ТОП 10:

Структура предмета специализации «Волейбол»,



программные требования

 

Модель специалиста-тренера по волейболу определяет, «задаст» струк­туру и содержание процесса подготовки в академии (институте) физи­ческой культуры, в целом представляя собой конечный результат, «эта­лон» специалиста. Модель специалиста определяет набор дисциплин учеб­ного плана, который и определяет, чему учить и сколько времени это­му посветить, и является, в свою очередь, моделью подготовки специ­алиста.

Курс специализации занимает значительное место в учебном плане. Этот курс состоит из разделов: теория и методика обучения волейболу;

теория и методика тренировки; спортивно-педагогическое совершен­ствование; медико-биологические и психологические особенности во­лейбола; материально-техническое обеспечение занятий волейболом.

В разделах теории и методики обучения волейболу представлены об­щие вопросы теории волейбола и его истории, техника, тактика, физи­ческие и психические качества, методика обучения технике и тактике, научно-исследовательская и учебно-исследовательская работа студен­тов по волейболу.

В разделе теории и методики тренировки представлены основы тео­рии спортивной тренировки в волейболе, основные стороны трениров­ки; особенности методики тренировки различных по возрасту и квали­фикации волейболистов; вопросы управления тренировочным процес­сом; научно-исследовательская и учебно-исследовательская работа.

 

 

 

В разделах спортивно-педагогического совершенствования представ­лена планирующая документация; вопросы анализа соревновательной деятельности волейболистов; совершенствование собственных техни­ко-тактических действий, проведение частей тренировочного занятия, теоретических занятий; организация и проведение соревнований.

Разделы медико-биологических и психологических особенностей во­лейбола направлены на комплексное освещение особенностей волейбола с позиции соответствующих смежных дисциплин; факторы, лимитирую­щие спортивную деятельность; медико-биологический контроль.

Раздел материально-технического обеспечения занятий волейболом включает вопросы использования тренажеров и оборудования в трени­ровочном процессе.

Занятия по всем разделам проводятся в форме лекций, семинарс­ких, практических и методических занятий, деловых игр, учебной прак­тики, учебно-исследовательской и самостоятельной работы студентов.

Учет успеваемости ведется в форме зачетов и экзаменов, к оконча­нию вуза необходимо выполнить требования итоговой государственной аттестации. Необходимо подготовить выпускную квалификационную ра­боту.

 

Основные понятия и терминология

 

В понятиях и терминах раскрывается предмет изучения и преподава­ния любой дисциплины. В понятиях и терминологии концентрируются накапливаемые наукой знания. Понятие считается полным, если оно имеет определение, т.е. краткую формулировку критериев отличия од­ного понятия от других, способов его повторения и употребления.

Ниже дается определение основных понятий и терминов, кото­рые имеют место в учебнике. Это необходимо сделать, так как в практике подготовки волейболистов, в методической литературе нет единства трактовки основных понятий и терминологии. По некото­рым понятиям и терминам пояснения даются в соответствующих разделах учебника.

Игровая деятельность волейболистов — управляемая сознанием их внутренняя — психическая и внешняя — физическая активность, на­правленная на достижение победы над соперником в условиях специ­фического противоборства и при соблюдении установленных правил.

Соревновательная деятельность волейболистов — игровая деятель­ность в условиях официальных соревнований.

Прием игры — обусловленное правилами двигательное действие, специфическое для волейбола. Выделяют приемы нападения и приемы защиты.

Техника игры — совокупность приемов игры для осуществления игровой и соревновательной деятельности в волейболе. Выделяют тех­нику нападения (атаки) и технику защиты (обороны).

 

 

 

Техническая подготовка волейболистов — педагогический процесс, направленный на совершенное овладение приемами игры и обеспечи­вающий надежность навыков в игровой и соревновательной деятельно­сти.

Тактическое действие — рациональное использование приемов игры, форма организации соревновательной деятельности волейболистов, на­правленной на победу над соперником. Выделяют индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите.

Тактика игры — совокупность тактических действий — индивиду­альных и коллективных, направленных на достижение победы над со­перником.

Тактическая подготовка волейболистов — педагогический процесс, направленный на совершенное овладение тактическими действиями и обеспечивающий их высокую эффективность в игровой и соревнова­тельной деятельности.

Физические способности волейболистов — индивидуальные особен­ности личности, создающие условия для успешного овладения и осу­ществления игровой и соревновательной деятельности, в значительной мере предопределены генетически.

Физические качества — отдельные качественные проявления физи­ческих способностей: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.

Физическая подготовка волейболистов — педагогический процесс, направленный на развитие физических способностей и повышение фун­кциональных возможностей, укрепление опорно-двигательного аппа­рата, обеспечивающих эффективное овладение навыками игры и спо­собствующих высокой надежности игровых действий.

Интегральная подготовка волейболистов — педагогический процесс, направленный на интеграцию тренировочных воздействий техничес­кой, тактической, интеллектуальной и физической подготовки в цело­стный эффект игровой и соревновательной деятельности.

Психологическая подготовка волейболистов — воспитание нравствен­ных, волевых и тех психических качеств, которые адекватны специфи­ке волейбола и содействуют формированию личности спортсменов и высокой надежности соревновательной деятельности.

Теоретическая (интеллектуальная) подготовка волейболистов— во­оружение спортсменов специальными знаниями, повышающими эф­фективность тренировочной и соревновательной деятельности.

Система подготовки волейболистов — совокупность взаимосвязан­ных элементов, образующих целостное единство и ориентированных на достижение цели, т.е. это комплекс мероприятий, направленных на подготовку спортсменов, отвечающих модельным характеристикам силь­нейших волейболистов мира и способных показывать наивысшие спортивные достижения.

Тренировка волейболистов — составная часть системы подготовки, педагогический процесс, направленный на обучение приемам игры и

 

 

тактическим действиям, совершенствование технико-тактического ма­стерства, развитие физических способностей, воспитание психических, моральныхи волевых качеств, создание условий для высоких спортив­ных достижений волейболистов. Тренировочная деятельность — совместная деятельность тренера и волейболистов по успешному достижению целей тренировки.

Структура тренировки: исходным структурным образованием явля­ется тренировочное задание; комплексы заданий составляют трениро­вочные занятия; два и более тренировочных занятий образуют микро­цикл; несколько микроциклов образуют мезоцикл; мезоциклы образу­ют макроцикл (полугодовой или годовой); несколько годичных циклов образуют многолетний цикл.

Тренировочная нагрузка — составная часть (компонент) трениров­ки, отражает количественную меру воздействий на организм волейбо­листов в процессе тренировочных занятий. Величина нагрузки опреде­ляется ее интенсивностью и объемом. Важное значение имеет характер тренировочных средств (специализированность, направленность, слож­ность).

Спортивные соревнования — составная часть системы подготовки волейболистов; с одной стороны, они служат целью тренировки и кри­терием ее эффективности, с другой стороны, они являются эффектив­ным средством специальной соревновательной подготовки.

Соревновательная деятельность — совместная деятельность волей­болистов и тренера по эффективной реализации тренировочных эффек­тов в условиях официальных соревнований. По своему содержанию эта деятельность складывается из индивидуальных действий и взаимодей­ствий партнеров по команде и противодействий, индивидуальных и коллективных, игроками соперника.

Структура соревновательной деятельности волейболистов — набор атакующих и оборонительных действий и операций, которые выполня­ют спортсмены обеих команд в специфических условиях противобор­ства соперников. Компоненты структуры органически связаны между собой, образуя целостное единство соревновательной деятельности двух противоборствующих команд.

Соревновательная нагрузка — объем соревновательной деятельнос­ти в определенный промежуток времени, выражается в количестве игр.

Структура соревнований по волейболу — разнообразные виды со­ревнований, упорядоченные по определенным признакам: масштабу, уровню мастерства, возрастному цензу.

Управление — процесс по обеспечению достижения цели системы подготовки волейболистов на основе получения, передачи и перера­ботки информации, выработки и принятия решения. Выделяют управ­ление подготовкой волейболистов, управление тренировкой и управ­ление соревновательной деятельностью команды и отдельных игро­ков.

 

 

 

Планирование — процесс выбора направления движения системы подготов-

ки волейболистов и определение средств и методов достиже­ния конечной цели; это определение содержания деятельности на пе­риод времени в будущем.

Контроль — процесс, направленный на обеспечение совпадения хода подготовки волейболистов с плановым заданием, т.е. координацию дей­ствий составных частей системы подготовки по достижению цели на основе получаемой информации.

Отбор спортсменов — составная часть системы подготовки волейбо­листов, комплекс мероприятий по выявлению спортсменов, обладаю­щих высоким уровнем способностей к волейболу и свойствами орга­низма, обеспечивающими эффективность тренировочной и соревнова­тельной деятельности в волейболе.

 

Глава 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.223.3.101 (0.008 с.)