Умения как результат процесса учения. Состав действий и умений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Умения как результат процесса учения. Состав действий и умений.



ДЕ. Умения как результат процесса учения. Состав действий и умений.

Умение – потенциальная способность человека осуществлять действия. Действия и умения – два состояния одной реальности. Состав умений раскрывается через состав действий. Действие – преобразование некого объекта в некий результат, продукт. Действие состоит из 2-х компонентов – результата и продукта, третий компонент – акт преобразования (операции), четвертый компонент – средства действия, они могут быть и не быть. Пятый компонент – психическое состояния: психика – мотивационно-волевая сфера; способы действия – познавательная сфера; удовольствие или отрицательные эмоции – эмоциональная сфера и самосознание.
Объект – это некотрая реальность, вещь, которая преобразуется. Преобразования происходят по определенным свойствам этого объекта – это предмет действия. У одного и того же объекта бывают разные свойства, соответственно возможно много предметов действия, но также у объекттов могут быть и одинаковые свойства – предметы, с которыми можно осущствлять одни и теже действия.ЙСТВИЯ - процесс преобразования некоторого субъекта для изменения его свойств в определенной направленности. СОСТАВ ДЕЙСТВИЯ: объект- его свойства, предметы преобразования, акты, средства, операции и их виды по функциям. Три вида операций актов преобразования: исполнительные (те самые которые осуществляют преобразование), познавательные или ориентировочные: продуктивные (не знали как делать, но надо узнать) и репродуктивные (если знаете как делать, но надо вспомнить и делать) - эти операции могут быть осозноваемы и неосозноваемы, контрольно- корректировочные (когда мы знаем и делаем).

ТИПЫ ЗНАНИЯ О ДЕЙСТВИИ: мера полноты знания о действии (есть знание о всех компонентах), мера обобщенности знания о действии, способы получения знания о действии (могут даваться со стороны в готовом виде или самостоятельно). Восемь типов знания о действии (делятся на основании полноты-неполноты, обобщенности-конкретности, готовом виде-самостоятельности):

1. Неполное, конкретное, получено самостоятельно,

2. Полное, конкретное, в готовом виде,

3. Полное, обобщенное, в готовом виде.

СВОЙСТВА ЗНАНИЙ И ДЕЙСТВИЙ:

1. Уровень (форма, степень интересолизации) знаний и умений. По этому свойству знания о действии бывают: материализованные (текст- имеете перед собой и с ним работаете), речевые (можете работать без инструкций, не требуют внимания носителя), умственные (не требуют предварительного воспоминания).

2. Степень осозноваемости: полная осознаваем ость, частичная осознаваемость, полная.

3. Сознательность - способность осознавать состав действий и умений.

4. Мера гибкости.

5. Мера психологической направленности.

Процесс учения: Старается понять содержание этих знаний (усвоить) и действовать, закрепление, контроль. Понимание: задействована познавательная сфера. Восприятие и осмысление. Типы понимания: репродуктивное (ситуация информационного метода), продуктивное. Существует 5 познавательных операций: анализ (разделение и выделение), абстракция, обобщение (объединение в логический класс объектов), синтез (объединение как частей в целое), знаково-символические операции (использование знаковых средств для переработки информации).

7.2.1. Определение понятий "умение" и "навык"

Непосредственными целями любого учебного предмета являются усвоение учащимися системы знаний и овладение ими определенными умениями и навыками. При этом овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т.е. указывают, как следует выполнять то или иное умение или навык (см. анимацию).
Для того чтобы разобраться в вопросе о путях и механизмах формирования у учащихся умений и навыков, надо сначала уяснить, что собой предоставляют умения и навыки (см. Хрест. 7.3).
До сих пор не уточнены соотношения между понятиями "умения" и "навыки". Большинство психологов и педагогов считают, что умение - более высокая психологическая категория, чем навыки. Педагоги-практики придерживаются обратной точки зрения: навыки представляют более высокую стадию овладения физическими упражнениями и трудовыми действиями, чем умения.
Одни авторы под умениями понимают возможность осуществлять на профессиональном уровне какую-либо деятельность, при этом умения формируются на базе нескольких навыков, характеризующих степень овладения действиями. Поэтому навыки предшествуют умению.
Другие авторы под умениями понимают возможность осуществлять какое-либо действие, операцию. По их понятию, умение предшествуют навыку, который рассматривается как более совершенная стадия овладения действиями.
Умение и навык есть способность совершать то или иное действие. Различаются они по степени (уровню) овладения данным действием.
Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.
Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов.
Когда человек читает книгу, контролируя смысловое и стилевое содержание ее, то считывание букв и слов происходит автоматически. Когда же он читает рукопись для выявления в ней опечаток, то контроль направлен уже на восприятие букв и слов, а смысловая сторона написанного уходит на второй план. Но в том и в другом случае человек умеет читать, и это умение у него доведено до уровня навыка (Ильин Е.П., 1986, С. 138-147).
Умение - это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка. Умение обычно соотносят с уровнем, выражающимся на начальном этапе в форме усвоенного знания (правила, теоремы, определения и т.п.), которое понято учащимися и может быть произвольно воспроизведено. В последующем процессе практического использования этого знания оно приобретает некоторые операциональные характеристики, выступая в форме правильно выполняемого действия, регулируемого этим правилом. В случае каких-либо возникающих трудностей учащийся обращается к правилу с целью контроля за выполняемым действием или при работе над допущенными ошибками.
Навыки - это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью (Рубинштейн С.Л., 1946. С. 553-554).
Это значит, что когда мы формируем в процессе обучения у ученика способность совершать какое-то действие, то сначала он выполняет это действие развернуто, фиксируя в сознании каждый шаг совершаемого действия. То есть способность выполнять действие формируется сначала как умение. По мере тренировки и выполнения этого действия умение совершенствуется, процесс выполнения действия свертывается, промежуточные шаги этого процесса перестают осознаваться, действие выполняется полностью автоматизировано - у ученика образуется навык в выполнении этого действия, т.е. умение переходит в навык (см. анимацию).
Но в ряде случаев, когда действие сложное, и его выполнение состоит из многих шагов, при любом совершенствовании действия оно остается умением, не превращаясь в навык. Поэтому умения и навыки различаются еще в зависимости от характера соответствующих действий.
Если действие элементарное, простое, используемое широко при выполнении более сложных действий, то его выполнение формируется обычно как навык, например, навык письма, чтения, устных арифметических действий над небольшими числами и т.д. Если же действие сложное, то выполнение этого действия, как правило, формируется как умение, в состав которого, входит один или несколько навыков.
Таким образом, термин "умение" имеет два значения:
1) Как первоначальный уровень овладения каким-либо простым действием. В этом случае навык рассматривается как высший уровень овладения этим действием, автоматизированное его выполнение: умение переходит в навык.
2) Как способность осознанно выполнять сложное действие с помощью ряда навыков. В этом случае навык - это автоматизированное выполнение элементарных действий, из которых состоит сложное действие, выполняемое с помощью умения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 943; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.005 с.)