Основные методы исследования в мед. психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные методы исследования в мед. психологии.



Понятие о мед. психологии.

МП включает в себя: психотерапию, психодиагностику, консультативную психологию, психогигиену, реабилитацию, психосоматику, некоторые вопросы дифектологии.

Платонов рассматривал клиническую психологию как часть МП. Клиническая психология имеет прикладное значение и отвечает в основном потребностям клиники. В МП он включает психогигиену.

По направленности психолог. исследований можно выделить общую и частную МП.

Общая изучает след вопросы: 1) психология больного чел-ка, психология врача, психология в паре больной врач; 2) изучение психосоматических и саматопсихических взаимовлияний; 3) изучение вопросов индивидуальности чел-ка его развитие аффективно-волевой организации и влияние на здоровье и болезнь; 4) изучение вопросов врачебного дома, этики, врачебной тайны в рамках мед. деантологии; 5)изучение вопросов психогигиены; 6) изучение вопросов общей психоторепии методов способствующих лечению белезненных состояний чел-ка.

Частная МП занимается изучением конкретного больного. Она вкл в себя: 1)особенности псих. процессов у психических больных; 2) изучение психики больного на этапах подготовки к операции при выполнении операции и послеоперационный период; 3) изучение особенности психики больных страдающие конкретной соматической патологией; 4) изучение психики больных с дифектами органов и систем; 5) изучение психики чел-ка при проведении трудовой, военной и судебной экспертизы; 6) изучение психики больных алкоголизмом и наркоманией; 7) частная психотерапия.

Сущ 3 клиники где находят свое применение МП: 1) Психиатрическая. В области решения в вопросах МП связаны с тяжелыми психическими расстройствами лучше всего освещены в трудах отечественных психологов Рубинштейн и Зейгарник. Пограничные психологические расстройства лучше всего рассмотрены в амер клинической психологии. В совр психологии они рассматриваются с помощью МКВ-10; 2) Неврологическая клиника. Методологическую базу для научных исследований и работы психологов практиков заложили работы Лурии; 3) Соматическая. Психосоматика развивалась в странах Зап Европы и Америки (Фролова). На развитие МП аказали влияние след дисциплины: психиатрия, неврология, нейрохирургия, психотерапия, общая терапия.

 

 

Основные методы исследования в мед. психологии.

В области МП научная методология призвана раскрыть общие принципы патологического функционирования психики. Методы:

1) Исследование отдельных случаев – детальный отчет о психическом расстройстве чел-ка и его психологических проблем;

2) Корреляционный метод (основу этого метода составляет корреляционный анализ, который применяется к разным психоаналитическим ха-кам больного чел-ка на разных стадиях заболевания): а) эпидимиологическое исследование – определяет распространенность психологических расстройств среди групп населения. С помощью этого метода определяют группу риска; б) лангетюдные исследования проводятся в отношении одних и тех же испытуемых в течении длительного времени от 5 лет и дольше. Метод дает возможность исследовать динамику психического расстройства;

3) Экспериментальный. В ходе эксперимента создаются условия с помощью которых можно изучить причины и механизмы психических расстройств. Существует в разновидностях: а) квазиэксперимент – исследуются те группы людей которые есть в реальной жизни; б) естественный – используются в качестве объекта люди, которые подверглись экспериментальным природным катаклизмам; в) эксперимент-аналог – проводится в условиях лабораторий, где создаются предпосылки похожие на реальные причины возникновения легких психических нарушений; г) эксперимент с единственным испытуемым – связаны с применением психотерапевтических методов индивидуального характера, насколько они эффективны для той или иной патологии.

Помимо научных исследований проводятся клинико-психологические исследования, которые носят диагностический характер. Цель этого исследования поставить правильный диагноз и назначить правильную психотерапию. Клинико-психологическое обследование состоит из 4 этапов: 1) формирование клинических задач; 2) беседа с пациентом; 3) экспериментально-психологический эксперимент; 4) составление заключения.

Понятие о психологической помощи.

Психологическая помощь – область практического применения психологии ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей, умение использовать психические резервы в стрессовых ситуациях, умение восполнения психологических ресурсов.

Основные способы оказания психологической помощи в клинике: психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия, кризисное вмешательство, психологическая реабилитация, психологический тренинг.

Воздействие в процессе оказания психологической помощи: 1) изменение психической реальности др чел-ка с целью создания для него переживаний и качеств; 2) манипулирование – изменение психической реальности чел-ка в соответствии с целями и задачами кого-либо или чего-либо; 3) управление – изменение психической реальности чел-ка в соответствии со свойствами; 4) формирование – изменение психической реальности чел-ка в соответствии с соц нормами.

 

 

Основные направления психологической помощи в клинике.

Психологическое консультирование - гл. цель научно организованного информирования клиента о его психологических проблемах с учетом его личностных ценностей и индивидуальных особенностей с целью формирования личностной позиции, специфического мировоззрения и взгляда на жизнь. Консультирование в большей степени ориентируется на психологическое воздействие, т.к. учитывает цели пациента.

Психологическая коррекция (психокоррекция) - понимается как деятельность специалиста по исправлению тех особенностей личности, психического развития клиента, которое не явл. оптимальными для него. Ее целью явл. выработка и овладение навыками адекватной для индивида и эффективной для сохранения здоровья и психической дея-ти, способствующей личностному росту и адаптации чел. в обществе. Психокоррекция в большей степени ориентируется на процессы манипулирования, управления и формирования, что обычно связано неспособностью чел. самостоятельно изменить параметры своей психической деят-ти в силу аномалий или дефектов психики.

Психотерапия - в узком понимании термина явл. системой комплексного лечебного вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание чел-ка при различных заболеваниях. В широком понимании психотерапия рассматривается как процесс психологического упорядочения прошлого, наст-го и буд-го, достижение гармонии с собой и миром в настоящем.

Кризисное вмешательство - экстренная психологическая помощь лицам, находящимся в кризисном состоянии, направленная на профилактику развития психических расстройств и нарушений поведения.

Психологическая реабилитация - помощь больному, ориентированная на максимально полное восстановление его способностей, повышение качества жизни, улучшение соц-ой адаптации, предотвращение развития стойких нарушений личности и негативных изменений жизненного стиля.

Психологический тренинг - выработка у клиента необходимых психологических и поведенческих навыков: преодоление стресса, разрешения конфликтов, принятия решений и т.п. Психологическая помощь может оказываться как индивидуально, так и в группе, а также в рамках целой организации.

 

Психотерапия К.Роджерса.

Первоначально подход Роджерса к терапии назывался недирективным, что отражало интерес ее автора к методам, которые способны изменить поведение. Карл Роджерс предположил, что человек способен сам изменить свою личность, тогда психотерапевт может быть менее директивным во взаимоотношениях с ним.

Главную роль в своем подходе Роджерс отводил взаимоотношениям между терапевтом и пациентом, как важнейшее условие эффективного лечения.

Для того, чтобы осуществить конструктивные изменения в личности клиента К. Роджерс предложил шесть терапевтических условий. Пациент и психотерапевт должны находиться в психологическом контакте. Роджерс постулировал, что не состоится позитивного изменения в личности пациента, если нет взаимоотношений его с психотерапевтом.

Пациент находится в состоянии несоответствия, он уязвим и тревожен. Это объясняется Роджерсом как несоответствие между действительным переживанием человека и его Я-концепцией относительно этого переживания.

Психотерапевт гармоничен или интегрирован. Это означает, что психотерапевт должен тепло, искренне встретить человека, создать позитивную атмосферу в их взаимоотношениях. Психотерапевт должен быть открытым для всех переживаний человека.

Психотерапевт относится к нему с теплом и уважением. Сеансы терапии должны проходить в спокойной атмосфере. У клиента же должна создаться уверенность в том, что его понимают и принимают.

Психотерапевт испытывает эмпатическое понимание внутренней системы координат клиента и стремится передать это клиенту. Терапевт должен испытывать эмпатию по отношению к клиенту, что свидетельствует о том, что терапевт чувствует внутренний мир переживаний, так, как будто это его переживания и чувства.

Если говорить о «Я-концепции», то в ходе терапии происходят изменения, главным образом касающиеся «Я-идеального», которое становится более достижимым. Значительно повышается степень самопринятия, понимания самого себя. Отношения с другими людьми приносят большее удовлетворение, чем до терапии.

Клиент центрированный подход основывается на том, что психолог создает атмосферу полного принятия клиента со всеми его иррациональными мыслями. Благодаря этому клиент начинает ценить собственную личность, избавляется от чувства незащищенности и сомнения. Благодаря этому они могут честно смотреть на себя и принимать себя. Этот процесс называется проживанием.

 

 

Опросник FPI.

Фрайбургский личностный опросник (FPI) – личностный опросник, созданный главным образом для прикладных исследований с учетом опыта построения и применения опросников 16PF, MMPI, EPI. Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Данный опросник особо популярен и наиболее часто используется в немецкоговорящих странах. В Германии наиболее применима модификация FPI-R, в то время как в России – FPI-B.

Форма В отличается от полной формы только в два раза меньшим числом вопросов. Общее количество вопросов в форме В – 114. Вопросы сформулированы в форме утверждений, на которые испытуемый должен дать ответы «да» или «нет».

Шкалы опросника I–IX являются основными, или базовыми, a X-XII – производными, интегрирующими. Описание шкал FPI: Шкала I (невротичность); Шкала II (спонтанная агрессивность); Шкала III (депрессивность); Шкала IV (раздражительность); Шкала V (общительность); Шкала VI (уравновешенность); Шкала VII (реактивная агрессивность); Шкала VIII (застенчивость); Шкала IX (открытость); Шкала X (E) (экстраверсия – интроверсия); Шкала XI (N) (эмоциональная лабильность); Шкала XII (M) (маскулинность – фемининность).

Личностный опросник FPI-B создан главным образом для прикладных исследований, диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.

Исследование А. А. Крылова и Л. В. Куликова, посвящённое диагностике психических состояний и межличностных отношений, показало, что FPI-B позволяет производить оценку целого ряда важных личностных свойств: уровня эмоциональной устойчивости, качеств коммуникативной сферы личности, экстраверсии—интраверсии. Данная методика позволяет также полнее объяснить особенности психических состояний. FPI-R был создан как личностный опросник для решения различных задач психологической диагностики. На практике он используется в областях психосоматики, психотерапии, реабилитации, диагностики хронических болезней и медицинской психологии. На его основе были разработаны Фрайбургский список заболеваний и опросник удовлетворенности жизнью.

Опросник FPI предназначен для лиц в возрасте от 16 лет и старше.

 

Методика Q-сортировки.

Тестовая методика предназначена для изучения представлений о себе. Она разработана Б. Стефансоном в 1958г.

Тестируемому предлагается набор карточек, содержащих утверждения или названия свойств личности. Их необходимо распределить по группам от «наиболее характерных» до «менее характерных» для него. Вместо карточек испытуемому может быть предложен просто текст теста-опросника «Q-сортировка». Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, т.е. реальное «Я», а не «соответствие – несоответствие» статистическим нормам и результатам других людей.

Методика может быть использована повторно для определения «идеального Я» или «социального Я» (каким меня видят другие), а также «значимых для меня других» (каким я вижу своего партнера) или «идеального партнера» (каким бы я хотел видеть своего партнера).

Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и избегание «борьбы».

Так, тенденция к зависимости проявляется во внутреннем стремлении индивида к принятию групповых стандартов и ценностей (социальных и морально-этических).

Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении к эмоциональным проявлениям в общении как в группе, так и за ее пределами.

Тенденция к «борьбе» - это активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более глубокого статуса в системе межличностных взаимоотношений.

В противоположность этой тенденции избегание «борьбы» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из этих тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристики, т.е. может быть внутренне присущей индивиду, а может быть внешней, своеобразной маской, скрывающей истинное лицо человека.

 

 

Методика УСК.

Методика представляет собой модифицированный вариант опросника американского психолога Дж. Роттера. С его помощью можно оценить уровень субъективного контроля над разнообразными ситуациями, другими словами, определить степень ответственности человека за свои поступки и свою жизнь. Люди различаются по тому, как они объясняют причины значимых для себя событий и где локализуют контроль над ними.

Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний локус) и интернальный (внутренний локус). Первый тип проявляется, когда человек полагает, что происходящее с ним не зависит от него, а является результатом действия внешних причин. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своих собственных усилий. Рассматривая два полярных типа локализации, следует помнить, что для каждого человека характерен свой уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями. Локус же контроля конкретной личности более или менее универсален по отношению к разным типам событий, с которыми ей приходится сталкиваться, как в случае удач, так и в случае неудач.

В целом людям с экстернальным локусом контроля в большей степени присуще конформное и уступчивое поведение, они предпочитают работать в группе, чаще пассивны, зависимы, тревожны и не уверены в себе. Люди с интернальным локусом более активны, независимы, самостоятельны в работе, они чаще имеют положительную самооценку, что связано с выраженной уверенностью в себе и терпимостью к другим людям. Таким образом, степень интернальности каждого человека связана с его отношением к своему развитию и личностному росту.

Опросник УСК (уровень субъективного контроля) состоит из 44 предложений-утверждений, касающихся экстернальности-интернальности в межличностных (производственных и семейных) отношениях, а также в отношении собственного здоровья.

 

Понятие о мед. психологии.

МП включает в себя: психотерапию, психодиагностику, консультативную психологию, психогигиену, реабилитацию, психосоматику, некоторые вопросы дифектологии.

Платонов рассматривал клиническую психологию как часть МП. Клиническая психология имеет прикладное значение и отвечает в основном потребностям клиники. В МП он включает психогигиену.

По направленности психолог. исследований можно выделить общую и частную МП.

Общая изучает след вопросы: 1) психология больного чел-ка, психология врача, психология в паре больной врач; 2) изучение психосоматических и саматопсихических взаимовлияний; 3) изучение вопросов индивидуальности чел-ка его развитие аффективно-волевой организации и влияние на здоровье и болезнь; 4) изучение вопросов врачебного дома, этики, врачебной тайны в рамках мед. деантологии; 5)изучение вопросов психогигиены; 6) изучение вопросов общей психоторепии методов способствующих лечению белезненных состояний чел-ка.

Частная МП занимается изучением конкретного больного. Она вкл в себя: 1)особенности псих. процессов у психических больных; 2) изучение психики больного на этапах подготовки к операции при выполнении операции и послеоперационный период; 3) изучение особенности психики больных страдающие конкретной соматической патологией; 4) изучение психики больных с дифектами органов и систем; 5) изучение психики чел-ка при проведении трудовой, военной и судебной экспертизы; 6) изучение психики больных алкоголизмом и наркоманией; 7) частная психотерапия.

Сущ 3 клиники где находят свое применение МП: 1) Психиатрическая. В области решения в вопросах МП связаны с тяжелыми психическими расстройствами лучше всего освещены в трудах отечественных психологов Рубинштейн и Зейгарник. Пограничные психологические расстройства лучше всего рассмотрены в амер клинической психологии. В совр психологии они рассматриваются с помощью МКВ-10; 2) Неврологическая клиника. Методологическую базу для научных исследований и работы психологов практиков заложили работы Лурии; 3) Соматическая. Психосоматика развивалась в странах Зап Европы и Америки (Фролова). На развитие МП аказали влияние след дисциплины: психиатрия, неврология, нейрохирургия, психотерапия, общая терапия.

 

 

Основные методы исследования в мед. психологии.

В области МП научная методология призвана раскрыть общие принципы патологического функционирования психики. Методы:

1) Исследование отдельных случаев – детальный отчет о психическом расстройстве чел-ка и его психологических проблем;

2) Корреляционный метод (основу этого метода составляет корреляционный анализ, который применяется к разным психоаналитическим ха-кам больного чел-ка на разных стадиях заболевания): а) эпидимиологическое исследование – определяет распространенность психологических расстройств среди групп населения. С помощью этого метода определяют группу риска; б) лангетюдные исследования проводятся в отношении одних и тех же испытуемых в течении длительного времени от 5 лет и дольше. Метод дает возможность исследовать динамику психического расстройства;

3) Экспериментальный. В ходе эксперимента создаются условия с помощью которых можно изучить причины и механизмы психических расстройств. Существует в разновидностях: а) квазиэксперимент – исследуются те группы людей которые есть в реальной жизни; б) естественный – используются в качестве объекта люди, которые подверглись экспериментальным природным катаклизмам; в) эксперимент-аналог – проводится в условиях лабораторий, где создаются предпосылки похожие на реальные причины возникновения легких психических нарушений; г) эксперимент с единственным испытуемым – связаны с применением психотерапевтических методов индивидуального характера, насколько они эффективны для той или иной патологии.

Помимо научных исследований проводятся клинико-психологические исследования, которые носят диагностический характер. Цель этого исследования поставить правильный диагноз и назначить правильную психотерапию. Клинико-психологическое обследование состоит из 4 этапов: 1) формирование клинических задач; 2) беседа с пациентом; 3) экспериментально-психологический эксперимент; 4) составление заключения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.032 с.)