница, получившая название Испанской лестницы. Осуществление радиальных улиц сразу же пре­вратило их исходную точку — площадь дсль-Пополо у Фламнниевых ворот в планировочный узел. Радиальные улицы барочного Рима не получили в полной мере транзитного значения, так как в свое время не были доведены до пересечения с другими артериями. Застройка улиц в Риме производилась так же, как и во Флоренции; единого уровня в высоте домов не было, но в обработке фасадов стремились соблюсти архитектурную связь между соседними зданиями. Примером площади, стоящей по своей композиции на пороге стиля барокко, является площадь Капитолия, расположенная на плоской вершине Капитолийского холма. Площадь Капитолия замощена каменным паркетом в виде звезды, в центре которой высится этичный конный монумент Марка Аврелия. Площадь дель-Пополо служит как бы вестибюлем папского Рима. Расположенная у начала трех лучевых проспектов, она при­обрела значение организующего центра для всей северной части города. Свое архитектурное офор­мление площадь получила в период барокко (в конце XVII в.), т. е. через сто лет после прокладки боковых магистралей.

Схема г. Венеции 15 -16вв.

Венеция (Venezia), город на С.-В. Италии, на берегу Венецианского залива Адриатического моря Административный центр области Венеция и провинции Венеция. 368 тыс. жителей (1969). В. живописно расположена на 118 островах Венецианской лагуны, разделённых между собой 150 каналами, через которые переброшено около 400 мостов. В В. все внутригородские перевозки осуществляются моторными судами, гондолами, баржами. Ж.-д. и автомобильные мосты соединяют В. с материком. От моря Венецианская лагуна отделена песчаной косой, разделённой проливами, два из которых доступны для океанских судов. Территория, которую занимает В., особенно в центре города, подвержена постепенному опусканию. Во время осенних штормов на Адриатическом м. вода в каналах нередко поднимается так высоко, что заливает городские площади и улицы. Архитектурный облик В. сложился в 14 — начале 16 вв., в период наивысшего расцвета Венецианской республики. Богато декорированы здания церквей, нередко инкрустированы цветными мраморами парадные фасады дворцов с ажурными галереями и узорными завершениями окон, лёгкие изогнутые линии мостов, отражающиеся в водах лагуны и многочисленных каналов, узкие кривые улицы со сплошными рядами 3—4-этажных домов придают городу причудливую и праздничную живописность. В центре В. — обрамленная зданиями Старых и Новых Прокураций. Пьяцца Сан-Марко с 5-купольным собором Сан-Марко, (перестроен в 1073—95: фасад завершен в 15 в.; бронзовые византийские двери — 11 в.; над центральным порталом — 4 бронзовых коня 4—3 вв. до н. э., привезённых в 1204 из Константинополя; в интерьере — мраморные мозаичные полы и мозаики 12—14 вв) и кампанилой (колокольней, Лоджетта у её основания). К Пьяцца Сан-Марко примыкает Пьяццетта, открытая в сторону лагуны. По её сторонам — Старая библиотека Сан-Марко и Дворец дожей (начат в 9 в., завершен в 14—16 вв.). С востока к дворцу примыкает так называемый мост Вздохов (1600), связывавший дворец со зданием тюрьмы. К С. расположена Пьяцца Санти-Джованни э Паоло с одноимённой готической церковью, зданием религиозного братства Скуола Гранде ди Сан-Марко и конным памятником кондотьеру Коллеони. Вдоль пересекающего город S-oбразного Большого канала — дворцы в стилях готики, ренессанса и барокко: Ка д'Оро, Вендрамин-Калерджи, Корнер-Спинелли, Корнер, Редзонико, Пезаро и др. Мост Риальто. Церкви в стилях готики, ренессанса и барокко: Санта-Мария Глориоза деи фрари, в интерьере — алтарные картины Тициана; Сан-Дзаккария, Санта-Мария деи Мираколи, Иль Реденторе, Санта-Мария делла Салуте, Скуола Гранде ди Сан-Рокко. Церковь и монастырь Сан-Джорджо Маджоре (на одноименном острове; 1565—80, Палладио). В 20 в. построены: новый индустриальный и жилой район на материке — Маргера (с 1917), Каса делле Дзаттере (1957), ж.-д. вокзал Санта-Лучия (1956). Музеи: Галерея Академии, Музей Коррер (искусство 14—16 вв.), Международная галерея современного искусства (во дворце Пезаро), Археологический музей, Галерея Дж. Франкетти (в Ка д'Оро) и др. На острове Торчелло — собор (7—11 вв.) с мозаиками 9 и 12 вв. На острове Мурано — романская церковь Санти-Мария э Донато (12 в.) и Музей стекла. В В. проводятся 2-годичные Международные художественные выставки — Биеннале (основаны 1895).

3. схема г. Кишинева 1834г.

Плановая застройка города началась в 1818 году. С 1829 по 1834 гг. в Кишинёве были построены колодцы, которые обеспечили водой большую часть населения. В районе Мазаракиевской церкви был обустроен источник, воду из которого развозили по городу в бочках на лошадях. В 1834 году был утвержден генеральный план развития Кишинёва (авторы — Гленинг и Эйтнер), по которому город строили до 1949 года. Тогда выделили центр города, главную площадь, центральный парк (теперь Сквер Кафедрального собора). Прямоугольная сетка широких улиц была в духе других южных городов России. В старом городе пытались спланировать улицы и кварталы: некоторые дома сносили, выравнивали улицы.

4. схема г. Кишинева по А.В.Щусеву. генплан 1947г.

После войны город начинает быстро восстанавливаться и расти. К концу 40-х гг. в Кишинев были направлены архитекторы из Москвы, Одессы и Киева, которые приступили к восстановлению города согласно утвержденной в 1945 - 1947 годах генеральной схеме реконструкции Кишинева, в разработке которой участвовал академик А. Щусев. Первой послевоенной новостройкой города стало здание железнодорожного вокзала (1948 г.) После 1975 года начали появляться постройки столичного масштаба: здания Парламента, Дома Правительства, Президентский Дворец, Дворец профсоюзов... Население города более 700 тысяч человек, среди которых - представители десятков национальностей. Его основу составляют молдаване, русские, украинцы, евреи, гагаузы, болгары. Играя ведущую роль в экономике республики, Кишинев является промышленным центром Молдавии. Немалую роль в экономике города играют деревообработка и производство мебели, обработка натуральных кож и производство искусственной кожи, полиграфия.

План Вуазен» г. Париж по Ле Корбюзье.

«План Вуазен» (1925) — развитое предложение по радикальной реконструкции Парижа, предложенное Ле Корбюзье. Планом Вуазен предусматривалось строительство нового делового центра Парижа на полностью расчищенной территории. Для этого предлагалось снести 240 гектаров старой застройки. Восемнадцать одинаковых небоскрёбов-офисов в 50 этажей по плану располагались свободно, на достаточном расстоянии друг от друга. Застраиваемая площадь составляла при этом всего 5 %, а остальные 95 % территории отводились под магистрали, парки и пешеходные зоны. «План Вуазен» широко обсуждался во французской прессе и стал своего рода сенсацией. «Сначала расчистка территории (т.е. снос наиболее ценной исторической части города – В.Е.). Необходимо уничтожить улицу-коридор... Из улиц-коридоров образуются города-коридоры. Весь город превращается в коридор. Мы в состоянии уничтожить все коридоры... уничтожить дворы... и окружить ряды домов свободным пространством».


 

 

 

 

роль кремлевского зодчества в организации построения городских пространств и силуэта города.

Центрами русских городов 15-17 века являлись кремли и монастыри. Сравнивая кремль с западноевропейской городской цитаделью («бургом»), можно заметить существенную разницу м\д ними. «Бург» служил только резиденцией государственной власти в лице короля или менее значительного феодала, тогда как кремль, помимо княжеских и или царских теремов, вмещал в себя церкви, административные здания, склады, арсеналы, а также площади общественного назначения и большое число жилых домов разной соц принадлежности. Из этого понятно, что кремль имел более демократический характер, чем городские замки западноевропейских городов. Также кремли отличаются размерами, планировкой и архитектурным убранством. Кремль во время осад служил убежищем для всего городского населения, отсюда и вытекали большие размеры кремлей. Русский кремль всегда являлся укрепленным «внутреннем городом». Кремли и монастыри имели весьма разнообразные размеры и формы, которые зависели от участка застройки (ландшафта) и условия обороны. Так как впадение речки Неглиной в Москву-реку образует острый угол, то Московский Кремль на всех этапах его развития получал треугольную форму. Неправильные овальные очертания Новгородского кремлевского холма предопределили овальную форму кремлевских укреплений. По такому же принципу были построены: пятиугольной формы Соловецкие оборонительные стены, не правильная многоугольная форма Кириллова- Белозерского монастыря и кольцеобразные очертания кремля в Свияжске. Однако если кремль возникал на равнине, то планировщики получали свободу в выборе форм. Именно поэтому Донский монастырь, Зарайский и Тульский кремли получили геометрически правильные очертания. Историю развития русских монастырей и кремлей 15-17вв можно разделить на 2 периода: 1.Ранний, кремль имел оборонительное значение, 2. более поздний, кремль превращался в общественный центр и становился украшением города. Все ранние кремли имели простые и суровые формы. Прямоугольные или круглые башни с невысокими шатровыми крышами едва поднимались над зубчатыми стенами кремлей.У кремлей не было орнаментации, так как кремль считался оборонительным сооружением. Но с укреплением Русского гос-ва потребность в таких кремлях постепенно снижалось. В первую очередь стали отмирать кремлёвские укрепления в центральных городах, но так как кремль всегда заключал в себе лучшие здания города, постольку естественно было желание украшать его, выделяя на фоне города выразительным силуэтом. И вот в 17 столетии происходит короткий по времени, но пышный расцвет кремлёвского зодчества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.192.219 (0.026 с.)