Сущность понятия «социально-культурная технология» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность понятия «социально-культурная технология»



Термин «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел как в педагогический лексикон, так и в термино­логию социально-культурной сферы.

Существуют разные трактовки определения «технология» и, несмотря на большие разночтения в понимании и употреблении этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характерных для этого понятия. Так, в толковом словаре В. Даля мы читаем: «технология» - это совокупность приемов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

В материалах ЮНЕСКО указывается, что педагогическая технология - это системный метод создания, применения и оп­ределения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, и их взаимодейст­вия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования.

В учебном пособии «Основы социально-культурной дея­тельности» Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают, что технология - это механизм реализации теории в практику соци­ально-педагогической деятельности.

По мнению Григорьевой Е.И. технология - это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые исполь­зуются в учебном прогрессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.

Рассматривая социально-культурную деятельность как особый вид пе­дагогической деятельности, в процессе которой ценности культуры обу­словливают формирование качественно новых общественных отношений, П.Н. Ярошенко предлагает следующее определение: «Социально-­культурная деятельность должна пониматься как совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы»[1].

Это определение передает, на наш взгляд, реальную специфику социально-культурной деятельности, включая в сферу ее педагогического влияния как отдельного человека, гак и всю систему социального взаимо­действия во всем многообразии проявлений, выдвигая в качестве основной задачи построение социального взаимодействия на основе ценностей культуры. Кроме того, автор подчеркивает технологичность социально-­культурной деятельности, вводя в оборот такие словосочетания, как «со­вокупность педагогических технологий» и «технологично определяют со­циализирующие воспитательные процессы». Дефиниция со­циально-культурной деятельности, предложенная Н.Н, Ярошенко, по нашему мнению, является наиболее исчерпывающей и содержательной.

Актуальность рассмотрения технологических основ социально-­культурной деятельности с позиций педагогических технологий обуслов­лена тем, что на эмпирическом уровне технологический процесс теорети­ками и практиками понимается недостаточно четко. Не все из них, по мнению Новиковой Г.Н., обла­дают навыками и умениями грамотно определять цели и задачи предпола­гаемой акции, варьировать отдельными структурными элементами техно­логического процесса, использовать новейшие управленческие приемы и организационные формы,

Очень близко к пониманию технологии как педагогического процесса подошел А.Д. Жарков. Он рассматривает технологию на основе анализа составляющих культурно-досуговой деятельности, выделяя «организацию» и «методику». По мнению А.Д. Жаркова, организация и методика наиболее полно характеризуют производное понятие технологии как процесса профессиональной деятельности, направленной на объекты (посетителя учреждения культуры и домашнего участника) и обусловленной влиянием социально-экономических и культурных факторов. Понятие «технология культурно-досуговой деятельности», по мнению А.Д. Жаркова, идентично понятию «педагогическая технология» и представляет собой целостный процесс, обусловленный единством целей, разнообразием методов, приемов, средств, форм; взаимодействием с педагогической технологией, основанным на взаимопроникновении их друг в друга1.

Однако технология объединяет средства, формы, методы не только с определенной целью, но и в определенной последовательности, логике, что возможно при научно-объективном прогнозе, выраженном в определенном проекте, программе, на реализацию которых и направлена система форм, средств, методов. В последние годы в науке и практике специалисты социально-культурной деятельности все чаще стали использовать слова и словосочетания «проект», «программы», «проектные технологии», в которых логически обосновываются творческие идеи.

Таким образом, по мнению Новиковой Г.Н., социально-культурные технологии представляют собой педагогические системы последовательных алгоритмических организационно-управленческих действий, функционирования личностных, инструментальных и

методологических средств, направлен­ных ни достижение планируемых результатов

 

 

____________________________

1. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. - М.: МI"УК,

1998–с..20

Это определение содержит в себе понимание социально-культурной деятельности как совокупности педагогических технологий, вбирающих в себя комплекс процессуальной деятельности от замысла до осуществле­ния В нем отражено понимание системности и последовательности тех­нологических процессов, включающих важнейшие алгоритмы действий от разработки концептуальной основы предполагаемого социально-культурного проекта - через диагностику - прогноз - четкое формулирование целей и задач, отбор форм, методов, средств - условий - организацию и управле­ние. способствующих достижению прогнозируемого результата с конкретным субъектом в конкретной среде.

2.Цели и содержание социально-культурной технологии

Технологии социально-культурной деятельности направлены на разви­тие личности, включение ее в культурно-ценностные социально-значимые отношения как главный смысл воспитания. Проблема цели и содержания социально-культурных технологий явля­ется основополагающей при разработке любой социальной программы или проекта, поскольку их содержание, являясь основным фактором и средством развития личности, подчиняется точно спрогнозированной, на­учно определенной, социально значимой цели. Цели подчиняется не только содержание, но и средства, формы, методы, организация и управление всем технологическим процессом.

Технология сложна по своей структурной организации. Главным и оп­ределяющим в ней является цель как важнейший системообразующий элемент. Формирование и реализация идеи определяется общественными потребностями, своего рода социальным заказом. Социальный заказ, в свою очередь, делает необходимым уточнение и определение «проблем­ного поля», главной стратегической цели, формирование тактических це­лей и задач, требующих последовательности действий и интеграции уси­лий различных элементов социально-культурной деятельности, направ­ленных на поэтапную реализацию главной цели.

При определении целей в социально-культурных технологиях необходимо учитывать конкретные задачи региона, специфику и возмож­ности социально-культурных институтов, запросы и интересы социально-­демографических групп, характер их трудовой деятельности и производ­ственных условий, возможности координации усилия различных социаль­ных структур и институтов, временные характеристики циклов воздейст­вия.

Определение целей зависит не только от самого факта многосубъектности социально-культурной деятельности, но и от разнообразия объектов влияния. Ими могут являться различные государственные структуры, ин­ституты и специалисты, многочисленные общественные и религиозные организации, формальные и неформальные группы, инициативные движе­ния, частные, коммерческие, кооперативные и другие организации и, ко­нечно же, отдельные личности.

Если представить, что в качестве главной цели, которой необходимо добиться, выдвигается некий идеал - высокообразованная, культурная, духовно богатая, социально активная, гармонически развитая личность, то такая цель получается несколько расплывчатой, нечеткой. Чтобы четко определить содержание технологического процесса, необходимо ставить более конкретную цель, иметь полное представление о конечном резуль­тате, чтобы точно диагностировать его. Для этого, по мнению Новиковой Г.Н., требуется переформули­ровка главной цели в диагностическую, а ее (диагностическую цель) а свою очередь необходимо разбить на этапы, в которых определяются диагностируемые цели для каждого этапа Обосновывая цели технологической программы или проекта социаль­ным заказом, специалист должен, удовлетворяя эти потребности, преду­смотреть их перспективное изменение и развитие.

Однако достижение цели - процесс достаточно сложный, многоэтап­ный, постепенный и не предполагает перескакивание с одного этапа на другой, минуя промежуточные звенья. А в связи с этим возникает задача правиль­ной постановки и «инструментовки» главной цели через серию частных целей и еще более конкретизированных задач, поскольку решаются глав­ная и частные цели на базе многофункциональной социально-культурной деятельности и целого комплекса потребностей личности.

Цели определяются исходя из задач, стоящих перед социальный заказ­чиком, возможностей и особенностей конкретного учреждения, потребно­стей, интересов и запросов объекта воздействия - всего населения или различных социально-демографических групп, учета возрастною, образо­вательного и профессионального уровня, характера трудовой деятельно­сти, условий труда, временных циклов деятельности, возможности коор­динации усилий при решении поставленных целей с другими учрежде­ниями и организациями, частными лицами, различными обществами и объединениями и т.д.

Детальное определение конечного результата и точных действий специалиста для его достижения в социально-культурных технологиях строится на основе специально отобранного проектантом содержания инст­рументария как совокупности форм, методов, средств, условий, диктуемых педагогическими целями формирования качественно новых социаль­ных отношений с заданными генеральной целью параметрами.

Содержание технологического процесса в социально-культурной сфере

- это то, чем наполняется организуемое взаимодействие между людьми, социально-демографическими группами, участниками социально- культурных акций и организаторами, учредителями, это то, чем наполня­ется деятельность, познание, общение, творчество. Содержание техноло­гий социально-культурной деятельности включает элементы отдыха, обу­чения, воспитания, поскольку нельзя решать ту или иную проблему, не получив о ней всю полноту информации, не освоив тот или иной опыт по­ведения и не передав опыт управления поведением, навыки общения.

Именно сфера человеческого взаимодействия, сфера отношений несет в себе содержательное и предметное наполнение (обучение, груд, бытовое обустройство и т.п.), которое разворачивается в поле социальных отноше­ний, порожденных культурой. Отношение в этом случае рассматривается как социально-психологический феномен и составляет содержание социально­культурного процесса, поскольку именно ради взаимоотношений прихо­дит человек в учреждения культуры на встречу с любимым артистом, друзьями, направляется на занятия в художественную студию.

Содержание отношений человека с окружающей действительностью беспредельно; для достижения поставленной цели их необходимо ограни­чить той совокупностью отношений, которая значима для человека и но­сит название «ценностные ориентации».

Формирование отношения к человеку как наивысшей ценности за­нимает ведущее место в иерархии ценностей и выступает как ключевой элемент содержания социально-культурных технологий. Если человек вы­ступает как цель и мера всех вещей, то мир приобретает ценность в том случае, когда он оценивается с точки зрения жизни человека. Ценностная ориентация на человека вызывает необходимость формирования следую­щих качеств личности, способствующих устойчивым правильным отно­шениям: честность, совестливость, великодушие, доброжелательность, внимательность, самоотверженность, дисциплина, т.е. все то, что можно назвать гуманизмом.

Вторым ключевым элементом содержания технологического про­цесса социально-культурной деятельности является ценностное отноше­ние к жизни признание неприкосновенности жизни, понимание жизни как высшей ценности. Ценностное отношение к жизни направлено па формирование следующих позиций: признание права на жизнь каждого человека; бережное отношение к различным проявлениям жизни; воспри­ятие жизни во всем разнообразии, разновидностях, этапах, формах; содей­ствие жизни по мере сил и способностей; признание таких качеств образа жизни, которые характеризуют жизнь достойного человека; осмысленная жизненная позиция и сознательное построение собственной жизни в ак­тивном качестве субъекта. Данная позиция выходит за пределы сферы че­ловеческой жизни и вбирает понятие жизни во всем ее многообразии, где она (жизнь) протекает или может протекать: жизнь океана, леса, степи, реки, земли, планеты, космоса и прочие проявления. Формирование цен­ностного отношения к жизни находит отражение в таких категориях, как «счастье», «свобода», «совесть», «справедливость», «равенство», «братст­во» и др.

Третий ключевой элемент в содержании технологического процесса соотносится с такими ценностями, как «общество» и «сообщество», т.е. различного рода объединения людей во имя достойной жизни. Человек становится человеком благодаря сообществу, благодаря тому, чго он ус­ваивает культуру предыдущих поколений. Общество становится регуля­тором поведения человека в социуме, формирует образ социального уст­ройства, осознание которого приходит к человеку год влиянием жизнен­ного опыта и через различные каналы социальной коммуникации. Важ­ными направлениями в этом разделе становится освоение правовых основ жизнедеятельности общества, политического устройства, роли личности в истории, личной роли в обществе, отношение к сообществу людей.

Ориентация содержания технологических социально-культурных программ по рассмотренным стратегическим параметрам привлекательна тем, что их система позволяет более конкретизировано формировать личностные качества и ценностные отношения, вбирая в себя широкий спектр качеств между такими полярными величинами, как «индивидуализм» и «альтру­изм», «жестокость» и «любовь», «пессимизм» и «оптимизм», «скупость» и «щедрость» и т.п.

И здесь появится необходимость в соединении содержания, форм, методов, средств, цели в единое целое, которое выражается в прогнозирова­нии как процесса, так и результатов. В конечном счете все выливается в своеобразный проект, который раскрывает конкретные цели и задачи, раз­рабатывает поэтапно пути достижения поставленной цели и определяет условия, способствующие более эффективному протеканию технологиче­ского процесса

Технология социально­-культурной деятельности позволяет вносить существенный вклад в разви­тие личности, объединяя социально значимые и личностные цели.

Представляя собой сложную систему педагогического влияния на лич­ность, социально-культурные технологии соединяют в себе целостность и логику педагогического процесса, взаимосвязывают все его части, объе­диняя их в конкретном проекте или программе.

Таким образом, процессы, основанные на использовании социально ­культурных технологий, лишь тогда достигнут своей цели, когда они управляемы, т.е. основаны на целеполагании, планировании, проектиро­вании. включают поэтапную диагностику, широко используют возможно­сти варьирования методами, средствами с целью корреляции поиска оп­тимальных вариантов достижения поставленной цели.

В условиях конкуренции социально-культурные технологии; должны быть эффективны по результатам и оптимальны но затратам, гарантируя при этом определенный уровень удовлетворения социально-культурных потребностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 808; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.210.235.247 (0.017 с.)