Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Айсмонтас Б. Б. Теория обучения: схемы и тесты/ Б.Б. Айсмонтас. - М.: ВЛАДОС, 2002.

Поиск

2. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения/ В.В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2001. - 128 с.

Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация/В.И.Загвязинский. - М.: Академия, 2001. - 192 с.

4. Фіцула М.М. Педагогіка: Навчальний посібник для студентів вищих педагогічних закладів освіти/М.М. Фіцула. - К., 2000. - С. 121-149.

5. Подласый И.П. Педагогика. Новий курс; Учебник для студ. пед вузов: В 2 кн./ И.П.Подласый - М.: ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основи. Процесс обучения. - 576 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/В.И. Кузнецов.- М.: Академия, 2001. - 120 с.
  2. Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения)/В.С. Кукушкин. - Ростов-н/Д.: МарТ, 2003. - 368 с.
  3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб­ник для студ. высш. и сред, педагог, заведений / Под ред. С. А. Смир­нова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - С. 147-166.
  4. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 368 с.
  5. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения/ А.В.Хуторской. - М.: Издательство МГУ, 2003. - 416 с.
  6. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов/ А.В.Хуторской. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.

 

Укажите литературу, которой вы пользовались при выполнении заданий самостоятельной работы:

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..............................................................................................................................................

 

 

Тема 11: Организационные формы обучения. Урок в современной школе

(практическое занятие)

Цель: сформировать у студентов понятие формы организации обучения; классно-урочной системы; заложить умения сопоставить назначение различных форм организации обучения, оценивать их результативность в соответствии с целями и задачами учебно-воспитательного процесса.

Основные вопросы темы

1. Сущность понятия „форма организации обучения”.

2. История развития форм организации обучения.

3. Формы организации обучения классно-урочной системы.

4. Урок – основная форма организации обучения. Нестандартный урок.

5. Пути усовершенствования классно-урочный системы.

Что записать в ваш педагогический словарь: форма, форма организации обучения, индивидуальная форма организации обучения фронтальная форма организации обучения, групповая форма организации обучения, классно-урочная система, урок, структура урока, факультативы, кружок, нестандартный урок.

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

сущность понятий „организационная форма обучения” и „урок ”;

соотношение содержания понятий индивидуальной, фронтальной и групповой форм организации обучения в историческом аспекте;

возможность конкретных организационных форм обучения для формирования мотивов обучения и активизации познавательной деятельности учеников;

типологию уроков и структуру уроков различного типа;

основные современные тенденции совершенствования организационных форм обучения.

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

анализировать влияние конкретных организационных форм типов уроков на мотивы и познавательную активность учащихся;

выбирать организационные формы с учетом целей и задач обучения, а также возрастных и индивидуальных особенностей учеников.

I. Методические рекомендации по подготовке к семинару

Задание 1. Составьте опорный конспект по основным вопросам темы «Организационные формы обучения. Урок в современной школе».

Задание 2. Выпишите определения основных понятий темы в свой педагогический словарь, установите их иерархию и взаимозависимость. Какое понятие темы, на ваш взгляд, является ключевым? Как с ним соотносятся другие понятия?

П. Работа в малых группах. Педагогическое моделирование. Подготовьте конкретный структурный этап урока:

§ актуализация опорных знаний;

§ фронтальный опрос;

§ сообщение новых знаний;

§ закрепление полученных знаний.

Обязательно необходимо указать: учебный предмет, класс, тему урока, цель урока, тип урока.

Форма отчета: фрагмент урока, подготовленный группой в составе 4-х студентов (см. Приложение В).

Индивидуальная работа студентов по теме «Организационные формы обучения. Урок в современной школе»

Задание 1. Сравнительный анализ. Рассмотрите и проанализируйте ряд определений понятия «фор­ма организации обучения». Заполните таблицу.

Определение понятия «форма организации обучения» Что общего В чем расходятся
«...Организационную форму обу-чения мы определим как взаимо-дей­ствие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режи­мом» (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Н.М. Шахмаев)    
   
   
   
   
   
   
«...Форма организации обучения предполагает… упорядочивание, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя и уча-щихся при работе над опреде­ленным содержанием материала» (И.М. Чередов)    
   
   
   
   
   
«Формы организации обучения - это внешнее выражение согла-сованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме» (П.И. Полдасый)    
   
   
   
   
   

Форма отчета: заполненная таблица.

 

Задание 2. Представив ситуацию «Если бы директором школы был, я…», смоделируйте систему организации обучения гуманизму и демократизму.

Форма отчета: проект программы школы будущего.

 

Задание 3. Познакомьтесь с алгоритмом подготовки учителя к уроку, предложенным в книге Ю.А. Львовой «Творческая лаборатория учителя» (Львова Ю.А. Творческая лаборатория учителя. – М.: Просвещение, 1990. – С. 44-47.)

Основываясь на прочитанном, попробуйте составить алгоритм подготовки к уроку по вашему предмету. Представьте его в виде соответствующей схемы.

Форма отчета: соответствующая таблица (опыт создания наглядного пособия).

Задание 4. Помимо уроков в школе существуют такие формы организации обучения:

· факультативные занятия: их задача – углубление и расширение знаний в определенной области, развитие познавательных интересов и способ­ностей учащихся. Право выбора факультатива принадлежит учащим­ся; состав группы стабильный в течение всего периода освоения темы
(проблемы);

· спецсеминары – учебные занятия на старшей ступени обучения в фор­ме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефера­тов, используемые в целях утверждения мировоззренческих позиций,
углубления знаний, формирования оценочных суждений;

· практикумы и учебные практики применяются для выработки практи­ческих умений и навыков;

· учебные экскурсии – учебное занятие, проводимое вне школы: на производстве, в музее, в полевых условиях и т. д.;

· дополнительные занятия – групповые или индивидуальные формы учебно-познавательной деятельности учащихся; основные задачи: вос­полнение пробелов в знаниях, реализация возможности учащихся в выборе индивидуального темпа освоения учебного материала, удовле­творение повышенного интереса к учебному предмету;

· домашняя учебная работа учащихся направлена на формирование на­выков самостоятельной работы, закрепление знаний и способов учеб­но-познавательной деятельности;

· занятия в предметных кружках, учебно-научных объединениях – фор­ма организации познавательной деятельности, направленной на обес­печение индивидуальных познавательных потребностей и интересов учащихся (Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М., 1999. - С. 359-360).

Что вы можете добавить к этому списку с учетом специфики ваше­го предмета?

Дополнительные оргформы обучения Цели и задачи
   
   
   
   
   

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.162.8 (0.01 с.)