Психология воспитания: предмет, задачи и методы. Стили воспитания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология воспитания: предмет, задачи и методы. Стили воспитания.



Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем.
Методы воспитания следует отличать от средств воспитания. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя. Методов очень много. Классификация методов по критерию источников передачи содержания: словесные, практические и наглядные методы.
Другая классификация методов построена на основе простейшей структуры личности:
1. Метод формирования сознания
2. Метод формирования поведения
3. Метод формирования чувств и отношений
Метод формирования сознания для того, чтобы передавать инфу от учителя к учащемуся и обратно. Центральное место здесь занимает метод убеждения. Метод убеждения в воспитании - это путь воздействия на знание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов.
Метод формирования поведения – практические методы. К этой группе методов относятся: упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации и др. Данные методы используются непосредственно для формирования поведения и деятельности учащихся, но косвенно они влияют и на формирование сознания человека.
Метод упражнений - это метод управления деятельностью школьников при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания).
Метод формирования чувств и отношения, стимулирующие познание и деятельность используются в единстве с методами формирования сознания и деятельнотси. К таким стимулирующим методам относятся поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др.
Разнообразные приемы могут быть сведены к 2 основным методам: оценке и требованию. В требовании педагогу важно, чтобы его требования к учащемуся стали его собственными требованиями. Требования делятся на побуждающие к действию (просьба, задание, приказ) и запрещающие действовать. Оценки делятся на позитивные и негативные.
Методы влияния.
Влияние в воспитании – деятельность воспитателя в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания, форма осуществления функций педагога.
4 основных способа влияния:
Убеждение включает в себя систему доводов, которые обосновывают выдвигаемые пожелания и предложения.
Внушение (суггестия). Внушающий вызывает у воспитуемого те представления, которые требуют действий с той же необходимостью, как если бы эти представления были получены непосредственно самим воспитуемым. Носит эмоционально-волевой характер и основывается на доверии.
Заражение чаще всего возникает в группе людей, которые руководствуются в своем поведении эмоциональным состоянием. Заражение основывается на переживании группой одних и тех же эмоций. Носит спонтанный характер.
Подражание – следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и копировании определенных черт характера другого.
Направленное (прямое и косвенное) и ненаправленное влияние.
Формы воспитания – это способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. КЛасиификация в зависимости от того как организованны учащиеся: массовые формы, кружковая-групповая и индивидуальная. Викторина, конкурсы знаний итд.
При осуществлении задач нравственного воспитания, мб такие формы как круглые столы, диспуты, беседа на этические темы итд.
Самовоспитание – процесс усвоения человеком опытапредшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Деятельность человека, направленная на изменение своей личностив соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.
Самообразованеи – истема внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленная на собственное развитие.
Самообученеи - Процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.
Высокий и низкий уровни этих процессов выделяет Маркова.
Самопознание: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.
Самообладание: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самопринуждение, самоисповедь.
Самостимулирование: самоутверждение, самоодобрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничесние.
Принципы воспитания: ориентация на ценностные отношения, принцип субъектности
Заокномерности воспитания - адектватное отражение объективной действителньости воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельнствах.

 

Стили воспитания

Различают 4 типа воспитания: авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный.

Авторитетный (демократический). Воспитатель (педагог, родитель) осознает свою важность в становлении личности ребенка, но и за ним признает право на саморазвитие. Трезво понимает, какие требования необходимо диктовать, а какие - обсуждать. В разумных пределах готов пересмотреть свои позиции, пойти на компромисс.

Либеральный. Взрослый высоко оценивает ребенка, считает простительными его слабости, легко общается, доверяет мнению ребенка, не склонен к запретам, ограничениям и контролю. Но по плечу ли ребенку такая свобода7 в каждом возрасте свои особенности, и маленькому ребенку либеральный стиль воспитания больше навредит, чем поможет.

Авторитарный. Взрослый хорошо представляет, какимдолжен быть ребенок и прилагает максимум усилий, чтобы приблизить его к «идеалу». Категоричные требования, неуступчивость, излишняя требовательность – основные составляющие авторитарных отношений.

Индифферентный (попустительский). Проблемы воспитания не являются у взрослого первостепенными. Свои проблемы ребенку приходится решать самому («пусть растет самостоятельным, а мне некогда»). Нет в таких отношениях и эмоциональной связи.

 

Остановимся подробнее на двух особенно часто встречающихся типах воспитания:

авторитарный и демократический.

Эти стили м.б. как в семье (отношения родители / дети), так и у педагога по отношению к детям группы, класса.

Авторитарный стиль воспитания — стратегия педагогического воздействия, основанная на безусловном подчинении воспитанника власти воспитателя. В рамках такого стиля само воспитание расценивается как целенаправленный процесс формирования личности; при этом ребенок, выступает объектомданного процесса, испытывающим на себе воздействие субъектавоспитания — родителя или педагога.

Авторитарный стиль воспитания в значительной мере складывается под влиянием принятого в обществе стиля руководства и подчинения. Авторитарная власть как в обществе в целом, так и в какой-либо социальной группе способствует насаждению авторитарных отношений во всех сферах общественной жизни. Так, человек, вынужденный в своей профессиональной деятельности беспрекословно подчиняться начальству, стремится и в сфере семейных отношений насадить подобный тип подчинения. Тем самым он, в частности, компенсирует неудовлетворенность от собственного зависимого положения в служебной иерархии и стремится выступить в роли безусловного авторитета в доступной ему сфере — в семейных отношениях, в деле воспитания детей. Немалую роль играет при этом и с детства усвоенные стереотипы воспитания, которые демонстрировали человеку его собственные родители.

 

Противники авторитарного стиля указывают, что он приводит к формированию у воспитанника пассивной личностной позиции, конформизма, бездумной зависимости от навязанного авторитета. Эти аргументы во многом справедливы. Ребенок, с малых лет приученный только подчиняться, утрачивает творческое начало, стремится уходить от ответственных решений; ему недостает инициативы и самостоятельности. В то же время формируется скрытая, бессознательная жажда власти. Обретя в зрелом возрасте достаточно высокий статус, такой человек как бы мстит окружающим за перенесенное в детстве унижение, прибегая в свою очередь к жестким методам руководства подчиненными и воспитания собственных детей.

 

В настоящее время педагоги и родители все чаще отказываются от этого метода воспитания, а вот в 60- 90х годах прошлого столетия это был основной метод воспитания, используемый в образовательных учреждениях и, часто, в семьях.

 

В противовес авторитарному выдвигается демократический стиль воспитания. В рамках такого подхода ребенок рассматривается уже не как объект воздействия, а как равноправный субъект взаимонаправленного диалога. Очевидно, что именно такой стиль является идеалом воспитания. Однако исключительная приверженность ему также чревата серьезными проблемами.

На самых ранних этапах своего развития беспомощный ребенок просто не обладает потенциалом уча

15:26:09

На самых ранних этапах своего развития беспомощный ребенок просто не обладает потенциалом участника равноправного взаимодействия. Воспитание на этом этапе может рассматриваться не иначе как воздействие старшего на ребенка. Но по ходу развития процесс постепенно приобретает взаимонаправленную форму, поначалу резко асимметричную. Равноправным участником взаимодействия человек становится лишь по достижении зрелости. Задача старших — чувствовать темп этого поступательного процесса и не предпринимать бесполезных попыток его затормозить или ускорить.

Таким образом, на ранних этапах развития ребенка некоторые элементы авторитарности в его воспитании полезны и необходимы. В ряде случаев следует не устраивать дискуссию о целесообразности какого-то действия, а однозначно потребовать его выполнения. Ребенок научается регулировать свое поведение постепенно; поначалу регулирующая функция принадлежит взрослому. Если же внешняя регуляция отсутствует, поведение ребенка долгое время продолжает оставаться спонтанным, импульсивным, безответственным. По мере взросления ребенок обретает способность принимать внешние, социальные нормы, требования и ограничения как свои собственные жизненные установки. Этому способствуют здоровые отношения в семье, которые, утрачивая элементы авторитарности, становятся все более демократичными.

 

Итак, элементы авторитарного стиля воспитания на определенном этапе развития ребенка могут сыграть положительную роль. Но если отношения в семье постоянно строятся на авторитарных принципах, это приводит к искажениям в развитии личности. В равной мере и противоположная крайность может породить распущенность и личностную незрелость.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.009 с.)