Мид М. Культура и мир детства: пер. С англ. – М. , 1988. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мид М. Культура и мир детства: пер. С англ. – М. , 1988.



В ряде учебных пособий по педагогике воспитание определяется как процесс трансляции социального опыта от одного поколения к другому. Однако американский этнограф М. Мид показывает особенности этого процесса.

Постфигуративная культура – это такая культура, где каждое изменение протекает настолько медленно и незаметно, что дети, держа на руках новорожденных внуков, не могут представить себе никакого будущего, отличного от их собственного прошлого. Прошлое взрослых оказывается будущим для их детей.

Во всех кофигуративных культурах старшие по возрасту по- прежнему господствуют в том смысле, что именно они определяют стиль конфигурации, устанавливают пределы ее проявления в поведении молодых. Но в то же самое время там, где общепризнано, что представители некоторого поколения будут моделировать свое поведение по поведению своих сверстников (в особенности, когда речь идет о подростковых группах сверстников) и что их поведение будет отличаться от поведения их родителей и дедов, каждый индивидуум, коль скоро ему удастся выразить новый стиль, становится в некоторой мере «образцом для других представителей нового поколения».

В наши дни темп развития общества стал настолько быстрым, что прошлый опыт уже не только недостаточен, но часто оказывается даже вредным, мешая сильным и прогрессивным подходам к новым обстоятельствам. Постфигуративная культура ориентируется, главным образом, на будущее. Поэтому не только молодежь учится у старших, как это было всегда, но старшие во все большей степени прислушиваются к молодежи ”.

Щуркова Н.Е. Ценностные отношения // Воспитание школьников. – 1999. - №3. – С.22.

Процесс воспитания наполнен ценностными отношениями. Они объект внимания педагога, когда тот взаимодействует с детьми. И это нисколько не умаляет ценности самого ребенка, ибо он сам тоже в общении с педагогом ориентирован на ценностное восприятие мира. И педагог, и ребенок – оба субъекты ценностных отношений. Они дороги друг для друга именно как носители особого автономного мира с особой системой отношений и особой, отличной от других позиций по отношению к миру.

Но каково же место освоения и усвоения мира – того, что мы называем обучением. Понятно, роль их подсобная: чтобы любить мир, его нужно знать. Роль их условная: чтобы принять мир, с ним умение жить в мире, невозможно формирование ценностных отношений. Объект может стать для личности ценностью лишь при условии познания данного объекта. Таким образом, процесс обучения вошел в структуру воспитательного процесса, стал ее частью – непременной, обязательной, чрезвычайно важной, но частью более широкого педагогического явления, чем сам процесс обучения .

Форма отчета: анализ авторских позиций.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1999. – С. 301-326.
  2. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: в 2 кн. Кн.2. Процесс воспитания. / И.П. Подласый. – М., 2004. – С. 94-136.
  3. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков. – М., 2000. – С. 111-141.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. – М., 1996.
  2. Гавриловец К.В. Гуманистическое воспитание в школе / К.В. Гавриловец. – Мн., 2000. – С. 93-117.
  3. Кабуш В.Т. Гуманистическая воспитательная система: теория и практика / В.Т. Кабуш. – Мн., 2001.
  4. Коджаспирова Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова. – М., 2004. – С. 291-309.
  5. Касицина Н.В. Как выстроить сотрудничество учителя и ученика. Педагогика поддержки: такт взаимодействия / Н.В. Касицина. – М., 2007.
  6. Селиванов, В.С. Средство воспитания как педагогическая категория / В.С. Селиванов // Педагогика. – 2000. – №9. – С. 34-36.
  7. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин., И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М., 2006. – С. 330-347.
  8. Сманцер, А.П. Превентивная педагогика: методология, теория, методика / А.П. Сманцер, Е.М. Рангелова. – Мн., 2008. – С. 170-196.
  9. Турковский, В.И. Педагогика в схемах и таблицах / В.И. Турковский, Е.В. Попкова. – Витебск, 2001. – С. 17-112.
  10. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф.Харламов. – Мн., 2002. – С. 327-349.
  11. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания / Н.Е. Щуркова. – СПб, 2005. – С. 325-353.

Укажите литературу, которой вы пользовались при выполнении заданий самостоятельной работы:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

 

Тема 8: Содержание образования как фундамент культуры личности

(для самостоятельного изучения)

Цель: охарактеризовать понятия «содержание образования»; сформировать представления об основных подходах к построению содержания образования в образовательных учреждениях разных типов; показать особенности содержания образования в гимназии, лицее и других типах учебных заведений.

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

сущность и содержание понятий «образование» и «содержание образования»;

принципы факторы, лежащие в основе формирования содержания образования;

различные теории построения содержания образования;

специфика построения и содержания базисного учебного плана (БУП) и др. нормативных документов, в которых реализуется содержание образования.

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

выделить и анализировать особенности построения содержания образования в различных типах образовательных учреждений;

работать с учебным планом и учебной программой;

выделить и анализировать функции учебников.

Основные вопросы темы

1. Понятие содержания образования, его исторический характер.

2. Теория формирования содержания образования.

3. Факторы, определяющие формирование содержания образования.

4. Принципы и критерии выбора содержания образования.

5. Пути обновления содержания образования в современных условиях.

6. Нормативные документы определяющие содержание образования.

Что записать в ваш педагогический словарь: образование, содержание образования, знания, умения, навыки, учебная программа, принципы формирования содержания образования, базисный учебный план, учебники.

Самостоятельная работа студентов по теме

Задание 1. Составьте опорный конспект по основным вопросам темы „Содержание образования как фундамент культуры личности ”.

Форма отчета: опорный конспект.

Задание 2. Выпишите определения основных понятий темы в свой педагогический словарь, установите их иерархию и взаимозависимость. Какое понятие темы, на ваш взгляд, является ключевым? Как с ним соотносятся другие понятия?

Задание 3. Проследите внутренние связи и попробуйте создать опорную схему, иллюстрирующую взаимосвязь и взаимодействие компонентов содержания образования.

Форма отчета: опорная схема (опыт создания наглядного пособия).

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2-х кн./ И.П.Подласый. – М.: Изд. Центр ІДОС, 1999. – Кн.1. "Общие основы". – 576 с.

2. Савченко О.Я. Дидактика початкової школи: Підручник для студентів педагогічних факультетів/ О.Я.Савченко. – К.: Абрис, 1997. – 416с.

3. Фіцула М.М. Педагогіка/ М.М. Фіцула. – Тернопіль, 1997. – С. 6-13, 29-36.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Дидактика средней школы / под ред. М.Н. Скаткина/. – М., 1982. – С. 93-111.
  2. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому / В.В.Краевский. – М., 2000.
  3. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В.С. Леднев. – М., 1991. – С. 20-28.
  4. Педагогика /под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998. – С. 208-231.
  5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А. Смирнова. – М., 1999. – С. 146-167.
  6. Ситаров В.А. Дидактика / В.А. Ситаров. – М., 2002. – С. 184-200.
  7. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М., 2006. – С. 214-250.
  8. Степаненков Н.К. Педагогика школы /Н.К. Степаненков. – Мн., 2007. – С. 82-98.
  9. Харламов И.Ф. Педагогика. / И.Ф. Харламов. – 7-ое изд. – Мн., 2002. – С. 136-151.
  10. Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. – М., 1999. – С. 179-223.

 

Укажите литературу, которой вы пользовались при выполнении заданий самостоятельной работы:

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..............................................................................................................................................

 

Тема 9: Процесс обучения. Закономерности и принципы обучения

(практическое занятие)

Цель: сформировать у студентов понятие о процессе обучения, его структуре; развивать представления о мотивах обучения и способах активизации познавательной деятельности учащихся.

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

сущность процесса обучения, его двусторонний характер, движущие силы и структуру;

характеристику закономерностей и принципов обучения;

сущность и индивидуальные черты видов обучения.

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

выделять и раскрывать функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую;

анализировать действия учителя и учащегося в рамках различных видов обучения;

соотносить закономерность принципы и правила обучения.

Основные вопросы темы

1. Дидактика как область педагогических знаний.

2. Сущность процесса обучения, его методологические основы и движущая сила.

3. Функции процесса обучения, связь между ними.

4. Структура процесса обучения.

5. Закономерности принципы и правила обучения.

6. Виды обучения.

Что записать в педагогический словарь: дидактика, процесс обучения, функции процесса обучения, закономерность, принципы обучения, дидактическое правило, преподавание, учение, виды обучения.

I. Методические рекомендации по подготовке к семинару

Задание 1. Составьте опорный конспект по основным вопросам темы «Процесс обучения. Закономерности и принципы обучения».

Задание 2. Выпишите определения основных понятий темы в свой педагогический словарь, установите их иерархию и взаимозависимость. Какое понятие темы, на ваш взгляд, является ключевым? Как с ним соотносятся другие понятия?

П. Фронтальная работа.

1. Дайте определение понятиям «знания», «умения», «навыки». В чем проявляется их взаимосвязь?

2. Сравните понятия «закономерность» и «принцип». В чем разница между ними? Как вы полагаете, почему в дидактике используется понятие «закономерность», а не понятие «закон»? Покажите связь между закономерностями и принципами обучения.

IП. Работа в малых группах.

  1. Работа в парах – взаимообмен знаниями о дидактических закономерностях и принципах. Один студент излагает дидактические закономерности, другой – дидактические принципы.
  2. Расскажите о разных видах обучения, применяемых в современной школе. Подумайте, можно ли в современной практике обойтись без какого-то из этих видов? Можно ли какому-то из видов отдать предпочтение?

Индивидуальная работа студентов по теме „Процесс обучения. Закономерности и принципы обучения”

Задание 1. Сопоставьте следующие высказывания.

Мы иногда портим свое дело нежеланием подумать, как надо сказать в данном случае, и корень многих тяжких неудач наших – в неумении выска­зать свою мысль, одеть ее как следует... (Ключевский Д.О.Очерки и речи // Ключевский В.О. Второй сб. ст. - СПб., 1918. - С. 30).

Ошибочно думать, что самое главное - это чтобы лектор умел преподать суть вопроса и не обращал внимания на форму преподавания. Я могу вам говорить самые умные речи, но если они будут скучно изложены, то вы их не воспримете (Пирогов II.И. Правда жизни. –М.,1960. - С. 29).

Первые фразы Д. И. Менделеева почти всегда приводили в недоумение людей, слушавших его впервые. Им становилось даже неловко за лектора, который подолгу подыскивал нужное слово... затем следовали внятные, отчеканенные фразы, произносимые сильным звучным голосом, и посте­пенно магия менделеевской речи завораживает аудиторию. Строй речи, интонация, громкость голоса, внушительная жестикуляция в точности повторяют ход менделеевской мысли, то убыстряющейся - когда приво­дились промежуточные выкладки, то замедляющейся - когда обсуждал­ся важный вывод (Смирнов Г. Менделеев. – М.: Молодая гвардия, 1974. – С. 123).

Как, по-вашему, влияет на образовательную функцию речь препо­давателя? Есть ли у большинства учителей подобные проблемы? Про­ведите свое исследование.

Форма отчета: текст исследования с комментариями.

Задание 2. Прочитайте следующий литературный отрывок

...Нет сомнений – в каждой семье в последние дни только и говорят обо мне. Нет, не именно обо мне, а об учителе, который послал это письмо и который 1 сентября встретит своего воспитанника в школе. Говорят по-разному – папы и мамы, бабушки и дедушки - в зависимости от того, у кого что наболело в общении с ребенком, у кого какая точка зрения на воспитание. И нужно ли гадать, что в воображении каждого ребенка его первый учитель, которого он еще в глаза не видел, рисуется по-разному? По-разному рисуются его облик и характер...

В большинстве семей в воображении ребенка родители и старшие созда­ют образ всезнающего, доброго, чуткого, горячо любящего детей челове­ка. В этих семьях дети нарисовали бы меня в образе доктора Айболита и, придя в школу, бегали бы за мной по пятам, залезали бы ко мне на колени, задавали бы тысячу вопросов, бесконечно рассказывали бы о себе и полю­били бы меня сразу, потому что доктора Айболита нельзя не любить. Ра­зумеется, для этого будет необходимо, чтобы я обрел черты характера это­го доброго доктора.

В некоторых семьях суждения родителей и старших создадут в воображе­нии ребенка существо, строго следящее за любым малейшим проступком каждого ребенка; оно будет наказывать – строго! – всех, кто не слушает старших, не ест все, что даст мама или бабушка, капризничает, шумит и шалит, оно выгонит из школы всех таких детей, оно... Дети в таких семьях нарисовали бы первого своего учителя в облике Бабы-Яги или Буки. А на другой день, придя в школу и увидев своего учителя, закричали бы, что есть мочи, прильнув к матери; «Не хочу в школу!.. Хочу домой!»

Почему создается в одних семьях облик учителя – доктора Айболита, в других – Бабы-Яги. Ведь родителям шестилетних детей давно не страш­ны никакие Бабы-Яги и Буки, но они пугают ими своих малышей. Поче­му? Почему некоторые из них берут в союзники в воспитании своих детей этих героев, а не докторов Айболитов? Почему они думают, что ребенка легко воспитывать запугиванием?.. (Амонашвили Ш.А.Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1986. - С. 12-83).

Составьте программу исследования, которое позволит ответить на эти вопросы Ш.А. Амонашвили. Проведите его в родительской и дет­ской аудитории.

Форма отчета: текст исследования с комментариями.

Задание 3. Какие этапы деятельности учителя соответствуют этапам деятельности ученика в процессе обучения?

этапы деятельности учителя этапам деятельности ученика
  Возникновение интереса к учению
  Усвоение знаний
  Овладение общими понятиями и суждениями и разрешение проблем
  Процессы запоминания
  Упражнения
  Самоконтроль

Форма отчета: заполненная таблица.

Задание 4. Как известно, дидактическое правило конкретизирует принцип обучения, указывает учителю, как следует реализовать дидактический принцип в практической работе. В связи с этим подумайте, к каким принципам относятся приведенные ниже правила, и в каком правиле может отразиться дидактический принцип. Заполните таблицу.

дидактический принцип дидактическое правило
  Стройте учебный процесс так, чтобы накопление новых знаний одновременно закрепляло старые
Принцип систематичности обучения    
  Работая со всем классом, помните о каждом ученике
Принцип наглядности обучения    
  Не требуйте от учеников заучивания того, что всего лишь нужно понять

Форма отчета: заполненная таблица.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Дидактика средней школы / под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982. – С. 129-180.
  2. Педагогика /под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1998. – С. 129-175.
  3. Пидкасистый П.И. Искусство преподавания /П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов. – М., 1999. – С. 6-25.
  4. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М., 2006. – С. 168-193, 234-285.
  5. Ситаров В.А. Дидактика /В.А. Ситаров. – М., 2002. – С. 200-216.
  6. Сластенин В.А. Педагогика /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М., 2006. – С. 147-184.
  7. Харламов И.Ф. Педагогика /И.Ф. Харламов. – Мн., 2002. – С. 131-136.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Гликман И.З. Как стимулировать желание учиться / И.З. Гликман // Народное образование. – 2003. – № 3.
  2. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М., 2008. – С. 39-57.
  3. Турковский В.И. Педагогика в схемах и таблицах / В.И. Турковский, Е.В. Попкова. – Витебск, 2001. – С. 61-71.
  4. Усова А.В. Чтобы учение стало интересным / А.В. Усова // Педагогика. – 2000. – № 4.
  5. Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. – Развитие личности в обучении. – М., 1999. – С. 6-20, 29-45, 99-110.
  6. Щуркова Н.Е. Когда урок воспитывает / Н.Е. Щуркова. – М., 1981. – С. 61-71.
  7. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – М., 1996.

 

Укажите литературу, которой вы пользовались при выполнении заданий самостоятельной работы:

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..............................................................................................................................................

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.038 с.)