Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Здоровье и болезнь. Современные классификации болезней (Классификации психических и поведенческих расстройств: принципы построения и ограничения).

Поиск

Блок вопросов

Здоровье и болезнь. Современные классификации болезней (Классификации психических и поведенческих расстройств: принципы построения и ограничения).

Здоровье (Всемирная Организация Здравоохранения) – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Болезнь (медицинское определение) – устойчивое нарушение в работе какого-либо органа или системы органов, вызванное к жизни определенной причиной. Любая болезнь мешает функционированию организма в целом.

Болезнь – нормальная реакция на ненормальные условия. Представления о болезнях постоянно меняются.

Классификации.

Цель классификации — упорядочить многообразие отдельных явлений и подчинить их категориям более высокого уровня.

Сфера действия: например, все расстройства/ болезни (МКБ-10); только психические расстройства (DSM-IV);личность в целом; частные сферы (например, аспекты локуса контроля)

Логика классификации: типы; классы; измерения

Свойства классификации: отнесение к одной или нескольким категориям возможно — это значит, что индивид может принадлежать только одной или нескольким категориям

Единицы классификации: индивиды (например, диагнозы); признаки (свойства, синдромы); ситуации и т. д.

Основа классификации (какие аспекты привлекаются для классификации): выбор плоскости: биологическая/ соматическая, психическая, социальная, экологическая. Использование одной или нескольких плоскостей. Отдельные плоскости можно, в свою очередь, подразделять; например, психическая плоскость: эмоции, поведение.

МКБ-10 (Международная Классификация Болезней)

МКБ - система классификации всех болезней, в том числе и соматических заболеваний (последний раз пересматривалась в 1994г.).). МКБ-10 как общая система всех болезней содержит 21 главу (I-XXI), глава V охватывает психические расстройства.

Цель классификации:статистика в здравоохранении, исследование, коммуникация, категории терапии и т. д.

Сфера действия:все болезни (не только психические расстройства).

Логика классов:Типы (диагнозы).

Свойства классов:допускается коморбидность.

Классификационные единицы:индивиды.

Основа классификации:не унифицирована (этиология, течение, синдромология, степень тяжести и т. д.); не теоретическая, дескриптивная.

Источники данных:использование всех источников данных.

Способ подбора единиц:клинико-комбинаторно, базируется на соглашениях между странами—членами ВОЗ.

Дефиниция единиц (здесь: психические расстройства): глоссарий и каталоги критериев.

Правила отнесения (здесь: психических расстройств): отчасти имплицитные, отчасти эксплицитные правила.

Формальная точность (здесь: психических расстройств): многократно проверяется в исследованиях в разных странах.

  МКБ-10
F0 Органические психические расстр-ва; различные типы деменций (напр., болезнь Альцгеймера); сосудистые деменции; другие деменции (напр., при болезни Паркинсона, в результате ВИЧ и т.п.)
F1 Психические и поведенческие расстройства вследствие приема психотропных препаратов (алкоголя, наркотических препаратов, стимуляторов, табака и т.п.)
F2 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства
F3 Аффективные расстройства настроения (мании, маниакально-депрессивные р-ва (биполярные), депрессии, реккурентные депрессивные р-ва).
F4 Невротические, стрессовые и соматоформные расстройства (различные фобии, страхи, навязчивые мысли, патологические реакции на стресс, разные виды соматоформных вегетативных дисфункций).
F5 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами (нарушение пищевого поведения (анорексия, булемия), нарушения сна, некоторые варианты сексуальных нарушений, злоупотребление вещ-вами, не вызывающими зависимость:витамины, пищевые добавки).
F6 Расстройства личности и поведения у взрослых (психопатии): шизоидная, истероидная психопатия, параноидное РЛ,зависимое РЛ и т.д., расстройства привычек и влечений, склонность к азартным играм, сексуальные р-ва.
F7 Умственная отсталость (дебильность, идиотия, имбицильность)
F8 Нарушения психологического развития (специфические р-ва развития речи, р-ва развития школьных навыков, нарушения развития двигательных ф-ий, детский аутизм).
F9 Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детстве и юности

Отнесение заболевания к той или иной рубрике должно осуществляться на основании определенного перечня четко обозначенных критериев. Диагностические критерии должны относиться к какой-то стабильной стадии заболевания. Для установления определенного диагноза необходим определенный минимум симптомов. Одно и то же заболевание не может относится к разным рубрикам.

DSM-IV (1994г.)

Психическое р-во – клинически значимый поведенческий синдром или паттерн, который возникает у индивида и связан с имеющимся дистрессом (болезненным симптомом), или недееспособностью (нарушением в одной или нескольких сферах функционирования), или значительным риском смертельного исхода, болью, актуальной утратой свободы.

Критерии, которые определяют различные категории р-в, большей частью состоят из симптомов (-субъективные описания, даваемые пациентом, и жалобы, которые он предъявляет) и признаков (-объективные наблюдения диагноста, которые можно проводить либо прямо (напр., неспособность посмотреть чел-ку в глаза), либо косвенно (напр., рез-ты тестов)).

Ограничения классификации: проблемы пациентов часто не укладываются в перечни признаков и симптомов. Случаи, при которых обнаруживается, что у одного чел-ка два или больше отдельных р-ва – коморбидность. В пределах данной классификации она встречается часто.

Пять осей (многоосевой подход):

По первым трем осям оцениваются статус или состояние индивида:

1 ось: Отдельные клинические синдромы или другие состояния (шизофрения, ГТР, тяжелая депрессия, химическая зависимость) – своего рода аналоги заболеваний общемедицинского спектра.

2 ось: Личностные р-ва=нарушения развития (проблемное отношение к миру: различные РЛ, также умственная отсталость, р-ва, обычно возникающие в детском или подростковом возрасте)

3 ось: Общемедицинские состояния (все общемедицинские состояния, потенциально относящиеся к уточнению сути или ведению конкретного случая р-ва) = соматика

4 ось: Психологические проблемы и проблемы, связанные с окружающей средой (рассматриваются стрессоры, которые могли бы содействовать возникновению данного р-ва, особенно действующие более года. Учитываются привходящие жизненные проблемы: семейные, экономические, профессиональные и т.п.).

5 ось: Общая оценка функционирования (насколько хорошо индивид уживается с миром в настоящее время)

4 и 5 оси – представление о препятствиях и требованиях, с которыми сталкивается человек (важно для понимания контекста развития его проблемного поведения).

Отечественная классификация психических болезней (Тиганов)

1. Эндогенные психические заболевания

· Шизофрения

· Аффективные заболевания

ü Аффективные психозы

ü Циклотимия

ü Дистимия

· Шизоаффективные психозы

· Функциональные психозы позднего возраста

 

2. Эндогенно-органические заболевания

· Эпилепсия

· Дегенеративные (атрофические) процессы головного мозга

ü Деменции альцгеймеровского типа

§ Болезнь Альцгеймера

§ Сенильная деменция

ü Системно-органические заболевания

§ Болезнь Пика

§ Хорея Гентингтона

§ Болезнь Паркинсона

· Особые формы психозов позднего возраста

ü Острые психозы

ü Хронические галлюцинозы

· Сосудистые заболевания головного мозга

· Наследственные органические заболевания

 

3. Экзогенно-органические заболевания (входят заболевания, в развитии которых большую роль играют внешние факторы, но генез болезни в целом, ее клинические проявления и особенности течения определяются в основном формированием органического мозгового процесса)

· Психические нарушения при травмах головного мозга

· Психические нарушения при опухолях головного мозга

· Инфекционно-органические заболевания мозга

 

4. Экзогенные психические расстройства (объединяет психические расстройства, в генезе которых существенную роль играют внемозговые биологические факторы — общие заболевания организма, при которых мозг поражается наряду с другими органами, расстройства, обусловленные вредностями внешней среды)

· Алкоголизм

· Наркомании и токсикомании

· Симптоматические психозы

ü Психические нарушения при соматических неинфекционных заболеваниях

ü Психические нарушения при соматических инфекционных заболеваниях

ü Психические нарушения при интоксикациях лекарственными средствами, бытовыми и промышленными токсичными веществами

5. Психосоматические расстройства

 

6. Психогенные заболевания

· Реактивные психозы

· Посттравматический стрессовый синдром

 

7. Пограничные психические нарушения (включены не только типичные невротические расстройства, но и личностная патология — "Расстройства личности")

· Невротические расстройства

ü Тревожно-фобические состояния

ü Неврастения

ü Обсессивно-компульсивные нарушения

ü Истерические нарушения невротического уровня

· Расстройства личности

 

8. Патология психического развития (включены задержки психического развития разной степени выраженности и вовлеченности различных психических функций)

· Умственная отсталость

· Задержки психического развития

· Искажения психического развития

 

 

Проблема нормы и патологии

Норма (Ожегов) – руководящее начало, правило, образец или средняя величина.

Психическая норма как:

-стреднестатистическая величина («-»:стандарты все время меняются)

-состояние индивидуальной психики относительно самой себя (норма-это не что-то одинаковое, в ней всегда присутствуют индивидуальные различия)

-способность к адаптации (адаптация должна иметь моральные и нравственные границы).

-как соответствие требованиям культуры (культура не является однородным феноменом)

-отсутствие патологии (несомненных границ между нормой и патологией нет)

Э.Фром: «норма – некий оптимум психического развития».

Определение психической нормы по Фрому:

-продуктивность

-неотчужденность от общества

-связь через эмоции с внешним миром

-познание реальности своим интеллектом

-не признание иррациональных авторитетов, но признание рациональных по совести и по разуму.

Психическая норма – способность понять, что ты находишься в состоянии выбора и возможность сделать этот выбор (способность к рефлексии.

Норма может определяться через приписывание индивиду определенных личностных качеств.

Альберт Эллис: психически нормальному человеку свойственен нормальный эгоизм. Прежде всего он учитывает и защищает свои интересы.

Психически нормальный чел-к признает неопределенность и непредсказуемость мира, в котором он живет.+Оптимизм – один из критериев психической нормы.

Психически нормальный человек общителен и высказывает неподдельный интерес к людям (сомнительно, но это есть в лекциях).

Ответственность за собственную жизнь и здоровье психически здоровый человек возлагает на самого себя.

Патология

«Патос» от греч. – страдание, изменение души под влиянием какого-л. воздействия.

Патология – отклонение от нормы, нарушение адаптации (дезадаптация). В медицине патология=болезнь. В психологии патология может существовать вне болезни.

 

Симптом, синдром, фактор

Симптом – конкретное проявление нарушения или особого состояния какой-либо психической функции (ПФ-это функциональная система, кот.состоит из ряда звеньев; эти звенья взаимосвязаны и иерархически организованы). Т.е. он может относиться к чему-либо в области нормы.

Напр., симптом – зеркальное письмо (поражены теменно-затылочные доли или мозолистое тело). Дети, учась писать, часто допускают много ошибок, в том числе и зеркальный синдром, т.е. это симптом нормального развития. У взрослых такой симптом наблюдается при левшестве (напр., да Винчи). Это симптом особенностей в работе головного мозга.

Симптом приобретает свой истинный смысл только в синдроме.

Синдром - это закономерно иерархически организованный комплекс симптомов, обусловленный поломкой или особым состоянием одного или нескольких факторов.

Фактор – это синдромообразующий радикал, причина синдрома.

Фактор (по Лурии) – принцип работы определенного участка мозга.

Факторы, которые учитываются при выявлении психических расстройств:

-генетические факторы

-биохимические факторы

-психофизиологические факторы

-нейропсихологические факторы

-интерпсихические факторы (особенности взаимодействия с ближайшим окружением)

-интрапсихические (личностные и психологические особенности конкретного чел-ка)

-социокультурные

Синдромный анализ – изучение различных синдромов, наблюдающихся в норме и при поражениях мозга, психических расстройствах. Хомская Е.Д. ко 2-му семинары. + Хомская

 

Хомская: Синдромный анализ основан на трех основных положениях:

Первое положение: синдромный анализ предполагает тщательную качественную квалификацию характера нарушений психических функций (нейропсихологических симптомов), а не просто их констатацию. Под качественным анализом понимается определение формы нарушения психической функции (т. е. первичного дефекта или первичного нарушения).

Лурия: какой характер носит наблюдаемый дефект и в силу каких причин (или факторов) этот дефект появляется».

Второе положение: синдромный анализ заключается в сопоставлении первичных расстройств, непосредственно связанных с нарушенным фактором, и вторичных расстройств, которые возникают по законам системной организации функций. Как указывал А. Р. Лурия, «сложная функциональная система может нарушаться при самых разнообразных по своему расположению корковых поражениях, но каждый раз ее страдание носит специфический характер.

Первичным в каждом случае выступает нарушение "собственной функции" пораженного участка, которая обеспечивает нормальное протекание определенного звена функциональной системы. Вторичным (или системным) следствием данного нарушения является распад всей функциональной системы в целом» (1969, с. 76). Возможно нарушение не только данной функциональной системы, но и других систем, которые связаны с первой (по принципу общего звена)

Третье положение: синдромный анализ заключается в необходимости изучения состава не только нарушенных, но и сохранных функций. При любом ограниченном корковом очаге поражения одна группа психических функций нарушается, другие остаются сохранными.

Таким образом, качественная квалификация нарушений психических процессов, выделение как основного дефекта (т. е. первичных нарушений), так и вторичных системных нарушений, анализ состава не только нарушенных, но и сохранных психических функций и составляет сущность синдромного анализа, направленного на топическую диагностику локальных поражений головного мозга.А. Р. Лурия, характеризуя нейропсихологическое исследование, подчеркивал, что синдромный анализ — это творческий процесс решения сложной диагностической задачи в условиях недостатка времени и ограниченного количества методических средств. Этот процесс должен протекать как гибкое, динамичное исследование, в ходе которого идет экспериментальная проверка той или иной гипотезы, а не как стандартная, затверженная процедура. (вот и романтика в нейропсихологии, о которой говорил Лурия).

Синдромный анализ нарушений психических функций осуществляется с помощью специального набора заданий, созданного А. Р. Лурия

 

Регресс, развитие и распад

Проблемы регрессии, развития и распада – методологические проблемы клинической психологии.

Регрессия – возврат к менее зрелому состоянию, формам поведения или реагированию. Возникает при сильном стрессе или физической травме. Регрессия необязательно тождественна поведению, которое индивид демонстрировал ранее. Это более примитивный, но новый вид поведения.Т.о. регрессия – переход к более примитивному поведению, независимо от того, имело ли место в жизненной истории индивида.

Ретрогрессия – возврат к поведенческим характеристикам, соответствующим предшествующей жизненной истории индивида.

 

Соотношение развития и распада.

Рибо: распад=негатив развития

В противоположность ему Выготский: в норме протекание многих психических процессов носит свернутый, автоматизированный и интериоризированный характер. А при нарушениях многие психические функции ломаются, а при поломке становится очень рельефно видна роль данной функции.

!Единство развития и распада. При любой форме патологии развитие не останавливается.

 

Основные направления клинической психологии.

Нейропсихология.

Возникновение: середина ХХ века.

В 5 в. до н.э. впервые упоминается, что орган психики – это мозг.

Во 2 веке до н.э. в работах Галена упоминается, что психические функции определенным образом локализованы (напр., самые грубые р-ва памяти наблюдаются именно в тех структурах, которые формируют третий желудочек).

17 век: за психические процессы в основном отвечает белое вещ-во мозга

18 век: френология – наука о разуме. Определенные зоны мозга связывали с определенными функциями. Изучалась психика нормальных людей

20 век: огромное значение придается коре.

Лурия (синдромный анализ): у чел-ка с повреждением участка мозга изучались все процессы, чтобы знать, как при дефекте в одном, работаю другие.

Т.о. ученые постоянно развивали свои подходы, критикуя остальных, но тем не менее был накоплен огромный материал.

 

Мозговых центров нет, но мозг – высокодифференцированный орган и различные его части вносят вклад в ту или иную деятельность. Мозг – высокопластичный орган, он способен к перестройкам и изменениям

Лурия очень детально описывает синдромы, наблюдающиеся при локальных поражениях мозга. Он заменяет термин «высшие корковые функции» на «высшие психические функции», признавая этим факт, что любая психическая функция осуществляется с помощью коры и подкорковых образований.

 

Одна из центральных тем – межполушарное взаимодействие. Первые случаи синдрома игнорирования правого полушария разработаны западными исследователями.

Синдром расщепленного мозга: когда левая и правая часть мозга действуют несогласованно.

У нас вместо долго лекарств применяли нейрохирургию. Например, при эпилепсии делалась операция по рассечению мазолистого тела (после этих операций возникали изменения поведения).

 

Лурия много занимался детьми, но первая школа нейропсихологии у детей возникла лишь после его смерти (80е годы).

Очень большие пробелы в нейропсихологии существуют из-за того, что раньше норму не изучали, изучали лишь патологии.

Нормы как эталона нейропсихологических исследований нет.

Патопсихология.

Термин «патопсихология» введен Бехтеревым.

Патопсихология изучает закономерности распада психической деятельности в целом, отдельных психических процессов и свойств личности в сопоставлении с закономерностями нормального психического развития (развитие присуще всему живому в течение всего онтогенеза).

Фокус внимания патопсихологов – психические и поведенческие р-ва (психозы, шизофрения, эпилепсия, зависимости и.п.)

Психосоматика.

Психосоматика – область клинической психологии, которая изучает роль психических факторов в возникновении, течении, лечении болезней. Изучает влияния соматических заболеваний на психическую деятельность. Также изучает становление телесности в раннем онтогенезе в норме и патологии (совокупность ощущений от собственного тела).

Возникновение телесных расстройств под влиянием психических р-в. Патогенным фактором возникновения психических р-в является аффективный конфликт, несовпадение Я и Сверх-Я. Конфликт может быть связан с определенным органом или системой органов.

Многофакторная модель («чтобы заболеть,нужно»). Критерии:

-наличие определенных личностных черт

-наличие аффективного конфликта

-врожденная или приобретенная функциональная уязвимость органа

-придача аффективному органу личностного значения

-средовые условия

Психосоматика – соматоформные+психосоматозы. Соматоформные – есть симптом (болит голова), но нет органического базиса. Психосамотозы – психика влияет на органические заболевания (человек часто злится, сжимает кулаки – артрит, язвы тоже сюда).

 

Зарубежная.

У Вундта обучался американец Лайтнер Уитмер (1867-1956), который ввел понятие клинической психологии. В 1907 г. Уитмер учредил журнал «The Psychological Clinic». Понятие клиническое он взял из медицины, не подразумевая под этим ни медицинскую психологию, ни клинику в смысле места, где занимаются психологической деятельностью, а имея в виду только работу с отдельными конкретными случаями. В 1917 г. несколько специалистов по клинической психологии основали Американскую ассоциацию клинических психологов, которая в 1919 г. вошла в Американскую психологическую ассоциацию как клиническая секция; в результате понятие клинической психологии стало определять профессиональный статус, притом что определения самой клинической психологии еще не было. Из лаборатории Вундта вышел и немецкий психиатр Эмиль Крепелин

который уже в 90-е гг. XIX в. пытался применить экспериментальные подходы, используемые в психологии, к решению проблем психиатрии и этим дал мощный импульс для развития клинической психологии. Большую роль также сыграл Зигмунд Фрейд, открыв сферу психотерапии для не-медиков и значительно продвинув вперед психологическую теорию возникновения психических расстройств. Можно считать, что Крепелин и Фрейд (и тот и другой — медики, а не психологи) дали сильнейший толчок развитию немецкой (и международной) клинической психологии.

У истоков стояли прогрессивные психиатры. В дальнейшем эта отрасль развивалась и развивается под влиянием идей различных направлений буржуазной психологии – бихевиоризма, психоанализа, гуманистической и экзистенциальной психологии. Безусловно, для практики психотерапии значимы идеи Роджерса, Олпорта, Маслоу, но теоретические положения этих направлений методологически несостоятельны. В практике зарубежной патопсихологии основной акцент ставится не на эксперимент, а на измерение и корреляцию отдельных особенностей, черт личности

Отечественная.

Отечественная патопсихология имеет иную историю развития, чем современная клиническая психология на Западе. Однако родились они одновременно, в начале XX в., и были вызваны к жизни запросами психиатрической практики и достижениями психологической науки.

С самых истоков развитие отечественной патопсихологии отличалось прочными естественнонаучными традициями. На формирование ее принципов оказала влияние работа Сеченова «Рефлексы головного мозга» (большое значение придавал сближению психологии и психиатрии). Его идеи развивал Бехтерев (-основоположник патопсихологического направления в России). Считал единственно научным методом исследования психической деятельности – объективный метод. Он отказался от интроспекционизма и психологических терминов, используя только физиологические. Представителями школы В. М. Бехтерева было разработано много методик экспериментально-психологического исследования душевнобольных. Некоторые из них (методика сравнения понятий, определения понятий) вошли в число наиболее употребляемых в советской психологии. В работах бехтеревской школы отражен богатый конкретный материал о расстройствах восприятия и памяти, мыслительной деятельности, воображения, внимания и умственной работоспособности. Результаты экспериментов сопоставлялись с особенностями поведения больного вне экспериментальной ситуации. Основными принципами патопсихологического исследования в школе В. М. Бехтерева были:

-использование комплекса методик (наблюдение за испытуемым по ходу эксперимента, учет особенностей его поведения вне экспериментальной ситуации, сочетание различных экспериментальных методик для исследования одних и тех же патологических явлений — способствовало получению богатого объективного материала)

-качественный анализ расстройства психики

-личностный подход,

-соотнесение результатов исследования с данными здоровых лиц соответствующего возраста, пола, образования.

Вторым крупным центром отечественной психиатрии, в котором развивалась экспериментальная психология, была психиатрическая клиника С. С. Корсакова, организованная в 1887 г. при медицинском факультете Московского университета. Как все представители прогрессивных направлений в психиатрии, С. С. Корсаков придерживался мнения, что только знание основ психологической науки дает возможность правильного понимания распада психической деятельности душевнобольного человека. Работы, вышедшие из его клиники, внесли ценный вклад в психологическую науку — в понимание механизмов памяти и ее расстройств, механизмов и расстройств мышления. Так, всемирно известный "корсаковский синдром" дал новые представления о временной структуре человеческой памяти, заложил основы для деления видов памяти на долговременную и кратковременную.

Позже на становление патопсихологии как особой области знаний большое влияние оказали идеи выдающегося советского психолога Л. С. Выготского: 1) мозг человека имеет иные принципы организации, нежели мозг животного; 2) развитие высших психических функций не предопределено морфологической структурой мозга, они возникают не в результате одного лишь созревания мозговых структур, а формируются прижизненно путем присвоения опыта человечества в процессе общения, обучения, воспитания; 3) поражение одних и тех же зон коры имеет неодинаковое значение на разных этапах психического развития. Экспериментальные исследования под руководством Л. С. Выготского положили начало многостороннему изучению распада мышления.

+ психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева и ЛГУ, где на протяжении нескольких десятилетий исследованиями по патопсихологии руководил В. Н. Мясищев. В соответствии с традициями школы В. М. Бехтерева на новой методологической основе, в русле теории отношений В. Н. Мясищева осуществлялись исследования по разным направлениям медицинской психологии. Ряд работ был посвящен нарушению строения трудовой деятельности больных, изучению влияния отношения больных к труду на их работоспособность.

За последние годы выросло значение патопсихологии в психокоррекционной работе, которая проводится в разных видах психологической службы: психокоррекция и профилактика в соматической клинике и клинике неврозов, поликлинических отделениях кризисных состояний, "телефоны доверия", "Служба семьи" и др. Патопсихологи принимают участие в групповой психокоррекции (Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, Клиника неврозов, ряд психиатрических больниц и др.).

В настоящее время развивается прикладная область психологии, имеющая свой предмет и свои методы, — экспериментальная патопсихология.

 

2 ветвь.

Античность

В древние времена психические заболевания как правило объясняли воздействием демонов, богов или магии. При этом «одержимость», при которой речь или поведение имело религиозную или мистическую окраску, считалась воздействием доброго духа или бога. Однако, в большинстве случаев одержимость считалась деятельностью злобного бога или злого духа, особенно когда человек приходил в возбуждение или становился сверхактивным и предавался поведению, входившему в противоречие с религиозными учениями.

Большую роль в развитии медицины вообще, а так же клинической медицины сыграл Гиппократ (5-4 в. д.н.э.). Он разделил все психические р-ва на три категории: манию, меланхолию и френитис (бред). Однако, он имел слабое представление о физиологии (например, считал, что истерия (видимость физического недуга при отсутствии органич. патологии) свойственна лишь женщинам и вызывается маткой, блуждающей по различным частя организма, а лучшее средство от этой «болезни» – брак.

Платон (5-4 в. д.н.э.) – поднимал вопрос о том, что люди с псих. р-вами не могут отвечать за свои действия и не должны нести наказание в том же порядке, что и нормальные люди. В качестве лечения он использовал беседы, аналогичные психотерапии, для исцеления душ. Однако несмотря на прогрессивные идеи, он считал, что психические расстройства имеют отчасти божественное происхождение.

Гален (3-2 в. д.н.э.) – придерживался постулатов Гиппократа. Выделил причины психических расстройств, среди них: травмы головы, избыточное употребление алкоголя, шок, страх, подростковый возраст, разочарование в любви.

Средневековье

В Европе (500-1500) – основное лечение – экзорцизм + молитвы, питье и умывание святой водой итд, основная причина – сверхъестественные силы. Лечение душевнобольных было передано в руки духовенства.

На Среднем Востоке – Первая психиатрическая больница – в Багдаде в 792 г., затем другие. В них больные получали гуманное лечение. Авиценна (10-11 в.) – в своих работах часто писал об истерии, эпилепсии, мании, меланхолии + (Принц-корова)

Эпоха возрождения

Парацельс (15-16 в.) – первый критик суеверных убеждений о существовании одержимости. Считал, что лечить надо «телесным магнетизмом», который позднее назвали гипнозом. Убежден был, что луна сверхъестественно влияет на мозг.

Начиная с 16 века росло число специальных заведений, названных приютами, предназначенных исключительно для ухода за психическими больными (в Москве первый в 1764 г.). Однако с больными обращались очень сурово (кандалы, иногда за плату выставляли на обозрение, холод, плохое качество пищи, кельи обустроенные лишь соломой).

В 1792г. Филиппа Пинеля (18-19 в.) направили руководить больницей Бисетр в Париже. Он провел эксперимент – снял цепи и лечил больных как больных, с милосердием и уважением. Эффект был потрясающий! Шум и грязь сменились порядком и миром.

А. Бейль (1825) изучал прогрессивный паралич (ПП), описал его симптомы, представил убедительные доказательства, что это отдельное заболевание. В 1897 были проведены эксперименты по прививанию паралитикам сифилиса. Ни у одного пациента не развилось симптома сифилиса из чего был сделан вывод о связи ПП с сифилисом. В 1917 г. были сделаны попытки вылечить сифилис и ПП с помощью малярийной лихорадки (т.к. сильная лихорадка убивала спирохеты). 9 больных ПП было инфицировано кровью болевшего малярией солдата: у 3х заметное улучшение, 3е – совсем выздоровели. Начали искать физиологические базы для заболеваний.

Школа Нанси ( середина 19 века) объединила в себе врачей, считающих, что симптомы истерии (паралич рук, глухота) можно как вызвать гипнозом, так им же и устранить; истерия – разновидность самогипноза. В противовес им Жан Шарко (1825-1893) считал, что к истерии приводят дегенеративные изменения ГМ. Позднее было доказано, что психологические причины (шк. Нанси) были признаны как основные причины истерии.

Затем Фрейд (анализ сновидений, метод свободных ассоциаций) и бихевиоризм (Вольпе + Уотсон – бихевиоральная терапия «систематическая десенсибилизация»).

В 60-70х появляется антипсихиатрическое движение (Рональд Лэйнг и Мишель Фуко) - в поведении каждого конкретного пациента они в первую очередь видел правомерное отражение переживаемого опыта или реальности, а не симптомы заболевания.

 

 

Методы

Проблема метода в науке не проста и не односложна (Б. В. Зейгарник))))

 

Методы - способы сбора, обработки и анализа данных.

  Активный Пассивный  
Опосредств. Эксперимент Психодиагностика Номотетич-й подход
Непосредств. Беседа Наблюдение Идиографич-й подход

 

Из таблички видно, что есть 4 основных метода (об этом позже) и 2 подхода – номотетический и идиографический.

Что это?

Номотетический подход – естественнонаучный (стандартизованные методы?) Психолог играет наименьшую роль. Сюда входят тесты, опросники, измерения с помощью приборов. Сюда же эксперимент. Никакого субъективизма, все оценивается либо с помощью тестов, либо приборами. Номотетический подход помогает понять закономерности развития болезни. А еще он используется в медикобиологической модели (о моделях выше).

Идиографический подход – гуманитарный. Сюда входят беседа, наблюдение, ролевая игра. То есть психолог максимально включен в процесс и оценивает результаты сам, выводы более субъективны. Продукт идеографического подхода – описание индивидуального случая (нельзя переносить на всех). Идиографический подход помогает понять механизмы и факторы развития болезни. Используется в биопсихосоциальной модели.

 

Где применяются?

В нейропсихологии номотетический подход (нейропси ближе всего к естественным наукам, так что лгично).

В психотерапии идеографический подход (как гуманитарный).

В патопсихолгии и психосаматике и то, и другое (они между).

 

Теперь перечислю все методы и кратко о каждом.

 

1)Наблюдение – как одет, как ходит, как реагирует на слова эксперементатора, на похвалу и замечания, не отвлекается ли. Все это протоколируется.

 

2)Клиническая беседа – вопросы, беседа по вопросам. Может быть 5-10 минут с заранее оговоренными вопросами, может быть длительной. Беседа и одновременно наблюдение (нужно стараться пронаблюдать каждую мелочь, но при этом делать это незаметно). Реакция больного на подсказки экспериментатора, на его мимику-все должно быть отражено в протоколе, поскольку эти данные сопоставляются, если речь идет о больном человеке, с теми данными, которые есть в истории болезни, и с данными, которые получены с помощью эксперимента.

 

3)Эксперимент (квазиэксперимент).

Зейгарник подчеркивала важность галилеевского метода: “Не от эксперимента к теории, а от теории к эксперименту - генеральный путь научного анализа”.

“Галилеевский же метод в психологии предполагает теоретическое объяснение фактов на основе целостной системы причинных соотношений. Именно нахождение причинных соотношений дает возможность предсказания единичных событий. Каждое единичное событие должно быть осмыслено в контексте целостной ситуации данного момента”.

Кроме того в патопсихологическом экспери



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.110.145 (0.015 с.)