Организация воспитательной работы с молодежью



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация воспитательной работы с молодежью



Организация и методика воспитательной работы молодежных и детских общественных объединений должна быть направлена на стимулирование и развитие социально значимых качеств личности. Для достижения успеха на этом пути часто бывает недостаточно формального соблюдения целей и задач общественного объединения и осуществления деятельности по программам общественного объединения. Требуются определенные условия, которые способствовали бы максимальному проявлению социальной и творческой активности. Осуществление этих задач не­возможно без выработки четких представлений у членов организации о социально-культурной среде, государственных и негосу­дарственных формированиях, взаимодействующих с данным общественным объединением, а также без достижения взаимопонимания с конкретными представителями властных, образо­вательных и воспитательных учреждений. Участник общественного объединения должен иметь вполне определенные представ­ления и отношение к тому досуговому коллективу, в работе ко­торого он принимает участие, а также понимать и принимать то место, которое он в нем занимает.

Руководитель общественного объединения должен высту­пать не только в роли воспитателя и учителя, но являться прежде всего товарищем, способным помочь каждому участнику обще­ственного объединения, научить новому, способствовать приоб­ретению уникального опыта общения и деятельности в рамках общественного объединения. Соблюдение вышеперечисленных условий, как нам кажется, позволит участнику молодежного или детского общественного объединения оптимальным образом проявлять свою самостоятельность и социально-культурную активность, направленную на преобразование своего города, села, поселка. Одной из главных психолого-педагогических особенно­стей работы руководителя подобного общественного объедине­ния или же социального педагога (руководителя программы) можно назвать обязательное требование создания атмосферы уверенности в своих силах у всех членов общественного объединения. Практическое осуществление данного положения осно­вывается на поощрении конкретных видов деятельности, в кото­рых добивается тех или иных успехов каждый из членов общест­венного формирования. Подчас именно в рамках проведения какого-либо мероприятия общественного объединения возникает ситуация первого серьезного успеха личности, что, в свою очередь, ведет к повышению самооценки, способствует преодолению трудностей общения и переходу личности на новую социально-культурную ступень развития. Среди причин, тормозящих раз­витие личности, можно выделить позицию изгоя (отвергнутого), в которую иногда попадает отдельный член общественного объединения; личностные особенности (характер, темперамент); некоторые заболевания (нарушения нейропсихологического статуса), способные оказать серьезное влияние на процессы общения, деятельности и социального взаимодействия; конфликтные отноше­ния с социальным окружением. Для устранения вышеперечис­ленных причин, способных оказать отрицательное воздействие на процессы личностного роста и социализации, необходимо проведение комплекса психолого-педагогических мероприятий. Они включают в себя использование элементов арт-терапии, психотренинга, аутогенной тренировки. Для проведения коррекционных занятий подойдут не только искусственно созданные условия групповой деятельности. Иногда для этого можно эффективно использовать некоторые значимые события, произошедшие в жизни членов общественного объединения. На таком примере бывает интересно рассмотреть то, какие социально-психологические потребности и установки реализовывал в про­цессе социального взаимодействия тот или иной участник этой ситуации. На конечном этапе обсуждения руководитель занятия совместно с его участниками приходит к общим выводам отно­сительно мотивов, установок, морально-нравственной атмосферы и тех потребностей, для удовлетворения которых совершали определенные действия участники этого события. Создается аль­тернативный сценарий развития событий. Такое моделирование разнообразных социально-культурных ситуаций позволяет участникам общественного объединения планировать свое поведение, создает новые социально-психологические установки, способствует осуществлению контроля за процессами удовлетворе­ния потребностей и результатами деятельности. В тех случаях, когда в работе общественного объединения принимают участие профессиональные психологи и социальные педагоги, возможно эффективное применение и других методик совместного прове­дения досуга.

Обращает на себя внимание тот факт, что одной из принци­пиальных особенностей работы с теми, кто имеет затруднения в области социально-культурного взаимодействия, является воспитание у них чувства привязанности и доверия к окружающим, а также развитие навыков общения в непривычных ситуациях. Эта работа, как правило, становится частью тех задач, которые ставит перед собой социальный педагог (руководитель програм­мы) в рамках практических занятий по различным направлениям своей деятельности. Хорошо, если это сочетается с получением навыков правовой культуры и творческим подходом к решению трудных жизненных ситуаций. Ясно осознаваемые цели общест­венного объединения, четкие способы их осуществления, прие­мы, используемые в работе по программам, становятся приме­ром для многих участников общественного объединения и в некоторых случаях способны выступить основой для выработки собственного мировоззрения. Общение в группе на занятиях общественного объединения должно происходить в форме коллек­тивного диалога, обсуждения или беседы. Во время таких встреч необходима большая опора на личные высказывания участников, это способствует преодолению рецидивов «псевдоинтеллектуальных бесед» в которых отвлеченными рассуждениями при­крываются истинные мотивы поведения.

Иногда возможно возникновение таких ситуаций, в которых один или несколько участников общественного объединения начинают проявлять негативное отношение к занятиям в общественном объединений. Руководитель программы в этом случае может стать заложником своих субъективных представлений о личности этого молодого человека. Для предотвращения подобных тенденций безусловно необходима консультация специалиста-психолога.

С другой стороны, учеными давно было замечено, что с на­ступлением подросткового и юношеского возраста периодически могут возникать ситуации пресыщенности общением. Результатом этого процесса становится стремление к уединению, одиночеству. Подчас, такое самоуглубление способствует формирова­нию навыков самоанализа, компенсации негативных пережива­ний, общему становлению и развитию личности.

Участники общественного объединения и его руководитель должны понимать и то, что далеко не всякая деятельность может способствовать развитию личности. В работе общественного объединения необходим контроль за формированием, реализацией и удовлетворением разнообразных потребностей тех личностей, которые принимают участие в социально организуемой коллективной деятельности. Всякое развитие должно иметь свою основу. Основой развития личности, на наш взгляд, выступает процесс удовлетворения разнообразных потребностей личности. Удовлетворение или неудовлетворение какой-либо из потребностей так или иначе обязательно скажется на результатах процесса социализации в рамках общественного объединения. Как нам кажется, молодежное или детское общественное объединение призвано перевести процесс спонтанного удовлетворения потребностей и формирования мотивов деятельности в акт осознанного принятия решения на основе сопоставления всех «за» и «против», и, как следствие, трансформировать развитие личности в рамках общественного объединения в саморазвитие личности.

Изначально побудительным мотивом организации молодеж­ного или детского общественного объединения становится осоз­нанное стремление к изменениям в своей жизни. Группа моло­дых людей начинает понимать, что по отдельности они уже не могут эффективно решать свои личные проблемы. Основным движущим механизмом такого стремления выступают потребно­сти. Говоря точнее, эти молодые люди поднялись до уровня, на котором для развития их личности потребовалось удовлетворение комплекса социогенных потребностей. По мере удовлетворения большей части психофизиологических потребностей возникают социогенные потребности личности, а затем и духовные.

Для составления планов своей работы, написания программ социальный педагог или руководитель общественного объединения должен использовать таблицу классификации потребностей. Это позволит прийти к постепенному возвышению потребностной сферы личности в рамках деятельности молодежного или детского общественного объединения.

Создание и эффективное функционирование любого общественного объединения требуют от его руководителей определения целей и задач, ради которых будет осуществляться вся даль­нейшая деятельность. Необходимо четко представлять, кто будет принимать участие в работе общественного объединения, каким будет социальный статус его членов. Помимо этого, надо опре­делить все возможные препятствия на пути к достижению цели, имеющиеся ресурсы, а также разбить весь процесс деятельности на этапы. Независимо от того, на какой стадии становления на­ходится организация, при разработке плана работы полезно образно представлять себе весь процесс деятельности и конечный результат труда.

В процессе создания общественного объединения его орга­низаторам важно иметь представление об организационно-правовых формах, в которых может осуществлять свою деятельность нарождающееся формирование. В законе «Об общественных объединениях» перечисляются следующие организационно-правовые формы общественных объединений:

- общественная организация; •

- общественное движение;

- общественный фонд;

- общественное учреждение;

- орган общественной самодеятельности.

Применительно к деятельности в рамках культурно-досуговой сферы наиболее подходящими и жизнеспособными формами организации общественного объединения можно назвать общественную организацию и орган общественной само­деятельности. В ст.8 закона «Об общественных объединениях» говорится: «Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе со­вместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан». ;

Ст. 12 этого же закона говорит о том, что «Органом общест­венной самодеятельности является имеющее членства общест­венное объединение, цель которого не совместное решение раз­личных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания».

Юридическая регистрация общественного объединения по­может в привлечении средств для реализации программ от госу­дарственных структур негосударственных благотворительных фондов. Как уже говорилось выше, для определения целей и задач общественного объединения необходимо обозна­чить основные проблемы, над решением которых будет работать организация. Тем самым, инициативная группа по созданию общественного объединения определяет основной круг актуальных потребностей участников.

Нельзя забывать о том, что любая организация живет, взаимодействуя с окружающей ее социально-культурной средой, и поэтому представляет собой открытую систему. Вследствие этого необходимо определить факторы, оказывающие влияние на деятельность организации. Их можно разделить на внешние и внутренние. К внутренним факторам, действующим в молодеж­ной или детской общественной организации, можно отнести социально-психологическую атмосферу коллектива, уровень развития навыков социально-культурного взаимодействия участников общественного объединения, половозрастные, социально-экономические и иные составляющие социально-культурного портрета членов общественного объединения, роль руководителя общественного объединения, программно-методические особен­ности деятельности организации и реализация в их рамках прин­ципа возвышения потребностей. Внешние факторы социально-культурной среды - особенности взаимодействия с властными структурами (администрациями различных уровней на местах, представителями учреждений культуры, образования, воспита­ния), совместное с Комитетами по делам молодежи определение приоритетов детской и молодежной политики, потенциальные члены организации (студенты, школьники, рабочая и сельская молодежь), другие молодежные организации, законодательная база деятельности общественных объединений.

Важно помнить, что выживает та организация, которая сможет адекватным образом реагировать на внутренние и внешние изменения окружающей среды

Особо следует отметить факторы внутренней и внешней суб­культуры, способные оказать существенное влияние на процессы эффективной работы организации.. Члены общественного объеди­нения приходят в него, будучи уже подвергнуты определенному воздействию, подчас нескольких культур. Помимо той культуры, которая пропагандируется сейчас в рамках официальной культур­ной политики государства, существует еще, по крайней мере, не­сколько особых культурных направлений (субкультур). Среди них можно назвать традиционную городскую культуру, народную или сельскую культуру, молодежную субкультуру. Каждое из этих направлений в различной степени оказывает воздействие на под­растающее поколение. Однако в первую очередь, это, конечно, относится к разнообразным направлениям молодежной субкуль­туры. Приходя в организацию и принося с собой те или иные культурные представления, молодые люди создают в рамках дея­тельности общественного объединения новые, иногда принципиально отличные от уже существующих культурные стереотипы поведения. Возникает, так называемая, корпоративная культура, появляются новые традиции, обряды и ритуалы. Как показывает опыт, главные организационные ценности должны быть обязательно продекларированы в уставе организации.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение молодежной культуре, наиболее полно характери­зующее ее сущность.

2. Назовите и объясните факторы возникновения и обособления молодежной культуры.

3. Объясните термин «субкультура».

4. Для характеристики каких явлений молодежного движения в России стало использоваться понятие «субкультура»?

5. Что означает «субкультурный подход» к молодежи?

6. Можно ли использовать понятия «молодежная субкультура» и «молодежная культура» как идентичные?

7. Какие факторы влияют на возникновение и развитие субкультур?

Литература основная: 1,3,4,5

Литература дополнительная: 1,12,13,24,26,35,51,60,74



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.205.167.104 (0.011 с.)