Занятие 2. Движение, пространство, время 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 2. Движение, пространство, время



 

1. Идеалистическое и метафизическое понимание пространства и времени.

2. Пространство и время с точки зрения научной философии. Философский смысл неевклидовой геометрии и теории относительности А. Эйнштейна.

3. Движение — способ существования материи. Единство материи и движения. Движение и покой.

4. Классификация форм материи и движения.

 

Основные понятия

Определения пространства и времени. Основные признаки пространства и времени. Содержание и философский смысл неевклидовой геометрии (Н.И. Лобачевский, Больяи, Гаусс Риман и другие). Содержание и философский смысл частной и общей теории относительности А. Эйнштейна.

Философское осмысление неевклидовой геометрии и теории относительности и его значение для развития творческого интеллекта.

Определения движения и покоя. Проблема классификации форм материи и движения.

 

Темы рефератов

1. Философское значение неевклидовой геометрии.

2. Философское значение теории относительности.

3. Проблема необратимости времени.

4. Нерешенные проблемы теории пространства и времени.

5. Философское осмысление неевклидовой геометрии и теории относительности и его значение для формирования творческого интеллекта.

 

Задания для самостоятельной работы

Неевклидова геометрия и теория относительности, их философское осмысление требуют немало усилий, высокой степени абстрактного мышления. Особый интерес представляют нерешенные проблемы теории пространства и времени, например, необратимости времени. Поэтому и рекомендованы названные выше темы рефератов или докладов на семинарах. Полезно также ознакомиться с текущими публикациями в журналах "Наука и жизнь" и "В мире науке". Осмысление материала темы также оказывает неоценимое влияние на развитие творческого интеллекта.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Основной

 

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. Т. 18. С. 184-185, 192-194, 281-290.

Орлов В.В. Основы философии. Ч. 1. Общая философия. Пермь, 2006. Тема 5.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2004,2006.

 

Дополнительный

 

Мостепаненко А.М. Пространство и время в макро-, мега- и микромире. М., 1974.

Хокинг О. Стрела времени // Природа. 1990. № 1.

Цуканов Б.И. Время в психике человека // Природа. 1989. № 4.

 

Занятие 3. Единый закономерный мировой процесс

1. Понятие единого закономерного мирового процесса.

2. Физическая форма материи и развития.

3. Химическая форма материи и развития.

4. Биологическая форма материи и развития.

5. Социальная форма материи и развития. Сущность человека.

 

Основные понятия

Понятия единства мира и единства развития и их синтез: понятие единого закономерного мирового процесса (ЕЗМП). Классификация реального многообразия: основных форм материи и движения. Сущность и особенности физической, химической, биологической и социальной форм материи и движения.Закономерный переход низших форм материи в высшие. Возможен ли конец физики (Р.Фейнман)? Проблема случайности или закономерности возникновения человека. Парадокс "случайного человека". Теория ЕЗМП — философская основа системы наук.

Весьма важной чертой научно-технической революции ХХ в. служит выдвижение на первый план так называемых "пограничных" или "стыковых" проблем фундаментальных наук: физики и химии, химии и биологии, биологии и социальных наук. Общая философская концепция пограничных наук создана в отечественной философской науке.

 

Темы рефератов

1. Проблема единства мира.

2. Концепция единого, закономерного мирового процесса и современная система наук.

3. Особенности физической формы материи.

4. Особенности химической формы материи.

5. Особенности биологической формы материи.

6. Особенности социальной формы материи (человека).

 

Задания для самостоятельной работы

Тема имеет очень широкий характер и рассчитана как на достаточно серьезное знакомство студента с основными областями фундаментальной науки, так и на особое внимание к области, с которой связана специализация студента. Философия дает универсальные знания, к тому же это программа университетского курса философии, что обеспечивает возможность каждому специалисту получить возможно более широкое, именно университетское образование. Такие функции и выполняет научная философия, основанная на достижениях всей системы развивающихся наук. Естественно, что к семинарским занятиям следует выбирать преимущественно темы, которые связаны со специальностью: физика, химика и т.д. Следует добавить, что теория ЕЗМП особенно основательно разрабатывается кафедрой философии Пермского университета, что изложено в целой серии монографий, рекомендованных в библиографическом списке.

Одной из интереснейших тем для размышления является проблема "конца физики" (по

Р. Фейнману) или, точнее, существования субфизических форм материи.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Основной

 

Орлов В.В. Основы философии. Ч. 1. Общая философия. Пермь, 2006. Тема 5.

Философский материализм и современность. Красноярск, 1986.

Дополнительный

Коблов А.Н. Диалектико-материалистическая концепция развития и современная физика. Иркутск, 1987.

Васильева Т.С. Химическая форма материи и закономерный мировой процесс. Красноярск, 1984.

Барг О.А. Живое в едином мировом процессе. Пермь, 1993.

Васильева Т.С., Орлов В.В. Проблема соотношения биологического и социального. Пермь, 1996.

Орлов В.В. Человек, мир, мировоззрение. М., 1985.

Дайсон Ф. Энергия Вселенной // Знание — сила. 1972. № 6.

Зельдович Я.Б. Современная космология // Природа. 1983. № 9.

Казютинский В.В., Балашев Ю.В. Антропный принцип: история и современность // Природа.

1989. № 1.

Семкин Г. Атомы поведения или этология культуры // Человек. 1990. № 2.

Занятие 4. В.И. Ленин «Материализм и эмпириокритицизм»

1. Исторические условия написания книги.

2. Критика махизма и доказательства существования объективной реальности.

3. Ленинский анализ революции и кризиса в естествознании конца XIX — начала XX вв. и его значение для современности. Предсказание неисчерпаемости электрона. Современный кризис физической науки. А.Эйнштейн о книге В.И. Ленина.

4. Необходимость укрепления союза научной философии и естествознания. Его догматические деформации в науке.

5. Вопросы теории познания.

6. Проблемы социальной философии.

Основные понятия

Позитивизм. Махизм (эмпириокритицизм) и причины его возникновения. Основные теории махизма. Основные софизмы махизма. Система аргументов материализма ("три ядовитых вопроса"). Основные открытия физики на рубеже ХIХ-ХХ вв. Их физический смысл и махистская интерпретация. Революция в физике. Кризис физики и кризис философских основ физики. "Материя исчезла". Ленинский анализ софизмов. Научное понятие материи. "Единственное свойство" материи. Причины кризиса физики и философских основ физики. Пути выхода из кризиса. Будущее физики. Неисчерпаемость электрона. Оценка "Материализма и эмпириокритицизма" А. Эйнштейном и другими выдающимися физиками современности.

Существует ли кризис в современной физике?

Заметим, что два последних вопроса темы названы для полной характеристики содержания рассматриваемой работы, но будут обсуждаться в темах по теории познания и по социальной философии.

Задача самостоятельной работы по теме состоит в тщательном разборе основных понятий, уяснении нормативов взаимодействия научной философии и естествознания. Весьма полезным является также рассмотрение вопроса о кризисе в современной физике.

Обсуждение вопросов темы целесообразно связан со спецификой специальности студента.

 

Темы рефератов

1. Исторические условия написания книги.

2. Махизм, его основные теории и критика Лениным.

3. Основные софизмы махизма.

4. Система материалистической аргументации.

5. Революция и кризис в физике.

6. Роль философии в развитии физики.

7. Существует ли кризис в современной физике?

 

Задания для самостоятельной работы

Книга В.И. Ленина является уникальным философским произведением, в котором дан глубокий анализ начала современной научно-технической революции, подвергнуты глубокой критике попытки субъективно-идеалистической их интерпретации, высказаны прогнозы дальнейшего развития физики в тесной связи с ее философскими основаниями, которые нашли свое полное подтверждение в ХХ в. Книга является действительным образцом философского анализа острейших проблем естествознания, который сыграл весьма положительную роль в развитии советской философской науки, когда она придерживалась научных нормативов взаимодействия философии и естествознания. В случае с генетикой некоторыми биологами и философами эти нормативы были нарушены, что привело к известным отрицательным результатам.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Основной

 

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. Т. 18. Вместо введения; Гл. 1;

Гл. 2, § 4; Гл. 4, § 1, 4; Гл. 5, § 1, 2, 3, 8; Гл. 6, § 2, 4; Заключение.

Орлов В.В. Основы философии, Ч. 1 Общая философия. Пермь, 2006.

 

Дополнительный

 

Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М., 1991.

 

Тема VI. Сознание (4 ч.)

 

1. Идеалистические концепции сознания. Вульгарный материализм.

2. Научная философия о сущности сознания. Идеальное и материальное, субъективное и объективное. Субъективный образ объективного мира.

3. Сознание — продукт бесконечного развития материи. Отражение как атрибут материи. Различные формы отражения и происхождения сознания.

4. Сознание — свойство высокоорганизованной материи. Психофизиологическая проблема. Проблема искусственного интеллекта.

5. Сознание — высшая форма отражения. Структура и активность сознания.

 

Основные понятия

Мистические, субъективно-идеалистические, дуалистические (И.Кант), объективно-идеалистические (Гегель) концепции сознания. Вульгарный материализм. Определения сознания в психологии и философии. Три отношения сознания к материи.

Сознание как субъективный образ объективного мира. Понятие субъективного.

Отражение как свойство всей материи. Возникновение сознания. Основные ступени антропосоциогенеза. Трудовая концепция антропогенеза.

Сознание — свойство социального человека. Сознание и мозг. Психофизиологическая проблема и ее современное решение.

Сознание как высшая форма отражения. Активность сознания.

 

Темы рефератов

1. Проблема сознания в психологии и философии.

2. Проблема происхождения сознания.

3. Мозг и психика. Психофизиологическая проблема. Значение физиологии высшей нервной деятельности.

4. Понятие идеального.

5. Сознание как субъективный образ объективного мира.

6. Мозг и машина. Проблема искусственного интеллекта.

 

Задания для самостоятельной работы

Сознание — вторая из важнейших категорий научной философии. В изучении проблемы сознания следует обратить внимание на три аспекта проблемы, в которых сознание выступает в своей противоположности и единстве с материей. Центральными объяснительными понятиями темы выступают понятие субъективного образа объективного мира и понятие идеального. Последнее на протяжении истории философской мысли вызывало особенно оживленные дискуссии. В научной философии выработана адекватная культура определения этого понятия через его противопоставление и в то же время через единство, сходство с материей. В связи с проблемой идеального полезно познакомиться с рекомендованной книгой профессора Массачусетского технологического института Л.Грэхэма и книгой Нагеля.

Особый аспект проблемы — может ли машина мыслить, или проблема искусственного

интеллекта — одна из важнейших проблем постиндустриального общества. Выбор тем для докладов на семинарских занятиях зависит от специальности студента. Проблема искусственного интеллекта представляет особый интерес для математиков и физиков.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Основной

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Гл. 1, § 5; Гл. 4, § 8.

Орлов В.В. Основы философии. Ч. 1. Общая философия. Пермь, 2006. Тема 5.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2004-2006.

 

Дополнительный

Орлов В.В. Психофизиологическая проблема: Философский очерк. Пермь, 1966.

Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М., 1991.

Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.

Поршнев В.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.

Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа // Человек. 1994. № 5.

Nagel Th. The View from Nowhere. Oxf. Univ. Press. 1986.

 

 

Тема VII. Развитие: абстрактно- и конкретно-всеобщая теория

(6 ч.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.21.86 (0.032 с.)