Оптимизация выбора преподавателем средств обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оптимизация выбора преподавателем средств обучения.



Творческое задание 1

Попробуйте придумать и описать какой-либо свой метод обучения, например «метод прыжка», «метод близнецов» и т.п. Докажите, что ваш метод не сводится ни к одному другому неизвестному методу обучения.

Творческое задание 2

Проанализируйте словесные методы обучения и заполните таблицу:

  Общее Различия
Рассказ    
Беседа  
Лекция  
Объяснение  
Дискуссия  

Творческое задание 3

Как отражается в методах обучения проблема активизации по­знавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом? Раскройте этот вопрос на конкретных примерах.

Творческое задание 4

Проанализируйте свой ученический опыт использования средств обучения в школе, в вузе. Какие из этих средств оказывались наиболее эффективными для вашего образования? Почему?

Подготовка к семинару

1. Письменное задание. Познакомьтесь с 2-3 книгами из списка литературы и сделайте план фрагмента выбранного вами источника в соответствии с темой занятия «МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ». Выбор источника может осуществляться самостоятельно.

Методическая подсказка. План предполагает выделение студентом структуры и общей логики работы первоисточника (статьи, трактата, первоисточника и т.д.), что способствует более глубокому пониманию теста, систематизации и обработке изучаемого материала. План какой-либо работы представляет собой своеобразный перечень основных мыслей, идей, их оглавление. Для составления плана следует разделить текст на части, каждая из которых должна охватывать определенную проблему или вопрос, поднимаемый автором. Затем необходимо озаглавить каждый пункт плана и пронумеровать заголовки. Эта система работы с текстом представляет собой простой план. Если каждый пункт плана разбивается на частные вопросы и подзаголовки, то результатом является сложный план. При составлении плана особенно важно выделять основные мысли или идеи автора, располагать их в логическом порядке и подбирать соответствующие заголовки к выделенным частям. Планы приобретают особую значимость при подготовке устных выступлений на основе анализа текстов и материалов.

2.Ответьте устно на вопросы 1-14.

3. Выполните письменно творческие задания 1-2, а 3-4 устно.

Примерный план семинара

1.Проверка выполнения студентами письменного задания.

Коллективное обсуждение вопросов 1-14.

Выборочные выступления с результатами творческих заданий.

Самостоятельная работа (после семинара)

Какие методы обучения используют в своей работе педагоги-новаторы? Что, по Вашему мнению, в их опыте заслуживает изучения и распространения? Что является достоянием индивидуальности педагога, а что представляется неубедительным?

Темы докладов и рефератов на семинарские занятия 4-5

Сравнительная эффективность методов обучения.

Метод обучения как многомерное явление.

Структура метода обучения.

4. Характеристика различных типов дидактических методов: по источнику получения знаний учащимися, по степени самостоятельности обучающихся и др.

5. Дидактические методы, активизирующие познавательную и самообразовательную деятельность обучающихся: учебный диалог, дискуссии, деловые игры, тренинги и др.

Влияние дидактических методов на формирование мотивов учения обучающихся.

Система и функции средств обучения в современной школе.

Оптимизация выбора преподавателем методов и средств обучения.

Специфика применения дидактических методов в зависимости от характера учебного познания, уровня развития познавательных процессов обучающихся (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Г.И. Щукина и др.).

Примерная литература для подготовки к занятиям

Байдасарова С.К., Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М.: ИКЦ МарТ, 2006. – 315 с.

2. Бордовская Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2008. –299 с.

3. Борытько Н.М. Педагогика: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2007. – 492 с.

4. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие для вузов. – М.: Проспект, 2006. – 207 с.

5. Каменская Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для вуза. – М.: Дашков и К, 2006. – 316 с.

6. Островский Э.В., Чернышова Л. И. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Э. В. Островского. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 380 с.

7. Реан А. А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 432 с.

8. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов. – 2-е изд., доп. – М.: Юрайт: Высшее образование, 2010. – 574 с.

Семинарское занятие 6-7. ТЕМА: СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

 

Цели занятия: сформировать у студентов представление о становлении и совершенствовании организационных форм обучения, познакомить с классификациями оргформ обучения, усвоить всеми студентами стандартного минимума фактических сведений об уроке как основной форме обучения, познакомить их с особенностями проектирования урока, рассмотреть основные современные модели организации обучения и охарактеризовать основные формы обучения, изучить сущность контроля и оценку результатов образования, познакомить студентов с разновидностями контроля.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Понятие «организационные формы обучения» («системы обучения»).

2. Индивидуальная форма обучения.

3. Индивидуально-групповая форма организации учебного процесса.

4. Классно-урочная форма обучения.

5. Белл-ланкастерская система взаимного обучения.

6. Батавская система обучения.

7. Маннгеймская система обучения.

8. Система индивидуализированного обучения (дальтон-план).

9. Характеристика плана Трампа.

(семинар 6) ­

_____________________________________________________

(семинар 7) ¯

10. Разделение организационных форм обучения на простые, составные и комплексные формы.

11. Разделение организационных форм обучения на фронтальные, групповые и индивидуальные.

12. Урок как основная форма обучения. Проектирование урока.

13. Типы и виды уроков.

14. Понятие «модель образования». Основные модели образования.

15. Понятие «форма обучения». Общая характеристика основных форм обучения (лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия и др.).

16. Дополнительные формы обучения.

17. Проблема контроля и оценки результатов образовательной деятельности.

 

Творческое задание 1

 

Как вы считаете, есть ли прямая связь между определенной формой организации обучения и эффективностью учебно-воспитательного процесса? Почему?

 

Творческое задание 2

 

Разработайте план занятия с использованием одной из форм обучения: лекции, семинара, экскурсии, конференции, кружка, зачета, экзамена. В плане занятия укажите: тему, курс, класс, группу; цели занятия; виды деятельности учеников на отдельных этапах; планируемые результаты; формы их контроля и оценки.

 

Творческое задание 3

 

Чем отличаются формы организации обучения в обычной средней или альтернативной школе?

 

Творческое задание 4

 

Предложите идеи проведения контрольного задания по одной и той же выбранной вами теме в нескольких различных формах: урок – тестирование, устная контрольная работа, взаимозачет, самоконтроль. Идею каждого занятия изложите следующим образом: – тема, учебный предмет, класс; – форма контрольного задания; – цели задания; – организация занятия: что делает учитель, что – ученик; – форма представления результатов контрольного занятия.

 

Творческое задание 5

 

В некоторых странах при составлении контракта между учителем и обучаемым ставят вопрос: «Желаете обучаться с контролем или без контроля?», «Желаете получить оценки или будете овладевать курсом без оценок?» Если обучаемый, хочет учиться без контроля и без оценок, плата за обучения в 3-4 раза меньше, чем за обучение в условиях жесткого контролирования и объективного оценивания. Почему? Как вы это объясните?

 

Подготовка к семинару

 

1. Письменное задание. Сделайте тезисные выписки из указанных в перечне примерной литературы источников. Методическая подсказка. Тезисы представляют собой кратко сформулированные основные положения статьи, работы, книги, трактата. Если план перечисляет вопросы, не раскрывая их, то тезисы, кратко передают содержание материала, расшифровывают основные идеи и мысли автора. Составление тезисов требует определенных умений, среди которых наиболее важными является способность к обобщению и систематизации идей, и мыслей, сформулированных в работе.

При составлении тезисов необходимо освоить прочитанный материал, осознать основные положения и логику их изложения, разбить материал на части и в краткой форме расшифровать каждый структурный раздел. Возможна нумерация тезисов.

Тезисы подразделяются на текстуальные (цитатные) и свободные. При составлении тезисов необходимо освоить прочитанный материал, осознать основные положения и логику их изложения, разбить материал на части и в краткой форме расшифровать каждый структурный раздел. Возможна нумерация тезисов.

Тезисы подразделяются на текстуальные (цитатные) и свободные. При составлении свободных тезисов особенно важно придерживаться стиля и терминологии автора для более точной передачи сути текста. При цитировании необходимо указать автора цитаты, название работы, издательство, год издания и страницу, откуда взята цитата.

Характер тезисов зависит также от особенностей выполняемой работы:

1) тезисы как обобщение и вывод из изученного и проанализированного материала; 2) тезисы как основные положения и их обоснование, используемые при подготовке устного доклада или сообщения.

2.Ответьте устно на вопросы 1-17.

3. Выполните письменно творческие задания 2,4, а 1,3,5 устно.

 

Примерный план семинара

 

1.Проверка выполнения студентами письменного задания.

2. Коллективное обсуждение вопросов 1-17.

3. Выборочные выступления с результатами творческих заданий.

 

Самостоятельная работа (после семинара)

 

На что учителю следует обращать внимание при анализе и самоанализе урока?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 715; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.102.90 (0.03 с.)