Распределение фонда времени по темам и видам занятий 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределение фонда времени по темам и видам занятий



ЦелЬ И ЗАДАЧИ изучения ДИСЦИПЛИНЫ «Технологические основы социально-культурной деятельности»

Данная дисциплина, согласно требованиям ФГОС ВПО по направлению 071800 «Социально-культурная деятельность» является обязательной для изучения и входит в профессиональный цикл дисциплин.

Значение дисциплин в том, что она должна дать студентам знание технологических основ социально-культурной деятельности..

Главной задачей курса является изучение технологий социально-культурной деятельности и особенностей их реализации в деятельности социально-культурных учреждений.

Важным требованием современного высшего образования, является освоение студентами различного рода технологий в том числе и технологий социально-культурной деятельности.

Современный этап общественного развития предъявляет к молодым специалистам разнообразные требования, в том числе и требования оснащенности их новейшими знаниями в области разработки и внедрения технологий в практическую деятельность.

И существенную помощь в этом окажет изучение данного учебного курса. Цель курса – сформировать у студента прочные знания о составе технологий социально-культурной деятельности, практические навыки их разработки, создания и использования для решения профессиональных задач в области социально-культурной деятельности.

Задачи изучения дисциплины:

изучение общей характеристики технологии социально-культурной деятельности;

изучение типов и особенностей технологий социально-культурной деятельности;

освоение составных компонентов социально-культурных технологий;

освоение уровней и элементов конструирования, моделирования и реализации социально-культурных технологий;

освоение методов проектирования и реализации социально-культурных технологий в учреждениях различного типа;

освоение технологических подходов для решения профессиональных задач в области социально-культурной деятельности.

 

1.2 структура и объем дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 252 часа.

№ семестра Число недель в семестре   Количество часов по плану   Количество часов в неделю   Самостоятельная работа  
    всего лекций практ.занятия всего лекций Практ.занятий часов всего часов в неделю
  3,9
67 + 27 подг.к экз 3,9

 

1.3 Содержание дисциплины

Распределение фонда времени по темам и видам занятий

№ п\п Наименование разделов по темам Аудиторные занятия Самостоятель-ная работа Формы текущего контроля
    лекции практические занятия    
  Раздел 1. Сущность технологии социально-культурной деятельности        
Технология: понятие, сущность, характеристики      
Технология социально-культурнодеятельности:сущность, характеристика и виды  
Средства, формы и методы социальнокультурных технологий Промежуточ.тест.
Особенности и уровни развития социальнокультурных технологий    
  Раздел 2. Типология технологий социально-культурной деятельности        
Технологии информационно-познавательной и просветительской деятельности  
6. Технологии организации досуга детей и подростков  
Технология молодежного досуга Ит.тест за 3 сем.
Технологии организации семейного досуга  
Этнокультурные технологии  
Технологии социально-культурного прогнозирования и моделирования  
Технологии социально-культурного проектирования Промежуточ. тест
Технологии организации самодеятельного художественного творчества в учреждениях социально-культурной сферы    
Организационно-управленческие технологии  
Технологическое мастерство менеджера социально-культурной деятельности  
Социально-защитные и реабилитационные технологии    
Рекреативные технологии социально-культурной деятельности    
Культуроохранные и культуротворческие технологии социально-культурной деятельности          
Анимационные социально-культурные технологии    
Информационно-рекламные технологии социально-культурной деятельности    
Образовательные технологии социально- культурной деятельности   Ит.тест за 4 сем.
Защита авторских студенческих технологических разработок социокультурных программ    
  Итого Зачет - 3 курс.пр. и экзам – 4 сем.

1.4 Требования к уровню освоения программы и формы текущего и промежуточного контроля

 

Учебно-методический комплекс дисциплины «Технологические основы социально-культурной деятельности» разработан для студентов направления 071800 «Социально-культурная деятельность». Дисциплина является базовой и входит в профессиональный цикл дисциплин На изучение дисциплины отводится учебным планом 252 часа, в том числе лекционные занятия - 36 часов, практические занятия - 56 часов, самостоятельная работа студентов – 133 часа. По окончании изучения части курса в третьем семестре студенты сдают зачет. По окончании изучения дисциплины в целом студенты сдают экзамен в 4 семестре. Учебным планом предусмотрена подготовка и защита курсового проекта по дисциплине в 4 семестре.

Текущий и промежуточный контроль знаний осуществляется путем проведения промежуточного и итогового тестирования в каждом семестре, оценивания работы студентов на практических занятиях, подготовки ими рефератов и докладов по выбранным темам, подготовке и защите курсового проекта.

Для успешного освоения дисциплины студентам необходимо:

– регулярно посещать лекционные занятия;

– осуществлять регулярное и глубокое изучение лекционного материала, учебников и

учебных пособий по дисциплине;

– активно работать на практических занятиях;

– выступать с сообщениями по самостоятельно изученному материалу;

– участвовать в студенческих олимпиадах и конкурсах, выступать с докладами на

студенческих конференциях, публиковать свои статьи в научных сборниках.

Текущий контроль знаний осуществляется путем выставления балльных оценок за

выполнение тех или иных видов учебной работы

Промежуточный контроль знаний студентов осуществляется в форме

промежуточного тестирования. Уровень знаний оценивается баллами, набранными

студентами в контрольных точках. Балльная оценка соответствующих контрольных точек

приводится в технологической карте дисциплины

Итоговый контроль знаний по дисциплине проводится в форме итогового тестирования и сдачи зачета и экзамена при условии нехватки баллов по рейтинговой системе оценки знаний.

Для подготовки к зачету и экзамену студенты используют приводимый ниже примерный

перечень вопросов..

Итоговая оценка выставляется по текущему рейтингу за промежуточное и итоговое тестирование, за работу на практических занятиях, посещение лекционных и практических занятий, подготовку докладов и рефератов .Максимальное количество баллов, которое может набрать студент в ходе изучения данной дисциплины равно 100. Студент получает зачет автоматически, если он набрал более 50 баллов. Если студент набрал менее 50 баллов он сдает зачет в традиционной форме.

Итоговая оценка учитывает результаты рейтинговой системы; шкала интервальных баллов соответствует следующим оценкам:

- 81-100 баллов – отлично;

- 65-80 – хорошо;

- 51-64,9 – удовлетворительно;

- 50 баллов и ниже – неудовлетворительно.

При традиционной форме итогового контроля (в случае несогласия с оценкой, полученной в ходе рейтингового контроля) оценки выставляются по следующим критериям:

- свободное владение терминологией;

- умение анализировать материал, сущностное понимание излагаемого вопроса;

- свободная ориентация по вопросам, дополнительные вопросы не вызывают затруднений.

 

Примерные вопросы для зачета и экзамена

1. Технологические основы социально-культурной деятельности.

Технология» как термин и метапонятие.

3. Понятие технологии социально-культурной деятельности, ее сущность и характеристика.

4.Виды и сущность социальных технологий.

Технология социально-культурной деятельности как социально-культурная система.

6. Технология социально-культурной деятельности как социально-культурная наука.

Технология социально-культурной деятельности как технологический процесс.

Темы рефератов и докладов

1.Технологии информационно-просветительной деятельности в учреждениях культуры.

2. Культуроохранные технологии социально-культурной деятельности.

3. Рекреативные технологии социально-культурной деятельности.

4. Образовательные технологии социально-культурной деятельности.

5. Социозащитные технологии социально-культурной деятельности.

6. Современные зрелищные формы социально-культурной деятельности (гала-концерты, конкурсы красоты, шоу-программы).

7. Современные благотворительные формы социально-культурной деятельности (благотворительные балы, лотереи).

8. Организация социально-культурной деятельности в общеобразовательных учебных заведениях (среднепрофессиональных, высших).

9. Организация социально-культурной деятельности в детских подростковых клубах ( клубах по месту жительства).

10. Организация досуговой деятельности молодежи различными общественными движениями (фондами, ассоциациями) в современной России.

11. Современные проблемы организации досуга в учреждениях социально-культурной сферы (театрально-зрелищных предприятиях, учреждениях клубного типа, центрах народного творчества, центрах национальных культур).

12. Культурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания личности.

13. Технология военно-патриотического воспитания в клубных объединениях.

14. Региональная специфика социально-культурной деятельности.

15. Тенденции развития социально-культурной деятельности на современном этапе.

16. Технология организации досуга детей и подростков в детских загородных центрах.

17. Технологии социально-культурной реабилитации.

18. Технология организации досуга лиц среднего и пожилого возраста.

19. Социально-культурная деятельность в малых поселениях.

20. Основные направления деятельности учреждений культуры на современном этапе развития общества.

21. Технология организации массового праздника в учреждениях культуры.

22. Технология организации семейного досуга.

23. Современное состояние и тенденции развития общественных объединений…(экологических, общественно-политических, историко-культурных, национально-культурных, профессиональных, благотворительных, клубных форм самодеятельности и т.д.)

 

2. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Характеристики технологии

Технология характеризуется динамизмом, конкретностью и логичностью.

Динамизм технологии

Динамизм технологии отражает выполнение каких-либо процессов, движений, действий, промежуточные состояния которых можно изобразить в виде условных обозначений, рисунков, схем, чертежей, а полностью - с помощью современных технических средств (телевидения либо словесного описания). Это могут быть производственные процессы (как получить химическое волокно), физиологические (как сделать прическу), управленческие или инструктивные (как обработать информацию и принять решение), а также творческие (как получить новые технологии).

Эти процессы совершаются при обязательном участии человека благодаря его творчеству и труду. Простыми моментами процесса труда являются: целесообразная деятельность, или сам труд, предмет труда и средства труда. На данной триаде основаны все виды деятельности, любая технология и любое производство. Два других элемента производительных сил - предметы и средства труда, совокупность которых называют средствами производства. Предметы труда - все то, выступают лишь как материальные носители целенаправленных воздействий, в результате чего они либо перемещаются в пространстве, либо переходят из одного состояния в другое, либо изменяют свою структуру, превращаясь постепенно в потребительную стоимость или товар.

Соединение труда с его предметом и составляет содержание технологического процесса преобразования последнего в готовую продукцию, суть взаимодействия человека с природой.

Чтобы получить результат своей деятельности, человек должен знать законы, по которым происходит изменение предмета труда, и умело пользоваться ими (практическая технология). Раньше эти законы познавались непосредственно трудом, приобретением опыта, передававшимся из поколения в поколение. Такая форма оставалась основной в отдельных областях искусства. В сфере же материального производства положение резко изменилось. Предметы труда выступают здесь как своеобразное звено связи науки и производства. При этом большую роль играют средства труда (техника), позволяющие резко увеличить возможности человека благодаря использованию законов природы. Достигнутый уровень их развития избавил людей от непосредственного воздействия на предмет труда. Человек стал лишь управлять сложными машинами. Поэтому современная технология, абстрагируясь от конкретного и коллективного труда, изучает взаимодействие средств производства в процессе целенаправленной деятельности человека. Именно абстрагирование от конкретного труда позволило выделить технологию в самостоятельную научную дисциплину.

Конкретность технологии Конкретность технологии отражается в целенаправленности ее процессов к достижению определенного результата. Полезность вещи, свойство предмета удовлетворять какую-нибудь потребность человека называется потребительной стоимостью, а если она предназначена для обмена на рынке - товаром. Технология интересуется товарами или потребительными стоимостями с позиции конкретизации поставленной задачи и уточнения технологических процессов, так как образ конечной продукции диктует их вид, ее необходимые средства производства и квалификацию исполнителя. Если пренебречь конкретизацией потребительных стоимостей, получим абстрактную, или теоретическую, технологию.

 

Логичность технологии

Логичность (строгая последовательность действий, операций, движений) технологии - это упорядоченность во времени и пространстве основных, вспомогательных и обслуживающих процессов, их полная взаимоувязка по всем параметрам (производительность, скорость и т.д.). Логичность обычно отрабатывается длительное время опытным путем, практикой, испытанием и проверкой как отдельных процессов, так и их совокупности в реальных условиях производства и окружающей среды. В этом случае вырабатываются также необходимые навыки у исполнителей, требования к производственному процессу, соблюдению правил техники безопасности и т.д. Все это необходимо для достижения главной цели - получения товара (потребительной стоимости) того вида и тех свойств и качеств, которые необходимы потребителю.

Контрольные вопросы:

1.Дайте определение понятия «технология»

2.Чем отличаются «техника» и «технология»?

3.Охарактеризуйте периоды развития понятий «техника и технология»

4.Дайте определение понятия «социальная технология

5.Чем отличаются промышленные технологии от социальных?

6.Какова роль социальных технологий в жизнедеятельности общества?

7.В чем сущность инновационных социальных технологий?

8.Дайте характеристику субъектных социальных технологий

9.Что из себя представляет активная социология реальных изменений?

10.Чем характеризуется современная технология?

Литература основная: 1-3.

Литература дополнительная: 4, 24, 33.

Социальная информация

Термин «информация» происходит от латинского слова infomatior и имеет несколько трактовок. Это «сообщение» или «изложение» чего-либо в письменной или устной форме; разъяснение, сообщение, осведомленность.

Информация - это знания, но не все знания, которыми рас­полагает человечество, а лишь та его часть, которая использу­ется для ориентировки, активного действия и управления.

Социальная информация - это информация, создаваемая и передаваемая людьми, отражающая определенные знания, эмоции, волевые воздействия, включенные в коммуникацион­ный процесс.

Особенности социально-культурной информации:

• актуальность, злободневность, своевременность;

• возможность использования самых разнообразных средств воздействия; таких, как - живое слово, печатные, на­глядные, художественные, электронные, синтетические средства;

• возможность и потребность выносить на общественное мнение проблемы частного (локального) и общего (глобального) значения.

Так, распространенная в европейских городах социально-культурная программа «Воскресенье - пешком» получила всенародную поддержку и решает несколько задач:

1) разрядить экологическую и психическую напряженность от переизбытка автомобильной техники;

2) частично снять проблемы гиподинамии, приучив жите­лей города ходить пешком, больше двигаться физически;

3) провести разнообразные акции гражданской, правовой, политической культуры, зрелищные мероприятия, не отменяя специально движение транспорта.

Социальная и культурная информация играют значительную роль в формировании общественного мнения. Доверие к источ­нику информации определяет эффективность воспитательного воздействия. Люди, выступающие в роли коммуникаторов, мо­дераторов информации, должны владеть методами изложения материала, внушения, диалога, примера. Безусловно, главным инструментом обмена информацией и живого общения являют­ся вербальные средства: речь, язык. Даже в коммерческих «фирменных» досуговых структурах, возникающих на гребне моды, массового спроса, располагающих новейшими средствами воздействия, часто опорным информационным материалом являются лекции, экскурсии, встречи с интересными людьми, вос­поминания современников, чтение стихов, исполнение песен; ритуалов памяти и другие акции, аккумулирующие в себе те или иные важные факты, сведения, знания.

Безграничны возможности средств искусства в информацион­но-просветительской работе с населением

Значение социальной информации трудно переоценить, т.к. она является важным фактором воспитания подрастающего по­коления;

Ярким примером канала передачи социальной информации является традиционная культура. Возникнув много веков назад, традиционная культура стала своеобразной системой жизнеобес­печения, т.к. пронизывает все сферы жизнедеятельности челове­ка и выполняет как утилитарные, так и эстетические функции. К тому же традиционная культура - это один из основных элемен­тов социальной памяти.

При этом следует отметить, что система передачи социаль­ной информации осуществляется по принципам:

• преемственности, т.е. естественного включения ребенка в общественную и личную жизнь;

• целостности, т.е. через разнообразные виды деятельно­сти, начиная от общения и отдыха и заканчивая трудом;

... • комплексности, т.е. когда одни и те же сведения, нормы и ценности передаются с помощью разнообразных форм народ­ного творчества. Это сказки, обряды, фольклорные произведе­ния, декоративно-прикладное творчество

Изначально являясь активным «участником» информационного процесса, традиционная культура выполняет функцию генетического механизма, хранящего информацию об истории, этапах формирования, условиях жизни и деятельности, этнического потенциала; при этом обладает высокой устойчивостью.

Культура как результат представляет собой совокупность основных норм, ценностей, идей и традиций, а также знаковых систем, которые характерны для социальной общности. Поэтому социальная информация, как и культура, не только создает тра­диции, нормы, ценности, но и осваивает их, сохраняет и превращает во внутренние качества личности.

Свойства социальной информации:

• первое, обязательное условие - это наличие у информации содержательной, смысловой структуры, наличие ценност­ных свойств;

• во-вторых, социальная информация должна быть относительно независима как от плана содержания, так и плана выражения;

• в-третьих, информация имеет такое свойство, как кумулятивность (накопление, концентрация, способность к уп­лотнению);

• четвертое свойство информации - это дискретность, т.е. прерывность потока-информации.

Все эти свойства учитываются при создании информационно-поисковых систем и организации информационного обеспечения.

Социальная информация всегда должна быть объективной, достоверной, актуальной и наиболее полной, пере­даваемой способами адекватными содержанию, адресату, целям и задачам, общественного развития.

 

3.Средства массовой информации и учреждения досуга

Как отмечает Е.И.Григорьева СМИ - вполне самостоятельная социально-культурная система в информационном обществе, которую с учреждениями досуга объ­единяет принадлежность к массовым коммуникациям, играющим значительную роль в формировании общественного мнения, об­щественного сознания и поведения. Исторически сложились сле­дующие способы их взаимовлияния и взаимодействия:

1) практика живых газет 20-30-х годов, когда нехватка периодики восполнялась ее сценическим «прочтением» в клубах и избах-читальнях;

2) коллективное прослушивание радиопередач, позже - просмотр ТВ программ с последующим обменом мнениями, «оргвыводами» идеологов, проводившиеся в клубных холлах, библиотеках, красных уголках;

3) тиражирование в учреждениях культуры и досуга форм, родившихся на радио, ТВ.

• конкурсные программы: КВН, «А ну-ка, девушки!», «А+Б» (агитбригад), «Алло, мы ищем таланты!»;

• театрализованные информационно-развлекательные про­граммы: «От всей души», «Огонек», «С добрым утром»;

• интеллектуальные шоу: «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Умники и умницы».

В свою очередь, из клубов и Домов культуры на экраны, в эфир пришли:

• традиционные устные альманахи: «В мире животных», «Кинопанорама», «Здоровье», «Кинопутешествия»;

• фестивали: «Радуга», «Виктория»:

• праздники народного творчества: «Играй, гармонь», «Шире круг», «Эх, Семеновна!»;

• клубные гостиные: «Зеленая лампа», «В нашу гавань за­ходили корабли», «Театр + ТВ», «Белый попугай»;

• встреча с интересным человеком: «Студия Останкино приглашает», «VIP», «Персона грата», «ЖЗЛ»;

• всевозможные ток-шоу: «Тема», «Мы», «Глас народа», суть которых - клубный диспут, распространенный в зарубеж­ном досуге дискуссионный клуб;

4) практика образовательных программ на радио, ТВ, специальных периодических изданий и отдельных рубрик в по­мощь школьникам, студентам, всем желающим получить ту или иную полезную информацию;

5) освещение в СМИ проблем культуры, искусства, досу­га; популяризация культурно-досуговых программ, рекламная информация.

6) развитие новых форм досуга на основе современной ин­формационно-коммуникативной техники: интернет-кафе, интернет-клубы, компьютерные классы, холлы, центры; виртуаль­ные шоу, вакационные парки, электронные библиотеки...

7) создаваемые в системе общественного досуга мульти­медийные центры (обучение всех желающих навыкам овладе­ния современными информационными технологиями), медиаоб-разовательные программы (обучение рациональному пользова­нию информационными источниками); воспитание культуры по­требления информации.

Взаимодействие учреждений культуры и средств массовой информации проявляется в основном в том, что последние ин­формируют население о деятельности культурно-досуговых уч­реждений по организации содержательного досуга и дают рек­ламу ближайших массовых мероприятий.

В информационном процессе важна роль модератора-посредника культурно-информационного обмена в живом или эфирном общении. Например, очень популярна в Америке телеведущая и актриса Опре Уинфри. Эта 46-летняя темнокожая женщина имеет колоссальное влияние на общественное мнение всех Соединенных Штатов. Ее телешоу собирает более 150 млн. зрителей каждую неделю. Ее годовой доход - до 200 млн. долла­ров в год.

Многолетняя популярность теле- и радиопередач, из кото­рых мы узнаем много интересного или полезного, связана с конкретными лицами: Ю. Сенкевич «Клуб путешествий», С. Капица «Очевидное - невероятное», Н. Дроздов «В мире животных», В. Татарский «История одного шедевра», «Встреча с песней», В. Ушканов «Персона Грата», В. Вульф «Серебряный шар», Ю. Скороходов «В поисках утраченного», В. Познер «Мы», «Времена», Л. Филатов «Чтобы помнили» и др. Эталоном органи­зации и ведения тематической программы «От всей души» была В. Леонтьева. Такие вечера тиражировались в клубных учрежде­ниях на местном материале. Манера речи, владение материалом, искусство диалога или публичной полемики - важный фактор в информационно-познавательных, просветительских программах. И, конечно, актуальность. Это обеспечивает спрос на программы типа: «Моя семья», «Ищу тебя», «Откровенно говоря», «Цивилизация».

Молодежная субкультура

Молодеж­ная культура имеет субкультурный характер.

Впервые термин «субкультура» по отношению к молодежи был применен к явлениям, об­наруженным в исследованиях молодежной преступности в США.

В 60-х годах 20 столетия субкультурный подход к молодежной культуре получает широкое распространение в зарубежных исследованиях.

В отечественной литературе понятие «молодежная субкуль­тура» стало использоваться для характеристики явлений и про­цессов, происходящих в период «перестройки» российского об­щества на рубеже 80-90-х годов 20 века. Это был период объективно-критического анализа острых проблем в социальной науке и журналистике, вскрывшего пеструю гамму различных противо­речий, в том числе, имевших место в молодежном неформальном движении. Неформальные объединения рассматриваются как субъекты, носители и творцы собственной культурной среды, нормативов поведения, общения, ценностей, имеющих глубокий символический смысл для членов группы, создавших собствен­ную культуру.

Основные причины возникновения и функционирования субкультур объяснялись тем, что существующие в обществе ценности не в полной мере выражают потребности конкретных социальных групп. Для удовлетворения данных потребностей социальные группы начинают модифицировать доминантные для общества ценности или вырабатывать собственные. Так по­является определенное своеобразие в элементах культуры раз­личных социальных групп, обусловленное спецификой условий и образа жизни.

Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные группы, социальные слои, классы, которые и стано­вятся субъектами и носителями собственной культурной среды. Не претендуя на построение дефиниции, в самом широком смысле молодежную субкультуру можно рассматривать как вид субкультуры, субъектом которой выступает молодежь, представ­ляющая особую социально-демографическую группу.

Наиболее полное определение субкультуры, на наш взгляд, дает С.Н. Иконникова: «Субкультура - это культура в культуре, имеющая свои достаточно четкие контуры, чтобы рас­познать ее. Она включает знания, верования, цели и ценности, суждения и оценки, нравы и вкусы, жаргон и манеры поведения, предрассудки и предубеждения, характерные для социальной группы и разделяемые ее членами». В этом определении даны качественные характеристики, обозначенные составляющие субкультуру элементы, которые могут служить признаком отличия ее от общей культуры.

Этимологическое значение понятия «молодежная субкуль­тура» складывается из смысла двух составляющих: «суб» и «культура». Слово культура с приставкой «суб-» обретает со­вершенно новое смысловое значение. При этом само это понятие чаще всего трактуется расширительно. В результате этого оно рискует обрести негативный смысл. Так, по Т. Парсонсу, молодежная субкультура выполняет дезинтегрирующую функцию по отношению к социальной системе. Молодежная субкультура рассматривается и как нечто содержащее инновационные потен­ции молодежной культуры, как источника дальнейшего прогрес­сивного развития общественной культуры. Это мнение подкреп­ляется суждениями М. Вебера, В. Дильтея о том, что молодежь играет роль генератора новаторства.

Этимологическое значение понятия «молодежная субкультура» указывает на характер взаимоотношения и взаимодействия культуры молодежной социально-демографической группы и общественной культуры.

На возникновение и развитие молодежных субкультур влияют изменения образа и уровня жизни общества, крупные социальные события. Возможны появления и активизация субкуль­тур при улучшении условий жизни молодежной группы (повышение доходов, образовательного и культурного уровня и т.п.). Второй тип молодежных субкультур можно назвать субкультурами «кризиса», т.к. их появление связано с ухудшением социально-экономического положения молодежи.

Отличительными чертами молодежных субкультур являются «стили». Можно выделить три основных элемента стиля:

1) образ - элементы костюма, прическа, косметика, бижутерия;

2) манера поведения - особенности невербального компонента общения (экспрессия, мимика, пантомимика, по­ходка);

3) слэнг - специфический словарь и его использование. Одна из основных функций стиля - это установление границ группы отделение от других. Нередко в молодежной культуре существует оппозиция одной группы к другой.

Молодежные субкультуры выполняют особые функции. Субкультура дает молодежи условное решение проблем, которые она испытывает. Она предлагает стиль, ценности, идеологию, которые могут быть использованы для формирования осо­бой идентичности, выходящие за пределы, предписанные соци­альным происхождением и статусом. Субкультура помогает ре­шать молодежи и внутренние экзистенциональные проблемы. С ее помощью молодежь, хотя и иллюзорно, решает свои психологические проблемы. Этим объясняется исключительная притяга­тельность субкультур для некоторой части молодежи.

 

Функции и структура семьи

Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов.

Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.

Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения, состоящего из 2х детных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот. Но смотря на это иначе, в частности с позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на данном этапе увеличение деторождаемости и многодетных семей не есть позитивная сторона.

На репродуктивную функцию семьи негативно влияют разводы, поэтому общество не может безучастно относиться к этому явлению. Огромное значение придается здоровью супругов, их способности к воспроизводству самих себя. Как свидетельствует статистика, до 15%семей страдают бесплодием, причем 40% из них по причине бесплодия мужа. В то же время увеличение двух-, трехдетных семей

Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает такие стороны семейных отношений, как ведение домашнего хозяйства, единого бюджета. Среди различных аспектов этой функции можно особо выделить проблему «семейной власти» и социализации ребенка при его подготовке к будущей самостоятельной жизни.

Воспитательная функция. Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.

Лучший пример-это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.

Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.

Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг происходит у каждого по-своему. Кто-то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д. - это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе–путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов.

Под структуройсемьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому – деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитар





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.21.85.250 (0.018 с.)