Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурно-досуговая деятельность различных сословий российского общества вXVIII – XX вв.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Досуговая сфера жизнедеятельности российского общества представляла собой многогранное явление, отражавшее все своеобразие исторического развития страны. В отличие от прошлых столетий, когда формы досуговых занятий различных общественных групп опирались на общий фундамент традиционной народной культуры, в начале XVIII в., по мере складывания и развития сословий, досуг крестьян стал утрачивать свои единые черты. Обособленность сословий, четкая их расстановка на ступенях иерархической социальной лестницы обусловили формирование достаточно замкнутых досуговых общностей, в рамках которых вырабатывались собственные представления, взгляды на досуг, нормы и правила поведения. Каждое сословие неодинаково реагировало на сохранение преемственной связи с традиционными способами досугового времяпрепровождения и на «заимствования» из западно-европейской культуры, начало которым было положено в период петровских реформ, создавало новые традиции в проведении досуга. Результатом явилось разное сочетание в досуге россиян традиционных народных элементов, «чужеродных» западных и вновь созданных, предопределившее специфику форм досугового общения в конкретной социальной среде. Досуг крестьян. В XVIII – первой половине XIX веков досуг русского крестьянства во многом сохранял свои традиционные черты. На протяжении столетий он складывался под влиянием общинного образа жизни. Крестьянский досуг был не только направлен на восстановление сил крестьянина, но и являлся одной из форм реализации функции общины как носительницы общественного мнения, хранительницы культурных и трудовых традиций. Время досуговых занятий, зависело в первую очередь, от сельскохозяйственных работ. Наибольшее количество общинных праздников, посиделок, игрищ выпадало на осенне-зимний период и раннюю весну. В крестьянской среде сохранилась традиция проведения совместных праздничных «увеселений», пиршеств за общим столом. Это дошедшие с глубокой древности «братчины». Позднее они стали называться еще «складчинами» и «ссыпчинами», поскольку каждая крестьянская семья вносила свою долю продукта в общее застолье. Характерной чертой крестьянского досуга являлась комбинация некоторых его форм с определенными видами работ. Выражением этого были «помочи», «капустки», «супрядки», «работные» посиделки. Они представляли собой синтез труда и отдыха. Мужчины и женщины, люди разных возрастов создавали свои досуговые общности: организовывались молодежные посиделки, женские посиделки, посиделки крестьян старшего и среднего возраста; чисто молодежной формой досуга являлись весенне-летние хороводы. На посиделках велись беседы на разные темы: крестьяне делились разными новостями, планами, радостями и неудачами, получали и давали советы, «обсуждали» своих односельчан. На посиделках часто звучали «былички», «рассказы о действительном, притом страшном и необъяснимом». Нередко проходили коллективные читки. Особую роль выполняли посиделки в жизни молодежи: они способствовали подготовке молодых людей к будущей семейной жизни. Посиделки проводились в осенне-зимний период, для чего снималась специальная изба у малоимущих крестьян за различного рода помощь, отработки, денежную и натуральную оплату. На смешанных молодежных посиделках девушки и парни ближе знакомились друг с другом, выбирали себе будущих супруга или супругу. Со второй половины XIX века, после отмены крепостного права, крестьянский досуг подвергся трансформации. Все более ослаблялись власть и авторитет старшего поколения, авторитет стал чаще связываться с имущественной состоятельностью. Социальное расслоение деревни вносило определенные коррективы в способы досугового времяпрепровождения. Так «братчина» со временем превратилась в более замкнутую «гостьбу». Общей для членов общины оставалась лишь ритуально-религиозная часть праздника. К началу XX века «гостьба» уже полностью заменила «братчину». В осенне-зимний сезон крестьяне часто ходили и ездили друг к другу в гости по «родству», «по свойству», «по соседству». Появлению новых черт в досуге крестьян способствовали усиливавшиеся связи деревенских жителей с городом. Росло, хотя и очень медленными темпами, количество культурно-просветительных учреждений, работающих в сфере досуга: библиотек, читален, народных домов, стали появляться первые самодеятельные крестьянские театры. Практически исчез к началу XX века молодежный хоровод как традиционный вид молодежного досуга. Более устойчивой оказалась такая форма, как молодежная посиделка. Но в ней, наряду с такими традиционными компонентами, как песня, танец, большое место стали занимать разнообразные формы информационного досуга: городские новости, сведения об условиях работы на фабриках, о городских модах. Вместе с тем, несмотря на произошедшие перемены, в начале XX века. патриархальные традиции в проведении досуга крестьянским населением были еще достаточно сильны.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.195.142 (0.006 с.) |