Раздел 1. Предмет, история и смежные специальности клинической психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Предмет, история и смежные специальности клинической психологии



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «Введение в клиническую психологию»

    Методическое обеспечение утверждено на заседании кафедры _______________________________________________
    Протокол №_____ от «___»___________20__ г.
     
    Зав. кафедрой ________ __ ___________(звание, ФИО)

Пояснительная записка

 

«Клиническая психология – часть психологической науки, которая использует концептуальный аппарат психологии. Она изучает психологические нарушения при психических и соматических расстройствах, а также отклонениях развития (включая проявления, динамику, психологические и нейропсихологические факторы и механизмы этих нарушений), разрабатывает принципы и методы психологической диагностики, профилактики и помощи при различных нарушениях психики. При решении исследовательских и практических задач клиническая психология опирается на психологические знания о нормальном развитии и функционировании психики» (Холмогорова А.Б., 2010, - с.17).

В международном издании руководства по «Клинической психологии» под редакцией М. Перре и У. Бауманна (2002, стр.30) клиническая психология определяется как «частная психологическая дисциплина, предмет которой – психические расстройства (нарушения) и психические аспекты соматических расстройств/болезней».

Психиатрия, в отличие от клинической психологии, относится не к психологическим, а к медицинским наукам. Однако эти две дисциплины теснейшим образом связаны между собою и их объединяет, в первую очередь, - предмет изучения: психические расстройства. Этот факт сам по себе требует, чтобы образование клинического психолога включало в себя изучение психиатрии, а подготовка психиатра – предусматривала бы изучение клинической психологии.

Происходящие в мире и в России изменения в сфере образования вытекают из глобальной задачи адаптации современного человека к требованиям социума, что, в свою очередь, активирует востребованность психологических услуг. Прогрессивно возрастает также запрос общества на собственно психологическую помощь и на психологическое сопровождение (особенно детей - до определённого возраста). При этом высокая степень социальной напряжённости, массовая недостаточность индивидуально-личностных адаптивных ресурсов, прогрессирующий рост частоты отклоняющегося поведения, всё более частые и всё более тяжёлые последствия так называемого «человеческого фактора» требуют создания психологических служб для решения насущных практических задач в самых различных сферах народного хозяйства, включая здравоохранение, образование, специальную защиту.

Клиническая психология – специальность широкого профиля. Она носит межотраслевой характер и предназначена, прежде всего, для учреждений здравоохранения, образования и социальной помощи. Однако клинические психологи требуются также в службах чрезвычайных ситуаций, учреждениях исполнения наказаний, в спортивных учреждениях и организациях, в армии и т.д.

Дисциплина «Ведение в клиническую психологию» относятся к циклу С.3 – специальных дисциплин ФГОС по специальности 030401.65 «Клиническая психология». Изучается в 4-м семестре. Состоит из 8 разделов:

-Предмет, история и смежные специальности КП

-Теоретические основы КП

-Методы КП

-Общая патопсихология

-Частная патопсихология

-Специальные разделы КП

-Прикладные направления КП

-Организационные аспекты деятельности клинического психолога

Изучение дисциплины завершается сдачей зачёта в 4-м семестре. Изучение данной дисциплины необходимо для формирования у студентов понимания нормы и патологии в психике, для понимания психологии больного человека. Курс направлен на изучение роли психолога и науки психологии в формировании здорового образа жизни, в сохранении здоровья и в профилактике тех расстройств и заболеваний, которые связаны с воздействием психологических факторов. Знания по курсу «Введение в клиническую психологию» важны в целом для формирования в обществе здоровой психологической культуры, для правильного воспитания детей и формирования здоровых межличностных отношений в микро- и макросоциуме, для владения медицинской психологией, как областью профессиональной деятельности, направленной на повышение психических ресурсов человека и его адаптационных возможностей, гармонизацию психического развития.

Общий объём дисциплины 72 часа, из них лекций – 10 ч., семинарских занятий – 30 ч., самостоятельной работы – 32 ч. Завершается обучение зачётом.

Для овладения дисциплиной «Введение в клиническую психологию» важна связь с гуманитарными и естественно-математическими науками, а из блока общепсихологических дисциплин для изучения «Введения в клиническую психологию» наибольшее значение имеют знания по общей психологии, психодиагностике, психическим состояниям, экспериментальной и дифференциальной психологии.

В свою очередь дисциплина «Введение в клиническую психологию» приоткрывает дверь во всю специальность клиническая психология и позволяет изучить структуру основных её методические аспекты и методологические проблемы, осознать цели и задачи клинической психологии в целом и отдельных её структурно-функциональных компонентов, подготовить знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего «погружения» в профессию.

В результате изучения дисциплины в целом студент должен:

-Знать квалификационные требования к клиническому психологу, цели и задачи клинической психологии в сфере образования, социальной помощи в здравоохранении, принципы организации психологической помощи в различных областях медицины; содержание и задачи основных разделов клинико-психологической науки: патопсихологии, нейропсихологии, психосоматики, психологии аномального развития, психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии.

-Уметь применять на практике знания по специальным дисциплинам медицинской психологии, проводить санитарно-просветительскую работу по формированию здорового образа жизни; обеспечивать собственный личностный и профессиональный рост.

-Владеть начальными навыками медицинского психолога в различных видах профессиональной деятельности: психодиагностической, экспертной, психокоррекционной, реабилитационной, неотложной психологической помощи, консультативной, психопрофилактической.

Основной учебник по дисциплине « Введение в клиническую психологию».

«Клиническая психология»: учебник/под ред.Б.Д. Карвасарского. – СПб.:Питер,2010.-960с.

2.2 Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов в рамках лекционного курса

Особенностью лекций по тематике разделов дисциплины «Введение в клиническую психологию» является общая их учебная цель, а именно: сформулировать чёткие определения и понятия о специальности «Клиническая психология», дать понимание основ её становления, её современного состояния и обозначить ориентиры для последующего использования данного лекционного материала в овладении последующими учебными целями.

В свете сказанного, самостоятельная работа должна состоять, прежде всего, в усвоении приведенных в лекциях терминов, понятий, смыслов, значений, сведений; в осмыслении обозначенных тем и вопросов. Важно при этом пользоваться учебником, специальным «Словарём практического психолога» и углубляться в осмысление каждого вопроса.

Изучение конспектов любой лекции должно дополняться поиском требуемой информации из дополнительных источников и с помощью этих дополнительный сведений следует углублять и расширять каждый вопрос.

Очень важным моментом в самостоятельной работе – это заключительная систематизация учебного материала, его структурирование, дополнение схемами, наглядными пособиями с обязательным соотнесением к смежным дисциплинам и, особенно, структурирование лекционного материала по темам предстоящих практических и (или) семинарских занятий.

 

2.3 Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям

 

Методические указания

Семинарское занятие №1

2. Тема: Предмет, история и смежные специальности клинической психологии.

3. Цель: знать основные понятия КП, её задачи в различных отраслях деятельности, определение предмета КП историю зарождения и становления КП

4. Вопросы для самоподготовки:

1.История клинической психологии. Зарождение и становление клинической психологии.

2.Медицинская и клиническая психология за рубежом. История медицинской и клинической психологии в России.

3.Основные понятия клинической психологии. Понятие нормы в клинической психологии.

4.Цели и задачи клинической психологии. Охрана и укрепление здоровья населения (решение профилактических, лечебных, реабилитационных и консультативных задач).

5.Клиническая психология в решении комплекса задач в системе народного образования и социальной помощи населению.

5. Основные понятия темы: история; клиническая психология в России и за рубежом; понятия психической нормы, аномалии и патологии; задачи по охране здоровья людей; задачи КП в сфере образования и социальной помощи.

6. Рекомендуемая литература:

1. Дереча, В. А. Введение в клиническую психологию [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов фак. клин. психологии / В. А. Дереча, Г. И. Дереча; ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. - Оренбург: [б. и.], 2013. - 1 эл. опт. диск. - Загл. с титул. экрана. - (в конв.): Б. ц.

2. Ведехина, С.А. Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ведехина С.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 159 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8200.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. (Дата обращения: 18.01.2014).

3. Клиническая психология [Текст]: учебник / ред. Б. Д. Карвасарский. - 3-е изд., стер. - СПб.: Питер, 2007. - 960 с.

4. Корецкая, И.А. Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Корецкая И.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2010.— 48 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10698.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. (Дата обращения: 18.01.2014).

5. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник: - 3-е изд., исправл. и доп. [Электронный ресурс] - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 880 с.: ил. URL: http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970414071.html. (Дата обращения: 18.01.2014).

 

7. Самостоятельная работа студентов к занятию:

-работа со специальной литературой

-выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для СР

-работа с тестами для самоподготовки

-подготовка по вопросам рубежного контроля

-самостоятельное овладение практическими навыками и умениями по теме занятия

-самостоятельное овладение компонентами компетенций, относящихся к теме занятия

 

Семинарское занятие №2

2. Тема: Теоретические основы клинической психологии

3. Цель: знать теоретические основы и методологические принципы КП

4. Вопросы для самоподготовки:

1.Ведущие разделы (области) КП. Предмет и содержание областей КП.

2.Методологические проблемы КП.

3.Предмет и объект клинической психологии; теоретические основы клинической психологии, современное состояние клинической психологии и др. Методологические принципы клинической психологии.

4.Проблема нормы и патологии в КП.

5.Проблема социального и биологического. Проблема адаптации и здоровья человека.

6.Проблема сознательного и бессознательного. Проблема личности в клинической психологии

5. Основные понятия темы: ведущие структурно-функциональные разделы КП; понятия методов, методологии и методологических принципов; критерии психической нормы и патологии; проблемы бессознательного, личности, адаптации; биопсихосоциальная парадигма КП.

6. Рекомендуемая литература:

1. Дереча, В. А. Введение в клиническую психологию [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов фак. клин. психологии / В. А. Дереча, Г. И. Дереча; ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. - Оренбург: [б. и.], 2013. - 1 эл. опт. диск. - Загл. с титул. экрана. - (в конв.): Б. ц.

2. Ведехина, С.А. Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ведехина С.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 159 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8200.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. (Дата обращения: 18.01.2014).

3. Клиническая психология [Текст]: учебник / ред. Б. Д. Карвасарский. - 3-е изд., стер. - СПб.: Питер, 2007. - 960 с.

4. Корецкая, И.А. Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Корецкая И.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2010.— 48 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10698.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. (Дата обращения: 18.01.2014).

5. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник: - 3-е изд., исправл. и доп. [Электронный ресурс] - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 880 с.: ил. URL: http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970414071.html. (Дата обращения: 18.01.2014).

7. Самостоятельная работа студентов к занятию:

-работа со специальной литературой

-выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для СР

-работа с тестами для самоподготовки

-подготовка по вопросам рубежного контроля

-самостоятельное овладение практическими навыками и умениями по теме занятия

-самостоятельное овладение компонентами компетенций, относящихся к теме занятия

 

Семинарское занятие №3

2. Тема: Методы исследования в клинической психологии

3. Цель: знать основные подходы к исследованию в КП, историю формирования методов исследования, их цели, их методические и методологические аспекты.

4. Вопросы для самоподготовки:

1.Психодиагностика в современной КП. Цели психодиагностики. Информационное обеспечение, экспертиза и консультирование, исследование (постановка задачи, выбор инструментария), обследование (сферы применения, постановка задачи, выбор инструментария). Классификация психодиагностических методик.

2.Психодиагностические методы КП:

- клинического наблюдения

-клинического расспроса (интервьюирования)

-методы патопсихологии

-методы нейропсихологии

-методы исследования личности

-проективные методы в КП

-психологические методы исследования аномального ребёнка.

3.Компьютерная психодиагностика.

4.Психотерапия.

5.Профессиональная этика в психодиагностике.

5.Основные понятия темы: клинико-психологическое исследование; экспериментально-психологическое исследование; психометрия.

6. Рекомендуемая литература:

1. Дереча, В. А. Введение в клиническую психологию [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов фак. клин. психологии / В. А. Дереча, Г. И. Дереча; ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. - Оренбург: [б. и.], 2013. - 1 эл. опт. диск. - Загл. с титул. экрана. - (в конв.): Б. ц.

2. Ведехина, С.А. Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ведехина С.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 159 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8200.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. (Дата обращения: 18.01.2014).

3. Клиническая психология [Текст]: учебник / ред. Б. Д. Карвасарский. - 3-е изд., стер. - СПб.: Питер, 2007. - 960 с.

4. Корецкая, И.А. Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Корецкая И.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2010.— 48 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10698.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. (Дата обращения: 18.01.2014).

5. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник: - 3-е изд., исправл. и доп. [Электронный ресурс] - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 880 с.: ил. URL: http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970414071.html. (Дата обращения: 18.01.2014).

 

7. Самостоятельная работа студентов к занятию:

-работа со специальной литературой

-выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для СР

-работа с тестами для самоподготовки

-подготовка по вопросам рубежного контроля

-самостоятельное овладение практическими навыками и умениями по теме занятия

-самостоятельное овладение компонентами компетенций, относящихся к теме занятия

Семинарское занятие №4

2. Тема: Патопсихология

3. Цель: знать основные этапы развития клинической патопсихологии за рубежом и в России, цели, предмет и методы патопсихологии, основные понятия патопсихологии и патопсихологического исследования, современные методы исследования в области патопсихологии; владеть основными методами патопсихологического исследования; уметь организовать процесс патопсихологического обследования; использовать патопсихологические методики для изучения расстройств психических функций и личности.

4. Вопросы для самоподготовки:

1.Специфика метода исследования в патопсихологии. Критерии научности

в патопсихологических и клинико-психологических исследованиях.

2. Практические задачи патопсихологии:

-выявление показателей, которые могут быть использованы при установлении дифференциального диагноза; определение качества и степени нарушений психической деятельности

-роль экспериментально-патопсихологических исследований при решении вопросов экспертизы (судебно-психиатрической, медико-социальной, врачебной, военной)

-значение патопсихологических исследований при установлении качества ремиссии, при учете эффективности лечения

-патопсихологические исследования и восстановление утраченной работоспособности; разработка научных основ для трудовых рекомендаций, для выработки мер по предупреждению утраты трудоспособности

3.Патопсихологическое исследование для изучения нарушенных психических функций.

5.Основные понятия темы: предмет патопсихологии, специфика метода исследования и основные направления (показания) для его применения.

6. Рекомендуемая литература:

1. Дереча, В. А. Введение в клиническую психологию [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов фак. клин. психологии / В. А. Дереча, Г. И. Дереча; ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. - Оренбург: [б. и.], 2013. - 1 эл. опт. диск. - Загл. с титул. экрана. - (в конв.): Б. ц.

2. Ведехина, С.А. Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ведехина С.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 159 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8200.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. (Дата обращения: 18.01.2014).

3. Клиническая психология [Текст]: учебник / ред. Б. Д. Карвасарский. - 3-е изд., стер. - СПб.: Питер, 2007. - 960 с.

4. Корецкая, И.А. Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Корецкая И.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2010.— 48 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10698.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. (Дата обращения: 18.01.2014).

5. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник: - 3-е изд., исправл. и доп. [Электронный ресурс] - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 880 с.: ил. URL: http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970414071.html. (Дата обращения: 18.01.2014).

7. Самостоятельная работа студентов к занятию:

-работа со специальной литературой

-выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для СР

-работа с тестами для самоподготовки

-подготовка по вопросам рубежного контроля

-самостоятельное овладение практическими навыками и умениями по теме занятия

-самостоятельное овладение компонентами компетенций, относящихся к теме занятия

 

Семинарское занятие №5

2. Тема: Психосоматика

3. Цель: знать основные этапы развития учения о психосоматических расстройствах; цели, предмет и задачи психодиагностики, психокоррекции, психотерапии и психопрофилактики при психосоматических и соматических расстройствах; современные направления исследований в этой области; отечественные классификации в сопоставлении с МКБ-10; владеть практическими навыками психологического обследования пациента; навыками психокоррекции, психотерапии и психопрофилактики; уметь оценивать роль психологических и социальных факторов в происхождении и развитии соматических и психосоматических расстройств с учетом состояния конкретного пациента; планировать психодиагностическое обследование пациента с целью дифференциальной диагностики и реализации психокоррекционных, психотерапевтических, реабилитационных и психопрофилактических мероприятий.

4. Вопросы для самоподготовки:

1. Психосоматические расстройства и «психосоматическая медицина». История, развитие психосоматической медицины в России и за рубежом.

2. Психосоматические расстройства в МКБ-10.

3. Модели формирования психосоматических расстройств.

4.Психологические особенности психосоматических заболеваний.

5.Варианты восприятия болезни и типы реакций на информацию о болезни. Изучение «внутренней картины болезни» (ВКБ): общемедицинский и психологический подходы.

5.Основные понятия темы: клиника, психодиагностика, психокоррекция, психотерапия и психопрофилактика при соматических и психосоматических расстройствах.

6. Рекомендуемая литература:

1. Дереча, В. А. Введение в клиническую психологию [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов фак. клин. психологии / В. А. Дереча, Г. И. Дереча; ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. - Оренбург: [б. и.], 2013. - 1 эл. опт. диск. - Загл. с титул. экрана. - (в конв.): Б. ц.

2. Ведехина, С.А. Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ведехина С.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 159 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8200.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. (Дата обращения: 18.01.2014).

3. Клиническая психология [Текст]: учебник / ред. Б. Д. Карвасарский. - 3-е изд., стер. - СПб.: Питер, 2007. - 960 с.

4. Корецкая, И.А. Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Корецкая И.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2010.— 48 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10698.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. (Дата обращения: 18.01.2014).

5. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник: - 3-е изд., исправл. и доп. [Электронный ресурс] - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 880 с.: ил. URL: http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970414071.html. (Дата обращения: 18.01.2014).

7. Самостоятельная работа студентов к занятию:

-работа со специальной литературой

-выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для СР

-работа с тестами для самоподготовки

-подготовка по вопросам рубежного контроля

-самостоятельное овладение практическими навыками и умениями по теме занятия

-самостоятельное овладение компонентами компетенций, относящихся к теме занятия

 

Семинарское занятие №6

2. Тема: Нейропсихология.

3. Цель: знать основные этапы развития нейропсихологии за рубежом и в России; проблемы,теоретические основы и практическое значение современной нейропсихологии; роль нейропсихологии в здравоохранении; быть знакомым с теориями мозговой локализация психических функций в норме и патологии; проводить нейропсихологический анализ нарушений высших психических функций и эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга; знать синдромологический анализ нарушений высших психических функций: знать основные нейропсихологические синдромы; особенности нейропсихологических синдромов у пациентов с различной патологией; возрастную нейропсихологию; уметь организовать процесс нейропсихологического обследования; применять основные нейропсихологические методики.

4. Вопросы для самоподготовки:

1.Проблемы современной нейропсихологии: клиническая, экспериментальная, реабилитационная нейропсихология, нейропсихология детского, старческого возраста, нейропсихология индивидуальных различий (в норме), психофизиологическое направление и др.

2.Возникновение и развитие нейропсихологии как самостоятельной дисциплины на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии.

3.Значение нейропсихологии для медицинской практики: нейропсихологическая диагностика локальных поражений головного мозга и восстановление высших психических функций.

4.Нейропсихологические синдромы при локальных поражениях мозга.

5. Основные понятия темы: отрасль клинической психологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций и эмоционально-личностной сферы на материале локальных поражений головного мозга и других моделях.

6. Рекомендуемая литература:

1. Дереча, В. А. Введение в клиническую психологию [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов фак. клин. психологии / В. А. Дереча, Г. И. Дереча; ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. - Оренбург: [б. и.], 2013. - 1 эл. опт. диск. - Загл. с титул. экрана. - (в конв.): Б. ц.

2. Ведехина, С.А. Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ведехина С.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 159 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8200.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. (Дата обращения: 18.01.2014).

3. Клиническая психология [Текст]: учебник / ред. Б. Д. Карвасарский. - 3-е изд., стер. - СПб.: Питер, 2007. - 960 с.

4. Корецкая, И.А. Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Корецкая И.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2010.— 48 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10698.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. (Дата обращения: 18.01.2014).

5. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник: - 3-е изд., исправл. и доп. [Электронный ресурс] - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 880 с.: ил. URL: http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970414071.html. (Дата обращения: 18.01.2014).

7. Самостоятельная работа студентов к занятию:

-работа со специальной литературой

-выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для СР

-работа с тестами для самоподготовки

-подготовка по вопросам рубежного контроля

-самостоятельное овладение практическими навыками и умениями по теме занятия

-самостоятельное овладение компонентами компетенций, относящихся к теме занятия

 

Семинарское занятие №7

2. Тема: Психологическое консультирование

3.Цель: знать основы психологического консультирования, его основные виды, возможности применения различных техник и приемов в консультировании; знать основные понятия, цели применения и основные методы психологической коррекции; знать теоретические и методологические основы психотерапии, её цели, суть психотерапевтического процесса, инструменты воздействия; уметь четко дифференцировать виды психологической помощи и определять предпочтительный вид помощи в каждом конкретном случае; уметь оценить эффективность психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии; знать критерии оценки эффективности процесса; уметь сочетать процесс психологической помощи с другими лечебными методами.

4. Вопросы для самоподготовки:

1. Мишени психологического консультирования.

2. Проблемно-ориентированное консультирование.

3. Клинически-ориентированное консультирование.

4. Развивающее консультирование.

5. Возможность применения различных психотерапевтических техник и приемов в консультировании.

5.Основные понятия темы: предмет, техники и приёмы психологического консультирования.

6. Рекомендуемая литература:

1. Дереча, В. А. Введение в клиническую психологию [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов фак. клин. психологии / В. А. Дереча, Г. И. Дереча; ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. - Оренбург: [б. и.], 2013. - 1 эл. опт. диск. - Загл. с титул. экрана. - (в конв.): Б. ц.

2. Ведехина, С.А. Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ведехина С.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 159 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8200.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. (Дата обращения: 18.01.2014).

3. Клиническая психология [Текст]: учебник / ред. Б. Д. Карвасарский. - 3-е изд., стер. - СПб.: Питер, 2007. - 960 с.

4. Корецкая, И.А. Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Корецкая И.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2010.— 48 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10698.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. (Дата обращения: 18.01.2014).

5. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник: - 3-е изд., исправл. и доп. [Электронный ресурс] - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 880 с.: ил. URL: http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970414071.html. (Дата обращения: 18.01.2014).

7. Самостоятельная работа студентов к занятию:

-работа со специальной литературой

-выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для СР

-работа с тестами для самоподготовки

-подготовка по вопросам рубежного контроля

-самостоятельное овладение практическими навыками и умениями по теме занятия

-самостоятельное овладение компонентами компетенций, относящихся к теме занятия

 

Семинарское занятие №8

2. Тема: Психокоррекция и психотерапия

 

3. Цель: знать основные этапы развития теории и практики психотерапии в России и за рубежом; цели, предмет и методы психотерапии, основные понятия психотерапии; современные исследования в области психотерапии; теоретические основы ведущих направлений психотерапии; современные подходы к оценке эффективности психотерапии; владеть методами анализа и оценки психических расстройств в рамках ведущих концепций психотерапии, практическими навыками определения целей, задач и мишеней психотерапии, разработки индивидуальной психотерапевтической программы; уметь в условиях внебольничной практики производить оценку роли психологических и социальных факторов в возникновении расстройства, планировать психодиагностическое обследование пациента с целью проведения лечебных, психокоррекционных, психотерапевтических и реабилитационных мероприятий, экспертизы трудоспособности.

4.Вопросы для самоподготовки:

1.Основные методы психокоррекции.

2.Позиция психолога и позиция пациента (клиента) в психокоррекции

3.Содержание понятия «психотерапия». Классификации психотерапевтических направлений, школ, методов.

4.Структура психотерапевтического метода: личностная концепция, компании нормы, концепции патологии, психотерапевтического вмешательства.

5.Проблема эффективности в психотерапии, критерии и методы оценки, этические основы психотерапии.

5.Основные понятия темы: психологические основы, предмет, техники и приёмы психокоррекции и психотерапии.

6. Рекомендуемая литература:

1. Дереча, В. А. Введение в клиническую психологию [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов фак. клин. психологии / В. А. Дереча, Г. И. Дереча; ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. - Оренбург: [б. и.], 2013. - 1 эл. опт. диск. - Загл. с титул. экрана. - (в конв.): Б. ц.

2. Ведехина, С.А. Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ведехина С.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 159 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8200.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. (Дата обращения: 18.01.2014).

3. Клиническая психология [Текст]: учебник / ред. Б. Д. Карвасарский. - 3-е изд., стер. - СПб.: Питер, 2007. - 960 с.

4. Корецкая, И.А. Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Корецкая И.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2010.— 48 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10698.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. (Дата обращения: 18.01.2014).

5. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник: - 3-е изд., исправл. и доп. [Электронный ресурс] - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 880 с.: ил. URL: http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970414071.html. (Дата обращения: 18.01.2014).

7. Самостоятельная работа студентов к занятию:

-работа со специальной литературой

-выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для СР

-работа с тестами для самоподготовки

-подготовка по вопросам рубежного контроля

-самостоятельное овладение практическими навыками и умениями по теме занятия

-самостоятельное овладение компонентами компетенций, относящихся к теме занятия

 

Семинарское занятие №9

2. Тема: Неотложная помощь в КП.

3. Цель: знать основные формы и этапы развития расстройств, связанных со стрессом, кризисным состоянием; предмет и задачи психодиагностики, психокоррекции, психотерапии и психопрофилактики; современные направления исследований в данной области; отечественные классификации в сопоставлении с МКБ-10; владеть практическими навыками психологического обследования пациентов с расстройствами, связанными со стрессом; уметь оценивать роль психологических и социальных факторов в происхождении и развитии расстройств, связанных со стрессом и кризисным состоянием, с учетом состояния конкретного больного; планировать психодиагностические обследования и реализовывать психокоррекционные, психотерапевтические, реабилитационные и психопрофилактические мероприятия.

4.Вопросы для самоподготовки:

1. Острая реакция на стресс, фазы течения, клиника, варианты выхода из этого состояния (хроническая социальная дезадаптация, психосоматическое и нервно-психическое расстройство).

2. Посттравматическое стрессовое нарушение.

3. Кризисные состояния.

4.Горе, скорбь и тяжёлая утрата.

5.Смерть и умирание.

6.Психология насилия.

5.Основные понятия темы: клиника, психодиагностика, психокоррекция и психопрофилактика при расстройствах, связанных со стрессом, кризисных состояниях.

6. Рекомендуемая литература:

1. Дереча, В. А. Введение в клиническую психологию [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов фак. клин. психологии / В. А. Дереча, Г. И. Дереча; ОрГМА. - Электрон. текстовые дан. - Оренбург: [б. и.], 2013. - 1 эл. опт. диск. - Загл. с титул. экрана. - (в конв.): Б. ц.

2. Ведехина, С.А. Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ведехина С.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 159 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8200.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. (Дата обращения: 18.01.2014).

3. Клиническая психология [Текст]: учебник / ред. Б. Д. Карвасарский. - 3-е изд., стер. - СПб.: Питер, 2007. - 960 с.

4. Корецкая, И.А. Клиническая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Корецкая И.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2010.— 48 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10698.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. (Дата обращения: 18.01.2014).

5. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник: - 3-е изд., исправл. и доп. [Электронный ресурс] - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 880 с.: ил. URL: http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970414071.html. (Дата обращения: 18.01.2014).

7. Самостоятельная работа студентов к занятию:

-работа со специальной литературой

-выполнение домашних заданий в рабочих тетрадях для СР

-работа с тестами для самоподготовки

-подготовка по вопросам рубежного контроля

-самостоятельное овладение практическими навыками и умениями по теме занятия

-самостоятельное овладение компонентами компетенций, относящихся к теме занятия

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «Введение в клиническую психологию»

    Методическое обеспечение утверждено на заседании кафедры _______________________________________________
    Протокол №_____ от «___»___________20__ г.
     
    Зав. кафедрой ________ __ ___________(звание, ФИО)

Пояснительная записка

 

«Клиническая психология – часть психологической науки, которая использует концептуальный аппарат психологии. Она изучает психологические нарушения при психических и соматических расстройствах, а также отклонениях развития (включая проявления, динамику, психологические и нейропсихологические факторы и механизмы этих нарушений), разрабатывает принципы и методы психологической диагностики, профилактики и помощи при различных нарушениях психики. При решении исследовательских и практических задач клиническая психология опи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.17 с.)