Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие тактика, тактические действия в волейболе

Поиск

ГЛАВА 1. ОБУЧЕНИЕ ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ В ВОЛЕЙБОЛЕ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Понятие тактика, тактические действия в волейболе

Под тактикой игры следует понимать целесообразные, согласованные действия игроков команды, направленные на достижение победы. Тактика состоит из средств и способов ведения игры, которые используются с учетом конкретных задач, возникающих в процессе соревнований.[1]

Тактика игры - совокупность тактических действий (индивидуальных или коллективных), направленных на достижение победы над соперником.[2]

Тактика игры - это организация действий команды в спортивной борьбе посредством индивидуальных, групповых[3]

Приём игры - обусловленное правилами двигательное действие, специфическое для волейбола. Выделяют приёмы нападения и приёмы защиты.

Тактические действия - рациональное использование приёмов игры направленных на победу над соперником.

Тактическая подготовка - педагогический процесс, направленный на совершенное овладение тактическими действиями и обеспечивающих их эффективность в игровой и соревновательной деятельность.

Индивидуальные тактические действия - действия игроков, направленные на решение определённой тактической задачи в данный момент игры.

Групповые тактические действия - взаимодействие двух или нескольких игроков для решения конкретной задачи.

Командные тактические действия - взаимодействие всех игроков команды в нападении и защите.

Важное место в тактике занимают индивидуальные, групповые и командные тактические действия. Первые связаны с предугадыванием игровых ситуаций, выбором места, игровой активностью и выполнением технико-тактических действий, а вторые с применением общекомандных систем игры и комбинаций.[4]

Средства тактики объединяют все действия игрока без мяча и с мячом, то есть все технические приемы и их разновидности.
Тактическими способами ведения игры называются согласованные действия нескольких игроков (тактические комбинации) или всей команды (системы игры).

Каждая система игры характеризуется расстановкой игроков на площадке и распределением обязанностей между ними.

Основные задачи тактической подготовки волейболистов:

1) развитие психофизических способностей;

2) приобретение тактических знаний (общие основы теории тактики волейбола, анализ тактических действий, основы взаимодействия двух, трёх, четырёх игроков, тактика сильнейших спортсменов и команд и др.);

3) обучение практическому использованию приёмов, элементов, вариантов тактики;

4) совершенствование тактического умения с учётом игровых функций волейболистов;

5) формирование умения быстро переходить от нападения к защите и наоборот;

6) формирование умения эффективно использовать технические приёмы и тактические действия в различных игровых ситуациях;

7) изучение применяемых игровых систем в защите и нападении и их вариантов;

8) изучение команд соперника (технико-тактическая и волевая подготовленность);

9) анализ участия в соревнованиях

Средства и методы обучения тактическим действиям в волейболе

Обучение тактике и совершенствование в ней основываются на привалах и положениях образования двигательных навыков.

Ведущее место в тактической подготовке занимают упражнения по тактике (индивидуальные, групповые, командные), двусторонние, контрольные, календарные игры, теория тактики волейбола, а также подготовленные упражнения для развития быстроты реакции и перемещения, ориентировки, подвижные и спортивные игры, упражнения на переключение внимания и др.

Методы тактической подготовки те же, что и при решении задач технической подготовки, но с учётом специфики тактики. При показе необходимо использовать макеты площадки, фильмы, схемы, плакаты, видеофильмы и др. При изучении тактических действий и их совершенствовании применять определённые ориентиры, сигналы.

Тактическая подготовка должна быть органически связана с физической, технической, волевой и теоретической подготовками.

Главное средство обучения и совершенствования тактики игры - многократное выполнение упражнений, действий, элементов.[9]

Освоение и совершенствование волейболистами тактических действий должно идти в следующей последовательности (организация упражнений):

· Без сопротивления партнёров;

· С пассивным сопротивлением;

· С активным, управляемым, сопротивлением;

· В соревновательной форме с партнёрами по команде;

· В соревновательной форме с противником;

Период начального обучения тактике условно можно разделить на четыре этапа:

1 этап - главное внимание уделять развитию специальных качеств, необходимых для реализации тактических действий в игре - быстроты сложных реакций, быстроты отдельных движений и действий, ориентировки, быстроты перемещений, наблюдательность, переключение с одних действий на другие (основу тренировки составляю задания в ответ на зрительные и слуховые сигналы);

2 этап - формирование тактических умений в процессе обучения техническим приёмам (выполнение упражнений по заданию, по сигналу, на точность);

3 этап - обучение индивидуальным тактическим действиям с помощью упражнений по тактике (создание условий, при которых игроки должны выбирать действия в зависимости от направления и траектории полёта мяча, от действия нападающих или защитников и др.);

4 этап - изучение групповых тактических действий и на этой основе освоение командных тактических действий с помощью подготовительных, подводящих упражнений и упражнений по технике и тактике игры.

Дыхательная система

Система дыхания совершенствуется с возрастом. Увеличивается длительность дыхательного цикла и скорость вдоха, продолжительнее становится выдох, снижается чувствительность дыхательного центра к недостатку кислорода и избытку углекислого газа. Совершенствуется регуляция дыхания, в том числе произвольная регуляция при осуществлении речевой функции. Экономизируются дыхательные реакции на нагрузки.

Возрастает дыхательный объем и соответственно снижается частота дыхания в 1 минуту. В 12-летнем возрасте частота дыхания составляет 19 вд./мин, а к 14-летнему возрасту она приближается к взрослому уровню —16-18 вд./мин. Минутный объем дыхания в 10 лет составляет около 4 л/мин, в 14 лет—около 5 л/мин. Происходящие изменения носят прогрессивный характер, позволяя улучшить газообмен в легких, так как при частом и неглубоком дыхании воздух обменивается преимущественно в воздухоносных путях, очень мало изменяя состав альвеолярного воздуха.

Масса легких в 12 лет оказывается в 10 раз больше первоначальной, но все же вдвое меньше, чем у взрослых. Повышение возбудимости дыхательного центра и временные нарушения регуляции дыхания вызывают у подростков особую непереносимость кислородного дефицита. При гипоксических состояниях у них могут возникать головокружения и обмороки.[25]

Объемы легких зависят от стадий полового созревания, которые проходят у девушек раньше, чем у мальчиков. Общая емкость легких и жизненная емкость легких у 13-летних девочек составляют около 93% от величин этих объемов у 18-летних девушек, а у 12-13-летних мальчиков — лишь 73% к этим объемам у 18-летних юношей. У мальчиков ЖЕЛ больше, чем у девочек, на всех стадиях полового развития. С небольшими колебаниями ЖЕЛ составляет в среднем школьном возрасте — порядка 2 л.

Прекращение прироста функциональных показателей дыхания происходят в женском организме в возрасте 17-18лет, в мужском — в возрасте 19-20 лет.

Развитие нервной системы

В среднем и старшем школьном возрасте значительное развитие отмечается во всех высших структурах ЦНС. К периоду половой зрелости вес головного мозга по сравнению с новорожденным увеличивается в 3.5 раза у юношей и в 3 раза у девушек.

В коре больших полушарий общая длина борозд к 10 годам увеличивается в 2 раза, а площадь коры — в 3 раза. У подростков заканчивается процесс миелинизации нервных путей.

В возрасте 10-12 лет усиливаются тормозные влияния коры на подкорковые структуры. Формируется близкие к взрослому типу корково-подкорковые взаимоотношения с ведущей ролью коры больших полушарий и подчиненной ролью подкорки.

У 13-летних подростков существенно улучшается способность к переработке информации, быстрому принятию решений, повышение эффективности тактического мышления. Время решения тактических задач у них достоверно сокращается по сравнению с 10-летними. Оно мало изменяется к 16- летнему возрасту, но еще не достигает взрослых величин.

Помехоустойчивость поведенческих реакций и двигательных навыков достигает взрослого уровня уже к возрасту 13 лет. Эта способность имеет большие индивидуальные различия, она контролируется генетически и мало изменяется в процессе тренировки.

Гормональные и структурные перестройки переходного периода замедляют рост тела в длину, Снижают темпы развития силы и выносливости.

С окончанием этого периода перестроек в организме (после 13 лет у девочек и 15 лет у мальчиков) снова усиливается ведущая роль левого полушария головного мозга, налаживаются корково-подкорковые отношения с ведущей ролью коры. Снижается повышенный уровень корковой возбудимости и нормализуются процессы высшей нервной деятельности.

Переход от возраста подростков к юношескому возрасту знаменуется возросшей ролью переднелобных третичных полей и переходом доминирующей роли от правого к левому полушарию (у правшей). Это приводит к значительному совершенствованию абстрактно-логического мышления, развитию второй сигнальной системы и процессов экстраполяции.

Деятельность ЦНС вплотную приближается к взрослому уровню, но ещё отличается меньшими функциональными резервами, более низкой устойчивостью к действию высоких умственных и физических нагрузок.

В среднем школьном возрасте (к 12-14 годам) в основном заканчивается созревание всех сенсорных систем.

ГЛАВА 1. ОБУЧЕНИЕ ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ В ВОЛЕЙБОЛЕ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Понятие тактика, тактические действия в волейболе

Под тактикой игры следует понимать целесообразные, согласованные действия игроков команды, направленные на достижение победы. Тактика состоит из средств и способов ведения игры, которые используются с учетом конкретных задач, возникающих в процессе соревнований.[1]

Тактика игры - совокупность тактических действий (индивидуальных или коллективных), направленных на достижение победы над соперником.[2]

Тактика игры - это организация действий команды в спортивной борьбе посредством индивидуальных, групповых[3]

Приём игры - обусловленное правилами двигательное действие, специфическое для волейбола. Выделяют приёмы нападения и приёмы защиты.

Тактические действия - рациональное использование приёмов игры направленных на победу над соперником.

Тактическая подготовка - педагогический процесс, направленный на совершенное овладение тактическими действиями и обеспечивающих их эффективность в игровой и соревновательной деятельность.

Индивидуальные тактические действия - действия игроков, направленные на решение определённой тактической задачи в данный момент игры.

Групповые тактические действия - взаимодействие двух или нескольких игроков для решения конкретной задачи.

Командные тактические действия - взаимодействие всех игроков команды в нападении и защите.

Важное место в тактике занимают индивидуальные, групповые и командные тактические действия. Первые связаны с предугадыванием игровых ситуаций, выбором места, игровой активностью и выполнением технико-тактических действий, а вторые с применением общекомандных систем игры и комбинаций.[4]

Средства тактики объединяют все действия игрока без мяча и с мячом, то есть все технические приемы и их разновидности.
Тактическими способами ведения игры называются согласованные действия нескольких игроков (тактические комбинации) или всей команды (системы игры).

Каждая система игры характеризуется расстановкой игроков на площадке и распределением обязанностей между ними.

Основные задачи тактической подготовки волейболистов:

1) развитие психофизических способностей;

2) приобретение тактических знаний (общие основы теории тактики волейбола, анализ тактических действий, основы взаимодействия двух, трёх, четырёх игроков, тактика сильнейших спортсменов и команд и др.);

3) обучение практическому использованию приёмов, элементов, вариантов тактики;

4) совершенствование тактического умения с учётом игровых функций волейболистов;

5) формирование умения быстро переходить от нападения к защите и наоборот;

6) формирование умения эффективно использовать технические приёмы и тактические действия в различных игровых ситуациях;

7) изучение применяемых игровых систем в защите и нападении и их вариантов;

8) изучение команд соперника (технико-тактическая и волевая подготовленность);

9) анализ участия в соревнованиях



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 2370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.242.149 (0.007 с.)