Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Биологические, психодинамические и когнитивно-бихевиоральные модели расстройств личности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МКБ-10: F6 Личность – сформированная иерархия мотивов (Зейгарник) РЛ отличаются постоянством во времени, в этом случае не происходит научения на основе прошлых ошибок. Важная особенность РЛ – устойчивый паттерн внутренних переживаний и поведения (отклоняющийся). Распространенность: Блэк (2002) – 10-20%, Якубик (2001) – 2,1–18% Критерии по DSM-IV 1.Данный паттерн должен проявляться как минимум в двух сферах из: когниция, аффективность, межличностное взаимодействие, контроль импульсов. 2.Паттерн должен быть ригидным и первазивным для широкого диапозона личных и социальных ситуаций. 3.Этот паттерн ведет к клинически значимому дистрессу. 4.Паттерн стабилен, сохраняется в течение длительного времени + его возникновение м.б. прослежено до подросткового или раннего возраста. 5.Паттерну нельзя дать лучшего объяснения с т.зр. другого психического р-ва. Классификация РЛ: - Кернберг: Уровни функционирования РЛ Невротический – здоровые люди, Пограничный – РЛ по DSM IV, Психотический – большие р-ва
Критерии отнесения: 1. ЗМ – зрелые ЗМ (интеллектуализация, сублимация) à неврот-й уровень, незрелые ЗМ (расщепление) à психот-й уровень, флуктуации à пограничный уровень; 2. Уровень сформированности идентичности – сформированная И. à неврот-й уровень, диффузная И. à психот-й уровень. 3. Тестирование реальности – галлюцинации, бред à психот-й уровень - Прототипические РЛ - РЛ как прототипы больших р-в - (шизоиды – шизофрения, эпилептоиды – эпилепсия) и Непрототипические РЛ - нет соответствующего большого р-ва (нарциссическое РЛ, астеническое) Клёнингер (2000) Структура личности включает в себя три генетически независимых измерения:
Категории РЛ. В DSM-IV РЛ разбиты на три кластера: Кластер A: Люди с подобными р-вами часто кажутся странными, ведут себя необычно, их поведение варьирует от недоверчивости и подозрительности до социальной отчужденности. - параноидное F60.0: Классическая триада: - подозрительность (особая восприимчивость к явлениям, хотя бы косвенно подтверждающим недоверие к окружающим), - повышенное самомнение (надменность, высокомерие, несогласный – либо глупец, либо враг), - постоянное ожидание преследования. Склонны к ручному труду, часто неумны, отсутствует чувство юмора. (Смулевич) У них не бывает психоза, т.е. большую часть времени они находятся в прочном контакте с реальностью. Фрейд говорил о том, что причиной такого РЛ может быть неосознанная гомосексуальность, подавление гомосексуальных тенденций. - шизоидное F60.1: не умеют завязывать социал.отношения, не интересуются ими. Часто обладают недостаточными соц.навыками, малообщительны, ярко выраженные интровертированные черты. Склонность к бесплодному рассуждательству. Не слишком эмоциональны, редко испытывают позитивные/негативные эмоции=>внешняя холодность и равнодушие. - шизотипическое: интроверсия, дефекты межличностных и социальных навыков в целом, когнитивные и перцептивные искажения, эксцентричность в общении и поведении. Свойственна причудливость мышления, перцепции и речи (в отличие от шизоидного). Сохранность контакта с реальностью, но при этом глубоко персонализированное и суеверное мышление. Часто считают, что обладают магической силой. Более информативными для постановки диагноза являются когнитивные симптомы (чем симптомы социальной отчужденности): когнитивные перцептивные нарушения, магическое мышление, странная речь, подозрительные убеждения. Способность к коммуникации никогда не реализуется в полной мере. Распространенность р-ва в общей популяции РФ – 3% (2000). Подтверждена генетическая и биологическая связь с шизофренией. Кластер В: Их объединяет тенденция к демонстративному, эмоциональному и эксцентричному поведению, которое нередко сопровождается асоциальными действиями. - истероидное: осн.отличие – поведение, связанное с чрезмерным поиском внимания, и эмоциональность. Театральные, экстравертированные манеры. Если не оказываются в центре внимания, чувствуют себя недооцененными. Но стабильных отношений с людьми нет. Нередко бывают высоко внушаемыми и видят отношения более близкими, чем они есть на самом деле. Распространенность р-ва в общей популяции 2-3% и, вероятно, чаще встречается у женщин (хотя точно неизвестно). -нарциссическое F60.4: преувеличенное ощущение собственной значимости, равнодушны к чужим чувствам, хотят, чтобы ими восхищались. Верят в свою исключительность. Ведут себя стереотипным образом (напр., постоянно ссылаются на себя и хвастаються), чтобы снискать одобрение и признание. Не хотят принимать чужую точку зрения и видеть вещи иначе (т.е. не обладают эмпатией). Чаще встречается у мужчин (но не все исследования подтверждают это). Это р-во считается редким, по сравнению с другими, около 1% лиц в популяции. К врачу обращаются редко, т.к. считают себя совершенствами, которые не нуждаются в изменениях. - асоциальное F60.2: лживое, агрессивное, асоциальное поведение. Им не свойственно раскаиваться и быть преданным кому-либо. Импульсивны, раздражительны, агрессивны, в целом ведут себя безответственно. В соответствии с DSM этот паттерн должен наблюдаться с 15 лет. До этого у чел-ка должны быть в анамнезе симптомы нарушенного поведения. Гораздо чаще встречается у мужчин (около 3%), чем у женщин (около 1%). Асоц.личностями признаются только люди, достигшие 18-летнего возраста. - пограничное: импульсивность и непостоянство в межличностных отношениях, представлении о себе и настроении (термин «пограничное» используется в отношении людей со стойкими личностными чертами нестабильности и ранимости). Отмечаются серьезные нарушения базисной идентичности (т.е. ощущение своего «я» крайне неустойчиво). Из-за нестабильного представления о себе и нестабильные отношения. Испытывают сильный страх быть покинутыми (в случае, если кто-то бросает – испытывают ярость и чувство опустошенности). Настроение также неустойчиво. Характерны эксцентричные и импульсивные паттерны поведения (напр., безудержное мотовство в азартных играх, злоупотребление психоактивными вещ-вами). Также характерны суицидные попытки. Членовредительство. Распространенность: около 2% населения. Примерно 75% - женщины. Нередко сочетается с р-вами настроения, а также многими другими РЛ (истероидным, зависимым, асоциальным, шизотипичным). Кластер С:. Зачастую сопровождаются тревогой и боязливостью (что можно отнести к тревожным р-вам). - избегающее F60.6: крайняя социальная заторможенность, интроверсия, которая ведет к пожизненной ограниченности соц.отношений и нежеланию в них вступать. Гиперсензитивность к критике. Испытывают чувство боязни, не ищут чужого общ-ва, но в то же время им хочется любви, часто страдают от одиночества и тоски. В отличие от шизоидов, одиночество их не радует. Неспособность спокойно общаться с людьми вызывает тревогу, которая сопровождается низким самоуважением и чрезмерной застенчивостью. Некоторые исследования показали, что избегающее р-во м.б. биологически обусловленным и часто возникает в младенчестве или детстве, подкрепляется факторами окр.среды и далее превращается в устойчивый поведенческий паттерн. Отличие от генерализованной соц.фобии: избегающее РЛ-более тяжелая форма ген.соц.фобии. - зависимое F60.7: крайняя зависимость от других людей. Потребность в заботе, что приводит к навязчивому и подчиненному поведению. Начинают волноваться при возможности разлуки, необходимости провести какое-то время в одиночестве. Такие индивиды обычно окружают себя людьми. Подчиняют свои потребности и взгляды чужим интересам, чтобы удерживать людей рядом (что нередко ведет к неразборчивости в выборе товарищей). Не могут показывать свой гнев (напр., в случае некорректного обращения) из-за страха лишения поддержки. Трудно принимать даже обыденные решения, не заручившись поддержкой и советами. Из-за неуверенности в себе могут пассивно разрешать посторонним принимать за них жизненно важные решения (напр.,где работать, с кем дружить). В кач-ве сопутствующего диагноза нередко встречаются тревожные р-ва (особенно соц.фобия). В отличие от избегающего РЛ тут индивид стремится к построению отношений, невзирая на страх отвержения. - обсессивно-компульсивное (ананкастное) F60.5: осн.особенность – перфекционизм и чрезмерная забота о поддержании порядка. Озабочены осуществлением контроля посредством тщательного соблюдения правил и расписаний. Боятся ошибиться и поэтому осмотрительны в делах и многократно себя проверяют, чтобы подстраховаться. Поглощены тривиальными мелочами, из-за чего тратят время впустую. Такие люди все отдают работе, жертвуя досугом. Им трудно расслабляться. Главное отличие – чрезмерное чувство ответственности, включающее в себя стремление быть осмотрительным, дисциплинированным, компетентным, целеустремленным, организованным + ригидные моральные установки. Сложно расстаются со старыми предметами обихода, иногда развивается скупость и жадность. Отличаются инертностью и упрямством. Ранее предполагалось, что ОКРЛ представляет собой диатез в плане развития полномасштабного ОКР. В наст.время эта т.зр. считается ошибочной. Им трудно поддерживать межличностные отношения из-за чрезмерной преданности работе и неумения выражать свои чувства. +два дополнительных РЛ (условные категории): - депрессивное: паттерн депрессивных когниций и поведения, которые возникают при вступлении в зрелый возраст. Чувствуют себя несчастными и пребывают в унынии, склонны испытывать чувство неполноценности, никчемности и вины. Достаточно самокритичны и также могут осуждать других. Им свойственны пессимизм и беспокойство. Проблема: различение депрессивного РЛ и дистимического р-ва. - пассивно-агрессивное: одно из самых спорных РЛ (из-за недостаточного эмпирического подкрепления его надежности и валидности). Отчасти это связано с тем, что речь идет больше о ситуационной реакции, нежели о РЛ. Подобная ситуация возникает, в частности, в случаях, когда индивид возмущен налагаемыми на него ограничениями, либо необходимостью следовать правилам и установкам. Индивиды демонстрируют первазивный паттерн пассивного сопротивления социальной и производственной ситуации. Обычно жалуются, что их не понимают и недооценивают. Также сетуют на свою невезучесть и завидуют другим людям (более удачливым). В проблемной ситуации не вступает в прямую конфронтацию. Пассивное сопротивление оказывается путем медлительности, забывчивости или мрачного настроения. Эти действия могут вызывать фрустрацию у индивида, т.к. они не ведут к конструктивному решению проблем.
Аарон Бек: придложил схему, которая позволяет вычленить отдельные сходства и различия между РЛ. По его мнению, людей с РЛ можно охарактеризовать по нескольким разным направлениям, включая используемые межличностные стратегии.
Причинные факторы. Уидигер в своих работах пришел к выводу о том, что 85% больных, которые удовлетворяют критериям одного РЛ, удовлетворяют критериям как минимум еще одного, а то и нескольких расстройств. Биологические факторы. Были выделены конституциональные реактивные наклонности у младенцев (высокая/низкая активность, поведенческая заторможенность и т.п.)., которые могут располагать их к развитию РЛ. С учетом того, что большинство черт личности умеренно наследуется, предполагают, что на РЛ влияют генетические факторы. Также можно говорить о психобиологическом субстрате некоторых расстройств. Например, для людей с пограничным РЛ характерно понижение функционирования серотонина (что может быть причиной их импульсивно-агрессивного поведения). Также у них могут наблюдаться нарушения в регуляции норадреналических медиаторов (это может быть связано с гиперсензитивностью к изменениям в окр.среде).!НО!Ни одно РЛ нельзя объяснить исключительно биологическими причинами. Психологические факторы. Из многих исследований следует, что развитие некоторых РЛ может быть связано с жестоким обращением и заброшенностью в детстве. · Бихевиоральная модель. Считается, что среди всех факторов наибольшую роль играет раннее научение (но науными данными еще не подкреплено). · Психодинамическая модель. В отношении нарциссического РЛ: Кохут считает, что все дети проходят через фазу претенциозности (когда считают, что весь мир вращается вокруг них). По его мнению, для нормального развития реб-ка после завершения фазы родители должны в какой-то степени поддерживать претенциозность реб-ка (чтобы он был уверен в себе, в своих силах). Также предположил, что это РЛ развивается при уничижительном, пренебрежительном или бесчувственном отношении родителей к реб-ку.!но, к сожалению, эта теория (несмотря на ее распространенность) не подкреплена эмпирическими данными. В противоположность ему – Миллон, который считал, что нарциссическое РЛ возникает из родительской переоценки. Психоанализ – РЛ – при фиксации на определенной стадии: оральная стадия à зависимое РЛ; анальная стадия à ОКРЛ, фаллическая стадия à нарциссическое Социокультурные факторы. Известно мало. Возможно есть связь с приоритетами в культуре. Или, например, мимолетные удовольствия, быстрое решение и безболезненная выгода к развитию эгоистичного образа жизни (но это все догадки и предположения, доказательств нет).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.226.151 (0.013 с.) |