Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Предмет, история и смежные специальности клинической психологии↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «Введение в клиническую психологию»
Пояснительная записка
«Клиническая психология – часть психологической науки, которая использует концептуальный аппарат психологии. Она изучает психологические нарушения при психических и соматических расстройствах, а также отклонениях развития (включая проявления, динамику, психологические и нейропсихологические факторы и механизмы этих нарушений), разрабатывает принципы и методы психологической диагностики, профилактики и помощи при различных нарушениях психики. При решении исследовательских и практических задач клиническая психология опирается на психологические знания о нормальном развитии и функционировании психики» (Холмогорова А.Б., 2010, - с.17). В международном издании руководства по «Клинической психологии» под редакцией М. Перре и У. Бауманна (2002, стр.30) клиническая психология определяется как «частная психологическая дисциплина, предмет которой – психические расстройства (нарушения) и психические аспекты соматических расстройств/болезней». Психиатрия, в отличие от клинической психологии, относится не к психологическим, а к медицинским наукам. Однако эти две дисциплины теснейшим образом связаны между собою и их объединяет, в первую очередь, - предмет изучения: психические расстройства. Этот факт сам по себе требует, чтобы образование клинического психолога включало в себя изучение психиатрии, а подготовка психиатра – предусматривала бы изучение клинической психологии. Происходящие в мире и в России изменения в сфере образования вытекают из глобальной задачи адаптации современного человека к требованиям социума, что, в свою очередь, активирует востребованность психологических услуг. Прогрессивно возрастает также запрос общества на собственно психологическую помощь и на психологическое сопровождение (особенно детей - до определённого возраста). При этом высокая степень социальной напряжённости, массовая недостаточность индивидуально-личностных адаптивных ресурсов, прогрессирующий рост частоты отклоняющегося поведения, всё более частые и всё более тяжёлые последствия так называемого «человеческого фактора» требуют создания психологических служб для решения насущных практических задач в самых различных сферах народного хозяйства, включая здравоохранение, образование, специальную защиту. Клиническая психология – специальность широкого профиля. Она носит межотраслевой характер и предназначена, прежде всего, для учреждений здравоохранения, образования и социальной помощи. Однако клинические психологи требуются также в службах чрезвычайных ситуаций, учреждениях исполнения наказаний, в спортивных учреждениях и организациях, в армии и т.д. Дисциплина «Ведение в клиническую психологию» относятся к циклу С.3 – специальных дисциплин ФГОС по специальности 030401.65 «Клиническая психология». Изучается в 4-м семестре. Состоит из 8 разделов: -Предмет, история и смежные специальности КП -Теоретические основы КП -Методы КП -Общая патопсихология -Частная патопсихология -Специальные разделы КП -Прикладные направления КП -Организационные аспекты деятельности клинического психолога Изучение дисциплины завершается сдачей зачёта в 4-м семестре. Изучение данной дисциплины необходимо для формирования у студентов понимания нормы и патологии в психике, для понимания психологии больного человека. Курс направлен на изучение роли психолога и науки психологии в формировании здорового образа жизни, в сохранении здоровья и в профилактике тех расстройств и заболеваний, которые связаны с воздействием психологических факторов. Знания по курсу «Введение в клиническую психологию» важны в целом для формирования в обществе здоровой психологической культуры, для правильного воспитания детей и формирования здоровых межличностных отношений в микро- и макросоциуме, для владения медицинской психологией, как областью профессиональной деятельности, направленной на повышение психических ресурсов человека и его адаптационных возможностей, гармонизацию психического развития. Общий объём дисциплины 72 часа, из них лекций – 10 ч., семинарских занятий – 30 ч., самостоятельной работы – 32 ч. Завершается обучение зачётом. Для овладения дисциплиной «Введение в клиническую психологию» важна связь с гуманитарными и естественно-математическими науками, а из блока общепсихологических дисциплин для изучения «Введения в клиническую психологию» наибольшее значение имеют знания по общей психологии, психодиагностике, психическим состояниям, экспериментальной и дифференциальной психологии. В свою очередь дисциплина «Введение в клиническую психологию» приоткрывает дверь во всю специальность клиническая психология и позволяет изучить структуру основных её методические аспекты и методологические проблемы, осознать цели и задачи клинической психологии в целом и отдельных её структурно-функциональных компонентов, подготовить знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего «погружения» в профессию. В результате изучения дисциплины в целом студент должен: -Знать квалификационные требования к клиническому психологу, цели и задачи клинической психологии в сфере образования, социальной помощи в здравоохранении, принципы организации психологической помощи в различных областях медицины; содержание и задачи основных разделов клинико-психологической науки: патопсихологии, нейропсихологии, психосоматики, психологии аномального развития, психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии. -Уметь применять на практике знания по специальным дисциплинам медицинской психологии, проводить санитарно-просветительскую работу по формированию здорового образа жизни; обеспечивать собственный личностный и профессиональный рост. -Владеть начальными навыками медицинского психолога в различных видах профессиональной деятельности: психодиагностической, экспертной, психокоррекционной, реабилитационной, неотложной психологической помощи, консультативной, психопрофилактической. Основной учебник по дисциплине « Введение в клиническую психологию». «Клиническая психология»: учебник/под ред.Б.Д. Карвасарского. – СПб.:Питер,2010.-960с. 2.2 Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов в рамках лекционного курса Особенностью лекций по тематике разделов дисциплины «Введение в клиническую психологию» является общая их учебная цель, а именно: сформулировать чёткие определения и понятия о специальности «Клиническая психология», дать понимание основ её становления, её современного состояния и обозначить ориентиры для последующего использования данного лекционного материала в овладении последующими учебными целями. В свете сказанного, самостоятельная работа должна состоять, прежде всего, в усвоении приведенных в лекциях терминов, понятий, смыслов, значений, сведений; в осмыслении обозначенных тем и вопросов. Важно при этом пользоваться учебником, специальным «Словарём практического психолога» и углубляться в осмысление каждого вопроса. Изучение конспектов любой лекции должно дополняться поиском требуемой информации из дополнительных источников и с помощью этих дополнительный сведений следует углублять и расширять каждый вопрос. Очень важным моментом в самостоятельной работе – это заключительная систематизация учебного материала, его структурирование, дополнение схемами, наглядными пособиями с обязательным соотнесением к смежным дисциплинам и, особенно, структурирование лекционного материала по темам предстоящих практических и (или) семинарских занятий.
2.3 Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям
Методические указания Семинарское занятие №1 2. Тема: Предмет, история и смежные специальности клинической психологии. 3. Цель: знать основные понятия КП, её задачи в различных отраслях деятельности, определение предмета КП историю зарождения и становления КП 4. Вопросы для самоподготовки: 1.История клинической психологии. Зарождение и становление клинической психологии. 2.Медицинская и клиническая психология за рубежом. История медицинской и клинической психологии в России. 3.Основные понятия клинической психологии. Понятие нормы в клинической психологии. 4.Цели и задачи клинической психологии. Охрана и укрепление здоровья населения (решение профилактических, лечебных, реабилитационных и консультативных задач). 5.Клиническая психология в решении комплекса задач в системе народного образования и социальной помощи населению. 5. Основные понятия темы: история; клиническая психология в России и за рубежом; понятия психической нормы, аномалии и патологии; задачи по охране здоровья людей; задачи КП в сфере образования и социальной помощи. 6. Рекомендуемая литература: 1. Дереча, В. А. Введение в клиническую психологию [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов фак. клин. психологии / В. А. Дереча, Г. И. Дереча; ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. - Оренбург: [б. и.], 2013. - 1 эл. опт. диск. - Загл. с титул. экрана. - (в конв.): Б. ц. 2. Ведехина, С.А. Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ведехина С.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 159 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8200.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. (Дата обращения: 18.01.2014). 3. Клиническая психология [Текст]: учебник / ред. Б. Д. Карвасарский. - 3-е изд., стер. - СПб.: Питер, 2007. - 960 с. 4. Корецкая, И.А. Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Корецкая И.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2010.— 48 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10698.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. (Дата обращения: 18.01.2014). 5. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник: - 3-е изд., исправл. и доп. [Электронный ресурс] - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 880 с.: ил. URL: http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970414071.html. (Дата обращения: 18.01.2014).
7. Самостоятельная работа студентов к занятию: -работа со специальной литературой -выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для СР -работа с тестами для самоподготовки -подготовка по вопросам рубежного контроля -самостоятельное овладение практическими навыками и умениями по теме занятия -самостоятельное овладение компонентами компетенций, относящихся к теме занятия
Семинарское занятие №2 2. Тема: Теоретические основы клинической психологии 3. Цель: знать теоретические основы и методологические принципы КП 4. Вопросы для самоподготовки: 1.Ведущие разделы (области) КП. Предмет и содержание областей КП. 2.Методологические проблемы КП. 3.Предмет и объект клинической психологии; теоретические основы клинической психологии, современное состояние клинической психологии и др. Методологические принципы клинической психологии. 4.Проблема нормы и патологии в КП. 5.Проблема социального и биологического. Проблема адаптации и здоровья человека. 6.Проблема сознательного и бессознательного. Проблема личности в клинической психологии 5. Основные понятия темы: ведущие структурно-функциональные разделы КП; понятия методов, методологии и методологических принципов; критерии психической нормы и патологии; проблемы бессознательного, личности, адаптации; биопсихосоциальная парадигма КП. 6. Рекомендуемая литература: 1. Дереча, В. А. Введение в клиническую психологию [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов фак. клин. психологии / В. А. Дереча, Г. И. Дереча; ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. - Оренбург: [б. и.], 2013. - 1 эл. опт. диск. - Загл. с титул. экрана. - (в конв.): Б. ц. 2. Ведехина, С.А. Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ведехина С.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 159 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8200.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. (Дата обращения: 18.01.2014). 3. Клиническая психология [Текст]: учебник / ред. Б. Д. Карвасарский. - 3-е изд., стер. - СПб.: Питер, 2007. - 960 с. 4. Корецкая, И.А. Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Корецкая И.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2010.— 48 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10698.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. (Дата обращения: 18.01.2014). 5. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник: - 3-е изд., исправл. и доп. [Электронный ресурс] - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 880 с.: ил. URL: http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970414071.html. (Дата обращения: 18.01.2014). 7. Самостоятельная работа студентов к занятию: -работа со специальной литературой -выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для СР -работа с тестами для самоподготовки -подготовка по вопросам рубежного контроля -самостоятельное овладение практическими навыками и умениями по теме занятия -самостоятельное овладение компонентами компетенций, относящихся к теме занятия
Семинарское занятие №3 2. Тема: Методы исследования в клинической психологии 3. Цель: знать основные подходы к исследованию в КП, историю формирования методов исследования, их цели, их методические и методологические аспекты. 4. Вопросы для самоподготовки: 1.Психодиагностика в современной КП. Цели психодиагностики. Информационное обеспечение, экспертиза и консультирование, исследование (постановка задачи, выбор инструментария), обследование (сферы применения, постановка задачи, выбор инструментария). Классификация психодиагностических методик. 2.Психодиагностические методы КП: - клинического наблюдения -клинического расспроса (интервьюирования) -методы патопсихологии -методы нейропсихологии -методы исследования личности -проективные методы в КП -психологические методы исследования аномального ребёнка. 3.Компьютерная психодиагностика. 4.Психотерапия. 5.Профессиональная этика в психодиагностике. 5.Основные понятия темы: клинико-психологическое исследование; экспериментально-психологическое исследование; психометрия. 6. Рекомендуемая литература: 1. Дереча, В. А. Введение в клиническую психологию [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов фак. клин. психологии / В. А. Дереча, Г. И. Дереча; ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. - Оренбург: [б. и.], 2013. - 1 эл. опт. диск. - Загл. с титул. экрана. - (в конв.): Б. ц. 2. Ведехина, С.А. Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ведехина С.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 159 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8200.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. (Дата обращения: 18.01.2014). 3. Клиническая психология [Текст]: учебник / ред. Б. Д. Карвасарский. - 3-е изд., стер. - СПб.: Питер, 2007. - 960 с. 4. Корецкая, И.А. Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Корецкая И.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2010.— 48 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10698.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. (Дата обращения: 18.01.2014). 5. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник: - 3-е изд., исправл. и доп. [Электронный ресурс] - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 880 с.: ил. URL: http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970414071.html. (Дата обращения: 18.01.2014).
7. Самостоятельная работа студентов к занятию: -работа со специальной литературой -выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для СР -работа с тестами для самоподготовки -подготовка по вопросам рубежного контроля -самостоятельное овладение практическими навыками и умениями по теме занятия -самостоятельное овладение компонентами компетенций, относящихся к теме занятия Семинарское занятие №4 2. Тема: Патопсихология 3. Цель: знать основные этапы развития клинической патопсихологии за рубежом и в России, цели, предмет и методы патопсихологии, основные понятия патопсихологии и патопсихологического исследования, современные методы исследования в области патопсихологии; владеть основными методами патопсихологического исследования; уметь организовать процесс патопсихологического обследования; использовать патопсихологические методики для изучения расстройств психических функций и личности. 4. Вопросы для самоподготовки: 1.Специфика метода исследования в патопсихологии. Критерии научности в патопсихологических и клинико-психологических исследованиях. 2. Практические задачи патопсихологии: -выявление показателей, которые могут быть использованы при установлении дифференциального диагноза; определение качества и степени нарушений психической деятельности -роль экспериментально-патопсихологических исследований при решении вопросов экспертизы (судебно-психиатрической, медико-социальной, врачебной, военной) -значение патопсихологических исследований при установлении качества ремиссии, при учете эффективности лечения -патопсихологические исследования и восстановление утраченной работоспособности; разработка научных основ для трудовых рекомендаций, для выработки мер по предупреждению утраты трудоспособности 3.Патопсихологическое исследование для изучения нарушенных психических функций. 5.Основные понятия темы: предмет патопсихологии, специфика метода исследования и основные направления (показания) для его применения. 6. Рекомендуемая литература: 1. Дереча, В. А. Введение в клиническую психологию [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов фак. клин. психологии / В. А. Дереча, Г. И. Дереча; ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. - Оренбург: [б. и.], 2013. - 1 эл. опт. диск. - Загл. с титул. экрана. - (в конв.): Б. ц. 2. Ведехина, С.А. Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ведехина С.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 159 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8200.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. (Дата обращения: 18.01.2014). 3. Клиническая психология [Текст]: учебник / ред. Б. Д. Карвасарский. - 3-е изд., стер. - СПб.: Питер, 2007. - 960 с. 4. Корецкая, И.А. Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Корецкая И.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2010.— 48 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10698.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. (Дата обращения: 18.01.2014). 5. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник: - 3-е изд., исправл. и доп. [Электронный ресурс] - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 880 с.: ил. URL: http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970414071.html. (Дата обращения: 18.01.2014). 7. Самостоятельная работа студентов к занятию: -работа со специальной литературой -выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для СР -работа с тестами для самоподготовки -подготовка по вопросам рубежного контроля -самостоятельное овладение практическими навыками и умениями по теме занятия -самостоятельное овладение компонентами компетенций, относящихся к теме занятия
Семинарское занятие №5 2. Тема: Психосоматика 3. Цель: знать основные этапы развития учения о психосоматических расстройствах; цели, предмет и задачи психодиагностики, психокоррекции, психотерапии и психопрофилактики при психосоматических и соматических расстройствах; современные направления исследований в этой области; отечественные классификации в сопоставлении с МКБ-10; владеть практическими навыками психологического обследования пациента; навыками психокоррекции, психотерапии и психопрофилактики; уметь оценивать роль психологических и социальных факторов в происхождении и развитии соматических и психосоматических расстройств с учетом состояния конкретного пациента; планировать психодиагностическое обследование пациента с целью дифференциальной диагностики и реализации психокоррекционных, психотерапевтических, реабилитационных и психопрофилактических мероприятий. 4. Вопросы для самоподготовки: 1. Психосоматические расстройства и «психосоматическая медицина». История, развитие психосоматической медицины в России и за рубежом. 2. Психосоматические расстройства в МКБ-10. 3. Модели формирования психосоматических расстройств. 4.Психологические особенности психосоматических заболеваний. 5.Варианты восприятия болезни и типы реакций на информацию о болезни. Изучение «внутренней картины болезни» (ВКБ): общемедицинский и психологический подходы. 5.Основные понятия темы: клиника, психодиагностика, психокоррекция, психотерапия и психопрофилактика при соматических и психосоматических расстройствах. 6. Рекомендуемая литература: 1. Дереча, В. А. Введение в клиническую психологию [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов фак. клин. психологии / В. А. Дереча, Г. И. Дереча; ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. - Оренбург: [б. и.], 2013. - 1 эл. опт. диск. - Загл. с титул. экрана. - (в конв.): Б. ц. 2. Ведехина, С.А. Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ведехина С.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 159 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8200.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. (Дата обращения: 18.01.2014). 3. Клиническая психология [Текст]: учебник / ред. Б. Д. Карвасарский. - 3-е изд., стер. - СПб.: Питер, 2007. - 960 с. 4. Корецкая, И.А. Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Корецкая И.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2010.— 48 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10698.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. (Дата обращения: 18.01.2014). 5. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник: - 3-е изд., исправл. и доп. [Электронный ресурс] - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 880 с.: ил. URL: http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970414071.html. (Дата обращения: 18.01.2014). 7. Самостоятельная работа студентов к занятию: -работа со специальной литературой -выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для СР -работа с тестами для самоподготовки -подготовка по вопросам рубежного контроля -самостоятельное овладение практическими навыками и умениями по теме занятия -самостоятельное овладение компонентами компетенций, относящихся к теме занятия
Семинарское занятие №6 2. Тема: Нейропсихология. 3. Цель: знать основные этапы развития нейропсихологии за рубежом и в России; проблемы,теоретические основы и практическое значение современной нейропсихологии; роль нейропсихологии в здравоохранении; быть знакомым с теориями мозговой локализация психических функций в норме и патологии; проводить нейропсихологический анализ нарушений высших психических функций и эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга; знать синдромологический анализ нарушений высших психических функций: знать основные нейропсихологические синдромы; особенности нейропсихологических синдромов у пациентов с различной патологией; возрастную нейропсихологию; уметь организовать процесс нейропсихологического обследования; применять основные нейропсихологические методики. 4. Вопросы для самоподготовки: 1.Проблемы современной нейропсихологии: клиническая, экспериментальная, реабилитационная нейропсихология, нейропсихология детского, старческого возраста, нейропсихология индивидуальных различий (в норме), психофизиологическое направление и др. 2.Возникновение и развитие нейропсихологии как самостоятельной дисциплины на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии. 3.Значение нейропсихологии для медицинской практики: нейропсихологическая диагностика локальных поражений головного мозга и восстановление высших психических функций. 4.Нейропсихологические синдромы при локальных поражениях мозга. 5. Основные понятия темы: отрасль клинической психологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций и эмоционально-личностной сферы на материале локальных поражений головного мозга и других моделях. 6. Рекомендуемая литература: 1. Дереча, В. А. Введение в клиническую психологию [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов фак. клин. психологии / В. А. Дереча, Г. И. Дереча; ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. - Оренбург: [б. и.], 2013. - 1 эл. опт. диск. - Загл. с титул. экрана. - (в конв.): Б. ц. 2. Ведехина, С.А. Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ведехина С.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 159 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8200.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. (Дата обращения: 18.01.2014). 3. Клиническая психология [Текст]: учебник / ред. Б. Д. Карвасарский. - 3-е изд., стер. - СПб.: Питер, 2007. - 960 с. 4. Корецкая, И.А. Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Корецкая И.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2010.— 48 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10698.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. (Дата обращения: 18.01.2014). 5. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник: - 3-е изд., исправл. и доп. [Электронный ресурс] - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 880 с.: ил. URL: http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970414071.html. (Дата обращения: 18.01.2014). 7. Самостоятельная работа студентов к занятию: -работа со специальной литературой -выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для СР -работа с тестами для самоподготовки -подготовка по вопросам рубежного контроля -самостоятельное овладение практическими навыками и умениями по теме занятия -самостоятельное овладение компонентами компетенций, относящихся к теме занятия
Семинарское занятие №7 2. Тема: Психологическое консультирование 3.Цель: знать основы психологического консультирования, его основные виды, возможности применения различных техник и приемов в консультировании; знать основные понятия, цели применения и основные методы психологической коррекции; знать теоретические и методологические основы психотерапии, её цели, суть психотерапевтического процесса, инструменты воздействия; уметь четко дифференцировать виды психологической помощи и определять предпочтительный вид помощи в каждом конкретном случае; уметь оценить эффективность психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии; знать критерии оценки эффективности процесса; уметь сочетать процесс психологической помощи с другими лечебными методами. 4. Вопросы для самоподготовки: 1. Мишени психологического консультирования. 2. Проблемно-ориентированное консультирование. 3. Клинически-ориентированное консультирование. 4. Развивающее консультирование. 5. Возможность применения различных психотерапевтических техник и приемов в консультировании. 5.Основные понятия темы: предмет, техники и приёмы психологического консультирования. 6. Рекомендуемая литература: 1. Дереча, В. А. Введение в клиническую психологию [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов фак. клин. психологии / В. А. Дереча, Г. И. Дереча; ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. - Оренбург: [б. и.], 2013. - 1 эл. опт. диск. - Загл. с титул. экрана. - (в конв.): Б. ц. 2. Ведехина, С.А. Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ведехина С.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 159 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8200.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. (Дата обращения: 18.01.2014). 3. Клиническая психология [Текст]: учебник / ред. Б. Д. Карвасарский. - 3-е изд., стер. - СПб.: Питер, 2007. - 960 с. 4. Корецкая, И.А. Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Корецкая И.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2010.— 48 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10698.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. (Дата обращения: 18.01.2014). 5. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник: - 3-е изд., исправл. и доп. [Электронный ресурс] - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 880 с.: ил. URL: http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970414071.html. (Дата обращения: 18.01.2014). 7. Самостоятельная работа студентов к занятию: -работа со специальной литературой -выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для СР -работа с тестами для самоподготовки -подготовка по вопросам рубежного контроля -самостоятельное овладение практическими навыками и умениями по теме занятия -самостоятельное овладение компонентами компетенций, относящихся к теме занятия
Семинарское занятие №8 2. Тема: Психокоррекция и психотерапия
3. Цель: знать основные этапы развития теории и практики психотерапии в России и за рубежом; цели, предмет и методы психотерапии, основные понятия психотерапии; современные исследования в области психотерапии; теоретические основы ведущих направлений психотерапии; современные подходы к оценке эффективности психотерапии; владеть методами анализа и оценки психических расстройств в рамках ведущих концепций психотерапии, практическими навыками определения целей, задач и мишеней психотерапии, разработки индивидуальной психотерапевтической программы; уметь в условиях внебольничной практики производить оценку роли психологических и социальных факторов в возникновении расстройства, планировать психодиагностическое обследование пациента с целью проведения лечебных, психокоррекционных, психотерапевтических и реабилитационных мероприятий, экспертизы трудоспособности. 4.Вопросы для самоподготовки: 1.Основные методы психокоррекции. 2.Позиция психолога и позиция пациента (клиента) в психокоррекции 3.Содержание понятия «психотерапия». Классификации психотерапевтических направлений, школ, методов. 4.Структура психотерапевтического метода: личностная концепция, компании нормы, концепции патологии, психотерапевтического вмешательства. 5.Проблема эффективности в психотерапии, критерии и методы оценки, этические основы психотерапии. 5.Основные понятия темы: психологические основы, предмет, техники и приёмы психокоррекции и психотерапии. 6. Рекомендуемая литература: 1. Дереча, В. А. Введение в клиническую психологию [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов фак. клин. психологии / В. А. Дереча, Г. И. Дереча; ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. - Оренбург: [б. и.], 2013. - 1 эл. опт. диск. - Загл. с титул. экрана. - (в конв.): Б. ц. 2. Ведехина, С.А. Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ведехина С.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 159 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8200.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. (Дата обращения: 18.01.2014). 3. Клиническая психология [Текст]: учебник / ред. Б. Д. Карвасарский. - 3-е изд., стер. - СПб.: Питер, 2007. - 960 с. 4. Корецкая, И.А. Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Корецкая И.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2010.— 48 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10698.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. (Дата обращения: 18.01.2014). 5. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник: - 3-е изд., исправл. и доп. [Электронный ресурс] - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 880 с.: ил. URL: http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970414071.html. (Дата обращения: 18.01.2014). 7. Самостоятельная работа студентов к занятию: -работа со специальной литературой -выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для СР -работа с тестами для самоподготовки -подготовка по вопросам рубежного контроля -самостоятельное овладение практическими навыками и умениями по теме занятия -самостоятельное овладение компонентами компетенций, относящихся к теме занятия
Семинарское занятие №9 2. Тема: Неотложная помощь в КП. 3. Цель: знать основные формы и этапы развития расстройств, связанных со стрессом, кризисным состоянием; предмет и задачи психодиагностики, психокоррекции, психотерапии и психопрофилактики; современные направления исследований в данной области; отечественные классификации в сопоставлении с МКБ-10; владеть практическими навыками психологического обследования пациентов с расстройствами, связанными со стрессом; уметь оценивать роль психологических и социальных факторов в происхождении и развитии расстройств, связанных со стрессом и кризисным состоянием, с учетом состояния конкретного больного; планировать психодиагностические обследования и реализовывать психокоррекционные, психотерапевтические, реабилитационные и психопрофилактические мероприятия. 4.Вопросы для самоподготовки: 1. Острая реакция на стресс, фазы течения, клиника, варианты выхода из этого состояния (хроническая социальная дезадаптация, психосоматическое и нервно-психическое расстройство). 2. Посттравматическое стрессовое нарушение. 3. Кризисные состояния. 4.Горе, скорбь и тяжёлая утрата. 5.Смерть и умирание. 6.Психология насилия. 5.Основные понятия темы: клиника, психодиагностика, психокоррекция и психопрофилактика при расстройствах, связанных со стрессом, кризисных состояниях. 6. Рекомендуемая литература: 1. Дереча, В. А. Введение в клиническую психологию [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов фак. клин. психологии / В. А. Дереча, Г. И. Дереча; ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. - Оренбург: [б. и.], 2013. - 1 эл. опт. диск. - Загл. с титул. экрана. - (в конв.): Б. ц. 2. Ведехина, С.А. Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ведехина С.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 159 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8200.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. (Дата обращения: 18.01.2014). 3. Клиническая психология [Текст]: учебник / ред. Б. Д. Карвасарский. - 3-е изд., стер. - СПб.: Питер, 2007. - 960 с. 4. Корецкая, И.А. Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Корецкая И.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2010.— 48 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10698.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. (Дата обращения: 18.01.2014). 5. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник: - 3-е изд., исправл. и доп. [Электронный ресурс] - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 880 с.: ил. URL: http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970414071.html. (Дата обращения: 18.01.2014). 7. Самостоятельная работа студентов к занятию: -работа со специальной литературой -выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для СР -работа с тестами для самоподготовки -подготовка по вопросам рубежного контроля -самостоятельное овладение практическими навыками и умениями по теме занятия -самостоятельное овладение компонентами компетенций, относящихся к теме занятия
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «Введение в клиническую психологию»
Пояснительная записка
«Клиническая психология – часть психологической науки, которая использует концептуальный аппарат психологии. Она изучает психологические нарушения при психических и соматических расстройствах, а также отклонениях развития (включая проявления, динамику, психологические и нейропсихологические факторы и механизмы этих нарушений), разрабатывает принципы и методы психологической диагностики, профилактики и помощи при различных нарушениях психики. При решении исследовательских и практических задач клиническая психология опи
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.30 (0.015 с.) |