Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 13-14: Использование проектных технологий обучения в практике современной школыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(для самостоятельного изучения) Цель: изложить теоретико-методический аспект создания современного педагогического инструментария, совместной деятельности педагогов и учащихся при реализации образовательного проекта; обучить навыкам проектирования и построения педагогических технологий совместной деятельности. Блок самоконтроля По итогам изучения данной темы вы должны знать: что означает понятие «учебный проект»; как связан учебный проект и образовательный стандарт; каким образом можно конструировать формы организации обучения и воспитания; какие возможности конструирования форм организации различных видов деятельности учащихся в системе работы школы; какова структура учебного проекта; какие формы организации могут улучшать восприятие личностной ориентации образования; какие противоречия возникают в обучении при использовании учебного проекта? По итогам изучения данной темы вы должны уметь: описывать учебный проект (УП), спроектированный на основе социально-ролевого принципа; описать учебный проект по предмету (иностранный язык и зарубежная литература); характеризовать систему педагогического взаимодействия; давать описание форм обучения по заданным содержаниям: АО, рекламное агентство, биржа труда, живая газета, деловые игры, импровизация, театрализованное представление; овладеть навыками проектирования и конструирования ОП, используя творческие задания. Основные вопросы темы: 1. Цели и особенности проектной деятельности. 2. Понятие «учебный проект», основные принципы составления учебного проекта. 3. Структура учебного проекта. 4. Классификация учебных проектов. Что записать в ваш педагогический словарь: проект, понятие «учебный проект», структура учебного проекта, принципы проектной деятельности, образовательный стандарт, формы организации учебной деятельности, имитация деятельности, методический паспорт проекта. Самостоятельная работа студентов по теме „Использование проектных технологий обучения в практике современной школы ” Задание 1. Составьте опорный конспект по основным теоретическим положениям темы. Форма отчёта: опорный конспект
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Валеев Г.Х. Объект, предмет и тема научного исследования / Г.Х.Валеев // Педагогика. – 2002. – № 2. – 31 с. 2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии /В.В.Гузеев. - М., 1996. 3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образованиия: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат и др. / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 1999.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Леонтьева О. Школа, где учатся общению и занимаются без всяких отметок / О.Леоньева// Директор школы. – 2003. – № 1. – 97 с. 2. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска / Н.Ю.Пахомова// Учитель. – 2000. – № 1. 3. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности/ Н.Ю.Пахомова // Учитель. – 2000. – № 4. 4. Тарасова И.П. Метод проектов в образовательном учреждении / И.П. Тарасова// Приложение к журнал «Профессиональное образование». – 2004. – № 12. – 110 с. 5. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула /И.Д.Чечель// Директор школы. – 1998. – № 3. 6. Щербо И. Бросок вперед, или второе пришествие метода проектов/ И.Щербо // Директор школы. – 2003. – № 7. – 110 с.
Укажите литературу, которой вы пользовались при выполнении заданий самостоятельной работы: …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..............................................................................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение А Задания по выбору студентов
Задание 1. По каждой теме напишите по 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы (кроме учебников и учебных пособий), составьте свои аннотация к выбранным изданиям. Форма отчета: соответствующая картотека (10 баллов). Задание 2. Обоснуйте классические педагогические идеи с точки зрения их актуальности. Форма отчета: анализ педагогических идей (5 баллов). Задание 3. Представьте в виде модели воспитательную систему современной школы. Форма отчета: модель воспитательной системы (10 баллов). Задание 4. Теоретический анализ авторских концепций и школ воспитания. Форма отчета: анализ авторских концепций (5 баллов).
Задание 5. Подберите отрывки из художественных и научных текстов по одной из предлагаемых тем: § Культура и образование. § Системный подход к образованию. § Современные концепции содержания образования в отечественной и мировой педагогике. § Дополнительное образование в Украине: история и современность. § Индивидуальная, групповая, фронтальная организация обучения, их оптимальное сочетание. § Уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-экскурсии, уроки-дискуссии и т.д. § Педагогические и организационно-методические основания выбора учителем форм организации обучения. Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием автора, названия книги, издания, страницы) Форма отчета: фрагмент хрестоматии (10 баллов). Задание 6. Проследите, как реализуется в курсе дисциплины, которую вы будете преподавать: § принципы отбора содержания образования; § система межпредметных связей. Форма отчета: текст исследования (с приложением схем, таблица).
Задание 7. Формирование умений отбора и конструирования конкретного содержания образования для уроков с помощью следующих заданий по выбору: § создайте наглядное пособие для урока; § подберите учебные тексты разной сложности для развития у детей умений учебного труда (выделять главное, планировать, находить ответы к вопросам и пр.); § разработайте на материале конкретной темы кроссворд, лото, домино или другую дидактическую игру данного типа; § подберите учебные тексты разной сложности для развития у детей умений учебного труда (выделять главное, планировать, находить ответы к вопросам и пр.); § составьте индивидуальные или дифференцированные карточки с заданиями, упражнениями, примерами и пр. для разных этапов урока. Форма отчета: в соответствии с выбранным заданием.
Задание 8. Среди многочисленных теорий отбора содержания образования к важнейшим относятся концепции дидактического материализма, формализма, утилитаризма, проблемно-комплексная концепция, концепция структурализма, экземпляризма, функционального материализма, программирования и др. Рассмотрите их сущность и заполните таблицу.
Форма отчета: заполненная таблица (5 баллов)..
Задание 9. Современному учителю необходимо знать функциональные возможности современных электронных средств, условия их эффективного применения в учебном процессе. Спрогнозируйте изменение дидактической концепции, если ее главное звено “учитель-ученик” заменить на “информационная система-ученик”. Форма отчета: вариант дидактической концепции (10 баллов).. Задание 10. Предложите классификацию электронных средств обучения по личностно-ориентированному основанию, например, с точки зрения личностных качеств ученика или видов его деятельности. Назовите принципы, руководствуясь которыми необходимо составлять обязательные «Перечни» средств обучения федерального уровня, национально-регионального, школьного и ученического уровней. Форма отчета: классификация электронных средств обучения (5 баллов). . Задание 11. Составьте кроссворд по теме «Содержание образования» (не менее 20 заданий по вертикали и по горизонтали). Форма отчета: кроссворд и варианты ответов (5 баллов).
Задание 12. Напишите эссе по проблеме «Чем можно объяснить возрождение интереса к классическому и гуманитарному образованию в век научных технологий»? Форма отчета: текст эссе.
Задание 13. Напишите реферат на одну из предложенных тем:
Форма отчета: текст реферата.
Задание 14. Учебная ситуация «Презентация авторской школы». Условия: подготовить проект учебного заведения, обосновывав необходимость реформирования школьного образования, раскрыть требования к уровню обязательной подготовки учащихся, охарактеризовать структуру образовательного стандарта, представить характеристику каждого этапа образования учащихся и об учебно-методических комплексах по разным предметам. Форма отчета: презентация авторской школы (10 баллов). .
Задание 15. Составьте комплекс разнообразных активных методов обучения (методов проблемного и интерактивного обучения), применение которых целесообразно и эффективно при изучении конкретных 2–3 тем (по выбору) по предмету Вашей специальности обучения. Форма отчета: комплекс активных методов обучения (5 баллов).
Задание 16. Составьте “коллекцию” дидактических игр для уроков по Вашей специальности обучения в соответствии с особенностями обучающихся различного возраста. Форма отчета: “коллекция” дидактических игр (5 баллов)..
Задание 17. Продемонстрируйте умение применять дескриптивную (описательную) порядковую шкалу при оценивании результатов обучения. Осуществите содержательную самооценку своих достижений и составьте на себя образовательную характеристику студента: дайте оценку хода и результата своей учебно-профессиональной деятельности, опишите степень образовательных “приращений” по блоку психолого-педагогических учебных дисциплин. Приступая к выполнению задания, прежде всего, вспомните содержание контроля в личностно-ориентированных технологиях обучения, сущность содержательной оценки, параметры диагностики результатов учебной деятельности, процедуру определения уровня развития личностных качеств, алгоритм проведения самооценки, содержание и структуру образовательной характеристики. Полагаем, что выполнение этого задания позволит Вам не только установить уровень и качество своего продвижения в профессионально-личностном развитии, но и определить задачи своего дальнейшего образования. Форма отчета: образовательная характеристика студента (5 баллов). Задание 18. Разработайте учебный проект по иностранному языку или зарубежной литературе (см. Приложение Г) Форма отчёта: учебный проект (10 баллов).
Задание 19. Ознайомтесь із Державною національною програмою "Освіта" і випишіть провідні завдання реформування дидактичних засад удосконалення освіти в Україні та завдання удосконалення навчального процесу. Форма отчета: тезисный конспект (5 баллов).
Задание 20. Окресліть основні завдання реформування змісту освіти й організації процесу навчання, що викладені в Державній національній програмі "Освіта". Форма отчета: тезисный конспект (5 баллов).
Задание 21. Складіть таблицю, відобразивши у ній прізвища відомих вчених-дидактиків та нові ідеї, якими вони збагатили дидактику. Форма отчета: заполненная таблица (5 баллов).
Задание 22. Зіставте структури процесу пізнання, учіння, логіки навчального процесу і проаналізуйте взаємозв'язок між ним. Форма отчета: схема структуры (5 баллов). Задание 23. Ознайомтесь з досвідом учителів-новаторів (Див.: Педагогічний пошук), передовим педагогічним досвідом і випишіть приклади ситуацій, в яких вчителі творчо використовували певні методи та прийоми навчання. Форма отчета: тезисный конспект (5 баллов).
Приложение Б К теме практического занятия «Методы и средства обучения» курс _______ группа_______ староста _________________________________________
Приложение В К теме практического занятия « Организационные формы обучения. Урок в современной школе » курс _______ группа________ староста ________________________________________
Приложение Г «Основные требования к оформлению проекта» «Методический паспорт учебного проекта»
Основные требования к оформлению проекта. Проект должен иметь пояснительную записку (теоретическую часть) со следующей структурой: § титульный лист (название учебного заведения, курс, группа, автор, название проекта, научный руководитель, место издания, год издания); § оглавление (перечень частей проекта); § краткая аннотация – краткая характеристика содержания (при необходимости на иностранном языке); § эпиграф (от греч. Epigraphe – надпись, поясняет основную идею произведения или характеризует его как бы от имени другого, более авторитетного лица); § введение; § основная часть (главы, разделы, параграфы); § заключение; § список используемых источников литературы; § приложения (визуальный ряд). Общие требования дополняются специфическим, определенным жанром проекта. Методический паспорт учебного проекта. Рекомендации включают следующие разделы, заполнение некоторых из них мы приведем для виртуального проекта: 1. Тема и информационное содержание учебного проекта связаны с изучением конкретной темы в определённом классе. 2. Цели образовательные и воспитательные. 3. Задачи учебно-педагогические: сбор, систематизация и размещение на сайте школы информации о школьном музее. 4. Возраст учащихся. 5. Время работы над проектом. 6. Режим работы: внеурочный, 3 часа в неделю. 7. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: компьютер, доступ в Интернет, сканер, учебная и учебно-методическая литература. 8. Дополнительно привлекаемые участники (специалисты): руководитель школьного музея, преподаватель информатики. 9. ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы: навыки работы с историческими источниками, умение анализировать имеющийся материал, умение делать выводы, выделять главное в исследуемом материале, владение знаниями по хронологии рассматриваемых событий, умения и навыки работы с компьютером (в том числе в сети Интернет), умение определять цели и задачи работы, определять ее этапы, демонстрировать публично результаты своей деятельности (организовать и провести презентацию). 10. Мотивация к познанию, работе: личный интерес учащихся. 11. Предполагаемые приращения: новое содержание по теме; новые практические приемы. 12. Знания, на получение которых нацелен результат. 13. Развитие навыков. Необходимо также рассмотреть характеристику учебного проекта (по типологическим признакам), заполнив таблицу, например:
Метод учебных проектов позволяет внести в современную технологию обучения два существенных дополнения – изменение в функции знаний и способов организации процесса их усвоения. Процесс усвоения знаний перестает носить характер рутинного заучивания и организуется в многообразных формах поисковой, проектной, мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс. Основой учебного проектирования становится усвоение как знаний, так и способов самого усвоения, развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающегося. Этот метод отвергает бесполезные знания ради знаний, навыки, ради навыков и умения ради умений. Следующая существенная черта метода учебных проектов – решительное выдвижение на первый план социальной природы всякого обучения и развития личности, с чем связана ориентация на групповые формы обучения, совместную деятельность, на многообразие форм взаимодействия, межличностных отношений и общения. Для осуществления проектной деятельности учащихся необходимо, чтобы ею владел сам учитель. Есть пословица, ясно выражающая сущность проектного метода обучения: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, сделай вместе со мной – и я научусь» (китайская пословица). Метод проектов требует от учителя высокого мастерства, умения работать по ситуации, одновременно организовывать и направлять различные виды деятельности детей, в совершенстве владеть проектной технологией. Но, как и в любом большом интересном деле, возможны ошибки, о которых хотелось бы предупредить: Ø упрощение и банальная трактовка проекта в качестве некоего алгоритма, автоматически ведущего к развитию творческой личности, так как сама по себе реализация проектов, особенно если это происходит «массово», не решает проблем развития творческого мышления, не создает мотивации к учению, не прививает навыков самообразования и саморазвития; Ø косность, которая может проявиться в том, что метод учебных проектов будет рассматриваться в качестве единственного средства обучения. Это неверно, так как необходимо рациональное сочетание всех имеющихся средств и методов обучения. И только высокая профессиональная подготовка учителя позволяет расширить перспективу и результативность проектного метода; Ø использование учебного проекта в рамках одного предмета, который не учитывает того, что «знание в современном мире, став «третьей социальной силой» (после денег и власти), даст человеку возможность занять место в современной культуре и цивилизации лишь будучи представлено в оценке современного информатизированного общества, т. е. системное, междисциплинарное, обобщенное»; Ø преувеличенный оптимизм, учитывающий исключительно новые позитивные возможности, открываемые методом проектов, так как в этом случае существует опасность «успокоиться» и перестать искать новые идеи, перспективы и возможности развития метода учебных проектов. Проектирование возможно только в отношении, в рефлексии уже совершаемой вами деятельности, проектирование есть форма управления развитием деятельности. Поэтому, прежде чем перейти к описанию структуры проекта, необходимо дать определение деятельности. Деятельность человека может быть организована в различных режимах: как функционирующая и как развивающаяся. Если в основе организации деятельности лежит жесткое выполнение правил и норм, ориентация на прототипы (на традицию и опыт), стремление к определенному продукту, то она организована как функционирующая. Если деятельность организована как ответ на возникшую проблемную ситуацию, в которой преобладает неопределенность в выборе средств, вариантов организации деятельности, разное понимание целей и задач. Если приходится двигаться на ощупь, методом проб и ошибок с возможными и негативными и позитивно уникальными результатами, то такая деятельность носит развивающийся характер. Вот управление развивающейся деятельностью и является проектированием. Итак, есть знание и понимание правил организации деятельности – функционирующая деятельность. Эти знания надо добыть – развивающаяся деятельность, проект. Широко распространенным явлением в социальном мире является имитация деятельности. Имитация деятельности – это невозможность реализовать заявленную деятельностную позицию. Имитация деятельности возникает из-за того, что существующее многообразие норм деятельности одни люди могут исполнить, а другие - нет, т.е. разные люди обладают разными способностями к разным видам деятельности. Случаи имитации деятельности: 1. Тексты (программы, концепции, планы работ) не подтверждаются последующими действиями авторов. Таким образом, представленные документы носят фиктивный и безответственный для всех участвовавших в их создании людей характер. Демонстрируемая цель является ложной, действия выдают другую, тщательно скрываемую цель (чаще всего утилитарную). Такой тип самоопределения можно назвать «интеллектуальной нечестностью». 2. Ценности реализуются в деятельности. Но исполнение идет явно по более нижележащей норме, чем декларировалось, т.е. не может быть ожидаемого результата из-за отсутствия соответствующих способностей. В такой ситуации, чтобы сохраниться приходится оберегать свое место в деятельности от сравнения с аналогичными случаями, специально «организовывать» рефлексию, строить мифы, использовать и другие методы для протезирования самосознания причастных к этой ситуации людей. 3. Кооперация с имитационными позициями внутри системы деятельности. Стремление расширить масштаб деятельности, приводит к тому, что в нее включаются люди, самоопределяющиеся иначе. После чего начинает резко падать качество исполнения деятельности. Еще более бессмысленно расширение масштаба проекта с использованием методов административного принуждения и манипулирования. 4. Кооперация с имитационными позициями вне системы деятельности. Внешние управленческие позиции пытаются вписать деятельностные позиции в имитационную систему. Даже при наличии хорошо организованной системы деятельности ее реализация может быть остановлена или искажена внешними управляющими имитационными позициями. 5. При организации и исполнении деятельности необходимо учитывать социально-культурный контекст, существующие традиции, сложившиеся связи и отношения. Проект – (от лат. projectus, в буквальном переводе – брошенный вперед), 1) реалистичный замысел, план о желаемом будущем; 2) совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов) для создания какого-либо продукта, содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления; 3) метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и ее практическом достижении. Проектирование – словари толкуют как действие по одному из значений слова «проект». Слово «проектирование» происходит от слова «проект» и обозначает деятельность, инициируемую проблемой, включающую строго упорядоченную последовательность действий, приводящую к реальному результату. Поэтому основным для слова «проект» будет его значение образа будущего. Более полное раскрытие стратегии и технологии проектирования предполагает опору на следующие понятия: § основания, ценности и смысл проектирования; § принципы, нормы и правила проектирования; § цели и задачи проектирования, его ожидаемые результаты; § субъекты и участники проектирования, их роль и взаимодействие; § содержание проектирования, его логическая структура, этапы; § методы, средства, технологии проектирования; § формы организации проектировочной деятельности; § ресурсы, необходимые для проектирования; § условия проектировочной деятельности; § требования к субъектам проектирования, их подготовки.
Учебный проект, с точки зрения учителя, – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т. е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Учебный проект, с точки зрения учащегося, – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Структура учебного проекта. «Проект» – это пять «П»: проблема проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация. Шестое «П» – это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневники, планы, отчеты и др.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 756; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.45.82 (0.011 с.) |