Лекция 7. Технология молодежного досуга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 7. Технология молодежного досуга



Цель: Дать представления о технологиях молодежного досуга

1. Сущность молодежной культуры

2. Молодежная субкультура

3. Неформальные объединения молодежи

4. Основные направления развития молодежной культуры досуга

5. Организация воспитательной работы с молодежью

 

Сущность молодежной культуры

Трудности с молодежью, сущест­вующие на протяжении веков, часто состоят в стремлении к зна­чительному расширению сферы развлечений за счет сферы исполнения непреложных обязанностей, протестуя против дисцип­лины и принуждения.

Юность - это период учебы и подготовки к общественной жизни. В современном обществе социализация молодежи проте­кает большей степени вне первичного института опеки - семьи. В настоящее время более значительную роль играют в этом про­цессе социальные институты: школа, вузы, СМИ, учреждения социально-культурной сферы, группы сверстников (peer droup) и др.

В современных условиях молодежь резко противопоставляет ценность свободного времени, проводимого в семье или в мес­тах, где осуществляется заметный контроль со стороны старшего поколения, ценности времени, проводимого вне контроля, глав­ным образом, в группах сверстников. Свободное время молоде­жи имеет свои культурные особенности, определяющиеся биоло­гическими, психологическими, социальными характеристиками. Молодежь - эмоциональна, ин­теллектуально восприимчива, физически активна и подвижна, склонна к игровой деятельности. Для нее характерен альтруизм, что способствует непринужденному вхождению в культурную общественную среду; легкостью сближения со сверстниками, что становится важнейшим «группобразующим фактором». Акселерация, с одной стороны, отодвижение брачного возраста на более поздние сроки и связи с увеличение периода подготовки к профессиональному труду, с другой, расширяют потенциальные возможности молодежи для культурного времяпровождения.

Социальный статус молодежи позволяет характеризовать ее как не самостоятельную. Вопреки такому представлению, сама молодежь настойчиво стремится к обособлению. Чтобы утвердить статус своей самостоятельности, молодежь прибегает к различ­ным «неформальным» организованным методам сопротивления против такого «непризнания». Иногда она вторгается в область политики, но больше всего проявляет себя в области культуры.

Возникновение обособленной молодежной культуры является результатом индустриального развития общества и иных факто­ров. Среди этих факторов еще в 1969 году С. Лем обозначил быстрое, благодаря НТР, достижение обществом высокого уровня материального благосостояния. С. Лем рассматривает молодежную куль­туру как имманентный феномен культурно-исторического процесса, с необходимостью возникающий в обществе, достигшем высокого материального благосостояния. Никогда общество не могло предложить молодежи столь массовые формы свободного времяпрепровождения, какие возникли в индустриальных странах «массового потребления». В отличие от прежних социально обусловленных форм досуга современные в большей степени затра­гивают художественно-эстетические переживания и ориентирова­ны на специфическое восприятие молодежи.

Стержневым элементом в отечественной молодежной куль­туре оказалось удовлетворение музыкально-развлекательных потребностей. В структуре досуговых интересов современной молодежи среди 12 видов досуга 5 оказались наиболее предпочтительными и они связаны с восприятием музыки..

Зарубежные исследователи, в частности Т. Парсонс отмечают следующие специфические проявления молодежной культуры:

- стремление выработать автономные формы поведения и независимые от взрослых формы мышления и выйти из-под контроля взрослых;

- резко критическое отношение к традиционным ценностям образа жизни;

- «открытость» по отношению к новым ценностям и цен­ностным ориентациям;

- двойственность (амбивалентность) психических пережи­ваний, связанных с маргинальностью, и неоднозначность противоречивых соотношений чувств любви и ненависти.

К. Кенистон отмечает, что для взрослых обычно допущение: молодежь ведет себя сумасбродно, эксцентрично, неправильно потому, что таков возраст. Но сегодня такое поведение - основа молодежной культуры. Ценности молодежной культуры действительно отличаются от ценностей доминирующей в обществе культуры. Но ценностная специфика каждой из функционирую­щих молодежных культур признается лишь на время до приоб­ретения общественного статуса.

Охарактеризованные проявления молодежной культуры по­зволяют отметить, что молодежная культура как феномен обще­ственной культуры представляет собой сложное, противоречивое образование, обособившееся в системе культуры общества. При этом место молодежи в общественной жизни, ее отношение к ценностям культуры общества, традициям, зависит от происхо­дящих на каждом данном историческом этапе социокультурных процессов.

Рассмотре­ние сущностных проявлений молодежной культуры позволяет перейти к рассмотрению проблемы дефиниции данного понятия. В этом направлении предпринят целый ряд попыток. Рассмотрим некоторые из них. Одним из так называемых широких определе­ний является следующее: «Молодежная культура - это часть общей культуры общества». Данное определение указывает на со­отношение молодежной культуры и общества, как части к цело­му, без содержательной характеристики указанных явлений и взаимосвязей. Более определенную характеристику молодежной культуры содержит другое определение. «Современная молодежная культура - довольно сложное, социально духовное образование, включающее в себя научное мировоззрение, правовые, политические, нравственные, художественные познания, культурную общность мышления, чувств, быта, досуга». Тем не менее, это определение не позволяет увидеть разницу между мо­лодежной культурой и культурой общества, которое также является «сложным социально духовным образованием». Наиболее полным и содержательным, на наш взгляд, определением является следующее: «Молодежная культура - это исторически сложившееся и обособившееся в культуре общества сложное проти­воречивое социально-культурное образование со специфически­ми ценностями, нормами, образцами поведения, носителями которых является молодежь как специфическая социально-демографическая группа».

 

Молодежная субкультура

Молодеж­ная культура имеет субкультурный характер.

Впервые термин «субкультура» по отношению к молодежи был применен к явлениям, об­наруженным в исследованиях молодежной преступности в США.

В 60-х годах 20 столетия субкультурный подход к молодежной культуре получает широкое распространение в зарубежных исследованиях.

В отечественной литературе понятие «молодежная субкуль­тура» стало использоваться для характеристики явлений и про­цессов, происходящих в период «перестройки» российского об­щества на рубеже 80-90-х годов 20 века. Это был период объективно-критического анализа острых проблем в социальной науке и журналистике, вскрывшего пеструю гамму различных противо­речий, в том числе, имевших место в молодежном неформальном движении. Неформальные объединения рассматриваются как субъекты, носители и творцы собственной культурной среды, нормативов поведения, общения, ценностей, имеющих глубокий символический смысл для членов группы, создавших собствен­ную культуру.

Основные причины возникновения и функционирования субкультур объяснялись тем, что существующие в обществе ценности не в полной мере выражают потребности конкретных социальных групп. Для удовлетворения данных потребностей социальные группы начинают модифицировать доминантные для общества ценности или вырабатывать собственные. Так по­является определенное своеобразие в элементах культуры раз­личных социальных групп, обусловленное спецификой условий и образа жизни.

Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные группы, социальные слои, классы, которые и стано­вятся субъектами и носителями собственной культурной среды. Не претендуя на построение дефиниции, в самом широком смысле молодежную субкультуру можно рассматривать как вид субкультуры, субъектом которой выступает молодежь, представ­ляющая особую социально-демографическую группу.

Наиболее полное определение субкультуры, на наш взгляд, дает С.Н. Иконникова: «Субкультура - это культура в культуре, имеющая свои достаточно четкие контуры, чтобы рас­познать ее. Она включает знания, верования, цели и ценности, суждения и оценки, нравы и вкусы, жаргон и манеры поведения, предрассудки и предубеждения, характерные для социальной группы и разделяемые ее членами». В этом определении даны качественные характеристики, обозначенные составляющие субкультуру элементы, которые могут служить признаком отличия ее от общей культуры.

Этимологическое значение понятия «молодежная субкуль­тура» складывается из смысла двух составляющих: «суб» и «культура». Слово культура с приставкой «суб-» обретает со­вершенно новое смысловое значение. При этом само это понятие чаще всего трактуется расширительно. В результате этого оно рискует обрести негативный смысл. Так, по Т. Парсонсу, молодежная субкультура выполняет дезинтегрирующую функцию по отношению к социальной системе. Молодежная субкультура рассматривается и как нечто содержащее инновационные потен­ции молодежной культуры, как источника дальнейшего прогрес­сивного развития общественной культуры. Это мнение подкреп­ляется суждениями М. Вебера, В. Дильтея о том, что молодежь играет роль генератора новаторства.

Этимологическое значение понятия «молодежная субкультура» указывает на характер взаимоотношения и взаимодействия культуры молодежной социально-демографической группы и общественной культуры.

На возникновение и развитие молодежных субкультур влияют изменения образа и уровня жизни общества, крупные социальные события. Возможны появления и активизация субкуль­тур при улучшении условий жизни молодежной группы (повышение доходов, образовательного и культурного уровня и т.п.). Второй тип молодежных субкультур можно назвать субкультурами «кризиса», т.к. их появление связано с ухудшением социально-экономического положения молодежи.

Отличительными чертами молодежных субкультур являются «стили». Можно выделить три основных элемента стиля:

1) образ - элементы костюма, прическа, косметика, бижутерия;

2) манера поведения - особенности невербального компонента общения (экспрессия, мимика, пантомимика, по­ходка);

3) слэнг - специфический словарь и его использование. Одна из основных функций стиля - это установление границ группы отделение от других. Нередко в молодежной культуре существует оппозиция одной группы к другой.

Молодежные субкультуры выполняют особые функции. Субкультура дает молодежи условное решение проблем, которые она испытывает. Она предлагает стиль, ценности, идеологию, которые могут быть использованы для формирования осо­бой идентичности, выходящие за пределы, предписанные соци­альным происхождением и статусом. Субкультура помогает ре­шать молодежи и внутренние экзистенциональные проблемы. С ее помощью молодежь, хотя и иллюзорно, решает свои психологические проблемы. Этим объясняется исключительная притяга­тельность субкультур для некоторой части молодежи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.008 с.)