Роль и значение социально-культурной деятельности в организации семейного досуга



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль и значение социально-культурной деятельности в организации семейного досуга



Изучение роли, значения и направленности социально-культурной деятельности на институт семьи необходимо начать с анализа практической работы социально-культурных учреждений в свете законодательных актов государства и научно-практической деятельности.

В Российской Федерации прослеживаются значительные из­менения в функционировании института семьи.

Традиционной формой проведения свободного времени семьи на селе являются семейные клубы.

За время реформ произошло снижение экономических потенциалов народного хозяйства, что обусловило разрушение экономической базы основных фондов и уменьшение оборотного финансирования социально-культурных учреждений. Финансовый хозрасчет, как форма экономической самостоятельности, не обеспечил сохранения материального, культурного, духовного и профессионального потенциалов учреждений досуга.

Социально-культурные учреждения испытывают кризис в качестве и количестве подготовленных кадров, что обусловлено общим низким качеством жизни, исключающим специализацию, которая является основой деятельности семейного специалиста.

Другим аспектом психологической и педагогической работы с семьями, женщинами и детьми является недостаток личностной зрелости и профессиональной компетенции социальных педагогов, практических специалистов, задействованных в реабилитационных и социально-культурных институтах. Сказывается отсутствие профессионального отбора абитуриентов, низкая профессиональная направленность и готовность этих специалистов, слабая учебно-методическая база обучения студентов.

Стабильность государства и нации, его цивилизованность зависят от прочности семей и цивилизованности отношений в них.

Учреждения социально-культурной сферы являются неотъемлемыми составляющими и формирующими структурами государственного управления нации. Государство провозгласило и стремится воплотить в жизнь «Основные направления государственной семейной политики». Целью данной системы мер явля­ется создание условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи. Необходима реализация комплекса мероприятий, направленных на интеграцию семьи и ее членов, обеспечение полноценного физического, психологиче­ского, интеллектуального и социального развития всех членов семьи, посредством эффективной реализацией семьей коммуни­кативной, досуговой, сексуальной, репродуктивной, воспитательной, содержания детей, материальной функций; обеспечение на основе реализации данных функций благоприятного психологического климата семьи и социализации и адаптации всех ее членов. Последнее обеспечит предупреждение асоциального развития и становления личности членов семьи. Учреждения социально-культурной сферы занимают значимое место в реализации «Основных направлений государственной семейной политики», а также в жизни как отдельной семьи, так и всего социума. От деятельности современных учреждений социально-культурной сферы, от методов, форм и, что самое главное, целей работы зависит дальнейшие их место в жизни социума и их востребованность семьями, то есть всем населением страны.

Характер особенностей деятельности учреждений социально-культурной сферы с институтом семьи является эпизодическим и непоследовательным, основанным на воздействии не на причинно-следственные связи и механизмы развития социальной аномии и дезинтеграции, а на устранении их последствий. Возникают принципиальные проблемы в постановке целей в работе с институ­том семьи, отсутствуют необходимые знания, практические навыки и умения в этой работе, особенно в понимании групповой динамики и психологии межличностных отношений членов семьи.

Отсутствует государственно-национальная целостность направленности деятельности учреждений социально-культурной сферы с институтом семьи. Основой их деятельности во многих случаях является календарный план, что определяет формальный характер работы и ориентацию не на социальный и в частности не региональный заказ, а на традицию государственного, адми­нистративного руководства.

Необходимость планомерной системы деятельности в масштабах страны - семейной политики определяется неблагопри­ятными последствиями изменений структуры и функций семьи, которые были обусловлены историческим развитием, процесса­ми индустриализации, реформации и другими связанными с ни­ми процессами и которые в своей совокупности обусловливают кризис семьи как социального института, как долговременные и многомерные тенденции.

Это происходит в силу:

• процессов стратификации общества: образования буржуазных, бюрократических, олигархических, демократических и иных элит, диктующих свои интересы обществу;

• утраты национальных производственных, научных и технических потенциалов, культурно-духовного богатства нации;

• обусловленности изменений, особенно таких, как иссле­дования, нововведения, развитие и распространение, подчинение интересам различных власть предержащих социальных групп;

• возрастания социального и индивидуального отчуждения как между властью и обществом, среди групп населения, так и между членами семьи;

• индустриализации, модернизации и специализации во всемирном масштабе;

• роста мегаполисов и одновременного регресса и опустошения сельских регионов;

• снижения значения как основных, так и любительских занятий;

• распространения грамотности и образования;

• возрастания способности к массовым разрушениям, в том числе экологического плана,

• возрастания темпов указанных изменений. В числе причин, обусловивших увеличение социально-культурных проблем семьи, выявлены:

• Традиция отчуждения интересов государства от интересов личности и населения, состоящих в подавляющем числе из семейных людей.

• Рост противоречий между личными интересами людей, с одной стороны, и интересами правящего класса и государства - с другой.

Эксплуатация личности социумом, осуществляемая по­средством общественных организаций, средств массовой информации, используя интересы населения, в том числе ценности семейной жизни.

• Рост социального недоверия и равнодушия, негативного и агрессивного отношения к реальности, что обусловливает материалистическое, эгоистическое, часто мистическое отношение к обществу и государству.

• Низкое качество жизни, особенно в сельской местности, что во многом обусловлено индустриализацией и урбанизацией, которые привели к тому, что много сельских жителей поселилось в городах, вдали от своего социума и привычного окруже­ния, что есть одно из оснований маргинализации.

• Усиление зависимости семьи от административного государственного аппарата.

Усиление социально-культурной изоляции семьи и социальной дифференциации, связанной с увеличением количества служб, рабочих должностей, градаций заработной платы и т.д.

• Усиление состояния беспомощности перед ростом всякого рода проблем в государственном масштабе.

• Ускоренный рост технического прогресса за рубежом, который превосходит уровень профессиональной подготовки в учебных заведениях нашей страны.

Подготовка социально-культурных работников пассивно влияет на процессы социализации личности в семье. Стереотипность и похожесть клубов се­мьи отражают современное положение дел в работе с институтом семьи.

Другим аспектом социальной и психологической работы с семьей, женщинами и детьми является недостаток личностной зрелости и профессиональной компетенции практических специалистов, задействованных в реабилитационных и социально-культурных мероприятиях.

Эффективность работы этих специалистов ограничивается следующими факторами:

• отсутствием философии безупречного качества образования;

• образовательной и профессиональной дезинтегрированностью системы подготовки специалистов в стране;

• отсутствием профессионального отбора абитуриентов;

• низкой профессиональной направленностью, готовно­стью и непродуктивной Я-концепцией этих специалистов;

• слабой учебно-методической базой обучения;

• ориентацией специалистов не на повышение профессиональных знаний, умений и навыков, а на систему межличностных отношений и связей;

• примитивной социальной ментальностью и общим недостаточным и ограниченным уровнем личностной культуры в современном обществе;

• ориентацией семейных специалистов на использование тестовых методик в ущерб развитию умений межличностного глубокого, интенсивного и созидательного взаимодействия с клиентами социально-культурных учреждений;

• административным руководством этой работой, в основе которого находится стремление не к стойким и долгосрочным результатам, а к массовости и в силу этого к поверхностным и нестойким результатам.

Современная подготовка выпускников учебных заведе­ний не позволяет обеспечить в настоящих условиях эффективную психологическую, социально-культурную и социальную деятельность. Роль, отводимая высшим учебным заведениям в обществе, обязывает их к проведению эффективного комплекса мероприятий учебного и внеучебного плана в реализации государственной семейной политики и удовлетворению масштабного и постоянного по времени социального заказа. В университетах семье уделяется незначительное внимание как в учебных планах, так и в процессах социальной деятельности. Совокупность перечисленных выше факторов формирует пассивную и потребительскую направленность молодых людей.

Основными недостатками в решении социально-культурных проблем семьи, помимо устранения экономической дефицитарности, являются:

• Отсутствие фамилистической ориентации средств массовой информации. Они недостаточно и несистематически проводят в жизнь фамилистически ориентированные программы. В силу этого не сформирован социальный заказ на данные передачи. В то же время именно средства массовой информации обла­дают необходимыми возможностями для позитивного формирования общественного мнения и ментальности, культуры и национальной семейной идеологии. В настоящее время преобладает пропаганда средствами массовой информации антисемейных и негуманистических ценностей.

• Отсутствие фамилистической ориентации в образовательных программах средней и высшей школы. Это во многом снижает качество деятельности учреждений социально-культурной сферы в работе с институтом семьи.

• Отсутствие индивидуальной мировоззренческой ориен­тации у специалистов.

• Отсутствие национальной фамилистической идеологии, которая имела традицию в историко-культурном и философском наследии России.

• Отсутствие фамилистической направленности государственной системы, и в частности учреждений социально-культурной сферы, психологической и социальной деятельности.

Необходимо для изменения современной реальности института семьи:

1. Изменить систему приоритетов средств массовой информации, направив их на семейные и гуманистические ценности.

2. Изменить образовательные программы средней и высшей школы, организовать подготовку социально-культурных специалистов для работы с институтом семьи.

3. Сформировать у выпускников средней и высшей школы индивидуальные мировоззренческие фамилистические установки, организовав постоянно действующие мероприятия для школьников и студентов.

4. Обусловить в социальном масштабе востребованность и преемственность национальной фамилистической идеологии.

5. Сориентировать государственное управление на решении проблем семейной политики и благополучии каждой семьи. Направить деятельность учреждений социально-культурной сферы на удовлетворение фамилистического социального заказа.

Необходима реализация комплекса мер большого масштаба для решения сложной и имеющей важное социальное значение проблемы реализации семьей ее функций и повышения качества ее жизни. Эти профилактические мероприятия, основанные на понимании психолого-педагогических, социальных, экономических, демографических и иных процессов, происходящих в се­мье, позволят добиться реального изменения жизни семьи.

Новое содержание традиционных форм и методов социально-культурной деятельности, ориентированное на становление благоприятного психологического климата, является серьезным фактором семейной интеграции и позитивного изменения реальности, дополнения настоящих форм и методов рекреативной работы. При условии изменения педагогического процесса и становления качественно нового уровня профессиональной подготовки специалистов это позволит воплотить в жизнь конкретные основы интеграции института семьи в системе рекреативной деятельности.

Таким образом, социально-культурная деятельность - процесс, который нуждается в постоянном обновлении каждым специалистом, каждым человеком, и начинается он с родительской семьи, продолжаясь в супружеской семье. Это процесс обогащения и преобразования личных духовных потенций в духовную атмосферу всего общества. Этот процесс есть безусловная ценность, при адекватности его потребностям общества. Данная ценность выступает как общекультурное социальное явление, выражающее органичную связь личности и окружающего мира.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается сущность семьи?

2. По каким признакам осуществляется классификация семей?

3. Назовите формы брака.

4. Дайте характеристику функциям семьи.

5. Каково значение функций семьи в процессе социализации личности?

6. Типы семей.

7. Охарактеризуйте основные проблемы организации досуга семьи.

8. Формы семейной дезорганизации.

9. Какие вам известны методики досуговой работы с семьей.

10.Значение социально-культурной деятельности в организации семейного досуга.

Литература основная:. 1,3,4,5

Литература дополнительная: 1,12,13,24,35,51,60

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.56.11 (0.011 с.)