Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 13-14: Использование проектных технологий обучения в практике современной школыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте (для самостоятельного изучения) Цель: изложить теоретико-методический аспект создания современного педагогического инструментария, совместной деятельности педагогов и учащихся при реализации образовательного проекта; обучить навыкам проектирования и построения педагогических технологий совместной деятельности. Блок самоконтроля По итогам изучения данной темы вы должны знать:
По итогам изучения данной темы вы должны уметь:
Основные вопросы темы: 1. Цели и особенности проектной деятельности. 2. Понятие «учебный проект», основные принципы составления учебного проекта. 3. Структура учебного проекта. 4. Классификация учебных проектов. Что записать в ваш педагогический словарь: проект, понятие «учебный проект», структура учебного проекта, принципы проектной деятельности, образовательный стандарт, формы организации учебной деятельности, имитация деятельности, методический паспорт проекта. Самостоятельная работа студентов по теме „Использование проектных технологий обучения в практике современной школы ” Задание 1. Составьте опорный конспект по основным теоретическим положениям темы. Форма отчёта: опорный конспект
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Валеев Г.Х. Объект, предмет и тема научного исследования / Г.Х.Валеев // Педагогика. – 2002. – № 2. – 31 с. 2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии /В.В.Гузеев. - М., 1996. 3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образованиия: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат и др. / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 1999.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Леонтьева О. Школа, где учатся общению и занимаются без всяких отметок / О.Леоньева// Директор школы. – 2003. – № 1. – 97 с. 2. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска / Н.Ю.Пахомова// Учитель. – 2000. – № 1. 3. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности/ Н.Ю.Пахомова // Учитель. – 2000. – № 4. 4. Тарасова И.П. Метод проектов в образовательном учреждении / И.П. Тарасова// Приложение к журнал «Профессиональное образование». – 2004. – № 12. – 110 с. 5. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула /И.Д.Чечель// Директор школы. – 1998. – № 3. 6. Щербо И. Бросок вперед, или второе пришествие метода проектов/ И.Щербо // Директор школы. – 2003. – № 7. – 110 с.
Укажите литературу, которой вы пользовались при выполнении заданий самостоятельной работы: …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..............................................................................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение А Задания по выбору студентов
Задание 1. По каждой теме напишите по 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы (кроме учебников и учебных пособий), составьте свои аннотация к выбранным изданиям. Форма отчета: соответствующая картотека (10 баллов). Задание 2. Обоснуйте классические педагогические идеи с точки зрения их актуальности. Форма отчета: анализ педагогических идей (5 баллов). Задание 3. Представьте в виде модели воспитательную систему современной школы. Форма отчета: модель воспитательной системы (10 баллов). Задание 4. Теоретический анализ авторских концепций и школ воспитания. Форма отчета: анализ авторских концепций (5 баллов).
Задание 5. Подберите отрывки из художественных и научных текстов по одной из предлагаемых тем: § Культура и образование. § Системный подход к образованию. § Современные концепции содержания образования в отечественной и мировой педагогике. § Дополнительное образование в Украине: история и современность. § Индивидуальная, групповая, фронтальная организация обучения, их оптимальное сочетание. § Уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-экскурсии, уроки-дискуссии и т.д. § Педагогические и организационно-методические основания выбора учителем форм организации обучения. Составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием автора, названия книги, издания, страницы) Форма отчета: фрагмент хрестоматии (10 баллов). Задание 6. Проследите, как реализуется в курсе дисциплины, которую вы будете преподавать: § принципы отбора содержания образования; § система межпредметных связей. Форма отчета: текст исследования (с приложением схем, таблица).
Задание 7. Формирование умений отбора и конструирования конкретного содержания образования для уроков с помощью следующих заданий по выбору: § создайте наглядное пособие для урока; § подберите учебные тексты разной сложности для развития у детей умений учебного труда (выделять главное, планировать, находить ответы к вопросам и пр.); § разработайте на материале конкретной темы кроссворд, лото, домино или другую дидактическую игру данного типа; § подберите учебные тексты разной сложности для развития у детей умений учебного труда (выделять главное, планировать, находить ответы к вопросам и пр.); § составьте индивидуальные или дифференцированные карточки с заданиями, упражнениями, примерами и пр. для разных этапов урока. Форма отчета: в соответствии с выбранным заданием.
Задание 8. Среди многочисленных теорий отбора содержания образования к важнейшим относятся концепции дидактического материализма, формализма, утилитаризма, проблемно-комплексная концепция, концепция структурализма, экземпляризма, функционального материализма, программирования и др. Рассмотрите их сущность и заполните таблицу.
Форма отчета: заполненная таблица (5 баллов)..
Задание 9. Современному учителю необходимо знать функциональные возможности современных электронных средств, условия их эффективного применения в учебном процессе. Спрогнозируйте изменение дидактической концепции, если ее главное звено “учитель-ученик” заменить на “информационная система-ученик”. Форма отчета: вариант дидактической концепции (10 баллов).. Задание 10. Предложите классификацию электронных средств обучения по личностно-ориентированному основанию, например, с точки зрения личностных качеств ученика или видов его деятельности. Назовите принципы, руководствуясь которыми необходимо составлять обязательные «Перечни» средств обучения федерального уровня, национально-регионального, школьного и ученического уровней. Форма отчета: классификация электронных средств обучения (5 баллов). . Задание 11. Составьте кроссворд по теме «Содержание образования» (не менее 20 заданий по вертикали и по горизонтали). Форма отчета: кроссворд и варианты ответов (5 баллов).
Задание 12. Напишите эссе по проблеме «Чем можно объяснить возрождение интереса к классическому и гуманитарному образованию в век научных технологий»? Форма отчета: текст эссе.
Задание 13. Напишите реферат на одну из предложенных тем:
Форма отчета: текст реферата.
Задание 14. Учебная ситуация «Презентация авторской школы». Условия: подготовить проект учебного заведения, обосновывав необходимость реформирования школьного образования, раскрыть требования к уровню обязательной подготовки учащихся, охарактеризовать структуру образовательного стандарта, представить характеристику каждого этапа образования учащихся и об учебно-методических комплексах по разным предметам. Форма отчета: презентация авторской школы (10 баллов). .
Задание 15. Составьте комплекс разнообразных активных методов обучения (методов проблемного и интерактивного обучения), применение которых целесообразно и эффективно при изучении конкретных 2–3 тем (по выбору) по предмету Вашей специальности обучения. Форма отчета: комплекс активных методов обучения (5 баллов).
Задание 16. Составьте “коллекцию” дидактических игр для уроков по Вашей специальности обучения в соответствии с особенностями обучающихся различного возраста. Форма отчета: “коллекция” дидактических игр (5 баллов)..
Задание 17. Продемонстрируйте умение применять дескриптивную (описательную) порядковую шкалу при оценивании результатов обучения. Осуществите содержательную самооценку своих достижений и составьте на себя образовательную характеристику студента: дайте оценку хода и результата своей учебно-профессиональной деятельности, опишите степень образовательных “приращений” по блоку психолого-педагогических учебных дисциплин. Приступая к выполнению задания, прежде всего, вспомните содержание контроля в личностно-ориентированных технологиях обучения, сущность содержательной оценки, параметры диагностики результатов учебной деятельности, процедуру определения уровня развития личностных качеств, алгоритм проведения самооценки, содержание и структуру образовательной характеристики. Полагаем, что выполнение этого задания позволит Вам не только установить уровень и качество своего продвижения в профессионально-личностном развитии, но и определить задачи своего дальнейшего образования. Форма отчета: образовательная характеристика студента (5 баллов). Задание 18. Разработайте учебный проект по иностранному языку или зарубежной литературе (см. Приложение Г) Форма отчёта: учебный проект (10 баллов).
Задание 19. Ознайомтесь із Державною національною програмою "Освіта" і випишіть провідні завдання реформування дидактичних засад удосконалення освіти в Україні та завдання удосконалення навчального процесу. Форма отчета: тезисный конспект (5 баллов).
Задание 20. Окресліть основні завдання реформування змісту освіти й організації процесу навчання, що викладені в Державній національній програмі "Освіта". Форма отчета: тезисный конспект (5 баллов).
Задание 21. Складіть таблицю, відобразивши у ній прізвища відомих вчених-дидактиків та нові ідеї, якими вони збагатили дидактику. Форма отчета: заполненная таблица (5 баллов).
Задание 22. Зіставте структури процесу пізнання, учіння, логіки навчального процесу і проаналізуйте взаємозв'язок між ним. Форма отчета: схема структуры (5 баллов). Задание 23. Ознайомтесь з досвідом учителів-новаторів (Див.: Педагогічний пошук), передовим педагогічним досвідом і випишіть приклади ситуацій, в яких вчителі творчо використовували певні методи та прийоми навчання. Форма отчета: тезисный конспект (5 баллов).
Приложение Б К теме практического занятия «Методы и средства обучения» курс _______ группа_______ староста _________________________________________
Приложение В К теме практического занятия « Организационные формы обучения. Урок в современной школе » курс _______ группа________ староста ________________________________________
Приложение Г «Основные требования к оформлению проекта» «Методический паспорт учебного проекта»
Основные требования к оформлению проекта. Проект должен иметь пояснительную записку (теоретическую часть) со следующей структурой: § титульный лист (название учебного заведения, курс, группа, автор, название проекта, научный руководитель, место издания, год издания); § оглавление (перечень частей проекта); § краткая аннотация – краткая характеристика содержания (при необходимости на иностранном языке); § эпиграф (от греч. Epigraphe – надпись, поясняет основную идею произведения или характеризует его как бы от имени другого, более авторитетного лица); § введение; § основная часть (главы, разделы, параграфы); § заключение; § список используемых источников литературы; § приложения (визуальный ряд). Общие требования дополняются специфическим, определенным жанром проекта. Методический паспорт учебного проекта. Рекомендации включают следующие разделы, заполнение некоторых из них мы приведем для виртуального проекта: 1. Тема и информационное содержание учебного проекта связаны с изучением конкретной темы в определённом классе. 2. Цели образовательные и воспитательные. 3. Задачи учебно-педагогические: сбор, систематизация и размещение на сайте школы информации о школьном музее. 4. Возраст учащихся. 5. Время работы над проектом. 6. Режим работы: внеурочный, 3 часа в неделю. 7. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: компьютер, доступ в Интернет, сканер, учебная и учебно-методическая литература. 8. Дополнительно привлекаемые участники (специалисты): руководитель школьного музея, преподаватель информатики. 9. ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы: навыки работы с историческими источниками, умение анализировать имеющийся материал, умение делать выводы, выделять главное в исследуемом материале, владение знаниями по хронологии рассматриваемых событий, умения и навыки работы с компьютером (в том числе в сети Интернет), умение определять цели и задачи работы, определять ее этапы, демонстрировать публично результаты своей деятельности (организовать и провести презентацию). 10. Мотивация к познанию, работе: личный интерес учащихся. 11. Предполагаемые приращения: новое содержание по теме; новые практические приемы. 12. Знания, на получение которых нацелен результат. 13. Развитие навыков. Необходимо также рассмотреть характеристику учебного проекта (по типологическим признакам), заполнив таблицу, например:
Метод учебных проектов позволяет внести в современную технологию обучения два существенных дополнения – изменение в функции знаний и способов организации процесса их усвоения. Процесс усвоения знаний перестает носить характер рутинного заучивания и организуется в многообразных формах поисковой, проектной, мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс. Основой учебного проектирования становится усвоение как знаний, так и способов самого усвоения, развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающегося. Этот метод отвергает бесполезные знания ради знаний, навыки, ради навыков и умения ради умений. Следующая существенная черта метода учебных проектов – решительное выдвижение на первый план социальной природы всякого обучения и развития личности, с чем связана ориентация на групповые формы обучения, совместную деятельность, на многообразие форм взаимодействия, межличностных отношений и общения. Для осуществления проектной деятельности учащихся необходимо, чтобы ею владел сам учитель. Есть пословица, ясно выражающая сущность проектного метода обучения: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, сделай вместе со мной – и я научусь» (китайская пословица). Метод проектов требует от учителя высокого мастерства, умения работать по ситуации, одновременно организовывать и направлять различные виды деятельности детей, в совершенстве владеть проектной технологией. Но, как и в любом большом интересном деле, возможны ошибки, о которых хотелось бы предупредить: Ø упрощение и банальная трактовка проекта в качестве некоего алгоритма, автоматически ведущего к развитию творческой личности, так как сама по себе реализация проектов, особенно если это происходит «массово», не решает проблем развития творческого мышления, не создает мотивации к учению, не прививает навыков самообразования и саморазвития; Ø косность, которая может проявиться в том, что метод учебных проектов будет рассматриваться в качестве единственного средства обучения. Это неверно, так как необходимо рациональное сочетание всех имеющихся средств и методов обучения. И только высокая профессиональная подготовка учителя позволяет расширить перспективу и результативность проектного метода; Ø использование учебного проекта в рамках одного предмета, который не учитывает того, что «знание в современном мире, став «третьей социальной силой» (после денег и власти), даст человеку возможность занять место в современной культуре и цивилизации лишь будучи представлено в оценке современного информатизированного общества, т. е. системное, междисциплинарное, обобщенное»; Ø преувеличенный оптимизм, учитывающий исключительно новые позитивные возможности, открываемые методом проектов, так как в этом случае существует опасность «успокоиться» и перестать искать новые идеи, перспективы и возможности развития метода учебных проектов. Проектирование возможно только в отношении, в рефлексии уже совершаемой вами деятельности, проектирование есть форма управления развитием деятельности. Поэтому, прежде чем перейти к описанию структуры проекта, необходимо дать определение деятельности. Деятельность человека может быть организована в различных режимах: как функционирующая и как развивающаяся. Если в основе организации деятельности лежит жесткое выполнение правил и норм, ориентация на прототипы (на традицию и опыт), стремление к определенному продукту, то она организована как функционирующая. Если деятельность организована как ответ на возникшую проблемную ситуацию, в которой преобладает неопределенность в выборе средств, вариантов организации деятельности, разное понимание целей и задач. Если приходится двигаться на ощупь, методом проб и ошибок с возможными и негативными и позитивно уникальными результатами, то такая деятельность носит развивающийся характер. Вот управление развивающейся деятельностью и является проектированием. Итак, есть знание и понимание правил организации деятельности – функционирующая деятельность. Эти знания надо добыть – развивающаяся деятельность, проект. Широко распространенным явлением в социальном мире является имитация деятельности. Имитация деятельности – это невозможность реализовать заявленную деятельностную позицию. Имитация деятельности возникает из-за того, что существующее многообразие норм деятельности одни люди могут исполнить, а другие - нет, т.е. разные люди обладают разными способностями к разным видам деятельности. Случаи имитации деятельности: 1. Тексты (программы, концепции, планы работ) не подтверждаются последующими действиями авторов. Таким образом, представленные документы носят фиктивный и безответственный для всех участвовавших в их создании людей характер. Демонстрируемая цель является ложной, действия выдают другую, тщательно скрываемую цель (чаще всего утилитарную). Такой тип самоопределения можно назвать «интеллектуальной нечестностью». 2. Ценности реализуются в деятельности. Но исполнение идет явно по более нижележащей норме, чем декларировалось, т.е. не может быть ожидаемого результата из-за отсутствия соответствующих способностей. В такой ситуации, чтобы сохраниться приходится оберегать свое место в деятельности от сравнения с аналогичными случаями, специально «организовывать» рефлексию, строить мифы, использовать и другие методы для протезирования самосознания причастных к этой ситуации людей. 3. Кооперация с имитационными позициями внутри системы деятельности. Стремление расширить масштаб деятельности, приводит к тому, что в нее включаются люди, самоопределяющиеся иначе. После чего начинает резко падать качество исполнения деятельности. Еще более бессмысленно расширение масштаба проекта с использованием методов административного принуждения и манипулирования. 4. Кооперация с имитационными позициями вне системы деятельности. Внешние управленческие позиции пытаются вписать деятельностные позиции в имитационную систему. Даже при наличии хорошо организованной системы деятельности ее реализация может быть остановлена или искажена внешними управляющими имитационными позициями. 5. При организации и исполнении деятельности необходимо учитывать социально-культурный контекст, существующие традиции, сложившиеся связи и отношения. Проект – (от лат. projectus, в буквальном переводе – брошенный вперед), 1) реалистичный замысел, план о желаемом будущем; 2) совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов) для создания какого-либо продукта, содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления; 3) метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и ее практическом достижении. Проектирование – словари толкуют как действие по одному из значений слова «проект». Слово «проектирование» происходит от слова «проект» и обозначает деятельность, инициируемую проблемой, включающую строго упорядоченную последовательность действий, приводящую к реальному результату. Поэтому основным для слова «проект» будет его значение образа будущего. Более полное раскрытие стратегии и технологии проектирования предполагает опору на следующие понятия: § основания, ценности и смысл проектирования; § принципы, нормы и правила проектирования; § цели и задачи проектирования, его ожидаемые результаты; § субъекты и участники проектирования, их роль и взаимодействие; § содержание проектирования, его логическая структура, этапы; § методы, средства, технологии проектирования; § формы организации проектировочной деятельности; § ресурсы, необходимые для проектирования; § условия проектировочной деятельности; § требования к субъектам проектирования, их подготовки.
Учебный проект, с точки зрения учителя, – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т. е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации. Учебный проект, с точки зрения учащегося, – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Структура учебного проекта. «Проект» – это пять «П»: проблема проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация. Шестое «П» – это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневники, планы, отчеты и др.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 849; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.104 (0.013 с.) |