Значение малого бизнеса для государства.(Слайд 3) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение малого бизнеса для государства.(Слайд 3)



1.Малый бизнес - один из основных источников налоговых поступлений.
Его субъекты участвуют в формировании бюджетов всех уровней. Помимо непосредственных отчислений в бюджет от доходов, предприятия малого бизнеса, создавая рабочие места и являясь источником доходов населения, помогает сбору налогов непосредственно с физических лиц.

2. Малый бизнес во всем мире способствует развитию инновационных технологий.
Он выполняет важную функцию в развитии инновационной экономики государства, инвестируя средства в наукоемкие высокотехнологичные направления производства.

3. Социально-экономическая роль малого бизнеса
Малый бизнес способствует созданию новых рабочих мест, обеспечивает занятость населения, в итоге уменьшается безработица.

4. Малый бизнес играет важную роль в развитии именно регионального рынка, формируя местную инфраструктуру. Таким образом, снижаются и транспортные расходы на межрегиональные перевозки и увеличивается доля валового продукта региона. Последние годы наблюдается большой отток рабочей силы из регионов в центр страны. В результате нарушается дисбаланс и происходит дифференциация производства. Создание больших производственных центров сопровождается разрушением региональных центров потребления. Развитие малого бизнеса формирует именно экономику региона, уменьшая отток рабочей силы.

Что можно отнести к первоочередным проблемам малого бизнеса? (Слайд 4)

1. Инвестирование в малый бизнес, и его кредитование. Сбербанк заявил о том, что в 2009 году собирается изменить свой подход к кредитованию малого бизнеса. Во-первых, изменится продуктовый ряд. В первом квартале этого года Сбербанк обещает запустить новый продукт - "кредитную фабрику". Это беззалоговый кредит для малого бизнеса до миллиона рублей не более чем на год. Решение по выдаче этого кредита банк обещает принимать за три дня.
Дальше на очереди - лизинг для малого бизнеса и факторинг. Во-вторых, изменится подход к оценке заемщика. Банк собирается утвердить методику оценки малых предприятий по всем параметрам, а не только по бухгалтерской отчетности.
В-третьих, Сбербанк начинает создавать свою сеть микрофинансовых агентств, которые будут выдавать небольшие займы по всей России. Так что кредитов для малого бизнеса станет больше, но, по мнению экспертов, дешевле они не станут, по крайней мере, в ближайшие месяцы. В 2008 году темпы роста портфеля кредитов малому бизнесу обогнали и корпоративное и розничное кредитование. Несмотря на некоторое удорожание займов, банкиры дружно называют сектор кредитования малых предприятий фаворитом этого сезона. Согласно сведениям исследования "Эксперт РА", в минувшем году портфель кредитов малому и среднему бизнесу в активах банков увеличились на 62%, достигнув $54,1 млрд, обогнав по темпам роста портфель кредитов физических лиц (+57%) и портфель корпоративных кредитов (+49%). При этом кредиты непосредственно малому бизнесу выросли почти вдвое - до $21 млрд. Но проблемы остаются. Многие банки отказываются принимать в залог имущество и требуют поручительства. При этом ставки по кредитам для малого бизнеса составляют 25 процентов, а в некоторых регионах достигают 35 процентов годовых. Однако предприниматели вынуждены идти на такие условия, потому что отказ от кредита означает крах бизнеса. Высокие ставки по кредитам осложняются отношениями представителей малого бизнеса с налоговой инспекцией, которая требует от предприятий работы на определенном уровне рентабельности. Это вызвано тем, что государство не снизило социальные обязательства перед гражданами и требует от налоговиков наполнения бюджета.

При этом для многих банков малый бизнес остается выгодным клиентом. Например, по данным пресс-службы банка ВТБ24, портфель кредитов для малого бизнеса в ноябре-декабре 2008 г. вырос. Темпы выдачи кредитов замедлились из-за усложнения оценки состояния заемщика, однако требования к заемщикам остались неизменными: предприятие должно получать стабильный доход в течение полугода.

Налогообложение. 1. Неразвитые механизмы налогообложения и перераспределения налогов; 2. Постоянно изменяющееся налоговое законодательство; 3. Сложность и нечеткость принимаемых законов в области налогообложения; 4.Большие размеры взимаемых налогов; 5. Неразвитый сервис организации работы налоговых ведомств.

Борьба бизнеса с государством в лице Минфина за снижение налогового бремени идет многие годы, но только последние два ознаменовались некоторой консолидацией предпринимательского сообщества для решения этой главной для бизнеса проблемы. Например, в апреле 2007 года РСПП, «Деловая Россия» и «Опора России» подписали «Совместную платформу деловых кругов России по вопросам совершенствования налогообложения». Но о конкретных ставках стали договариваться только в 2008 году. Речь идет о снижении ставки НДС с 18% до 10% с 2009 года. Предприниматели осознали, что обещания Минфина – не более чем затягивание решения проблемы. «Налоги должны быть инструментом стимулирования развития бизнеса, а не дубиной для его закрытия» - высказывания предпринимателей. «Мы постоянно проводим исследования малого бизнеса, организуем различные мониторинги, опросы. И результат исследований таков: 2/3 малых предприятий будут вынуждены закрыться в том случае, если придется платить все налоги, которые вменяет им государство. Быть добросовестным налогоплательщиком невозможно! При этом любой вариант оптимизации налоговых схем воспринимается государственными структурами как способ ухода от налога» - Игорь Городничий, президент Московского центра развития предпринимательства («МК»).

24 марта 2008г. в Независимом пресс-центре на межрегиональном круглом столе «Что спасёт Российский малый бизнес?» представители предпринимательских объединений обсуждали мнения экспертов, давно определивших, что если суммарное налоговое бремя составляет более 27%, то предприниматель вынужден уходить «в тень» в поисках обходных путей, или бросать бизнес. (Слайд 5) В 2007 г. PricewaterhouseCoopers, IFC и Всемирный банк опубликовали ежегодные результаты исследования «Уплата налогов» (комфортность ведения предпринимательской деятельности в 179 странах мира). Это рейтинг (rating.rbc.ru) стран по уровню сложности налоговой системы. Лидерами рейтинга являются, в основном африканские республики, соседями которых стали Украина и Белоруссия. Россия на их фоне выглядит не столь плачевно со своими 22 налогами. Однако время, затрачиваемое на уплату налогов (448 часов в год) и полная налоговая ставка (51,4%) ужасают. Пятьдесят один и четыре десятых процента! Для сравнения: Китай и Гонконг (24,4%), ОАЭ (14,4%), Швейцария (29,1%), даже Великобритания (35,7%). Но трагичны не только эти цифры. Безумным кажется и время, необходимое на уплату этих 22 налогов – 448 часов в год! Для сравнения - 37 налогов в государстве Мозамбик занимает почти в два раза меньше времени (230 часов) при налоговой ставке - 34,3%. («Пример эффективной экономической политики в Чили при Пиночете, где эффект был достигнут во многом, благодаря одному - единственному налогу НДС. Прозрачная налоговая система в Чили практически выбивала почву из-под коррупции, буйным цветом расцветающую у нас» - «Налоговые джунгли России»).

Однако у Минфина свои данные. По данным Сергея Шаталова, заместителя главы ведомства, номинальная налоговая нагрузка на бизнес по итогам 2007 года составила 35% ВВП. («Коммерсант» 21.02.08 г.) Любое снижение ставки НДС ведомство Министерство финансов настроено было проводить никак не раньше 2011 года. Федеральная налоговая служба ведет непримиримую борьбу против схем ухода от налогов и, в первую очередь, с фирмами-однодневками. Но как объяснил президент РСПП Александр Шохин, именно десятипроцентная ставка сделает нецелосообразным мошеннические схемы с НДС и убережет население от повышения цен на социально значимые товары при унификации ставки. Попытки двух президентов страны в 2008 году повлиять на изменение налогового бремени не дали результатов. Более того, с началом кризиса налоги стали повышаться. Это касается изменения расчета ЕСН и роста ставки рефинансирования до 13%. Объявленное премьером достижение в виде снижения на 4% ставки налога на прибыль за счет федерального бюджета вызвала у предпринимателей негативную реакцию, так как в условиях кризиса абсурдно говорить о какой-то прибыльности! Тем более что сборы НДС и налоги на прибыль в ноябре-декабре 2008 года упали в пять раз! Коллеги Кудрина и Игнатьева из ведущих европейских стран на зависть российским предпринимателям ведут прямо противоположную политику: Минфин Великобритании анонсировал дополнительный «налоговый пакет» поддержки экономики, снизив НДС до 15% и отложив планы повышения налогов до 2011 года. А Европейский центральный банк и Банк Англии снизили процентные ставки целях противодействия экономическому кризису и для удешевления кредитов в условиях остановки роста европейской экономики. Учетную ставку до минимального уровня снизила ФРС США, Япония и многие другие.

Хотя в налоговой сфере государство пошло на встречу малому бизнесу, разрешив снизить налоговую ставку предприятиям на "упрощенке" до 5 процентов, однако это прерогатива региональных властей. В Волгоградской области, по словам зам. Главы областной Администрации по инвестициям и торговле А. Бровко сообщил, что уже разработан пакет антикризисных мер, включающий, в том числе, и предложение по снижению налогов в их региональной части. Сейчас ведутся расчеты – насколько можно снизить налоговую нагрузку без угрозы для расходных социальных обязательств областного бюджета. Вполне вероятно, что будут снижены с 15 до 5-10% (газета «Деловое Поволжье»).

Аренда помещений.

Проблема выкупа арендованных помещений предприятиями малого бизнеса возникла еще в 2005 году после вступления в силу закона о разграничении полномочий между уровнями власти (№ 131 ФЗ). По этому закону регионы были обязаны до 01 января 2009 года продать все имущество, не обеспечивающее выполнение их полномочий. Законопроект (№159 ФЗ) был разработан группой депутатов еще в 2005 году. Новая его редакция была принята в 2007 году в первом чтении, и только 22.07.08 закон был подписан президентом. Баталии, которые шли все эти годы, говорят об огромном противодействии «малой приватизации» и способности нынешних федеральных и региональных чиновников превращать крайне важные и позитивные для бизнеса законопроекты, порой, в полную противоположность. Неудивительно, что через три месяца после выхода 159 ФЗ появляется законопроект о внесении в него изменений, а также предпринимателями готовится обращение в Конституционный суд РФ.

Все, происходящее с выкупом помещений в 2008 году, подтверждает стремление России следовать предначертанному движению по исторической колее, в то время, когда такие страны, например как Япония, Китай и др. смогли преодолеть инерцию и достичь блестящих результатов развития.

Колоссальные недоработки и задержки привели к тому, что вступивший в силу во многих субъектах РФ 159 ФЗ уже не всегда мог помочь предпринимателям. До сих пор остается очень много вопросов.

«У авторов Федерального закона №108 «О внесении изменений в ФЗ «О концессионных соглашениях» и отдельных законодательных актов РФ, видимо, просто такая идеология: есть «конкурс - нет коррупции». Конкурсная процедура, что введена законом, стопроцентно подменит настоящий малый бизнес перепродавцами», считает Григорий Томчин, президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий. Многие годы российская экономика носит сырьевой характер. Наша экономика недофинансирована, а вся денежная база формируется под закупку иностранной валюты. Практический отказ от формирования внутреннего рынка производства товаров и услуг, жесткая налоговая политика и контроль за производственными компаниями, отказ от инвестиционных льгот, невыполнение государством в полном объеме своих функций по защите экономических границ. Все это и многое другое стало непреодолимым барьером на пути развития производственного малого и среднего бизнеса (Малый – это региональный, а средний – межрегиональный бизнес). На протяжении всех лет работы Госдумы попытки создания закона о промышленной политике в России пытались реализовать коммунисты. Но все эти попытки – 5 разработок, не были приняты и не получили поддержки правительства и администрации президента. Сегодня в Госдуму внесены целых два проекта: «О национальной промышленной политике» и «О развитии промышленности». Есть и проект ТПП РФ «О промышленном развитии».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.007 с.)