Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 5. Технологии информационно-познавательной и просветительской деятельностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель: Дать представления о технологиях информационно-познавательной и просветительской деятельности 1. Сущность и основные направления информационно-просветительской деятельности. 2. Социальная информация 3. Средства массовой информации и учреждения досуга 4. Зарубежный опыт организации информационно-просветительской деятельности. 5. Современные информационно-просветительские технологии
Сущность и основные направления информационно-просветительской деятельности. В современных условиях развития нашей страны, когда общество перешло на рыночные отношения, информационным процессам уделяется все большее внимание. К основным факторам, способствующим совершенствованию системы информационного обеспечения, можно отнести социально-культурные, социально-экономические и технические, которые в полной мере обеспечивают процесс информации. Особое значение в информационных процессах имеет информация о достижениях в области науки и техники, в результате чего возрастает роль научно-библиографической информации по отдельным отраслям научного знания, способной обеспечить изучение проблем государственного права, политики, экономики и т.д. Таким образом, возрастает значение библиотек. Сегодня особое внимание должно уделяться информационно-просветительной и пропагандистской работе учреждений социально-культурной сферы, на которые и возлагается задача информирования населения об изменениях и прогрессе в социальной сфере, способах государственного и общественного развития общества. Работники учреждений социально-культурной сферы должны правильно выбирать необходимые формы культурно-досуговой работы, чтобы в полной мере донести до аудитории точную оценку свершаемых событий и помогать на практике реализовывать насущные интересы людей. Итак, современная информационно-просветительная деятельность призвана просвещать, информировать, разъяснять, реализовывать на практике насущные интересы людей. В мировом рекреационно-досутовом опыте одним из важнейших направлений социально-культурной деятельности населения является прикладная педагогика досуга, в которой наиболее полно реализуется образовательный и воспитательный потенциал свободного времени.
Культурно-информационные ценности могут усваиваться как стихийно, на основе саморазвития личности, так и целенаправленно - с помощью специалистов, способных квалифицированно передавать эти ценности другим людям. Поэтому всегда базовыми понятиями культуры были образование, воспитание и социальная адаптация личности. Сегодня социальная ценность досуга возрастает, и для того чтобы человек любого возраста и общественного положения осознанно предпочитал конструктивные, социально оправданные занятия, в свободное время необходимо: • последовательно обучать его навыкам самоорганизации досуга; • создавать условия для овладения новейшими информационно-просветительскими технологиями на уровне поиска, обработки и трансляции информации; , • включать в интерактивные формы потребления знаний, развития навыков. Люди нуждаются в оперативном информировании о текущих событиях в контексте реформ и должны иметь возможность участия в обсуждении проблем и оценках, в формировании обоснованного общественного мнения, особенно на местном уровне. По мнению Е.И.Григорьевой, содержание социально-культурной деятельности является и формой интеграции основных направлений информационно-просветительной деятельности. При этом следует отметить: как на содержание социально-культурной деятельности, так и на направления информационно-просветительной деятельности оказывают влияние социокультурная ситуация в обществе и происходящие процессы. Политическое просвещение является одним из основных и приоритетных в деятельности учреждений культуры и досуга, и оно направлено на активное привлечение населения страны к государственной и общественной жизни страны; на раскрытие общих закономерностей внешней и внутренней политики государства. Основными задачами историко-культурного направления является привлечение населения для участия в охране и освоении историко-культурной и экологической среды своего региона, а также сохранение исторической памяти народа и воспитание молодежи на основе контакта с историей и культурой. Экономическое просвещение ставит своей задачей развитие у населения гибкого экономического мышления в сфере производственных и внепроизводственных отношений.
Особенностями нравственного просвещения являются поиск методов ненасильственного развития личности и возвращение человека к идеалам добра, справедливости и милосердия. Художественное и эстетическое просвещение является в настоящее время одним из основных и должно решать задачи массового эстетического воспитания населения, формирования художественной культуры личности и создания условий для приобщения населения к художественным ценностям. Ведущую роль в работе многих учреждений культурно-досуговой деятельности играет экологическое просвещение и воспитание. Вместе с тем следует отметить, что существует большое разнообразие других видов просвещения, среди которых можно отметить педагогическое, психологическое, физкультурно-оздоровительное, научно-техническое и многие другие Социальная информация Термин «информация» происходит от латинского слова infomatior и имеет несколько трактовок. Это «сообщение» или «изложение» чего-либо в письменной или устной форме; разъяснение, сообщение, осведомленность. Информация - это знания, но не все знания, которыми располагает человечество, а лишь та его часть, которая используется для ориентировки, активного действия и управления. Социальная информация - это информация, создаваемая и передаваемая людьми, отражающая определенные знания, эмоции, волевые воздействия, включенные в коммуникационный процесс. Особенности социально-культурной информации: • актуальность, злободневность, своевременность; • возможность использования самых разнообразных средств воздействия; таких, как - живое слово, печатные, наглядные, художественные, электронные, синтетические средства; • возможность и потребность выносить на общественное мнение проблемы частного (локального) и общего (глобального) значения. Так, распространенная в европейских городах социально-культурная программа «Воскресенье - пешком» получила всенародную поддержку и решает несколько задач: 1) разрядить экологическую и психическую напряженность от переизбытка автомобильной техники; 2) частично снять проблемы гиподинамии, приучив жителей города ходить пешком, больше двигаться физически; 3) провести разнообразные акции гражданской, правовой, политической культуры, зрелищные мероприятия, не отменяя специально движение транспорта. Социальная и культурная информация играют значительную роль в формировании общественного мнения. Доверие к источнику информации определяет эффективность воспитательного воздействия. Люди, выступающие в роли коммуникаторов, модераторов информации, должны владеть методами изложения материала, внушения, диалога, примера. Безусловно, главным инструментом обмена информацией и живого общения являются вербальные средства: речь, язык. Даже в коммерческих «фирменных» досуговых структурах, возникающих на гребне моды, массового спроса, располагающих новейшими средствами воздействия, часто опорным информационным материалом являются лекции, экскурсии, встречи с интересными людьми, воспоминания современников, чтение стихов, исполнение песен; ритуалов памяти и другие акции, аккумулирующие в себе те или иные важные факты, сведения, знания. Безграничны возможности средств искусства в информационно-просветительской работе с населением
Значение социальной информации трудно переоценить, т.к. она является важным фактором воспитания подрастающего поколения; Ярким примером канала передачи социальной информации является традиционная культура. Возникнув много веков назад, традиционная культура стала своеобразной системой жизнеобеспечения, т.к. пронизывает все сферы жизнедеятельности человека и выполняет как утилитарные, так и эстетические функции. К тому же традиционная культура - это один из основных элементов социальной памяти. При этом следует отметить, что система передачи социальной информации осуществляется по принципам: • преемственности, т.е. естественного включения ребенка в общественную и личную жизнь; • целостности, т.е. через разнообразные виды деятельности, начиная от общения и отдыха и заканчивая трудом; ... • комплексности, т.е. когда одни и те же сведения, нормы и ценности передаются с помощью разнообразных форм народного творчества. Это сказки, обряды, фольклорные произведения, декоративно-прикладное творчество Изначально являясь активным «участником» информационного процесса, традиционная культура выполняет функцию генетического механизма, хранящего информацию об истории, этапах формирования, условиях жизни и деятельности, этнического потенциала; при этом обладает высокой устойчивостью. Культура как результат представляет собой совокупность основных норм, ценностей, идей и традиций, а также знаковых систем, которые характерны для социальной общности. Поэтому социальная информация, как и культура, не только создает традиции, нормы, ценности, но и осваивает их, сохраняет и превращает во внутренние качества личности. Свойства социальной информации: • первое, обязательное условие - это наличие у информации содержательной, смысловой структуры, наличие ценностных свойств; • во-вторых, социальная информация должна быть относительно независима как от плана содержания, так и плана выражения; • в-третьих, информация имеет такое свойство, как кумулятивность (накопление, концентрация, способность к уплотнению); • четвертое свойство информации - это дискретность, т.е. прерывность потока-информации. Все эти свойства учитываются при создании информационно-поисковых систем и организации информационного обеспечения. Социальная информация всегда должна быть объективной, достоверной, актуальной и наиболее полной, передаваемой способами адекватными содержанию, адресату, целям и задачам, общественного развития.
3.Средства массовой информации и учреждения досуга Как отмечает Е.И.Григорьева СМИ - вполне самостоятельная социально-культурная система в информационном обществе, которую с учреждениями досуга объединяет принадлежность к массовым коммуникациям, играющим значительную роль в формировании общественного мнения, общественного сознания и поведения. Исторически сложились следующие способы их взаимовлияния и взаимодействия: 1) практика живых газет 20-30-х годов, когда нехватка периодики восполнялась ее сценическим «прочтением» в клубах и избах-читальнях; 2) коллективное прослушивание радиопередач, позже - просмотр ТВ программ с последующим обменом мнениями, «оргвыводами» идеологов, проводившиеся в клубных холлах, библиотеках, красных уголках; 3) тиражирование в учреждениях культуры и досуга форм, родившихся на радио, ТВ. • конкурсные программы: КВН, «А ну-ка, девушки!», «А+Б» (агитбригад), «Алло, мы ищем таланты!»; • театрализованные информационно-развлекательные программы: «От всей души», «Огонек», «С добрым утром»; • интеллектуальные шоу: «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Умники и умницы». В свою очередь, из клубов и Домов культуры на экраны, в эфир пришли: • традиционные устные альманахи: «В мире животных», «Кинопанорама», «Здоровье», «Кинопутешествия»; • фестивали: «Радуга», «Виктория»: • праздники народного творчества: «Играй, гармонь», «Шире круг», «Эх, Семеновна!»; • клубные гостиные: «Зеленая лампа», «В нашу гавань заходили корабли», «Театр + ТВ», «Белый попугай»; • встреча с интересным человеком: «Студия Останкино приглашает», «VIP», «Персона грата», «ЖЗЛ»; • всевозможные ток-шоу: «Тема», «Мы», «Глас народа», суть которых - клубный диспут, распространенный в зарубежном досуге дискуссионный клуб; 4) практика образовательных программ на радио, ТВ, специальных периодических изданий и отдельных рубрик в помощь школьникам, студентам, всем желающим получить ту или иную полезную информацию; 5) освещение в СМИ проблем культуры, искусства, досуга; популяризация культурно-досуговых программ, рекламная информация. 6) развитие новых форм досуга на основе современной информационно-коммуникативной техники: интернет-кафе, интернет-клубы, компьютерные классы, холлы, центры; виртуальные шоу, вакационные парки, электронные библиотеки... 7) создаваемые в системе общественного досуга мультимедийные центры (обучение всех желающих навыкам овладения современными информационными технологиями), медиаоб-разовательные программы (обучение рациональному пользованию информационными источниками); воспитание культуры потребления информации. Взаимодействие учреждений культуры и средств массовой информации проявляется в основном в том, что последние информируют население о деятельности культурно-досуговых учреждений по организации содержательного досуга и дают рекламу ближайших массовых мероприятий. В информационном процессе важна роль модератора-посредника культурно-информационного обмена в живом или эфирном общении. Например, очень популярна в Америке телеведущая и актриса Опре Уинфри. Эта 46-летняя темнокожая женщина имеет колоссальное влияние на общественное мнение всех Соединенных Штатов. Ее телешоу собирает более 150 млн. зрителей каждую неделю. Ее годовой доход - до 200 млн. долларов в год.
Многолетняя популярность теле- и радиопередач, из которых мы узнаем много интересного или полезного, связана с конкретными лицами: Ю. Сенкевич «Клуб путешествий», С. Капица «Очевидное - невероятное», Н. Дроздов «В мире животных», В. Татарский «История одного шедевра», «Встреча с песней», В. Ушканов «Персона Грата», В. Вульф «Серебряный шар», Ю. Скороходов «В поисках утраченного», В. Познер «Мы», «Времена», Л. Филатов «Чтобы помнили» и др. Эталоном организации и ведения тематической программы «От всей души» была В. Леонтьева. Такие вечера тиражировались в клубных учреждениях на местном материале. Манера речи, владение материалом, искусство диалога или публичной полемики - важный фактор в информационно-познавательных, просветительских программах. И, конечно, актуальность. Это обеспечивает спрос на программы типа: «Моя семья», «Ищу тебя», «Откровенно говоря», «Цивилизация».
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 1688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.146 (0.014 с.) |