Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурные ориентации и способы проведения свободного времени в купеческой и мещанской среде.

Поиск

Российское купечество в XVIII – первой половине XX вв. являлось неоднородным общественным слоем. Оно включало как представителей крупного торгового, банковского, промышленного капитала, так и средних и мелких предпринимателей, имевших невысокие доходы. Представители богатых кругов ориентировались на формы досугового времяпрепровождения дворянства, приобретали вкус к светским условиям жизни. В 80-х г.г.XVIII века в Москве был создан купеческий клуб, который в начале следующего столетия преобразовался в «Московское купеческое собрание». В залах Собрания устраивались балы, маскарады, концерты, музыкальные вечера и т.п. Функционировала библиотека, допускались модные в то время игры. Сад, разбитый при здании Собрания, приобрел популярность как место гуляний. В 50-х г.г. XIX века Московское купеческое собрание превратилось в своеобразный центр российского купечества. Купеческие клубы возникали и в других городах России. Они действовали как сословные досуговые объединения.

Наряду с новыми формами в среде купечества сохранялись и старые патриархальные традиции. Шумно отмечались в купеческих домах важные семейные события: свадьбы, крестины, похороны, различные церковные праздники. Представители купеческого сословия принимали участие в народных гуляниях в праздничные дни, однако ограничивались в основном конным выездом, не желая смешиваться с «пешим» простым народом.

Местом общения для купцов служила и церковь. Во время ее посещения можно было увидеться со знакомыми, перекинуться словами, представить друг другу своих детей в целях возможного заключения между ними в будущем браков и т.п.

Среди мелкого и среднего купечества общественные формы досуга были развиты слабо. Их жизнь замыкалась в рамках домашне-родственных отношений. Образ жизни и способы проведения свободного времени в среде купцов невысокого социального положения были близки к народной деревенской традиции.

В пореформенный период, особенно к концу XIX – началу XX вв., еще более укрепились позиции Московского купеческого собрания. Окончательно сформировалась такая типично купеческая форма проведения коллективного досуга, как совместные обеды, часто устраиваемые в дорогих и роскошных ресторанах.

Значительно возросла роль купечества в деле коллекционирования, меценатства, благотворительности. Былое приниженное положение купца, когда ему разрешалось лишь строить церкви и больницы как вид «общественной» работы, сменилось ведущей ролью в финансовой поддержке российской культуры. Развитие музыки, живописи, театра, науки, техники, издательского дела во многом определялось уже купеческим почином. Именно в этот период стал собирать коллекцию картин отечественных художников купец 1-ой гильдии П.М.Третьяков, что явилось началом создания знаменитой национальной галереи, переданной им г. Москве в 1892 году. В конце XIX – начале XX вв. купцы С.И.Щукин и С.Т.Морозов обратили внимание на французских живописцев и скульпторов нового направления и стали коллекционировать их картины. Впоследствии они вошли в золотой фонд ведущих художественных музеев страны. Общественная деятельность купца С.И.Мамонтова выразилась в создании знаменитого Абрамцевского художественного кружка и в организации Частной оперы в 1885 году. В историю отечественной культуры вошла деятельность купца С.Т.Морозова, много сил и средств посвятившего созданию Московского художественного театра.

С 70-х г.г. XIX века в купеческой среде стала возрастать тяга к образованию. Значительно увеличилось количество студентов – выходцев из купеческого сословия. Новое поколение купеческого сословия, получившее образование, по своим культурным запросам было близко к высшим дворянским кругам и интеллигенции. Это оказывало влияние на способы заполнения свободного времени.

Представители финансового капитала, банкирских и биржевых кругов уже в силу специфики своей деятельности были тесно вплетены в интернациональные связи. Их досуг уже отличался внесословным характером, был ориентирован на европейские стандарты.

Среднее и мелкое купечество в пореформенный период оставалось еще приверженным к традиционным, близким народу формам досугового время препровождения. Их семейный уклад по сравнению с прошлыми временами почти не изменился. Они окружали себя своими друзьями и приближенными людьми «разных званий», в среде которых проводили свободные часы.

В XIX – начале XX в.в. мещанство являлось самым многочисленным городским сословием, включавшим разные категории жителей (ремесленников, мелких торговцев, мелких домовладельцев, «работных» людей и т.п.).

Некоторые группы горожан по образу жизни были близки к сельским жителям, многое в их быту напоминало общинные порядки: это были жители городских слобод, районов городской бедноты. У мещан, занятых в сфере интеллектуального труда, сложились формы общения, характерные для городских условий.

На протяжении XIX – начала XX вв. ремесленное производство, мелкая и средняя торговля были еще слабо отделены от быта семьи или отдельного человека. День не был строго расчленен на рабочие и свободные часы.

Наиболее разнообразными были формы проведения свободного времени у мещанской молодежи. В бедной мещанской среде, размещавшейся в основном на окраинах городов, частично в слободах, знакомство между парнями и девушками завязывалось на вечеринках. В отличие от крестьянских, мещанские вечеринки были менее многолюдны, собирали, как правило, не менее шести-семи пар, причем без предварительной договоренности и без приглашения на такие вечера обычно никто не являлся.

Наиболее распространенными играми на вечеринках ремесленно-слободского мещанства были «краски», «колечко», «флирт цветов», «телефон» и тому подобные игры, которые сопровождались поцелуями (в виде «штрафов», «фантов» или просто по ходу игры), что объяснялось самим характером таких молодежных собраний, нацеленных не только на общение, но и выбор возможных супругов.

Еще одной данью крестьянским традициям были девичьи вечеринки – «капустки», или «капустницы». Как и в деревнях, девушки ходили с песнями из дома в дом и помогали рубить капусту, а вечером оставались в одном из домов и проводили свою девичью «вечерку». Чаще всего «капустницы» устраивали семьи, где были «невесты». По их приглашению подруги в назначенный день приходили рубить капусту. Днем девушки работали, а вечером в награду за труды для них собирали вечеринку, на которую приглашали холостых парней. Молодые граждане в первом поколении, причисленные к мещанскому сословию, продолжали сохранять крестьянское самосознание. Несмотря на вхождение слобод в черту городов, у молодежи четко разграничивались представления о «своих, слободских», «чужих, городских».

В зажиточных и более культурных слоях мещанства, ориентированных на проведение досуга в формах, близких купеческим, дворянским, для молодежи устраивали домашние вечера, которые приурочивались к дням именин и не имели четкой локализации во времени. На эти вечера собирался узкий круг молодежи, объединявший молодых людей из семей, поддерживающих между собой дружеские или родственные связи. Поскольку в среде состоятельных мещан экономической стороне брака придавалось большое значение.

Большим успехом среди молодежи пользовались открытые балы и вечера в Купеческом собрании, билеты на которые раскупались задолго до объявленной даты. В весенне-летнее время состоятельные мещане вывозили свои семьи на дачи.

В мещанской среде, ориентированной на интеллектуальные виды досуговых занятий, молодежь нередко устраивала домашние спектакли, совместные чтения и т.п.

В городах летом оставалось в основном трудовая молодежь: мастеровые, ремесленники, подмастерья, рабочие. В их летнем досуге четко прослеживалось влияние крестьянского быта. В воскресные и праздничные дни на городских заставах, выгонах, пустошах с полудня до позднего вечера окраинная, слободская молодежь устраивала нечто близкое к деревенским «игрищам»: парни и девушки водили хороводы, пели песни, играли.

Досуг мужчин из мещанского сословия был более четко ограничен от домашних забот, чем досуг женщин, и они часто проводили его вне дома, преимущественно в мужских компаниях. Представители зажиточных слоев проводили свое свободное время в клубах за игрой в карты, в бильярд, устраивались (нелегально) петушиные бои, заключались пари, разрешалось играть в карты.

Самым распространенным видом досуга женщин-мещанок было рукоделие. Им занимались горожанки всех возрастов: вышивали, вязали, плели кружево и т.п. Характер рукоделия, его практическое значение и место в повседневном укладе определялось той средой, к которой принадлежала семья, ее имущественным положением, материальными возможностями, традициями. Если в семьях дворянско-буржуазной верхушки рукоделие воспринималось как развлечение и нередко преследовали благотворительные цели, то в бедных слоях мещанства женское рукоделие носило утилитарный характер, например, девушки-мещанки использовали рукоделие для подготовки себе приданого.

Необходимым компонентом досуга мещанок являлось общение с родственниками, знакомыми, соседями. В среде малоимущих мещан, где сохранялись некоторые крестьянские традиции, была распространена форма «работных посиделок», когда женщины сочетали беседу с рукодельной работой. У мещанок зажиточных и среднего достатка общение, разговоры превращались в один из основных видов досугового поведения. С этой целью устраивался прием гостей, угощение чаем, обмен подарками и т.п. Широко распространенной формой общесемейного домашнего досуга была игра в карты, лото.

В домах зажиточных мещан считалось хорошим тоном иметь фортепиано, особенно там, где были молодые девушки. Богатые мещане также приобретали для домашнего увеселения граммофон, который часто выставляли в летнее время трубой на улицу, развлекая музыкой прохожих.

Культурному обогащению городского мещанства способствовало развитие во второй половине XIX века библиотечного дела, расширение сети театров, появление любительских трупп и кружков. Учреждениями культуры могли пользоваться далеко не все слои мещан. Например, мастеровые и ремесленники только изредка посещали настоящие театры. Зато балаганы, устраиваемые во время городских ярмарок, на базарах, бывали переполнены мастеровым и рабочим людом. Большую аудиторию собирали шарманщики, кукольники, акробаты и фокусники, бродячие музыканты, певцы, ходившие по домам.

В 1890 – 1900 г.г. в Москве и других крупных городах России начали распространяться сословно-профессиональные и внесословные клубы. Это приказчичьи или коммерческие клубы (наиболее крупным и известным являлся Московский приказчичий клуб, располагавшийся на знаменитой «клубной» улице - Дмитровке). Эти клубы своим устройством и характером деятельности стремились подражать «благородным» - Дворянскому собранию и Английскому клубу. Основной акцент делался на благопристойность поведения членов клуба, на соблюдение приличий и хороших манер. Какой-либо просветительной или другой подобной деятельности в приказчичьих клубах не занимались. Все сводилось к проведению свободного времени «с удовольствием, приятностью, пользой», т.е. по существу к развлечениям. В клубах обычно имелось также помещение «для чтения на месте дозволенных книг, периодических изданий, газет и журналов», а также помещения «для устройства по временам танцевальных вечеров, балов, маскарадов и драматических представлений».

Тульские мещане проявляли разносторонние интересы. В 90-х годах XIX в. силами мещанина-оружейника Булыгина была создана самодеятельная артистическая артель, участниками которой были молодые оружейники. Артель неоднократно давала концерты для дворян. Тульские помещики XIX в. Часто проводили свой досуг в гостях за игрой в карты или лото, молодежь – в танцах, женщины за беседой и рукоделием.

Последние десятилетия XIX – начала XX в.в. были отмечены расширением сети образовательных учреждений в сфере досуга: функционировали воскресные и вечерне-воскресные школы, различные образовательные курсы и кружки, в конце XIX века появились первые народные университеты. Это образовательные учреждения посещались малоимущими и не имеющими образования мещанами, особенно рабочими фабрик и заводов.

В начале XX века в целях своего собственного просвещения рабочие стали создавать самодеятельные организации: «общества самообразования рабочих». На рубеже XIX-XX в.в. в России появились первые Народные дома, ставящие своей целью организацию разумных развлечений для народа. Народные дома были ориентированы на самые низшие слои населения. Их контингент состоял в большинстве своем из мастеровых, ремесленников, представителей промышленного пролетариата. В Народных домах силами интеллигенции велась культурно-просветительная работа: проводились лекции, устраивались спектакли, экскурсии, создавались любительские драматические и хоровые коллективы. При Народных домах работали библиотеки-читальни и общественные чайные. Однако численность их была невелика, что снижало доступность этих очагов культуры для трудовых слоев горожан.

В связи с нарастанием революционного движения в начале XX века общественные формы просвещения все чаще стали использоваться представителями различных политических движений для пропаганды своих идей. Под видом таких широко распространенных форм досуга городских мещан, как пикники, майские гуляния за городом, в лесу, роще, устраивались политические сходки-маевки. Политическая направленность отличала немалое количество рабочих клубов, которые стали возникать в городах после революционных событий 1905 года. Эта причина послужила поводом для их закрытия после разгрома революции в 1906 – 1907 г.г. Их «вторая» жизнь началась уже после Февральской революции 1917 года, когда эта форма рабочих объединений стала полноправной в числе других общественных организаций.

В годы, последовавшие после подавления восстания 1905 года, рабочие в качестве альтернативы стали охотнее создавать «общества самообразования», к которым власти относились более лояльно. В этих обществах больше внимания уделялось вопросам образования, духовного развития рабочих. В уставах обществ в качестве видов деятельности назывались такие, как проведение лекций, литературных вечеров, концертов, спектаклей, чтение литературы в библиотеках-читальнях, создаваемых на базе обществ и т.п.

В это период было положено начало организации досуга детей из бедных семей. Первые клубы для детей и подростков из рабочей среды были созданы в Москве под руководством С.Т.Шацкого и А.У.Зеленко. Периодически устраивалось для всех участников посещение театров, музеев, выезды за город.

Начало XX века характеризовалось также развитием общественных организаций, в которые объединялись представители интеллектуальных профессий. Это – общества врачей, краеведов, театральные и литературные общества. Общества имели свой устав, кассу, члены общества устраивали собрания на определенные темы с выступлениями докладчиков и последующим обсуждением сообщений. Результаты состоявшихся дискуссий нередко опубликовывались в различных периодических изданиях.

 

Таким образом, формы организации досуга у разных сословий российского общества значительно различались, так как на их формирование влияли условия жизни и труда, образованность граждан и их культурные потребности.

Список литературы.

1. Бурышкин П.А., Москва купеческая – М., Столица, 1990.

2.Забылин М., Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия поэзия. – М., 1992.

3. Киселева Т.Г., Образовательные процессы в России на рубеже двух столетий. – М., МГУК, 1999.

4. Некрылова А.Ф., Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – начало XX в.в. – Л., Искусство, 1988.

 

5. Никитина Г.Я., История культурно-досуговой деятельности: обзорная лекция. – М., МГУК, 1994.

Культура и революция.

 

Второе и третье десятилетие XX в. в России отмечены крупнейшими событиями. Революционные события, гражданская война внесли существенные коррективы в процесс развития культурно-досуговой деятельности, изменили ее содержание.

Для удержания власти большевикам требовалось создать нового человека, гражданина социалистического общества. Таким образом, перед культурой отныне стояла сугубо утилитарная задача — внедрить в массовое сознание единственно правильную большевистскую идеологию.

На первом этапе необходимо было решить следующие задачи:
- ликвидация безграмотности;
- создание единой системы образования и культуры;
- создание советской социалистической литературы;
- создание советской науки;
- НТР (научно-техническая революция) в рамках культурной революции.
Особое внимание уделялось следующим вопросам:
- воспитание женщины (введение гражданского брака, свободы развода);
- проведение культурно - просветительной работы на селе, в национальных окраинах (политическое воспитание, атеизм, введение русского языка).

Первой перемены почувствовала на себе церковь. В 1918 г. СНК издал декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Этот декрет послужил основой для полного произвола по отношению к церкви и ее служителям. Повсеместной практикой стало закрытие церквей, конфискация «для революционных нужд» (часто прикрывавшая обычный грабеж) церковного имущества, аресты (и даже казни) священнослужителей, привлечение их к принудительным работам и т. д.

Усилилась антирелигиозная пропаганда. В первичных партийных и комсомольских ячейках этот вид идеологической работы был объявлен едва ли не ведущим. В 1925 г. был создан Союз воинствующих безбожников, организуется выпуск массового журнала «Безбожник».

Политика государственной власти была направлена на лишение имущих слоев общества богатства и привилегий. Национализация затронула и сферу культуры: театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произведений искусства, Третьяковская галерея, Эрмитаж и многие другие были переданы государству. С конца 1918 года началась работа по регистрации, приему на учет и охране памятников искусства и старины, находящихся во владении богатых слоев общества.

Новые государственные органы власти придавали важное значение просвещению и образованию людей. В декабре 1919 г. был издан декрет «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР». Декрет гласил: «Ввиду необходимости сознательного участия в политической жизни страны, все население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано (под угрозой уголовной ответственности!) обучиться грамоте». В 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Все более или менее образованные люди были привлечены к этой работе. Перепись 1926 г. показала, что за это время было обучено около 5 млн. человек.

Новым в организации досугового общения в первые послереволюционные годы стал усиленный рост клубов, состав которых отличался большим разнообразием: рабочие, крестьянские, комсомольские, партийные, красноармейские, школьные, детские и т. д.

При клубах создавались библиотеки, читальни, партшколы. В феврале 1919 года газета "Правда" разъясняла, что через клуб партия должна воспитывать новое поколение трудящихся и формировать идею новой жизни.
В обязанность правлений клубов входили организация и проведение докладов, лекций, диспутов по общественно-политическим вопросам, создание секций, кружков и семинаров по изучению теории и практики партийного, советского, профессионального и кооперативного строительства, вопросов марксизма.
Предусматривалась организация экскурсионной работы, развитие художественного творчества путем создания литературных драматических, музыкальных и других кружков художественной самодеятельности. Создавались клубы при заводах и фабриках.

Благодаря вниманию партии сеть клубов росла быстрыми темпами, несмотря на огромные материальные трудности, испытываемые страной. В 1920 - 1921 гг. в стране было почти 5 тыс. клубов.

С 1922 года, в начале НЭПа, происходит перевод всей сферы культуры и просвещения на местное финансирование. Данный процесс повлек за собой резкий спад в развитии сети культурно-просветительных учреждений, сокращение работников. Только благодаря развитию широкой народной инициативы по укреплению материально-технической базы учреждений культуры удалось преодолеть трудности. Клубы превращались в действительные центры массовой пропаганды и развития творческих способностей трудящихся, они использовались как места отдыха и разумного развлечения.

К началу 30-х годов закончилась деятельность по ликвидации безграмотности. Возросшему уровню грамотности населения страны не могли соответствовать старые типы учреждений культуры. Параллельно с клубами в городах открывались дома и дворцы культуры, парки культуры и отдыха, технические библиотеки, а в деревне - сельские и колхозные клубы, массовые библиотеки и дома социалистической культуры в районных центрах.

Новые типы учреждений культуры существенно изменили содержание клубной работы. Наличие хорошей сцены, помещений для кружков художественной самодеятельности и любительских объединений позволило улучшить качество деятельности клубов, домов и дворцов культуры.

В 1920-е г.г. никакая статистика не могла учесть количества кружков и художественных студий. Преобладали театральные коллективы, однако развивались и другие жанры творческой деятельности; кружки, как правило, были многочисленными, имели от 50 до 100 участников, которые сами шили, готовили реквизит, рисовали декорации будучи одновременно "артистами".

Большинство самодеятельных коллективов не имело никаких денежных средств.
В репертуаре театральных кружков были классические пьесы, а также инсценировки, которые посвящались различным политическим и революционным событиям. В 1920-е г.г. появляются такие виды инсценировок, как "живая газета" и "политсуд". "Живые газеты" возникали в условиях острого недостатка печатных газет и были рассчитаны в основном на малограмотную аудиторию. В дальнейшем происходит усложнение этой формы, в ней широко используется метод театрализации, клоунады. С переходом к НЭПу возник особый вид эстрадного театра - «Синяя блуза». В представлениях, которого высмеивали «нэмпанов».

В 30-40 гг. расширяются жанры художественной самодеятельности. Наряду с драматическими, хоровыми и музыкальными коллективами возникают изостудии и танцевальные коллективы.

Начали создаваться первые самодеятельные симфонические оркестры, любительские оперные коллективы. Увеличивается количество участников художественной самодеятельности. В 1930 г. в самодеятельных коллективах было 600 тыс. участников, а в 1936г. их число достигло 3 млн.
Возникло и прочно закрепилось шефство профессиональных коллективов и отдельных деятелей искусства над художественной самодеятельности.
Начиная с 1932 г., в стране стали регулярно проводиться олимпиады и смотры творчества, которые играли важную роль в привлечении внимания общественности к художественной самодеятельности. Планомерный характер приобрела учеба руководителей художественной самодеятельности. В 1930 г. Дом им. В. Поленова был реорганизован в Центральный дом самодеятельного искусства им. Н.К. Крупской (с 1939 г. он стал называться Всесоюзным домом народного творчества), который развернул инструкторско-методическую работу, проводил семинары и курсы руководителей художественной самодеятельности, рассылал репертуарные бюллетени и т.п.

Социальные потрясения, которые пережило российское общество на протяжении 1917-1941 гг., новая культурная политика государства оказали огромное влияние на досуговую деятельность населения. В течение 20-30-х г.г. сфера досуга характеризовалась развитием новых тенденций. внедрялись развитие общественные формы досуга. Возросла посещаемость клубов, Домов и Дворцов культуры, библиотек, театров. Досуговая деятельность рабочих и крестьян обогащалась культурным содержанием. Реальным основанием для этого явилось повышение их образованности, чему способствовали введение в стране всеобщего, бесплатного начального образования, работа по ликвидации безграмотности, расширение форм среднего специального и высшего образования. Развивались художественные формы деятельности в сфере досуга. Росло число участников художественной самодеятельности.

Наряду с этим стала заметна тенденция к уменьшению форм досугового времяпрепровождения, характерных для быта российского населения в прошлом: стало сокращаться число людей, посещающих церкви и отмечающих религиозные праздники.

 

 

Список литературы.

1. Галин С.А. Исторический опыт культурного строительства в первые годы Советской власти (1917-1925): Моногр. - М.: Высш. шк., 1990.

 

2. Культурно-досуговая деятельность. – Учебник. Под редакцией А.Д Жарков, В.М Чижиков. - М., 1998.

 

3. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности.- Учебное пособие. М., 1995.

 

4. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. - Учебник, М., 2004.

Деятельность учреждений в годы Великой Отечественной войны.

Раз дело дошло до войны,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 788; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.147 (0.018 с.)