Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ББК Щ03(2) Р3 редакционно-издательскимСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Советом Орловского госу- дарственного университета Протокол № 5 от 27.04.2006г.
Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор А.С.Хворостов; кандидат педагогических наук, Е.И.Забелина.
Методические рекомендации «Русское искусство первой половины XIX века». Тематика лекций и практических занятий по специальности: 05190-«Графика», 052000 - «Живопись», 051800 - «Скульптура»./ Чертыковцева Е.А.- Орел: 2006. – с. 32.
Предлагаемые методические указания включают в себя разработки лекционного курса, лабораторно-практических занятий и самостоятельных заданий по курсу «Русское искусство первой половины XIX века» для студентов второго курса художественно-графического факультета. Кроме развернутой тематики лекций и лабораторно-практических занятий методическое пособие содержит список тем для рефератов, контрольные вопросы и достаточно обширный список литературы по разделам. Цель данного пособия - облегчить изучение курса, выработать навык самостоятельной работы с учебной и научной литературой, способствовать формированию устойчивых систематических знаний по предмету.
© Чертыковцева Е.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
«История искусства первой половины XIX века» является одной из ключевых дисциплин в изучении предмета «История отечественного искусства». Данная дисциплина освещает общие тенденции эволюции отечественного искусства указанного периода, стилевые направления и течения, творчество мастеров и их произведения в контексте общекультурного поступательного процесса истории. Она имеет не только общеобразовательное гуманитарное значение, но и в силу свое специфики активно развивает патриотические чувства, интерес к родной культуре и истории, формирует мировоззренческие позиции будущего специалиста, его творческий потенциал, играет важнейшую роль в подготовке будущих художников – живописцев, графиков, скульпторов. Изучение «Отечественного искусства первой половины XIX века» предлагается на 2 курсе в 3 семестре. На него отводится 20 лекционных, 12 лабораторных часов. Целью данного курса является формирование глубокого знания и понимания обширного историко-культурного прошлого нашей страны, освоение богатейших духовных ценностей русского народа, его достижений в области пластических искусств, осмысление своеобразия и самобытности русского искусства, его вклада в мировую художественную культуру. Данный раздел охватывает период с начала XIX века до конца 50-х гг. Это один из важных исторических и культурных периодов развития нашей страны. Первая половина XIX века - время насыщен важными историко-художественными процессами, значительными явлениями искусства в самых разных его видах и жанрах. В истории России первая половина XIX в. была эпохой переломной. В стране развертывался глубокий кризис феодальной системы, которая господствовала в течение нескольких столетий, стали складываться новые, капиталистические отношения, входившие в противоречие с общественным и государственным устройством. Если в самом начале столетия просветители, группировавшиеся в Вольном обществе любителей словесности, наук и художеств еще имели надежду на единство всех сословий, если тогда считалась священной обязанностью государственная служба, то по мере развенчания иллюзий и развития общественных противоречий все более ясной становилась беспочвенность прежних надежд. Все более естественной для передового члена общества становится позиция отрицания царской власти. К 1825 г. чувство пассивного, умозрительного протеста переросло в развернутую программу необходимых преобразований, с которой и выступили декабристы. Далее необходимо четко представлять наличие двух основных хронологических этапов в истории изобразительного искусства данного периода. Всю первую половину XIX в. можно разделить на два этапа: 1800—1830 гг.; 1830—1850 гг. Разумеется, это деление несколько условно, однако в целом разница между этими двумя этапами довольно значительна. Первый период – с начала века и до конца 1820-х гг. по праву называют «золотым веком» русского искусства. Путь русской художественной культуры, начинаясь с классицизма, пролегал в первой половине века через романтизм к реализму. Это была общая закономерность, которая проявилась в области литературы, театра, живописи, графики, скульптуры. Эта эволюция определил место отдельных видов пластических искусств в художественной жизни России и внутреннюю периодизацию истории русского искусства этого времени. Творчество художников первой трети XIX в. выражало национальную специфику и проблематику, воплощало в себе процесс становления национального самосознания, корни которого были заключены в важнейших событиях того времени и в социальных изменениях, происходивших в России. Второй период - 1830-50-е годы, когда особенно ясно обнажились противоречия времени. Это был период господства «натуральной школы», считавшей своей первейшей задачей глубокое и тщательное изучение окружающей действительности, ее вдумчивый анализ. В. Г. Белинский, бывший идеологом критического реализма, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский и многие другие завершили то движение, которое шло в сфере эстетической мысли и в практике художественной культуры в течение первой половины XIX столетия и во многом предопределили эволюцию искусства второй его половины. Задача данного курса – дать знания об общих тенденциях развития искусства «золотого века» русской культуры в контексте историко-культурного и социально-экономического развития общества. На основе изучения творчества художников и анализа произведений и памятников искусства показать особенности развития в России общеевропейских стилей и направлений. Выявить их национальные особенности и самобытность развития русской культуры и искусства. Программа курса «История отечественного искусства первой половины XIX века» дает максимально насыщенный искусствоведческий материал, который равномерно распределен на лекции и практические занятия. Самые важные, ключевые темы предполагается углубленно изучать на лекциях, с последующей проработкой на семинарских занятиях. Менее важные или более легкие для понимания вопросы рассматриваются обзорно, или выносятся на лабораторно-практические занятия. В целом подобный подход позволяет дать наиболее полное представление о характере и проблемах искусства каждого периода, творчестве ведущих мастеров, вопросах стиля и формообразования, усвоить необходимую научную терминологию. Спецификация дисциплины требует активной самостоятельной работы студентов в течение года. Она контролируется в ходе семинарских и лабораторно-практических занятий во время выступлений студентов, а также проверкой конспектов, рефератов, докладов. Очень важна роль самостоятельной работы в процессе изучения истории искусства. Поэтому в процессе подготовки к семинарским занятиям предусматривается выполнение студентами рефератов, докладов, сообщений по определенным темам предусмотренных программой. В методических рекомендациях приводится список тем для написания реферата. Это очень важный вид учебной деятельности, так как именно здесь студенты творческих специальностей осваивают азы научной работы, учатся работать с библиотечным каталогом, подбирать книги, осмысливать научные тексты и творчески их переработав, грамотно и литературно излагать свои мысли. Это актуально ещё и в силу того, что в учебном плане по данным специальностям отсутствует курсовая работа по истории искусства. Кроме того, на основе рекомендуемой литературы студенты ведут конспекты по наиболее теоретически важным проблемам курса, которые выделены в раздел «Темы для самостоятельной работы». Большое значение имеют зарисовки в них планов и видов архитектурных памятников, их композиционных схем. Это закрепляет усвоенный материал, развивает зрительную память, создает основу для прочных профессиональных знаний. Требования к уровню знаний. Специалист должен: - в условиях развития искусства и изменяющейся социальной практики быть способным к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, уметь приобретать новые знания и навыки. - иметь представление об основных этапах в истории отечественного искусства и их хронологии; - знать исторические факты, даты, явления, события и имена выдающихся русских художников; - понимать роль искусства в развитии цивилизации и современного общества, социальные и этические проблемы. Концепции современного искусства, закономерности освоения человеком среды обитания по «законам красоты», направления и формы эстетической деятельности - должен знать историю отечественного искусства, основные факты и закономерности историко-художественного процесса развития своей страны, значения её художественного наследия для современности; - уметь анализировать конкретные произведения искусства и художественный процесс; уметь выражать и обосновывать свою позицию к историческому прошлому, культуре, искусству. В результате изучения дисциплины студенты должны: - обладать глубокими и всесторонними знаниями общих процессов развития русского искусства в его хронологической последовательности; - уметь показать связь искусства с этногенезом, государственным строительством, экономическими и социальными ситуациями, конкретными историческими событиями, современной культурой; - иметь всесторонние и полные знания о творчестве мастеров отечественного искусства, произведениях и памятниках; - знать теоретические положения и художественные особенности направлений и стилей в органичном единстве общекультурных процессов и философско-эстетических воззрений эпохи; - уметь профессионально грамотно делать анализ художественных явлений и произведений искусства. Логика изучения учебного материала по дисциплине требует его историко-хронологического изложения. Учебно-методический план
Всего: 20 12 32
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РУССКОЕ ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. Тематика лекций
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.248.88 (0.009 с.) |