Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Скоростной и прыжковой выносливостиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Установить время пробегания дистанции 100 м. (одна пробежка); — установить время пробегания дистанции 25 м (четыре пробежки) и вычислить средний показатель; — учетверенный результат бега на 25 м. (с) сопоставить с результатом бега на 100 м (чем меньше разница, тем лучше скоростная выносливость). 2. Бег «елочкой» на одной стороне площадки. На боковых линиях (по 3 мяча на линии) через 3 м. от лицевой линии устанавливаются 6 набивных мячей. Старт — от середины лицевой линии, на которой также лежит набивной мяч. Игрок касается рукой мяча (ближнего к нему) с правой стороны, возвращается к месту старта, касается мяча, лежащего на лицевой линии, касается мяча (ближнего к нему) с левой стороны, возвращается к месту старта. Далее перемещение по этой схеме с касанием следующих мячей (с). 3. Бег к четырем точкам из центра площадки (раздел специальная быстрота). Дистанция пробегается дважды без паузы отдыха.
1. Прыжки на «оптимальную» высоту с места толчком двух ног (к росту мужчины прибавить 1 м, к росту женщины — 80 см) с доставанием маркированной отметки двумя руками (определяется количество прыжков). 2. Прыжки с разбега с доставанием максимальной высоты — маркировки (определяется количество прыжков). 3. Выполнение нападающего удара с разбега из зоны 4(2) в течение 3 мин для мужчин и 2 мин для женщин с интенсивностью 12 нападающих ударов в минуту. Оценивается попадание мяча в мишени (квадраты 3х3 м), которые маркируются по боковым линиями за линией нападения. Нападающие удары проводить поочередно в обе мишени. Потерей мяча считаются удары в сетку, за пределы площади, мимо мишени. Классификация: 3-4 потери мяча — высокий уровень 5-8 потерь мяча — хороший уровень 9-12 потерь мяча — средний уровень.
Ловкость. Ловкость среди других физических качеств волейболистов занимает особое положение. Во-первых, высокий уровень развития ловкости — решающая предпосылка для качественного освоения и совершенствования техники игры; во-вторых, «ловкий» спортсмен быстро приспосабливается к постоянно меняющимся условиям в соревнованиях и выбирает наиболее эффективные средства ведения игры. Выполнение любого технического приема строится на основе старых координационных связей. Чем больший запас разнообразных двигательных навыков имеет волейболист, тем успешнее идут овладение техникой игры и использование ее в постоянно изменяющихся ситуациях. В связи с этим, основной путь развития ловкости — это обогащение спортсменов все новыми разнообразными навыками и умениями, развитие координации. При развитии ловкости необходимо выполнять следующие положения: — упражнения на ловкость требуют повышенного внимания, точности движений, и поэтому лучше всего проводить их в начале основной части тренировки; — упражнения в каждом учебно-тренировочном занятии должны быть в достаточной степени трудны в координационно-двигательном отношении (изменение исходных положений, усиление противодействий, изменение пространственных границ, скорости или темпа движений, переключение с одного движения на другое и т.д.); — объем упражнений и длительность серий в рамках одной тренировки должны быть небольшими, т.к. большой объем и длинные серии быстро утомляют нервную систему, в результате чего снижается тренирующее воздействие; — дети гораздо быстрее, чем взрослые, овладевают навыками, поэтому в юном возрасте необходимо развивать общую ловкость с помощью подвижных и спортивных игр, общеразвивающих, гимнастичес-
ких и легкоатлетических упражнений, выполняемых в необычных условиях, на местности и т.д. Для развития ловкости используют самые разнообразные упражнения, в которых спортсмен должен выходить из неожиданно сложившейся ситуации с помощью находчивых, быстрых и эффективных действий. Всесторонняя физическая подготовка способствует накоплению запаса двигательных навыков (общей ловкости), на основе которых развивается способность к освоению и вариативному применению техники игры в волейбол (специальная ловкость).
Примерные упражнения для развития ловкости 1. Бег через барьеры различной высоты. 2. Бег на скорость различными способами с изменением направления. 3. По наклонной лестнице взобраться вверх на четвереньках. 4. Пролезть между рейками лестницы. 5. Вращение мяча на шнуре на разной высоте — подныривание, перепрыгивание под шнуром и через шнур. 6. Кувырок через плечо, через голову вперед-назад (после кувыркания прием или передача мяча). 7. Бросок-кувырок вперед, затем прием или передача мяча 8. Прыжки через гимнастическую скамейку с поворотом на 90", 180', 360° (после поворота прием или передача мяча) 9. Блок, поворот на 180° — прием мяча с падением. 10. Удары по подвешенному мячу с поворотом в прыжке на 90° 11. Выполнение нападающих ударов «неловкой» рукой. Способность расслаблять мышцы позволяет избавиться от излишней напряженности, а следовательно, быстрее и правильнее выполнять движения. Важным моментом при выполнении упражнений на ловкость является воспитание психологической настроенности на конечный результат — превзойти свой результат в последующей попытке, результат партнера.
Контрольные упражнения для определения уровня развития ловкости 1. Старт (на расстоянии 2 м от места старта лежит набивной мяч); на бегу подобрать мяч, нести его 3 м; далее катить его «зигазгом», огибая 4 стойки; поднять мяч, держать в руке и бежать в противоположном направлении 2 м; далее кувырок вперед; прыжок через банкетку (скамейку, стул); проползти под следующей банкеткой; бег спиной вперед, обегая три стойки, и финиширование. Общая длина дистанция 20 м (10 м в одном направлении, 10 м в другом).
2. Бег на ловкость по периметру одной стороны площадки против часовой стрелки. Набивные мячи (1 кг) лежат на линии нападения: один в середине площадки, два других, на расстоянии 1 м от боковой линии. Две банкетки стоят перпендикулярно сетке между зонами 2-3 и 3-4 у сетки. Выполнение: старт из зоны 1 из положения упор присев: кувырок вперед, рывок до набивного мяча; взять мяч и с разбега бросить двумя руками через сетку в зону нападения; пролезть под банкеткой, взять второй мяч и далее те же действия, что и в начале испытания. После броска третьего мяча через сетку — падение (перекат на грудь — живот, бедро — спину) и финиширование бегом спиной вперед по боковой линии до лицевой (с). 3. На высоте 80% от максимального прыжка волейболиста и на расстоянии 80-100 см от середины центральной линии натягивается веревочка. В центре противоположной площадки маркируется мишень размером 1х1 м. Спортсмен выполняет 10 бросков теннисного мяча в мишень, преодолевая препятствие с разбега в прыжке (к-во попаданий). 4. Волейболист имитирует блокирование, затем падение (для женщин 1 раз отжаться) и выполняет передачу мяча (после каждого раза действий) с 8,6,3 м на точность в цель, по 10 раз с каждой точки. Передача мяча с оптимальной траекторией. Цель с 8 м — диаметр 1 м, с 6м— 0,75 м, с 3 м — 0,5 м. Мишень на стенке (к-во попаданий). Гибкость. Гибкость — это подвижность во всех суставах, позволяющая выполнять разнообразие движения с большой амплитудой. Упражнения, направленные на развитие гибкости, делятся на активные и пассивные. Активные упражнения выполняются самим спортсменом, а пассивные — с помощью партнера, спортивного снаряда, отягощения и др. Упражнения выполняются пружинисто, сериями по 10 — 15 движений в серии с небольшими перерывами между сериями — 10 — 20 с), постепенно увеличивая амплитуду движений. Интервалы отдыха заполняются упражнениями на расслабление. Обычно упражнения на гибкость выполняются в утренней разминке, в разминке, предшествующей тренировке, но можно и нужно включать их в самостоятельную часть занятия (10-15 мин), чередуя упражнения на растяжение с силовыми упражнениями, которые воздействовали бы на одни и те же группы мышц. Достигнутый уровень развития гибкости сохраняется в том случае, если спортсмен регулярно поддерживает его минимум один раз в день и ежедневно.
Примерные упражнения для развития гибкости А. В лучезапястных суставах: 1. Отталкивание кистями от стены. 2. Кистевой бросок набивного мяча (1 кг).
3. Опорный прыжок через гимнастического коня. 4. Руки подняты вверх с гантелями — движения вперед-назад. 5. Ходьба в стойке на руках, ноги поддерживает партнер. 6. Отталкивание от пола в упоре лежа. 7. Перемещение по кругу в упоре лежа и в упоре сидя.
Б. В плечевых суставах: 1. Круговые движения прямыми руками с большой амплитудой и максимальной скоростью. 2. Маховые движения руками в наклоне вперед. 3. Наклоны вперед, держась за рейку гимнастической стенки на уровне груди, пояса. 4. С партнером, стоя спиной друг к другу. Поднять руки вверх (в стороны), зацепиться кистями — одновременный шаг вперед, назад; шаг другой ногой вперед, назад и т.д. 5. В висе на кольцах (перекладине) раскачивания туловищем. 6. Стоя спиной к резиновому амортизатору, — круговые вращения руками назад; руки вверху — попеременная тяга руками вперед; руки в стороны — отведение рук назад и тяга вперед.
В. В суставах позвоночного столба и тазобедренных суставах: 1. Лежа на животе, взяться руками за голеностопы — прогнуться. 2. Лежа на животе, руки в стороны — достать ногой разноименную РУКУ. 3. Пружинистые наклоны туловища вперед, назад, в стороны. 4. Стоя спиной к гимнастической стенке, держась руками за рейку на уровне головы, — прогибание, выпрямляя руки. 5. Стоя боком к гимнастической стенке, поставить ближнюю к стенке ногу на рейку под углом 90° — наклоны к стоящей на полу ноге. 6. Стоя, поднять бедро до прямого угла — круговые вращения ногой. 7. Сидя в положении барьерного бега, наклоны к прямой ноге. 8. Повороты туловища со штангой на плечах.
Г. В коленных и голеностопных суставах: 1. Ходьба выпадами в стороны с пружинистыми покачиваниями. 2. Прыжки в приседе вперед, назад, в стороны. 3. Прыжки со скакалкой. 4. Из седа на пятках, держась руками за стопы, прогнуться, подавая таз вперед. 5. Прыжки вверх, отталкиваясь только стопами. 6. Ходьба на носках, пятках, внешней, внутренней стороне стопы. 7. Носки стоп на возвышении (5-10 см) — подъем на возвышение.
Контрольные упражнения для определения уровня развития гибкости Подвижность в том или ином суставе оценивается в линейных мерах или градусах. 1. Подвижность в тазобедренных суставах. Стоя на табуретке (банкетке), сгибание туловища вперед (не сгибая ног) продвигая ладони обоих рук вниз по измерительной рейке. Фиксировать показания по кончикам пальцев. Нулевое деление — верхняя поверхность табуретки (вариант: выполнить продольный шпагат — одна нога неподвижна, вторая скользит в сторону по измерительной планке). 2. Подвижность в крестцово-позвоночном сочленении. Выполнить гимнастический мост из основной стойки или положении лежа на спине. Оценки — «выполнено», «не выполнено». 3. Подвижность в плечевых суставах. Выполнить круг руками назад с измерительной палкой в руках. У измерительной палки одна рукоятка подвижная, другая неподвижна. Начальная ширина хвата — 60 см. По конечному положению подвижной рукоятки определяется расстояние между руками.
Методические рекомендации Какие физические качества и в каких сочетаниях можно развивать в одной тренировке, используя как основные упражнения, так и вспомогательные? Доказано, что положительное взаимодействие проявляется, если в тренировочном занятии выполняются: — упражнения на быстроту, затем на специальную выносливость; — скоростно-силовые упражнения, затем на общую выносливость; — упражнения на специальную выносливость (в небольшом объеме), затем на общую выносливость; — упражнения на ловкость, затем на взрывную силу; — упражнения на быстроту, затем на силу; — упражнения на ловкость, затем на быстроту; — упражнения на силу, затем на общую выносливость; — упражнения на совершенствование техники-тактики игры до или после развития одного или двух физических качеств. Разнонаправленные упражнения могут повторяться по дням недели (в каждом микроцикле) с разной частотой. Прирост прыгучести наблюдается при выполнении упражнений с незначительными отягощениями — через день, а без отягощения полезно давать прыжковые упражнения (в небольшом объеме) — ежедневно. Ежедневная тренировка общей выносливости, силы мелких мышечных групп, гибкости без отягощений дает положительный эффект, а
упражнения на специальную выносливость применять в тренировках как минимум через день. При развитии взрывной силы с помощью основных упражнений надо подбирать такие отягощения, которые не приводили бы к нарушению двигательной структуры технических приемов. Оптимальным считается отягощение весом до 40% от максимального. Тренировочное занятие, направленное на развитие быстроты лучше проводить вечером, когда работоспособность организма обычно наибольшая. В течение недельного микроцикла оптимальным считается 2-4 занятия на быстроту. Для усиления эффекта развития двигательных качеств (кроме специальной выносливости) занятие с определенной преимущественной направленностью может повторяться 2—3 дня подряд. Например: 1-й день — развитие быстроты и взрывной силы и решение главной задачи тренировки; 2-й день — то же, что и в 1-й день; 3-й день — то же, что и в 1-й день. Упражнения, направленные на развитие быстроты и ловкости, рекомендуется включать в первую часть занятия.
5.4.Психологическая подготовка Если строго следовать всем законам применения терминов, то необходимо говорить о «психической подготовке», так как название должно происходить не от науки (психология), а от предмета подготовки. Мы говорим «физическая» подготовка, а не «физиологическая». Однако традиционно употребляется словосочетание «психологическая подготовка», которым мы здесь и будем пользоваться. Психологической подготовкой спортсмена называется организованный, управляемый процесс реализации его потенциальных психических возможностей в объективных результатах, адекватных этим возможностям. То же можно говорить о подготовке команды, у которой есть свои потенциальные психические возможности. Они не являются суммой возможностей игроков, а становятся чем-то принципиально новым: у каждой команды есть свой характер, темперамент, свое отношение к тому или иному сопернику. Мы потому говорим о результатах, адекватных возможностям спортсмена или команды, — что психологическая подготовка, являясь составной частью общей системы спортивной тренировки, зависит от других ее форм: (физической, технической, тактической. При низком уровне развития физических качеств, независимо от полезности приемов психической регуляции, команда не может добиться высоких спортивных достижений, се результат будет адекватным возможностям, т.е. невысоким.
Принято различать три основных вида психологической подготовки, связанных друг с другом, но направленных на решение самостоятельных задач: 1) общая психологическая подготовка, 2) специальная психологическая подготовка к соревнованиям, 3) психологическая защита в конкретном соревновании. В циклических видах сорта, связанных с большими, а главное, монотонными нагрузками, нередко выделяют как самостоятельный вид психологическую подготовку к продолжительному тренировочному процессу. Относительно самостоятельным подвидом является психологическая подготовка тренера, играющая особую роль в любых спортивных играх, потому что реально ни в одном другом виде спорта, как в играх, тренер не участвует так активно в постоянном непосредственном управлении соревновательной деятельностью своих подопечных. По содержанию основных средств психической регуляции подготовка тренера и спортсмена совпадают, поэтому тренер может настраиваться на игру практически так же, как и спортсмен. Прежде чем говорить о содержании названных выше трех видов психологической подготовки волейболистов, необходимо кратко описать требования, которые предъявляет волейбол к психической деятельности человека. В психологии описание таких требований и условий специфической деятельности обычно называют психограммой.
Психограмма волейбола Основные характеристики игры как специфической деятельности: — выполнение сложных в моторном отношении действий, представляющих собой манипуляции с таким своеобразным предметом, как мяч; — восприятие сразу нескольких объектов (спортсмен, мяч), как в центре, так и на периферии поля зрения; — комплексное реагирование на быстрые перемещения нескольких объектов восприятия: партнеры, соперники и (с особенно высокой скоростью) мяч; — принятие тактических решений в условиях лимита времени; — вероятностное прогнозирование (оценка будущих действий партнеров и соперников на основе знаний об их склонности к принятию решений и прогнозе наиболее реальных ходов при данной тактической ситуации); — рефлексия (рассуждение как бы за других спортсменов, при котором создается возможность построить модель поведения другого человека по типу «я знаю, что он думает, что я поступлю так-то, а я поступлю так-то»); — быстрый переход от атакующих действий к защитным и соответственно — быстрая смена тактических решений, плана действий;
— активная деятельность всех игроков, находящихся на площадке (в этом отношении волейбол отличается от большинства других игр, где отдельные спортсмены могут временно оказываться в состоянии «оперативного покоя»); — высокая значимость каждого действия с мячом (волейбол — единственный игровой вид спорта, где техническая ошибка карается не только самим ходом игры, но и судьей); — максимальная включенность всех спортсменов в игру с первого тактического хода; — переключение на разные по биомеханическим и психологическим характеристикам действия с мячом: прием, передача партнеру, нападающий удар, блок, доигровка; — постоянная готовность игрока к неожиданностям, как в отношении изменения конкретной оперативной ситуации, так и в отношении хода игры. Как показали исследования Л.С.Нерсесяна, время второй передачи составляет в среднем 1,3 с, приема мяча с подачи — 1,4 с, приема мяча после нападающего удара — 0,4 с. По данным В.А.Ускова, время прослеживания за полетом мяча составляет 1,2 с, время решения самой «длинной» игровой задачи — не более 0,8 с, время обработки мяча — 0,16 с. Особенно отчетливо психическая напряженность игры связана с длительностью приема мяча после нападающего удара. Выполняя это важное для всей игры действие, волейболист должен воспринять все характеристики удара соперника, оценить направление полета мяча, спланировать свое действие, принять мяч, причем так, чтобы облегчить прием мяча и выполнение второй передачи партнером. И вся эта совокупность действий занимает не более 0,4 с. Приведенные временные характеристики свидетельствуют о том, что волейбол предъявляет весьма жесткие требования к быстроте и точности восприятия, к интенсивности и устойчивости внимания, к скорости и точности различных вариантов сенсомоторных реакций, особенно реакций на движущийся объект (антиципирующих), а также требует от игрока исключительной точности и дифференцированности движений. Многообразие проявления отдельных психических качеств и свойств спортсмена можно наблюдать на примере такого, относительно простого в тактическом отношении игрового действия, каким является подача. Она относится к стандартным игровым действиям, которые имеют место в ситуациях, отличающихся относительной упорядоченностью условий выполнения и возможностью их выполнения при повторении в игре. Здесь спортсмен имеет достаточный запас времени для принятия решения и его осуществления, отсутствует прямая зависимость от действий соперника. Выполнен анализ структуры подачи в волейболе (А.В.Родионов, А.А.Гераськин), в которой выделены четыре фазы: предварительная, подготовительная, основная и заключительная.
Предварительная фаза начинается после окончания предыдущего игрового эпизода и продолжается во время перехода игрока к месту подачи. По отзывам волейболистов высокого класса, в этот период происходит интенсивная внутренняя подготовка к предстоящему действию, оценка собственных возможностей, а также противника и партнеров, проигрываются варианты тактического и технического содержания игрового действия. Прогнозируется дальнейшее развитие ситуации для создания максимальных преимуществ собственной команде после приема соперником подачи и определения своего места и роли в последующих эпизодах. При этом чаще всего происходит следующая психическая деятельность: подавление отрицательных эмоций (например, если предшествующая подача была неудачной); формирование установки на выполнение подачи в соответствии с принятым тактическим решением; мысленный отсчет времени, отведенного на выполнение подачи; определение оптимального момента ее начала. Для этого необходимы следующие психические качества и свойства: объем и распределение внимания, адекватность и объем оперативной памяти, точность вероятностного прогнозирования, глубинного зрения, точность специализированного восприятия — «чувства» ритма и темпа разбега и темпа выполнения подготовительных действий, «чувства» зоны подачи). Главная задача основной фазы — точность реализации принятого тактического и технического решения в соответствии с игровой ситуацией. Поэтому преимущество в этой фазе имеют спортсмены, способные в данный момент отвлечься от всего постороннего и сконцентрировать свои возможности на точной реализации двигательной задачи. В эту фазу включены такие компоненты психической деятельности, как слежение за мячом, самоконтроль темпа и ритма выполняемых двигательных действий. Необходимые качества и свойства: точность антиципирующей реакции и чувства времени, точность специализированных восприятий: «чувства» мяча, площадки, зоны. Именно такие специализированные восприятия во многом определяют мастерство волейболиста. Важное звено в деятельности волейболиста — заключительная фаза. В нее входят самоконтроль за выполнением заключительных движений, непроизвольное запоминание характерных особенностей выполнения подачи, ее оперативной анализ с одновременным слежением за мячом, действиями противника и прогнозированием дальнейшего развития игровой ситуации. Необходимые качества и свойства: объем, интенсивность и распределение внимания, адекватность оперативной памяти, быстрота восприятия и переработки информации, точность глубинного зрения, способность к мышечно-двигательному самоконтролю, точность специализированного восприятия — «чувства» времени полета мяча. Краткий анализ психологического содержания только одного действия — подачи показывает, какие высокие требования предъявляет к
психике спортсмена игровая деятельность. Одновременно она способствует развитию названных выше качеств и свойств, которые в своем единстве и составляют специальные способности волейболиста. В свое время чешские спортивные психологи М.Ванек, В.Гошек и Б.Свобода установили высокий интеллект волейболистов: по показателям интеллектуальных способностей они опережают представителей большинства других видов спорта. Французский спортивный психолог Э.Тилль считает, что у волейболистов интеллект имеет своеобразную характеристику, которую он охарактеризовал как «скорость-динамизм», т.е. волейболисты не только способны быстро решать тактические задачи, но и быстро переключаться при смене ситуации. Причем речь идет и о чисто тактических ситуациях, и об игровых в более широком смысле слова, с психологическим подтекстом. Наверное, редко в какой спортивной игре может так резко меняться ситуация: только что команда уверенно лидировала в счете, например, 10: 2, а вскоре уже проигрывает 10:14, и судьба партии и всего матча висит на волоске. В большинстве случаев волейболисты отличаются достаточно сильным характером, «силой Я». Специальное тестирование личности спортсменов показало (Ф.В.Кондратьев), что для волейболистов типичны добросовестность, наличие твердых внутренних убеждений, самодисциплина. По данным В.И.Секуна, у них выражено стремление к доминированию, т.е. к навязыванию своего мнения, своей воли другим. Наконец, А.М.Мухамедалиев определил, что у волейболистов более высокий уровень тревожности, чем у представителей других спортивных игр. Он объясняет это повышенным чувством личной ответственности за любую ошибку, в том числе и техническую, чего нет в других игровых видах спорта. Тревожность — это так называемая психодинамическая характеристика характера, а повышенная тревожность совсем не означает «слабости» характера. Как раз стойкость характера — отличительная сторона классного волейболиста. Канадский психолог Б.Огилви так определил признаки стойкости характера: «Спортсмен может вынести грубое обращение, способен сильно не расстраиваться в случае проигрыша, плохой игры и резкого с ним обращения, может правильно воспринимать критику и не нуждается в особой поддержке со стороны тренера». Все эти качества проявляются у лучших волейболистов. Краткая психограмма волейбола помогает искать необходимые средства общей и специальной психологической подготовки.
5.4.2. Общая психологическая подготовка Общая психологическая подготовка решается двумя путями. Первый предполагает обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психологическую готовность человека к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состоя -
ний, уровня активации, обеспечивающей эффективную деятельность, концентрации и распределения внимания, способам мобилизации на максимальные волевые и физические усилия. Второй путь предполагает обучение приемам моделирования условий соревновательной борьбы (безотносительно к конкретному соревнованию) посредством моделей: натурных (тренажеры) и словесно-образных (способы применения тренажеров здесь не описываются). Прежде чем говорить об универсальных приемах, обеспечивающих готовность спортсмена к эффективной соревновательной деятельности, необходимо представить, какое состояние благоприятствует такой деятельности, а какое — мешает. В общих чертах психическим состоянием называют целостную характеристику психической деятельности за конкретный период, связанную с определенной динамикой психических процессов и психофизиологических функций и отражающую реакцию человека на возбужденное или заторможенное состояние, состояние страха, уверенности в своих возможностях, радости, настороженности, ярости и т.д. В игровых видах спорта, как и во всех других, в которых большую роль играет тактика, принято различать напряженное состояние (а в спорте значительное напряжение неизбежно) двух видов: 1) операциональную напряженность, связанную с трудностями решения тактических задач, 2) эмоциональную напряженность, связанную с отношением спортсмена к тем или иным ситуациям. Хотя они и взаимосвязаны, но бывает, что спортсмен начинает игру с чрезмерной эмоциональной напряженностью, но несколько удачных тактических ходов быстро снижают ее, а бывает, что в игре с не очень тактически сложным соперником судейские ошибки, обидные реплики тренера «выводят из себя» и портят всю игру. В принципе психическая напряженность не только неизбежна, но и необходима: в спокойном состоянии эффективно играть нельзя. Но при длительном или сильном воздействии возбуждающих или затормаживающих воздействий наступает перенапряжение, неблагоприятное состояние. В англоязычной литературе состояние напряженности называется стрессом (теперь этот термин стал привычным во всем мире), причем положительное напряжение называется эвстрессом, а отрицательное — дистрессом. Обычно стрессовая ситуация вызывает повышение уровня активизации, мобилизацию сил, однако может вызывать и дезорганизацию поведения и деятельности. Противодействие неблагоприятным стрессогенным фактором осуществляется специальным овладением приемами регуляции психического состояния. Прежде всего в систему противодействий влиянию дистресса должно входить управление мотивацией спортсмена. У спортсмена мотивация проявляется прежде всего в уверенности в себе. Важно не столько повышение уровня спортивного мастерства, сколько формирование у
спортсмена уверенности в том, что его мастерство обеспечит высокий спортивный результат. Дело тренера — налаживать положительные отношения между спортсменами и надежную связь между ними и собой, стимулировать положительную самооценку спортсменов, сводить к минимуму любые факторы, вызывающие потерю уверенности в своих силах. Давно известно, что успех человек склонен объяснять внутренними причинами («я сумел»), а неудачу — внешними («мне помешали»). Как ни странно, в спорте такую особенность просто необходимо использовать при управлении мотивацией. Каждый малейший успех (удачный прием подачи в тренировке) надо использовать для повышения у спортсмена чувства уверенности в своих силах. Иное дело — неудача. Здесь, как считают психологи, должен быть принцип «50: 50», т.е. примерно в половине случаев соглашаться со спортсменом, что в неудаче меньше всего виноват он, а в половине — подчеркивать его недостатки, но при этом сразу показывать пути исправления. Английский психолог Б.Уайт ввел термин «мотивация эффективности» и показал, что главное в ней — чувство компетентности, т.е. спортсменом движет сознание того, что он именно компетентен в своем виде спорта: владеет всеми нюансами техники и тактики, физически хорошо подготовлен и превосходит в чем-то большинство других. Это чувство узкое: связующего игрока интересует прежде всего, в чем он может превосходить связующих других команд. Это должен использовать тренер, выделял каждый мельчайших признак мастерства, по которому данный спортсмен отличается от других представителей амплуа. Даже материальные блага неосознанно оцениваются спортсменом как оценка собственной компетентности, иными словами, это как бы «гонорар за компетентность». И в зарубежный клуб можно попасть, будучи именно высоко — компетентным в своем виде спорта (или иметь явную перспективу достижения компетентности). Общая психологическая подготовка напрямую связана и с воспитательным процессом: применение любого педагогического средства только тогда полезно, когда тренер знает психологические особенности каждого своего подопечного (характер, темперамент, мотивацию занятий волейболом, волевые качества) и команды в целом (взаимосвязь разных социальных микрогрупп, роль лидеров, наличие конкретных аутсайдеров — «козлов отпущения»). Спортивные психологи иногда говорят, что воспитание спортсмена высокого класса неизбежно должно включать в себя направленное формирование определенных черт эгоизма (даже в спортивных играх). Другое дело, что такие черты формируются сами по себе, но без управляющих воздействий. Талантливому спортсмену можно не бояться говорить «ты — талант»: если он достаточно умен, этим его не испортишь, а умственно недалекий человек едва ли добьется высоких результатов, по крайней мере в волейболе. Такое постоянное напоминание способствует формированию у спортсмена как бы «психической защиты» про-
тив неблагоприятных жизненных ситуаций. К тому же такое внушение, если его конкретизировать, указывает пути формирования специальных способностей: например, отмечая, что у спортсмена выдающаяся прыгучесть, тренер одновременно подталкивает спортсмена на постоянную работу над совершенствованием этого качества. Настоящий профессионал не удовлетворяется высоким уровнем своей способности («зачем над ней работать — она у меня и так налицо»), а наоборот стремится повысить ее, чтобы максимально использовать свое преимущество над соперниками. Внушение типа «ты талант», «ты незаурядный человек» распространяется не только на процесс совершенствования специальных способностей, но и на регуляцию текущих состояний: незаурядной личности нечего бояться давления прессы, замкнутого пространства тренировочных сборов, недружелюбных фанатов, необъективного судейства и т.д. Помогает такой регуляции и анализ проделанной работы за определенный период времени («мы сделали все, что планировали и что необходимо для высокого результата»). Это — тоже психологическая защита и элемент общей психологической подготовки. Общая психологическая подготовка в качестве основных своих разделов содержит управление психическим состоянием спортсмена, даже безотносительно к специфике спортивной деятельности. Управляя состоянием, мы формируем свойства личности. Если спортсмен постоянно находится в тревожном ожидании предстоящих соревнований, постепенно это станет привычным состоянием и перерастает в устойчивую черту личности, которая называется личностной тревожностью. Постоянная неконтролируемая агрессивность становится со временем чертой личности, а с этим трудно справиться. Известный спортивный психолог Г.Д.Горбунов писал, что общая психологическая подготовка представляет собой процесс развития свойств личности посредством систематического управления психическим состоянием. Целенаправленная и достаточно продолжительная общая психологическая подготовка приводит к тому, что необходимость управления спортсменом извне становится все меньше и меньше. Усовершенствованная система саморегуляции позволяет спортсмену успешно управлять собой в условиях все возрастающих психических и физических напряжений и перенапряжений, благодаря чему появляется возможность в полной мере раскрыть свою мышечную, функциональную и интеллектуальную подготовленность. Существуют приемы психической регуляции (чаще всего — саморегуляции), которые не зависят от особенностей вида спорта и подходят, например, для снятия перенапряжения в любом случае. Прежде чем приступать к овладеванию приемами такой саморегуляции, необходимо знать признаки неблагоприятного психического состояния. При всем разнообразии индивидуальных вариантов таких признаков их делят на две основные группы: признаки соматической и когнитивной тревожности. Наиболее типичные для первой группы:
— ощущение сердцебиения; — сухость во рту; — частая зевота; — неприятные ощущения в желудке, жидкий стул, частые позывы к мочеиспусканию; — влажные ладони и ступни; — изменение голоса («хриплый»); — дрожание мышц, тремор; — покраснение кожи, особенно лица («вазомоторика»); — ощущение утомления уже в начале разминки. Соматическая тревожность не очень страшна и часто снимается хорошей разминкой. Больше того, многие спортсмены не могут эффективно действовать, пока не испытывают предстартовой соматической тревожности. И при ее появлении сразу вспоминают, как успешно действовали именно в таком состоянии. Всегда можно внушить, что соматическая тревожность — хорошая исходная позиции для формирования нужного настроя на победу: без сильного возбужд<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.201 (0.018 с.) |