Особенности градостроительства России XVII – XVIIIвв. Общая характеристика. Основание санкт-петербурга в 1703г, как основной столицы России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности градостроительства России XVII – XVIIIвв. Общая характеристика. Основание санкт-петербурга в 1703г, как основной столицы России.



17-18в. — время замечательного расцвета русского зодчества. Продолжая; с одной стороны, свои национальные традиции, русские мастера в этот период стали активно осваивать опыт современной им западноевропейской архитектуры, перерабатывая ее принципы применительно к конкретно-историческим потребностям и условиям своей страны. Они во многом обогатили мировую архитектуру, внеся в ее развитие неповторимые черты. Для русского зодчества 18 в. характерно решительное преобладание светской архитектуры над религиозной, широта градостроительных планов и решений. Воздвигалась новая столица — Петербург, по мере укрепления государства расширялись и перестраивались старые города. Указы Петра I содержали конкретные распоряжения, касающиеся архитектуры и строительного дела. Так, специальным его приказом предписывалось выводить фасады вновь строящихся зданий на красную линию улиц, в то время как в древнерусских городах дома часто располагались в глубине дворов, за различными хозяйственными постройками. По ряду своих стилевых особенностей русская архитектура первой половины 18 в. несомненно может быть сравнима с господствующим в Европе стилем барокко. Тем не менее прямую аналогию здесь проводить нельзя. Русское зодчество — особенно петровского времени — обладало значительно большей простотой форм, чем было свойственно стилю позднего барокко на Западе. По своему идейному содержанию оно утверждало патриотические идеи величия русского государства. Одно из примечательнейших сооружений начала 18 в.— здание Арсенала в Московском Кремле (1702—1736; архитекторы Дмитрий Иванов, Михаил Чоглоков и Кристоф Конрад). Большая протяженность здания, спокойная гладь стен с редко расставленными окнами и торжественно-монументальное оформление главных ворот явно свидетельствуют о новом направлении в архитектуре. Совершенно уникально решение небольших спаренных окон Арсенала, имеющих полуциркульное завершение и огромные наружные откосы наподобие глубоких ниш. Новые веяния проникали и в культовую архитектуру. Ярким примером тому является церковь архангела Гавриила, более известная под названием Меншиковой башни. Она была построена в 1704—1707 гг. в Москве, на территории усадьбы А. Д. Меншикова у Чистых прудов, архитектором Иваном Петровичем Зарудным. До пожара 1723 г. Меншикова башня — как и построенная вскоре колокольня Петропавловского собора в Петербурге — была увенчана высоким деревянным шпилем, на конце которого находилась золоченая медная фигура архангела. По высоте эта церковь превосходила колокольню Ивана Великого в Кремле. Меншикова башня представляет собой характерную для русского церковного зодчества конца 17 в. композицию из нескольких ярусов — «восьмериков» на «четверике». В то же время по сравнению с 17 в. здесь ясно намечаются новые тенденции и используются новые архитектурные приемы. Особенно смелым и новаторским было использование в церковном сооружении высокого шпиля, столь успешно применявшегося затем петербургскими архитекторами. Характерно обращение Зарудного к классическим приемам ордерной системы. В частности, с большим художественным тактом введены необычные для древнерусского зодчества колонны с коринфскими капителями. И уже совсем смело — мощные волюты, фланкирующие главный вход в храм и придающие ему особенную монументальность, своеобразие и торжественность. Зарудным были созданы также деревянные триумфальные ворота в Москве — в честь Полтавской победы (1709) и заключения Ништадтского мира (1721). Начиная с петровского времени воздвижение триумфальных арок стало нередким явлением в истории русской архитектуры. Как деревянные, так и постоянные (каменные) триумфальные ворота обычно богато украшались скульптурой. Эти сооружения были памятниками воинской славы русского народа и во многом способствовали декоративному оформлению города. С наибольшей наглядностью и полнотой новые качества русского зодчества 18 в. проявлялись в архитектуре Петербурга. Новая русская столица была заложена в 1703 г. и строилась необычайно быстро. Это единственный столичный город Европы, который целиком возник в 18 веке. Помимо блестяще решенной «трехлучевой» планировки центра Петербурга высокое градостроительное искусство проявилось в создании законченных ансамблей, в великолепной застройке набережных. Нерасторжимое архитектурно-художественное единство города и его водных артерий с самого начала представляло собой одно из важнейших достоинств и своеобразнейшую красоту Петербурга. Сложение архитектурного облика Петербурга первой половины 18 в. связано в основном с деятельностью архитекторов Д. Трезини, М. Земцова, И. Коробова и П. Еропкина.

19. Особенности планировочной структуры городов западной Европы, России, США (радиально-кольцевая, лучевая, прямоугольная).

Предпосылки к складыванию радиально-кольцевой структуры появились в Москве изначально, с момента основания города. Причиной этому послужило то, что Москва была основана на пересечении нескольких торговых путей: Торжок-Тверь-Москва-Рязань, Углич-Тверь-Москва-Курск и др. Но в те времена Москва ещё не была "круглой", то есть не обладала радиально--кольцевой планировкой: кремлёвские стены - от первых деревянных до возведённых Иваном Калитой - имели вид треугольника, расположенного на мысе между реками Москвой и Неглинной. Река давала защиту получше многих крепостных стен, и селиться за её линией было бы неразумно. Даже после постройки прочных каменных стен, закрепивших размер Кремля, город продолжал расти в основном на восток, где в начале XVI века при Иване Калите возникла стена Китай-города, включившая в состав города посады, возникшие ещё при первых кремлёвских стенах. Наряду с Москвой классические примеры радиально - кольцевой планировки представляют такие города, как Париж и Вена. Менее выражена она в Берлине и Брюсселе. После страшного пожара 1773 года, уничтожившего деревянный город, правительством предпринимаются решительные шаги по преобразованию. С 1778 г. Кострома стала центром Костромского наместничества. В 1781 году высочайше утверждается генеральный план застройки Костромы каменными зданиями. Город получает радиально-полукольцевую планировку, которую составляет стройная и развитая сетка улиц, расходящаяся веером от центральной Екатеринославской площади. Трехлучевая система Еленинской, Павловской и Марьинской дополнялась ещё несколькими улицами, соединявшими центр города с его окраинами, а Екатеринославской улицей — с набережной Волги. Всю систему радиальных магистралей пересекали три полукольца улиц с ломаной трассировкой. Начинается засыпка ставших ненужными оборонительных рвов, срыты, по большей части, валы вокруг кремля, началась застройка нынешнего центра города торговыми рядами и гражданскими зданиями. На месте сгоревшего деревянного кремля и древнего Здвиженского (Крестовоздвиженского) монастыря по проекту С. А. Воротилова к 1791 г. заканчивается строительство Богоявленского собора и 64-метровой ярусной соборной колокольни — главной архитектурной доминанты дореволюционной Костромы. Планировка города с перекрещивающимися под прямым углом улицами еще более отчетливо прослеживается в Эмоне. Эмона была обнесена стеной, строительство которой было закончено Тиберием в 15 г. н. э. Наружная поверхность стены была облицована тщательно обработанным камнем; забутовка состояла из рваного камня, скрепленного строительным раствором. С внутренней стороны стена была укреплена откосом. В нижней части откос состоял из рваных камней, скрепленных раствором. Вдоль стены шли прямоугольные башни; по углам — круглые. Вдоль южной стены шла дорога шириной 10 м, здесь же находились каналы, выводившие сточные воды в р. Любляницу. В Эмоне был обнаружен также померий — свободная полоса земли, примыкавшая к стене города с внутренней стороны, которая должна была оставаться незастроенной и не должна переходить в пользование граждан. В Эмоне померий, однако, был захвачен владениями близ стоявших домов.

20. Роль городских площадей как композиционных ядер (Париж, Лондон, Вена, Венеция, Рим, Санкт-Петербург, Москва)

Главным объектом гродастр эпохи Возрождения были площади. Такое значение площадей объясняется прежде всего тем, что рынок в торговом городе был жизненным центром. А где появлялся рынок, там возникала и биржа, строились зд цеховых общин, церкви. В 12в. преобладающее значение имели торговые площади. В 15в. и особенно в 16в. наряду с торговыми площадями появляются площади общественного назначения. Они мостятся, содержатся в чистоте, укрепляются фонтанами и скульптурами и служат местом для обнародования государственных актов. С конца 16в. общественная функция площадей начинает отмирать, и как в следствии этого, появляется новый вид юродской площади – декоративная площадь. Однако, они получили развитие только в эпоху барокко. Под влиянием античных образцов площади в эпоху Возрождения имели правильный план. Прямоугольник с отношением сторон 4:5, 2:3 или 1:2 стал характерным планом площади. Наряду с прямоугольными площадями появились и трапециевидные площади, к числу которых относятся площадь Сан –Марко и Пьяцетта в Венеции. Правильный план площади всегда сочетался со с спокойной застройкой по периметру. Ии лишь один фасад выделялся как главный; однако главное зд, несмотря на богатство убора, все же не преобладало в той степени, как собор или ратуша на средневековых площадях. Поскольку площади в эпоху Возрождения выполняли те же функции, что и древние форумы, постольку их середина оставалась свободной. Скульптура вплоть до конца 16в. размещалась вне центра площади, что бы не мешать массовым шествиям и зрелищам. Примеры подобного размещения дают монументы Готтамеланы на площади Санто в Падуе, Коллегии – на площади Cдн- Джованни –е –Паоло в Венеции, Давид на площади Синьории во Флоренции и тд. В 17в. площади французских городов претерпели сильнейшие изменения. Под влиянием итальянского Ренессанса планы площадей стали правильными и строгими. Треугольник, квадрат или (позднее) прямоугольник со срезанными углами – вот наиболее распространенные планы площадей французского Ренессанса. Проникнув во Францию Ренессанс не мог преодолеть традиции готики; с др стороны, во Фр, стране со значительно суровым климатом, не могли найти себе оправдания те воздушные и легкие галереи, которые были естественны для французских городов, всегда имели толстые стены, массивные опоры в галереях и высокие крыши с лесом дымовых труб. Такие зд мы находим в Париже на площади Вогезов и на Вандомской площади. С течением времени, под влиянием римского барокко, площадь начинает связываться с городскими улицами, а затем и раскрываться во внешнее пространство. В этом процессе, крупную роль сыграл Версаль с его террасами и круглыми площадками у перекрестков аллей. А через несколько лет площадь с циркульным очертание уже сооружается среди старых кварталов Парижа и оформляется в камне. Этой площадью явилась Площадь Побед, подобно круглым площадям Версальского парка. Площадь Побед возникла в пункте пересечения нескольких улиц. В дальнейшем круглые площади получили широкое распространение по всей Европе. Городская площадь в Санкт –Петербурге 18в, приобрела большое композиционное значение в плане города. Интерес к архит дало составление проекта Дворцовой площади, был дан как бы сигнал к проектированию и строительству площадей во всей России. Однако широкое строительство началось только в Александровское время, в период господства стиля ампир. Главная площадь использовалась для обнародования государственных актов, происходили на ней и военные парады. Наряду с главными площадями сооружались соборные площади, торговые, площади у застав, у приходских церквей и тд. Многие рыночные площади оформлялись только единообразными аркадами торговых рядов и тем не менее производили хорошее впечатление. Сооружая гигантские площади, мастера классицизма и ампира не нарушали предельного соотношения высоты зд и соответствующей глубины площади, которое состояло 1:6. Площадь перед Александрийским театром в Петербурге, Театральная площадь в Москве и ряд др. В Москве Театральная площадь представляла собой громадный прямоугольник. Главным сооружением площади явл Большой театр. Прямо против театра в то время располагался сквер, а по сторонам стояли единообразные зд, из которых уцелел только Малый театр. На рубеже 19 – 20 вв. появился театр Незлобна, затем построенная в стиле модерн гостиница «Метрополь», и ныне существовавшая площадь уже не имеет былого архит единства.

21. особенности градостроительства США, 18 –начало 19вв. Строительство столиц Филадельфии и Вашингтона. Особенности их планировочной структуры.

Градостроительство в США после освободительной войны, и осо­бенно после гражданской войны 1861—65 гг. ме­жду Северными и Южными штатами, развива­лось так же, как и вся экономика государства, гигантскими, все нарастающими темпами. Характерный план американского города XIX в.— крайне однообразная прямоугольная сетка. Кроме го­родских улиц, по прямоугольной системе (зача­стую — по меридианам и широтам) проводились проселочные дороги, а также и границы отдель­ных штатов и провинций. Типичный пример пря­моугольной планировки американского города дает план Чикаго, безразлично рас­черченная сетка которого содержит по 50 город­ских кварталов в каждом квадратном километре. При правильной ориента­ции прямоугольная планировка может обеспечить жилым домам удачное расположение в отношении солнца и преобладающих ветров. Однако прямоуголь­ная система планировки теряет свои положитель­ные качества в больших городах вследствие труд­ности в сообщении отдельных районов1 и осо­бенно когда города расположены на пересечен­ной местности. Убедительным примером в этом отношении является план города Сан-Франциско. Сан-Франциско построен, как старый Рим, на семи холмах. Отрицательные стороны прямо­угольной системы его улиц привели к тому, что на 1 7% улиц города движение стало невозможным. Крутых подъемов можно было бы избежать, учитывая при планировке особенности местно­сти. Больше того, естественное расположение Сан-Франциско давало возможность построить город в виде прекрасных террас, поднимающихся над окружающей их водой. Прямоугольники отдельных частей горо­да Сан-Луи веерообразно примыкают друг к
другу, так что естественно образуется система радиальных и кольцевых улиц. План Буффало в центральной части города имеет прямоугольную сетку улиц, пересеченную диагоналями, веерооб­разно отходящими от центра. Бостон, осно­ванный еще в 1630 г.,— единственный из круп­нейших американских городов, имеющий план со свободным начертанием уличной сети. Филадельфия — первый из американских го­родов, построенных по заранее разработанному плану. Основатель Филадельфии, Вильям Пени, с 1682 г. начал строить город по абсолютно пря­моугольному плану. Брод-стрит и Маркет-стрит, взаимно перпендикулярные глав­ные оси прямоугольной системы Филадельфии, тянутся в виде бесконечных прямых магистралей. В центре пересечения их основана была площадь Ратуши. Вся территория города была разделена на прямоугольные кварталы почти оди­накового размера. По мере территориального роста Филадельфии ее прямоугольная система планировки оказалась неудобной при сообщении на далекие расстояния. В 1909 г. с большими затратами было преступлено к сооружению диагональной магистра­ли (Фермаутской парковой дороги) от площади городской ратуши в центре города к Фермаутскому парку, расположенному с северо-восточном районе. Вдоль пар­ковой дороги были резервированы участки для общественных зданий. Парковая дорога упирает­ся в холм, на котором построена художественная галлерея и музей, замыкающие перспективу до­роги. Кроме этой магистрали, в Филадельфии было построено несколько широких проспектов, разделенных вдоль зелеными насаждениями для организации движения автомашин; к их числу относятся бульвар Рузвельта, Делаварский про­спект и др. План Вашингтона был составлен в 1791 г. французским архи­тектором Ланфаном. В основу плана Ланфаном была положена прямоугольная, ориентированная по странам света, уличная сеть, пересеченная диа­гональными проспектами, расходящимися по ра­диусам от здания Капитолия. Известно лишь то, что первона­чально город был запроектирован как большой торговый порт, и поэтому в плане Ланфана важная роль принадлежала каналу, который про­ходил через городской центр. К югу от Капи­толия Ланфан проектировал деловой и тор­говый центр — большую площадь и рынок. К площади должны бы­ли подойти пять улиц и авеню, в том числе авеню, идущее от Капитолия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.009 с.)