Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7: Методы, формы и средства воспитания

Поиск

Второй семестр

Тема 7: Методы, формы и средства воспитания

(практическое занятие)

Цель: охарактеризовать понятия „методы воспитания”, „средства воспитания”; показать основные возможности различных методов и форм воспитания, особенности их содержания и применения; сформировать представление об основных подходах и их выбору и применению.

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

сущность понятий „метод воспитания”, „средства воспитания”, „формы воспитания”;

характеристику отдельных методов воспитания, их педагогические возможности;

половые и индивидуальные особенности детей и подростков, обуславливающие выбор и специфику применения методов воспитания и выбора форм воспитания;

специфику применения методов и форм воспитания в разных социальных ситуациях развития.

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

анализировать и оценивать условия, влияющие на выбор методов, средств, форм воспитания;

выделять и раскрывать педагогические возможности различных методов и форм воспитания;

анализировать действия учителя и учащихся в рамках различных методов и форм воспитания;

соотносить понятия „метод воспитания”, „прием воспитания”, „средство воспитания”, „форма воспитания”;

проводить психолого-педагогическую диагностику личности, которая служит основой выбора и применения методов и форм воспитания;

учитывать половозрастные и индивидуальные особенности развития личности при выборе методов, средств, форм воспитания.

Основные вопросы темы

1. Понятие о методе и средстве воспитания.

2. Методы формирования сознания личности.

3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

4. Методы стимулирования поведения и деятельности.

5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

6. Приемы педагогического воспитания.

7. Основные формы воспитания.

Что записать в педагогический словарь: метод воспитания, прием воспитания, средство воспитания, форма воспитания.

I. Методические рекомендации по подготовке к семинару

Задание 1. Составьте опорный конспект по основным вопросам темы «Педагогика как наука. Система педагогических наук».

Задание 2. Выпишите определения основных понятий темы в свой педагогический словарь, установите их иерархию и взаимозависимость. Какое понятие темы, на ваш взгляд, является ключевым? Как с ним соотносятся другие понятия?

П. Фронтальная работа.

1. Выясните сущность таких понятий, как: «метод воспитания», «средство воспитания», «прием воспитания», «форма воспитания».

2. Проанализируйте разные подходы к классификации методов воспитания (авторы Н.И. Болдырев, Т.А. Ильина, Г.И. Щукина, Т.Е. Конникова, В.А. Караковский).

3. Предложите классификацию методов, которая вам кажется наиболее удобной.

IП. Работа в малых группах.

1. Подготовка выступлений о наиболее устоявшихся группах методов: методы формирования сознания, методы формирования опыта поведения и отношений, методы стимулирования поведения и отношений, методы контроля и самоконтроля в воспитании.

План выступления: назначение данной группы методов, характеритика конкретных методов данной группы, правил и требований к их успешному использованию.

Индивидуальная работа студентов по теме „ Методы, формы и средства воспитания”

Задание 1. Проанализируйте педагогические ситуации с точки зрения реализации педагогом методов воспитания:

1. Волшебный стул - одна из форм группового дела. на волшебный стул приглашается один из класса: как только он садится, «высвечиваются» и становятся очевидными все его достоинства; присутствующие громогласно объявляют то, что видят их глаза; предполагается, что ни один недостаток не способен высветить ” „ волшебный стул , зато все положительные стоpоны личности ярко представлены для глаз присутствующих (Н.Е. Щуpкова).

Как Вы думаете, какие педагогические задачи решает такое воспитательное дело? Какие условия необходимо соблюдать при его проведении?

2. Методика организации театpа-экспpомта предельно проста. Составляется текст для голоса за кадром , обычно сказочный, фантастический, детективный, так чтобы на сцене pазвеpтывались занимательные события. На карточках записаны персонажи представления. Эти карточки pаспpеделяются между детьми, и они тут же приглашаются за кулисы. По ходу звучания текста, несущего в себе информацию о действиях героев, актеры появляются из-за кулис и исполняют все, о чем сообщает голос за кадром .

Напpимеp, ...Ночь. Завывает ветер. Раскачиваются деревья. Между ними пpобиpается Цыган-воp, он ищет конюшню, где спит Конь. Вот и конюшня. Спит Конь, ему что-то снится, он слегка пеpебиpает копытами и тихонько ржет. Недалеко от него пpистpоился на жеpдочке Воробей. Он дремлет, иногда открывает то один, то второй глаз. На улице, на привязи, спит Пес... Деревья шумят, из-за шума не слышно, как Цыган-воp пpобиpается в конюшню. Вот он хватает Коня за уздечку... Воробей тревожно зачирикал... Пес отчаянно залаял... Цыган уводит Коня. Пес заливается лаем. Выбежала из дома Хозяйка, заохала, закричала. Она зовет мужа. Выскочил с ружьем в pуках Хозяин... Цыган убегает. Хозяин ведет Коня в стойло. Пес прыгает от радости. Воробей летает вокруг. Деревья шумят, и Ветер продолжает завывать... Хозяин гладит Коня, бросает ему сена. Хозяин зовет Хозяйку в дом. Все успокаиваются. Спит Пес. Дремлет Воробей на своем прежнем месте. Стоя засыпает Конь, он изредка вздрагивает и тихо ржет... Занавес (Щуpкова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М., 1996).

Определите, какие требования к таким делам необходимо выполнять для того, чтобы они психологически pаскpепощали детей, фоpмиpовали у них чувство уверенности, поддеpживали чувство достоинства.

Задание 2. На основе изучения обязательной и дополнительной литературы заполните таблицу, отображающую систему методов воспитания:

Методы воспитания
Методы формирования сознания Методы организации деятельности и формирования опыта поведения Методы стимулирования деятельности и поведения
Убеждение: Упражнение: Мотивация:

Форма отчета: заполненная таблиц

Задание 3. Используя метод гирлянд, образуйте группу ассоциаций к понятию «воспитание».

§ Первый шаг. Определение синонимов объекта.

§ Второй шаг. Выбор случайных объектов.

§ Третий шаг. Составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов объекта и элементов гирлянды случайных объектов. Комбинации составляются из двух элементов путем попытки объединения каждого синонима рассматриваемого объекта с каждым случайным объектом.

§ Четвертый шаг. Составление перечня случайных объектов. Определяются признаки случайно выбранных объектов с возможно большим количеством признаков (2-3 минуты).

§ Пятый шаг. Генерирование идей путем поочередного присоединения к «воспитанию» и его синонимам признаков случайных объектов.

Форма отчета: составленная группа ассоциаций

Задание 4. Прочитайте предложенные ниже характеристики воспитательного процесса. Обоснуйте ваше отношение к авторской позиции. Аргументируйте ответ.

1.Воспитательная система школы: проблемы управления. – М.,1997. – С.54-55.

Воспитание в процессе обучения, как и сам процесс обучения, - явление комплексное. При определенной ориентации учителя оно пронизывает всю урочную и внеурочную фазу. Специфика реализации воспитания связана с возрастом учащихся, с объективными возможностями учебного предмета. Важно, чтобы оно было органично связано с учебным материалом и ожиданиями школьников.

Переориентация на личность, на множественность ее интересов требует от всего процесса обучения и воспитания человека свободного, умеющего принимать решения и отвечать за них, терпимого, рефлектирующего и, конечно, гуманного.

Ценность образования и культуры должна стать вектором реализации воспитательных возможностей процесса обучения. Воспитание – явление многоплановое, многоаспектное и безграничное. Его можно рассматривать сквозь призму содержания, методов обучения, организационных форм.

Нужно осознать, что воспитание по сути «вплетено» в весь процесс передачи содержания образования. В определенной степени воспитательные аспекты отражены в учебниках, учебных пособиях, книгах для самостоятельного чтения учащихся. Однако главные акценты расставляет сам учитель .

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1999. – С. 301-326.
  2. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: в 2 кн. Кн.2. Процесс воспитания. / И.П. Подласый. – М., 2004. – С. 94-136.
  3. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков. – М., 2000. – С. 111-141.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. – М., 1996.
  2. Гавриловец К.В. Гуманистическое воспитание в школе / К.В. Гавриловец. – Мн., 2000. – С. 93-117.
  3. Кабуш В.Т. Гуманистическая воспитательная система: теория и практика / В.Т. Кабуш. – Мн., 2001.
  4. Коджаспирова Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова. – М., 2004. – С. 291-309.
  5. Касицина Н.В. Как выстроить сотрудничество учителя и ученика. Педагогика поддержки: такт взаимодействия / Н.В. Касицина. – М., 2007.
  6. Селиванов, В.С. Средство воспитания как педагогическая категория / В.С. Селиванов // Педагогика. – 2000. – №9. – С. 34-36.
  7. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин., И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М., 2006. – С. 330-347.
  8. Сманцер, А.П. Превентивная педагогика: методология, теория, методика / А.П. Сманцер, Е.М. Рангелова. – Мн., 2008. – С. 170-196.
  9. Турковский, В.И. Педагогика в схемах и таблицах / В.И. Турковский, Е.В. Попкова. – Витебск, 2001. – С. 17-112.
  10. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф.Харламов. – Мн., 2002. – С. 327-349.
  11. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания / Н.Е. Щуркова. – СПб, 2005. – С. 325-353.

Укажите литературу, которой вы пользовались при выполнении заданий самостоятельной работы:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

 

Тема 8: Содержание образования как фундамент культуры личности

(для самостоятельного изучения)

Цель: охарактеризовать понятия «содержание образования»; сформировать представления об основных подходах к построению содержания образования в образовательных учреждениях разных типов; показать особенности содержания образования в гимназии, лицее и других типах учебных заведений.

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

сущность и содержание понятий «образование» и «содержание образования»;

принципы факторы, лежащие в основе формирования содержания образования;

различные теории построения содержания образования;

специфика построения и содержания базисного учебного плана (БУП) и др. нормативных документов, в которых реализуется содержание образования.

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

выделить и анализировать особенности построения содержания образования в различных типах образовательных учреждений;

работать с учебным планом и учебной программой;

выделить и анализировать функции учебников.

Основные вопросы темы

1. Понятие содержания образования, его исторический характер.

2. Теория формирования содержания образования.

3. Факторы, определяющие формирование содержания образования.

4. Принципы и критерии выбора содержания образования.

5. Пути обновления содержания образования в современных условиях.

6. Нормативные документы определяющие содержание образования.

Что записать в ваш педагогический словарь: образование, содержание образования, знания, умения, навыки, учебная программа, принципы формирования содержания образования, базисный учебный план, учебники.

Самостоятельная работа студентов по теме

Задание 1. Составьте опорный конспект по основным вопросам темы „Содержание образования как фундамент культуры личности ”.

Форма отчета: опорный конспект.

Задание 2. Выпишите определения основных понятий темы в свой педагогический словарь, установите их иерархию и взаимозависимость. Какое понятие темы, на ваш взгляд, является ключевым? Как с ним соотносятся другие понятия?

Задание 3. Проследите внутренние связи и попробуйте создать опорную схему, иллюстрирующую взаимосвязь и взаимодействие компонентов содержания образования.

Форма отчета: опорная схема (опыт создания наглядного пособия).

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2-х кн./ И.П.Подласый. – М.: Изд. Центр ІДОС, 1999. – Кн.1. "Общие основы". – 576 с.

2. Савченко О.Я. Дидактика початкової школи: Підручник для студентів педагогічних факультетів/ О.Я.Савченко. – К.: Абрис, 1997. – 416с.

3. Фіцула М.М. Педагогіка/ М.М. Фіцула. – Тернопіль, 1997. – С. 6-13, 29-36.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Дидактика средней школы / под ред. М.Н. Скаткина/. – М., 1982. – С. 93-111.
  2. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому / В.В.Краевский. – М., 2000.
  3. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В.С. Леднев. – М., 1991. – С. 20-28.
  4. Педагогика /под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998. – С. 208-231.
  5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А. Смирнова. – М., 1999. – С. 146-167.
  6. Ситаров В.А. Дидактика / В.А. Ситаров. – М., 2002. – С. 184-200.
  7. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М., 2006. – С. 214-250.
  8. Степаненков Н.К. Педагогика школы /Н.К. Степаненков. – Мн., 2007. – С. 82-98.
  9. Харламов И.Ф. Педагогика. / И.Ф. Харламов. – 7-ое изд. – Мн., 2002. – С. 136-151.
  10. Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. – М., 1999. – С. 179-223.

 

Укажите литературу, которой вы пользовались при выполнении заданий самостоятельной работы:

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..............................................................................................................................................

 

Тема 9: Процесс обучения. Закономерности и принципы обучения

(практическое занятие)

Цель: сформировать у студентов понятие о процессе обучения, его структуре; развивать представления о мотивах обучения и способах активизации познавательной деятельности учащихся.

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

сущность процесса обучения, его двусторонний характер, движущие силы и структуру;

характеристику закономерностей и принципов обучения;

сущность и индивидуальные черты видов обучения.

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

выделять и раскрывать функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую;

анализировать действия учителя и учащегося в рамках различных видов обучения;

соотносить закономерность принципы и правила обучения.

Основные вопросы темы

1. Дидактика как область педагогических знаний.

2. Сущность процесса обучения, его методологические основы и движущая сила.

3. Функции процесса обучения, связь между ними.

4. Структура процесса обучения.

5. Закономерности принципы и правила обучения.

6. Виды обучения.

Что записать в педагогический словарь: дидактика, процесс обучения, функции процесса обучения, закономерность, принципы обучения, дидактическое правило, преподавание, учение, виды обучения.

I. Методические рекомендации по подготовке к семинару

Задание 1. Составьте опорный конспект по основным вопросам темы «Процесс обучения. Закономерности и принципы обучения».

Задание 2. Выпишите определения основных понятий темы в свой педагогический словарь, установите их иерархию и взаимозависимость. Какое понятие темы, на ваш взгляд, является ключевым? Как с ним соотносятся другие понятия?

П. Фронтальная работа.

1. Дайте определение понятиям «знания», «умения», «навыки». В чем проявляется их взаимосвязь?

2. Сравните понятия «закономерность» и «принцип». В чем разница между ними? Как вы полагаете, почему в дидактике используется понятие «закономерность», а не понятие «закон»? Покажите связь между закономерностями и принципами обучения.

IП. Работа в малых группах.

  1. Работа в парах – взаимообмен знаниями о дидактических закономерностях и принципах. Один студент излагает дидактические закономерности, другой – дидактические принципы.
  2. Расскажите о разных видах обучения, применяемых в современной школе. Подумайте, можно ли в современной практике обойтись без какого-то из этих видов? Можно ли какому-то из видов отдать предпочтение?

Индивидуальная работа студентов по теме „Процесс обучения. Закономерности и принципы обучения”

Задание 1. Сопоставьте следующие высказывания.

Мы иногда портим свое дело нежеланием подумать, как надо сказать в данном случае, и корень многих тяжких неудач наших – в неумении выска­зать свою мысль, одеть ее как следует... (Ключевский Д.О.Очерки и речи // Ключевский В.О. Второй сб. ст. - СПб., 1918. - С. 30).

Ошибочно думать, что самое главное - это чтобы лектор умел преподать суть вопроса и не обращал внимания на форму преподавания. Я могу вам говорить самые умные речи, но если они будут скучно изложены, то вы их не воспримете (Пирогов II.И. Правда жизни. –М.,1960. - С. 29).

Первые фразы Д. И. Менделеева почти всегда приводили в недоумение людей, слушавших его впервые. Им становилось даже неловко за лектора, который подолгу подыскивал нужное слово... затем следовали внятные, отчеканенные фразы, произносимые сильным звучным голосом, и посте­пенно магия менделеевской речи завораживает аудиторию. Строй речи, интонация, громкость голоса, внушительная жестикуляция в точности повторяют ход менделеевской мысли, то убыстряющейся - когда приво­дились промежуточные выкладки, то замедляющейся - когда обсуждал­ся важный вывод (Смирнов Г. Менделеев. – М.: Молодая гвардия, 1974. – С. 123).

Как, по-вашему, влияет на образовательную функцию речь препо­давателя? Есть ли у большинства учителей подобные проблемы? Про­ведите свое исследование.

Форма отчета: текст исследования с комментариями.

Задание 2. Прочитайте следующий литературный отрывок

...Нет сомнений – в каждой семье в последние дни только и говорят обо мне. Нет, не именно обо мне, а об учителе, который послал это письмо и который 1 сентября встретит своего воспитанника в школе. Говорят по-разному – папы и мамы, бабушки и дедушки - в зависимости от того, у кого что наболело в общении с ребенком, у кого какая точка зрения на воспитание. И нужно ли гадать, что в воображении каждого ребенка его первый учитель, которого он еще в глаза не видел, рисуется по-разному? По-разному рисуются его облик и характер...

В большинстве семей в воображении ребенка родители и старшие созда­ют образ всезнающего, доброго, чуткого, горячо любящего детей челове­ка. В этих семьях дети нарисовали бы меня в образе доктора Айболита и, придя в школу, бегали бы за мной по пятам, залезали бы ко мне на колени, задавали бы тысячу вопросов, бесконечно рассказывали бы о себе и полю­били бы меня сразу, потому что доктора Айболита нельзя не любить. Ра­зумеется, для этого будет необходимо, чтобы я обрел черты характера это­го доброго доктора.

В некоторых семьях суждения родителей и старших создадут в воображе­нии ребенка существо, строго следящее за любым малейшим проступком каждого ребенка; оно будет наказывать – строго! – всех, кто не слушает старших, не ест все, что даст мама или бабушка, капризничает, шумит и шалит, оно выгонит из школы всех таких детей, оно... Дети в таких семьях нарисовали бы первого своего учителя в облике Бабы-Яги или Буки. А на другой день, придя в школу и увидев своего учителя, закричали бы, что есть мочи, прильнув к матери; «Не хочу в школу!.. Хочу домой!»

Почему создается в одних семьях облик учителя – доктора Айболита, в других – Бабы-Яги. Ведь родителям шестилетних детей давно не страш­ны никакие Бабы-Яги и Буки, но они пугают ими своих малышей. Поче­му? Почему некоторые из них берут в союзники в воспитании своих детей этих героев, а не докторов Айболитов? Почему они думают, что ребенка легко воспитывать запугиванием?.. (Амонашвили Ш.А.Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1986. - С. 12-83).

Составьте программу исследования, которое позволит ответить на эти вопросы Ш.А. Амонашвили. Проведите его в родительской и дет­ской аудитории.

Форма отчета: текст исследования с комментариями.

Задание 3. Какие этапы деятельности учителя соответствуют этапам деятельности ученика в процессе обучения?

этапы деятельности учителя этапам деятельности ученика
  Возникновение интереса к учению
  Усвоение знаний
  Овладение общими понятиями и суждениями и разрешение проблем
  Процессы запоминания
  Упражнения
  Самоконтроль

Форма отчета: заполненная таблица.

Задание 4. Как известно, дидактическое правило конкретизирует принцип обучения, указывает учителю, как следует реализовать дидактический принцип в практической работе. В связи с этим подумайте, к каким принципам относятся приведенные ниже правила, и в каком правиле может отразиться дидактический принцип. Заполните таблицу.

дидактический принцип дидактическое правило
  Стройте учебный процесс так, чтобы накопление новых знаний одновременно закрепляло старые
Принцип систематичности обучения    
  Работая со всем классом, помните о каждом ученике
Принцип наглядности обучения    
  Не требуйте от учеников заучивания того, что всего лишь нужно понять

Форма отчета: заполненная таблица.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Дидактика средней школы / под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. – С. 129-180.
  2. Педагогика /под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998. – С. 129-175.
  3. Пидкасистый П.И. Искусство преподавания /П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов. – М., 1999. – С. 6-25.
  4. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М., 2006. – С. 168-193, 234-285.
  5. Ситаров В.А. Дидактика /В.А. Ситаров. – М., 2002. – С. 200-216.
  6. Сластенин В.А. Педагогика /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М., 2006. – С. 147-184.
  7. Харламов И.Ф. Педагогика /И.Ф. Харламов. – Мн., 2002. – С. 131-136.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Гликман И.З. Как стимулировать желание учиться / И.З. Гликман // Народное образование. – 2003. – № 3.
  2. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М., 2008. – С. 39-57.
  3. Турковский В.И. Педагогика в схемах и таблицах / В.И. Турковский, Е.В. Попкова. – Витебск, 2001. – С. 61-71.
  4. Усова А.В. Чтобы учение стало интересным / А.В. Усова // Педагогика. – 2000. – № 4.
  5. Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. – Развитие личности в обучении. – М., 1999. – С. 6-20, 29-45, 99-110.
  6. Щуркова Н.Е. Когда урок воспитывает / Н.Е. Щуркова. – М., 1981. – С. 61-71.
  7. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – М., 1996.

 

Укажите литературу, которой вы пользовались при выполнении заданий самостоятельной работы:

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..............................................................................................................................................

 

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

различные подходы к определению метода обучения;

развитие методов обучения в историческом аспекте;

возможности конкретных групп методов обучения для формирования мотивов обучения и активизации познавательной деятельности учеников;

структуру и условия выбора методов обучения и средств обучения;

основные требования к применению средств обучения.

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

анализировать влияние конкретных методов обучения на мотивы и познавательную активность учащихся;

выделять и анализировать приемы обучения;

соотносить применение методов и приемов обучение с возрастными и индивидуальными особенностями учеников.

Основные вопросы темы

1. Понятие о методах обучения, приемах и средствах, их взаимодействии.

2. Основные подходы к классификации методов обучения.

3. Характеристика методов стимулирования учебной деятельности школьников в процессе обучения.

4. Характеристика методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

5. Характеристика методов контроля и самоконтроля.

Что записать в педагогический словарь: метод, метод обучения, прием обучения, средства обучения.

I. Методические рекомендации по подготовке к семинару

Задание 1. Составьте опорный конспект по основным вопросам темы «Методы и средства обучения».

Задание 2. Выпишите определения основных понятий темы в свой педагогический словарь, установите их иерархию и взаимозависимость. Какое понятие темы, на ваш взгляд, является ключевым? Как с ним соотносятся другие понятия?

П. Фронтальная работа. Подготовьте ответы на вопросы:

§ Что понимается в дидактике под терминами «метод», «прием», «средство»?

§ Какие функции выполняют дидактические методы?

§ Какие методы обучения широко используются учителями различных предметов?

§ Какова взаимосвязь метода, приема, средства в деятельности учителя и в деятельности ученика?

§ Считаете ли вы, что на уроке необходимо продуманное разнообразие методов,приемов, средств обучения?

IП. Работа в малых группах. Педагогическое моделирование. Подготовьте фрагмент урока вашей специальности с использованием:

  • метода рассказа
  • метода беседы
  • метода иллюстрации
  • метода проблемного изложения

Обязательно необходимо указать: учебный предмет, класс, тему урока, цель урока, тип урока.

Форма отчета: фрагмент урока с использованием одного из указанных методов обучения (подготовленный группой в составе 4-х студентов: см. Приложение Б).

Индивидуальная работа студентов по теме „ Методы и средства обучения ”

Задание 1. Оцените эффективность всех известных вам методов обучения по следующим критериям:

  • формирование мировоззрения, кругозора;
  • формирование теоретических знаний;
  • формирование практических умений;
  • формирование умений добывать, систематизировать и применять знания;
  • формирование навыков самообразования;
  • формирование навыков упрочнения знаний, умений.

Составьте таблицу. Для этого используйте следующие знаки:

«+!» – метод лучше других способствует решению задачи (т.е. полностью отвечает критерию);

«+» – метод пригоден для достижения цели.

«–» – метод не пригоден для достижения цели.

Задание 2. Продумайте и напишите, от чего зависит выбор методов обучения.

«Появление новых ценностей отнюдь не облегчает образовательную деятельность – напротив. Появляются новые трудные вопросы, а старые вопросы формулируются по – новому. Вечный вопрос “как учить?” представляет теперь в виде вопросов “как обратиться не только к разуму ученика, не только к его памяти, но к целостности личности?”, “как поддержать (или возбудить) в нем интерес к человеческой культуре во всем богатстве ее проявлений?”, “как помочь ему выработать совершенствованию его индивидуальной системы моделей?” (Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междесциплинарного системного подхода. – М.. 1994. – С 151 - 152)

«Проблема в том, чтобы найти те условия, которые следует создать, чтобы учебная работа и учение протекали естественно. Метод учителя…становится отыскивание условий, которые побуждают самообразовательную активность…» (Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994. – С. 79)

Можно ли утверждать, что в этих высказываниях выражены стратегические ориентиры, направленные на создание новых методов обучения, отвечающих требованиям современной школы? Аргументируйте свой ответ.

Приведите примеры, свидетельствующие о том, что педагогическая наука приступила к разработке таких методов обучения, о которых говорят авторы.

Охарактеризуйте систему методов обучения, с которой вы познакомились, ответив в ходе изложения на следующие вопросы:

  • каковы исходные положения системы;
  • какой принцип положен в основу деления методов обучения;
  • каковы функции и смысл каждого из методов;
  • как реализуются методы обучения в реальном процессе обучения.

Задание 3. Какие методы и приемы учитель может предложить классу на этапе изучения нового материала? Что лежит в основе разделения методов на словесные, наглядные, практические?

Задание 4. Сочетание каких методов и приемов делают обучение на уроке наглядным? Охарактеризуйте систему методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся.

Задание 5. Какие методы учитель может выбрать в качестве основных, если хочет организовать учебный процесс, способствующий накоплению учащимися опыта общения? Какие условия определяют выбор методов обучения на уроке?

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация/В.И.Загвязинский. - М.: Академия, 2001. - 192 с.

4. Фіцула М.М. Педагогіка: Навчальний посібник для студентів вищих педагогічних закладів освіти/М.М. Фіцула. - К., 2000. - С. 121-149.

5. Подласый И.П. Педагогика. Новий курс; Учебник для студ. пед вузов: В 2 кн./ И.П.Подласый - М.: ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основи. Процесс обучения. - 576 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/В.И. Кузнецов.- М.: Академия, 2001. - 120 с.
  2. Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения)/В.С. Кукушкин. - Ростов-н/Д.: МарТ, 2003. - 368 с.
  3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб­ник для студ. высш. и сред, педагог, заведений / Под ред. С. А. Смир­нова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - С. 147-166.
  4. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 368 с.
  5. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения/ А.В.Хуторской. - М.: Издательство МГУ, 2003. - 416 с.
  6. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов/ А.В.Хуторской. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.

 

Укажите литературу, которой вы пользовались при выполнении заданий самостоятельной работы:

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..............................................................................................................................................

 

 

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

сущность понятий „организационная форма обучения” и „урок ”;

соотношение содержания понятий индивидуальной, фронтальной и групповой форм организации обучения в историческом аспекте;

возможность конкретных организационных форм обучения для формирования мотивов обучения и активизации познавательной деятельности учеников;

типологию уроков и структуру уроков различного типа;

основные современные тенденции совершенствования организационных форм обучения.

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

анализировать влияние конкретных организационных форм типов уроков на мотивы и познавательную активность учащихся;

выбирать организационные формы с учетом целей и задач обучения, а также возрастных и индивидуальных особенностей учеников.

I. Методические рекомендации по подготовке к семин



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 946; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.139 (0.012 с.)