Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Маркетинг консалтинговых услуг. – 8 часов (4 часа – лекция, 4 часа – семинарское занятие)

Поиск

Специфика маркетинга консалтинговых услуг. Программа развития консультационной практики. Понимание и выявление потребностей клиентов консалтинговых фирм. Стадии маркетинговых кампаний консультационных фирм. Методы привлечения новых клиентов в консалтинге. Маркетинговая стратегия консультационной фирмы. Этапы маркетинговой программы «поиск клиентов» по Ф.Кроссману.

Контрольная работа.

Тема 5. Управленческий консалтинг в малом бизнесе.- 4 часа (2 часа – лекция, 2 часа – семинарское занятие).

Роль малого бизнеса в рыночной экономике. Условия развития малого бизнеса. Особенности малого бизнеса и консалтинг. Франчайзинг как своеобразный способ консультирования. Привлечение консалтинговых фирм предприятиями малого бизнеса.

1.3.2. Краткие планы семинарских занятий.

Тема 1. Консалтинг как элемент инфраструктуры профессиональной поддержки бизнеса.

1. Управленческий консалтинг и профессиональные услуги по экономике и управлению, их соотношение.. 2. Характеристика основных видов профессиональных услуг. 3. Классификация видов консалтинговой деятельности (ФЕАКО), основные группы. 4. Факторы, стимулирующие обращение менеджеров к профессиональному консультанту. 5. Оценка качества консалтинговых услуг, и ценообразование. 6. Принципы Кодекса поведения консультантов (ФЕАКО).

Список рекомендуемой литературы:

1. Управленческое консультирование: Путеводитель по профессии: в 2 т. / Под ред. М.Кубра. Пер с нем. 2-е изд., перераб. М.: Интерэксперт, 1992. 2. Посадский А.П. Основы консалтинга: Пособие для преподавателей экономических и бизнес-дисциплин — М.: ГУ ВШЭ, 1999. — 240 с.
3.Алешникова ВИ. Использование услуг профессиональных консультантов: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 12. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 208 с.
4. Консалтинг в России: введение в профессиональные методы работы. Практическое пособие / Под ред. А.П.Посадского. М.:, Джангл, 1998.
5. Красовский Ю.Д. Сценарии организационного консультирования: Учеб. пособие/ ГУУ; Нац. фонд. подготовки фин. и управленческих кадров. — М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ». 2000. — 366 с.
6. Лузин А.Е. Ассоциации консультантов по управлению и кодекс их деятельности /1 ЭКО.

 

Тема 3. Консалтинговый процесс. Консалтинговый проект.

1.Охарактеризуйте консалтинговый процесс и предложите основные элементы консалтингового проекта на примере конкретного предприятия региона. 2.Опишите предпроектную стадию консалтингового процесса. 3.Опишите стандартную формальную процедуру поиска и отбора консультантов, предложите свои способы и методы. 4.Какие можно выделить группы договоров на проведение консультационной работы, их характеристика.

 

Практическое домашнее задание.

 

Тема: Консалтинговый процесс как логическая цепочка процедур, выполняемых совместными усилиями консультанта и клиента.

 

Разработайте и предложите консалтинговый проект для решения проблем и осуществления изменений в клиентской организации (на примере конкретного предприятия региона). Ниже приводятся основные вопросы, на которые рекомендуется обратить внимание при выполнении данного задания:

1. Опишите стандартную формальную процедуру поиска и отбора консультантов.

2. Как отличить «хорошего» консультанта от «плохого» (можно применить методику Д.Майстера).

3. Выделите стадии процесса консультирования.

4. Опишите предпроектную стадию консалтингового процесса.

5. Что такое тендер, техническое задание.

6. Какие можно выделить группы договоров на проведение консультационной работы.

7. Какие приемы применяют консультанты для быстрого начала исследования в рамках консультационного процесса.

8. Какие правила разработки решения проблем существуют у консультантов.

9. Назовите основные проблемы послепроектной стадии консалтингового процесса.

Студентам необходимо, опираясь на предложенные выше вопросы, разработать примерный консалтинговый проект для предприятия, который даст возможность найти верное решение проблем.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Управленческое консультирование: Путеводитель по профессии: в 2 т. / Под ред. М.Кубра. Пер с нем. 2-е изд., перераб. М.: Интерэксперт, 1992. 2. Посадский А.П. Основы консалтинга: Пособие для преподавателей экономических и бизнес-дисциплин — М.: ГУ ВШЭ, 1999. — 240 с.
3. Российская промышленность: 10 деловых ситуаций по реструктуризации. / Под ред. И.В.Липсица, Г.А.Полонского. — М.: Изд-во ЗАО «КОНСЭКО», 1999. —225 с.
4Алешникова ВИ. Использование услуг профессиональных консультантов: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 12. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 208 с.
5. Консалтинг в России: введение в профессиональные методы работы. Практическое пособие / Под ред. А.П.Посадского. М.:, Джангл, 1998.
6. Красовский Ю.Д. Сценарии организационного консультирования: Учеб. пособие/ ГУУ; Нац. фонд. подготовки фин. и управленческих кадров. — М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ». 2000. — 366 с.

Тема 4. Маркетинг консалтинговых услуг. 1.Специфика маркетинга консалтинговых услуг. 2. Основные принципы, определяющие успешность маркетинга услуг по консультированию. 3. Расскажите о матрице, применяемой при составлении маркетинговой стратегии. 4. Опишите основные этапы маркетинговой программы, предложенной Ф.Кросманом и названной им «поиск клиентов».

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Управленческое консультирование: Путеводитель по профессии: в 2 т. / Под ред. М.Кубра. Пер с нем. 2-е изд., перераб. М.: Интерэксперт, 1992. 2. Посадский А.П. Основы консалтинга: Пособие для преподавателей экономических и бизнес-дисциплин — М.: ГУ ВШЭ, 1999. — 240 с.
3Алешникова ВИ. Использование услуг профессиональных консультантов: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 12. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 208 с.
4. Гончарук ВА. Маркетинговое консультирование. М.: Дело, 1998.
5. Консалтинг в России: введение в профессиональные методы работы. Практическое пособие / Под ред. А.П.Посадского. М.:, Джангл, 1998.

 

Тема 5. Управленческий консалтинг в малом бизнесе.

 

1. Каковы критерии, определяющие малый бизнес. 2. Роль малого бизнеса в рыночной экономике. 3. Основные условия и факторы развития малого бизнеса. 4. Отраслевые особенности развития малого бизнеса. 5.Преимущества франчайзинга. 6. Укажите основные особенности проведения консультационной работы в сфере малого бизнеса. 7. Опишите ваше понимание роли и сущности бизнес-инкубаторов как элементов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Управленческое консультирование: Путеводитель по профессии: в 2 т. / Под ред. М.Кубра. Пер с нем. 2-е изд., перераб. М.: Интерэксперт, 1992. 2. Посадский А.П. Основы консалтинга: Пособие для преподавателей экономических и бизнес-дисциплин — М.: ГУ ВШЭ, 1999. — 240 с.
3. Российская промышленность: 10 деловых ситуаций по реструктуризации. / Под ред. И.В.Липсица, Г.А.Полонского. — М.: Изд-во ЗАО «КОНСЭКО», 1999. —225 с.
4Алешникова ВИ. Использование услуг профессиональных консультантов: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 12. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 208 с.
5. Консалтинг в России: введение в профессиональные методы работы. Практическое пособие / Под ред. А.П.Посадского. М.:, Джангл, 1998.
6. Маринко Г.И.,Управленческий консалтинг: Учеб. Пособие – М.: ИНФРА-М, 2005. – 381 с.

Примерная тематика эссе.

Студентам предлагается написать аналитическую работу по теме курса Управленческий консалтинг, в которой необходимо выделить основные характеристики и черты тех или иных наиболее актуальных процессов для экономики России, встречающихся на практике. Подобный вид обучающего задания дает студентам возможность проявить свои умения анализировать разнообразные ситуации, которые реально и потенциально возникают, и что самое главное, дает возможность управлять ими на основе собственного превентивного стиля, полученного в ходе прохождения соответствующих видов практики. Допускается коллективная работа (3-4 человека). Темы эссе предлагается выбрать из темы 8 «Управленческий консалтинг в малом бизнесе».

 

1.Роль малого бизнеса в рыночной экономике.

2. Основные условия и факторы развития малого бизнеса в региональной экономике.

3. Отраслевое развитие малого бизнеса в России.

4. Развитие сервисного малого бизнеса (аутсоринг).

5. Развитие инновационного малого бизнеса, его возможности.

6. Франчайзинг как метод взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса, его преимущества и недостатки.

7. Востребованность управленческого консалтинга в сфере малого бизнеса.

8. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в России.

9. Роль и сущность бизнес-инкубаторов в становлении и развитии инновационного малого предпринимательства.

 

Учебно-методическое обеспечение курса.

Общие указания.

Управленческий консалтинг давно превратился в важнейшую отрасль современного предпринимательства, развитие которого во всех странах рыночной экономики опирается на мощную инфраструктуру его поддержки. Зарождение управленческого консультирования было вызвано постоянным поиском предпринимателями новых средств повышения эффективности производства, попытками со стороны менеджеров найти коммерческое приложение своим способностям, логикой развития управленческой и организационной науки и практики. Управленческий консалтинг как научная дисциплина является эффективным направлением в подготовке менеджеров для региональной экономики.

Изучение дисциплины «Управленческое консультирование» требует от студентов получения комплекса знаний и умений, которые подлежат контролю. Контроль включает в себя выполнение письменной контрольной работы, предусмотренной рабочей программой дисциплины в течение семестра. В курсе используются классические аудиторные методы для всех занятий. Лекционная и внеаудиторная работа студентов получает свое практическое завершение на семинаре. На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее существенные и сложные проблемы и вопросы, которые, как свидетельствует преподавательская практика, достаточно трудно усваиваются студентами или актуальны для развития современной российской экономики. При обсуждении проблем необходимо учитывать сложившуюся практику управленческого консалтинга в нашей стране в последние годы. В ходе семинаров должны быть рассмотрены как традиционные направления деятельности управленческого консалтинга, а так же особенности применения новых инновационных методов и способов консультирования с учетом развития российской модели экономики. Для этого предполагается использование материалов из периодических изданий, а также предложенных преподавателем учебных и методических пособий.

Семинарские занятия включают в себя и специально подготовленные доклады, выступления по какой-либо сложной или особо актуальной проблеме. Тема для такого выступления может быть предложена преподавателям или избрана самим студентом. На семинаре студент проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, получает навыки устного выступления и культуры дискуссии. Помимо докладов на семинарских занятиях применяются следующие формы работы студентов: подготовка презентаций, эссе, написание рефератов, выполнение кейсов (конкретных ситуаций), домашних заданий, контрольных работ, выполнения тестов, устных аудиторных промежуточных зачетов по темам курса.

При подготовке к семинарским занятиям рекомендуется обращаться к материалам учебного пособия по предмету «Управленческий консалтинг» автора Маринко Г. И., в котором изложена содержательная основа, особенности и этапы становления и развития управленческого консалтинга. Подробно проанализированы основные этапы и особенности консалтингового процесса, взаимоотношения консультант – клиент, роли консультанта, специфика маркетинга консалтинговых услуг. Особое внимание уделяется новым методам воздействия на управленческую структуру организаций, таких как реинжиниринг, бенчмаринг, аутсорсинг, всеобщее управление качеством, сравнительное тестирование, метод «Шесть сигм», новым формам оказания консультационных услуг (коучинг), а также анализу еще недостаточно развитой форме управленческого консультирования в сфере малого бизнеса.

Помощь может оказать книга из серии практическое руководство для менеджеров Ю. Л. Котляровского «Управленческое консультирование в России». Автор - известный системный консультант, раскрывает в своей работе результат многолетнего анализа практики менеджмента и консалтинга в тех неповторимых социокультурных условиях, которые сложились в России. Эта книга представляет собой единство теории и эффективной практики. В ней описано не только содержание возникающих проблем, но и детально характеризуются методы работы. Особая ценность данной книги в том, что в ней описываются национальные особенности менеджмента и консалтинга, и дается определение того, что без понимания процессов, реально происходящих в нашем обществе, консультант рискует не уловить подлинного смысла явлений.

Рекомендуем студентам обратиться и книге практикующего бизнесмена Ю.Мороз «Управленческий консалтинг – нет ничего проще», в которой автор на основании письменных дискуссий, живым языком высказывает свою точку зрения по основным проблемам управленческого консалтинга.

Рекомендуем полезное практическое пособие для студентов, желающих более глубоко разобраться в «жизненных проблемах» российских организаций на современном этапе. – «Российская промышленность: 10 деловых ситуаций по реструктуризации» под редакцией И.В. Липсица, Г.А. Полонского. В ней объясняются практические этапы взаимодействия консультанта и клиента: постановка задач, разработка стратегии, творчество и необходимость перемен, оценка потенциала бизнеса клиента, а также все аспекты консалтингового проекта, возникающего на практике.

Также рекомендуем путеводитель по профессии под редакцией М. Кубра «Управленческое консультирование» как хрестоматийное пособие по консалтингу, где студенты найдут все теоретические знания, необходимые для изучения предмета «Управленческий консалтинг».

Достаточно подробно рассматриваются теоретические и практические вопросы и проблемы в пособии для преподавателей экономических и бизнес-дисциплин «Основы консалтинга», А. П. Полонского, то есть все аспекты деятельности консультанта - методика выполнения консалтинговых проектов, необходимых для повышения эффективности работы предприятий, психологические проблемы взаимоотношений между консультантами и сотрудниками клиентских организаций, основные проблемы внедрения проектов по информационным технологиям на предприятиях, а также по другим проблемам, ежедневно решаемыми менеджерами организаций.

2.1. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов.

Часть курса Управленческое консультирование (консалтинг) изучается студентами самостоятельно. С этой целью им предлагается комплекс рекомендаций и разъяснений, способствующих оптимальным образам организовать самостоятельно процесс изучения дисциплины.

Основой мотивации для эффективной самостоятельной работы студентов по изучению предмета является понимание того, что самостоятельная работа есть важная форма приобретения знаний, способствующая развитию творческих возможностей, умению учиться, активизирующая переход от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач.

Цель самостоятельной работы научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свое образование и профессиональную квалификацию.

Эффективность обучения во многом зависит от правильной организации самостоятельной работы студентов. По дидактическим целям самостоятельная работа студентов подразделяется на обобщенно-повторительный, тренировочный и контрольный характер.

Самостоятельная работа по изучению тем предмета Управленческий консалтинг может выполняться студентом в следующей последовательности:

- прочитать текст материала, предлагаемого преподавателем по теме (рекомендуется использовать несколько источников);

- обратить внимание на новые незнакомые термины, категории;

- обратиться к глоссарию, предлагаемому в учебно-методическом комплексе, или получить информацию по поисковым системам Интернета;

- определения наиболее важных для данной темы категорий законспектировать, и повторить вслух с целью запоминания и понимания;

- в случае затруднения с пониманием специфических терминов обратиться за консультацией к ведущему преподавателю.

При подготовке пересказа текста обратить внимание на структурирование (выделить главную идею, части, высказать свою точку зрения).

Таким образом, студенту рекомендуется при самостоятельной работе для овладения новыми знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно - исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;

- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент - анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.;

Для контроля степени изучения тем предмета предлагается работа с тестами, который отличается объективностью, экономит время, обладает высокой степенью дифференциации студентов по уровню знаний и умений и очень эффективен при реализации рейтинговых систем, дает возможность в значительной мере индивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий для практических занятий, индивидуальной и самостоятельной работы, позволяет прогнозировать темпы и результативность обучения каждого студента. Тестирование помогает преподавателю выявить структуру знаний студентов и на этой основе переоценить методические подходы к обучению по дисциплине, индивидуализировать процесс обучения. Весьма эффективно использование тестов в процессе обучения при самостоятельной работе студентов. В этом случае студент сам проверяет свои знания. Не ответив сразу на тестовое задание, студент получает подсказку, разъясняющую логику задания и выполняет его второй раз.
Самостоятельной работой для студентов является написание рефератов и курсовых работ. Рекомендуем эти серьезные наиболее эффективные в процессе обучения работы, дающие студентам возможность приобрести аналитические и исследовательские навыки, глубже понять практическую деятельность писать самостоятельно. Самостоятельная работа дает навыки добывания знаний, структурирования и выстраивания материала в логическом порядке. Кроме того, это позволит совершенствовать умение излагать свои мысли, которое необходимо каждому человеку в течение всей жизни. Также легко читаемые и толковые отчеты, которые специалисту приходится писать постоянно, являются еще одной ступенькой в его карьерном росте. Необходимо обратить внимание, что в отчете самое главное — вразумительные выводы и рекомендации, а потом уже то, как сделана работа.

Краткие рекомендации по подготовке к экзамену (зачету). Следует заранее ознакомиться с вопросами и структурой экзаменационного материала, ликвидировать задолженности по имеющимся отдельным темам предмета. Рекомендуем изученный материал пересказать вслух, уделяя особое внимание навыкам формулировать предложения в соответствии со спецификой предмета и его терминологией, а также обращать внимание на структуру и форму высказывания, на выражение своей точки зрения по поводу проблемной тематики.

Для более глубокого усвоения учебного материала по предмету Управленческий консалтинг, понимания основных экономических и управленческих проблем в России можно порекомендовать студентам для самостоятельной работы использовать периодические издания. Рекомендуется при работе с литературой конспектировать основные определения и положения, выписывать новые термины и раскрывать их содержание.

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ (БЮЛЛЕТЕНЬ, ВЕСТНИК, ГАЗЕТА, ЖУРНАЛ)

1. Деловая жизнь.

2. Деловое Поволжье.

3. Деньги и кредит.

4. ПЛАС (Платежи. Системы. Карточки) /PLUS.

5. Право и экономика.

6. Практическая бухгалтерия.

7. Российская газета.

8. Российские вести.

9. Рынок ценных бумаг в лицах.

10. Экономика и жизнь.

11. Экономические науки.

12. Эксперт.

13. «Менеджмент в России и за рубежом».

14. Вопросы экономики.

15. «Деловые вести».

16. «Коммерсант».

17. «Маркетинг в России и за рубежом».

18. «Наука – производству».

19. «Экономист».




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.204.43 (0.013 с.)