Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
История СКД Пояснительная записка
Данное учебное пособие рассматривает основные исторические этапы развития социокультурной деятельности, обобщает и анализирует опыт современной культурно-досуговой деятельности. В учебном пособии изучаются культурно-исторические формы досуга. Подробно рассматриваются основные направления досуговой деятельности в древности, эпоху средневековья и в период различных преобразований и реформ. Определяются причины возникновения и развития форм. Цель учебного пособия – изучение исторических аспектов культуры и досуга, опыта развития культурно-досуговых учреждений, а также применение исторического опыта в современных условиях. Основными задачами пособия являются: - освоение студентами особенностей развития социокультурной деятельности на определенном историческом этапе; - формирование представлений об исторических формах и методах социально-культурной деятельности; - самостоятельная оценка фактов на основе анализа, сопоставления и обобщения.
Исторический и современный опыт социокультурной деятельности в России представляет собой богатейший дидактический материал для формирования специалиста социально-культурной деятельности. Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян Список литературы. 1. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. - Учебник, М., 2004 2. Культурно-досуговая деятельность. – Учебник. Под редакцией А.Д Жаркова, В.М Чижикова. - М., 1998.
Список литературы. 1. Бурышкин П.А., Москва купеческая – М., Столица, 1990. 2.Забылин М., Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия поэзия. – М., 1992. 3. Киселева Т.Г., Образовательные процессы в России на рубеже двух столетий. – М., МГУК, 1999. 4. Некрылова А.Ф., Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – начало XX в.в. – Л., Искусство, 1988.
5. Никитина Г.Я., История культурно-досуговой деятельности: обзорная лекция. – М., МГУК, 1994. Культура и революция.
Второе и третье десятилетие XX в. в России отмечены крупнейшими событиями. Революционные события, гражданская война внесли существенные коррективы в процесс развития культурно-досуговой деятельности, изменили ее содержание. Для удержания власти большевикам требовалось создать нового человека, гражданина социалистического общества. Таким образом, перед культурой отныне стояла сугубо утилитарная задача — внедрить в массовое сознание единственно правильную большевистскую идеологию. На первом этапе необходимо было решить следующие задачи: Первой перемены почувствовала на себе церковь. В 1918 г. СНК издал декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Этот декрет послужил основой для полного произвола по отношению к церкви и ее служителям. Повсеместной практикой стало закрытие церквей, конфискация «для революционных нужд» (часто прикрывавшая обычный грабеж) церковного имущества, аресты (и даже казни) священнослужителей, привлечение их к принудительным работам и т. д. Усилилась антирелигиозная пропаганда. В первичных партийных и комсомольских ячейках этот вид идеологической работы был объявлен едва ли не ведущим. В 1925 г. был создан Союз воинствующих безбожников, организуется выпуск массового журнала «Безбожник». Политика государственной власти была направлена на лишение имущих слоев общества богатства и привилегий. Национализация затронула и сферу культуры: театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произведений искусства, Третьяковская галерея, Эрмитаж и многие другие были переданы государству. С конца 1918 года началась работа по регистрации, приему на учет и охране памятников искусства и старины, находящихся во владении богатых слоев общества. Новые государственные органы власти придавали важное значение просвещению и образованию людей. В декабре 1919 г. был издан декрет «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР». Декрет гласил: «Ввиду необходимости сознательного участия в политической жизни страны, все население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано (под угрозой уголовной ответственности!) обучиться грамоте». В 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Все более или менее образованные люди были привлечены к этой работе. Перепись 1926 г. показала, что за это время было обучено около 5 млн. человек. Новым в организации досугового общения в первые послереволюционные годы стал усиленный рост клубов, состав которых отличался большим разнообразием: рабочие, крестьянские, комсомольские, партийные, красноармейские, школьные, детские и т. д. При клубах создавались библиотеки, читальни, партшколы. В феврале 1919 года газета "Правда" разъясняла, что через клуб партия должна воспитывать новое поколение трудящихся и формировать идею новой жизни. Благодаря вниманию партии сеть клубов росла быстрыми темпами, несмотря на огромные материальные трудности, испытываемые страной. В 1920 - 1921 гг. в стране было почти 5 тыс. клубов. С 1922 года, в начале НЭПа, происходит перевод всей сферы культуры и просвещения на местное финансирование. Данный процесс повлек за собой резкий спад в развитии сети культурно-просветительных учреждений, сокращение работников. Только благодаря развитию широкой народной инициативы по укреплению материально-технической базы учреждений культуры удалось преодолеть трудности. Клубы превращались в действительные центры массовой пропаганды и развития творческих способностей трудящихся, они использовались как места отдыха и разумного развлечения. К началу 30-х годов закончилась деятельность по ликвидации безграмотности. Возросшему уровню грамотности населения страны не могли соответствовать старые типы учреждений культуры. Параллельно с клубами в городах открывались дома и дворцы культуры, парки культуры и отдыха, технические библиотеки, а в деревне - сельские и колхозные клубы, массовые библиотеки и дома социалистической культуры в районных центрах. Новые типы учреждений культуры существенно изменили содержание клубной работы. Наличие хорошей сцены, помещений для кружков художественной самодеятельности и любительских объединений позволило улучшить качество деятельности клубов, домов и дворцов культуры. В 1920-е г.г. никакая статистика не могла учесть количества кружков и художественных студий. Преобладали театральные коллективы, однако развивались и другие жанры творческой деятельности; кружки, как правило, были многочисленными, имели от 50 до 100 участников, которые сами шили, готовили реквизит, рисовали декорации будучи одновременно "артистами". Большинство самодеятельных коллективов не имело никаких денежных средств. В 30-40 гг. расширяются жанры художественной самодеятельности. Наряду с драматическими, хоровыми и музыкальными коллективами возникают изостудии и танцевальные коллективы. Начали создаваться первые самодеятельные симфонические оркестры, любительские оперные коллективы. Увеличивается количество участников художественной самодеятельности. В 1930 г. в самодеятельных коллективах было 600 тыс. участников, а в 1936г. их число достигло 3 млн. Социальные потрясения, которые пережило российское общество на протяжении 1917-1941 гг., новая культурная политика государства оказали огромное влияние на досуговую деятельность населения. В течение 20-30-х г.г. сфера досуга характеризовалась развитием новых тенденций. внедрялись развитие общественные формы досуга. Возросла посещаемость клубов, Домов и Дворцов культуры, библиотек, театров. Досуговая деятельность рабочих и крестьян обогащалась культурным содержанием. Реальным основанием для этого явилось повышение их образованности, чему способствовали введение в стране всеобщего, бесплатного начального образования, работа по ликвидации безграмотности, расширение форм среднего специального и высшего образования. Развивались художественные формы деятельности в сфере досуга. Росло число участников художественной самодеятельности. Наряду с этим стала заметна тенденция к уменьшению форм досугового времяпрепровождения, характерных для быта российского населения в прошлом: стало сокращаться число людей, посещающих церкви и отмечающих религиозные праздники.
Список литературы. 1. Галин С.А. Исторический опыт культурного строительства в первые годы Советской власти (1917-1925): Моногр. - М.: Высш. шк., 1990.
2. Культурно-досуговая деятельность. – Учебник. Под редакцией А.Д Жарков, В.М Чижиков. - М., 1998.
3. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности.- Учебное пособие. М., 1995.
4. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. - Учебник, М., 2004. Деятельность учреждений в годы Великой Отечественной войны. Раз дело дошло до войны, Список литературы. 1. Культурно-досуговая деятельность. – Учебник. Под редакцией А.Д Жаркова, В.М Чижикова. - М., 1998.
2. Жаркова Л.С., Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учеб. пособ. - М., 1994.
3. Культурно-просветительная работа в СССР.– Уч. пособие под ред. Т.А. Ремизовой. – М., Просвещение, 1974.
4. Мазурицкий. М.П. Массовые учреждения культуры в период Великой Отечественной войны. - М.: 1992.
Список литературы. 1. Культурно-досуговая деятельность. – Учебник. Под редакциейА.Д Жарков, В.М Чижиков. - М., 1998, стр. 57 -72.
2. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности.- Учебное пособие. М., 1995, стр. 35 – 48.
3. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. - Учебник, М., 2004, стр. 27 -43.
4. Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России. - М., МГУКиИ, 1999.
5. Локтева А.А. Клуб: культура досуга. - М., Профиздат, 1987.
6. Милашевская Е.К., Пряников Н.Е., Савченко М.Р.- М., Стройиздат, 1990.
7. Пеньков. История Тульской области двадцатый век. - Учебное пособие. Тула. Издательский дом Пересвет. 2004.
8. Край наш Тульский. Путеводитель.- Тула. Издательский дом «Пересвет», 2002.
9. Тула. История и современность. - Тула, Издательский дом «Пересвет», 2006. В постсоветский период
События 90 – х годов – изменение политического строя, переход к рыночным отношениям – существенно повлияли на изменение социокультурной ситуации в России. Всей отрасли культуры пришлось пройти серьезное испытание на прочность – время потребовало отказа от идеологических штампов, формирования новых теоретических и технологических подходов. Принятие в 1992 году Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» явилось первой за многие годы попыткой придать сфере культуры нормативно-правовое обеспечение и повлиять на социально-культурную жизнь общества. В соответствии с новым законодательством учреждения культуры получили большую самостоятельность в организации своей деятельности: устранены ограничения в выборе направлений работы, в формировании штата работников, начался отход от жестких централизованных методов руководства культурно-досуговыми учреждениями. Значительно расширились права в создании сети учреждений культуры и организации их работы местных органов управления. Появились новые типы досуговых учреждений: Центры культуры и досуга, Дома ремесел, Национальные культурные центры и т.д. В это же время происходят структурные и функциональные изменения в системе управления организациями, учреждениями социокультурной сферы на федеральном, региональном, местном уровнях. В аппарате государственного управления акцент делался на функциях координации, информации и методического обеспечения работы учреждений культуры. Государственная (федеральные и местные органы), церковная, общественная и частная социальная помощь обретают конкретные организационные формы. Значительно возрастает удельный вес международных, федеральных, местных фондов, программ социально-культурной поддержки, развития. Признавая социальную полезность культурных услуг, государство предусмотрело границы для развития рыночных отношений в культуре, а также протекционистские меры (налоговые и иные льготы, систему бюджетного финансирования и т.п.) ее поддержки. С начала 90 – х гг. началась разработка и целевое финансирование федеральных и региональных программ, предусматривающих сохранение и развитие культуры. В областях, краях, автономных республиках разрабатывались региональные культурные программы. Изменились источники финансирования учреждений культуры. Наряду с государственными средствами они могли получать доходы за счет расширения платных услуг, осуществления коммерческой деятельности, пожертвований от частных лиц, предприятий и организаций. С принятием в 1991 году закона «О предпринимательской деятельности» трудовые коллективы получили возможность приватизировать свои предприятия, создавая на их основе частные организации. Стали появляться досуговые учреждения, функционирующие на основе полной самоокупаемости: театры-студии, многопрофильные творческие объединения, киноконцертные залы, картинные галереи, клубы, любительские объединения и т.д. Создавались частные досуговые учреждения, ориентированные преимущественно на получение прибыли: ночные клубы, казино, бары и рестораны с разнообразными шоу-программами. Создавались частные посреднические фирмы, взявшие на себя функции обеспечения контакта самодеятельного и профессионального искусства со зрителями и слушателями, организация отдыха населения в области кинопроката, театрально-концертной деятельности, туризма. Частное предпринимательство внедрялось в средства массовой информации: появились частное кабельное телевидение, частные книгоиздательства, частные газеты. Подготовка кадров организаторов досуга в высших и средних учебных заведениях стала осуществляться с учетом особенностей экономического и социального развития общества, изменений, происходящих в культурных интересах и досуговых ориентациях людей. Произошли преобразования в системе учебных заведений. Так, например, Московский государственный институт культуры получил статус университета, Санкт-Петербургский институт культуры - статус академии культуры. В системе средне-специального образования, наряду с училищами культуры, начали функционировать колледжи культуры. Появились гимназии и лицеи с расширенной программой обучения, включающей изучение культурологических дисциплин. Развитие системы подготовки кадров для сферы культуры, искусства, социальной помощи, досуга в 90-е годы потребовало расширения классификатора специальностей, специализаций, квалификаций в вузах, колледжах, училищах культуры и искусства. Введение Государственных образовательных стандартов стимулировало обновление содержания многих учебных курсов, введение новых образовательных технологий. Многоуровневость образования стала требованием дня. Возникла необходимость в дополнительном профессиональном образовании. Многие проблемы высшего образования в сфере культуры стали решаться путем введения платного обучения, сосуществования государственных и негосударственных учебных заведений, создания сети филиалов вузов в различных регионах страны. Вместе с тем, наряду с расширением возможностей в организации досуга населения, возникли и трудности, обусловленные особенностями переходного периода. Распад СССР существенно повлиял на изменение социокультурной ситуации в России. Реформирование экономики не сгладило, а наоборот, существенно обострило экономические, национальные и социально-культурные проблемы. Экономическая ситуация в стране в 90-х годов имела негативные последствия для деятельности учреждений культуры. Резкий спад промышленного и сельскохозяйственного производства, сокращение поступлений в государственный бюджет обусловили снижение государственных ассигнований на нужды культуры. Вместо закрепленного в законодательном порядке (в соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации о культуре» от ноября 1992 года) обязательного финансирования культуры в размере 2 % от государственного бюджета на развитие культуры выделялось в 90-е годы менее 1 % в год. Вследствие этого государственные учреждения культуры недополучали ежегодно значительное количество денежных средств. В тяжелом положении оказались профсоюзные учреждения культуры. Многие предприятия перестали финансировать свои клубы, Дворцы культуры, библиотеки и другие учреждения. Не хватало средств на содержание учреждений культуры у сельскохозяйственных акционерных обществ. На финансовом положении учреждений культуры сказывалось и отсутствие у их работников навыков в развертывании платных услуг. К тому же, в результате ухудшения материального положения подавляющего большинства населения России, многие люди не могли воспользоваться этими услугами. Мало надежд давала и спонсорская деятельность. Ввиду этих обстоятельств материальная база учреждений культуры стала приходить в упадок, количество их сокращаться, снизился уровень зарплаты работников культуры. Учреждения культуры уменьшили количество бесплатных мероприятий, в том числе и тех, которые были ориентированы на социально не защищенные слои населения: детей и подростков, пенсионеров. В этот период существенно обостряются проблемы межнационального, межэтнического сотрудничества в области культуры, искусства, образования, социальной работы. С 90-х годов все более стала обозначаться дифференциация между отдельными группами населения в способах проведения досуга. Существенное значение приобретал уровень дохода человека. Наиболее обеспеченный слой российского общества располагал большими возможностями в выборе форм досуговых занятий, отдыха и развлечений. Таким образом, для того чтобы понять направление реформ, необходимо обобщить все, что было достигнуто в сфере культуры и искусства за перестроечные годы – сложнейший для страны период перехода от тоталитарного строя к демократическому обществу За короткий срок в России было создано правовое поле для реализации новой культурной политики. Были обеспечены условия для свободы творчества, развития в культуре новых инициатив, проектов, организаций, основанных на любых формах собственности, в любых организационно-правовых формах. Организации культуры стали полноценными участниками рыночных отношений: им были предоставлены хозяйственная самостоятельность и право на альтернативные источники финансирования; для них были введены свободное ценообразование и гибкая система оплаты труда. Сказанное не означает, что реализация этих закрепленных законодательно принципов протекала безболезненно С конца 1980 – х годов до начала 2000 года процесс формирования новой культурной политики в России сталкивался с колоссальными сложностями финансового и иного характера, но магистральная линия была определена – она не менялась. И это, очевидно, принесло положительные результаты. В стране действует и развивается сеть государственных и муниципальных организаций культуры: музеев, театров, клубов, детских музыкальных и художественных школ, библиотек, приобщающих людей к прекрасному, сохраняющих культурной наследие России для будущих поколений. Они не только выжили в трудные постперестроечные годы, но стали развиваться во многом благодаря свободе хозяйствования, государственному финансированию и благотворительным поступлениям от доноров. Одновременно в России вырос и окреп негосударственный коммерческий сектор в культуре, создающий инновационную культурную составляющую общества. Все эти и иные положительные тенденции в развитии культуры были бы невозможны без государственной политики, опирающейся на осознание значимости культуры для развития полноценного гражданского общества.
Библиографический список. 1. Культурно- досуговая деятельность. – Учебник. Под редакцией А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. – М., 1998. 2.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М.: МГУКиИ, 2004.
3. Социально-культурная деятельность. – История теоретические основы сферы реализации субъекты ресурсы технологии. – М.: МГУКиИ, 2001. Содержание 1. Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их дальнейшее развитие в Х-ХVII в. ……………………………..…….....3 2. Культурно-досуговая деятельность различных сословий российского общества в XVIII – XXв. ….……………………..……..11 3. Культура и революция. ………………………………..…...……….22 4. Деятельность учреждений в годы Великой Отечественной войны…………………………………………………………………….……..26 5. Культурно-досуговая деятельность в период с 1945 по 1985 г.г. …...34 6. Социально-культурная деятельность в постсоветский период...…43 7. Темы семинарских и практических занятий….………………….....47 |
История СКД
Пояснительная записка
Данное учебное пособие рассматривает основные исторические этапы развития социокультурной деятельности, обобщает и анализирует опыт современной культурно-досуговой деятельности.
В учебном пособии изучаются культурно-исторические формы досуга. Подробно рассматриваются основные направления досуговой деятельности в древности, эпоху средневековья и в период различных преобразований и реформ. Определяются причины возникновения и развития форм.
Цель учебного пособия – изучение исторических аспектов культуры и досуга, опыта развития культурно-досуговых учреждений, а также применение исторического опыта в современных условиях.
Основными задачами пособия являются:
- освоение студентами особенностей развития социокультурной деятельности на определенном историческом этапе;
- формирование представлений об исторических формах и методах социально-культурной деятельности;
- самостоятельная оценка фактов на основе анализа, сопоставления и обобщения.
Исторический и современный опыт социокультурной деятельности в России представляет собой богатейший дидактический материал для формирования специалиста социально-культурной деятельности.
Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.180.253 (0.013 с.)