Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По мере отдаления во времени событий 1945 -1985 Г. Г. Становится объективнее и беспристрастнее их оценка.

Поиск

Сегодня немало идей, возникших в практике работы учреждений культуры в период 1945-1985 г.г., оказываются востребованными, в особенности те, которые касаются организации досуга детей, подростков, людей пожилого возраста. Не утратил своей значимости опыт создания любительских объединений, самодеятельных художественных коллективов, проведение различных фестивалей, конкурсов и т.д.

Список литературы.

1. Культурно-досуговая деятельность. – Учебник. Под редакциейА.Д Жарков, В.М Чижиков. - М., 1998, стр. 57 -72.

 

2. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности.- Учебное пособие. М., 1995, стр. 35 – 48.

 

3. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. - Учебник, М., 2004, стр. 27 -43.

 

4. Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России. - М., МГУКиИ, 1999.

 

5. Локтева А.А. Клуб: культура досуга. - М., Профиздат, 1987.

 

6. Милашевская Е.К., Пряников Н.Е., Савченко М.Р.- М., Стройиздат, 1990.

 

7. Пеньков. История Тульской области двадцатый век. - Учебное пособие. Тула. Издательский дом Пересвет. 2004.

 

8. Край наш Тульский. Путеводитель.- Тула. Издательский дом «Пересвет», 2002.

 

9. Тула. История и современность. - Тула, Издательский дом «Пересвет», 2006.

Социально-культурная деятельность

В постсоветский период

 

События 90 – х годов – изменение политического строя, переход к рыночным отношениям – существенно повлияли на изменение социокультурной ситуации в России. Всей отрасли культуры пришлось пройти серьезное испытание на прочность – время потребовало отказа от идеологических штампов, формирования новых теоретических и технологических подходов.

Принятие в 1992 году Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» явилось первой за многие годы попыткой придать сфере культуры нормативно-правовое обеспечение и повлиять на социально-культурную жизнь общества.

В соответствии с новым законодательством учреждения культуры получили большую самостоятельность в организации своей деятельности: устранены ограничения в выборе направлений работы, в формировании штата работников, начался отход от жестких централизованных методов руководства культурно-досуговыми учреждениями. Значительно расширились права в создании сети учреждений культуры и организации их работы местных органов управления. Появились новые типы досуговых учреждений: Центры культуры и досуга, Дома ремесел, Национальные культурные центры и т.д.

В это же время происходят структурные и функциональные изменения в системе управления организациями, учреждениями социокультурной сферы на федеральном, региональном, местном уровнях. В аппарате государственного управления акцент делался на функциях координации, информации и методического обеспечения работы учреждений культуры.

Государственная (федеральные и местные органы), церковная, общественная и частная социальная помощь обретают конкретные организационные формы. Значительно возрастает удельный вес международных, федеральных, местных фондов, программ социально-культурной поддержки, развития.

Признавая социальную полезность культурных услуг, государство предусмотрело границы для развития рыночных отношений в культуре, а также протекционистские меры (налоговые и иные льготы, систему бюджетного финансирования и т.п.) ее поддержки.

С начала 90 – х гг. началась разработка и целевое финансирование федеральных и региональных программ, предусматривающих сохранение и развитие культуры. В областях, краях, автономных республиках разрабатывались региональные культурные программы.

Изменились источники финансирования учреждений культуры. Наряду с государственными средствами они могли получать доходы за счет расширения платных услуг, осуществления коммерческой деятельности, пожертвований от частных лиц, предприятий и организаций.

С принятием в 1991 году закона «О предпринимательской деятельности» трудовые коллективы получили возможность приватизировать свои предприятия, создавая на их основе частные организации. Стали появляться досуговые учреждения, функционирующие на основе полной самоокупаемости: театры-студии, многопрофильные творческие объединения, киноконцертные залы, картинные галереи, клубы, любительские объединения и т.д. Создавались частные досуговые учреждения, ориентированные преимущественно на получение прибыли: ночные клубы, казино, бары и рестораны с разнообразными шоу-программами.

Создавались частные посреднические фирмы, взявшие на себя функции обеспечения контакта самодеятельного и профессионального искусства со зрителями и слушателями, организация отдыха населения в области кинопроката, театрально-концертной деятельности, туризма. Частное предпринимательство внедрялось в средства массовой информации: появились частное кабельное телевидение, частные книгоиздательства, частные газеты.

Подготовка кадров организаторов досуга в высших и средних учебных заведениях стала осуществляться с учетом особенностей экономического и социального развития общества, изменений, происходящих в культурных интересах и досуговых ориентациях людей.

Произошли преобразования в системе учебных заведений. Так, например, Московский государственный институт культуры получил статус университета, Санкт-Петербургский институт культуры - статус академии культуры. В системе средне-специального образования, наряду с училищами культуры, начали функционировать колледжи культуры. Появились гимназии и лицеи с расширенной программой обучения, включающей изучение культурологических дисциплин.

Развитие системы подготовки кадров для сферы культуры, искусства, социальной помощи, досуга в 90-е годы потребовало расширения классификатора специальностей, специализаций, квалификаций в вузах, колледжах, училищах культуры и искусства. Введение Государственных образовательных стандартов стимулировало обновление содержания многих учебных курсов, введение новых образовательных технологий. Многоуровневость образования стала требованием дня. Возникла необходимость в дополнительном профессиональном образовании. Многие проблемы высшего образования в сфере культуры стали решаться путем введения платного обучения, сосуществования государственных и негосударственных учебных заведений, создания сети филиалов вузов в различных регионах страны.

Вместе с тем, наряду с расширением возможностей в организации досуга населения, возникли и трудности, обусловленные особенностями переходного периода. Распад СССР существенно повлиял на изменение социокультурной ситуации в России. Реформирование экономики не сгладило, а наоборот, существенно обострило экономические, национальные и социально-культурные проблемы.

Экономическая ситуация в стране в 90-х годов имела негативные последствия для деятельности учреждений культуры.

Резкий спад промышленного и сельскохозяйственного производства, сокращение поступлений в государственный бюджет обусловили снижение государственных ассигнований на нужды культуры. Вместо закрепленного в законодательном порядке (в соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации о культуре» от ноября 1992 года) обязательного финансирования культуры в размере 2 % от государственного бюджета на развитие культуры выделялось в 90-е годы менее 1 % в год. Вследствие этого государственные учреждения культуры недополучали ежегодно значительное количество денежных средств.

В тяжелом положении оказались профсоюзные учреждения культуры. Многие предприятия перестали финансировать свои клубы, Дворцы культуры, библиотеки и другие учреждения. Не хватало средств на содержание учреждений культуры у сельскохозяйственных акционерных обществ. На финансовом положении учреждений культуры сказывалось и отсутствие у их работников навыков в развертывании платных услуг. К тому же, в результате ухудшения материального положения подавляющего большинства населения России, многие люди не могли воспользоваться этими услугами. Мало надежд давала и спонсорская деятельность. Ввиду этих обстоятельств материальная база учреждений культуры стала приходить в упадок, количество их сокращаться, снизился уровень зарплаты работников культуры. Учреждения культуры уменьшили количество бесплатных мероприятий, в том числе и тех, которые были ориентированы на социально не защищенные слои населения: детей и подростков, пенсионеров.

В этот период существенно обостряются проблемы межнационального, межэтнического сотрудничества в области культуры, искусства, образования, социальной работы.

С 90-х годов все более стала обозначаться дифференциация между отдельными группами населения в способах проведения досуга. Существенное значение приобретал уровень дохода человека. Наиболее обеспеченный слой российского общества располагал большими возможностями в выборе форм досуговых занятий, отдыха и развлечений.

Таким образом, для того чтобы понять направление реформ, необходимо обобщить все, что было достигнуто в сфере культуры и искусства за перестроечные годы – сложнейший для страны период перехода от тоталитарного строя к демократическому обществу

За короткий срок в России было создано правовое поле для реализации новой культурной политики. Были обеспечены условия для свободы творчества, развития в культуре новых инициатив, проектов, организаций, основанных на любых формах собственности, в любых организационно-правовых формах. Организации культуры стали полноценными участниками рыночных отношений: им были предоставлены хозяйственная самостоятельность и право на альтернативные источники финансирования; для них были введены свободное ценообразование и гибкая система оплаты труда.

Сказанное не означает, что реализация этих закрепленных законодательно принципов протекала безболезненно

С конца 1980 – х годов до начала 2000 года процесс формирования новой культурной политики в России сталкивался с колоссальными сложностями финансового и иного характера, но магистральная линия была определена – она не менялась. И это, очевидно, принесло положительные результаты.

В стране действует и развивается сеть государственных и муниципальных организаций культуры: музеев, театров, клубов, детских музыкальных и художественных школ, библиотек, приобщающих людей к прекрасному, сохраняющих культурной наследие России для будущих поколений. Они не только выжили в трудные постперестроечные годы, но стали развиваться во многом благодаря свободе хозяйствования, государственному финансированию и благотворительным поступлениям от доноров. Одновременно в России вырос и окреп негосударственный коммерческий сектор в культуре, создающий инновационную культурную составляющую общества.

Все эти и иные положительные тенденции в развитии культуры были бы невозможны без государственной политики, опирающейся на осознание значимости культуры для развития полноценного гражданского общества.

 

Библиографический список.

1. Культурно- досуговая деятельность. – Учебник. Под редакцией А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. – М., 1998.

2.Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М.: МГУКиИ, 2004.

 

3. Социально-культурная деятельность. – История теоретические основы сферы реализации субъекты ресурсы технологии. – М.: МГУКиИ, 2001.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.169 (0.009 с.)