Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Темы докладов и рефератов на семинарские занятия 8-9Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Роль и место образования в современном мире. 2. Ведущие тенденции в развитии современного образования: основные противоречия. 3. Образование и мировое образовательное пространство. 4. Интеграционные процессы в образовании. 5. Современные тенденции в развитии общего образования. 6. Непрерывность образования – основа жизненного успеха личности.
Примерная литература для подготовки к занятиям
1. Бордовская Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для вузов/ Н.В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2008. - 299 с. 2. Борытько Н.М. Педагогика: Учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2007. - 492 с. 3. Загвязинский В.И. Общая педагогика: Учеб. пособие для вузов/ В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. М.: Высшая школа, 2008. - 391 с. 4. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Высшее образование, 2007. 430 с. 5. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов. - 2-е изд., доп. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2010. - 574 с.
Семинарское занятие №10-11. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫ, СОДЕРЖАНИЕ
Цели занятия: сформировать у студентов понятие о сущности и целях процесса воспитания, познакомить с различными подходами в педагогической литературе к выделению закономерностей и принципов воспитания; с характеристикой основных закономерностей и принципов воспитания, изучить понятие «содержание воспитания», рассмотреть сущность различных направлений воспитания.
1. Понятие воспитания, его специфика. 2. Основные признаки воспитания. 3. Сущность воспитания как педагогического процесса. 4. Идеи, лежащие в основе современной идеологии воспитания. 5. Проблема целей воспитания в истории (Платон, Сократ, Аристотель о целях воспитания и др.). 6. Цели и задачи воспитания в современных социально-экономических условиях. 7. Характеристика основных закономерностей воспитания.
семинар (10) _____________________________________________________ (семинар 11) ¯
8. Общие положения о принципах воспитания. 9. Характеристика принципов воспитания. 10. Значение принципов воспитания в воспитательном процессе. 11. Национальные особенности воспитания. 12. Основные подходы к рассмотрению содержания воспитания. 13. Виды и направления воспитания.
Творческое задание 1
Проанализируйте приведенные ниже высказывания о сути процесса воспитания. 1) Хорошо сформированная цивилизация – это совокупность факторов подкрепления. Члены этой цивилизации ведут себя таким образом, чтобы поддержать личность, давать ей возможность преодолевать всякого рода неожиданности и изменять ее... с помощью факторов подкрепления» (Скиннер Б. Утопия и человеческое поведение). 2) Теория удовольствия и неудовольствия, наслаждения и страдания – это старая сенсуалистическая теория... ложна в самом своем основании... Жизнь души, не порывающая сама себя, может состоять только в деятельности не для добывания удовольствий, а для самого дела. В такой деятельности и удовольствия и неудовольствия нейтрализуются, и на их место выходит жизнь – горящая, пламенная, сыплющая вокруг искры; человек мыслящий... берет самый этот источник жгучих и блестящих искр» (Ушинский К. Д. Собр. соч. – Т. 10). С чем вы согласны и с чем не согласны в этих высказываниях?
Творческое задание 2
Сравните эти высказывания: а) «На Западе... развитие цивилизации дошло до крайних пределов, т. е. до крайних пределов развития лица... И это состояние, т. е. распадение масс на личности («лучиночки»), иначе цивилизация, есть состояние болезненное» (Достоевский Ф. М. Цит. по: Козлова – О. Н. Введение в теорию воспитания. – М., 1994. – С. 78.) б) «Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всегда всего более и всего ближе знаком со своим отечеством: с родным ему языком, литературой, историей, географией, статистикой, политическими отношениями, финансовым положением и т. д., а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе, со своей родиной и со всем, что к ней относится» (Ушинский К. Д. Избр. пед.соч.-М., 1954. – Т. 11. – С. 279). Как вы это понимаете? Какое мнение вам ближе и почему?
Творческое задание 3
1. «В гражданском обществе, – писал Гегель, – каждый для себя – цель, все другие суть для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть объема своих целей, эти другие суть потому средства для целей особенного» (Гегель Г. Соч. – М.; Л., 1934. – Т. 7. – С. 211). Согласны ли вы с данным высказыванием? Если да, каким должно быть содержание воспитания в таком случае? Если нет, то почему?
Творческое задание 4
2. «… Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам, не плодотворно, не законно и не возможно. Права воспитания не существует. Я не признаю его…» (Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Пед. соч. – М., 1989. – С. 208-209). Разделяете ли вы мнение Л.Н. Толстого? Приведите аргументы в поддержку своего мнения.
Подготовка к семинару
1. Письменное задание по актуальным вопросам воспитания, его целях, принципов и содержания. Методическая подсказка. Конспект – один из основных видов работы с первоисточниками, представляет собой краткий очерк, обзор, изложение материала и включает основные мысли и идеи работы, изложенные в порядке их взаимосвязи. Конспектирование текстов проводится после тщательного анализа и полного изучения (прочтения). Конспектирование способствует логизации мышления студентов, позволяет научиться точному и краткому выражению мыслей. Конспект должен отвечать ряду требований: • краткости, так как сам термин «конспект» означает краткое изложение какого‑то выступления, произведения и т. д. (размер конспекта составляет 7-10 % от размера первоисточника); • ясности, которой необходимо добиваться при сокращении изучаемого произведения в процессе конспектирования. Для этого некоторые положения автора следует формулировать своими словами; • полноты и точности, которые не должны противоречить требованиям краткости и ясности. Полнота конспекта достигается за счет фиксации основных положений текста, воспроизводящих авторскую логику изложения. Для большей точности основные положения работы необходимо записывать в формулировках, терминологии и стилистике автора, делая ссылки на страницу, откуда была взята цитата. При конспектировании немаловажно делать определенные записи и пояснения, отражающие собственное отношение к тем или иным идеям и мыслям, высказанными в тексте; возможна формулировка возникающих по мере конспектирования вопросов и замечаний. Оформлять записи рекомендуем по такой форме: лист тетради делят на две части – слева 1/3 листа, где записывается план конспектируемого произведения, справа 2/3 листа, где записываются тезисные ответы к этим пунктам плана. Такая форма записи дает возможность делать впоследствии дополнения, исправления, замечания, уточнения. Различают два вида конспекта. Простой конспект представляет собой сплошную запись без оценки и анализа текста. Составление сложного конспекта требует более высоких аналитических умений работы с первоисточниками, так как необходимо расчленить текст на отдельные смысловые части, критически проанализировать и обобщить материал. Возможно составление конспекта сразу по нескольким источникам. Подобный вид работы называется сводным (тематическим) конспектом. Этот вид конспекта необходим для подготовки к проблемным семинарам, когда рекомендуется проанализировать несколько источников по одному вопросу. При составлении тематического конспекта следует первоначально ознакомиться с планом семинарского занятия, выделить логику и последовательность в изучении нескольких источников, составить план каждого из них и приступить непосредственно к конспектированию, следуя единому плану. 2.Ответьте устно на вопросы 1-13. 3. Выполните устно творческие задания 3,4 и письменно – 1,2.
Примерный план семинара
1.Проверка выполнения студентами письменного задания. 2. Коллективное обсуждение вопросов 1-13. 3. Выборочные выступления с результатами творческих заданий.
Самостоятельная работа (после семинара)
Сформулируйте принципы достойной для человека жизни и найдите им обоснование. Как они корреспондируются с принципами и содержанием воспитания?
Темы докладов и рефератов на семинарские занятия 10-11
1. Социальная сущность и системный характер воспитания. 2. Постановка воспитательных целей с учетом индивидуальных задатков и способностей подростка. 3. Закономерности и принципы воспитания. 4.Основные подходы к рассмотрению содержания воспитания на современном этапе развития общества. 5. Разработайте мероприятие по одному из видов воспитания.
Примерная литература для подготовки к занятию
1. Бордовская Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 299 с. 2. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 240 с. 3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ», 2005. – 448 с. 4. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. Сер. «Пед. образование». – остов н/Д.: Издат. центр «МарТ», 2002. – 320 с. 5. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 480 с. 6. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.К. Гребенкина, Е.М. Аджиева, О.В. Еремкина и др.; под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., испр. и перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с. 7. Педагогика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Юрайт: Высшее образование, 2009. – 430 с. 8. Реан А. А. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 432 с. 9. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕС, 2004. – 384 с. 10. Сластенин В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. –480 с. 11. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 366 с. Семинарское занятие №12-13. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ.
Цели занятия: рассмотреть специфику методов и приемов воспитания, и их выбора; познакомить с понятиями «средств воспитания» в традиционной и современной трактовке и «форм воспитательной работы», их классификациями.
Вопросы для обсуждения
1. Понятие «методы воспитания» и их классификации. 2. Специфика и правила выбора методов воспитания. 3. Характеристика метода «внушение» в воспитании. 4. Свойства метода «создание ситуации успеха» в воспитании. 5. Характеристика метода «самовнушение (медитации)» в воспитании. 6. Определение отличительных признаков метода «увещевание» в воспитании. 7. Характеристика метода «этическая беседа» в воспитании. 8. Свойства методов воспитания, связанных с мотивационной сферой сознания («соревнование», «конкуренция» и др.). 9. Характеристика методов влияния на мотивационную сферу сознания («поощрение», «наказание», «объяснение», «разъяснение», «пример» и др.). (семинар 12) _____________________________________________________ (семинар 13) ¯ 10. Определение отличительных признаков методов влияния на интеллектуальную сферу сознания («убеждение», «самоубеждение» и др.). 11. Характеристика методов влияния на нравственную сферу сознания («коррекция», «самокоррекция», «перспектива» и др.). 12. Определение отличительных признаков методов влияния на волевую сферу сознания («требование», «приучение», «упражнение» и др.). 13. Средства воспитания. 14. Классификация педагогических форм организации воспитательной работы по степени сложности(простые, составные, комплексные). 15. Классификация воспитательных форм по характеру связей между воспитанниками: индивидуализированные, формы взаимодействия, кооперативные формы.
Творческое задание 1
«Во все времена подлинные педагоги подчеркивали значение эмоциональных аспектов в воспитании и общении. Однако, если раньше обращали внимание прежде всего на отрицательные эмоции, такие, как страх перед наказанием или неудачей, то нас больше интересуют возможности положительного воздействия эмоциональных переживаний в воспитательно-образовательном процессе». Бернс Р. Я-концепция и воспитание. – М., 1986. – С. 28. Почему сегодня изменилась векторная направленность педагогического сознания по отношению к эмоциональной сфере личности учащегося? Какие процессы детерминируют эти изменения? Какими воспитательными приемами такого воздействия располагают сегодня психолого-педагогическая наука и практика ОУ? Каким образом можно увеличить арсенал подобных приемов?
Творческое задание 2
Педагога смущает грубое и вульгарное поведение девочек в группе. Он хотел бы, чтобы его ученицы имели красивые манеры, изящные движения, добрые слова и постоянную доброжелательность в общении с людьми. Что Вы могли бы посоветовать педагогу в достижении задуманной цели?
Творческое задание 3
Сухомлинский В.А. сказал: «Любовь к детям воспитывается только любовью – как огонь зажигается только от огня» (Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – Новосибирск, 1985. – С. 60). Как соотносится с этим положением существование такого метода воспитания как наказание? Значит ли это, что от него надо отказаться вообще? Почему?
Творческое задание 4.
Как известно, в Древней Спарте специально создавали и демонстрировали отрицательные примеры поведения, например поили рабов вином допьяна, чтобы вызвать у спартанских детей отвращение к пьянству: дети видели, как безобразен пьяный человек, и учились воздержанности. Считаете ли вы оправданным использование отрицательных примеров как метода воспитания? Почему?
Творческое задание 5.
Перечислите общие условия, при которых педагог приобретает профессиональную свободу в использовании средств для организации воспитательного процесса.
Творческое задание 6.
Приведите пример, когда одно и то же средство выполняет разные функции и когда оказывает прямо противоположное влияние при разных обстоятельствах.
Творческое задание 7.
Как вы понимаете утверждение, что средства и формы нейтральны в своем воспитательном влиянии?
Подготовка к семинару
1. Письменное задание. Напишите реферат. Выполняя это задание, вы сможете научиться приемам реферирования текста, подготовки материала на определенную тему с наличием содержания и мысли самого автора реферата; вы сможете научиться выражать собственное отношение к идеям и выводам реферируемых работ. Задание. Подготовьте реферат на основе анализа не менее 4-6 научных и/или литературных источников. После подготовки реферата напишите текст устной презентации на 3-5 минут. Методическая подсказка. Реферат – этап самостоятельной учебной работы студента по усвоению научной информации, приобщение к научному исследованию. Сам термин «реферат» (в пер. с лат. – докладывать, сообщать) имеет два значения: 1 – краткое изложение научной работы, содержания прочитанного текста; 2 – доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников. Требования к выполнению задания: 1) правильно оформленная работа – составлен план (с введением, в котором дается обоснование актуальности; теоретической основной частью, в которой раскрывается главное содержание темы; заключением, где представлены выводы и рекомендации), указана библиография, грамотно сделаны ссылки на используемые литературные источники; 2) теоретический материал должен опираться на авторские работы, имеющие практические выводы, т.е. следует показать как идеи того или иного педагога послужили дальнейшему развитию педагогических теорий, педагогического опыта, как они послужили развитию современной педагогики. 2.Ответьте устно на вопросы 1-15. 3. Выполните творческие задания 1-7 (устно или письменно).
Примерный план семинара
1.Проверка выполнения студентами письменного задания. 2. Коллективное обсуждение вопросов 1-15. 3. Выборочные выступления с результатами творческих заданий.
Самостоятельная работа (после семинара)
Составьте свою классификацию методов воспитания.
Темы докладов и рефератов на семинарские занятия 12-13
1. Сущность понятий «метод воспитания», «прием воспитания». 2. Характеристика отдельных методов воспитания, влияющих на эмоциональную сферу сознания; их педагогические возможности. 3. Условия, влияющие на выбор методов воспитания. 4. Педагогические возможности различных методов воспитания. 5. Половозрастные и индивидуальные особенности развития личности при выборе методов воспитания.
Примерная литература для подготовки к занятию
1. Бордовская Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 299 с. 2. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 240 с. 3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ», 2005. – 448 с. 4. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. Сер. «Пед. образование». – остов н/Д.: Издат. центр «МарТ», 2002. – 320 с. 5. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 480 с. 6. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.К. Гребенкина, Е.М. Аджиева, О.В. Еремкина и др.; под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., испр. и перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с. 7. Педагогика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Юрайт: Высшее образование, 2009. – 430 с. 8. Реан А. А. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 432 с. 9. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕС, 2004. – 384 с. 10. Сластенин В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. –480 с. 11. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 366 с.
Семинарское занятие №14-15. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Цель занятия: научиться рассматривать методы и формы организации обучения в системе СПО (НПО) как с точки зрения законов познания, так и с точки зрения особенностей профессионального становления личности; сформировать представление о проблемах воспитания в учреждениях профессионального образования и путях их решения.
Вопросы для обсуждения
1. Назовите методы профессионального обучения. Охарактеризуйте их. 2. Сущность методов обучения, которые являются характерными только для производственного обучения (не используются в общеобразовательной практике). 3. Содержание организационных форм теоретического обучения. 4. Организационные формы производственного обучения. 5. Дидактическая, логико-психологическая, мотивационная, методическая структуры урока для организации познавательного взаимодействия в условиях теоретического и производственного обучения. 6. Основные направления развития процесса обучения в системе СПО. (семинар 14) _____________________________________________________ (семинар 15) ¯ 7. Цели, задачи и содержание воспитания будущих специалистов. 8. Социальный портрет учащегося учреждения среднего профессионального образования. 9. Мотивы выбора профессии учащихся системы СПО (НПО). Ценностные ориентации. 10. Особенности идеологических ориентаций современной молодежи. 11.Основные принципы воспитания в учреждении среднего профессионального образования (профессиональной направленности, ответственности, социальной активности, демократизма и др.). 12. Методы для развития профессиональных и личностно значимых качеств учащихся учреждений СПО (НПО). 13. Сущность основных направлений реализации педагогики сотрудничества в учреждениях системы СПО (НПО) (по Е.В. Ткаченко).
Творческое задание 1
В современной педагогике личность обучающегося как реального субъекта деятельности и общения исследована явно недостаточно. Справедливы замечания ученых о том, что «дидактика еще не рассматривает обучающегося как целостную личность, участвующую на равных в процессе обучения». (Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения. М., 1984. – С. 8). Как вы считаете, не снижается ли функциональный статус педагога, когда ученику передаются его функции? Обоснуйте свои выводы.
Творческое задание 2
Разработайте модель воспитания, обеспечивающую функционирование системы воспитательной работы учреждения СПО (НПО) в современных условиях.
Подготовка к семинару
1. Письменное задание. Напишите эссе по литературному произведению или документальному/ художественному фильму, содержащему педагогическую проблематику. Выбор источника осуществляется самостоятельно. Методическая подсказка. Эссе (франц. essai – попытка, проба, очерк), литературная форма, небольшой прозаический текст, выражающий подчеркнуто индивидуальную точку зрения автора. Задачей эссе, в отличие от рассказа, является информация или объяснение, а не драматическое изображение или пересказ какой-либо жизненной ситуации. Эссе достигает своей цели с помощью прямого авторского высказывания, для чего не требуется создания ни вымышленных персонажей, ни связующего их сюжета. Примерный план эссе. Вступление – один абзац. Используйте ловушки для привлечения внимания, такие как: цитата, стихотворение, вопрос, размышления, необычные факты, идей или смешные истории. Нет необходимости высказывать в первом предложении основную мысль. Но оно должно подводить к ней или как-то относиться к главной идее или тезису, а также содержать основные положения эссе. Избегайте таких фраз, как «Это эссе про...» или «Я собираюсь поговорить про...». Основная часть – 2-3 абзаца. Выражайтесь понятно. Подкрепляйте основные идеи фактами, размышлениями, идеями, яркими описаниями, цитатами или другой информацией или материалами, которые интригуют и захватывают внимание читателя. Используйте справочные материалы, чтобы устранить тавтологию. Заключение – один абзац. Продемонстрируйте ваш рост и потенциал в данной области. Покажите ваши взгляды на проблему. Какие действия вы планируете в вашем будущем предпринимать в отношении данного вопроса. Ваша главная мысль в модифицированном варианте. 2.Ответьте устно на вопросы 1-13. 3. Выполните творческие задания 1-2 (устно или письменно).
Примерный план семинара
1.Проверка выполнения студентами письменного задания. 2. Коллективное обсуждение вопросов 1-13. 3. Выборочные выступления с результатами творческих заданий.
Темы докладов и рефератов на семинарские занятия 14-15
1.Современные образовательные технологии в профессиональном образовании. 2.Воспитательные условия развития учащихся профессионального образования. 3.Социально-психологический портрет современного учащегося СПО 4.Феномен социальной зрелости личности в современных условиях профессионального образования. 5.Роль профессиональной мотивации в успешности профессионального обучения и трудовой деятельности.
Примерная литература для подготовки к занятию
1.Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. – М.: Ассоциация «Проф. образование», 1997. – 512 с. 2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2009. – 384 с. 3.Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: практикум: учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова. – М.: Академия, 2008. – 144 с. 4.Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учеб. пособие для студ. вузов по пед. спец. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2001. – 272 с. 5.Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие / Авт.-сост.: Г.Д. Бухарова, Л.Н. Мазаева, М.В. Полякова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004. – 296 с. 6.Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005. 7.Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. о-во России, 2006. – 608 с. 8.Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г.Пашков и др.; под ред. В.А. Сластенина. М.: Издат. центр «Академия», 2004. – 368 с. 9.Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи. – Екатеринбург: ИД «Сократ», 2005. – 184 с. 10. Сумина Т.Г. Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие для вузов/ Т.Г. Сумина, И.В. Рублева. Рос гос. проф.-пед. ун-т, Урал. от-ние Рос. акад. образования. – Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2008. – 126 с. Семинарское занятие №16. Система профессионального образования России: генезис, содержание деятельности и основные тенденции развития
Цели занятия: изучить историю и этапы становления профессионального образования в России; охарактеризовать сущность профессионального образования; способствовать пониманию содержания профессионального образования; рассмотреть системы и концепции профессионального образования; проанализировать современные требования к подготовке кадров в системе профессионального образования; усвоить общую характеристику системы профессионального образования России; познакомиться с высшим рабочем образованием; сформировать представление о среднем профессиональном образовании как социально-педагогической системе и основных тенденциях и направлениях развития профессионального образования.
Вопросы для обсуждения
1.История и этапы становления профессионального образования в России. 2.Сущность профессионального образования. Содержание профессионального образования. 3.Системы и концепции профессионального образования. 4.Современные требования к подготовке кадров в системе профессионального образования. 5.Общая характеристика системы профессионального образования России. 6.Среднее профессиональное образование как социально-педагогическая система. 7.Высшее рабочее образование. 8.Основные тенденции и направления развития профессионального образования.
Подготовка к семинару
Ответьте устно на вопросы 1-8.
Примерный план семинара
Коллективное обсуждение вопросов 1-8.
Темы докладов и рефератов на семинарское занятие 16
1. Противоречия в системе профессионального образования. 2.Высшее рабочее образования: перспективы и реальность. 3.Профессиональное обучение и воспитание за рубежом. 4.Профессиональное обучение и воспитание: общее и особенное.
Примерная литература для подготовки к занятию
1.Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. – М.: Ассоциация «Проф. образование», 1997. – 512 с. 2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2009. – 384 с. 3.Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: практикум: учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова. – М.: Академия, 2008. – 144 с. 4.Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учеб. пособие для студ. вузов по пед. спец. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2001. – 272 с. 5.Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие / Авт.-сост.: Г.Д. Бухарова, Л.Н. Мазаева, М.В. Полякова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004. – 296 с. 6.Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005. 7.Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. о-во России, 2006. – 608 с. 8.Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г.Пашков и др.; под ред. В.А. Сластенина. М.: Издат. центр «Академия», 2004. – 368 с. 9. Сумина Т.Г. Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие для вузов/ Т.Г. Сумина, И.В. Рублева. Рос гос. проф.-пед. ун-т, Урал. от-ние Рос. акад. образования. – Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2008. – 126 с.
Семинарское занятие №17. Инновационные процессы в образовании. Инновационные образовательные учреждения. Авторская школа. Типология авторских школ
Цель занятия: познакомить с направлениями инновационных процессов в современном образовании.
Вопросы для обсуждения
1.Типология и многообразие образовательных учреждений. 2.Понятие и классификация педагогических инноваций. 3.Направления развития инновационных процессов в образовании. 4.Авторские школы. 5.Новаторский и исследовательский педагогический опыт. 6.Тенденции развития высшего профессионального образования в Российской Федерации.
Творческое задание 1
Проанализируйте и выпишите в конспект содержание следующих понятий «инновация», «новшество», «нововведение».
Творческое задание 2
Что, на ваш взгляд, должно быть главным критерием полезности, жизненности, эффективности любых инноваций в образовании?
Подготовка к семинару
2.Ответьте устно на вопросы 1-6. 3. Выполните письменно творческие задания 1-2.
Примерный план семинара
1. Коллективное обсуждение вопросов 1-6. 2. Выборочные выступления с результатами творческих заданий.
Темы докладов и рефератов на 17 семинарское занятие
1.Определение направлений функционирования и развития отечественной школы в российских законах и типовых положениях. 2.Педагогическая деятельность педагога-новатора. 3.Инновационные процессы в высших учебных заведениях. 4.Образование в системе рыночных отношений. 5.Проблема многоканального финансирования профессионального образования. 6.Платные образовательные услуги в системе профессионального образования.
Примерная литература для подготовки к занятию
1.Бордовская Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2008. – 299 с. 2.Педагогика: Учебник для студентов педагогических учебных заведений / Ред. П.И. Пидкасистый. М.: Педагогическое общество России, 2006. 608 с. 3.Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов. - 2-е изд., доп. – М.: Юрайт: Высшее образование, 2010. – 574 с. 4.Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов. В 3 кн. Кн. 3: Теория и технологии воспитания. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Владос, 2007. – 463 c. 5.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с. 6.Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн., Унiверсiтэцкае, 2000. 560 с.
Семинарское занятие №18. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ
Цели занятия: сформировать представление о сущности педагогической деятельности, структуре и особенностях
Вопросы для обсуждения
1. Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе. 2. Структура педагогической деятельности. 3. Профессиональные качества педагога. 4. Педагогическое мастерство. 5. Творчество в педагогической деятельности. 6. Профессиональное развитие и самовоспитание педагога. 7. Педагогическая квалиметрия. 8. Аттестация педагогов.
Творческое задание 1
«…Чтобы диалог учителя с учеником состоялся и имел развивающий результат, должна быть достигнута психологическая готовность к нему и воспитаны определенные способности у педагога». (Бодалев А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения // Советская педагогика. – 1990. – № 12. – С. 68). Согласны ли вы с этим утверждением? Попробуйте предложить систему средств, обеспечивающую формирование готовности к диалогу со стороны учителя.
Творческое задание 2
Поиску ответов на вопрос, как развить у себя высокую работоспособность, может помочь опыт выдающегося ученого Александра Александровича Любищева. В письме другу он писал: «Секрет моей работоспособности прост: 1) я не имею обязательных поручений, чрезвычайно вредно действующих на нервную систему; 2) я не беру срочных поручений и в случае утомления сейчас же прекращаю работу или отдыхаю, или перехожу на неутомительное занятие; 3) сплю очень много, 8 часов ночью и 2 часа после обеда, регулярно гуляю; 4) веду учет времени уже более 50 лет и поэтому не распускаюсь; 5) комбинирую утомительные занятия с приятными, так что целый день один участок нервной системы никогда не работает». Проранжируйте по степени значимости выделенные условия повышения работоспособности. Какие из них в настоящее время требуют корректировки с учетом быстро меняющихся социально-экономических условий, роста знаний и рынка труда?
Творческое задание 3
Познакомьтесь с мыслями В.Н. Сороки-Росинского об основных, по его словам, «породах» педагогов. Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882-1960) – замечательный русский педагог. В 1927 году вышла в свет книга «Республика ШКИД» Г. Белых и Л. Пантелеева и сразу приобрела мировую известность. Благодаря книге стал известен и заведовавший тогда школой им. Достоевского В.Н. Сорока-Росинский, ставший прообразом Викниксора. Предлагаем краткий конспект главы из работы «Школа им. Достоевского», помещенный в книге: Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. – М., 1991. – С. 214 – 220. «В педагогике и дидактике очень много говорится об индивидуальном подходе к учащимся…но ничего не говорится об индивидуальном подходе к самому педагогу, о том, что такое его личность. Учитель чаще всего рассматривается как простая арифметическая сумма тех достоинств, которыми ему надлежит обладать. Имеются они у него на все 100% – отличный педагог, на 75% – хороший, на 50% – посредственный, ниже 50% – плохой. Разумеется, это не так: каждый педагог вовсе не матрац, набитый добродетелями, а личность, определенный склад характера, особая порода – каждый в своем стиле. Породы педагогов, о которых идет здесь речь, – это разные стили их личности, их характеров. И породы эти надо знать не для того, «чтобы на них смотреть». А для того, чтобы учесть их особенности, если личность педагога и в самом деле является одним из орудий воспитания. Каждый педагог должен определить, какой он породы, чтобы знать и сильные и слабые свои стороны. Вот две группы педагогов: обладающие индивидуальностью, породой, и аморфные, безразличные, беспородные. Педагоги-теоретисты. У них теория, идея всегда преобладает в ущерб реальному миру вещей и практике. Сильная сторона таких преподавателей – хороше
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 792; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.233 (0.014 с.) |