Общая характеристика градостроительства эпохи Возрождения на территории Италии (Рима, Флоренции, Венеции). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика градостроительства эпохи Возрождения на территории Италии (Рима, Флоренции, Венеции).



Ранний ренессанс 1420-1500гг.Флорентийская школа(Ф. Брунсллески). Высокий ренессанс 1500-1540гг.(Дж. Браманте). Поздний ренессанс 1540- 1580гг.(Миксланджело, Паладио, Виньола). К 15 в., под влиянием быстро развивающейся торговли городское население Италии сильно возрастало. Главным объектом градостроительства были площади. Такое значение площадей объясняется прежде веет тем,что рынок в торговом городе был жизненным центром. В 14 в. Преобладающее значение имели торговые площади, на территории которых происходили широкие народные собрания, карнавалы и турниры. Под влиянием античных образцов площади в эпоху Возрождения имели правильный план. Прямоугольник с отношением сторон 4:5; 2:3 или 1:2 стал характерным планом площади. Флоренция. Она представляет собой почти монохромный каменный город суровой и мужественной архитектуры. Город, за исключением южных окраин, почти лишен зеленых массивов. Площади и улицы Флоренции тесны, а грандиозные дворцы-крепости делают незаметными те свежие формы, Которые вложил в этот город Брунеллески. Античная Флоренция занимала центральный район современного города, где и теперь ощущается правильная планировка типа римского лагеря. Городско план Флоренции в основном сформировался в средние века. Территориальное расширение города происходило концентрически –вокруг старого города. Вместе с ростом города улицы приняли неправильное веерообразное направление, а в 13-14 вв. Стали появляться и новые площади. Только в 1560-1574 гг. Д.Вазари осуществил единственную во Флоренции регулярную улицу Уффиций. Почти все флорентийские площади возникли в период господства романского и готического стилей: площадь синьории. Соборная площадь, площадь Санта-Мария-Новелла и ряд других. В эпоху Возрождения все эти площади достраивались или украшались скульптурой. Венеция. Формы византийской, и особенно готической, настолько прочно утвердились в Венеции, что Венецианский Ренессанс получил особое выражение. Островное положение Венеции принудило жителей ее прорыть многочисленные каналы. Венеция принадлежит к числу городов, имеющих отчетливо выраженный архитектурный центр, которым всегда являлась площадь Сан-Марко, составляющая вместе с Пьяиеттой великолепный комплекс сооружений. Площадь возникла перед собором Сан-Марко и Дворцом Дожей. Долгое время площадь служила местом торговли, но в дальнейшем стали использовать для народных собраний. Конец 15в. и весь 16в. были ознаменованы небывалым строительным расцветом Венеции. Реконструкцию площади начал Пьетро Ломбардо в 1496-1517 гг. Построил здание Старых Прокураций. В результате этого площадь получила единообразный, украшенный аркадами боковой фасад и одновременно сильно выросла в глубину. В 1536-53 ГГ. Якопо Сансовино соорудил Библиотеку на Пьяцетте. Рим. Известно, что в начале Рим размещался только на семи холмах и планировка его была похожа на планы крупных деревень. Коренная архитектурная перестройка Рима началась в I в. до н.э. и велась до IV в. н. э. На территориях бывших жилых кварталов возводились пышные сооружения — императорские форумы. Широко развилось строительство вилл для знати. В период империи в Риме сооружались 3—4-этажные наемные дома — инсулы — с ограниченной законом высотой (20,7 м). Инсулы — жилища римского плебса: бедняков и рабов. Лишенные удобств, эти невыразительные объемы походили на склады. В истории развития градостроительства в эпоху Римской империи немаловажное место занимает каструм — римский лагерь. В римском градостроительстве преобладала строгость, четкость и ясная организация пространства.

Образование церковного и светского центров города зрелого Возрождения XV-XV1 вв. (ратушные и соборные плошали, дворцы городской знати- Венеция. Флоренция. Сиена).

Центр города в эпоху Возрождения представлял собой крупный ансамбль, нередко состоящий из нескольких площадей, окруженных церквями, дворцами и лоджиями. Если центр размещался в середине городской терр, то его трактовали как некое статическое ядро. Например, площадь Сан –Марко в Венеции не только спокойна в своих очертаниях, но еще примыкает к главному зд города – собора Марка, решенному в виде статической композиции. Во всей Венеции лишь этот собор имеет 5 куполов. Главным объектом градостроительства эпохи возрождения были площади. В 15в. и особенно в 16в, наряду с торговыми площадями появляются площади общественного назначения. С конца 16в. общественная функция площадей начинать отмирать, и появляется новый вид городской площади – декоративная площадь. Однако декоративная площадь получила развитие в эпоху барокко. Под влиянием античных образцов площади в эпоху Возрождения имели правильный план. Прямоугольник с отношением сторон 4:5, 2:3 или 1:2 стал характерным планом площади. Наряду с прямоугольными площадями появились и трапециевидные площади, к числу которых относятся площадь Сан – Марко и Пьяцетта в Венеции. Правильный план площади всегда сочетался со спокойной застройкой по периметру. Скульптура вплоть до конца 16в. размещалась вне центра площади, дабы не мешать массовым шествиям и зрелищам. Почти все флорентийские площади возникли в период господство романского и готического стилей: Синьории, Соборная площадь, Санта – Мария –Новелла и ряд др, менее значительных. В эпоху Возрождения все эти площади достраивались или украшались скульптурой, вполне законченной можно считать площадь Ренессанса – площадь перед церковью Сантиссима –Аннунциата. Площадь Синьории была местом народных собраний Флоренции, поэтому она разместилась пере дворцом городского управления и лоджией – Ланци. Площадь образовалась в результате сломки 2 –х обособленных кварталов, примыкавших к палаццо Веккио. Площадь имеет неправильную площадь. Палаццо Веккио доминирует в ансамбле площади; он сложен из грубо отесанных каменных блоков; редкие окна прорезают толщу стены, зубчатое завершение и высокие башни придают дворцу суровый, еще средневековый характер. План площади Синьории с 14в. почти не изменился, а в эпоху Возрождения была крашена скульптурой. Мрамор и бронза скульптур вырисовываются отчетливыми силуэтами то на фоне серо-коричневых стен дворца, то в просвете улицы Уффиций. Возле площади Синьории располагалась Соборная площадь, была религиозным центром. Обе площади соединялись широкой улицей Кальцайоли. Эта площадь принадлежит к числу характерных средневековых площадей. Всю ее середину заполняет громадный собор с неизменным спутником кафедральных церквей – баптистерием (крещальней). Площадь не имеет правильных очертаний. Прямо против восточной двери Баптистерия стоит трехнефный собор Санта –Мария- дель – Фьоре. Продольная ось собора совпадает с главной осью Баптистерия и служит организующей осью всей площади. К западу от Соборной площади у границы древнего римского лагеря находится площадь Санта –Мария –Новелла. Эта площадь получила своеобразную многоугольную форму вследствие того, что ее ограничивают косо идущие улицы. Единственный прямой угол придает очертаниям площади геометрическую закономерность. По форме и расположению главного зд, площадь принадлежит к средневековым композициям. Церковь стоит в углу площади и, несмотря на плоскую трактовку фасада, воспринимается с угла как объемная форма.

13. 0собенности градостроительства Европы периода барокко XV1-XVII нв. Основные планировочные схемы улиц и площадей. Организация систем взаимосвязанных пространств/Рима, Версаля, Парижа/

Барокко— искусство чувственное, искусств увлечения, мгновенного творческого порыва. Мастера барокко также оперируют классическим ордером, но у них он только набор архитектурных деталей, которые можно располагать так. как этого требует замысел. Барокко не признает классического спокойствия. Композиции барокко — телесны, массивны, скульптурны. В барочных композициях играет роль не линия, а масса стены, контрастно сочетающаяся с дверными и оконными проемами. Отсюда — пренебрежение про­порциями и влечение к живописности, к эффектам игры света и теней. Население городов из года в год сокращалось. Бледнели празднества, блестящие патрицианские фамилии замыкались в своих палаццо или выезжали за город на живописные виллы, которыми так богаты окрестности Виченцы. Венеция. Флоренция и другие центры культуры кватроченто и чинквеченто медленно умирали, но на их фоне возвышался папский Рим, экономическая основа которого не подверглась столь тяжелым потрясениям. В отличие от Ренессанса барокко явился периодом широкого строительства улиц. Стремление к осевым композициям и к целеустремленным перспективам (столь характерное для барокко) приводит к идее направлять прямолинейную улицу на выдающееся здание или ставить в конце улицы тот или иной монумент. Еще одним не менее важным нововведением явилось применение системы двух или трех лучевых улиц, точка схода которых закреплялась обелиском, колокольней или фасадом собора. Таким образом, в период барокко появилась та лучевая планировочная композиция, которая легла в основу Версаля. В XVII в. площади создавались не столько для практических целей, сколько для украшения города. Этому способствовало, что города приостановились в своем развитии. На примере, можно наблюдать, миниатюрной площади Санта-Мария-делла-Паче в Риме, где полукруглая паперть церкви настолько выдастся вперед, что за­полняет всю середину площади. Еще чаще посреди площади ставились монументы. Многочисленные повторения этого приема в последующие эпохи, и особенно в XIX в., сделали его шаблонным. В противоположность площадям эпохи Возрождения барочные площади имели сложный, а иногда и вычурный план. Живописная кривая, трапеция или сложное сочетание этих форм очень часто применялись для плана площади. Рим. В правление папы Сикста V (1585—1890 гг.) началось широкое восстановление и реконструкция города. В первую очередь была произведена перестройка Яиикульскою моста и постройка водопровода Аква Вирджина. Затем последовали другие строительные работы. Наиболее плотная застройка средневекового Рима располагалась на Марсовом поле; его пересекала улица Корсо, начинавшаяся у северных (Фламнниевых) ворот города. Этот массив был настолько велик (около 3 км в поперечнике), что потребовалась прокладка новых транзитных улиц. В конце XVI в. здесь возникла площадь, а впоследствии была сооружена великолепная барочная лестница, получившая название Испанской лестницы. Осуществление радиальных улиц сразу же пре­вратило их исходную точку — площадь дсль-Пополо у Фламнниевых ворот в планировочный узел. Радиальные улицы барочного Рима не получили в полной мере транзитного значения, так как в свое время не были доведены до пересечения с другими артериями. Застройка улиц в Риме производилась так же, как и во Флоренции; единого уровня в высоте домов не было, но в обработке фасадов стремились соблюсти архитектурную связь между соседними зданиями. Примером площади, стоящей по своей композиции на пороге стиля барокко, является площадь Капитолия, расположенная на плоской вершине Капитолийского холма. Площадь Капитолия замощена каменным паркетом в виде звезды, в центре которой высится этичный конный монумент Марка Аврелия. Площадь дель-Пополо служит как бы вестибюлем папского Рима. Расположенная у начала трех лучевых проспектов, она при­обрела значение организующего центра для всей северной части города. Свое архитектурное офор­мление площадь получила в период барокко (в конце XVII в.), т. е. через сто лет после прокладки боковых магистралей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1626; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.005 с.)