Семинарское занятие № 1. « Развитие взглядов на психику в отечественной психологии». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинарское занятие № 1. « Развитие взглядов на психику в отечественной психологии».



Теоретические вопросы

 

1. Становление и основные этапы развития психологии в России.

2. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского.

3. Теория деятельности в трудах А.Н.Леонтьева и С.Л.Рубинштейна.

4. Современная отечественная психология.

Практическое задание

Разработать сравнительную таблицу по основным направлениям психологии.

Рекомендуемая литература

 

1. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб., 2006.

2. Ждан А.И. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов – 5-е изд. – М.: Академический проспект, 2004. -576с.

3. Марцинковская Т. Д. История психологии: учеб. для студ. псих. и пед. вузов / Т. Д. Марцинковская. - 5-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2006. - 539 с.

4. Общая психология []: в 7 т. Т. 1. Введение в психологию / Е. Е. Соколова; под ред. Б. С. Братуся. - М.: AcademiA, 2008. - 352 с.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2008.

6. Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии: Хрестоматия с коммент. по курсу "Введение в психологию" / Е. Е. Соколова. - 3-е изд. - М.: Смысл, 2000. - 652 с.

7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб., 2010.

8. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии/ Пер. с англ. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002.

Семинарское занятие № 2. «Психология как наука о человеке.»

Теоретические вопросы

 

1. Предмет психологии.

2. Место психологии в системе наук. Отрасли психологии.

3. Психологическая наука и практика.

Практическое задание

Подобрать примеры пословиц, выделить признаки обыденного психологического знания.

Рекомендуемая литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию (курс лекций): Учеб. пособие для студ. вузов / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2005, 2008 - 334 с.

2. Дорфман, Л, Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / Л.Я. Дорфман. - М.: Смысл: AcademiA, 2005. – 287с.

3. Гинецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. - М., 1994.

4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.

Семинарское занятие № 3. «Методология научно-психологического исследования.»

 

Теоретические вопросы

1. Организация психологического исследования. Методы психологии.

2. Этапы. Модель эксперимента.

Практическое задание

Решение задач на отработку исследовательских умений: формулировка проблемы, гипотезы, выделение объекта, предмета, цели.

 

Рекомендуемая литература

1. Гальперин П. Я. Введение в психологию: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по гуманит. спец. / П. Я. Гальперин. - 6-е изд. - М.: КД "Университет", 2006. - 330 с.

2. Дорфман Л. Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / Л.Я. Дорфман. - М.: Смысл: AcademiA, 2005.

3. Никандров, В. В. Экспериментальная психология [Текст]: учебник для студ. вузов / В. В. Никандров. - 2-е изд., доп. - СПб.: Речь, 2007. - 512 с.

4. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. - М., 1982.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2008.

6. Столяренко, Л. Д. Психология: учеб. для вузов / Л. Д. Столяренко. - СПб.: Питер, 2008. - 591 с.

7. Шаров А.С. О - граниченный человек. - Омск, 2000.

8. Шаров А.С. Психология познания человека.- Омск, 1994.

 

Семинарское занятие № 4. «Подходы к пониманию человека в зарубежной и отечественной психологии.»

Теоретические вопросы

 

1. Структурные элементы теории личности.

2. Понимание личности в различных направлениях зарубежной психологии (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология).

3. Понимание личности в отечественной психологии.

Практическое задание

  1. Провести самоисследование уровня самоактуализации с помощью методики «Краткая шкала измерения самоактуализации».

 

Рекомендуемая литература

1. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. "Психология" / А. Г. Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл: AcademiA, 2007. - 526 с.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. "Психология", "Клиническая психология" / А. Н. Леонтьев. - М.: Смысл: AcademiA, 2005. - 346 с.

3. Олпорт Г. Становление личности []: избр. труды / ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - 462 с. - (Живая класссика).

4. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Психология" / А.Б. Орлов. - М.: AcademiA, 2002. - 271 с.

5. Психология личности в трудах отечественных психологов.: хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. - СПб.: Питер, 2002. - 476 с. - (Хрестоматия по психологии).

6. Реан А. А. Психология и психодиагностика личности: теория, методы, исследования, практикум / А. А. Реан. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 255 с.

7. Хьелл Л. А. Теории личности: Основные положения, исследования и применение: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / Л.А. Хьелл, Д. Д. Зиглер. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 606 с.

 

Семинарское занятие № 5. «Темперамент и характер человека»

Теоретические вопросы

 

1. Типичное в поведении людей как основание для типологизации.

2. Типы темперамента, их физиологическая основа и психологическая характеристика.

3. Понятие и структура характера. Акцентуации характера.

Практическое задание

Решение психологических задач

Самодиагностика: Личностный опросник Г. Ю. Айзенка для взрослых (EPQ)

Рекомендуемая литература

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания: научное издание / Б.Г. Ананьев. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2001. - 282 с.

2. Батаршев А. В. Темперамент и характер: психологическая диагностика / А.В. Батаршев. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 334 с.

3. Гиппенрейтер Ю. Ба. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. вузов / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: ЧеРо: Юрайт, 2005.

4. Государев Н. А. Дифференциальная психология в вопросах и ответах: учебное пособие / Н. А. Государев. - М.: Ось-89, 2006.

5. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности: практикум / О. П. Елисеев. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 508 с.

6. Кречмер Э. Строение тела и характер []: научное издание / Э. Кречмер. - М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 331 с

7. Психология индивидуальных различий: хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - 775 с.: рис. - (Хрестоматия по психологии).

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: Учеб. пособие для студ. вузов / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007. - 711 с.

9. Сапогова Е. Е. Задачи по общей психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 446 с.

 

Семинарское занятие № 6. «Способности.»

Теоретические вопросы

 

1. Понятие о способностях. Признаки способностей. Задатки.

2. Виды и структура способностей.

3. Развитие способностей. Творческая личность, талант, гений.

Практическое задание

 

Решение психологических задач

Самодиагностика Краткий Ориентировочный Тест (Краткий Отборочный Тест, Тест КОТ В.Н.Бузина, Э.Ф.Вандерлика)

 

Рекомендуемая литература

1. Индивидуальные различия в развитии способностей человека: сб. науч. трудов / отв. ред. В. А. Сальникова. - Омск: Изд-во СибАДИ, 2008. - 112 с

2. Калмыкова З.И. Методика диагностики обучаемости школьников. //Проблемы диагностики умственного развития учащихся.-М., 1975.

3. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст.-М., 1971.-С.133-162, 163-182, 183-200.

4. Психология индивидуальных различий: хрестоматия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - 775 с.: рис. - (Хрестоматия по психологии).

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: Учеб. пособие для студ. вузов / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007. - 711 с.

6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: В 2-х т.-М., 1985.-Т.1.-С. 42-71.

7. Теплов Б.М. Способности и одаренность //Хрестоматия по психологии.-М., 1987.-С. 281-286.

 

Семинарское занятие № 7. «Самосознание.»

Теоретические вопросы

 

1. Самосознание как осознание “Я”, функции самосознания.

2. Составляющие элементы самосознания.

3. Эмоционально-ценностное отношение к себе. Самооценка и уровень притязаний. Их роль в становлении самосознания человека.

Рекомендуемая литература

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст]: пер. с англ. / Р. Бернс; ред., авт. предисл. В. Я. Пилиповский. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.

2. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения // Собр. соч. – Т.1. -М., 1982. – С. 78-98.

3. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее сознание. - М., 1984.

4. Психология личности: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. "Психология" / ред.: П. Н. Ермаков, В. А. Лабунская. - М.: ЭКСМО: Наука-пресс, 2008. - 653 с.

5. Реан, А. А. Психология и психодиагностика личности: теория, методы, исследования, практикум / А. А. Реан. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 255 с. - (Психология: лучшее).

6. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983.

 

Семинарское занятие № 8. « Память.»

Теоретические вопросы

 

1. Определение памяти. Механизмы и закономерности памяти в психологии. (Эббингауз, Зейгарник …).

2. Процессы, виды памяти.

3. Рациональные приемы запоминания.

Практическое задание

 

Исследование индивидуальных особенностей памяти: продуктивность, объем кратковременной памяти.

Решение психологических задач

Рекомендуемая литература

  1. Блонский, П. П. Память и мышление: научное издание / П.П. Блонский. - СПб.: Питер, 2001. - 287 с. - (Психология - классика). -

2. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб, 2002.

3. Лапп Д. Улучшаем память – в любом возрасте. СПб,2002.

4. Общая психология [Текст]: в 7 т.: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Психология", "Клиническая психология" / ред. Б.С. Братусь. - М.: Академия. - (Университетский учебник по психологии). Т. 3: Память / В. В. Нуркова. - 2-е изд., стер. - 2008. - 318 с.

5. Психология памяти. / ред Ю.Б.Гиппенрейтер. - М.,2000.

6. Черемошкина Л. В. Психология памяти: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. "Психология" / Л. В. Черемошкина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 318 с.

 

Семинарское занятие № 9. «Мышление и воображение.»

Теоретические вопросы

 

1. Понятие о мышлении. Виды мышления. Социальная природа мышления человека.

2.Умственные операции и формы мышления.

3. Мышление как процесс решения задач. Этапы решения проблемы.

4. Понятие о воображении. Виды и механизмы воображения.

5. Мышление и воображение.

Практическое задание

 

Решение психологических задач.

Самоисследование: логическое мышление, обобщение, творческое воображение, проявление различных качеств ума в процессе решения задачи.

Рекомендуемая литература

1. Гамезо М. В. Атлас по психологии: информ.- метод. пособие к курсу "Психология человека" / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. - 3-е изд., доп. и испр. - М.: Пед. о-во России, 2006. - 275 с.

2. Петухов В.В. Психология мышления. - М., 1987.

3. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / под ред. В. Д. Шадрикова. - М.: Просвещение, 1990. - 142 с. - (Учебное пособие для педагогических институтов).

4. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: практикум / Л. Д. Столяренко. - 9-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 703 с.

5. Тихомиров О. К. Психология []: Учеб. для студ. вузов / О. К. Тихомиров. - М.: Высшее образование, 2006. - 538 с. - (Высшее образование).

 

 

Семинарское занятие № 10. «Эмоционально-волевая сфера личности.»

Теоретические вопросы

 

1. Понятие воли. Этапы волевого действия.

2. Волевые качества личности и их формирование. Самовоспитание воли.

3. Воля и эмоциональная сфера личности.

4. Внешнее выражение эмоций и чувств.

Практическое задание

 

Самоисследование: Методика А.С.Шарова Волевые качества личности, методика А.А.Реана Мотивация успеха и избегания неудачи.

 

Рекомендуемая литература

1. Додонов Б. И. Эмоция как ценность [Текст]: научное издание / Б. И. Додонов. - М.: Политиздат, 1978. - 272 с.

2. Изард К. Э. Психология эмоций: научное издание / К. Э. Изард. - СПб.: Питер, 2006. - 460 с. -

3. Ильин Е. П. Психология воли / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. - 280 с.

4. Ильин Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / Е. П. Ильин. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 782 с.

5.Психология мотивации и эмоций: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии / под ред Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. - 2-е изд., стер. - М.: ЧеРо, 2006. - 751 с. - (Хрестоматия по психологии).

6.Психология эмоций: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии / авт.-сост. В. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2007. - 496 с. - (Хрестоматия по психологии).

7. Эмоциональная саморегуляция: теоретические основы и прикладные аспекты []: научное издание. - 2-е изд., испр. и доп. - Самара: СамИКП, 2002. - 168 с.

 

 

Семинарское занятие № 11. «Самопознание и стратегия жизни.»

Теоретические вопросы

 

1. Познай самого себя (аспекты, механизмы, целостность, я-как система).

2. Человек в поисках смысла.

3. Самоактуализация и самопрограммирование личности.

4. Жизненная стратегия: как ее строить?

Практическое задание

 

Обработка, интерпретация, обсуждение результатов самоисследования.

Краткая шкала измерения самоактуализации.

Рекомендуемая литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- М., 1991.

2. Богданов В.А. Психология жизненного пути.-СПб., 1994.

3. Методы исследования самосознания: Метод. рек. для студентов пед. ун-та / Омск. гос. пед. ун-т; сост. В. В. Лемиш. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997. - 40 с.

4. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера.- М.,1987.

5. Рейнуотер Д. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом: пер. с англ. / Дж. Рейнуотер; Общ. ред. и послесл. Ф.Е.Василюка. - М.: Прогресс, 1992. - 240 с.

6. Франкл В. Воля к смыслу: научно-популярная литература / В. Франкл. - М.: ЭКСМО, 2000. - 368

 

1. Контрольно-измерительные материалы (тестовые задания, вопросы к зачетам, экзаменам и др.).

1.1. Тестовое задание

I. Пояснительная записка.

Тест по курсу «Общая психология» является формой проверки знаний у студентов основных категорий психологии. Его цель – выявить общий уровень знаний о психологических закономерностях функционирования психических процессов, а так же механизмах и закономерностях деятельности и поведения личности. Тестовое задание предлагает следующие разделы:

ü Введение в психологию;

ü познавательная сфера личности;

ü психология человека;

ü индивидуально-психологические особенности личности.

В тестовом задании 30 вопросов, из которых 6 имеют открытый характер. При ответе на закрытые вопросы студенты должны сделать аналитические операции, связанные с выбором одного или нескольких правильных ответов, или исключением лишнего ответа. Ответы на открытые вопросы позволяют раскрыть студенту дать развернутые ответы, показав свою эрудицию. Такие задания предполагают задания на установление правильной последовательности, задания на установление соответствий, или задания на дополнения.

Тестовое задание позволяет выявить степень сформированности следующих компетенций:

- – способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- – готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

- – способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

- – способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3)

 

  1. Критерии оценок.

«отлично» - 28-30 верных ответов.

«хорошо» - 27-22 верных ответов.

«удовлетворительно» - 21-16 верных ответов.

«неудовлетворительно» - 15 верных и менее ответов.

  1. Задания и вопросы.

Вариант 1.

1. Психология как наука изучает факты, закономерности и ________ психики.

а. компоненты

б. уровни

в. механизмы

г. условия

 

2. Автором трактата «О душе» является …

а. Платон

б. Аристотель

в. Сократ

г. Демокрит

 

3. Создателем первой в мире лаборатории экспериментальной психологии является:

а. Сеченов

б Павлов

в. Вундт

г. Эбингауз

 

4. Психология как самостоятельная отрасль научного знания возникла:

а. в начале 20 в.

б. в конце 18 в

в. в конце 19 в

г. все ответы неверны.

 

5. Метод психологии, при котором исследуемое явление изучается в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздавать его при повторении этих условий:

а. эксперимент

б. тест

в. наблюдение

г. беседа

 

6. Сущностной характеристикой метода тестов является

а. массовость

б. высокая скорость процедур

в. объективность

г. наличие «норм», с которыми сравниваются полученные данные

 

7. Выберите наиболее правильные и полные суждения о предмете психологии.

а. Психология — наука, занимающаяся изучением переживаний и пси­хических состояний, которые устанавливаются внечувственным путем, интроспективно.

б. Психология — наука о закономерностях, механизмах и фактах пси­хической жизни человека и животных.

в. Психология — отрасль биологической науки, занимающаяся функционированием нервных процессов мозга.

г. Психология — наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного «Я» (т.е. сознание индивида).

8. Отрасль психологии, изучающая закономерности усвоения индивидом социального опыта в условиях учебно-воспитательной деятельности

а. педагогическая психология

б. возрастная психология

в. дифференциальная психология

г. психология личности

 

9. Высшая форма психического отражения, интегрирующая все другие формы отражения и свойственная только человеку, - это…

а. самосознание

б. сознание

в. воля

г. память

 

10. Активное взаимодействие человека со средой, при котором он достигает сознательно поставленной цели, возникающей как следствие определенной его потребности, мотива, является:

а. операцией

б. действием

в. деятельностью

г. навыком

11. Перевод человеком накопленного внутреннего опыта во внешние действия называется

12. Сенсорную стадию развития психики животных характеризует

а. отражение связей между предметами

б. отражение действительности в образов предметов

в. развитая раздражимость, примитивные элементы чувствительности

г. наличие ощущений

 

13. По А.Н. Леонтьеву, _________- это потребность, нашедшая свой предмет.

 

14. Компонент в структуре сознания, имеющий объективную, общественную форму существования

а.значение

б.смысл

в.чувственная ткань

г.биодинамическая ткань

 

15. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний

а. интуиция

б. рефлексия

в. самооценка

г. интериоризация

 

16. Вид чувствительности, обусловленный переносом качеств одной модальности на другую, - это:

а. синестезия

б. сесибилизация

в. аккомодация

г. интенсивность

 

17. В процессе восприятия отражаются:

а. отдельные свойства вещей и явлений

б. целостные образы предметов и явлений

в. обобщенные понятия о предметах и явлениях

г. отдельные стороны действительности

 

18. Сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, переживании обеспечивает…

а. восприятие

б. внимание

в. рефлексия

г. узнавание

19. Сохранение материала после его запечатления на время, необ­ходимое для выполнения задачи, называют... памятью

 

20. Сущностью мыслительного процесса является

а. отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира

б. установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями

в. запечатление и сохранение информации

г. отражение предметов и явлений окружающего мира

 

21. Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов и их преобразование в процессе реальных действий

а. наглядно-действенное

б. наглядно-образное

в. словесно-логическое

г. дискурсивное

 

Вопрос 22. Психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи …

 

23. Психическое состояние человека, характеризуемое стойкими отрицательными эмоциональными переживаниями, вызванное крайней степенью неудовлетворенности, блокадой стремлений и невозможностью достижения целей -

а. стресс

б. настроение

в. фрустрация

г. аффект

 

24. Согласно теории З.Фрейда, источником поведения человека является _______ энергия

а. физическая

б. психическая

в. интеллектуальная

г. либидозная

 

25. Согласно взглядам А.Маслоу высшей потребностью человека является потребность в ……

 

26. Человек как социально обусловленное интегральное образование, сознательный потенциальный регулятор психической деятельности и поведения

а. субъект

б. личность

в. индивид

г. индивидуальность

 

27. Основателем учения о темпераменте считают…

а. Галена

б. Гиппократа

в. Сократа

г. Аристотеля

 

28. Индивидные свойства человека, определяющие динамику психической деятельности, характеризуют …

 

29. Признаками способностей являются …

а. успешность выполнения деятельности

б. сформированность умений и навыков

в. скорость и легкость освоения деятельности

г. природные задатки.

 

30. Для истероидного акцентуанта труднее всего...

а. вступать в эмоци­ональные контакты с людьми

б. переносить невнимание к своей особе

в. быть на виду

г. ориентироваться в социальной обстановке

 

  1. Ключи верных ответов.

Вариант 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 683; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.35.75 (0.177 с.)