Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10: Методы и средства обучения

Поиск

(практическое занятие)

Цель: сформировать у студентов понятие о методах обучения, их структуре; развивать представления о мотивах обучения и способах активизации познавательной деятельности учащихся.

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

различные подходы к определению метода обучения;

развитие методов обучения в историческом аспекте;

возможности конкретных групп методов обучения для формирования мотивов обучения и активизации познавательной деятельности учеников;

структуру и условия выбора методов обучения и средств обучения;

основные требования к применению средств обучения.

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

анализировать влияние конкретных методов обучения на мотивы и познавательную активность учащихся;

выделять и анализировать приемы обучения;

соотносить применение методов и приемов обучение с возрастными и индивидуальными особенностями учеников.

Основные вопросы темы

1. Понятие о методах обучения, приемах и средствах, их взаимодействии.

2. Основные подходы к классификации методов обучения.

3. Характеристика методов стимулирования учебной деятельности школьников в процессе обучения.

4. Характеристика методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

5. Характеристика методов контроля и самоконтроля.

Что записать в педагогический словарь: метод, метод обучения, прием обучения, средства обучения.

I. Методические рекомендации по подготовке к семинару

Задание 1. Составьте опорный конспект по основным вопросам темы «Методы и средства обучения».

Задание 2. Выпишите определения основных понятий темы в свой педагогический словарь, установите их иерархию и взаимозависимость. Какое понятие темы, на ваш взгляд, является ключевым? Как с ним соотносятся другие понятия?

П. Фронтальная работа. Подготовьте ответы на вопросы:

§ Что понимается в дидактике под терминами «метод», «прием», «средство»?

§ Какие функции выполняют дидактические методы?

§ Какие методы обучения широко используются учителями различных предметов?

§ Какова взаимосвязь метода, приема, средства в деятельности учителя и в деятельности ученика?

§ Считаете ли вы, что на уроке необходимо продуманное разнообразие методов,приемов, средств обучения?

IП. Работа в малых группах. Педагогическое моделирование. Подготовьте фрагмент урока вашей специальности с использованием:

  • метода рассказа
  • метода беседы
  • метода иллюстрации
  • метода проблемного изложения

Обязательно необходимо указать: учебный предмет, класс, тему урока, цель урока, тип урока.

Форма отчета: фрагмент урока с использованием одного из указанных методов обучения (подготовленный группой в составе 4-х студентов: см. Приложение Б).

Индивидуальная работа студентов по теме „ Методы и средства обучения ”

Задание 1. Оцените эффективность всех известных вам методов обучения по следующим критериям:

  • формирование мировоззрения, кругозора;
  • формирование теоретических знаний;
  • формирование практических умений;
  • формирование умений добывать, систематизировать и применять знания;
  • формирование навыков самообразования;
  • формирование навыков упрочнения знаний, умений.

Составьте таблицу. Для этого используйте следующие знаки:

«+!» – метод лучше других способствует решению задачи (т.е. полностью отвечает критерию);

«+» – метод пригоден для достижения цели.

«–» – метод не пригоден для достижения цели.

Задание 2. Продумайте и напишите, от чего зависит выбор методов обучения.

«Появление новых ценностей отнюдь не облегчает образовательную деятельность – напротив. Появляются новые трудные вопросы, а старые вопросы формулируются по – новому. Вечный вопрос “как учить?” представляет теперь в виде вопросов “как обратиться не только к разуму ученика, не только к его памяти, но к целостности личности?”, “как поддержать (или возбудить) в нем интерес к человеческой культуре во всем богатстве ее проявлений?”, “как помочь ему выработать совершенствованию его индивидуальной системы моделей?” (Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междесциплинарного системного подхода. – М.. 1994. – С 151 - 152)

«Проблема в том, чтобы найти те условия, которые следует создать, чтобы учебная работа и учение протекали естественно. Метод учителя…становится отыскивание условий, которые побуждают самообразовательную активность…» (Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994. – С. 79)

Можно ли утверждать, что в этих высказываниях выражены стратегические ориентиры, направленные на создание новых методов обучения, отвечающих требованиям современной школы? Аргументируйте свой ответ.

Приведите примеры, свидетельствующие о том, что педагогическая наука приступила к разработке таких методов обучения, о которых говорят авторы.

Охарактеризуйте систему методов обучения, с которой вы познакомились, ответив в ходе изложения на следующие вопросы:

  • каковы исходные положения системы;
  • какой принцип положен в основу деления методов обучения;
  • каковы функции и смысл каждого из методов;
  • как реализуются методы обучения в реальном процессе обучения.

Задание 3. Какие методы и приемы учитель может предложить классу на этапе изучения нового материала? Что лежит в основе разделения методов на словесные, наглядные, практические?

Задание 4. Сочетание каких методов и приемов делают обучение на уроке наглядным? Охарактеризуйте систему методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся.

Задание 5. Какие методы учитель может выбрать в качестве основных, если хочет организовать учебный процесс, способствующий накоплению учащимися опыта общения? Какие условия определяют выбор методов обучения на уроке?

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1044; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.184.236 (0.007 с.)