Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Теория и методология клинической психологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Теоретические основания и основные методологические проблемы клинической психологии. Норма и патология, здоровье и болезнь. Проблема разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов. Основные этапы и факторы возникновения психических и поведенческих расстройств. Построение клинико-психологического исследования. Часть II. Основы нейропсихологии Тема 3. Методологические основы нейропсихологии Предмет нейропсихологии. Основные направления современной нейропсихологии – экспериментальная, клиническая, реабилитационная, детская, нейропсихология индивидуальных различий. Теоретическое и практическое значение нейропсихологии. Нейропсихологическая батарея тестов А.Р. Лурия. Понятийный аппарат нейропсихологии. Понятие о высших психических функциях, первичном и вторичном симптоме, синдроме, факторе. Тема 4. Мозговые механизмы высших психических функций Проблема локализации высших психических функций. Теоретические основы и практическое значение нейропсихологии. Структурно-функциональные принципы работы мозга. Концепция структурно-функциональных блоков мозга А.Р. Лурия. Синдромный анализ нарушения высших психических функций. Тема 5. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия История изучения функциональной асимметрии мозга: клинические, физиологические данные. Концепция доминантности левого полушария (у правшей). Анатомические, физиологические и клинические свидетельства неравноценности левого и правого полушарий мозга. Концепция функциональной специфичности больших полушарий головного мозга. Парциальный характер функциональной асимметрии, моторные и сенсорные асимметрии. Дифференцированный характер межполушарного взаимодействия. Исследования типов межполушарной асимметрии в норме. Латеральные особенности нарушений гностических процессов, произвольных движений и действий, мнестических интеллектуальных процессов, эмоций. Специфика нейропсихологических синдромов у левшей. Тема 6. Основные нейропсихологические симптомы и синдромы Сенсорные и гностические зрительные расстройства. Сенсорные и гностические слуховые расстройства. Сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства. Нарушения речи при локальных поражениях мозга. Нарушение внимания при локальных поражениях мозга. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга. Нарушения движений и действий при локальных поражениях мозга. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга. Нарушения эмоций при локальных поражениях мозга. Тема 7. Возможности практического применения нейропсихологии Проблема восстановления высших психических функций. Нейропсихология в школе. Нарушение и восстановление функций письма, чтения и счета. Часть III. Патопсихология Тема 8. Методологические основы патопсихологии Патопсихология как составная часть клинической психологии. Соотношение патопсихологии и психопатологии. Предмет патопсихологии. Теоретические основы патопсихологии. Значение патопсихологии для общепсихологической теории. Задачи патопсихологии в клинике. Задачи детской патопсихологии. Возможность применения патопсихологического подхода в деятельности педагога-психолога. Дизонтогенетический подход к исследованию нарушений психики в детском возрасте. Понятие о психическом дизонтогенезе. Патопсихологические параметры психического дизонтогенеза. Классификация психического дизонтогенеза. Тема 9. Методы патопсихологического исследования. Общая характеристика методов патопсихологического исследования. Принципы патопсихологического экспериментального исследования. Беседа и наблюдение в структуре патопсихологического эксперимента. Этапы и технология проведения патопсихологического исследования. Подготовка и проведение экспериментального исследования. Анализ и интерпретация данных экспериментально-психологического исследования. Тема 10. Патопсихологический подход к исследованию нарушений психической деятельности и личности при психических расстройствах Нарушения восприятия. Проблема агнозий в патопсихологии. Псевдоагнозии при деменции. Патопсихологические исследования обманов чувств. Исследование нарушений мотивационного компонента перцептивной деятельности. Нарушения памяти. Нарушение непосредственной памяти. Нарушения опосредованной памяти. Нарушение динамики мнестической деятельности. Нарушение мотивационного компонента памяти. Нарушения мышления. Нарушение операциональной стороны мышления. Нарушение мотивационного (личностного) компонента мышления. Нарушение динамики мыслительной деятельности. Нарушение критичности мышления. Нарушения умственной работоспособности. Общепсихологическая характеристика работоспособности человека. Клинические проявления нарушения умственной работоспособности. Патопсихологический анализ нарушений умственной работоспособности при психических расстройствах. Нарушения личности. Нарушение опосредованности и иерархии мотивов. Нарушение смыслообразования. Нарушение подконтрольности поведения. Формирование патологических черт личности. Часть IV. Пограничные психические состояния Тема 11. Психогенные нервно-психические расстройства Характеристика пограничных психических расстройств, их классификация, общие и специфические черты. Неврозы. Признаки, характеризующие неврозы. Основные типы неврозов: неврастения, истерия, психастения и навязчивые состояния. Реактивные психозы. Часть V. Наиболее распространенные психические расстройства и расстройства поведения Тема 12. Органические психические расстройства Деменция. Церебральный атеросклероз. Старческое слабоумие (сенильная деменция). Болезнь Альцгеймера. Сосудистая деменция. Болезнь Пика. Тема 13. Эпилепсия Общая характеристика заболевания. Этиология. Патогенез. Распространенность. Клиническая картина заболевания. Характерные изменения психики при эпилепсии. Тема 14. Расстройства личности Классификация личностных расстройств. Эксцентричные расстройства личности (с преобладанием нарушений мышления). Демонстративные расстройства личности (с преобладанием нарушений в эмоциональной сфере). Тревожно-астенические расстройства личности (с преобладанием нарушений волевой сферы). Тема 15. Психические расстройства и расстройства поведения связанные с употреблением психоактивных веществ (ПАВ) Алкоголизм (этилизм). Наркомания и токсикомания. Табакокурение (никотинизм). Тема 16. Шизофрения Общая характеристика заболевания. Этиология. Патогенез. Распространенность. Современная систематика шизофрении. Клиническая картина заболевания. Особенности патологии мышления при шизофрении. Характерные изменения психики. Тема 17. Маниакально-депрессивный психоз Общая характеристика заболевания. Этиология. Патогенез. Распространенность. Клиническая картина заболевания. Общая характеристика депрессивной и маниакальной фазы. Часть VI. Основы психосоматики Тема 18. Психосоматические расстройства Концепция «субъективной картины болезни» как психологическая основа соматопсихических расстройств. Психология инвалидности.
Цели и задачи курса Цель курса – ознакомить студентов – будущих педагогов-психологов: · с теоретико-методологическими основами клинической психологии (предмет и структура клинической психологии, направленность деятельности клинического психолога, основные категории теоретического аппарата клинической психологии); · с типологией нарушений (изменений психических процессов, свойств и состояний при различных видах патологии человека); · с состоянием и перспективами развития основных разделов клинической психологии (нейропсихология, патопсихология, психология соматических нарушений, психология аномального развития, психология отклоняющегося поведения, психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия, психологическое воздействие в специальных образовательных учреждениях, психологическая помощь в чрезвычайных ситуациях); · с принципами построения методов психологической диагностики (патопсихологической и нейропсихологической); · с коррекционно-реабилитационной помощью детям и подросткам с трудностями социализации и адаптации. Задачи курса: · сформировать у студентов общее представление о роли и месте клинической психологии в системе школьного образования; · освоить широкий спектр теоретических представлений о медицине, психофизиологии, психологии, социальной профилактики, объединяющих круг проблем, связанных с психологическими аспектами консультативно-диагностической, коррекционно-реабилитационной и охранно-защитной помощи детям с проблемами развития и поведения; · сформировать у студентов теоретические и практические знаниям основ психологической коррекции и реабилитации детей, находящихся в социально-стрессовых состояниях; · ознакомить студентов с психолого-педагогическими методами и формами профилактической работы с детьми с девиантными и противоправными формами поведения; · получение практических навыков и умений при применении клинических диагностических методик, умение интерпретировать полученные данные в соответствии с задачей, составление заключения, на основе полученных результатов.
Формы проведения занятий Программа данного курса рассчитана на профессиональную подготовку студентов по специальности 050706 «Педагогика и психология». Учебная программа разработана на основании Государственного образовательного стандарта и предусматривает систему лекционных, семинарских и лабораторных занятий дополняющих друг друга. 1.7. Формой контроля студентов являются: письменные контрольные работы, тестовые задания, доклады и рефераты, устные выступления, отчеты по лабораторным работам, экзамен.
1.8. Итоговый контроль: очная форма обучения – зачет в IX и Xсеместрах; заочная форма обучения - экзамен в X семестре. В результате освоения содержания курса «Клиническая психология» студенты должны знать: · предмет, задачи, историю развития, основные отрасли клинической психологии; · теоретическую базу клинической психологии; · общую характеристику детей и взрослых, имеющих отклонения в психофизическом развитии; · сущность, причины возникновения, структуру дефекта в психофизическом развитии; · психологические основы предупреждения возникновения нарушений · систему медицинской, психологической, педагогической помощи людям с нарушенным психофизическим развитием. Иметь первичные навыки: · практического использования знаний клинической психологии в условиях будущей профессиональной деятельности; · работы с людьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии; · проведения обследования людей с нарушенным психофизическим развитием с помощью специальных методик. Уметь: · изучать и анализировать сходные состояния нарушенного развития; · составлять план коррекционного воздействия на людей с нарушенным психофизическим развитием. Иметь представление: · о месте клинической психологии в системе наук; · об основных научных работах отечественных и зарубежных ученых по проблематике клинической психологии; · о междисциплинарных связях наук, исследующих нарушения в психофизическом развитии.
Учебная программа Содержание изучаемого учебного материала, соответствует требованиям ГОС (2005 года), и учитывает специфику подготовки студента по специальности 031000 «Педагогика и психология». Для студентов факультета психологии ГОСом предусматривается следующее содержание курса. Предмет и структура клинической психологии. Морфологическая и физиологическая основы высших психических функций, межполушарная асимметрия мозга и межполушарные взаимодействия. Сенсорные и гностические нарушения работы отдельных мозговых систем и основных психических функций и поведения в целом. Патопсихологический анализ нарушений познавательной и эмоционально-личностной сферы. Методы выявления и анализа типичных патопсихологических синдромов у больных различными формами психических заболеваний. Психосоматика, психология аномального развития. Основное содержание деятельности клинических психологов.
3. Календарно-тематический план Для студентов 5 курса очного отделения
Для студентов 5 курса заочного отделения
4. Методические рекомендации по изучению дисциплины Поскольку курс «Клиническая психология» проводится со студентами 5 курса, то предполагается, что они на высоком уровне владеют навыками организации самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов призвана расширить, обогатить и конкретизировать содержание лекционных занятий. Под руководством преподавателя студенты самостоятельно изучают рекомендованную литературу, готовятся к активному восприятию содержания лекций. «Клиническая психология» на заочном отделении изучается в 10 семестре и систематизирует базовые биологические и общепсихологические знания студентов о природе психического и физического статуса людей. Основными видами учебных занятий являются лекции, семинары, практические занятия. Содержание учебной дисциплины «Клиническая психология» базируется на основных отечественных и зарубежных подходах, представленных в трудах Выготского Л.С., Лурия А.Р., Мясищева В.Н., Блейхера В.М.,Башиной В.М., Зейгарник Б.В., Ковалева В.В., Кудрявцева И.А., Карвасарского Б.Д., Александера Ф.Лебединского В.В., Никольской О.С., Лубовского В.И., Рубинштейн С.Я., Сухаревой Г.Е., Семаго Н.Н., Солнцевой Л.И. и д.р. Студентам, изучающим курс, рекомендуется внимательно воспринимать и творчески осмысливать основное содержание занятий, вести записи в тетрадях, конспектировать первоисточники, дополнять и углублять усвоенные знания во время самостоятельной работы, работать с литературой, с электронной библиотекой, составленной для изучения данного курса. Им предоставляется также возможность подробно изучить пато- и нейропсихологические методики со стимульным диагностическим материалом в электронном варианте. Внимательно изучить в домашних условиях презентацию к теме «Основные нозологические формы психических заболеваний» (алкоголизм, маниакально-депрессивный психоз, наркомании, невроз, олигофрения, психопатии, шизофрения, эпилепсия, основные психопатологические синдромы). При повторении или самостоятельном изучении темы «Патология мышления» студентам предоставляется возможность еще раз, теперь уже в домашних условиях, прослушать аудиозапись с особенностями рассуждений больных с той или иной патологией мышления. Для студентов 5 курса психолого-педагогического факультета как очного, так и заочного отделения подробно разработана тематика 10-ти семинарских занятий, где предлагается перечень вопросов к подготовке семинаров, дается список литературы для изучения конкретной темы, а также предлагаются контрольные вопросы для самопроверки знаний по определенным разделам дисциплины. Разработаны тесты в электронном варианте. Итак, самостоятельная работа студентов включает в себя следующие виды работы: 1. подготовка рефератов и докладов; 2. конспектирование психолого-педагогической литературы; 3. выполнение практических и лабораторных заданий, предлагаемых преподавателем; 4. самодиагностика уровня усвоений знаний по контрольным вопросам.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.218.234 (0.013 с.) |