Тематика лекций и практических занятий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематика лекций и практических занятий.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ДИЗАЙНА

 

Е. А. Чертыковцева

 

Методические рекомендации

«ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА»

Тематика лекций и практических занятий.

Орел. 2006.

 

УДК 7.036 (072.8) Рекомендовано к печати

ББК Щ03(2) Р3 редакционно-издательским

Советом Орловского госу-

дарственного университета

Протокол № 5 от 27.04.2006г.

 

 

Рецензенты: доктор педагогических наук,

профессор А.С.Хворостов;

кандидат педагогических наук,

Е.И.Забелина.

 

Методические рекомендации «Русское искусство первой половины XIX века». Тематика лекций и практических занятий по специальности: 05190-«Графика», 052000 - «Живопись», 051800 - «Скульптура»./ Чертыковцева Е.А.- Орел: 2006. – с. 32.

 

 

Предлагаемые методические указания включают в себя разработки лекционного курса, лабораторно-практических занятий и самостоятельных заданий по курсу «Русское искусство первой половины XIX века» для студентов второго курса художественно-графического факультета. Кроме развернутой тематики лекций и лабораторно-практических занятий методическое пособие содержит список тем для рефератов, контрольные вопросы и достаточно обширный список литературы по разделам. Цель данного пособия - облегчить изучение курса, выработать навык самостоятельной работы с учебной и научной литературой, способствовать формированию устойчивых систематических знаний по предмету.

 

© Чертыковцева Е.А.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

«История искусства первой половины XIX века» является одной из ключевых дисциплин в изучении предмета «История отечественного искусства». Данная дисциплина освещает общие тенденции эволюции отечественного искусства указанного периода, стилевые направления и течения, творчество мастеров и их произведения в контексте общекультурного поступательного процесса истории. Она имеет не только общеобразовательное гуманитарное значение, но и в силу свое специфики активно развивает патриотические чувства, интерес к родной культуре и истории, формирует мировоззренческие позиции будущего специалиста, его творческий потенциал, играет важнейшую роль в подготовке будущих художников – живописцев, графиков, скульпторов.

Изучение «Отечественного искусства первой половины XIX века» предлагается на 2 курсе в 3 семестре. На него отводится 20 лекционных, 12 лабораторных часов. Целью данного курса является формирование глубокого знания и понимания обширного историко-культурного прошлого нашей страны, освоение богатейших духовных ценностей русского народа, его достижений в области пластических искусств, осмысление своеобразия и самобытности русского искусства, его вклада в мировую художественную культуру.

Данный раздел охватывает период с начала XIX века до конца 50-х гг. Это один из важных исторических и культурных периодов развития нашей страны. Первая половина XIX века - время насыщен важными историко-художественными процессами, значительны­ми явлениями искусства в самых разных его видах и жанрах.

В истории России первая половина XIX в. была эпохой переломной. В стране развертывался глубокий кризис феодаль­ной системы, которая господствовала в те­чение нескольких столетий, стали склады­ваться новые, капиталистические отноше­ния, входившие в противо­речие с общественным и государственным устройством.

Если в самом начале столетия прос­ветители, группировавшиеся в Вольном об­ществе любителей словесности, наук и ху­дожеств еще имели надежду на единство всех сословий, если тогда считалась священной обязан­ностью государственная служба, то по ме­ре развенчания иллюзий и развития общественных противоречий все более яс­ной становилась беспочвенность прежних надежд. Все более естественной для пере­дового члена общества становится позиция отри­цания царской власти.

К 1825 г. чувство пассивного, умозрите­льного протеста переросло в развернутую программу необходимых преобразований, с которой и выступили декабристы.

Далее необходимо четко представлять наличие двух основных хронологических этапов в истории изобразительного искусства данного периода. Всю первую поло­вину XIX в. можно разделить на два эта­па: 1800—1830 гг.; 1830—1850 гг. Разу­меется, это деление несколько условно, од­нако в целом разница между этими двумя этапами довольно значительна.

Первый период – с начала века и до конца 1820-х гг. по праву называют «золотым веком» русского искусства. Путь русской художественной культу­ры, начинаясь с классицизма, пролегал в первой половине века через романтизм к реализму. Это была общая закономер­ность, которая проявилась в области лите­ратуры, театра, живописи, графики, скуль­птуры.

Эта эволюция определил место отдельных видов пластических искусств в художественной жизни России и внутрен­нюю периодизацию истории русского ис­кусства этого времени. Творчество художников первой трети XIX в. выражало национальную специфику и про­блематику, воплощало в себе процесс ста­новления национального самосознания, ко­рни которого были заключены в важней­ших событиях того времени и в соци­альных изменениях, происходивших в России.

Второй период - 1830-50-е годы, когда особенно ясно обнажились противо­речия времени. Это был период господства «натураль­ной школы», считавшей своей первейшей задачей глубокое и тщательное изучение окружающей действительности, ее вдумчи­вый анализ. В. Г. Белинский, бывший иде­ологом критического реализма, Н. В. Го­голь, А. Н. Островский и многие другие за­вершили то движение, которое шло в сфере эстетической мысли и в практике художест­венной культуры в течение первой полови­ны XIX столетия и во многом предопределили эволюцию искусства второй его половины.

Задача данного курса – дать знания об общих тенденциях развития искусства «золотого века» русской культуры в контексте историко-культурного и социально-экономического развития общества. На основе изучения творчества художников и анализа произведений и памятников искусства показать особенности развития в России общеевропейских стилей и направлений. Выявить их национальные особенности и самобытность развития русской культуры и искусства.

Программа курса «История отечественного искусства первой половины XIX века» дает максимально насыщенный искусствоведческий материал, который равномерно распределен на лекции и практические занятия.

Самые важные, ключевые темы предполагается углубленно изучать на лекциях, с последующей проработкой на семинарских занятиях. Менее важные или более легкие для понимания вопросы рассматриваются обзорно, или выносятся на лабораторно-практические занятия. В целом подобный подход позволяет дать наиболее полное представление о характере и проблемах искусства каждого периода, творчестве ведущих мастеров, вопросах стиля и формообразования, усвоить необходимую научную терминологию.

Спецификация дисциплины требует активной самостоятельной работы студентов в течение года. Она контролируется в ходе семинарских и лабораторно-практических занятий во время выступлений студентов, а также проверкой конспектов, рефератов, докладов. Очень важна роль самостоятельной работы в процессе изучения истории искусства. Поэтому в процессе подготовки к семинарским занятиям предусматривается выполнение студентами рефератов, докладов, сообщений по определенным темам предусмотренных программой. В методических рекомендациях приводится список тем для написания реферата. Это очень важный вид учебной деятельности, так как именно здесь студенты творческих специальностей осваивают азы научной работы, учатся работать с библиотечным каталогом, подбирать книги, осмысливать научные тексты и творчески их переработав, грамотно и литературно излагать свои мысли. Это актуально ещё и в силу того, что в учебном плане по данным специальностям отсутствует курсовая работа по истории искусства. Кроме того, на основе рекомендуемой литературы студенты ведут конспекты по наиболее теоретически важным проблемам курса, которые выделены в раздел «Темы для самостоятельной работы». Большое значение имеют зарисовки в них планов и видов архитектурных памятников, их композиционных схем. Это закрепляет усвоенный материал, развивает зрительную память, создает основу для прочных профессиональных знаний.

Требования к уровню знаний.

Специалист должен:

- в условиях развития искусства и изменяющейся социальной практики быть способным к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, уметь приобретать новые знания и навыки.

- иметь представление об основных этапах в истории отечественного искусства и их хронологии;

- знать исторические факты, даты, явления, события и имена выдающихся русских художников;

- понимать роль искусства в развитии цивилизации и современного общества, социальные и этические проблемы. Концепции современного искусства, закономерности освоения человеком среды обитания по «законам красоты», направления и формы эстетической деятельности

- должен знать историю отечественного искусства, основные факты и закономерности историко-художественного процесса развития своей страны, значения её художественного наследия для современности;

- уметь анализировать конкретные произведения искусства и художественный процесс; уметь выражать и обосновывать свою позицию к историческому прошлому, культуре, искусству.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

- обладать глубокими и всесторонними знаниями общих процессов развития русского искусства в его хронологической последовательности;

- уметь показать связь искусства с этногенезом, государственным строительством, экономическими и социальными ситуациями, конкретными историческими событиями, современной культурой;

- иметь всесторонние и полные знания о творчестве мастеров отечественного искусства, произведениях и памятниках;

- знать теоретические положения и художественные особенности направлений и стилей в органичном единстве общекультурных процессов и философско-эстетических воззрений эпохи;

- уметь профессионально грамотно делать анализ художественных явлений и произведений искусства.

Логика изучения учебного материала по дисциплине требует его историко-хронологического изложения.

Учебно-методический план

Семестры № п./п. Содержание курса Тема Количество часов
Лекции Сем/ пр. Лабораторные Самостоят.

 

VI. III. Русское искусство пер. пол. XIX века.        
  1. Введение.        
  2. Искусство пер. четверти XIX века.        
  3. Искусство второй четверти XIX века.        
             

 

Всего: 20 12 32

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РУССКОЕ ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.

Тематика лекций

Творчество П.Федотова.

Ранние рисунки и характер наблюдения “натуры”. Сепии середины 1840-х годов. Концепция бытовой картины и ее отличие от венециановского варианта. Её источники. Первые живописные произведения. Эволюция. “Нравственно-критическая” серия. Последний период творчества. Портреты. Судьба федотовского наследия.

Творчество А.Иванова.

Александр Иванов и его место в русском искусстве. Объем и характер его наследия. Отношение к академической школе. Ранние произведения. Соотношение библейской и античной тематики. Замысел и концепция картины “Явление Мессии”. Знакомство с Н.В. Гоголем. Проблема творческого взаимодействия. Этюдный метод Иванова и его особенности. Проблема законченности. Выставка картины в Петербурге в 1858 году. Пейзажные этюды. Человек и природа. Поздний цикл “пейзажей с мальчиками”. Жанровые акварели. Эволюция стиля. Путь к “Библейским эскизам”. Замысел и программа. Стиль. Значение творчества.

Темы для самостоятельной работы

Занятие 1

План

I. Общие тенденции развития архитектуры эпохи эклектики..

Литература:

1. Грабарь И. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. С.-Пб., 1994.

2. Кириченко Е. Русская архитектура 1830 – 1910-х гг. М., 1978

3. Всеобщая история архитектуры: В 12 т. / Под ред. Д.Аркина и др. Т.6. М.,1968.

II. К.Тон: псевдорусское и византийское направление в эклектике.

Литература:

1. Всеобщая история архитектуры: В 12 т. / Под ред. Д.Аркина и др. Т.6. М.,1968.

2. Грабарь И. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. С.-Пб., 1994.

3. Кириченко Е. Русская архитектура 1830 – 1910-х гг. М., 1978

III.. Неостили: классицизм, готика, рококо., О.Монферран, А.Штакеншнейдер. А.Плавов, Е.Тюрин, М.Быковский.

1. Литература:
Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. М., 1990

2. Кириченко Е. Русская архитектура 1830 – 1910-х гг. М., 1978

3. Пилявский В., Тиц А., Ушаков Ю. История русской архитектуры. М., 1984.

IV. Творчество А.Брюллова

Литература:

1. История русского искусства: В 3 т./ Отв. Ред. М. Ракова, И.Рязанцева. М., 1991.

2. Кириченко Е. Русская архитектура 1830 – 1910-х гг. М., 1978

3. Пилявский В., Тиц А., Ушаков Ю. История русской архитектуры. М., 1984.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Общая характеристика и основные этапы развития русского искусства первой половины XIX века.

2. Архитектура пер. трети. XIX века. Общие тенденции развития. Синтез архитектуры и скульптуры. А. Воронихин, А. Захаров, Тома де Томон.

3. Архитектура второй трети XIX века. Общие тенденции развития.

4. Творчество В. Стасова.

5. Творчество К. Росси.

6. Застройка Москвы после пожара 1812 года. Творчество О. Бове.

Братья Григорьевы, Жилярди. Типовое строительство.

7. Скульптура первой половины XIX века. Общие тенденции развития.

8. Творчество Ф.Толстого.

9. Творчество Б. Орловского.

10. Творчество И. Мартоса.

11. Пейзажная живопись первой трети XIX века. Общие тенденции развития. Творчество С. Щедрина.

12. Историческая живопись первой трети XIX века. Особенности и общие тенденции развития. Творчество А. Иванова, Шебуева и др.

13. Творчество О. Кипренского.

14. Творчество В. Тропинина.

15. Развитие жанровой живописи первой трети XIX века. Творчество А. Вене­цианова.

16. Художники школы Венецианова.

17. Творчество К. Брюллова.

18. Творчество А. Иванова.

19. Творчество П. Федотова.

20. Творчество П. Клодта

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева Т. Художники школы Венецианова. М.,1982.

2. Алленов М. А.А.Иванов. М.,1980.

3. Александрова Л. Василий Иванович Демут-Малиновский. Л.,1980.

4. Алпатов М. Александр Иванов: жизнь и творчество. В 2 т.М., 1956

5. Амшинская А. В.А.Тропинин. М.,1976.

6. Д.Аркин. Образы архитектуры и образы скульптуры. М., 1990.

7. Ацаркина Э. Карл Брюллов. М.,1963.

8. Ацаркина Э. Александр Орловский. М.,1971

9. Ацаркина Э. С. Щедрин. М..1978.

10. Всеобщая история искусства: В 6 Т./ Под ред. Б.В.Веймарна и др. Т.5. М.,1964

11. Всеобщая история архитектуры: В 12 т. / Под ред. Д.Аркина и др. Т.6. М.,1968.

12. Верещагина А.Г. Художник, время, история. Очерки русской исторической живописи XVIII - начала XX века. Л.,1973.

13. Верещагина А. Федор Антонович Бруни. Л., 1985.

14. Гайдамаков А. Русский ампир. М., 2002

15. Гофман И. Иван Петрович Мартос. Л.,1970.

16. Грабарь И. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. С.-Пб., 1994.

17. Гримм Г.Г. Архитектор Воронихин. Л.,1963.

18. Загянская Г. Пейзажи Александра Иванова: Проблема живописного метода художника. М., 1976.

19. Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. М., 1990.

20. История русского искусства: В 13 т./ Под общ.ред. И.Э.Грабаря и др. Т.8. М., 1963.

21. История русского искусства: В 3 т./ Отв. Ред. М. Ракова, И.Рязанцева. М., 1991.

22. Кириченко Е. Русская архитектура 1830 – 1910-х гг. М., 1978

23. Коваленская Н.Н. Русский классицизм. Живопись. Скульптура. Графика. М., 1964.

24. С.Коровкевич. А.И.Иванов. М., 1978.

25. Кузнецова Э. Федор Петрович Толстой. М., 1997.

26. Лебедев Г. Русская книжная иллюстрация XIX в. М., 1952.

27. Мастера искусства об искусстве. Под ред. А.А.Федорова-Давыдова. М.,1969

28. Николаев В.Н., Классическая Москва. М., 1975

29. Очерки по истории русского портрета первой половины XIX в. Под ред. И.М.Шмидта. М., 1994.

30. Петров В.Н. Петр Карлович Клодт. Л.,1985.

31. Петрова Е. Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда. Л., 1961

32. Пилявский В., Тиц А., Ушаков Ю. История русской архитектуры. М., 1984.

33. Пилявский В. и Лейбошиц Н. Зодчий Захаров. Л., 1963.

34. Ракова М. Брюллов-портретист. М.,1956.

35. Ракова М. Русская историческая живопись. М.,1979.

36. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Первая половина девятнадцатого века. Под ред. А.Леонова. М., 1954.

37. Рязанцев И.В. Русская скульптура второй половины XVIII - начала XIX в. Проблемы содержания. М., 1994.

38. Савинов А. Венецианов: жизнь и творчество. М.,1955.

39. Сарабьянов Д. П.А.Федотов и русская художественная культура 40-х гг.19 века. М.,1873.

40. Сарабьянов Д. Орест Адамович Кипренский: Альбом. Л.,1982.

41. Сарабьянов Д. Павел Андреевич Федотов. Л.,1990.

42. Турчин В. Орест Кипренский. М.,1975.

43. Турчин В. Эпоха романтизма в России. К истории русского искусства первой трети XIX столетия. Очерки. М., 1981.

44. Федоров-Давыдов А. Архитектура Москвы после 1812 года. М., 1954.

45. Федоров-Давыдов А. Русский пейзаж XVIII - XX века. Исследования. Очерки. М., 1986

46. Шуйский В. Тома де Томон. Л., 1981.

47. Шуйский В. Андреян Захаров. Л., 1989.

48. Шурыгин Я. Б.И.Орловский. Л.; М., 1962.

49. Якирина Т. и Одноралов Н. Витали. Л., 1960.

50. Яковкина Р.И. История русской культуры XIX. СПб., 2000.

 

Критерии оценки по дисциплине «История искусства»

1 вопрос.

Отлично: основные понятия художественных направлений, стилей, художественных школ раскрываются достаточно полно. Студентом дается последовательная характеристика общих тенденций в искусстве определенных периодов с соблюдением исторической хронологии. В процессе ответа приводятся фамилии, имена ведущих мастеров, называются в качестве примеров этапные произведения художников, повлиявшие на развитие изобразительного искусства той или иной изучаемой эпохи, грамотно применяется терминология и объясняется смысловое их значение. Студентом различаются стилистические особенности, как общих явлений художественной жизни отдельных периодов, так и влияние их на индивидуальное творчество мастеров.

Хорошо:определение терминов дано верно, установлены взаимосвязи общего и особенного, но нет полноты и аргументированности суждений в раскрытии понятий.

Удовлетворительно: определение терминов приведено верно, но содержание раскрывается фрагментарно, схематично, взаимосвязи не формулируются.

Неудовлетворительно: студент не владеет терминологией, не умеет рассуждать, устанавливать взаимосвязи между терминами и обозначенными ими явлениями.

2 вопрос.

Отлично: дается полная характеристика художественного явления или творчества мастера, рассматриваются всесторонние взаимосвязи искусства художника в контексте современного ему исторического и культурного процесса и во взаимодействии с традициями прошлого и современными достижениями в искусстве, выявляется новаторские открытия художника, анализ произведений идет в определенной логической последовательности, учитывается взаимосвязь формы и содержания произведения; на базе этой информации делаются обобщающие выводы, и дается заключение о значении творчества мастера на определенном этапе развития изобразительного искусства.

Хорошо: достаточно полно характеризуется определенное художественное явление или творчество мастера в общем историко-культурном контексте, выявляются особенности творческого метода, анализируются основные произведения, дается характеристика комплекса изобразительных средств, которым оперирует автор; верно применяется терминология, но анализ формально-технических приемов недостаточно полный.

Удовлетворительно: дается конкретная характеристика художественного явления, грамотно применяется терминология, содержится достаточно информации для анализа произведений; но анализ фрагментарный, отдельные положения и стилистические признаки нуждаются в уточнении.

Неудовлетворительно: ситуация не содержит информации для анализа, носит относительный характер; анализ отсутствует; цели и метод, отличительные признаки явления определены неверно.

 

 

3 вопрос.

Отлично: студент владеет терминологией, адекватно ее применяет. Называет и обстоятельно анализирует историю создания памятника, обращает внимание на композиционные особенности и формально-технические средства воплощения творческого замысла, рассматривает характер взаимоотношения формы и содержания, определяет его художественные достоинства, различает стилистические признаки авторской манеры, сравнивает и сопоставляет с другими соответствующими произведениями его современников. При приведении примеров демонстрирует творчество и самостоятельность.

Хорошо: студент владеет терминологией, дает грамотное описание факторов, повлиявших на развитие художественного явления. Последовательно излагает историю создания памятника в контексте общего художественного процесса, характеризует новаторские достижения, свободно представляет значение художника в ряду его современников, понимает характер творческого вклада в искусство на определенном его этапе развития. Приводит примеры, проявляет знание соответствующей литературы по проблеме, но не проявляет самостоятельности суждений.

Удовлетворительно: студент владеет основной терминологией. Ответ формулируется на уровне констатации, не анализируются связи творческого замысла с общими тенденциями эпохи, не проявляет широты культурного кругозора. Отсутствуют соответствующие примеры.

Неудовлетворительно: студент не владеет терминологией, не умеет устанавливать межпредметные связи. Не выявляет стилистические особенности индивидуального почерка мастера, не определяет новаторские композиционные и технические приемы, не может охарактеризовать значение памятника.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ДИЗАЙНА

 

Е. А. Чертыковцева

 

Методические рекомендации

«ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА»

Тематика лекций и практических занятий.

Орел. 2006.

 

УДК 7.036 (072.8) Рекомендовано к печати



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.094 с.)