Возникновение управленческого консалтинга. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение управленческого консалтинга.



Историческая справка


Исторически первым видом внешних профессиональных услуг были юридические: без услуг адвокатских и нотариальных контор предприни­матели не обходятся уже несколько сот лет. Позднее, в конце XIX в., по мере усложнения экономики и соответствующего развития экономических наук начала формироваться новая область профессиональных услуг – консультирование по экономике и управлению, т. Е. менеджмент-консалтинг в собственном смысле слова. Одним из первых профессиональных консультантов в этой области стал основатель теории научного управления предприятием Фредерик Тейлор (автор известной системы тейлоризма). Первая фирма по менеджмент-консалтингу — «Служба исследований бизнеса» (Business Research Services) была образована в 1914 г. в Чикаго. В 20-30-х гг. такие фирмы распространились в Европе (в первую очередь в Англии и Германии), в 40-50-е гг. — и в других регионах мира (Азия, Африка, Латинская Америка).

Историческая справка


Консалтинговый «бум» 50-60 гг., названный «золотым веком» консалтинга и связанный с ускоренным послевоенным развитием экономики, привел к усилению его значения как элемента рыночной инфраструктуры. В 70-80-е гг. рост сферы консалтинговых услуг относительно стабилизировался и сохранял устойчивые темпы, несмотря на кризисные периоды мировой экономики. Консалтинговые услуги дифференцировались, и их перечень возрос до более, чем 100 видов.

Современная ситуация


По официальным данным, в настоящее время консультирование по экономике и управлению в большинстве развитых странах мира выступает как отдельный сектор услуг. В США его оборот на конец прошлого века составлял 14 млрд. дол., в Европе – 8 млрд., в Японии – 2,5 млрд. дол., а в остальных странах мира в целом он оценивался в 2 млрд. дол. Следует иметь в виду, что вышеприведенные данные показывают «чистый» оборот менеджмент-консалтинга; при учете других профессиональных услуг (аудит, юридическое обслуживание, тренинг, инжиниринг, инвестиционные, информационные и рекламные услуги) суммарный оборот возрастает в несколько раз, например, годовой оборот всей сферы профессиональных услуг по экономике и управлению составлял в США на конец ХХ века около 50 млрд. долларов.

Распределение объема консалтинговых услуг в мире


Существует интересная закономерность в распределении объема консалтинговых услуг в мире. При равном размере экономического потенциала региона объем консалтинговых услуг выше там и тогда, где и когда экономика является менее централизованно управляемой, менее «огосударствленной». Такая корреляция объясняется тем, что консалтинг представляет собой своеобразную форму регулирования экономических процессов, альтернативную центра­лизованной. Консалтинг, являясь методом внедрения научных знаний в экономику, выполняет те функции ее рационализации, которые в менее либеральных системах берет на себя централизованное управление.

Уточняющее замечание


Большинство крупнейших консалтинговых фирм мира по своему происхождению являются американскими, но каждая из них обычно имеет филиалы в нескольких десятках стран, от 50 до 100% персонала которых составляют местные консультанты. Деятельность филиалов регулируется законами страны их местонахождения.

 

Финансовые обороты консалтинговых фирм
На 30 наиболее крупных мировых консалтинговых фирм приходится около 50% мирового оборота консалтинговых услуг. Из них 21 фирма (70%) американского происхождения, 4 – английского, 2 – французского, по одной – немецкого, голландского и канадского.

Пять из них – «Делойтт энд Туш», «Эрнст энд Янг», «КПМГ», «Артур Д. Литтл» и «Прайс Вотерхауз Купере», имеющие наибольший оборот (более 5 млрд. дол. В год каждая), называют «большой пятеркой». Следует отметить, что по своему происхождению они являются не менеджмент-консалтинговыми, а аудиторскими. До сих пор основным источником дохода для них является аудит, поэтому оборот менеджмент-консалтинговых услуг в этих фирмах не больше, чем у других, «чисто» консалтинговых, фирм.

 

Консалтинг – профессиональная деятельность
В качестве одного из основных признаков превращения консалтинга из индивидуально-профессиональной деятельности (такой, например, как профес­сиональная деятельность художника или писателя) в индустрию рассматривается тот факт, что большая часть консалтинговых услуг предоставляется не индиви­дуальными консультантами, а корпорациями (консалтинговыми фирмами).

Кроме того, о превращении консультирования в индустрию консалтинга свидетельствуют все б о льшая технологизация его методологии, развитие стандартизации качества услуг и рост материально-технической оснащенности работы консультантов.

 

Особенность подготовки консультантов
В качестве признака недостаточной разви­тости консалтинговой отрасли рассматривается отсутствие индустриальных методов подготовки самих консультантов. В отличие от обучения, например инженеров, она осуществляется в основном «в процессе работы» или в рамках «внутрифирмен­ного обучения». Наиболее развитой эта отрасль услуг является в Северной Америке (США и Канада), Западной Европе, Японии, Австралии, Новой Зеландии и Сингапуре. Однако консалтинговые фирмы есть практически во всех регионах мира.

Основные клиенты консалтинговых фирм


Согласно проведенному в 1996 г. обследованию мирового рынка консалтинга основными клиентами консультантов являются отрасли промышленности, финансовые учреждения, государственные организации и торговля. Услугами, пользующимися наибольшим спросом, являются разработка стратегии, бизнес-планов и услуги по реструктуризации.

 

Инфраструктура регулирования и само­регулирования консалтинговых услуг
Сформировалась и определенная инфраструктура регулирования и само­регулирования консалтинговых услуг, которая включает следующие элементы:

1) внутренние кодексы этики и стандартов практики профессиональных ассоциаций консультантов и других специалистов в области профессиональной поддержки бизнеса (аудиторов, юристов, специалистов по подбору кадров);

2) систему государственных нормативных актов, прямо или косвенно регулирующих рынок профессиональных услуг;

3) международные стандарты качества предоставления услуг – например, стандарты ISO-9001, разработанные Международной организацией по стандартизации (ISO). Возможно также применение стандартов Европейского фонда управления качеством (EFTQM). Эти правила конкретизируются по отношению к консалтинговым услугам обычно самими профессиональными ассоциациями, которые осуществляют сертификацию и контроль;

4) системы правил найма консультантов, принятых в правительственных и межправительственных организациях: ЕС, ЕБРР, Мировом банке и т.д.;

5) системы внутренних правил консалтинговых фирм;

6) системы правил отбора и найма консультантов у фирм-клиентов.

 

Консалтинговые ассоциации
Профессиональные консалтинговые ассоциации существуют в настоящее время в 42 странах мира. Обычно членство в них является корпоративным, т.е. они объединяют не индивидуальных консультантов, а консалтинговые фирмы. Инди­видуальные консультанты создали специальные формы объединений, которые называются «институты менеджмент-консалтинга». Национальные консал­тинговые институты объединены в Международный совет консалтинговых институтов со штаб-квартирой в Торонто (Канада).

Консалтинговые ассоциации ФЕАКО и АМКФ


Существуют два ведущих международных профессиональных объединения консалтинговых фирм:

1) Европейская федерация ассоциаций консультантов по экономике и управ­лению (ФЕАКО). Она была основана в 1960 г. в Париже, а в 1991 г. ее штаб-квартира была перенесена в Брюссель. В настоящее время членами ФЕАКО являются 25 национальных ассоциаций стран Европы (по одной от каждой страны, в том числе 17 из стран Западной Европы и 8 из стран Центральной и Восточной Европы). Ассоциации – члены ФЕАКО включают 1200 консалтинговых фирм, насчитывающих более 12 000 консультантов;

2) Ассоциация менеджмент-консалтинговых фирм (АМКФ). Она основана в 1929 г. и является старейшей в мире консалтинговой ассоциацией. Будучи изначально национальной ассоциацией консалтинговых фирм США (АКМЕ), в середине 1990-х гг. она де-факто обозначила себя как международную ассоциацию, введя в свое название подзаголовок «Всемирная ассоциация консалтинговых фирм». В отличие от ФЕАКО АМКФ пока не межнациональное, а транснацио­нальное объединение, так как ее международный статус основывается на том, что членами этой организации являются крупнейшие американские консал­тинговые фирмы, имеющие филиалы практически во всех регионах мира.

Задачи профессиональных ассоциаций и институтов консультантов


Главными уставными задачами профессиональных ассоциаций и институтов консультантов выступают обеспечение и гарантирование высокого качества консалтинговых услуг и профессионального поведения своих членов. Для достижения этих целей применяются следующие основные элементы саморегулирования и развития профессии:

1) квалификационные требования к членству;

2) кодексы этики консультантов;

3) обмен опытом и обучение (конференции, курсы и

семинары для консуль­тантов).

Особенности участия в профессиональных ассоциациях


В большинстве ассоциаций и институтов консультантов членство совпадает с сертификацией, т.е. членское удостоверение выступает в качестве документа, подтверждающего соответствие члена определенным стандартам квалификации и профессионального поведения. В некоторых ассоциациях, например в голландской, применяется специальная процедура сертификации (обычно по стандартам ISO-9001) как для членов, так и для нечленов ассоциации. Иногда процедура сертификации осуществляется профессиональными организациями консультантов совместно с правительственными органами по аккредитации.

 

Другие профессиональные ассоциации
Помимо профессиональных консалтинговых ассоциаций, существуют также организации, в которые консультанты включаются наряду с другими специалистами в области менеджмента: преподавателями, профессиональными менеджерами и т.д. К таким организациям относятся Европейский фонд развития менеджмента (EFMD), Ассоциация развития менеджмента стран Центральной и Восточной Европы (CEEMAN), Американская ассоциация менеджмента (АМА), Всеяпонская федерация менеджмент-организаций(ZEN-NOH-REN).

 

Особенности современного консалтинга
В целом сектор консалтинговых услуг развивается опережающими по сравне­нию с другими отраслями мировой экономики темпами. Согласно обследованию общемирового рынка консалтинга ежегодный прирост объема продаж консалтинговых услуг на конец ХХ века составлял 15%. Для этого периода характерно повышение диверсификация типов услуг, нарастание тенденции к осуществлению комплексных консалтинговых проектов, в ходе которых предоставляются услуги различных типов и направлений. С точки зрения методов, консалтинг в настоящее время становится интегративным, т.е. объединяющим экспертное, процессное и обучающее консультирование либо в лице одного консультанта, либо в форме консультационной команды.

Перспективы развития консалтинга


Особенно быстрое развитие консалтинговых услуг имеет место на начало ХХ века в странах Центральной и Восточной Европы, СНГ и Китае. В качестве наиболее перспек­тивного рынка с точки зрения объема спроса рассматривается Китай.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.019 с.)