Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История отечественной и зарубежной клинической психологии.

Поиск

Две ветви:

1.Отечественная---зарубежная

2.Древние времена---наши дни.

1 ветвь.

Коренной поворот в развитии психологии (вообще, в целом) – организация в 1879 г. первой экспериментально-психологической лаборатории Вундтом (от него все и пошло). При крупных психиатрических клиниках в конце XIX в. начали организовываться психологические лаборатории — Э. Крепелина в Германии (1879), П. Жане во Франции (1890). Экспериментально-психологические лаборатории были открыты и при психиатрических клиниках России — вторая в Европе лаборатория В. М. Бехтерева в Казани (1885), затем в Петербурге, лаборатории С. С. Корсакова в Москве (1886). Ряд лабораторий был организован в США и Англии. В начале ХХ в. исследователи нарушений психической деятельности говорят о вычленении особой отрасли – патологической психологии. Из-за отсутствия четкой дифференциации задач психологии и психиатрии происходит смешение понятий «патопсихология» и «психопатология». Наиболее четкое представление о предмете и задачах патопсихологии на заре ее становления содержалось в работах В. М. Бехтерева. Он называл патологическую психологию и определял ее предмет: «"...изучение ненормальных проявлений психической сферы, поскольку они освещают задачи психологии нормальных лиц». Но! Расстройства психики рассматривались как эксперимент природы, затрагивающий большей частью сложные психические явления, к которым экспериментальная психология еще не имела подхода.

Таким образом, исследования нарушений психической деятельности в самых своих истоках рассматривались отечественными и зарубежными учеными в русле психологических знаний. Одновременно признавалось большое значение экспериментально-психологических исследований для решения задач психиатрии.

Зарубежная.

У Вундта обучался американец Лайтнер Уитмер (1867-1956), который ввел понятие клинической психологии. В 1907 г. Уитмер учредил журнал «The Psychological Clinic». Понятие клиническое он взял из медицины, не подразумевая под этим ни медицинскую психологию, ни клинику в смысле места, где занимаются психологической деятельностью, а имея в виду только работу с отдельными конкретными случаями. В 1917 г. несколько специалистов по клинической психологии основали Американскую ассоциацию клинических психологов, которая в 1919 г. вошла в Американскую психологическую ассоциацию как клиническая секция; в результате понятие клинической психологии стало определять профессиональный статус, притом что определения самой клинической психологии еще не было. Из лаборатории Вундта вышел и немецкий психиатр Эмиль Крепелин

который уже в 90-е гг. XIX в. пытался применить экспериментальные подходы, используемые в психологии, к решению проблем психиатрии и этим дал мощный импульс для развития клинической психологии. Большую роль также сыграл Зигмунд Фрейд, открыв сферу психотерапии для не-медиков и значительно продвинув вперед психологическую теорию возникновения психических расстройств. Можно считать, что Крепелин и Фрейд (и тот и другой — медики, а не психологи) дали сильнейший толчок развитию немецкой (и международной) клинической психологии.

У истоков стояли прогрессивные психиатры. В дальнейшем эта отрасль развивалась и развивается под влиянием идей различных направлений буржуазной психологии – бихевиоризма, психоанализа, гуманистической и экзистенциальной психологии. Безусловно, для практики психотерапии значимы идеи Роджерса, Олпорта, Маслоу, но теоретические положения этих направлений методологически несостоятельны. В практике зарубежной патопсихологии основной акцент ставится не на эксперимент, а на измерение и корреляцию отдельных особенностей, черт личности

Отечественная.

Отечественная патопсихология имеет иную историю развития, чем современная клиническая психология на Западе. Однако родились они одновременно, в начале XX в., и были вызваны к жизни запросами психиатрической практики и достижениями психологической науки.

С самых истоков развитие отечественной патопсихологии отличалось прочными естественнонаучными традициями. На формирование ее принципов оказала влияние работа Сеченова «Рефлексы головного мозга» (большое значение придавал сближению психологии и психиатрии). Его идеи развивал Бехтерев (-основоположник патопсихологического направления в России). Считал единственно научным методом исследования психической деятельности – объективный метод. Он отказался от интроспекционизма и психологических терминов, используя только физиологические. Представителями школы В. М. Бехтерева было разработано много методик экспериментально-психологического исследования душевнобольных. Некоторые из них (методика сравнения понятий, определения понятий) вошли в число наиболее употребляемых в советской психологии. В работах бехтеревской школы отражен богатый конкретный материал о расстройствах восприятия и памяти, мыслительной деятельности, воображения, внимания и умственной работоспособности. Результаты экспериментов сопоставлялись с особенностями поведения больного вне экспериментальной ситуации. Основными принципами патопсихологического исследования в школе В. М. Бехтерева были:

-использование комплекса методик (наблюдение за испытуемым по ходу эксперимента, учет особенностей его поведения вне экспериментальной ситуации, сочетание различных экспериментальных методик для исследования одних и тех же патологических явлений — способствовало получению богатого объективного материала)

-качественный анализ расстройства психики

-личностный подход,

-соотнесение результатов исследования с данными здоровых лиц соответствующего возраста, пола, образования.

Вторым крупным центром отечественной психиатрии, в котором развивалась экспериментальная психология, была психиатрическая клиника С. С. Корсакова, организованная в 1887 г. при медицинском факультете Московского университета. Как все представители прогрессивных направлений в психиатрии, С. С. Корсаков придерживался мнения, что только знание основ психологической науки дает возможность правильного понимания распада психической деятельности душевнобольного человека. Работы, вышедшие из его клиники, внесли ценный вклад в психологическую науку — в понимание механизмов памяти и ее расстройств, механизмов и расстройств мышления. Так, всемирно известный "корсаковский синдром" дал новые представления о временной структуре человеческой памяти, заложил основы для деления видов памяти на долговременную и кратковременную.

Позже на становление патопсихологии как особой области знаний большое влияние оказали идеи выдающегося советского психолога Л. С. Выготского: 1) мозг человека имеет иные принципы организации, нежели мозг животного; 2) развитие высших психических функций не предопределено морфологической структурой мозга, они возникают не в результате одного лишь созревания мозговых структур, а формируются прижизненно путем присвоения опыта человечества в процессе общения, обучения, воспитания; 3) поражение одних и тех же зон коры имеет неодинаковое значение на разных этапах психического развития. Экспериментальные исследования под руководством Л. С. Выготского положили начало многостороннему изучению распада мышления.

+ психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева и ЛГУ, где на протяжении нескольких десятилетий исследованиями по патопсихологии руководил В. Н. Мясищев. В соответствии с традициями школы В. М. Бехтерева на новой методологической основе, в русле теории отношений В. Н. Мясищева осуществлялись исследования по разным направлениям медицинской психологии. Ряд работ был посвящен нарушению строения трудовой деятельности больных, изучению влияния отношения больных к труду на их работоспособность.

За последние годы выросло значение патопсихологии в психокоррекционной работе, которая проводится в разных видах психологической службы: психокоррекция и профилактика в соматической клинике и клинике неврозов, поликлинических отделениях кризисных состояний, "телефоны доверия", "Служба семьи" и др. Патопсихологи принимают участие в групповой психокоррекции (Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, Клиника неврозов, ряд психиатрических больниц и др.).

В настоящее время развивается прикладная область психологии, имеющая свой предмет и свои методы, — экспериментальная патопсихология.

 

2 ветвь.

Античность

В древние времена психические заболевания как правило объясняли воздействием демонов, богов или магии. При этом «одержимость», при которой речь или поведение имело религиозную или мистическую окраску, считалась воздействием доброго духа или бога. Однако, в большинстве случаев одержимость считалась деятельностью злобного бога или злого духа, особенно когда человек приходил в возбуждение или становился сверхактивным и предавался поведению, входившему в противоречие с религиозными учениями.

Большую роль в развитии медицины вообще, а так же клинической медицины сыграл Гиппократ (5-4 в. д.н.э.). Он разделил все психические р-ва на три категории: манию, меланхолию и френитис (бред). Однако, он имел слабое представление о физиологии (например, считал, что истерия (видимость физического недуга при отсутствии органич. патологии) свойственна лишь женщинам и вызывается маткой, блуждающей по различным частя организма, а лучшее средство от этой «болезни» – брак.

Платон (5-4 в. д.н.э.) – поднимал вопрос о том, что люди с псих. р-вами не могут отвечать за свои действия и не должны нести наказание в том же порядке, что и нормальные люди. В качестве лечения он использовал беседы, аналогичные психотерапии, для исцеления душ. Однако несмотря на прогрессивные идеи, он считал, что психические расстройства имеют отчасти божественное происхождение.

Гален (3-2 в. д.н.э.) – придерживался постулатов Гиппократа. Выделил причины психических расстройств, среди них: травмы головы, избыточное употребление алкоголя, шок, страх, подростковый возраст, разочарование в любви.

Средневековье

В Европе (500-1500) – основное лечение – экзорцизм + молитвы, питье и умывание святой водой итд, основная причина – сверхъестественные силы. Лечение душевнобольных было передано в руки духовенства.

На Среднем Востоке – Первая психиатрическая больница – в Багдаде в 792 г., затем другие. В них больные получали гуманное лечение. Авиценна (10-11 в.) – в своих работах часто писал об истерии, эпилепсии, мании, меланхолии + (Принц-корова)

Эпоха возрождения

Парацельс (15-16 в.) – первый критик суеверных убеждений о существовании одержимости. Считал, что лечить надо «телесным магнетизмом», который позднее назвали гипнозом. Убежден был, что луна сверхъестественно влияет на мозг.

Начиная с 16 века росло число специальных заведений, названных приютами, предназначенных исключительно для ухода за психическими больными (в Москве первый в 1764 г.). Однако с больными обращались очень сурово (кандалы, иногда за плату выставляли на обозрение, холод, плохое качество пищи, кельи обустроенные лишь соломой).

В 1792г. Филиппа Пинеля (18-19 в.) направили руководить больницей Бисетр в Париже. Он провел эксперимент – снял цепи и лечил больных как больных, с милосердием и уважением. Эффект был потрясающий! Шум и грязь сменились порядком и миром.

А. Бейль (1825) изучал прогрессивный паралич (ПП), описал его симптомы, представил убедительные доказательства, что это отдельное заболевание. В 1897 были проведены эксперименты по прививанию паралитикам сифилиса. Ни у одного пациента не развилось симптома сифилиса из чего был сделан вывод о связи ПП с сифилисом. В 1917 г. были сделаны попытки вылечить сифилис и ПП с помощью малярийной лихорадки (т.к. сильная лихорадка убивала спирохеты). 9 больных ПП было инфицировано кровью болевшего малярией солдата: у 3х заметное улучшение, 3е – совсем выздоровели. Начали искать физиологические базы для заболеваний.

Школа Нанси ( середина 19 века) объединила в себе врачей, считающих, что симптомы истерии (паралич рук, глухота) можно как вызвать гипнозом, так им же и устранить; истерия – разновидность самогипноза. В противовес им Жан Шарко (1825-1893) считал, что к истерии приводят дегенеративные изменения ГМ. Позднее было доказано, что психологические причины (шк. Нанси) были признаны как основные причины истерии.

Затем Фрейд (анализ сновидений, метод свободных ассоциаций) и бихевиоризм (Вольпе + Уотсон – бихевиоральная терапия «систематическая десенсибилизация»).

В 60-70х появляется антипсихиатрическое движение (Рональд Лэйнг и Мишель Фуко) - в поведении каждого конкретного пациента они в первую очередь видел правомерное отражение переживаемого опыта или реальности, а не симптомы заболевания.

 

 

Методы

Проблема метода в науке не проста и не односложна (Б. В. Зейгарник))))

 

Методы - способы сбора, обработки и анализа данных.

  Активный Пассивный  
Опосредств. Эксперимент Психодиагностика Номотетич-й подход
Непосредств. Беседа Наблюдение Идиографич-й подход

 

Из таблички видно, что есть 4 основных метода (об этом позже) и 2 подхода – номотетический и идиографический.

Что это?

Номотетический подход – естественнонаучный (стандартизованные методы?) Психолог играет наименьшую роль. Сюда входят тесты, опросники, измерения с помощью приборов. Сюда же эксперимент. Никакого субъективизма, все оценивается либо с помощью тестов, либо приборами. Номотетический подход помогает понять закономерности развития болезни. А еще он используется в медикобиологической модели (о моделях выше).

Идиографический подход – гуманитарный. Сюда входят беседа, наблюдение, ролевая игра. То есть психолог максимально включен в процесс и оценивает результаты сам, выводы более субъективны. Продукт идеографического подхода – описание индивидуального случая (нельзя переносить на всех). Идиографический подход помогает понять механизмы и факторы развития болезни. Используется в биопсихосоциальной модели.

 

Где применяются?

В нейропсихологии номотетический подход (нейропси ближе всего к естественным наукам, так что лгично).

В психотерапии идеографический подход (как гуманитарный).

В патопсихолгии и психосаматике и то, и другое (они между).

 

Теперь перечислю все методы и кратко о каждом.

 

1)Наблюдение – как одет, как ходит, как реагирует на слова эксперементатора, на похвалу и замечания, не отвлекается ли. Все это протоколируется.

 

2)Клиническая беседа – вопросы, беседа по вопросам. Может быть 5-10 минут с заранее оговоренными вопросами, может быть длительной. Беседа и одновременно наблюдение (нужно стараться пронаблюдать каждую мелочь, но при этом делать это незаметно). Реакция больного на подсказки экспериментатора, на его мимику-все должно быть отражено в протоколе, поскольку эти данные сопоставляются, если речь идет о больном человеке, с теми данными, которые есть в истории болезни, и с данными, которые получены с помощью эксперимента.

 

3)Эксперимент (квазиэксперимент).

Зейгарник подчеркивала важность галилеевского метода: “Не от эксперимента к теории, а от теории к эксперименту - генеральный путь научного анализа”.

“Галилеевский же метод в психологии предполагает теоретическое объяснение фактов на основе целостной системы причинных соотношений. Именно нахождение причинных соотношений дает возможность предсказания единичных событий. Каждое единичное событие должно быть осмыслено в контексте целостной ситуации данного момента”.

Кроме того в патопсихологическом эксперименте (где роль психолога больше, чем в нейропсихологическом) экспериментатор должен иметь возможность вмешаться в “стратегию” эксперимента, учитывая реакцию больного, то есть структура эксперимента не должна быть жесткой (стандартизированные тесты не подходят), чтобы ее можно было изменять на ходу.

“Нередко приходится экспериментировать с больным, который бредовым образом интерпретирует ситуацию опыта, например считает, что экспериментатор действует на него "гипнозом", "лучами". Естественно, что такое отношение больного к эксперименту сказывается в способах выполнения задания; он часто выполняет просьбу экспериментатора умышленно неправильно, отсрочивает ответы и др. В подобных случаях построение эксперимента также должно быть изменено”.

 

4)Анализ единичного случая – яркий пример – Фрейд. Результаты касаются только одного человека, то есть выводы нельзя распространить на всю выборку. Но при анализе отдельного человека очень продуктивно.

 

5)Метод срезов – вспоминаем психогенетику?

Метод лонгитюда

 

6)Метод естественного эксперимента

 

7)Эталогия

-близнецовый метод

-наблюдение разделенных детей

-исследование особых случаев

-критич. жизненные события

-анализ закрытых групп

-патологич. материал

 

+особ взаимодействия с людьми, эмоц. Регуляция.

 

Блок вопросов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 3111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.142.17 (0.011 с.)