Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

То все должно быть подчинено интересам войны.

Поиск

1. Содержание, направления, формы и методы работы культурно - досуговых учреждений в условиях военного времени.

Великая Отечественная война, длившаяся 1418 бесконечных дней и ночей и унесшая почти 27 миллионов жизней советских людей, была огромным испытанием и для культурно-досуговых учреждений.

Перестройка хозяйственной деятельности страны на военный лад под лозунгом "Все для фронта! Все для победы!" коснулась и учреждений культуры. Деятельность каждого из них была подчинена организации масс на защиту Родины, решение насущных народнохозяйственных задач военного времени и осуществлялась на основе приказа Наркомпроса РСФСР "О работе политико-просветительных учреждений в военное время".
С началом войны резко сократились ассигнования на содержание клубов, библиотек, домов культуры, уменьшилась их сеть по сравнению с предвоенным периодом - наполовину.

На фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессиональных работников учреждений культуры.
Многие учреждения культуры стали базой военных госпиталей, воинских частей и эвакуированного населения.

Несмотря на данные факторы значение культурно - досуговой работы в тылу и на фронте возросло. Успехи на фронте зависели от слаженной работы тыла, бесперебойного снабжения армии и флота вооружением, боеприпасами и продовольствием, потому состояние морального духа работников тыла было так же важно, как и сражающихся на фронте. Перед работниками культуры стояла важнейшая и непростая задача - поддерживать боевой дух народа, воспитывать стойкость, и веру в победу.
Исходя из этого основным содержанием работы домов культуры, клубов, библиотек, музеев, изб-читален на основе перестройки стало:

1.разъяснение характера и цели войны;
2.освещение ее хода;
3.разоблачение фашизма;
4.ознакомление с международным положением;

5. пропаганда героических подвигов советских людей в тылу и на фронте.

Тема патриотизма стала ведущей в их деятельности.

Основными направлениями деятельности учреждений культуры в годы войны стали:
1. агитационно-пропагандистская;
2. оборонно-массовая работа;
3. проведение широкой справочной работы;
4. участие в обучении женщин и детей массовым профессиям;
5. развитие художественной самодеятельности как средства духовной мобилизации народа на борьбу с фашистами и организация отдыха и досуга людей в условиях тяжелого труда.
В связи с коренным изменением условий труда с началом войны (люди с утра до вечера находились на производстве, был увеличен рабочий день, продлена рабочая неделя, отменены отпуска), учреждения культуры вынуждены были отказаться от привычных форм и методов работы. Фактически остались в прошлом массовые формы клубной работы: вечера, смотры художественной самодеятельности, праздники, гуляния и др. В основном использовались групповые и индивидуальные формы работы с населением: беседы, читки газет, небольшие концерты в перерывах между сменами, встречи с фронтовиками, прибывшими в краткосрочный отпуск по ранению. Необходимым условием в выборе форм и методов работы условиях военного времени стала простота, доходчивость, эмоциональность и наглядность.

В июне 1941 г. было создано Совинформбюро, сводки которого широко использовались клубами и библиотеками для информации о положении на фронте. Культработники организовывали коллективное слушание сводок Совинформбюро, шли в цеха, в поле, на фермы и там зачитывали и разъясняли их. Проводились также беседы и доклады о текущем моменте, о международном и внутреннем положении страны, а также чтение газетных статей и очерков. Среди известных авторов особой популярностью пользовались писатели-фронтовики: Н. Тихонов, К. Симонов, М. Шолохов, И. Эренбург и др. Большое эмоциональное впечатление на слушателей оказывали встречи работников тыла с фронтовиками, которые организовывали клубные работники.
Культурно - досуговые учреждения широко использовали наглядные материалы, в том числе плакаты, фотовитрины, специально выпускали "листовки-молнии", "боевые листки" по опыту армейских политработников, освещали успехи на фронте, трудовые достижения в тылу.
Необходимо выделить широкую разъяснительную и справочную работу, которую вели работники культуры города и деревни: писали письма на фронт, наводили справки о судьбе близких и родных, пропавших без вести, подбирали материал по изготовлению пищевых суррогатов, борьбе с последствиями голодания, например в условиях блокады Ленинграда. Сельские учреждения культуры проводили работу по сбору теплых вещей для фронтовиков, организовывали вечера-посиделки, на которых женщины пряли шерсть, вязали теплые носки и варежки для воинов, а в это же время кто-нибудь рассказывал о положении на фронте, читал статьи или рассказы о воинах-героях. Читались вслух также письма с фронта.
Женщины и подростки, которые заменили мужчин на производстве, требовали к себе особого внимания. Война отняла детство у детей и подростков. Культурно-досуговые учреждения устраивали для них специальные вечера, беседы, новогодние елки, "молодежные субботы" и т.п.
Несмотря на значительное сокращение сети культурно - досуговых учреждений значительно расширилась сфера их влияния. Работа была перенесена в цеха, красные уголки домоуправлений, полевые станы, бомбоубежища, метро, агитпункты вокзалов, в воинские части, госпитали, на призывные пункты военкоматов по месту жительства. Работа культурно-досуговых учреждений стала носить передвижной характер. Были созданы самые разнообразные передвижные учреждения культуры. Наиболее распространены были: походные клубы, агитэскадрильи, агиткатера, библиотеки-передвижки, агитпоезда, агитмашины, агитповозки, агитсани, агитпункты.

В полной мере использовался опыт передвижной работы времен гражданской войны.

2. Культурно-досуговая работа в Вооруженных силах.
Значимость культурно-досуговой работы в годы Великой Отечественной войны можно проследить также на опыте ее проведения в Вооруженных Силах. Можно с уверенностью сказать, что деятельность армейских клубов, фронтовых бригад помогала сплачивать воинов, поддерживать у них бодрость духа, способствовала более быстрому восстановлению моральных и физических сил солдат и офицеров.

В Вооруженных Силах СССР сложилась к началу Отечественной войны стройная система культурно-просветительная работы:

1. Создана развернутая сеть учреждений культуры;

2. определены основные направления их деятельности;

3. Выработаны формы и методы культурного обслуживания различных категорий военнослужащих;

4. Установлена система руководства культурно-простветительной работой.

Сеть в Вооруженных Силах СССР культурно-просветительных учреждений состояла из нескольких звеньев

В начале Отечественной войны на фронте были созданы фронтовые и армейские дома Красной Армии, которые находились при политуправлениях фронтов и политотделов армий. В распоряжении Домов Красной Армии и клубов имелись стационарные или передвижные киноустановки, радиоузлы и радиоприемники, патефоны, музыкальные инструменты. Так же действовали подвижные учреждения клубного типа: агитпоезда, агитэскадрильи, агиткатера. Были организованы агитпункты. В их задачу входила агитационно-пропагандистских Культурно-просветительных мероприятий среди военнослужащих. При политотделах дивизий имелись дивизионные клубы, в частях отдельных родов войск-клубы частей, полков. В зимнее время оборудовались клубы землянки, полевые агитземлянки. Руководителями воинских клубов были, как правило, политработники, а иногда и командиры частей. Для работы во фронтовых и армейских учреждениях культуры направлялись призванные в армию учителя школ, преподаватели вузов и ученые-обществоведы.
При Главном политуправлении для обслуживания фронтов был создан специальный агитпоезд; такие поезда были организованы и на отдельных фронтах. Агитмашины были включены в штаты фронтовых и армейских Домов Красной Армии, во главе каждой агитмашины находился лектор. Машина была специально оборудована: имелась киноустановка, радиоприемник, библиотечка художественной, военной литературы, музыкальные инструменты, средства наглядной агитации. Часто при агитмашине был создан коллектив художественной самодеятельности, фронтовая бригада артистов профессионалов. В задачи культурно-досуговых учреждений фронта входила:
1. пропаганда Советских Вооруженных Сил в войне;
2. популяризация опыта войны, воинских уставов и наставлений, боевых традиций армии, авиации и флота;
3. пропаганда русской культуры и русского военного искусства;
4. организация досуга личного состава.
Использовались как групповые, так и индивидуальные формы работы на фронте. Проведение бесед на различные темы с использованием наглядных средств - плакатов, листовок, портретов героев, фотовыставок, а также радио и громкоговорящих установок. По радио передавались сводки Совинформбюро, песни, концерты, грамзаписи.
В блиндажах, прямо на боевых позициях, в госпиталях книгоноши или библиотекари проводили читки газет и художественной литературы. Воины слушали, и сами читали статьи И. Эренбурга. Б. Гроссмана, К.Симонова.
В перерывах между боями, на привалах госпиталях проводились мероприятия культурно-досугового характера.
Важным средством эмоционального воздействия было кино. За время войны на фронте состоялось свыше 6 млн. киносеансов. Успехом у фронтовиков пользовались кинофильмы, ставшие уже классикой: "Они защищали Родину", "Зоя", "Радуга", "Чапаев", "Мы из Кронштадта", "Народные мстители", "Валерий Чкалов". Перед киносеансом, как правило, проводились беседы.

3. Художественная самодеятельность в тылу и на фронте.

Неизменным средством организации отдыха тружеников тыла и солдат стала художественная самодеятельность, которая заняла особое место в деятельности культурно-досуговых учреждений. В мирное время сформировались практически все жанры художественной самодеятельности: музыкальный, театральный, хореографический и др. На период войны все жанры были сконцентрированы в агитбригаде, концертной бригаде. Появлению этих новых видов художественной самодеятельности способствовали следующие условия:
1. Характерные процессы военного времени повлекли за собой сокращение коллективов художественной самодеятельности, кадров профессиональных руководителей.
2. Военные условия требовали создания мобильных групп, фронтовых бригад, способных выступать в любых условиях фронта и тыла.
Изменился репертуар: в нем преобладала политическая направленность, концертные номера и одноактные пьесы посвящались героической борьбе Красной Армии, трудовым подвигам в тылу, действиям партизан и подполья в тылу врага. Значительное место отводилось и лирической теме.
В концертах и тематических программах фронтовых бригад разоблачалась сущность фашизма, воспитывались патриотические чувства, звучал призыв к защите Родины. В коллективах художественной самодеятельности до минимума сократилась учебная работа, и увеличилось количество концертных выступлений.

Первые в стране фронтовые бригады самодеятельных артистов Дворца культуры Московского автозавода (директор Л.А. Хайло) и Московского дома культуры им. Горького (директор В.В. Симбуховский) стали действовать уже в 1941 г. Особый интерес в их программах проявлялся к произведениям малых форм: скетчам, отдельным сценкам, стихам, песням, частушкам. Из классических произведений использовались главным образом те, в которых отражалось героическое прошлое русского народа.
Необходимо отметить художественную самодеятельность в партизанских отрядах. Наиболее известные коллективы:
1. Ансамбль песни и пляски партизанской бригады "Неуловимые" Витебской области;
2. Агиттеатр Барановической области;
3. Агитбригада при штабе минского партизанского соединения;
4. Агитотряд им. Горького Вилейской области;

Одним из самых многочисленных коллективов партизанской художественной самодеятельности был агитотряд им. Горького. Он состоял из группы пропагандистов, ансамбля песни и пляски, боевого и хозяйственного взвода, имел свой штаб. Численный состав отряда насчитывал 70 чел. Агитотряд провел 150 концертов.
В период Великой Отечественной войны коллективы самодеятельности тесно взаимодействовали с бригадами артистов профессионалов. Фронтовые концертные бригады были сформированы артистами театров - Малого, Художественного и им. Е. Вахтангова; В. Пашенная, В. Рыжова, И. Москвин, А. Тарасова, В. Качалов, Л. Русланова, К. Шульженко провели тысячи выступлений в тылу и на фронте. Фронтовые армейские ансамбли песни и пляски наряду с концертными выступлениями оказывали методическую помощь армейской художественной самодеятельности. Они проводили семинары запевал, гармонистов, помогали в организации вечеров художественной самодеятельности.

В 1943-44 гг. был проведен Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности, в котором участвовало 500 тыс. человек. В репертуаре сельских коллективов были народные песни, частушки, песни "Катюша", "Вечер на рейде" В. Захарова, "В лесу прифронтовом" Б. Мокроусова, "Землянка" К.Листова и другие.
В 1945 г. был организован второй Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности, в котором участвовало 900 тыс. человек. С успехом прошел смотр в областях, освобожденных от немецко-фашистских захватчиков: Брянской, Курской, Ленинградской, Новгородской, Псковской и др.
Художественная самодеятельность в годы войны сыграла важную роль в организации досуга населения тыла и воинов фронта. Искусство помогало патриотическому воспитанию народа, подъему его морального духа, учило стойко преодолевать трудности.

4. Спасение и охрана культурных ценностей.

Сеть учреждений культуры и искусства в годы войны пострадала очень сильно: клубы, библиотеки, музеи, особенно на оккупированных территориях, были разграблены, использовались в варварских целях. Были уничтожены и разграблены 427 музеев, 44 тыс. зданий театров, клубов и других культурно-досуговых учреждений. Огромный ущерб нанесла война библиотекам и их книжным фондам. Только в массовых библиотеках СССР было расхищено и уничтожено 100 млн. книг.
Перед работниками культуры стояла важная задача спасения культурных ценностей. Значительную работу в данном направлении проводили музеи. Государственный исторический музей (г. Москва) развернул в 1941 г. 38 выставок-передвижек в рабочих клубах и красных уголках предприятий, в Доме Союзов, в парке культуры и отдыха им. Горького, в музеях страны. Сотрудники свердловского музея в 1941-1942 гг. провели 180 лекций.
Шла огромная работа по эвакуации памятников культуры и искусства. Работники учреждений культуры отбирали, тщательно упаковывали и отправляли в глубокий тыл все, что представляло большую ценность. Были вывезены экспозиции ряда музеев, около 700 тыс. единиц фондов рукописей и книг Государственной библиотеки им. В.И. Ленина, свыше 18 тыс. экспонатов Третьяковской галереи. Эвакуировали памятники культуры Ростова, Киева, Севастополя и др. городов.

Таким образом, годы Великой Отечественной войны доказали жизненную силу культурно-досуговых учреждений. Война потребовала от работников культуры большой оперативности, гибкости в работе, использования новых форм и методов работы с людьми.

Список литературы.

1. Культурно-досуговая деятельность. – Учебник. Под редакцией А.Д Жаркова, В.М Чижикова. - М., 1998.

 

2. Жаркова Л.С., Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учеб. пособ. - М., 1994.

 

3. Культурно-просветительная работа в СССР.– Уч. пособие под ред. Т.А. Ремизовой. – М., Просвещение, 1974.

 

4. Мазурицкий. М.П. Массовые учреждения культуры в период Великой Отечественной войны. - М.: 1992.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 757; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.225 (0.01 с.)