ТОП 10:

Идеальные» города- крепости Филарете, Скамоцци.



В области градостроительства Мастера эпохи Возрождения выразили предпочтение регулярной планировочной системы и стремление к гармонизации архитектурной и городской среды посредством возрождения архитектурных ордеров и пропорционирования городских пространств. Тема так называемого «идеального города» прочно вошла в градостроительную теорию 15-16вв. Строятся новые здания и перестраиваются старые, формируются архитектурные ансамбли. Считали, что строительство конкретных сооружений должно производиться тогда, когда город в основных своих чертах уже намечен на местности. Приводятся рассуждения о размещении города с точки зрения экономики, гигиены, обороны, эстетики. Ведутся поиски оптимальных планов жилых кварталов и городских центров, садов и парков. Изучаются вопросы композиции, гармонии, красоты, пропорции. Идеальным городам свойственны рационализм, геометрическая ясность, центричность композиции. Архитектуру Возрождения отличает от др. эпох — человек, стоящий в центре, в основе всех этих построений. Идеальный город Антончо Филарете. Первым теоретиком, посвятившим свой трактат «Сфорцинда»(1460-1464 гг) проблеме идеального города, был уроженец Флоренции Антонио Авсрлино по прозванию Филарете (7-1471 г.). Предлагаемый Филарете план идеального города Сфорцинда представлял собой в плане восьмиуголь­ною звезду, образованную пересечением под углом 45° двух равных квадратов со стороной, равной 3,5 км. В выступах этой звезды располагалось восемь круглых башен, а в «карманах» восемь городских ворот. И к воротам и к башням были направлены радиальные улицы, противоположным своим концом сходившиеся к центру города. Часть улиц представляла собой судоходные каналы с тротуарами и портиками по бокам. В центре города, доминирующем по рельефу, располагалась главная прямоугольная в плане площадь, по коротким сторонам которой должны были находиться княжеский дворец и городской собор, а по длинной стороне судебные и городские учреждения. В центре главной площади размешался обширный водоем, питавший водой город, главную площадь, фланкировали две другие, на которых располагались дома зажиточных купцов и ремесленников. Кроме того, были намечены площади и на пересечении радиальных улиц с кольцевой магистралью. Восемь из них предназначались для местной торговли, а остальные для размещения приходских центров и церквей. В геометрическом центре города Филарете предполагал разместить высокую дозорную башню, нарядные контуры которой он нарисовал на полях своего трактата. Венецианский архитектор Виченцо Скамоцци (1552-1616 гг) в своем трактате «Об идее универсальной архитектуры», изданном в 1615 г, поместил гравированный план идеального города. Согласно этому плану территория города была окружена 12 бастионами и имела четверо городских ворот. Городская планировка была регулярной. Две главные улицы, идущие от городских ворот, пересекались под прямым углом. На пересечении их находилась главная площадь, на которую были обращены фасадами дворец, собор, а также здания, в которых помещались суд таможня, архиепископство и университет. Главную городскую площадь фланкировала с запада и с востока еще две площади торгового назначения. Кроме того, на севере располагалась биржевая площадь, а на юге- площадь для торговли дровами и сеном. Территорию города пересекала река, которая за его пределами разветвлялась на два рукава. Ближе к периферии города в определенном ритме располагались восемь приходских церквей. Идеальный город Виченцо Скамоцци был важной ступенью на пути формирования городов-крепостей, сыгравших важную роль в следующем столетии. Ближе к концу XVI в. в проектах Виченцо Скамоцци существенное место занимают вопросы фортификационного искусства. Идеальный город Возрождения появился как своего рода протест против средневековья. Город Возр был создан для человека и должен был соответствовать земному миропорядку. Средневековый город окружен мощными стенами, его дома больше походят на крепости с немногочисленными окнами. Город Возрождения открыт, он не защищается от внешнего мира. Стены зданий, разграничивая, объединяют пространства улиц и площадей с внутренними двориками и помещениями. Они проницаемы - в них много проемов, аркад, колоннад, проездов, окон. Город Возрождения- это распределение архитектурных пространств. Центром нового города явл не здание собора или ратуши, а свободное пространство главной площади, раскрытое как вверх, так и в стороны. Город центробежен - он устремлен во внешний мир. В нем архитектор видоизменяет местность, наложив на нее геометрическую сетку расчерченных пространств. Такой город имеет четкую форму: круга, квадрата, восьмиугольника, звезды; даже реки в нем спрямлены. Город горизонтален, здесь главное - перспектива, устремленность вдаль, к новым горизонтам.

15. 0собенности градостроительства стран Европы 17-18 вв. (Англия, Франция, Германия). Типы городов по функциям, планировочной структуре.

18 в - Период разложения феодальной социально-экономической формации и становления буржуазного строя вместили в себя новые производственные функции и соответствующие здания сначала в виде мануфактур, а к концу, периода в виде заводов и фабрик. Увеличилась территория городов, изменились состав и численность городского населения, капиталы сконцентрировались в руках крупных предпри­нимателей. Возникла необходимость строительства новых пром. сооружений. Произошли перемены и в социальной топографии города. Если Англия вступила на путь капиталистического развития в конце XVII — начале XVIII в., то немецкие княжества в начале XIX в. Положение осложнялось тем, что в первой половине 18 в. гос-ва Зап.Ев. были вовлечены в следовавшие одна за др. войны, ослаблявшие их экономику. И след. градостр. деятельность сводилась к укреплению городов. В нач. XVIII в. почти повсеместно стремились к созданию регулярных дворцовых композиций и пышных барочных ансамблей, поглощавших наряду со строительством бастионных укреплений все отве­денные на строительство средства. К середине XVIII в появился интерес к творчеству мастеров эпохи Возрождения и античному наследию. Это привело к развитию классицизма. Городские площади и улицы стали ведущей архит темой этого времени. Градостроительство Англии 17-18в В Англии был уничтожен королевский абсолютизм и к власти пришла землевладельческая аристократия. Крестьяне в поисках работы стали мигрировать в города, и на карте Англии ясно обозначились пром районы. Развиваясь, город вобрал в себя окрестные мелкие поселения. В связи с развитием торговли, получили развитие портовые города(Лондон, Дувр, Фолкстон, Саутхемптон, Ныохейвен и др). Отныне сочетание новой и старой застройки, включение в средневековую планировочную структуру города элементов регулярности становится ведущим принципом градостроительной культуры Англии этой эпохи. Для градостр культуры Анг был важен выдвинутый палладианцами(приверженцы творчества Палладио) принцип создания нового соотношения между жилым домом и его окружением. Он развивался в теории и практике пейзажного сада, родившихся в Анг. в нач 18 в. Для архитекторов и парковых мастеров того времени границы между усадьбой и ее окружением стирались. В XVIII в. в Англ. возникло несколько курортных местечек. Столица Шотландии — Эдинбург, один из живописнейших и красивейших городов Зап.Европы. Он распол на холмистом рельефе Представлял собой вытянутое вдоль главной широкой дороги поселение. В результате- зап район Лондона превратился в единый ансамбль композицию которою определяли две парадные магистрали, пересекавшиеся под прямым углом, и система крупных парковых массивов. Обилие зелени, торжественность арх-ых форм дворцов и жилых домов, создавали стилистическую целостность этого района. Градостроительство Франции 17- 18в. Франция- стала родиной классицизма. Детально прорабатывались городские пространства(площади), города развивались. В Париже и др. крупных городах сооружаются королевские дворцы, здания правительственных учреждений, казармы, дома губернаторов и др., а в окрестностях столицы создаются пышные загородные королевские резиденции. В середине 17в. особенно развивается садово-парковое искусство, худ парков- Андрэ Ленотром. В этот период мануфактура превратилась в господствующую форму производства. Развивалась внутренняя и внешняя торговля, что отразилось на росте портовых городов. Градостроительные работы 18 в: прокладка бульваров, устройство парадных набережных, строительство королевских площадей, пробивка улиц и т.п. В XVIII в. наблюдался быстрый рост Парижа. Возросло числ населения. Строительство новых домов стало осуществляться вне городских границ. Изменился и тип городского жилища. Прежние отели сменились просторными городскими усадьбами, каждая из которых состояла из курдонера, собственно жилого дома и регулярного сада позади него. Эти усадьбы составляли ансамбли улиц. Проектирование и строительство в Париже площади Людовика 15 составило целую эпоху в европейском градостроительстве 18в. Великая Французская буржуазная революция (1789—1794) уничтожила сословное деление, заменила феодальную собственность капиталистической, открыла новые возможности для градостроительства. В революционные годы улицы и плошали Парижа были не только ареной борьбы, но и пространствами, на которых проводились народные празднества. После революции Наполеон Бонапарт приступил к перестройке столицы. В 1802г. начали прокладку улицы Риволи и поперечные улицы. Градостроительство Германии 17- 18в. Ансамбли Вены и Дрездена начала XVIII в., несмотря на традиционный характер архитектуры этих городов, в целом представлял собой выдающиеся худ. явления, опередившие градостроительную практику др. европейских стран. Начало 18 в. совпало с укреплением абсолютизма в Австрии. У власти- императоры из династии Габсбургов. Они способствовали возникновению соответствующего арх. стиля в дворцовом и церковном строительстве. Придворный архитектор австрийских императоров Фишер фон Эрлах, начал украшать Вену парадными ансамблями: построил несколько триумфальных арок и мемориальных колонн-обелисков, многочисленные городские дворцы. В период войны в районе военных действий оказался и Дрезден старые укрепления которого (XVI в.) были подновлены, а на правом берегу Эльбы были построены новые бастионы. Ансамбли резиденций стали центрами градостроительной композиции ряда поселений Германии. На рубеже XVII и XVIII ст. Саксония была одним из наиболее развитых в экономическом отношении немецких государств. Градостроительная история Берлина сложна. В эпоху средневековья в области Бранденбург на реке Шпре, возникли поселения Берлин и Кёльн. На острове распол. политический и религиозный центр. Стоял дворец и придворные церкви. На правом берегу Шпре находилась основная жилая часть города, средневековая по своей структуре. Здесь же концентрировалась торговля. Берлин укрепляли- центральная часть города была заключена в кольцо бастионов и окружена широкими рвами. Еще два предместья присоединены к Берлину. Они обладали радиально-кольцевой структурой. Улицы в них шли нерегулярно. Достраивались новые районы. В начале XVIII в. началось проектирование крупных архитектурных комплексов. К зап. от Берлина в течение XVIII — первой половины XIX в. развивался Потсдам, характерный для Германии город-резиденция. Здесь находился крупнейший дворцовый комплекс Пруссии. Потсдам был регулярно спланирован. Все улицы его сделаны прямыми, придав правильность старинной структуре города.

16. Возникновение ландшафтного градостроительного искусства как системы при создании ансамблей (Парижа, Версаля, Лондона).

Формирование природной среды является составной частью градостроительства. Система зеленых зон городов состоит из парков, садов, зеленых комплексов жилых районов, бульваров, скверов и т.д. Все эти элементы объединяют в целостную систему. Основой композиции ландшафтной арх-ы явл.природа. Первые сады появились в месте с первыми культурными цивилизациями на территории Египта и древней Месопотамии примерно в XX -XV веке до н.э. Сады Египта имели замкнутую композицию. Центром ансамбля всегда являлось главное здание, расположенное среди большого количества водоемов, аллей, клумб и т.д. В сер. 17 в. во Франиии расцвета достигает садово- парковое искусство, возглавлявшее художником парков Андрэ Ленотром. Рационалистические принципы Франции воплотились в строго геометрической планировке регулярных парков. Сады и парки разбивались преимущественно на плоской местности или пологом склоне. Главное место в ансамбле занимал дворец; перед ним располагались партеры, водоёмы и каналы с неподвижной гладью воды (водяные зеркала); чёткие пространственные акценты вносили многочисленные скульптуры. В основе ряда парков «французского» типа лежала так называемая трехлучевая система аллей, радиально расходившихся от дворца или замка и открывавших обширные видовые перспективы. В середине 18 в. в Европе возникли свободно распланированные пейзажные парки. Первоначально такие парки были созданы в Великобр, затем во Франции и др странах Европы. В основе композиции пейзажных, или «английских», парков лежал принцип творческой переработки мотивов естественной природы; партеры здесь сменяются лужайками, геометрические по форме бассейны и каналы — озёрами и речками, посадки — отдельно стоящими или свободно сгруппированными деревьями, прямые аллеи и дорожки- вьющимися тропинками. Важное значение обрело представление о своеобразии художественных эффектов, связанных со сменой времён года. Андрэ Ленотром сооружает парк Во-ле-Виконт для министра финансов Фуке и ряд др. парков в окрестностях Парижа (Мари, Сент- Клу, Лианкур, Дампьер и др.) Самой блестящей работой Ленотра становится новая королевская резиденция- Версаль, получивший наиболее грандиозный регулярный парк во всей Зап. Европе. Композиция версальского комплекса начинается тремя лучевыми проспектами, из которых средний ведет в Париж, северо-восточный—в Сен-Клу, а юго-восточный— в местечко Со, лежащее близ Орлеанского шоссе. Лучевые проспекты, подходя к королевскому дворцу, образуют громадную площадь Армии. К ней примыкает обнесенный решетками Почетный двор, напротив которого стоят королевские конюшни. Перед садовым фасадом Версальского дворца распол «Водный партер» в виде двух восьмиугольных бассейнов, растянутых вдоль композиционной оси парка. По сторонам «Водного партера» на той же террасе находятся цвет­ники; с сев. террасу замыкает бассейн Нептуна, а с юга- оранжерея, по сторонам которой спускаются две грандиозные лестницы. Дворцовая терраса составляет первую часть Версальского парка. За ней простираются стриженые сады с паутиной аллеей, среди которых пятном выделяется партер с фонтаном Латоны и «Зеленый ковер». Теперь, когда деревья в Версальском парке разрослись, стриженые аллеи Ленотра слились в один сплошной массив зелени. Здесь кончается вторая часть Версальского парка и начинается третья и последняя его часть—лесопарк. Среди лесопарка покоится Большой крестообразный канал. К нему сбегаются прямолинейные аллеи, собранные в геометрически правильные лучевые пучки. С востока на запад парк пересекает главная планировочная ось, на которой лежит двух зеркальный Водный партер, фонтан Латоны и Зеленый ковер, ведущий к бассейну колесницы Аполлона. Параллельно проложены аллеи Цереры и Флоры (с севера), Бахуса и Сатурна (с юга). Северный партер цветов, постепенно снижаясь, ведет к бассейнам Дракона и Нептуна, тогда как Южный партер охватывает оранжерею и замыкается грандиозным водным пространством бассейна Швейцарцев, на берегах которого устраивали пикники. По окончании строительства Версальского парка Ленотр возвращается в Париж и в короткий срок осуществляет новую планировку Тюшьрийского парка. По сторонам парка он строит террасы с лестницами, пандусами и каменными подпорными стенами, а посередине прокладывает широкую аллею, служившую композиционной осью парка. Желая создать и в Париже эффект беспредельности, он продолжает ось парка в виде прямого проспекта в сторону местечка Нейи. Вдоль Сены он ведет прибрежный проспект Королевы и в 1670 г. проектирует Круглую площадь на проспекте Елисейских полей, которая становится промежуточным центром между Тюильрийским парком и заставой Звезды, Проспект Елисейских полей прошел параллельно узкой извилистой улице Сент-Онорэ, служившей транзитной магистралью Парижа. Лондон. Один из представителей усадебного строительства был философ лорд Шефтсбери.(1671-1713). Он поклонялся живой природе, отрицал регулярные принципы композиции парков. Шефтсбери указывал новый путь развития садово-паркового искусства. В парке Чизвика соединились регулярные и живописные части. Лучевые планировочные структуры с извилистыми линиями дорожек и изрезанными берегами водоемов. Усадьба была разделена на две неравные части узким и протяженным озером, имевшим берега живописных очертании. В меньшей части, ограниченной каменной оградой, распол. старый замок и построенная арх-м Барлингтоном не вдалеке вилла. В работе над созданием пейзажных парков была выработаны методы живописной планировки, которые впоследствии была распространены на проектирование городов. Одним из художественных принципов был принцип «трех волнистых движений». Под первым движением подразумевался рисунок извивающихся дорожек, аллей, проездов; под вторым - сложная и как бы естественная водная система, составленная из разнообразных прудов, ручьев и протоков: третье было связано с вертикальной планировкой благоустраиваемых территорий. Рядом с городом Бате на низменной территории, была создана крупномасштабная регулярная парковая композиция. Она начиналась у старого городского моста и продолжалась в виде прямолинейной дороги Палтней-стрит, подводившей к так называемым Садам Сиднея —

17. взаимовлияние объемно планировочной структуры городов Англии, Франции, Германии, друг на друга (На примере работ К. Ренна по реконструкции Лондона 1661г).

РЕНН, Кристофер (1632-1723). Английский архитектор, вошел в историю, как выдающийся зодчий своей страны. Генеральный план по перестройке центральной части Лондона после пожара 1666 года, представленный Ренном, не был принят, но он сразу же был включен в Комиссию по восстановлению города Лондона. Тогда же ему пришлось спроектировать более 50 новых церквей. Крупнейшее сооружение Ренна -собор Св. Павла в Лондоне, где математические познания пригодились в трудной задаче возведения конструкции необычного тройного купола. Из многочисленных светских сооружений Ренна следует, прежде всего, отметить библиотеку Тринити-колледжа в Кембридже - свидетельство мастерского решения незаурядных композиционных трудностей. Многочисленные записки Рена лишь в самом конце XX в. были обработаны настолько, чтобы подготовить их к изданию. Развитие городов в Англии.Города начали возникать в Англии как центры ремесла и торговли в 10-11 вв.., еще до “нормандского завоевания.” Книга “Страшного суда” насчитывает до сотни городов, в которых проживало около 5% всего населения . В результате усиления политических связей Англии с Нормандией и другими французскими землями окрепли и расширились ее торговые связи. С ростом городов как экономических центров формировалось сословие горожан. Наиболее значительные города Англии были расположены на королевском домене. Поэтому ни один из английских городов не смог добиться самоуправления типа французской коммуны; английские города вынуждены были довольствоваться лишь отдельными экономическими и финансовыми привилегиями и частичным самоуправлением, которые оформлялись королевскими хартиями. В XIII в. заметно возросла экономическая и социально-политическая роль английских городов. Большую роль в их экономической и политической жизни начинает играть купечество. Города становятся крупными центрами накопления богатств: их доля в общегосударственных налогах все более повышалась. Жизнь английских городов во второй половине 18в. наполнена борьбой между ремесленниками и городской олигархией за право участия в управлении городом. Развитие городов во Франции.Во Франции начиная уже с Х в. расцветают старые городские поселения, основанные еще римлянами и пришедшие н упадок в V-IX вв. Появляются и новые городские поселения. К XIII в. в стране было множество крупных, средних и мелких городов, общее число которых в ходе последующего развития вплоть до XX в. увеличилось незначительно. Особенностью развития Южной Франции в ХI-ХII вв. был именно ранний расцвет ее городов. Этому способствовали их торговые связи со Средиземноморским регионом, а также участие в крестовых походах. Южные города рано приобрели и политическую самостоятельность, чему способствовали не только их экономический подъем, но и традиции позднеантичного муниципального устройства. В процессе освобождения из-под власти сеньора южные города использовали в основном не средства вооруженной борьбы, а финансовые сделки, выкуп. В течение XII в. почти во всех южных городах была установлена коллективная форма власти консулат (правление консулов — выборных лиц от проживающего в городах дворянства и духовенства, а также от ремесленной верхушки). Иначе сложилась историческая судьба городов Севера. Основным средством достижения политических и экономических целей городов на Севере явились восстания, часто неоднократные, изобретавшие особенно ожесточенные формы в тех случаях, когда борьба шла против духовных сеньоров. В ходе восстаний в этих городах против горожан выступала организованная сила церкви которая использовала, в частности, такое распространенное и испытанное средство, как интердикт (запрет богослужения).







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.188.251 (0.009 с.)